Князь ростовский Василько Константинович привёл свой отряд в Чернигов, когда его настигла весть о поражении русско-половецкого войска, включая ростовских «храбров», и об ужасной смерти его деда Мстислава Романовича Старого.
Такое запоздалое появление Василька Константиновича всё же не было напрасным. С одной стороны, оно ободрило жителей пограничных городов, которые ждали нападения и не имели больше своих средств к обороне. С другой стороны, прибытие нового свежего войска не могло не встревожить татар, которым и победа на Калке обошлась недёшево. Василько, посторожив Русскую землю, вернулся в Ростов, по выражению летописи, «сохранён Богом, и силою креста честнаго, и молитвою отца своего Костянтина и стрыя (дяди) своего Георгия (Юрия), и вниде в свой Ростов, славя Бога и святую Богородицу». Здесь примечательно, что средневековое сознание летописца не проводит границы между мёртвым отцом Константином и живым дядей Юрием, они оба молятся за Василька.
Такое запоздалое появление Василька Константиновича всё же не было напрасным. С одной стороны, оно ободрило жителей пограничных городов, которые ждали нападения и не имели больше своих средств к обороне. С другой стороны, прибытие нового свежего войска не могло не встревожить татар, которым и победа на Калке обошлась недёшево. Василько, посторожив Русскую землю, вернулся в Ростов, по выражению летописи, «сохранён Богом, и силою креста честнаго, и молитвою отца своего Костянтина и стрыя (дяди) своего Георгия (Юрия), и вниде в свой Ростов, славя Бога и святую Богородицу». Здесь примечательно, что средневековое сознание летописца не проводит границы между мёртвым отцом Константином и живым дядей Юрием, они оба молятся за Василька.
Татары действительно только задели границы Руси губительным движением своей армии, и повернули обратно, не осмеливаясь на вторжение. Субудай и Джэбэ повели своё войско через Степь к Средней Волге. Тут они столкнулись с волжскими болгарами. Опасения, вызванные пирровой победой на Калке, подтвердились – в новом столкновении татары потерпели поражение и были вынуждены поспешно спуститься по Волге в прикаспийские степи и другим путём вернуться к своему повелителю Чингисхану.
«Бог же весть един, кто суть и отколе изыдоша, премудрии мужи ведят я добре, кто книгы разумеет; мы же их не вемы, кто суть, но и зде написахом о них памяти ради рускых князь и беды, яже бысть от них; но не сих же ради сие случися, но гордости ради и величаниа рускых князь попусти Бог сему быти. Беша бо князи храбры мнози, и высокоумны, и мнящеся своею храбростью соделовающе».
«Бог же весть един, кто суть и отколе изыдоша, премудрии мужи ведят я добре, кто книгы разумеет; мы же их не вемы, кто суть, но и зде написахом о них памяти ради рускых князь и беды, яже бысть от них; но не сих же ради сие случися, но гордости ради и величаниа рускых князь попусти Бог сему быти. Беша бо князи храбры мнози, и высокоумны, и мнящеся своею храбростью соделовающе».
Все редакции повести о битве на Калке содержат назидательный посыл: Бог покарал Русскую землю за гордыню её князей и за их бесконечные свары. Сила каждого князя заключалась в его дружине, корпорации профессиональных военных, её численности и преданности. Поэтому в сюжет вплетён фольклорный мотив о семидесяти «храбрах»-богатырях во главе с Александром Поповичем и Тимоней Золотым Поясом. Это своего рода былина о гибели русских богатырей, о том, куда делись богатыри – на них, как и на любую силу, рано или поздно нашлась бóльшая сила, «языци незнаеми», татары.
Летописная «статистика», конечно очень условна, и позволяет только почувствовать масштаб события в глазах современников. С битвы на Калке живым вернулся лишь каждый десятый русский воин, одних киян будто бы было убито тридцать тысяч человек. Известно о двенадцати убитых князьях. «Бысть победа на князи рускиа, якоже не бывало от начала Руские земли».
Летописная «статистика», конечно очень условна, и позволяет только почувствовать масштаб события в глазах современников. С битвы на Калке живым вернулся лишь каждый десятый русский воин, одних киян будто бы было убито тридцать тысяч человек. Известно о двенадцати убитых князьях. «Бысть победа на князи рускиа, якоже не бывало от начала Руские земли».
Двое из трёх Мстиславов-предводителей похода погибли. На великокняжеский стол в Киеве сел Володимер Рюриркович, стол в Чернигове занял Михайло Всеволодич - оба из числа спасшихся участников битвы.
