Видима и свободна
5.83K subscribers
400 photos
2 files
708 links
Канал Лены Климовой для радикальных феминисток.

Правила: t.me/vidima_i_svobodna/2

Поддержать канал из РФ: www.tinkoff.ru/rm/klimova.elena559/dk6Cu26463

Из другой страны: t.me/tribute/app?startapp=d9KK

Дзен: dzen.ru/vidima_i_svobodna
加入频道
Лазоревка отвечает на ваши вопросы

Часть 3/7

Очень интересно про организацию малобюджетного и бесплатного досуга для женщин. Поиск подруг на новом месте.


Когда я только приехала в новый город, у меня не было подруг. Благо я не испытываю ни малейшей неловкости от выходов куда бы то ни было соло. И я стала искать возможности и поводы куда-то выйти. Просто погулять было неплохо, но мне хотелось чего-то более осмысленного и интеллектуального, моему уму требовалась пища. В то время начали появляться паблики-агрегаторы бесплатных и малобюджетных событий, они есть в вк и тг и сейчас. Обычно в их названиях есть слова «бесплатно» или «выгодно» и название города, начать можно с этого. Я смотрела, какие события там анонсируются, где они проходят, и дальше присматривала площадки: библиотеки, музеи, фестивали... Посещала (с детьми в это время мог быть муж, хотя и вместе с ними мы посетили огромное количество активностей) и иногда писала отзывы, если мне очень уж нравилось. Меня могли пригласить снова, если отзыв был хорош: так я стала расширять свои возможности и включила в них театры.

Новые знакомые появлялись с этих мероприятий, я могла заговорить с кем-то, иногда кто-то заговаривал со мной. Могла предложить совместный поход кому-то малознакомому, но с кем мне хотелось бы подружиться. Да, иногда это волнительно, но максимум, что меня ждало, — это вежливый отказ. И я проговаривала внутри себя, что у женщины может быть масса причин для этого, кроме того, что я ей неинтересна: нет времени, денег, неинтересно событие и т. д. Училась не принимать отказы исключительно на свой счёт. Потому что и сама иногда отказывала. Постепенно у меня сложился достаточно большой круг приятельниц, которые могут составить компанию, а если никто не хочет — я иду сама и не делаю из этого проблемы. Если я буду ждать компанию, могу пропустить массу увлекательного.

Напишите, как смогли найти удалённую работу, какая это работа? Как вы смогли обеспечить себе финансовую независимость от мужа? Учились ли где-то?

Именно из этих моих отзывов на культурные события и маленького блога, который я специально под них завела, родилась моя удалённая работа. Меня пригласили создавать и вести паблики разной направленности, но всё это было на интересные мне темы, в которых я хорошо ориентировалась: учиться дополнительно не пришлось, работодательница мягко ввела меня в курс дела и переключилась на свои задачи. Для меня было важно, что это работа с нуля, я никого не потеснила и ни у кого ничего не отняла.

У меня получалось, мной были довольны, заказчики приходили и уходили, расставались мы по-разному, правда. Но плюшек без минусов не бывает. Для меня было важно, что я могу выполнять эту работу в удобное время, при этом по-прежнему вести быт и заниматься детьми, я вписала такой труд в свой режим. Не набирала лишней работы, хотя был соблазн, но баланс труда и отдыха оказался важнее. Мне выгоревшей не нужно уже ничего. Так что я могу порекомендовать мамам с хорошим русским языком поискать подобные предложения. Деньги не самые большие, но есть свои плюсы. Стоит учесть, что эта работа очень зависит от заказчика и является сезонной и сдельной — то больше денег, то меньше.

Я не стала финансово независимой, у меня это не получилось. Появились деньги на свой досуг, покупку одежды и обуви, платную стоматологию — считаю, уже немало.
Лазоревка отвечает на ваши вопросы

Часть 4/7

Хочется узнать, зачем вам офисная работа, не лучше ли быть свободным человеком на самозанятости, самой выбирать часы работы и жить удобно, без стресса и начальников, у которых надо отпрашиваться в отпуск?

Офисная работа сейчас привлекла меня тем, что с взрослением детей появились время и силы на неё. Из моих плюсов: у меня есть высшее образование и опыт по востребованной сейчас специальности, я не уйду в декрет в силу возраста, минусы: опять же возраст (для женщины нет хорошего возраста априори) и долгий перерыв в стаже. Я хочу весомых собственных денег, просто и банально. Своей удалёнкой я зарабатываю примерно в три раза меньше средней зарплаты по моей специальности. И в любой момент мои услуги могут оказаться не нужны — я не чувствую себя уверенно. А свежий опыт работы даст мне хорошие преимущества на будущее.

Сейчас много говорят о дефиците рабочей силы. Я зашла на hh и вбила в поиск название своей должности — 800 заявок, 800!!! Я подумала, что хотя бы на одно из этих мест я, несмотря на свои минусы, точно подойду!

Сейчас я подала заявку на бесплатную переподготовку по своей специальности от службы занятости. Пройду её и буду активно, но очень разборчиво искать работодателя, который меня устроит, чтобы у него не приходилось отпрашиваться в отпуск, а уходить по запланированному графику на 28 дней в году (пусть и частями) по ТК РФ. То же относительно стресса, переработок и прочего. Я буду искать себе удобную работу, не соглашаясь на меньшее. Мои жизненные условия сейчас это позволяют, и это большой плюс.

Было бы интересно узнать, как удаётся сохранять семью, будучи радфем. Как восполняете ресурс?

И этот плюс и возможность не соглашаться на плохие условия — как раз то, что даёт мне семья. Да, это непростая работа, но когда я понимаю, ради чего я её выполняю, всё становится на свои места. Остаться сейчас, после нескольких десятилетий вкладывания своего труда в семью, без её поддержки мне не хочется. Восполнение ресурса у меня как раз и происходит через выходы из дома и отвлечение от рутин. И через пребывание дома в одиночестве и тишине, мне всегда не хватает этого.

Для меня важно и непросто поставить в приоритет свои потребности, над этим я постоянно работаю.

Мешает ли вам в дружбе с женщинами разница во взглядах на феминизм? Даже если тема радфем напрямую с подругами не обсуждается, всё равно выплывает в общении разница взглядов, например, что «мужчины как дети, надо следить, что он из холодильника съел». Меня, как феминистку, триггерят такие фразы, но я сдерживаюсь, так как подруги не виноваты, что всё так.


Я очень деликатно обсуждаю темы феминизма с женщинами. Если я вижу, что женщина не готова что-то услышать, мы обсуждаем фильмы, книги, что-то нейтральное. На фразу о том, что за мужем надо следить, я бы пошутила: «А в чём ты его подозреваешь?»

Я общаюсь с разными женщинами, но не со всеми готова продолжить общение после первой встречи. Если вижу категоричное неприятие любого мнения, отличного от сложившегося у женщины, второй раз я ей встретиться просто не предложу. Это отнимет у меня очень много сил. В приоритете у меня собственный комфорт, в том числе в общении.

***

Остальные ответы Лазоревки будут опубликованы завтра, 14 сентября.

Хотите стать гостьей рубрики? Заполните эту форму и расскажите о себе.

💰Поддержать канал из РФ | Из другой страны
Лазоревка отвечает на ваши вопросы

Часть 5/7

Про отказ от адаптивок очень интересно: резко или постепенно, как окружающие реагировали, ваши ощущения и т. д. Как ушли от желания нравиться окружающим внешне? Я не могу решиться коротко подстричь волосы. В общем, мне сложно понять, где истинная я за всеми этими стереотипами.

