TUGARINOV
691 subscribers
572 photos
60 videos
407 links
культурология, религиоведение, синология
加入频道
Иногда в сети можно увидеть, как исихазм называют «православной йогой». Сравнение крайне странное, но сегодня мы живём в мире, где даже базовые христианские истины люди уже легче воспринимают, если их завернуть в фантик из «Упанишад» и «Йога-сутр Патанджали».

А вот Никита не совсем осознанно через христианство описал базовую практику в тантрическом(телефон предлагает поменять на «тактический») буддизме. Человеческое сознание в буддизме ваджраяны имеет два модуса: омраченный и просветленный. Каждому модусу соответствуют свои аспекты. Обычно выделают пять аспектов, и ненависть как раз и является одним из пяти аспектов омраченного сознания. Буддист-тантрик должен использовать всю силу ненависти, и перевести её из омраченного состояния сознания в просветленное. А в просветленном состоянии сознания ненависти уже соответствует зерцалоподобная мудрость, отражающая реальность как она есть.

Мы же, не будучи тантристами, наоборот, чаще говорим о том, что гнев застилает глаза, и именно он мешает нам адекватно воспринимать мир. Хотя при этом и отцы церкви писали о праведном гневе, направленном против зла, против греха, и указывали на то, что такой гнев оправдан.
https://yangx.top/hungryphil/1989
Forwarded from Exit Existence
Очень интересные размышления о сложном положении музеев, где хранится сакральное искусство. Вспоминаются слова Гадамера о том, что такой предмет, находящийся в музее, уже осквернен самим фактом попадания в профанную среду. В рамках современного общества возвращение обратно того, что когда-то было частью религиозной и социальной жизни, может казаться невозможным, потому что прежних форм жизни уже не существует.

Тем не менее, есть вещи, которые преодолевают доминирующую культуру и морок постмодернистского высказывания внутренней силой и изначальным смыслом. Например, когда святыни выносятся из музея, многие люди все равно стремятся к ним приложиться — хотя с точки зрения условий хранения это, конечно, грубое нарушение правил. А фрагменты человеческих тел, будь то мощи святого или капала из крышки черепа, имеют совершенно особую «ауру».

Есть и предметы откровенно «нехорошие» — обычно такими они делаются как раз когда вырываются из национальной традиции. Не зря существует множество легенд о добытых хищными искателями сокровищ проклятых камнях, которые были когда-то глазами божеств. В запасниках Кунсткамеры до сих пор хранится голова ламы Дамбиджалцана, который боролся за независимость Монголии и вдохновил на подвиги барона Унгерна. Местные жители верили, что Джа-лама является инкарнацией древнего князя, а то и самого Махакалы. Голова убитого спецслужбами военачальника была вывезена в Петербург и попала в музей как экспонат «Череп монгола». Говорят, что с проклятием «Белой головы» была связана смерть вождя монгольских коммунистов.

Один из возможных вариантов, кроме возвращения в изначальную среду — уничтожение сакральных предметов, чтобы отпустить их и уберечь от поругания. Например, существует практика отслужившие иконы, на которых затерлись лики, сжигать, а пепел пускать по воде. Что, конечно, покажется варварством изнутри музейно-консервационной парадигмы, но вполне естественно, если всерьез следовать смыслу священного предмета. То же касается частей тел, которыми не распоряжаются подобающим для их культуры образом. Прежде чем раскапывать древние захоронения, тоже, кстати, следовало бы подумать.
​​Философ Никита Сюндюков примет участие в работе народного университета им. Дарьи Дугиной

17 января, в 19:00, в культурном пространстве «Солнце Севера» состоится запись первой лекции курса «Русская метафизика соборности» философа Никиты Сюндюкова. Её можно посетить очно за пожертвование на проект #МыФронту

Никита Кириллович Сюндюков - философ, старший преподаватель СЗИУ РАНХиГС при президенте РФ, исследователь русской философии и творчества Ф.М. Достоевского, админ паблика «Голодные философы».

Никита Сюндюков часто выступает на различных площадках, готовит подкасты. В «Солнце Севера» он участвовал в интересной «Встрече Востока и Запада», выступал с докладом о «Теологии Владимира Путина».

Интересную мысль он высказал на заседании философского собора «Великое русское исправление имён» о том, что Россия неоднократно прерывала плавное и логичное течение истории к своему концу. К этому свойству подобрался уже Пётр Чаадаев, который утверждал, что русские не принадлежат к историческим нациям и ничего не привнесли к истории. Россия для него "чистый лист" и ничто. А ничто, как известно, может проявиться как что угодно. И таким образом Россия становится территорией мирового чуда, разрывающей историческую логику.