Третий предводитель, Мстислав Мстиславич Удатный, вернулся в Галич. Здесь его, как и в Новгороде, любили за мягкий покладистый нрав. Но галицкие бояре боялись его зятя Данилу Романовича, от которого они справедливо ожидали такого же деспотизма, которым отличался его отец. Поэтому бояре добились того, что Мстислав выдал свою третью дочь за угорского королевича Андраша и дал ему владение в Галицкой земле.
Утомлённый Мстислав в 1227 году предоставил Галич на спор двум своим зятьям, Даниле и Андрашу, а сам уехал в приграничный городок Торческ на реке Рось. Здесь несли службу чёрные клобуки (торки) – столь милые сердцу Мстислава кочевники. Ещё через год старый князь принял монашеский постриг и умер. Его тело было отвезено в Киев и погребено в церкви, построенной на его средства.
Третий предводитель, Мстислав Мстиславич Удатный, вернулся в Галич. Здесь его, как и в Новгороде, любили за мягкий покладистый нрав. Но галицкие бояре боялись его зятя Данилу Романовича, от которого они справедливо ожидали такого же деспотизма, которым отличался его отец. Поэтому бояре добились того, что Мстислав выдал свою третью дочь за угорского королевича Андраша и дал ему владение в Галицкой земле.
Утомлённый Мстислав в 1227 году предоставил Галич на спор двум своим зятьям, Даниле и Андрашу, а сам уехал в приграничный городок Торческ на реке Рось. Здесь несли службу чёрные клобуки (торки) – столь милые сердцу Мстислава кочевники. Ещё через год старый князь принял монашеский постриг и умер. Его тело было отвезено в Киев и погребено в церкви, построенной на его средства.
Рекомендую к прочтению одну из былин про Алёшу Поповича. Она длинная, но наиболее выразительна, потому что даёт более-менее цельную историю Алёши от рождения в семье ростовского попа до приёма на службу к киевскому князю после совершённых подвигов. В этом тексте Алёша наиболее близок своему дружинному прототипу, но в то же время он достаточно наделён характерными чертами, которые отличают его от других богатырей. Также в этой былине передан наиболее типичный и привычный образ самых известных трёх богатырей, который ассоциируется с картиной Васнецова и серией мультфильмов.
Былина была записана в городе Мезени Архангельской губернии. Вошла в известный сборник "Русские былины старой и новой записи" (редакторы В. Ф. Миллер и Н. С. Тихонравов, издан в Москве в 1894 году):
https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003636356?page=210&rotate=0&theme=white
Былина была записана в городе Мезени Архангельской губернии. Вошла в известный сборник "Русские былины старой и новой записи" (редакторы В. Ф. Миллер и Н. С. Тихонравов, издан в Москве в 1894 году):
https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003636356?page=210&rotate=0&theme=white
rusneb.ru - Национальная электронная библиотека
НЭБ - Национальная электронная библиотека
Национальная электронная библиотека – это
крупнейший библиотечный проект, уникальный интеллектуальный ресурс и начало нового этапа в развитии всех библиотек страны.
крупнейший библиотечный проект, уникальный интеллектуальный ресурс и начало нового этапа в развитии всех библиотек страны.
Благодарю за упоминание и желаю дальнейшего роста👑
https://yangx.top/felixuniverse1793/7958
https://yangx.top/felixuniverse1793/7958
Telegram
👑Felix Sakhnovsky Anime Shitpost Channel🪽
В честь очередной годовщины вот вам ссылки на каналы, которые я читаю с большим удовольствием:
@syrinmagazine - наш скромный think-tank.
Политическая и не только философия:
@veliky_trek - Эльдар Салахетдинов, постдок в университете Претории, ведет исключительно…
@syrinmagazine - наш скромный think-tank.
Политическая и не только философия:
@veliky_trek - Эльдар Салахетдинов, постдок в университете Претории, ведет исключительно…
Прочитал сегодня новость, что в Ярославском музее-заповеднике (Спасо-Преображенском монастыре) проснулась от зимней спячки местная медведица-талисман Маша, и что де теперь точно-точно наступила весна. Мне же сегодня довелось повидать сего медведеобразного пса (мне сказали, что это мастиф), который весело бегал по ослепительному в яркий безоблачный день насту, тоже приветствуя весну.
Интересное об идентичности
https://yangx.top/djorzhakarjala/129
https://yangx.top/djorzhakarjala/129
Telegram
Дёржанская Карелия
По мере исследования я столкнулся с простым, на первый взгляд, вопросом: кто такие карелы? Или, если конкретнее: кого именно карелы и их русские соседи считали карелами? Ответ не так очевиден, как может показаться.