Я никогда и не была сильно привязана к адаптивкам. На работу делала лёгкий макияж из туши и помады, могла полноценно накраситься максимум куда-то на торжество. Маникюр не люблю, длина больше пары мм мне уже мешает, ногти вечно короткие. Иногда (раз в несколько лет) бывает желание немного отрастить и походить с лаком, через пару недель ногти начинают слоиться и обламываться у корня — этого опыта мне хватает на годы. Волосы раньше красила, как осела дома, спросила себя — а зачем? Мне это не нужно. Седею я не очень активно, изредка делаю маски с хной и брингараджем для оздоровления волос, ну и оттенок появляется. Свой цвет у меня тёмный пепельно-каштановый, так что это действительно лишь оттенок. Никаких укладок никогда не делала, я слишком ленива для этого.

Брить ноги перестала несколько лет назад — у меня была проблема вросших волосков, их приходилось вытягивать иголкой, это ещё то развлечение. А главное — почему я должна это делать, собственно? Тратить свои деньги, время.... чтобы что? Я больше не практикую бритьё ног. На пляж выхожу абсолютно спокойно. Ни разу никто не посмел открыть рот в мою сторону.

С началом пременопаузы я набрала около 8 кг веса и начала терять волосы (тут ещё и сильный стресс от соло-отдыха с двумя детьми наложился). Справиться с потерей мне не удаётся — ни уколы витаминов под кожу головы (брр, это больно и страшно), ни лосьоны, ни маски в моём случае не помогли совершенно. Пришлось принимать ситуацию, как она есть. Какое-то время я носила длину до лопаток и зачёсывала волосы так, чтобы поредевшие места не бросались в глаза. Потом уже и это не особо спасало ситуацию. И я постриглась до каре — всё, я такая, с этим надо жить. По короткой стрижке — порекомендую попробовать как раз сейчас: если не понравится, на улице под шапкой или капюшоном будет всё равно не видно, а позже волосы отрастут.

С весом 84 кг я решила жить, а не ждать достижения каких-то параметров — и уж вот тогда! Мой организм устроен так, что, когда я ещё только начинаю думать о том, чтобы есть поменьше, он встаёт в боевую стойку: «У нас мало еды, мы на пороге голода, срочно запасаем калории, алярм! Алярм!!!» Поэтому диеты — это вообще не моё. Знаете, я впервые почувствовала себя очень уверенно, когда достигла 80 кг, стала ощущать себя весомо и значимо. Я нашла магазин, который специализируется на модной и удобной одежде от 46-го до 60-го размера, там недёшево, но это вещи, которые дарят мне радость. И я всегда выбираю своё удобство: у меня нет ресурса на преодоление дискомфорта, который в молодости почти неощутим. Сейчас я хочу только комфорта — в одежде, обуви, в общении, в работе. А если кому-то не нравится, как я выгляжу, — им лучше преодолеть фрустрацию самостоятельно, не сообщая мне об этом. Иначе могу не сдержаться, я больше не считаю себя обязанной беречь чувства  тех, кто не бережёт мои.
Лазоревка отвечает на ваши вопросы

Часть 6/7

В чём вы находите «капельки радости»? С чем столкнулись, когда только начали искать? Как вы выжили?

Мои капельки — рукоделие (вязание и вышивка), прогулки с интересными аудиокнигами в наушниках, чтение, экскурсии, музеи, спектакли...

В самом начале было непросто. Я, как вор-медвежатник с фонендоскопом, читала анонсы мероприятий и прислушивалась, щёлкает ли у меня внутри. Иногда щёлкало, я радостно регистрировалась, а потом накануне события сдувалась и понимала, что не хочу: то ли запал иссяк, то ли сил нет. Я снимала регистрацию и старалась не съедать себя сожалениями об упущенном. Значит, в этот раз надо было именно так.

Со времён пандемии я увлеклась наблюдением за птицами: они воспроизводят жизненный цикл, невзирая ни какие внешние потрясения. Мне хотелось поучиться у них. За эти годы мне посчастливилось наблюдать зелёного дятла, мухоловку-пеструшку, зимородка, желтоголового королька, лысуху, свиязь, аиста... Если я вижу интересную птичку, стараюсь рассмотреть и запомнить её, чтобы потом определить по атласу птиц нашей области. В этом году дочка атрибутировала таким образом свою первую пернатую незнакомку — чечётку.

Читаю женские мемуары ХХ века. Пытаюсь понять, как они выжили в революцию, войны, большой террор. Наибольшее впечатление на меня произвела «Грустная книга» Софьи Пилявской, исполнительницы роли Алисы Витальевны в «Покровских воротах». Вы не обращали внимания на это «несоветское» лицо? Прошу, присмотритесь — это женщина с удивительной судьбой.

Хотелось бы узнать о методах адаптации и о принятии бессилия.

Адаптация на новом месте — для меня это было принятием того факта, что мне некого позвать на помощь в случае форс-мажоров. Я должна была справляться сама и действовать, исходя из этого.

В новом городе мы жили на съёме и несколько раз переезжали. Узнавала врачей в поликлиниках, методы постановки на учёт в сад, школу, оформление документации. Благо сейчас многое можно узнать в интернете. Искала бюджетные кружки-развивашки или спорт для детей. Ходила на танцевально-двигательную терапию в ПМК (кстати, это ещё один источник бесплатных мероприятий). Адаптация заняла около пяти лет.

Про принятие бессилия — эта мудрость пришла ко мне, когда физические силы стали истощаться. Я всегда бурно реагировала на несправедливость, когда у меня что-то не получалось или события шли по плохому сценарию. И когда сил стало мало, я поняла, что бурная реакция — дыра, в которую бурным потоком утекает мой и так невеликий ресурс. Я больше не могла себе этого позволить с точки зрения банального выживания. Нужно было выбирать: либо я бурлю, как бомбочка для ванны, либо принимаю какие-то вещи как данность и думаю, как изменить их и нужно ли это вообще. Это во многом касается и воспитания детей. Можно сколько угодно полыхать, что дочка в очередной раз оставила обёртки на столе, выбросить их самой и ходить ворчать — но сейчас я перенаправляю энергию: дятлом долблю, хожу и заставляю её убирать раз за разом. Какие-то вещи просто принимаю как черты характера ребёнка — ну, неинтересно им что-то, от чего я в восторге, как я ни стараюсь. Значит, ищу то, что откликнется им. А на интересное мне хожу сама. По воспитанию сына — принимаю как данность то, что мне одной не под силу сделать из него профеминиста, как бы я ни хотела этого: вся система заточена на то, чтобы мои слова не были для него весомыми. Это больно, горько, но сливать сюда свои невеликие ресурсы я не стану, это убыточно.

В целом я пользуюсь принципом самурая «Делай что должно, и будь что будет». Если совесть требует чего-то — я это делаю, хорошо всё обдумав и взвесив. Например, я перестала перечислять на благотворительность. У меня нет избытка ресурсов, а это было лишь попыткой почувствовать себя прекраснодушной благодетельницей, которую на самом деле я не могла себе позволить. Но я по-прежнему с благодарностью передаю и принимаю вещи и книги вырастающих детей, например. Это равноценный обмен нужного мне на нужное другим. Отдаю стеклянные банки с хорошими крышками тем, кто занимается консервацией. Сдаю макулатуру и пластик.
Лазоревка отвечает на ваши вопросы

Часть 7/7

Расскажите, пожалуйста, про путь от патриархальной жены к радфем. Как занесло в валяевщину и как вынесло к берегам здравого смысла. Что вам помогло. Что вы читали/смотрели/слушали, о чём и почему думали.