В рамках проекта Никита Сюндюков прочтёт курс «Русская метафизика соборности» из восьми лекций.

Ждем всех желающих 17 января, в 19:00, по адресу Невский проспект, 29 (кнопка домофона "Солнце Севера")

Вход на лекцию « Своеобразие русской философии и русской метафизики» - за пожертвования на гуманитарный проект #МыФронту

Подробнее о проекте «ЛДНР и освобождаемые территории в едином российском культурно-цивилизационном поле», в котором примет участие философ Никита Сюндюков, читай по ссылке.

Проект реализуется в рамках гранта Президентского фонда культурных инициатив.
Друзья, я не раз писал о своем восторженном отношении к античным этическим системам. Печально лишь то, что они не слишком известны широкой публике (исключение – модный нынче стоицизм, но как раз к нему я отношусь достаточно сдержанно).

К счастью, теперь у меня появилась возможность внести вклад в популяризацию моральных учений древности.

По приглашению библиотеки имени Маяковского (СПб, Фонтанка 44) в ближайшие четыре недели буду читать курс «Системы античной этики: прошлое и будущее». Приходите, будет интересно – только не забудьте зарегистрироваться по ссылкам (ниже). Скорее всего, лекции будут транслироваться на ютуб, но все равно приходите.

Содержание курса:

1. От «семи мудрецов» до Сократа: досистематическая этика.
21 января (сб) 17:00 - 18:30

О том,
– чем философская этика отличается от философии, «народной мудрости» и религии;
– чем антропологическая этика отличается от теологической;
– почему гедонизм и кинизм не смогли стать самостоятельными моральными системами;
– какое влияние на развитие этической мысли оказал Сократ.

2. Аристотелизм.
29 января (вс) 17:00 - 18:30

О том,
– как на Аристотеля повлияли этические взгляды Платона и Демокрита;
– какие добродетели выделял Аристотель и каким видел совершенного человека;
– почему его этика – лучшая из когда-либо существовавших.

3. Эпикурейство. Стоицизм.
5 февраля (вс) 17:30 - 19:00

Помимо изложения обеих доктрин – о том,
– почему Эпикура можно назвать предшественником новоевропейской науки;
– в чем минусы современного увлечения стоической мудростью.

4. Цицерон. Неоплатонизм и эпоха синкретизма.
11 февраля (сб) 17:00 - 18:30

О том,
– какие духовные трансформации произошли в первые века христианской эры;
– почему философия и мораль неоплатонизма ближе к христианству, чем к Платону;
– в чем фундаментальное различие между религиозной моралью и античным пониманием добродетели.
В начале встречи речь пойдет о светском гуманизме Цицерона.

Понятно, что за четыре лекции рассказать все, о чем хочется, не получится, но зато курс будет интенсивным – постараюсь запихнуть в него максимально возможное количество информации.

Если по итогу хотя бы сотня человек возьмет в руки «Никомахову этику» Аристотеля, «Главные мысли» Эпикура, «К самому себе» Аврелия и/или «Об обязанностях» Цицерона – буду считать, что тратил время слушателей не зря.
​​Культуролог Павел Тугаринов примет участие в работе народного университета им. Дарьи Дугиной

18 января, в 19:00, он прочтёт первую лекцию курса «Введение в религиоведение, или путешествие от сакрального к секулярному и обратно». Вход – за пожертвования на гуманитарный проект #МыФронту.

Павел Тугаринов (t.me/s/tugteg) – культуролог, научный сотрудник Музея истории религии (Санкт-Петербург). Китаевед, изучал культуру Китая изнутри, два года прожив в Шанхае.

В культурном пространстве «Солнце Севера» была записана интересная беседа «Восток-Запад» Павла Тугаринова с философом Валентином Чередниковым о том, как и где встречаются Восток и Запад в мировоззрении и мироощущении русского человека.

