Князь Ярославский
1.26K subscribers
1.02K photos
1 video
5 files
264 links
Региональная история, культурное наследие и немного творчества.

Поддержать автора канала:
2202 2050 4670 5205 (Сбербанк)

Написать автору канала:
@PavelKaramyshev

Чат канала:
https://yangx.top/+2JV0Pz-0euhlNjEy
加入频道
Оцените look богатыря-пахаря Микулы Селяниновича🕺:

- пуховая шляпа;
- кафтан из чёрного бархата;
- сапожки из зелёного сафьяна на высоких каблуках и с длинными загнутыми носками.

Я уж не говорю про его luxury сошку💅
Немного о рецепции средневековой Руси в искусстве.

Русское средневековье, как и любое другое средневековье, обладает неисчерпаемым потенциалом для творческого осмысления и создания художественных произведений. За последние два века написано, нарисовано, изваяно, напечатано и отснято на эту тему было и очень много и очень мало. Художники подходят к теме средневековой Руси избирательно, так что какие-то сюжеты давно заезжены, другие никем ещё не тронуты. Качество всего этого творчества тоже очень разное. Я не так много читал и смотрел таких произведений, но после создания канала решил восполнять эти пробелы, поэтому время от времени буду делиться своими впечатлениями. Начну с известной книги рыбинского автора Михаила Рапова «Зори над Русью».
https://telegra.ph/Sovetskaya-Rus-Mihaila-Rapova-04-07
Каждый раз, когда кто-то в интернете советует вам успокоиться и сходить в лес потрогать траву, задавайте себе вопрос, не стоят ли за этими советами тайные корпорации клещей и мистические медвежьи ордена
https://yangx.top/gorod_knyaz/1958
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
☝️для понимания степени абсурда вышеприведённой цитаты откройте современную карту исторического центра Ярославля, целиком внесённого в список ЮНЕСКО (т. н. Рубленый город и Земляной город) и попробуйте отыскать там исторические названия, которые там были до революции.
Не сыром единым
К этому можно добавить очередное первое тысячелетие Ярославля (если считать не от 1010, а от 1024 года). Даже не знаю, реинкарнацией какого древнего города (из Библии или античной истории) его можно считать. Предлагайте любые неправильные варианты

https://yangx.top/tyrasbaibak/8566
> спасаешь зайцев от паводка в Малых Вежах, жалея зверюшек
>> выжившие зайцы перебираются в Кострому, где во всём уподобляются людям
https://yangx.top/arkhlikbez/38904?single
Сегодня как раз отмечается Международный день охраны памятников и исторических мест, известный также как День всемирного наследия (учреждён в 1983 году ЮНЕСКО). От таких несчастий никто не застрахован, даже Датское королевство. Берегите свои камни, берегите свою память 🏛
https://yangx.top/knowledgemagazineru/9563?single
Болото - один их самых недооценённых архетипов русского гео-исторического пространства. А, между тем, его живописали величайшие из наших художников.

Алексей Кондратьевич Саврасов
Закат над болотом, 1871 год.
Forwarded from Меряфутурист
Князь Ярославский пишет про то, что болото - один их самых недооценённых архетипов русского гео-исторического пространства.

В том числе и пространства сакрального. В Северо-Восточной земле были свои "святые" болота", в частности в Ростове, примерно там где сейчас Церковь Исидора Блаженного (церковь Вознесения Господня в валах) находилось болото Пига. Альквист связывает мерянский топоним Пига - с прибалтийско-финской основой со значением "святой", "священный", ср. фин. piha - "святой", "священный".

Болото Пига сейчас осушено, речки Пижермы из него вытекающей тоже нет, ныне она затерялась в заболоченных рвах ростовских бастионов XVII века. Но до 1632 года, когда голландский инженер Ян Корнилий ван Роденбург начал возводить земляные бастионы ростовской крепости, болото и речка существовали.

По-видимому именно рядом с ним в XVI веке была построена каменная церковь Вознесения Господня которую чаще именуют по названию придела церковью Исидора Блаженного "на валах". Она "выросла" в 1566 году над местом упокоения ростовского блаженного Исидора Твердислова.