В валяевщину я пришла, опять же, когда закончились силы на поддержание иллюзии женского счастья в традиционной семье. Я всегда была хорошей послушной девочкой и всё делала по правилам. Но столкнулась с тем, что я всё делаю правильно, а результата нет. Счастья нет, сил нет, есть немытая гулька на башке, красные прожилки в глазах и полное отсутствие карьерных перспектив. Как так? Что исправить?

Валяевщина была повсюду и очень заманчиво рисовала картину того, что нужно просто отдать мужу бразды правления семейной лодкой — и он подхватит ответственность и легко понесёт её, как Ленин — брёвнышко на субботнике! Уупс, но нет. Я читала, проникалась, покупала длинные юбки (и от них действительно кайфовала!), но по сути это ничего не меняло. Снова не работает, подумала я, почесала репку и стала искать дальше.

Тогда как раз стали появляться группы для мам, и там я впервые встретила фем-тексты. Совершенно точно я не смогу вспомнить, чей текст меня поразил в самое сердце, но я находила один — и шла в источник, как воробей со спичкой с известного мема. Я проваливалась и читала взахлёб всё подряд. У меня было ощущение, что в иноязычной среде я наконец-то встретила землячек! В то время это были тексты Анны Ивановой, Анны Топилиной (сейчас совсем не вижу её, к сожалению), Дарьи Чабан, Динки Зайцевой...

Могу сказать, что по времени переход от выгоревшей мамы через валяевщину к феминизму занял два-три года, по моим ощущениям. Но моя память очень ненадёжна. Это точно было процессом, а не секундным озарением. Главное, что тронуло меня в фем-текстах: там анализировали ситуацию и не призывали искать проблему в себе! Не я кривая/косая/неудачница, не умеющая поставить себя / построить отношения / правильно воспитать детей, а вся система так выстроена, чтобы я чувствовала себя подобным образом. Меня подкупила возможность понять механизмы работы патриархата. Потому что в традиционной семье и валяевщине механизмы «нажми на кнопку — получишь результат» не работали от слова совсем: юбку я надела — а легче не стало. Феминизм научил меня видеть системные механизмы, и я глубоко признательна за это. Он дал мне язык для описания происходящего — раньше я не могла даже объяснить, что не так, в чём подвох с тем же материнством, например.

Чуть позже в моей жизни появились тг-каналы фем-направленности, подкаст «Своя комната», этот канал...

Я думала о том, как важно информировать женщин о происходящем, давать им полную картину, возможность рефлексировать и анализировать, укладывая в свою картину мира фрагменты пазла. Как важно иметь возможность делиться своими мыслями, пусть в небольших пространствах, зато в принимающей аудитории. Как важно поддерживать подруга подругу даже в мелочах. Как важно говорить себе каждый день, что ты молодец, ты сильная, ты выжила сегодня и никого не прибила (!), ни одна супергероиня Марвел не годится тебе даже в подмётки! Ты умничка и героиня — каждая из нас именно такова!

***

На ваши вопросы отвечала экспертка Лазоревка. Огромное ей спасибо!

Хотите стать гостьей рубрики? Заполните эту форму и расскажите о себе.

💰Поддержать канал из РФ | Из другой страны
Как помочь близким женщинам, которые переживают, что они «не женщины»?

#воскресный_вопрос #тело #физическое_здоровье

Наблюдаю у некоторых женщин такое явление... Даже не знаю, как правильно назвать это. В общем, полное соотнесение себя и своей личности с половыми органами и их функциональностью. Например, если удалили матку, то вот она уже «неполноценная женщина». И вопрос фокусируется не на самочувствии, не на здоровье. А именно на самом факте: нет матки/яичника/груди — «не женщина», «неправильная женщина» и т. д. Даже если при этом есть дети — всё равно такие переживания остаются.

И я никак не могу понять, с чем именно это связано. Откуда берётся такая привязка «я = моя матка». Знаю, что такое же бывает у мужчин: типа импотент — не мужик, одно яичко — неполноценный мужик и т. д.

И какое-то время я пребывала в светлой иллюзии, что женщин это миновало, но...

Моей подруге диагностировали климакс в 28 лет. И большую часть её переживаний занимало вот это «И кем я буду? И не баба, и не мужик».

Это что-то из мизогинных убеждений? Или какие-то комплексы/фобии? Помогите, пожалуйста, разобраться.

И что лучше говорить/делать в ситуациях, когда близкие женщины начинают переживать из-за подобных моментов?

Заранее спасибо 💙

Анонимно

***

Это «Воскресный вопрос» — рубрика для тех, кто хочет получить совет, помощь или поддержку у подписчиц канала «Видима и свободна».

Правила рубрики:
1. Будьте доброжелательны.
2. Оставляйте комментарии только для авторки письма. Не отвечайте на чужие комментарии.

Если вы хотите опубликовать письмо в рубрике — пришлите его в эту форму.

💰Поддержать канал из РФ | Из другой страны
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
«Настоящая девчонка. Книга о тебе»: переиздание 2024 года

АПД. Книга дописана и выпущена. Я скоро закажу тираж.

Если вы хотите купить третье издание «Настоящей девчонки» — пожалуйста, оставьте комментарий под этим постом или
заполните эту форму. Это поможет мне точнее запланировать размер тиража.

***

Скоро мои отношения с издательством «Самокат» официально окончатся, а ко мне вернутся все права на книгу «Настоящая девчонка». В связи с этим я планирую своими силами обновить книгу и выпустить её переиздание. Электронную и печатную версию.

За последние шесть лет многое изменилось. Изменились реалии — какие-то данные устарели. Изменились законы — теперь о чём-то запрещено говорить прямо, но я постараюсь найти выход. Изменилась я — многие разделы хочу серьёзно переработать.

Электронная версия, как и раньше, будет бесплатной. Печатную стану продавать и рассылать.

Работы предстоит много, но я надеюсь, что она не будет напрасной. Это одна из моих лучших моих книг, и это прекрасная книга для девочек-подросток. Так что удачи мне.

На фото — первое издание книги, которое я сделала своими силами (2018), и вариант «Самоката» (2019).

#моё #настоящая_девчонка

💰Поддержать канал из РФ | Из другой страны

✉️ Написать в канал
Женская «уверенность в себе» как виктимблейминг 2.0

Говорит #моя_гениальная_подписчица, которая пожелала остаться анонимной:

Задрала нынешняя мода на волшебную «уверенность в себе», которая должна решить все проблемы мира. «Уверенность» ни черта не работает. Точнее, имеет смысл только для небольших задач, ограниченных во времени и пространстве. Если вам надо произвести впечатление на собеседовании или свидании, например. Но в долгосрочной перспективе «уверенность» не имеет никакого значения.

«Уверенность в себе» — чистый виктимблейминг 2.0. Говорить «сама виновата» уже нельзя, но в другой формулировке — ещё как можно. Мало платят? Вы просто «не уверены в себе», стесняетесь попросить больше денег. А вовсе не из-за низкооплачиваемости сферы, дискриминации, кумовства, распила средств и прочих причин, к которым вы не имеете никакого отношения. Часто звучит аргумент, будто женщины меньше зарабатывают, потому что сами боятся просить больше. Но сколько в этом страха, а сколько — знания, что больше просто не предложат?

Если женщина будет вести себя так же уверенно, как мужчина, ей быстро укажут на её место. Это может ограничиться парой замечаний, а может обернуться тяжёлым конфликтом с последствиями. Женская «неуверенность в себе» не происходит из ниоткуда. Многих (в какой-то степени — всех) девушек и женщин с детства воспитывали так, что они недостаточно хороши, второго сорта, ни на что не годятся и так далее. Над многими издевались, многих насиловали. Действительно, откуда у них такая «неуверенность в себе». Просто вбили себе в голову непонятно почему. Лично я пережила жуткие издевательства и в попытках разобраться обращалась к психологу. Что я услышала? Что абьюзер просто «не уверен в себе», а трогает меня, потому что я «не уверена в себе». Допустим — но почему, если мы оба не уверены в себе, страдаю я, а не он?

