Белые рубашки. Русский Туркестан
1.82K subscribers
636 photos
2 videos
18 files
145 links
История и культура Русского Туркестана.

@White_Shirts_Bot - для связи.
加入频道
Участившиеся нападения на русских людей в республиках Средней Азии в очередной раз заставляют вспомнить, что именно в эти дни отмечается годовщина восстания 1916 года в Туркестане, захлестнувшего все области края, но более всего из них - Семиреченскую, где большинство населения составляли как раз киргизы.

Напомню, что тогда туземное население отказалось выполнять требования правительства о трудовой мобилизации, припомнив русской администрации отъём земель (было такое, увы) и другие нововведения (хотя как таковой дискриминации не было и у коренного населения было куда больше воли, чем у русского крестьянина европейских губерний, вспомните слова Терентьева).

И восстало.

Восстание было жестоким и кровавым, туземцы, собравшись в отряды, более напоминавшие орды, нападали на мирные поселения крестьян и казаков, которые имели мало отношения к административным решениям по мобилизации. Ташкентский епископ Иннокентий: «Иссык-Кульский монастырь разграблен туземцами, семь монахов убиты, архимандрит с прочими иноками приютился в соседнем приходе. Десять приходских церквей, двадцать пять селений вокруг озера Иссык-Куль сожжены, несколько тысяч человек убито, остальные вывезены в Пржевальск. Скот уведен в горы, все имущество погибло. Войска восстанавливают помощь беженцам. Почтовое и телеграфное сообщение с Пржевальском прервано». К 16 августа 1916 года в одном лишь Пржевальском уезде ограблено 6024 семьи русских поселенцев, пропало без вести и убито 3478 человек (согласно отчёту Куропаткина). Отец Евстафий Малаховский: «Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят. <…> Достаточно того, что на дороге попадались трупики десятилетних изнасилованных девочек с вытянутыми и вырезанными внутренностями. Детей разбивали о камни, разрывали, насаживали на пики и вертели. Более взрослых, клали в ряды и топтали лошадьми. Жутко становилось при виде всего этого».

Что делает русское население? Организует самооборону, вооружается винтовками, строит баррикады на улицах посёлков, во главе ополчения - священники и учителя. Напомню, что положение было осложнено ещё и отсутствием взрослых и здоровых мужчин, отправившихся воевать на фронт (в отличие от туземцев, которых не призывали в окопы, а лишь хотели направить на тыловые работы), сражаются старики, женщины и подростки. Правительство в поддержку своих земледельцев отправляет войска. Благодаря самоотверженности и жестокой борьбе, русские смогли отстоять своё право на существование. Да, со стороны русских тоже была ответная жестокость и спаленные становища и кочевья, но это было лишь ответом на действия "добрых" соседей из коренного населения. Нет, я не пытаюсь никого оправдать.

К чему это всё? Долой политику, конечно, но во мне, как потомке выходцев из Туркестана, стучит тот самый "пепел Клааса".

Он, пепел-то, не зовёт к отмщению. Я просто хотел бы понять, что должно произойти в Средней Азии, чтобы наш МИД перестал выражать озабоченность и бить груши на весёлых видеороликах, а проявил реальную заботу о соплеменниках? Снова отрезанные головы и сожжённые деревни нужны?

Простите за политоту.
"Не мешает иногда и проучить их!"

Летом 1891-го года в Туркестанском военном округе был сформирован Памирский отряд, состав которого был сводным по вахтовому типу. Первоначально он состоял из управления и охотничьих команд (то есть, из самых проверенных, инициативных и надёжных людей, набранных по добровольному принципу), затем там стали появляться командированные специалисты по технической и медицинской части. Целью формирования отряда была защита южного подбрюшья России и контроль над "Крышей мира" - Памиром. Конечно, русские экспедиции на Памире были и раньше, к примеру, экспедиция Громбчевского, известная встречей с англичанами (правда, это были, в основном, гуркхи), в результате которой английский командир Янгхазбенд своими советами едва не погубил русских. Нестабильность в отношениях с Китаем и Афганистаном диктовала необходимость иметь постоянные силы на Памире - в 1885 году на Кушке русские столкнулись с афганцами и выбили их с территории Мерва, уже вошедшего в состав России. Тем не менее, афганцы и китайцы стремились установить контроль над Памиром и продолжали держать там свои посты. Помимо этого они облагали различными податями местных горцев, грабили и убивали непокорных, которые и обращались за помощью к России. Россия не могла допустить подобного и туркестанский ген-губ барон Вревский отрядил полковника Ионова установить в горах русский порядок (местные ханства подчинялись в своё время Коканду и в связи с ликвидацией оного формально считались русскими территориями).