Известно, что представление о национальности…
Известно, что представление о национальности…
Библиофилическое
Многие города в советское время переименовывались в идеологических целях. Рыбинску "повезло" быть переименованым дважды: в 1946-1957 годах он назывался Щербаковым, в 1984-1989 годах - Андроповым.
В период, когда город носил имя партийного функционера Александра Сергеевича Щербакова (11 лет), была выпущена эта книга по истории города Ярославля. Она попала в библиотеку некой столярно-мебельной артели "Свободный труд", которая предусмотрительно поставила на заветной 17-ой странице свой штампик. Произойти это могло между годом издания книги (1954) и годом первого возвращения Рыбинску исторического названия (1957), что увеличивает уникальность этого довольно-таки массового учебника. Мне эта книга (на самом деле не очень интересная) досталась совершенно бесплатно, я забрал её около года назад в шкафу с ненужными книгами, который стоит на рыбинском вокзале.
Многие города в советское время переименовывались в идеологических целях. Рыбинску "повезло" быть переименованым дважды: в 1946-1957 годах он назывался Щербаковым, в 1984-1989 годах - Андроповым.
В период, когда город носил имя партийного функционера Александра Сергеевича Щербакова (11 лет), была выпущена эта книга по истории города Ярославля. Она попала в библиотеку некой столярно-мебельной артели "Свободный труд", которая предусмотрительно поставила на заветной 17-ой странице свой штампик. Произойти это могло между годом издания книги (1954) и годом первого возвращения Рыбинску исторического названия (1957), что увеличивает уникальность этого довольно-таки массового учебника. Мне эта книга (на самом деле не очень интересная) досталась совершенно бесплатно, я забрал её около года назад в шкафу с ненужными книгами, который стоит на рыбинском вокзале.
Истоки медвежьего культа на истоке Волги. Действительно очень изящное изображение
https://yangx.top/kriwatrop/1387?single
https://yangx.top/kriwatrop/1387?single
Telegram
Криватроп
Было время, когда Ярославль был ингерманландским
https://yangx.top/lesostepniak/976
https://yangx.top/lesostepniak/976
Telegram
Лесостепняк
Карта губерний тогда ещё Русского Царства после петровской губернской реформы.
Огромные регионы, предвосхищавшие аналогичные большевистские проекты 1920-ых и в очень отдалённом отношении федеральные округа наших дней, были введены отчасти чтобы исправить…
Огромные регионы, предвосхищавшие аналогичные большевистские проекты 1920-ых и в очень отдалённом отношении федеральные округа наших дней, были введены отчасти чтобы исправить…
Декоммунизация, ты ли это?
https://yangx.top/gorod_knyaz/1954
https://yangx.top/gorod_knyaz/1954
Telegram
Город-Князь
Вместо одного бульвара в Ярославле может появиться два, но только по документам. Первомайский бульвар, который сейчас тянется от театра имени Волкова до памятника Некрасову, предлагается разбить.
Участок от памятника Некрасову до Красной площади предлагают…
Участок от памятника Некрасову до Красной площади предлагают…
Князь Ярославский
Декоммунизация, ты ли это? https://yangx.top/gorod_knyaz/1954
☝️
Вообще впечатление неоднозначное. Убирать советские названия в "исторической" (дореволюционной) части города имеет смысл при условии возвращения на их место исторических же названий. В данном случае Первомайский бульвар, как и Первомайская улица, должны снова стать Казанскими (в честь стоящего на них Казанского женского монастыря).
С другой стороны, это тот самый случай, когда советское название имеет локальную привязку. На этом бульваре в 1905 году казаки разогнали первомайскую демонстрацию, при этом погибли люди. То есть это название взято не с потолка.
Ну и самое главное, что такие вещи необходимо выносить на общественное обсуждение.
Вообще впечатление неоднозначное. Убирать советские названия в "исторической" (дореволюционной) части города имеет смысл при условии возвращения на их место исторических же названий. В данном случае Первомайский бульвар, как и Первомайская улица, должны снова стать Казанскими (в честь стоящего на них Казанского женского монастыря).
С другой стороны, это тот самый случай, когда советское название имеет локальную привязку. На этом бульваре в 1905 году казаки разогнали первомайскую демонстрацию, при этом погибли люди. То есть это название взято не с потолка.
Ну и самое главное, что такие вещи необходимо выносить на общественное обсуждение.