Часто приводят аргумент, что есть успешные и богатые люди, не уверенные в себе. Якобы это показывает, что от объективных обстоятельств уверенность не зависит. А я думаю, что это доказывает обратное: что неуверенность не помешала людям стать успешными. И что она не так уж много решает. Если бы уверенность в себе действительно имела значение, все успешные люди были бы уверенными.

Если вы не уверены в себе — это нормально. Не гнобите и не ругайте себя.

***

Это «Моя гениальная подписчица» — рубрика, где вы можете поделиться с подписчицами канала «Видима и свободна» своим опытом и мыслями о радикальном феминизме.

Если вы хотите опубликовать письмо в рубрике — пришлите его в эту форму. Давайте вместе размышлять и обсуждать то, что для нас важно.

💰Поддержать канал из РФ | Из другой страны
Женщина в Южной Корее удочерила свою лучшую подругу

Это единственный способ стать семьёй в государстве, которое не признаёт однополые союзы

Текст: Hawon Jung, Al Jazeera, 2023 г.
Перевод и пересказ: Лена Климова


Часть 1/5

Обычно Ын Соран просыпается около семи утра и заваривает чай для себя и своей приёмной дочери Ли Ори [её имя изменено по просьбе Соран. — Примеч. авт.]. После чашки чёрного или травяного чая они работают в разных комнатах: Соран пишет эссе, а Ори готовится к экзамену. Около полудня они готовят обед, затем садятся есть и смотрят любимые комедийные сериалы. Вскоре смех наполняет гостиную их трёхкомнатной квартиры. Снаружи на многие мили тянутся зелёные поля капусты.

Вечером они ужинают и занимаются домашними делами. В ясные ночи вдали виднеется силуэт горы. Перед сном их ждёт йога, болтовня о подругах и работе. Так завершается очередной день тихой жизни Соран и Ори.

— За эти годы наши жизни стали неразделимы... Ори, пожалуй, знает меня лучше всех в целом мире, — говорит Соран. Она невысокая, а её голос очень мягкий.

Ори 38 лет. Соран 43 года. Семь лет женщины были лучшими подругами и делили общее жильё. В мае 2022 года Соран удочерила Ори в отчаянной попытке стать семьёй в глазах государства. По законам Южной Кореи только люди, которые связаны кровными узами (родители и дети), браком (жёны и мужья) или удочерением/усыновлением, признаются семьёй.

В Южной Корее до сих пор господствуют строгие половые роли и патриархальная семейная культура. Но в последние годы южнокорейцы всё чаще оспаривают старые нормы: призывают правительство расширить понятие семьи (например, признавать родственниками неженатые пары или подруг, живущих вместе) и предоставить этим людям права, доступные обычным семьям. Женщины часто находятся в авангарде этого движения, поскольку они всё чаще предпочитают отказаться от брака.

История Соран и Ори показывает, как современные южнокореянки бросают вызов традиционным представлениям о семье — и переосмысляют их.

«Моя мама трудилась десятки лет и говорила: не живи как я»

Соран выросла недалеко от Сеула. Работающий отец, мать-домохозяйка, старший брат — нуклеарная семья к тому времени пришла на смену семье из нескольких поколений. Но, хотя структура семьи быстро изменилась, её устои менялись медленнее.

От женщин по-прежнему ожидали, что после замужества они оставят работу и станут заботиться о своих свёкрах до конца их дней. В семье мужа жена занимала низшую позицию. Во время праздника урожая Чхусок или лунного Нового года, когда семьи проводят в честь умерших предков церемонии джеса или чхаре, жену обычно отправляют на кухню — хотя именно она обязана готовить еду на несколько дней вперёд. Этот обычай настолько возмущает многих женщин, что после каждого традиционного праздника растёт число разводов.

— Моя мама десятки лет трудилась на благо семьи моего отца, в том числе каждый год готовила всё необходимое для церемонии джеса. Но мой отец, очень патриархальный человек, никогда не благодарил её за то, что она делала для его семьи, — вспоминает Соран. — Я видела всё это и никогда не мечтала о замужестве — или о так называемой «нормальной семье».

Мать надеялась, что Соран будет жить по-другому, и даже не позволяла дочери помогать ей на кухне.

— Она говорила: «Не живи как я».

Со временем одни традиции утратились, но другие укрепились. Сегодня южнокорейские женщины в семьях, где работают оба — жена и муж, тратят на уход за детьми и домашние задачи в три раза больше времени, чем мужчины. Более того: даже в семьях, где женщины — единственные «добытчицы», они всё равно тратят на бытовые задачи и уход за детьми больше времени, чем их мужья, сидящие дома.
Женщина в Южной Корее удочерила свою лучшую подругу

Часть 2/5

«Почему ты до сих пор не замужем?»

С юных лет Соран знала, что не хочет брака.

— Я очень свободолюбива. Я жажду странствий, обожаю спонтанные путешествия и не люблю детей, — говорит она. — Я думала, что для такой, как я, выйти замуж — это безответственный поступок.

Окончив колледж, Соран переехала через всю страну — с южного острова Чеджудо в далёкую горную деревню, желая быть поближе к природе и подальше от загрязнения воздуха, которое усугубляло её хроническую экзему, — и устроилась на офисную работу. Но она так и не почувствовала себя своей.

— Незамужняя женщина, живущая одна в небольшой деревне, привлекает бесконечные сплетни, непрошеное сватовство и приставания мужчин, — объясняет Соран, закатывая глаза.

Однажды домовладелец напился и попытался ворваться в её дом посреди ночи. Были и другие мужчины, которые ломились в её дом. Бесчисленное количество раз старейшины деревни спрашивали, замужем ли Соран, и стыдили её за то, что она «идёт против природы мира». Многие отцы предлагали в мужья своих сыновей. «Где твой муж? Где твои дети? Почему ты до сих пор не замужем?» — постоянно спрашивали соседи.

Измученная и уставшая, в 2016 году Соран снова переехала, на этот раз в провинцию Чолла. Вокруг было больше людей, что подарило ей ощущение анонимности. Вскоре Соран узнала, что по соседству с ней в одиночестве живёт другая женщина.

Это была Ори. Она тоже переехала в Чолла, чтобы спастись от городской жизни.

У них оказалось много общего: любовь к растениям, вегетарианской кухне, изготовлению вещей вручную; они обе не хотели замужества. Поэтому женщины быстро сблизились. Вскоре они стали ужинать вместе каждый вечер, а через год Ори переехала к Соран.

Настоящая семья

Отчасти они решили съехаться из соображений безопасности. Соран чувствовала себя уязвимой в одиночестве — а две женщины, живущие вместе, привлекали бы гораздо меньше нежелательного внимания.

— Но больше всего... Мы с Ори много говорили о том, как хорошо и счастливо жить в старости, и решили, что жизнь с подругой-единомышленницей — один из лучших способов, — объясняет Соран.

Их домашняя жизнь стала радостной, мирной и уютной.

— Я пришла к убеждению, что настоящая семья — это те, кто делят жизнь, уважая друг друга и храня верность друг другу, и неважно, состоят ли они в кровном или брачном родстве, — говорит Соран.

Через несколько лет Соран и Ори вместе купили жильё.

Немного позже Соран, которая страдала от проблем вроде хронических головных болей, несколько раз доставили в отделение неотложной помощи. Тогда подруги задумались, что, став семьёй, смогли бы подписать одна за другую форму медицинского согласия. Южнокорейские больницы опасаются судебных исков, если что-то пойдёт не так, и обычно не оказывают неотложную помощь — даже хирургическую — без согласия семьи пациента.