Ионов взялся за дело активно. Активно действовали и англичане с всё тем же капитаном Янгхазбендом (они встретились в августе 1891 года). Незадолго до этого русские задержали британского разведчика лейтенанта Дэвинсона и отправили его познакомиться с достопримечательностями Маргелана (правда, под конвоем), а с Янгхазбенда взяли честное слово: он обязался уехать с Памира и более тут не появляться. Это запустило новый виток дипломатического конфликта с Лондоном, британцы же провели военную акцию и заняли Хунзу и Нагар (ханства неподалеку от границы с Россией). Дэвинсон в итоге вернулся в Англию, а разведывательные рейды англичан только усилились.

Памирские экспедиции Ионова интересны решительностью: с 1891 по 1894 год он неоднократно вступал в столкновения с афганцами и китайцами, зная, что это может повлечь за собой новые скандалы. Допустить же ухода Памира под контроль афганцев и китайцев (по сути, под присмотром британцев) было никак нельзя. Правительством Ионову воспрещалось переходить реку Мургаб, чтоб не злить господ англичан, экспедиция официально именовалась научной по части геодезии. Сам же он регулярно нарушал предписания и это приводило к разным занятностям.

Один из самых интересных случаев был связан с рукопашным боем между русскими и афганцами возле озера Яшилькуль близ урочища Сумэ-Таш. Под покровом ночи с 11 на 12 июля (по ст.ст.) 1891 года сам Ионов взял с собой три казачьих взвода и окружил афганский пост, после чего было классическое "Сдавайтесь! Вы окружены!". Афганский командир Гулям Хайдар-хан решил испытать судьбу и отказался. Ионов сразу приказал брать афганцев врукопашную, надеясь решить дело без убиения непрошенных гостей. Казаки немного перестарались и перерезали пост, убив семерых афганцев, включая самоуверенного капитана Хайдар-хана. Свои же потери составляли троих раненых казаков. Александр III, ознакомившись с рапортом, на уголке папки написал свои легендарные слова эпохи «Большой игры»: «Не мешает иногда и проучить их».
Эксперт в спорах с афганцами полковник Михаил Ефремович Ионов. Актуальность этого человека в связи с последними событиями такова, что, будь админ министром культуры, непременно бы началась подготовка к съёмкам фильма о Памирских экспедициях. Ну или про Кушку и генерала Комарова.

Эдакий пример "мягкой силы", об отсутствии которой в России много говорят, оказал бы влияние на некоторые умы. Тут вам и защита среднеазиатских народов от произвола, и борьба с афганцами, и даже щелчок по носу англичанам. Идеально же.

#героитуркестана
И раз уж пришлось задеть тему Памирских походов, то добавлю про ещё один эпизод, связанный со штабс-капитаном Сергеем Петровичем Ванновским. В августе 1893 года он и его подчинённые столкнулись с афганским отрядом, грабивших памирских горцев в Шугнане и Рошане. В бою пятикратно превосходившие русских афганцы были принуждены отступать, а русские спокойно продолжили поход в сторону реки Ванч. В том бою впервые были применены новенькие винтовки Мосина, державшие афганцев на почтительной и безопасной дистанции.

На фото Ванновский двумя годами ранее.

#героитуркестана
Tageev_B_L_cRustam_Bekw_Pamirskie_pokhody_1892_1895_g_Desjatiletie.pdf
2.7 MB
Бонусом прилагаю книжку Тагеева про Памирские экспедиции. Прекращайте читать Широкорада, читайте классиков.
Василий Верещагин. "Афганец", 1868 г.

К слову, у Афганистана был свой Афганский Туркестан, занимавший пространство от волн Мургаба до хребтов Гиндукуша и примыкавший к Русскому Туркестану с юга. Формальным центром региона был город Мазари-Шариф.
Уважаемые подписчики канала "Белые рубашки. Русский Туркестан"!

Вчера вас, нас, стало более ТЫСЯЧИ человек. Это целый Туркестанский стрелковый полк! По доброй традиции Телеграма я поздравляю вас с этим фактом, благодарю за внимание, отзывы, советы и тематические подсказки! Продолжаем развиваться и развивать. По той же традиции делюсь небольшой подборкой каналов, которые я читаю как с недавних пор, так и довольно давно. Спасибо коллегам телеграмного фронта за сотрудничество!