До каменного храма там стояла деревянная церковь возведенная после смерти святого (14 мая в 1474 года). При этом считается что могила юродивого, была устроена на месте его хижины. Почитание Исидора началось еще при жизни, а после его смерти только выросло. Толпы паломников шли к новой церкви за исцелением и духовным советом. Позднее там же были погребены еще три ростовских чудотворца – юродивые Артемий Третьяк, Стефан и Афанасий.

#ростов #болота
Прочные связи старшей (суздальской) ветви Мономашичей с черниговскими Ольговичами были традиционными с эпохи Юрия Долгорукого, когда только складывалась система земельных княжеских кланов. Юрий опирался на Ольговичей в борьбе со своими племянниками Изяславом и Ростиславом, от которых произошли две младшие ветви Мономашичей (волынская и смоленская соответственно). Несмотря на то, что и с Ольговичами у потомков Юрия Долгорукого случались конфликты, в целом этот союз был прочным, имел свои естественные основания и логику развития.
Если посмотреть на карту, совокупность русских земель имела вертикальную ось с ключевыми городами Новгородом, Смоленском и Киевом. Последние два стольных города стояли на великой реке Днепр, которая служила естественной границей между западной и восточной половинами Руси. Смоленск был отчиной клана Ростиславичей, которые стремились обладать Киевом, оспаривая его у черниговских Ольговичей, и Новгородом, оспаривая его у суздальских Юрьевичей. Но вся восточная (то есть к востоку от Днепра) половина Руси контролировалась суздальской и черниговской династиями (включая вассальных по отношению к Суздалю князей муромских и рязанских). Точно также смоленские Ростиславичи делили со своими ближайшими родственниками волынскими Изяславичами власть над западной половиной Руси (включая менее сильных полоцких и туровских князей).
Начало разделению Руси по Днепру было положено ещё сыновьями Володимера Святого, Ярославом и Мстиславом. Тогда же Чернигов впервые стал княжеским столом (его занимал Мстислав, не оставивший наследников). При сыновьях Ярослава на левом берегу выделился ещё один стол – в Переяславле Русском. Его особенностью стало то, что он был центром сравнительно небольшой округи на границе со Степью, но при этом давал права на обширную Ростово-Суздальскую землю на северо-востоке, на Верхней Волге и её притоках. После междоусобных войн конца XI века уже при внуках Ярослава сложились территории княжений восточной половины Руси: бескрайняя Черниговская земля по рекам Десне и Сейму со вскоре отделившимися северо-восточными областями на Оке (Рязанью и Муромом), и собственно Северо-Восточная Русь (Ростово-Суздальская земля) за Окой со своим неизменным анклавом на Днепре – Переяславлем Русским.
Если Ольговичи прочно сидели на левом берегу Днепра и из поколения в поколение дружно претендовали на Киев, то Мономашичи, осевшие не только в Ростове и Переяславле Русском, но и в Смоленске, и на Волыни, оказались разделены Днепром не только географически, но и политически.

Внук Юрия Долгорукого Юрий Всеволодич был женат на Агафье, дочери князя черниговского Всеволода Чёрмного (умер в 1212 году, как и отец Юрия Всеволод Большое Гнездо). Помимо семейного счастья княгиня Агафья обеспечила своему мужу право и обязанность вмешиваться в запутанные дела разросшегося семейства черниговских князей со всеми возможными выгодами и издержками. Тот факт, что именно Юрий после всех перипетий стал великим князем, означал, что весь суздальский клан в его поколении будет ориентироваться на связи с Ольговичами.
Пока у Юрия подрастали собственные сыновья, он спешил приобщить к давнему союзу своих осиротелых племянников – сыновей своего покойного старшего брата Константина: Василька Ростовского, Всеволода Ярославского и Володимера Углицкого. Они, как известно, по материнской линии принадлежали к враждебному Ольговичам смоленскому клану Ростиславичей. Их мать умерла в монастыре ещё в 1220 году, спустя два года после смерти отца. В 1223 году в битве на Калке погиб их дед – великий князь киевский Мстислав Старый, и с ним оборвалась последняя живая связь со смоленским кланом. С другой стороны, после битвы на Калке во главе Ольговичей встал шурин (брат жены) Юрия Всеволодича – знаменитый Михайло Всеволодич. Общие интересы не заставили себя ждать и скоро родственный союз двух сильнейших князей восточной половины русских земель стал политическим.
Количество подписчиков достигло 800 человек!
В связи с чем благодарю всех читающих и рекомендую каналы исторической, этнографической, лингвистической, региональной тематики, которые я сам читаю:

Рыбинск – портал в прошлое
https://yangx.top/priezjai_v_rybinsk
Заметки о достопримечательных местах и людях Рыбинска.