— Мы многие годы помогали подруга подруге и защищали подруга подругу. Но когда мы больше всего нуждались подруга в подруге — мы были «всего лишь незнакомками», — объясняет Соран.

Юридическая лазейка

Подруги начали изучать семейное право, чтобы понять, какие варианты у них есть. О браке не могло быть и речи.

— У нас нет романтических отношений. Мы не пытаемся пожениться. И даже если бы пытались — мы бы не смогли бы: однополые браки в Южной Корее не разрешены. Поэтому единственным выходом остался этот странный вариант: удочерить Ори, — объясняет Соран и хмурится от досады.

По южнокорейским законам старшая женщина может удочерить младшую, если обе согласны. Иногда так делают новобрачные, если у кого-то из них есть взрослые дети, чтобы дети стали общими. Иногда консервативные семьи, где нет сыновей, усыновляют взрослого мужчину, чтобы «продолжить род».

— Мы хотели простых вещей. Просто заботы. Подписать медицинское согласие, взять на работе отпуск по уходу, если одна из нас больна, или организовать похороны, ведь одна из нас умрёт раньше, — говорит Соран, вздыхая. — Но в Южной Корее всё это невозможно, если мы не семья для государства. Поэтому мы воспользовались лазейкой в законе, как бы странно это ни выглядело.
Женщина в Южной Корее удочерила свою лучшую подругу

Часть 3/5

В 2021 году около 1 млн южнокорейцев в 50-миллионной стране жили с «фактическими родственниками» — подругами, друзьями, партнёрами без брака. Все эти люди не могут получить квартиры, субсидируемые государством, жилищные кредиты, общую медицинскую страховку, налоговые льготы и другие услуги, доступные только супружеским парам и семьям.

Если спутница жизни умрёт — у её партнёрки или подруги остаётся мало прав: её могут выселить, если она не владеет недвижимостью, и столкнуться с огромным количеством юридических препятствий при получении наследства.

В 2013 году в Южной Корее произошла трагедия. Две подруги после окончания школы прожили вместе 40 лет, пока одна из них не погибла от рака. Всё случилось очень быстро — она не успела распорядиться своими деньгами и жилищем. Родные умершей заявили её 62-летней партнёрке, что та не имеет права претендовать ни на деньги, ни на квартиру, которую подруги делили c 1990-х. После этого женщина покончила с собой.

Хотя семьи Соран и Ори приняли их образ жизни, а женщины совместно владеют домом, они хотели получить юридическую защиту и права — такие же, как у родных людей.

25 мая 2022 года они пришли в местную администрацию, взявшись за руки, и подали документы на удочерение. На следующий день они официально стали матерью и дочерью.

— В Южной Корее в мае полно семейных праздников. 5 мая — День защиты детей, 8 мая — День родителей. Поэтому мы выбрали май, чтобы устроить собственный праздник, — говорит Соран с озорной усмешкой.

«Бехонсе»

Соран описала свою историю в мемуарах «Я удочерила подругу», которые увидели свет в 2023 году. Это первый публично известный случай в Южной Корее, когда женщина удочерила подругу, чтобы стать её семьёй.

Однако число южнокорейцев, изучающих — и одобряющих — образ жизни за пределами традиционной семейной ячейки, постоянно растёт. В 2022 году число домохозяйств, состоящих из одного человека или из людей, не связанных юридически, достигло рекордной отметки: почти 8 миллионов, или более 35% всех домохозяйств.

38-летняя Гвак Минчи, общительная и дружелюбная телеведущая из Сеула, — одна из таких женщин. Она не замужем. Почти каждую неделю Минчи записывает свой подкаст «Бехонсе», сидя за обеденным столом.

В названии подкаста Behonsé соединились корейские слова «bihon» (добровольно не выходить замуж) и «sesang» (мир). Это ещё и отсылка к Бейонсе и её песне Single Ladies. Минчи придумала подкаст в 2020 году, устав от изоляции во время пандемии и надеясь достучаться до других женщин, похожих на неё.

— Мы всё ещё меньшинство. Нас мало на ТВ и в медиа. Моя цель — сделать нас более заметными, — говорит Минчи. — Кажется, что мир кричит нам, будто выйти замуж — единственный правильный вариант, а быть одинокой неприлично, только если ты не богата и не успешна. Я хотела показать, что есть много одиноких женщин, живущих обычной жизнью, и что это совершенно нормально!

Темы подкаста разнообразны: от книг, отношений и психического здоровья до советов, как пережить отпуск с назойливыми родственниками, и лучших районов для жизни одиноких женщин. Минчи брала интервью у одиночек всех возрастов и из разных слоёв общества.

— Не все мои слушательницы против идеи брака. Некоторые состоят в отношениях, а некоторые слушают подкаст со своими парнями. Но двойная нагрузка на работающих матерей и общественное осуждение разведённых женщин заставляет многих отказываться от брака. В моём подкасте женщины могут общаться с такими же, как они, и делать что-то вместе, — объясняет Минчи, поглаживая по голове единственную постоянную компаньонку: маленькую собачку.
Женщина в Южной Корее удочерила свою лучшую подругу

Часть 4/5

Право не быть одинокими

Как и Соран, Минчи и её одинокие подруги размышляют над главным вопросом: кто позаботится о них, когда они состарятся или заболеют?

— Это одна из самых горячих тем, — говорит Минчи. — Мы всерьёз обсуждаем, где и как покупать дома вместе, как заботиться подруга о подруге во время болезни.

Минчи с подругами создали в приложении KakaoTalk группу «Утренняя перекличка», где отмечаются каждое утро и пишут тем, кто не отвечает два дня подряд. Но в конечном итоге Минчи и некоторые её подруги собираются съехаться и жить вместе.

Эти соображения имеют далеко идущие последствия для страны. Население Южной Кореи стремительно стареет, а уровень рождаемости — низший в мире (0,78 на 2022 год). По прогнозам, к 2050 году старше 65 лет будет более 40% населения, а к 2070 году — почти 50%.

Перед страной стоит серьёзная политическая проблема: как заботиться о пожилых, особенно с учётом того, что люди всё чаще живут в одиночку, сами по себе.

В апреле 2023-го Ён Хеин, начинающая законодательница, сделала — по её словам — ключевой шаг на пути решения кризиса в области ухода за людьми. Она предложила закон, который расширит юридическое определение семьи.

— Многие южнокорейцы уже вышли за пределы традиционных границ семьи, — объясняет Хеин. — Но наши законы не поддерживают их образ жизни.

Женщин в парламенте Южной Кореи — всего 19%, а средний возраст депутатов — около 55 лет. Так что 33-летняя Хеин в меньшинстве. Она известна как ярая сторонница прав женщин, детей, рабочих и других политически недопредставленных групп.

Хеин считает, что её закон, продвигаемый под лозунгом «право не быть одинокими», будет полезен подругам и друзьям, живущим вместе, одиночкам, а также пожилым людям, которые развелись, овдовели или отдалились от детей.

— Наше общество быстро стареет. Всё больше людей живут в одиночестве. Многие изолированы. Мы должны позволить им разделить свою жизнь и ощутить общность с другими людьми... помочь им заботиться друг о друге.

Предложение Хеин нашло отклик у многих, поскольку в стране растёт проблема смерти в одиночестве, известной как годокса (godoksa): когда тела умерших после смерти очень долго не обнаруживают. В 2021 году в Южной Корее зарегистрировали почти 3400 таких случаев: на 40% больше, чем за прошлые пять лет. Подавляющее большинство годокса происходит с мужчинами от 50 до 60 лет.