Востоковедческие каналы:

В Сердце Азии - буддистский и центральноазиатский мир в контексте истории и политики
Неконфуцианская Корея - Корея в её многообразии
Пробковый шлем - колониальная история Азии, главным образом Индии, терзавшей глаз туркестанской администрации
Записки на досуге (Япония) - восточный сосед Российской империи в истории и культуре
Pax Iranica - история Персии и "персидского мира" - южного соседа Русского Туркестана
Smart Babylonia with Olga - Междуречье, конечно, далеко от Туркестана, но тоже очень интересно
Великий трек - Южная Африка сквозь время и пространство

Каналы об истории вообще:

Великая война - Первая мировая, империалистическая, первая германская, Вторая Отечественная...
Авиация 1903-1945 - история небесных пионеров от робких шагов до конца Второй мировой войны
Петрополь - Петербург томный, декадентский и весёлый на заре XX века

Каналы моих друзей:

Покоящаяся трудолюбивая пчела - русская литература XVIII века, тёмный лес для многих, но не для автора канала
Замѣтки на поляхъ пшеницы - отличный канал о дореволюционной русской орфографии

На правах добровольной рекламы:

Листва: Петербург - книжная лавка в сердце Петербурга, предлагающая десятки интересных изданий по истории России и мира
По ссылочке можно посмотреть на подборку разрушенных при советской власти православных храмов на Кавказе и Туркестане.

Туркестан примерно с 3:55, обратите внимание на то, сколько храмов погибло в одном только Ташкенте. В Военном Спасо-Преображенском соборе в правом Приделе южной стены был захоронен сам "устроитель края" и первый генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман, а так же первый настоятель и герой штурма Ташкента священник Андрей Малов. Храм был взорван заложенными под основание заряда, а развалины уничтожены артиллерийским обстрелом в 1935 году.

Позаимствовано из группы ВК "Набат утраченного".
Сегодня 100 лет со дня гибели великого русского поэта Николая Степановича Гумилёва. В связи с этим напоминаю о существовании замечательных открыток по мотивам гумилёвских стихотворений, в том числе "Туркестанские генералы"!

Некоторое количество их ещё осталось, поэтому по-прежнему можно купить в лавке "Листва" в Москве и Петербурге, а также книжном магазине "Бакен" в Красноярске. Ну или напишите мне, я отправлю в конверте.
Дабы не сводить важную дату только к рекламе авторских открыток (хотя они достойны этого!), приведу стихотворение, актуальное для нашего канала и уже как-то публиковавшееся здесь. Это вышеупомянутые "Туркестанские генералы", датируемые как "не позднее 15 ноября 1911 года". Именно за этим числом в письме к Брюсову Николай Степанович сообщил, что у него есть новые стихотворения для публикации, одним из которых стали именно "Туркестанские генералы". Сам поэт в Туркестане не был, но мог быть знаком с туркестанскими офицерами. По крайней мере, публикацию стихотворения в "Русской мысли" (1912, №1) предваряло посвящение Н.И. Гродекову, герою Хивинского похода и Ахал-Текинской экспедиции и туркестанскому генерал-губернатору в 1906-1908 гг. Брюсов, ознакомившись со стихами, написал в ответ Гумилёву, что "я постараюсь однако уместить в январе Ваше стихотворение «Я верил, я думал...». Не знаю еще, удастся ли мне воспользоваться и «Туркестанскими генералами», которые мне тоже очень нравятся.".

И мне они тоже очень нравятся.

"Туркестанские генералы"

Под смутный говор, стройный гам,
Сквозь мерное сверканье балов,
Так странно видеть по стенам
Высоких старых генералов.

Приветный голос, ясный взгляд,
Бровей седеющих изгибы
Нам ничего не говорят
О том, о чем сказать могли бы.

И кажется, что в вихре дней,
Среди сановников и денди,
Они забыли о своей
Благоухающей легенде.

Они забыли дни тоски,
Ночные возгласы: «к оружью»,
Унылые солончаки
И поступь мерную верблюжью;

Поля неведомой земли,
И гибель роты несчастливой,
И Уч-Кудук, и Киндерли,
И русский флаг над белой Хивой.

Забыли? — Нет! Ведь каждый час
Каким-то случаем прилежным
Туманит блеск спокойных глаз,
Напоминает им о прежнем.

— «Что с вами?» — «Так, нога болит».
— «Подагра?» — «Нет, сквозная рана». —
И сразу сердце защемит
Тоска по солнцу Туркестана.

