«В окопах не бывает атеистов» — афоризм , используемый для предположения, что периоды крайнего стресса или страха могут вызвать веру в высшие силы. В контексте реальных военных действий такая внезапная смена убеждений называется обращением в окопе. Кто придумал фразу неизвестно, однако, она появляется в годы Второй мировой войны. Фонд свободы от религии в Мэдисоне (штат Висконсин), рядом со своей штаб-квартирой, воздвиг памятник «атеистам в окопах» , тем самым демонстрируя свое неприятие пословицы. На памятнике написано: «В память о атеистах в окопах и бесчисленных вольнодумцах, которые с честью и отличием служили этой стране. Памятник воздвигнут Фондом свободы от религии в надежде, что в будущем человечество научится избегать войн». #нетвойне #атеизм
Экзарх Стефан I (1878-1957) — епископ Болгарской православной церкви, в 1945—1948 годы — её предстоятель в сане экзарха, православный богослов. Обучался в семинарии Сомокова, затем в Киевской духовной академии (1900-1904). В1910 году принял постриг, 1911 г. иеромонах Стефан был возведен на престол архимандрита. С 1915 по 1919 год специализировался по богословию в Женеве, затем защитил докторскую степень во Фрибуре (Швейцария). В 1921 г. он был рукоположен во епископа Марцианопольского, а в 1922 г. избран митрополитом Софийским, этот пост занимал 26 лет. Между двумя войнами он принимал активное участие в экуменическом движении и представлял Болгарскую православную церковь на большом количестве международных конференций. Выступил против антисемитизма еще в 1938 году. В 1941 году правительство Богдана Филова, под давлением нацистской Германии, издало ряд антисемитских законов, которые Стефан открыто критиковал, даже просил своих священников не отказывать в крещении любому еврею, желающему его принять. Выступил против унижений, которым подвергались евреи и их депортации с громкими заявлениями, что только Бог должен решить их судьбу. никто не имеет права преследовать их. Утверждал, что, напротив, долг каждого христианина относиться к ним как к братьям и всячески им помогать. Именно благодаря стараниями Стефана массовой депортации евреев в концлагеря Германии не произошло. В мае 1943 г., главный раввин Софии укрылся в доме Стефана. С 1944 по 1945 год он также осуществлял функции заместителя председателя Священного Синода, 21 января 1945 г. он был избран экзархом. В условиях захвата власти Болгарской коммунистической партией Стефан выступил против любого участия духовенства в политической жизни страны. Из-за открытого конфликта между церковью и коммунистической властью он был вынужден в сентябре 1948 г. уйти с поста экзарха. в24 ноября 1948 г. он был интернирован в селе Баня близ Карлово, где и умер. В 2001 году признан Праведником народов мира институтом «Яд ва-Шем». #нетвойне #православие #праведникимира
p.s. на фото со Стефаном царь Болгарский Борис III. Экзарх писал ему по поводу идеи депортации евреев: «Борис… Не гонись, если не хочешь, чтобы тебя преследовали. Какою мерою воздасте, такою и воздастся вам. Помни, Борис, Бог с неба наблюдает за твоими делами».
p.s. на фото со Стефаном царь Болгарский Борис III. Экзарх писал ему по поводу идеи депортации евреев: «Борис… Не гонись, если не хочешь, чтобы тебя преследовали. Какою мерою воздасте, такою и воздастся вам. Помни, Борис, Бог с неба наблюдает за твоими делами».
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Многие религиозные организации специфически относились и относятся к войне. Вот ролик Свидетели Иеговы ( с официального сайта), на котором Джозеф Франклин Рутерфорд — американский религиозный деятель, второй президент Общества Сторожевой Башни критикует Римско-католическую церковь за отношение к нацистским режимам. #нетвойне #свдетелииеговы
Давно не было картинок. Ну вот, мем смешной, а ситуация страшная. #нетвойне #мемрелижн
The Military Religious Freedom Foundation / Военный фонд религиозной свободы - неправительственная и правозащитная организация, целью которой является обеспечение того, чтобы военнослужащие вооруженных сил Соединенных Штатов получали конституционные гарантии свободы вероисповедания, как установлено Первой поправкой Конституции США. Организация была основана выпускником Академии ВВС США (USAFA) и бывшим офицером Корпуса генерального судьи-адвоката ВВС США Майклом Вайнштейном в 2005 году. Вайнштейн сказал, что он столкнулся с дискриминацией из-за своей веры (он исповедовал иудаизм), когда служил курсантом в Военно-воздушной академии. По состоянию на 2022 год MRFF сообщил, что он представляет более 77000 действующих американских морских пехотинцев, моряков, солдат, летчиков, курсантов, гардемаринов, национальной гвардии, резервистов и ветеранов, около 95% из которых идентифицируют себя как практикующие христиане. Из оставшихся 4% MRFF представляет евреев, буддистов, индуистов, сикхов, коренных американцев, спиритуалистов, гуманистов, язычников, атеистов, других религиозных меньшинств и неверующих вооруженных сил, чуть менее 1000 военнослужащих ЛГБТ. Согласно его веб-сайту, у Фонда есть конкретные идеи: Ни одна религия или религиозная философия не должны стоять выше другой в вооруженных силах. Ни один военнослужащий не может быть принужден исповедовать какую-либо конкретную религию или религиозную философию. Ни один военнослужащий не может быть принужден к участию в каких-либо религиозных обрядах. Ни один военнослужащий не может быть принужден к ограничению — за исключением очень ограниченных обстоятельств, когда это непосредственно влияет на военную дисциплину, моральный дух и успешное выполнение конкретной военной задачи — свободного исповедания своих религиозных обрядов или убеждений. #нетвойне #свободасовести
Ямабуси — японские буддийские отшельники, следующие доктрине сюгэндо (синтез буддизма школы Сингон с элементами даосизма и синтоизма). Сингон был одной из первых эзотерических школ японского буддизма, согласно которой просветление достигается посредством изоляции, изучения и созерцания себя, природы и мандалы. Последователи школы нашли в горах идеальное место для такого рода уединения и созерцания природы. В своих горных обителях эти монахи изучали не только природу и религиозные и духовные тексты и образы, но и различные боевые искусства. Таким образом, ямабуси стали и воинами, и монахами. Характерен наряд ямабуси: нагрудник с шестью цветными помпонами, головной убор токин и раковина хорагай, жакет (сузакакэ) и широкие штаны (хакама), разного цвета в зависимости от ранга (тодзан сюгэн) или выкрашенные желтой охрой (хондзан сюгэн).