Ответ консерваторов

Законопроект Ён Хеин вызвал бурю протеста со стороны консерваторов и церковных групп с огромным политическим влиянием. Его обвинили в «продвижении гомосексуальности»: он может предоставить однополым парам такой же статус, как и разнополым. Значит, по мнению консерваторов, фактически узаконит однополые браки. Хеин получила сотни гневных звонков и сообщений.

«Зловещий законопроект разрушит институт брака и семьи и испортит жизнь детям, разрешая однополые союзы и поощряя роды вне брака», — заявили в совместном заявлении около 500 консервативных групп.

— Если речь не идёт об однополых парах — мне трудно понять, почему сожители требуют такой же правовой защиты, как и обычные семьи, — сказал мне представитель Христианского совета Кореи, который попросил об анонимности. — Заболели и нуждаетесь в лечении? Пусть ваша настоящая семья приедет и подпишет [форму медицинского согласия]. Неважно, как далеко она живёт. Почему кто-то другой должен это делать?

Законопроект Ён Хеин ждёт туманное будущее: его проигнорировало большинство законодателей и публично отвергло правящее правое правительство, которое поддерживают многие церковные группы.

Минчи и Соран, ярых сторонниц законопроекта Хеин, критикуют за образ жизни. Интервью, которые давала Минчи, вызвали шквал оскорблений в интернете. Мужчины говорили, что она слишком уродлива, чтобы найти мужа, грозили, что она умрёт в одиночестве, возмущались, что её «эгоистичный» образ жизни «неуважителен» к состоящим в браке. После публикации мемуаров «Я удочерила подругу» Соран услышала точно такие же обвинения.
Женщина в Южной Корее удочерила свою лучшую подругу

Часть 5/5

Работа феминисток в области здоровья и общения

Государство не в силах побороть проблему одиночества и нехватки ухода за больными — так что некоторые женщины взяли дело в свои руки.

«Салим» — низовой социальный и медицинский кооператив, основанный феминистками в Сеуле в 2012 году. Клиники «Салима» расположены в многоэтажном здании в Ынпхёне, одном из быстро стареющих районов Сеула, где каждый пятый житель — пожилой.

— Здесь вы чувствуете себя не пациенткой, а частью сплочённого сообщества, — объясняет 31-летняя Ким Ечжин, бывшая телепродюсерка и участница кооператива.

Врачини-феминистки и активистки — многие из них не состоящие в браке — создали сообщество, чтобы люди могли «стареть вместе, заботясь подруга о подруге», говорит соучредительница «Салима» Чху Хеин.

«Салим», что переводится с корейского как «спасение», открыт для всех желающих за минимальный взнос 50 тыс. вон [примерно 3400 рублей. — Л. К.]. В начале организация насчитывала около 300 членов и небольшую клинику семейной медицины, которую возглавляла Чу — сама врачиня и незамужняя женщина. За десять лет «Салим» стал местом, где принимают не только жительниц Ынпхёна, но и инвалидов, жертв полового или семейного насилия, гомосексуалов, рабочих-мигрантов, которые могут не получить должного лечения из-за языкового барьера или отсутствия страховки. Сейчас в «Салиме» состоит около 4200 членов. В кооперативе есть гинекологическая, психиатрическая и стоматологическая клиники, а также центр дневного ухода за пожилыми людьми.

Это «сообщество людей, которые защитят вас, если вы больны и одиноки», объясняет Ечжин, добавляя, что «Салим» — одна из главных причин, по которой она и её подруги хотят состариться в этом районе.

В Ынпхёне расположено множество неправительственных организаций, групп по защите прав женщин и социальных предприятий. В своём подкасте Минчи назвала его одним из лучших районов для одиноких женщин — благодаря активной общине.

Выйдя на улицу, Ечжин пробирается мимо офисных работниц, матерей с колясками, женщин средних лет с собаками и пожилых мужчин на ходунках. Она идёт на встречу с подругами в пекарню, где рядом с грудами круассанов лежат книги о старении и уходе за людьми.

Ечжин основала «Сёстры Ынпхёна» — клуб для незамужних женщин. Десятки участниц клуба собираются вместе, чтобы заняться спортом или разделить трапезу. Они постоянно обсуждают в чатах всё, что им интересно: от инвестиций в акции до пабов, где можно посидеть женской компанией.

— Я надеялась создать сообщество, где женщины ощутят себя в безопасности, получат поддержку и уважение и смогут просто повеселиться, занимаясь тем, что каждая из нас не может сделать в одиночку, — говорит Ечжин.

***

В первую годовщину удочерения Соран и Ори вместе с мамой и бабушкой Соран отправились на выходные на остров Анмёндо, известный живописными пляжами и сосновыми лесами. Четыре поколения женщин — четыре по крайней мере на бумаге — собрались вместе, чтобы отдохнуть.

Долгое время мама Соран хотела выдать дочь замуж, опасаясь, что умрёт и оставит дочь совсем одну. Но сейчас она рада, что Соран счастлива и создала семью, удочерив Ори. «Теперь у меня есть внучка», — шутит мама.

— Пусть вас не заботит, что говорят другие, — сказала она дочери. — Живите полной жизнью.

Читайте ещё об этом

«У нас есть сыновья, внуки, любимые — но им запрещено тут жить!» Как 26 женщин счастливо делят общий дом

Я купила дом вместе с другой матерью-одиночкой. Так мы построили настоящий детский рай

#фемпрактики #подруги #живи_с_подругой #одиночки #без_мужчин #возраст

✉️ Написать в канал

💰Поддержать канал из РФ | Из другой страны
Татьяна Радкевич отвечает на ваши вопросы

#музыка

Часть 1/14

Это #спросите_экспертку — рубрика, гостьи которой делятся знаниями и опытом с подписчицами канала «Видима и свободна».

В начале недели вы задавали вопросы Татьяне Радкевич. Сегодня и завтра я буду публиковать её ответы.

Слово гостье:

***

Большое спасибо за вопросы и комплименты, мне очень приятно. Начну с ответа на самый, как оказалось, животрепещущий вопрос про христианство. Количество вопросов на эту тему было для меня полнейшей неожиданностью.

Как менялись ваши религиозные взгляды в течение жизни, что на это влияло и как они сочетаются с другими аспектами вашего мировоззрения? Что для вас означает быть христианкой?

Перечисляя самоидентификации, я написала «христианка» в конце. Я сама не знаю, почему я это упомянула: это была случайность. В последние 10 лет я в православный храм ходила, наверное, раза три. Я считаю себя христианкой больше в культурном смысле, так, как об этом пишет Бродский («я христианин, потому что я не варвар»). Я не религиозный человек, но принадлежу к христианской культуре, живу в этом контексте. В церкви я работаю, потому что в Европе в каждой церкви есть орган, а я на нём играю. То есть в работе для меня первична связь с инструментом и ответственность за него (органисты сами настраивают орган и отвечают за его состояние), а то, в какой церкви орган стоит, второстепенно. Кстати, музыкантам можно работать и у католиков, и у протестантов, будучи другой конфессии или не относясь ни к одной. Когда открывается вакансия церковного музыканта, максимум, что могут написать, «желательна близость к христианству». Это можно трактовать широко. От нас не требуют быть верующими. Я бы сказала, что моя религия — музыка, а христианство — основа культуры, в которой я выросла.