И мне сказали, что никто
Из этих старых ветеранов,
Средь копий Греза и Ватто,
Средь мягких кресел и диванов,

Не скроет ветхую кровать,
Ему служившую в походах,
Чтоб вечно сердце волновать
Воспоминаньем о невзгодах.

1911.
Forwarded from Замѣтки на поляхъ пшеницы (Николай Владиміровичъ Кузнецовъ)
Намедни мой каналъ достигъ отмѣтки въ четыре сотни подписчиковъ. Хочу выразить вамъ, дорогіе читатели, свою признательность за интересъ къ моему каналу, которому въ ноябрѣ будетъ всего лишь два года, и къ моему творчеству. Также хочу поблагодарить своихъ коллегъ, которые поспособствовали росту интереса къ каналу и къ тому, что на нёмъ пишется.

По сложившейся традиціи, хочу подѣлиться подборкой каналовъ своихъ коллегъ и друзей, которые я читаю и которые раздѣляютъ тягу къ традиціонной орѳографіи (пусть на нѣкоторыхъ и не было давно обновленій).

Каналы въ традиціонной орѳографіи:
Кофе съ кисой (проф. Алексѣй Игоревичъ Любжинъ, докторъ филологіи, филологъ-классикъ, поэтъ);
Старая дѣтская книга (проектъ Андрея и Надежды Тарасовыхъ);
Рябчики въ Сметанѣ (Максимъ Марусенковъ, спеціалистъ по кулинаріи);
Дортуаръ пепиньерокъ (Александръ Георгіевичъ Саньковъ, поэтъ);
Диво диводивное (каналъ Микитики сына Алексѣева, періодически публикующаго тексты въ традиціонной орѳографіи);
Ирина Турбина (полуанонимный личный дневникъ русской жительницы Кіева);
Сѣверная пчела (Евгеній Викторовичъ Баевъ, историкъ, преподаватель Московскаго университета);
Цитадель (Дарья Станиславовна Блошнянецъ, студентка Томскаго университета);
Путь Творца (Андрей Дмитріевичъ Поляковъ, художникъ, ювелиръ и иллюстраторъ моей будущей книги).

Молодые каналы въ традиціонной орѳографіи:
Отраженіе въ водѣ (каналъ съ замѣтками объ исторіи и соціологіи);
Досужіе домыслы (небольшой блогъ обо всёмъ);
Птичье молочко (каналъ живущей въ Королевцѣ дѣвушки о красотѣ и женственности);
Энскія Губернскія Вѣдомости (новости въ традиціонной орѳографіи);
Λέμβος (Клубъ живого древнегреческаго языка изъ Кіева).

Издательская и публицистическая подборка:
Издательство «Новое Время»;
Издательство «Чёрная Сотня»;
Издательство «Карамора»;
Book_dorev («Книги съ сочиненiями по дореволюцiонной орѳографiи»);
Газета «Български освѣдомитель» (наши болгарскіе коллеги);
Русскія буквы (Александръ Сергѣевичъ Зуевъ, типографъ);
Книжный магазинъ «Листва».

Каналы моихъ знакомыхъ:
Бѣлыя рубашки. Русскій Туркестанъ (каналъ моего друга про исторію русской колонизаціи Туркестана);
Савва Ѳедосѣевъ (политикъ, съ которымъ я знакомъ и съ которымъ много бесѣдовалъ лично).

Ещё разъ благодарю васъ за интересъ къ моему скромному ресурсу.

Р.Ѕ. Скоро васъ ожидаетъ очень важная новость, прямо связанная съ тѣмъ, что я пишу на каналѣ. Не теряйтесь.
Про Закаспийскую железную дорогу добавил бы такие строчки, которые пели на марше воины Закаспийских железнодорожных батальонов, которые как раз и строили дорогу (а потом и обслуживали её работу):

Ну, дружнее же, ребята,
Не жалейте вы ваш труд:
Эти рельсы азиатам
Просвещенье принесут.

[Припев]

Им придется убедиться:
Что где русский — там заря,
И начнут они молиться
За российского ЦАРЯ.

Сочинили, кстати, обычные унтер-офицеры 1-го Закаспийского железнодорожного батальона, что как бы намекает, что и в солдатской среде было распространено понимание их миссии.

https://yangx.top/oldchildbook/954
ТУРКЕСТАНСКИЙ СЛОВАРЬ.