Женотдел
https://yangx.top/womeninrevolution
История женского движения в России.

Череповецкая губерния
https://yangx.top/cherepovesi
История Череповца и Северного Пошехонья.

Ростовская земля
https://yangx.top/zalesje
Осмысление пространства древней Северо-Восточной Руси из Костромского Заволжья.

Меряния. Merjamaa
https://yangx.top/merjanin
Изучение финно-угорского субстрата в русском прошлом и настоящем. Этнофутуризм.

Дёржанская Карелия
https://yangx.top/djorzhakarjala
Карельское Рассеяние XVII века и его следы на территории Верхнего Поволжья. Исследование в реальном времени.

Родина на Двине
https://yangx.top/dvinaland_base
Историческая Двинская земля. Опыт севернорусского регионализма.

Встреча Руси и Чуди
https://yangx.top/rusichud
Как Чудской Север становился Русским Севером. Языковедческие заметки.

Sevprostor
https://yangx.top/severprostor
Актуальная реальность Русского Севера.

И к селу, и к городу.
https://yangx.top/ikseluikgorodu
Этнографическое наследие Ильменского Поозёрья и городская антропология Великого Новгорода.

Криватроп
https://yangx.top/kriwatrop
Кривичи. Балто-славянское наследие на верховьях двух великих рек: Днепра и Оки.

Пока горит солнце
https://yangx.top/pokagoritsolnce
Рязань, Ока, вятичи и южнорусская этнография.

Царь Казанский
https://yangx.top/tsarofkazan
Русский взгляд на прошлое и настоящее Среднего Поволжья и столицы Татарстана.

Степной суслик
https://yangx.top/tyrasbaibak
Биоистория и биополитика.

Лесостепняк
https://yangx.top/lesostepniak
Историко-географические очерки разных регионов в разные эпохи.

Шангъянг
https://yangx.top/shanggyangg
Картография и статистика.

В поисках Китеж-града
https://yangx.top/igrphoto
Красота России через объектив фотоаппарата.

Корыто разбито
https://yangx.top/koritorazbito
Блог путешествий по русскому историческому пространству.

Старина Ржак Ржакич
https://yangx.top/RzhakRzhakich
Отборный интеллектуальный юмор, революция в научно-популярном телеграме.
Мы хранители тайного огня, повелители пламени Анора...
https://yangx.top/twitt_ota/18493
Князь черниговский Михайло Всеволодич занимает одно из ключевых мест в русской княжеской генеалогии. Для своих прямых потомков он затмил более далёкого пращура Ольга Святославича (от имени которого и происходило их родовое прозвище «Ольговичи»), так что впоследствии представители черниговского княжеского рода чаще ассоциировали себя со святым князем-мучеником Михайлой, а не с жестоким и надменным Ольгом Святославичем. Но и сам Михайло был в свою меру жесток и надменен, и только гроза татарского завоевания подвела его под мученический венец.

На канале уже упоминалось имя этого знаменитого князя в контексте Северо-Восточной Руси. Согласно житию преподобного Никиты Столпника, князь Михайло ещё юношей, страдая от болезни ног, посетил Никитский монастырь под Переяславлем Залесским и получил там чудесное исцеление по молитве преподобного Никиты. В память о чуде он воздвиг часовню, которая потом из века в век перестраивалась на том же месте и существует до сих пор под именем Черниговской.
В 1206 году отец Михайлы князь Всеволод Чёрмный в ходе борьбы за Киев выгнал из Переяславля Русского молодого представителя суздальского клана – князя Ярослава (сына Всеволода Большое Гнездо) и посадил там Михайлу. Обычная на первый взгляд ротация младших князей на младших княжеских столах предвещала в будущем кровавую вражду двух неутолимых честолюбий – Ярослав и Михайло пронесли эту вражду через всю жизнь и даже в зареве Батыева нашествия не смогли оставить своих распрей. В 1211 году сестра Михайлы Агафья была выдана замуж за старшего брата Ярослава Юрия Всеволодича, что предопределило в будущем посредническую роль Юрия в конфликтах между братом и шурином.