Я происхожу из обычной советской нерелигиозной семьи. В 11 лет я крестилась с сестрой и мамой. Моя первая учительница фортепиано — верующая, и я просто захотела тогда, чтобы она была моей крёстной. В 14 лет я уехала учиться в Москву и жила в интернате, без семьи. А в 16 лет я как-то резко начала ходить в церковь, и этот период продлился 10 лет. Это был классический неофитский период. Я много читала: Библию, само собой, древнюю литературу, естественно, это произвело на меня огромное впечатление. Мне сложно представить человека, которого не впечатлит Евангелие.

Церковь — совсем другой феномен. Это во многом общественный институт. И здесь мы подходим к другому вопросу:

Какие аспекты религии не воспринимаете как адекватные (например, про предохранение) и что из этого в Швейцарии сама церковь не диктует женщине, в отличие от российской церкви?

Я не понимаю, что церковь забыла у людей в постели. Особенно смешно, когда на эту тему высказывается Папа Римский и его коллеги, которые к детям мало отношения имеют. Церковь, по идее, должна учить людей любить друг друга. Вот в чём учение Христа. А не в том, какой способ предохранения наименее грешный. Это устарело всё, как и многое в Библии. А зёрна от плевел тоже неплохо бы отделять. Но это сложно, а вот сказать «противозачаточные таблетки — грех» легко. Непросто отделить суть христианства от социокультурных наслоений. Христос проповедовал деятельную любовь к ближнему, а про ношение платков и предохранение ни слова не сказал, насколько мне известно. И вообще, разделение христианства на разные конфессии — грех посерьёзней всего остального, я бы предложила христианам для начала в этом разобраться и вообще двигаться в экуменическом направлении.

Швейцария в целом протестантская страна, католиков меньше. По сравнению с православной церковью меньше обрядов, даже у католиков. Церковь больше открыта обществу и вписана в повседневную жизнь. Конечно, не у всех: как и везде, здесь много неверующих, жизнь которых не связана с церковью. Но и они должны соблюдать церковные праздники: это официальные выходные по всей стране. Здесь не было периода атеизма, как в России, поэтому устройство общества в каком-то смысле более традиционное. Меня, кстати, очень удивило, что в православных церквях Швейцарии не увидишь платков и юбок. Люди нормально одеты.
Татьяна Радкевич отвечает на ваши вопросы

Часть 2/14

Христианство какой конфессии у вас, если это не секрет?


В России десять лет я была православной. В 26 лет у меня начался мировоззренческий кризис, депрессия, и я из церкви почти ушла, потому что вплотную занялась своей жизнью и времени и энергии вообще не оставалось. Переехав в Швейцарию, я узнала изнутри протестантство и католичество и могу сказать, что сейчас мне трудно отнести себя к какой-то конфессии. Мне нравится экуменическое движение, стремящееся к объединению христианских конфессий.

Почему у вас началась депрессия? Как вы осознали, что это она? Почему и как пошли к психотерапевту? Принимали ли вы антидепрессанты?

У меня была лёгкая депрессия, но даже в такой форме мне было тяжело. Причина банальная: несчастная любовь. Вообще меня поражает то, насколько с возрастом становится легче жить и насколько счастливее я становлюсь с каждым годом. Посмотрим, что будет в старости. А в юности всё кажется концом света.

Почему пошла: у меня появлялись суицидальные мысли, и я подумала, что для молодой здоровой женщины в 26 лет это как-то ненормально. Поэтому я обратилась за помощью. Я нашла психиатра и психотерапевта из Института психотерапии. Он предлагал консультации по телефону, и после одной такой консультации меня направили к ней. Я не пила антидепрессанты, но я пила один препарат, который мне помог. Я стала более уравновешенной, просто вернулась в нормальное состояние.

Одновременно с этим я около года ходила на психотерапевтические группы к своей психотерапевтке. Мне это невероятно помогло. Во время депрессии человек замыкается в себе и лишает себя социального взаимодействия, что заставляет его замыкаться всё больше. Это такой замкнутый круг. А группы выводят из этого круга. Там есть правила, создающие психологически безопасную атмосферу, и одновременно полная открытость членов группы. Этот опыт открыл мне внутренний мир других людей. Я увидела, что все мы живые люди со своими сомнениями, что я — одна из множества совершенно нормальных и обычных людей и что это хорошо.

По мнению психотерапевтки, мне помогла выйти из депрессии необходимость зарабатывать деньги. У меня не было возможности лежать на кровати или не выходить на улицу. Как бы ни было тяжело, надо было вставать и идти что-то делать. Депрессия — это сбой в функционировании организма, поэтому так важно заставлять себя делать скучные обычные вещи, из которых складывается повседневная жизнь: соблюдать режим, ложиться в нормальное время спать, умываться, чистить зубы, одеваться в чистое, есть, выходить на улицу, взаимодействовать с людьми. Мне очень-очень помогли занятия балетом. Это было так трудно, что забывалась душевная боль. Поэтому физическая нагрузка — это маст хэв.

Какое соотношение в музыкальном образовании педагогов религиозных и атеистов?

Никогда не думала об этом. Навскидку — 40% верующих и 60% атеистов. Но у меня не чистые данные, всё-таки в Московской консерватории есть кафедра церковной музыки, это влияет на статистику.
Татьяна Радкевич отвечает на ваши вопросы

Часть 3/14

Мне хотелось бы узнать, какую роль религия играет в вашей жизни и в воспитании детей? Воспитываете ли вы их христианами? Отличаются ли религиозные взгляды у вас и у вашего мужа?

Я не воспитываю детей в вере. Мне кажется, это очень сложная тема, я не могу про неё детям рассказывать, например, как в Детской Библии. Но я хочу, чтобы мои дети росли культурными и образованными людьми, а знания о христианстве входят в образовательный канон. Поэтому, когда я заметила, что моя пятилетняя дочка путает ангелов и гномов, мы купили красивую Библию для детей, просто чтобы они были в курсе сюжета. Я не говорю им, что есть Бог. Я стараюсь это так формулировать: есть люди, которые верят в Бога и которые не верят. У моей старшей, шестилетней дочки у самой достаточно идей о трансцендентном, я её высказывания в дневник записываю. Ну и если она меня спрашивает, рассказываю ей о своём опыте, о сомнениях и мыслях. Мне с ней интересно философствовать вместе.

Как-то я спросила у дочери, хочет ли она креститься. Пока не хочет.

Муж вырос в католической церкви, но он немного раздолбай по характеру, поэтому ему это всё не близко. Повзрослев, он вышел из церкви, потому что не хотел платить церковный налог. Мы поженились просто в загсе. Его мировоззрение я бы описала как пантеизм. Когда я купила Детскую Библию, он слегка напрягся. Но я объяснила, что не собираюсь индоктринировать детей, и он успокоился. Согласился с идеей, что христианство — всё-таки часть мировой культуры.

Что вы увидели, что вас так потрясло, когда вы были певчей в храме? И особенно интересна разница в отношении к женщине в православной и католической церкви.

Я десять лет работала в православной церкви. Я видела абсолютно неверующих священников, которые изменяют жёнам, и все знают, кто их любовницы. Или епископов, которые окружают себя красивыми молодыми людьми, и тоже всем понятно почему. Это абсолютно открыто и нагло делается. Ну про алчность и стремление к власти я и не говорю, об этом много информации. То есть в церкви и у церковных людей есть все обычные человеческие пороки и слабости. Много цинизма. И в то же время я встречала людей, которых, наверное, можно назвать святыми. И у меня был какой-то трансцендентный опыт, который сложно забыть. Ну мы, музыканты, люди в целом очень впечатлительные, можно сказать, что это наше профессиональное качество.

Ещё назову одну вопиющую вещь, которая меня по-прежнему возмущает до глубины души: ставка певчей официально меньше ставки певчего. То есть мужчинам открыто больше платят, аргументируют это половой принадлежностью, и больше ничем. Женщине за службу заплатят 700 рублей, а мужчине, который рядом с ней стоит, 1000.