"Б" - Баранта

Баранта - захват скота у кочевых народов Центральной Азии, главным образом, у тюрок. По мнению Даля, баранта отличалась от обычного набега (аламана) тем, что совершавшие сие преступление люди не имели цели убивать и захватывать пленных, зачастую вооружались нагайками и разного рода дубьём, чтобы избежать кровной мести за вероятное убийство при нападении. Собственно, баранта своего рода и есть месть за какую-либо обиду. Она могла производиться по решению знати или старейшин, а так же в роли самосудного решения ситуации. К примеру, обиженный человек имел право на баранту в отношении обидчика, если суд не мог решить проблему или отказывался, либо уже обидчик не признавал вину и не платил по счетам обиженному. Тогда суд мог прямо признать право на угон скота.
Во второй половине XIX века "барантовать" скот начали уже у русских переселенцев, русские же, перенимая местные обычаи, "барантовали" в ответ. Чаще всего это было по причине земельных споров.

#туркестанскийсловарь
Ну и чтобы разбавить негатив предыдущего поста, вот вам счастливый французский фотограф Поль Надар, сидящий на коне, подаренном эмиром Бухарским. Бухара, 1890 г.
Индийская община в Туркестане

Индийцы не представляли собой какую-то действительно существенную часть населения Русского Туркестана, но в большинстве своём это были представители торговых и ростовщических слоёв, а значит роль их в развитии туркестанского общества (особенно, в больших городах) была если и не значительна, то по крайней мере заметна. Обычно число туркестанских индийцев оценивается в 6-8 тысяч на начало XX века, однако, следует заметить, что их община не имела стабильной усидчивости и состав её регулярно обновлялся - одни приезжали, другие возвращались в Индию. Среднее время пребывания индийца в Туркестане было примерно 10-15 лет, крайне редко они укоренялись в Туркестане, ещё реже - к ним перебирались их семьи. Приезжали они, в основном, из провинции Синд, районов Пешавара и Панджаба, в меньшей степени встречались уроженцы Кашмира, Бомбея, Дели и Аллахабада.
На территории Туркестанского края жили они всё больше в поселениях и городах Ферганской и Самаркандской области, в меньшей степени - Сыр-Дарьинской (особняком тут стоит Ташкент). Однако многие жили в подконтрольной России Бухаре, формально не являвшемся частью Туркестанского края, притом мусульмане для проживания чаще выбирали Бухарский эмират, а вот индуисты и сикхи предпочитали жить на русской территории.
Проживали они всё больше в караван-сараях, в крупных городах вроде Ташкента и Самарканда и вовсе несколько караван-сараев заселялись индийцами, а в Старом Маргелане образовались "индийские ряды" из компактно живших там индийцев; подобные индийские кварталы были и в Намангане. Компактность таковая зачастую была обусловлена как национально-религиозными причинами (в дорусскую эпоху часто терпели феодальный произвол, что вынуждало объединять силы для самозащиты), так и классовыми - доходы строились на финансовой эксплуатации местного населения в виде займов. Во главе такого квартала были старшины, которые по местным обычаям именовались аксакалами и на них ложилась обязанность контактировать с властями, будь то местные ханские чиновники или русская администрация.
Впрочем, не все индийцы торговали и давали деньги в рост. Часть из них служила в подчинении у соплеменников в качестве прислуги, а в начале XX века всё чаще стали появляться чернорабочие. Была прослойка и ремесленников-кустарей вроде пекарей, сапожников, ткачах и ювелирах. Торговцы же занимались ввозом в Туркестане и Бухару традиционных индийских товаров вроде чая, индиго, а кроме того активно посредничали в торговом обороте между Россией и протекторатами, тем и кормились. В начале XX века они стали активно вывозить туркестанский шёлк-сырец в Афганистан и Кашгар (иногда и в Индию). Тем не менее, чай был всему голова и как минимум на бухарском рынке они были точно монопольными поставщиками чая.
Ростовщики же были сплошь из индуистов и сикхов (шариат запрещает мусульманам давать деньги в долг под проценты), но с ними активно боролась русская администрация, запретив, к примеру, в 1877 индийцам-ростовщикам покупать землю в собственность в сельской местности. Кауфман считал, что их деятельность била по и так невысокому благосостоянию коренного населения.
Внешне индийца было несложно определить в толпе местного населения. Черная шапка, узкий халат с мелким рисунком и, самое главное, не бритая "под ноль" голова выделяла их среди "сартов", которые предпочитали как раз брить начисто голову. Вместо этого носили косичку на темени или вовсе густую шевелюру, ниспадавшую на плечи. Во внутреннем убранстве своих жилых и служебных помещений индийцы тоже старались сохранить национальный колорит. Строить свои религиозные сооружения индусы не могли и собирались в небольших самопальных молельнях, организацию богослужений осуществляли некие лица, которые в русских источниках именуются как "пирзада". Притом в разных документах их деятельность описывалась по-разному и функционал не особо понятен. Скорее всего, русские чиновники, не обременённые широкими знаниями индийских культов, вмещали в этот термин вообще всё "индийское и религиозное". Священные коровы, кстати, тоже были, о чём свидетельствует русский натуралист Эверсман, побывавший в индийском квартале в Бухаре в 20-е годы XIX века. Несмотря на угрозу местных религиозных фанатиков, свои духовные праздники индусы отмечали довольно шумно, к примеру, в Кокандском уезде 25 февраля (9 марта) 1879 года дошло до массовой драки и судебных разбирательств, а праздник тот был в честь Кришны. Опять же, несмотря на в целом закрытость общины, местные жители проявляли интерес к индусам, в частности, приводили на их праздники своих коров, а индусы их обильно кормили семенами хлопка, чего коренные туркестанцы своим коровам позволить чаще всего не могли ввиду низкого достатка. Особым интересом сопровождались красочные индийские похороны, на которые даже русские чиновники ходили посмотреть, не говоря уже про толпы туземного населения.
После революции лишь небольшая часть индийцев осталась в России, а перепись 1926 и вовсе продемонстрировала наличие на территории Туркестана лишь 37 индийцев, пятеро из которых уже обрусели, а один назвал родным языком узбекский. С этого момента индийская жизнь в Средней Азии стала угасать.
Поль Надар запечатлел индийцев в Бухаре.
Выборы-выборы...