В рамках проекта Павел Тугаринов прочтёт курс «Введение в религиоведение, или путешествие от сакрального к секулярному и обратно» из восьми лекций:

1) Психология религии. Божественный опыт души/Трагедия бездушия
2) Социология религии. От безразличия к различию: опыт постижения религиозных основ общества
3) Феноменология религии I. От философии к живому религиозному опыту.
4) Феноменология религии II. Феноменология Мирча Элиаде
5) Философия религии. Попытка помыслить немыслимое.
6) Геополитика и геофилософия: критика и недоразумений
7) Антропология религии и религиозная антропология. Идеал человека в религиозных традициях мира.
8) Музыка и Религия. Услышать священное

Ждем всех желающих 18 января, в 19:00, по адресу Невский проспект, 29 (кнопка домофона "Солнце Севера")

Вход на лекцию «Психология религии. Божественный опыт души/Трагедия бездушия» - за пожертвования на гуманитарный проект #МыФронту

Подробнее о проекте «ЛДНР и освобождаемые территории в едином российском культурно-цивилизационном поле», в котором примет участие Павел Тугаринов, читай по ссылке. Проект реализуется в рамках гранта Президентского фонда культурных инициатив.
Немного уточню. Спор с Никитой шел не о том, ждёт ли нас спасение автоматически, по милости Божией, за красивые глаза. Это как раз и было бы тем самым "розовым православием", которому Никита всегда так страстно оппонирует, и с которым никто из моих друзей бы и не согласился. Мы же в споре отстаивали возможности посмертной метанойи — перемены ума. Если мы верим в посмертное существование души, и "три силы души", о которых писали отцы церкви, сохраняют свой онтологический статус, то значит у души сохраняется и воля к перемене ума.

Но ведь человеку в аду утопать в собственной всепоглощающей гордыне может быть даже “комфортнее“, чем быть с Богом: об этом прекрасно писал Льюис в «Расторжении брака». И тогда пребывание в аду вполне может быть вечным. Но свобода воли и возможность покаяния при этом сохраняются. Как я понимаю, этот подход не имеет радикальных расхождений с православным догматическим богословием, но всё-таки сохраняю за собой право на ошибку.

https://yangx.top/hungryphil/2008
Люблю споры об апокатастасисе. Один из моих дипломников в Российском православном университете св. Иоанна Богослова писал работу по сотериологии Бердяева и Шестова, и пока мы работали над дипломом, я понял, что на самом деле спор об апокатастасисе один из главнейших споров в русской религиозной философии, так что ничего удивительного, что мои друзья-философы всю дорогу Питер-Ростов провели в спорах о всеобщем спасении. Это еще что, однажды такой спор у меня продолжался в поезде Иркутск - Москва половину дороги))

Что касается меня, я думаю так.

Бог есть везде, и в аду тоже, но присутствие Бога вовсе не означает автоматического спасения. Бог есть в аду, но ад тоже есть, вернее, Бог и есть ад: для грешников предстояние пред Богом невыносимо, это их ад. Но то же самое предстояние для праведника будет раем.

Апостол ведь говорит, что в конце Бог будет всё во всем? (1 Кор. 15:28). Как это совместить с адом? Это серьезнейшая проблема - не только богословия, но и этики. Бердяев об этом прямо писал: этика не может игнорировать проблему ада.

Решение этой проблемы предлагает Мейстер Экхарт, и мне оно нравится, правда, приходится немного пойти дальше по его рассуждению.

В Проповеди "О сокровенной глубине" философ спрашивает: что горит в аду? И отвечает: в аду горят не грехи, в аду горит ничто. Цитирую: "Сравнение: возьми горящий уголь и положи его на мою руку. Если бы я сказал: уголь жжет мою руку, то я был бы несправедлив к нему. Если я должен определить, что собственно меня жжет, то это делает "ничто". Ибо в угле есть нечто, чего нет в моей руке. Если бы рука обладала всем тем, чем обладает и что дает уголь, она была бы вполне огненной природы. И бросили бы тогда на мою руку весь огонь, который когда-либо горел, он не причинил бы мне боли. Поэтому я утверждаю, что Бог и все те, что пребывают в блаженном созерцании Его, имеют нечто, чего не имеют отлученные от Бога. И единственно это "ничто" мучает пребывающие в аду души больше, чем своеволие или какой-либо огонь. Я говорю правду: поскольку ты захвачен этим "ничто", постольку ты несовершенен. Поэтому, если вы хотите быть совершенны, вы должны освободиться от всякого "ничто".

Продолжим Экхарта и договорим то, что само просится договориться из слов средневекового философа-мистика. Человек, оказавшийся "в аду", в действительности оказался пред Богом. Его страдания – от того, что он предстал пред Творцом. Но мучает его не Творец, мучает его то ничто, на место которого должна была быть Божественная Благодать, Свобода. Подобно тому, как при соприкосновении ладони с угольком человека мучает ничто, т.е. отсутствие в нем того, что присутствует в угольке, точно так же и при встрече с Божеством человека мучает ничто, т.е. отсутствие в нем того, что присутствует в Божестве, а именно отсутствие Благодати-Свободы.