Меня удручает то, что в РПЦ женщинам не доверяется решение никаких важных вопросов. Женщина занимается только семьёй. Я была прихожанкой церкви, уже выступая, играя концерты, ездя на международные конкурсы. А священники мне частенько говорили, что концерты — это хорошо, но вот выйдешь замуж, родишь детей, и это станет самым главным. Мне это не было близко и всегда вызывало протест.

В церкви много мужчин с жаждой власти. Это такое мужское свойство, а церковь — очень патриархальная институция. В протестантизме, например, сейчас стараются отойти от этого, появляются женские голоса и женская трактовка веры и Библии. Я в прошлом семестре в хохшуле познакомилась с протестантской феминистической мыслью, поэтому для меня феминизм и христианство не взаимоисключающие вещи.
Татьяна Радкевич отвечает на ваши вопросы

Часть 4/14

О феминизме и христианстве

В органной магистратуре в Цюрихском университете есть предмет «Основы богословия». Я собиралась просто его формально отходить, сдать экзамен и забыть, ничего особо интересного я не ожидала. Но его вела протестантская священница, тоже Таня, моя тёзка, которая училась и долгое время жила в Америке. И мы весь семестр изучали в основном женскую богословскую мысль. Женщины и мужчины были в соотношении где-то 90:10. Я-то была уверена, что мы каких-то старых авторов будем проходить. А оказалось, что в последние лет сорок появилось много интересных теологинь со своим взглядом на христианство, и не только в Европе или Америке: мы также читали тексты азиатских и африканских авторок. Это было захватывающе интересно и очень неформально. В Швейцарии с 1985 года выходит феминистская теологическая газета FAMA. То есть женщины всё чаще высказываются на тему религии, принимают участие во всяких форумах и получают всё больше влияния в этой изначально чисто мужской области. Но это католички и протестантки.

В качестве примера: в последнее время ведутся дискуссии на тему того, что вообще-то у Бога нет пола. Это означает, что Бога Отца можно и Богиней Матерью называть, а на иврите Святой Дух всегда был женского рода. И даже сочинили новое песнопение на немецком, которое поют и в католической, и в протестантской церквях, где к Святому Духу обращаются как к матери и как к сестре (Mutter Geist, Schwester Geist).

Как ваша религия вписывается в реалии XXI века?


Плоховато вписывается пока, в том числе потому, что подавляющее большинство решений принимают мужчины. Хотя подвижки тоже есть, особенно у протестантов: признание гомосексуальных пар, появление священниц, экуменизм опять же.

Как (и ради чего) вам удаётся фильтровать мизогинные составляющие любой религии?

Я не фильтрую мизогинную составляющую, я критически отношусь к религии и к церкви. Вообще, если Бог дал мозги, ими надо пользоваться. Я стараюсь это делать. Мне кажется, сохранение критического взгляда на религию — это наш долг как разумных существ. Всё это безусловное подчинение авторитетам — в прошлом, пусть даже многих церковных начальников это расстраивает. При этом должна сказать, что в Евангелиях, самых важных текстах христианства, я не вижу мизогинии. Думаю, в учении Христа её нет. В своё время Евангелия были прочитаны соответственно тогдашнему уровню развития общества. Значит, задача современного христианства — прочесть их заново.

Как может феминистка разделять религиозные взгляды, где женщину даже за человека, равного мужчине, не считают? Где она из тела мужчины. Где она вторична. Где она на уровне раба и имущества.

Всё зависит от трактовки. Есть толкования этого отрывка из Библии о создании человека, где говорится о том, что женщина — это более совершенное создание, потому что она создана из части человека, а не из праха. Ребёнок тоже из тела матери, но это же не значит, что он вторичен.

Как христианское сообщество в Швейцарии в наши дни воспринимает ЛГБТК-людей? А вы лично? В особенности интересно отношение к лесбиянкам.

Я не разделяю людей по их сексуальным предпочтениям. У меня есть хорошие друзья-гомосексуалы, с лесбиянками были только поверхностные знакомства. В целом в Швейцарии запрещена дискриминация ЛГБТК. Недавно было громкое дело по поводу дискриминации учителя, как раз консервативные христианские круги были против того, чтобы он преподавал в школе. Это вызвало сильное общественное возмущение.

Среди швейцарских христиан существует консенсус по поводу того, что гомосексуальные отношения больше не грех. В протестантской церкви допустимы гомосексуальные браки и священницы, в католической — пока нет, но в Базеле придумали церемонию благословления таких пар.
Татьяна Радкевич отвечает на ваши вопросы

Часть 5/14

Как понять, действительно ли стоит отдавать ребёнка в музыкальную школу?

Я считаю, что процент детей, которых НЕ СТОИТ отдавать в музыкальную школу, ничтожно мал. Главное — найти хорошую преподавательницу, которая не занимается самореализацией за счёт детей, а передаёт им любовь к музыке и открывает им мир искусства. Если вам говорят, что ребёнок неспособный, — бегите. Дмитрия Шостаковича как раз на этом основании не взяли в музыкальную школу, это просто смешно. Хорошая преподавательница может прекрасно заниматься с ребёнком любой степени одарённости. В юности я несколько лет преподавала фортепиано и работала концертмейстером в музыкальной школе и почти не встречала совсем неспособных детей, у которых отсутствует слух. Музыкой заниматься можно с любым ребёнком, это благотворно сказывается на его развитии и, кстати, на успехах в школе. Просто это очень трудно: преподавать детям. Это в основном женская работа и, соответственно, не слишком хорошо оплачиваемая. К тому же у нас в стране принято делать упор на выращивании гениев, а не на поддержке любительского музицирования. Но в целом в России очень хорошее музыкальное образование, надо этим пользоваться.

Кстати, очень полезен хор, не только детям, вообще в любом возрасте. Это музицирование в сочетании с социализацией, в Швейцарии любительское хоровое пение очень распространено и находится на очень высоком уровне, такое коллективное музицирование близко их менталитету. Пение в хоре — это вещь. В России, кажется, не так много любительских хоров, в основном профессиональные.

Если ваш вопрос подразумевал серьёзные занятия музыкой, то тут главный показатель — желание ребёнка, страсть к музыке. Это сложно не заметить.

Музыкальное образование в России и сравнение его со швейцарским

В Швейцарии нет профессионального музобразования со школьного возраста. Дети, желающие стать музыкантами, учатся в гимназии до 18—19 лет, получают наравне со всеми аттестат зрелости и потом поступают в хохшуле, Высшую школу музыки или в университет. Но из-за того, что самые важные для развития техники музыканта годы они провели за математикой, историей и иностранными языками (что само по себе неплохо), их уровня часто не хватает для поступления в музыкальный вуз. Поэтому они идут в Precollege, проводят там один-два года и потом уже поступают в вуз. То есть швейцарцы в целом намного лучше образованны, чем, к примеру, студенты из Восточной Европы, они говорят на трёх-четырёх языках, знают математику, историю, географию, но в специальных муздисциплинах отстают. Причина в том, что в музыкальном исполнительском искусстве есть спортивный элемент. Поэтому так важно много заниматься в подростковом возрасте. Если не поиграть достаточно этюдов Черни, Шопена, Листа, то в 19—20 лет это нагнать уже невозможно: организм вырос и почти сформировался. На международных исполнительских конкурсах швейцарцев почти нет. А на дирижёрских, кстати, они неплохо выступают.

И ещё здесь сильно классовое расслоение. Классическая музыка здесь — очень элитарный вид искусства. Ею интересуются только хорошо образованные состоятельные люди.