Как и другие воины-монахи, ямабуси умели обращаться с разнообразным оружием. Однако их предпочтительным оружием были нагината, копье, лук, топор и особенно мечи. Они также были знатоками искусства метания метательного оружия (бо сюрикен). Современные ямабуси больше не носят оружия, но продолжают брать с собой на гору мачете и небольшой прямой кинжал для ритуалов. Лук, большой топор и прямой меч по-прежнему используются во время ритуала «огонь мелкого дерева» (саито гома) в различных буддийских ответвлениях сюгэндо. #монахивоины #нетвойне #синтоизм #буддизм #религиияпонии
Как и другие воины-монахи, ямабуси умели обращаться с разнообразным оружием. Однако их предпочтительным оружием были нагината, копье, лук, топор и особенно мечи. Они также были знатоками искусства метания метательного оружия (бо сюрикен). Современные ямабуси больше не носят оружия, но продолжают брать с собой на гору мачете и небольшой прямой кинжал для ритуалов. Лук, большой топор и прямой меч по-прежнему используются во время ритуала «огонь мелкого дерева» (саито гома) в различных буддийских ответвлениях сюгэндо. #монахивоины #нетвойне #синтоизм #буддизм #религиияпонии
Гедеон — библейский персонаж Ветхого Завета, был судьей и воином Древнего Израиля. Он был пятым из судей еврейского народа и считался одним из самых выдающихся из-за размаха его «военной работы» против одного из враждебных народов Израиля - мадианитян. Данные о нем содержатся в Книге Судей. Жизнь Гедеона происходит после поселения евреев на равнине Офра, где они усвоили идолопоклоннические культы окружающего населения. После этой неверности Яхве наказал их, послав кочевые племена и отряды амаликитян и мадианитян воевать с ними. В этих битвах двое братьев Гедеона были бы убиты. Израильтяне раскаялись и просили прощения у Бога. Яхве послал своего ангела, чтобы объявить Гедеону, что он будет освободителем своего народа. На следующий день Гедеон разрушил жертвенник и собрал войско из 300 человек. Израильтяне напали ночью и вызвали такое смятение, что мадианитяне, которые значительно превосходили их численностью, убивали друг друга и были вынуждены в ужасе бежать, преследуемые войсками Гедеона. После других победоносных сражений с мадианитянами и после наказания городов, не желавших участвовать в гонении, горожане хотели, чтобы Гедеон стал их царем. На что он не согласился, утверждая, что в Израиле может царствовать только Бог. Видео ниже – мультипликационный фильм от Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) об армии Гедеона. Расшифровку с картинками на русском можно посмотреть вот здесь. #нетвойне #мормоны #религияимультфильм
Оперу «Аида» Джузеппо Верди не воспринимал всерьез. Он писал ее на заказ египетского хедива Исмаила-паши для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала. На премьеру оперы в Каир Верди не приехал, а в 1872 году представил ее уже в Милане в Ла Скала, где она имела оглушающий успех. Сценарий оперы создал Франсуа Огюст Фердинан Мариет (1821-1881) — французский египтолог. В опере не очень точно указан исторический период, в котором она происходит, но для первого спектакля Мариет приложил все усилия, чтобы декорации и костюмы выглядели аутентично. Учитывая постоянство художественных стилей на протяжении трех тысяч лет истории Древнего Египта, нет необходимости выбирать конкретный период времени в широких рамках истории Древнего Египта. По сюжету, между Египтом и Эфиопией идет война, эфиопская принцесса Аида попадает в плен и увозится в Египет в качестве рабыни. Военачальник, Радамес борется, разрываясь между любовью к ней и верностью фараону . Чтобы еще больше запутать историю, Радамес является объектом любви дочери фараона Амнерис, хотя он не отвечает ей взаимностью. Одной из самых известных частей оперы является «Триумфальный марш», во время которого сцене проходят египетские войны и жрецы. #нетвойне #религияиопера
Малоизвестный советский мультфильм «Колесо фортуны» (реж. А. Солин, ТО «Экран», 1980. IMDb 5.4), снятый к Олимпиаде 1980 года в Москве. Мультфильм рассказывает, как бог войны Арес мешает жить всему честному народу и Геракл решить его вызвать на спортивную дуэль. В мультфильме так же участвует Зевс (больше похожий на христианского бога), Гефест и Фортуна. #нетвойне #религияимультфильмы
По данным религиоведческой ассоциации Майстерня академічного релігієзнавства в результате войны в Украине разрушенно или пострадало следующее количество зданий религиозных организаций. #нетвойне