Поэтому "Ад" – это Бог.

https://yangx.top/hungryphil/2008
Forwarded from BONCH-OSMOLOVSKAYA
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Народный университет начинает свою работу! Ура!
Какие прекрасные здесь собрались люди — преподаватели и студенты, поэты и кинорежиссёры! Невероятная, удивительная атмосфера!
Forwarded from Протоиерей Александр Тимофеев (Александр)
Сегодня вечером заочно принял участие в открытии Северного народного университета. Встреча состоялась в конференц-зале гостиницы "Ростов Плаза". Завтра вводные лекции в Ростовском Университете. На занятия были приглашены студенты из ДНР и ЛНР. Ими в течение семестра будут прослушаны курсы по Истории христианства на юге России, философии, истории, антропологии, культурологии и др. предметам. Курсы небольшие – каждый автор прочитает по 8 лекций. Однако, все они будут фундаментальными по содержанию и представлены в двух идейных аспектах: единство русского народа со стороны истории и культуры, необходимость скорейшего возрождения разрушенного единства русского мира.
Дилетантское суждение) 👇

Да, вечность не есть бесконечноть времени, но есть его (времени) отсутствие ("времени больше не будет"). И - да - коль скоро невозможно абсолютное познать относительным, то мы и не можем знать, что и как там [будет] ("не видел того глаз и не слышало ухо"). Отсюда, все наши споры о принципиальной (не)возможности апокатастасиса не есть ли "человеческое, слишком человеческое"? Все как-то иначе...

https://yangx.top/hungryphil/2012
Стоим с друзьями-коллегами ночью на балконе гостиницы в центре Ростова, любуемся красивейшим южным городом. И вдруг раздаётся громкий хлопок, так что всё задрожало.

Не придали этому большого значения, пошли обратно внутрь, а там одна из наших студенток(ЛНР/ДНР) из номера выглянула. Немного стеснительно улыбается нам и спрашивает: «Что там? ПВОшечка?».
Пвошечка — любовно так знаете, с теплом и заботой...

А ещё до этого звук настраивали, и вдруг колонка сильно резко громко затрещит. Студенты на секунду напряглись, а потом дружно рассмеялись. Мы и не сразу поняли, над чем они так дружно смеются.

Это старшеклассники и первые курсы университетов — дети, выросшие под регулярными обстрелами.

Социальные сети недавно облетели хипстерские фотосессии в Мариуполе — глупые и мерзкие. Но при этом считаю, что каждый житель нашей страны должен хотя бы чуточку лично соприкоснуться с тем, что происходит в Новороссии. Соприкоснуться, но не для возрастания в ненависти к врагу — у студентов ДНР/ЛНР, ежедневно живущих под обстрелами, её много меньше, чем у многих горячих голов в Петербурге или Москве. Нет, не для этого, а для простого эмпирического понимания: чтобы этот кошмар наконец-то закончился для детей Донбасса, и не стал кошмаром каждого россиянина, мы все соборно должны делать всё возможное для мира и для победы. Каждый. Так и только так
Forwarded from Лаконские щенки (Никита Сюндюков)
Публично за Россию среди философов высказались в основном те, кто, прошу прощения за цинизм и косноязычие, Россией занимается профессионально, то есть либо исследователи русской философии, либо ее наследники. Конечно, их (наша) поддержка ценна, но все же не позволяет говорить о полной объективности — слишком силён здесь живой интерес, вполне естественный.

Тем важнее поддержка со стороны философов, которые занимаются классической мыслью. Я знаю, что Андрей Николаевич Муравьев, корифей петербургской школы исследователей немецкой мысли, с самого начала был за Россию. Теперь, собственно, он заявил об этом публично.

Его рассуждение резко контрастируют с тем, что обычно пишут философы (и ваш покорный слуга в том числе) об СВО, это несколько иной стиль: тут меньше эмоций, больше холодной немецкой рассудительности, собственно попытки классического взгляда, взгляда с точки зрения вечности. Почитайте обязательно.
Forwarded from BONCH-OSMOLOVSKAYA
Народный университет случился и собрал прекрасное!
Организаторы, лекторы, операторы, поэты, кинорежиссёры!
Forwarded from Samovarova
Когда мы снова встретимся с тобой
Я буду знать — тебя не существует
Я буду знать — меня не существует
И видимо, произошел какой-то сбой

Мне трудно рассмотреть твое лицо
Так хочется рукою прикоснуться
Так хочется случайно не проснуться
Чтоб только это не было концом

На новой карте наших нет домов
Но в пустоте рассеялась тревога
Есть только бесконечная дорога
Есть только бесконечная Любовь