В I-ой Госдуме туркестанские депутаты не успели принять участие, несмотря на быстрый рост политической активности в крае и формирование ячеек общероссийских партий (с небольшими отличиями, например, кадеты тут были несколько более левыми, чем в столице) и местных группировок. В Государственной Думе II-го созыва среди туркестанцев были известный педагог и этнограф Владимир Наливкин (симпатизировал революции), сарт Абдувахит Кариев (плохо говорил по-русски и был в итоге отправлен под арест за сепаратизм, но доказательства была слабые), поляк-лютеранин врач Казимир Афрамович (меньшевик), рабочий-путеец Иван Миронов (социал-демократ), инженер-путеец, будущий историк и будущий выпускник ВГИКа Мухамеджан Тынышпаев (близок к эсерам) и многие другие интересные фигуры...
Либералы и правые были не особенно интересны даже европейскому населению края, не говоря уже о мусульманах, категорически поддержавших мусульманскую фракцию Думы. Выборы в крае выиграли социал-демократические группировки, что говорит о, пожалуй, отсутствии среднего класса в регионе и пресловутого буржуазного мышления.
Поскольку всё выборное делопроизводство велось на русском языке, то подавляющая часть коренного населения не смогла принять участия в выборах. Да и выборы проходили в довольно стеснённых условиях, специальных помещений не имелось, организация была довольно хаотичной. Кочевники и вовсе почти не принимали участия в голосованиях из-за невозможности привязать их к конкретному округу.
Государственная Дума II-го созыва существовала тоже не особенно долго, а после нового избирательного закона 1907 года многие окраинные и колониальные районы империи потеряли право выбирать и выбираться и следующие выборы Туркестан увидел совсем нескоро.
Владимир Петрович Наливкин - депутат во II-ой Государственной Думе. Кандидат от народа!
Кстати, реально от народа, притом известен был и в русской среде, и в туземной. Да и вообще был очень уважаемым человеком, много сделавшим для развития образования и культуры в Туркестанском крае. Однако после выступлений в Думе проправительственная пресса в Туркестане стала много язвить по поводу Наливкина, да и царь отозвался по поводу его речей. В письме к Столыпину он отметил, что Ф.А. Головин (председатель Думы) почти не останавливает левых ораторов, это «особенно ярко выразилось в речах Алексинского и Наливкина», что вряд ли может говорить о его приязни к Наливкину.
Наливкин вообще в Петербурге был активен. Ему угрожали дуэлью, которую он не принял, на одном из митингов он, одетый в генеральскую шинель, вступился за митингующих, избиваемых казаками.
Жизнь свою закончил он трагически, совершив самоубийство на могиле супруги в январе 1918 года. Советскую власть он не принял, кстати.

#героитуркестана