***
Куда б ни шел, кого бы ни искал
Есть только ты и Бог среди зеркал
Интересно, что ЧВК Вагнер, помимо всего прочего, берут штурмом и постмодерн вкупе с метамодерном. Как завещал Ницше — философствуют молотом
Forwarded from BONCH-OSMOLOVSKAYA
​​Рубежное

В наш университетский проект в основном принимаются студенты и аспиранты. Но от протоиерея отца Александра (Тимофеева), который постоянно развозит гуманитарку по Донбассу, мы узнали, что в Северодонецке, Рубежном, Кременной и других местах совсем аховая ситуация с книгами в школах — много лет русская классика там исключались из программы и просто выбрасывалась. В итоге сейчас Пушкина днём с огнём не сыскать.

Но кроме этого, представьте главное — в Рубежном постоянно прилетает по мирным кварталам, очное обучение в школах остановлено. Ребята не могут сходить нормально погулять, не учатся на уроках (только самостоятельно дома), все парки или музеи закрыты. У них в городе вообще нет интернета. В общем, это вечный карантин. Только в этом карантине никто не застрахован от прилета в собственный дом. Представляете, каково так жить? Сидеть дома целыми днями и не знать, а вдруг сейчас прилетит, и вылетят все окна, а то что и намного похуже…

В общем, мы решили сделать исключение и пригласить на наш лекционный выезд этих школьников. Всех, конечно, взять не могли, у нас была квота всего 60 студентов и их отбирали по конкурсу анкет. Поэтому предложили школьникам выдвинуть несколько «делегатов». Получилось 5 школьников 11 класса и сопровождающая мама.

Сначала все они были немного насторожены, озирались (некоторые никогда в жизни до этого не выезжали из Рубежного), нервничали. Опасались сами идти из точки А в Б по прямой улице, боялись потеряться. Хотя переживала скорее их мама. Сами ребята, было видно, смелые и сильные, они растут в совершенно других условиях... С девочкой Яной (на фото 2 слева) я разговорилась по пути на кинопоказ — спрашиваю: «кем ты хочешь быть?» Отвечает: «врачом». А куда поступать хочешь? «не знаю… сейчас все это совершенно непонятно, мы даже не знаем какие сдавать экзамены, как, где и куда».

И тут на меня навалилось — я иду и осознаю, что там у людей не просто какая-то другая жизнь, она чудовищно другая. Ребёнок не может быть уверен, доживет ли он до завтра (давайте уж честно говорить — там небезопасно просто за продуктами выйти), у него нет возможности учиться в школе как у обычных детей, и конечно нет никакого представления о том, как получить высшее образование. Ребенок с усмешкой говорит «эх, вот недавно нам во двор прилетел снаряд, опять все вокруг повыбивало. Обидно очень, снова окна вставлять и наверное ненадолго». Об этом говорилось не со слезами, а с настоящим стоическим мужеством и грустной улыбкой. При этом, все мечты и стремления светятся в глазах у этого ребёнка даже ярче, чем у «обычного» сытого подростка… Эти дети выживают каждый день и, мне кажется, это влияет на их жажду знаний, ведь для них это не само собой разумеющийся факт, не рутина. Для них это преодоление огромных сложностей, а то, что добывается с таким трудом, обычно особенно ценится. Они талантливы, они хотят будущего, они имеют на него право.

Мне очень хотелось как-то их развеселить и отвлечь, хотелось дать надежду, что будущее не беспросветно, что им есть, к кому обратиться и самое главное, — что нам не все равно, что у них там происходит. Я наблюдала за ними все эти дни, и это поразительно, как они раскрылись и приободрились, уже сами всюду ходили, напряжение рассеялось. Им было непросто слушать лекции по философии или антропологии, но они поняли, что это интересно и нужно читать и стремиться к большему. Они гуляли по красивому городу, общались. Конечно, общий контекст никуда не ушёл, но они снова увидели, что бывает и по-другому, мы обсуждали их интересы, как поступать в вузы, и что вообще делать дальше.

На фото все довольно грустные, потому что это уже перед их отъездом домой. Мне они так понравились, так не хотелось их отпускать обратно… Ребята, я знаю, что вы не сможете пока это прочитать из-за отсутствия интернета, но как я вам и сказала на прощание, — я обязательно приеду к вам, а вы знаете, как по любому вопросу на меня выйти. Я мечтаю, что вы сможете воплотить все свои мечты, получить хорошее образование и жить счастливо. Будем решать, будем бороться. Это под нашу ответственность. До встречи❤️