АНДРЕЙ ТАВРОВ: ВЫЯВИТЬ НЕНАЗЫВАЕМОЕ
«Давайте предположим, что где-то, в некотором райском мире, слова не искажают или искажают по минимуму. Ведь если бы язык возник с функцией искажения мира, то вряд ли были бы возможны Пушкин, Шекспир, Библия, Махабхарата, Элиот, Целан. Значит, в нем сокрыт момент правды. Откуда же ему, присутствию правды, взяться в слове, в имени? Ибо язык, по мнению многих богословов и лингвистов, начался с имен. Вы вспоминаете стихи Библии и их интерпретацию у философов и богословов: «где, мол, Адам называл вещь, и она начинала бытийствовать». Но есть и другая версия интерпретации этих стихов, принадлежащая Сергею Булгакову.
Он говорит, что прежде чем назвать то или иное животное, Адам вслушивался в самую глубину существования этого животного и постигал ту его сущность, которая могла быть содержанием некоторой звуковой оболочки, относящейся к содержанию примерно, как перчатка хирурга – к его руке, и даже более того: не было ни формы, ни содержания, а была суть животного при помощи «называния», звука, перекочевавшая из области сокровенно-закрытой, в область сокровенно-открытую – первое имя, первое слово, назвавшее (услышавшее) суть того или иного зверя.
Далее Булгаков пишет, что слово – жилец двух миров: трансцендентального, вневременного, нематериального, истинного, и мира «внешнего», материального, твердого, и я добавлю, социализированного.
Т.е. слово – это мост между сущностью вещи и ее бытованием в качестве «объекта» в мире «твердых вещей», в том мире, который принято называть повседневным или бытовым. Но в любой бытовой вещи возможен светоносный исток точно так же, как и в имени, эту вещь называющем.
И для того чтобы приблизиться к сути вещи через слово, нужно погрузиться в слово, в имя, в котором спрятана информация о вещи. На лету ее не прочесть. Ибо есть область, где вещь и слово – одно. Поэт, интуитивно или сознательно действующий подобным образом, не лжет, но называет, не искажая. Но чтобы отразить глубиннейшее, имени недостаточно. Мысль изреченная все-таки в нашем мире несет в себе некоторую степень искажения, внутреннюю заблокированность света первоисточника. Но тут-то и нужна как раз поэзия с ее жестом, музыкой, интонацией – вещами несловесными, способными выразить то, что не может выразить и назвать слово. Поэзия, с ее распевом, рифмой, музыкой, способна сказать о том, о чем слову терминологическому, слову-вербуму, сказать невозможно. Ведь все мы знаем ситуации, когда интонация богаче сказанного или даже противоречит сказанному. Такая интонация – достояние поэзии, и она способна в сочетании со словом указать на неизрекаемое, на сакральное. Слово, работающее как плоть, пронизанная музыкой, интонацией, жизнью и страданием, Мандельштам называл «греческим» словом – логосом. И оно, кружась вокруг неназываемого, как птица вокруг башни, по выражению Рильке, может, сужая круги, это неназываемое выявить».
Напоминаем вам - в эту субботу у нас состоится встреча с Андреем Тавровым
«Давайте предположим, что где-то, в некотором райском мире, слова не искажают или искажают по минимуму. Ведь если бы язык возник с функцией искажения мира, то вряд ли были бы возможны Пушкин, Шекспир, Библия, Махабхарата, Элиот, Целан. Значит, в нем сокрыт момент правды. Откуда же ему, присутствию правды, взяться в слове, в имени? Ибо язык, по мнению многих богословов и лингвистов, начался с имен. Вы вспоминаете стихи Библии и их интерпретацию у философов и богословов: «где, мол, Адам называл вещь, и она начинала бытийствовать». Но есть и другая версия интерпретации этих стихов, принадлежащая Сергею Булгакову.
Он говорит, что прежде чем назвать то или иное животное, Адам вслушивался в самую глубину существования этого животного и постигал ту его сущность, которая могла быть содержанием некоторой звуковой оболочки, относящейся к содержанию примерно, как перчатка хирурга – к его руке, и даже более того: не было ни формы, ни содержания, а была суть животного при помощи «называния», звука, перекочевавшая из области сокровенно-закрытой, в область сокровенно-открытую – первое имя, первое слово, назвавшее (услышавшее) суть того или иного зверя.
Далее Булгаков пишет, что слово – жилец двух миров: трансцендентального, вневременного, нематериального, истинного, и мира «внешнего», материального, твердого, и я добавлю, социализированного.
Т.е. слово – это мост между сущностью вещи и ее бытованием в качестве «объекта» в мире «твердых вещей», в том мире, который принято называть повседневным или бытовым. Но в любой бытовой вещи возможен светоносный исток точно так же, как и в имени, эту вещь называющем.
И для того чтобы приблизиться к сути вещи через слово, нужно погрузиться в слово, в имя, в котором спрятана информация о вещи. На лету ее не прочесть. Ибо есть область, где вещь и слово – одно. Поэт, интуитивно или сознательно действующий подобным образом, не лжет, но называет, не искажая. Но чтобы отразить глубиннейшее, имени недостаточно. Мысль изреченная все-таки в нашем мире несет в себе некоторую степень искажения, внутреннюю заблокированность света первоисточника. Но тут-то и нужна как раз поэзия с ее жестом, музыкой, интонацией – вещами несловесными, способными выразить то, что не может выразить и назвать слово. Поэзия, с ее распевом, рифмой, музыкой, способна сказать о том, о чем слову терминологическому, слову-вербуму, сказать невозможно. Ведь все мы знаем ситуации, когда интонация богаче сказанного или даже противоречит сказанному. Такая интонация – достояние поэзии, и она способна в сочетании со словом указать на неизрекаемое, на сакральное. Слово, работающее как плоть, пронизанная музыкой, интонацией, жизнью и страданием, Мандельштам называл «греческим» словом – логосом. И оно, кружась вокруг неназываемого, как птица вокруг башни, по выражению Рильке, может, сужая круги, это неназываемое выявить».
Напоминаем вам - в эту субботу у нас состоится встреча с Андреем Тавровым
НОВОСТИ ФОНДА: ПЕРЕВОДЫ
Существовали ли в VI веке сторонники Общества Плоской Земли?
Что купить в Индии, если вы грек и не переносите карри?
Что в действительности думал Григорий Богослов о земном диске?
Почему мир — это ящик, и в чем ошибся Птолемей?
Ответы на эти и другие вопросы читайте здесь: наши неутомимые переводчики взялись за широко известный в Древней Руси, но не имевший прежде современного русского перевода текст «Христианская топография» Косьмы Индикоплова.
Существовали ли в VI веке сторонники Общества Плоской Земли?
Что купить в Индии, если вы грек и не переносите карри?
Что в действительности думал Григорий Богослов о земном диске?
Почему мир — это ящик, и в чем ошибся Птолемей?
Ответы на эти и другие вопросы читайте здесь: наши неутомимые переводчики взялись за широко известный в Древней Руси, но не имевший прежде современного русского перевода текст «Христианская топография» Косьмы Индикоплова.
Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
"Христианская топография" Косьмы Индикоплова | Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
Анонс перевода текста, который был широко известен в Древней Руси, но недоступный отечественному читателю на русском языке.
Герой нашего сегодняшнего интервью — художник Павел Отдельнов.
В его работах можно легко найти узнаваемые пластиковые вывески или оттенки знакомых гаражей. Мы встретились, чтобы поговорить, в чем заключается прелесть промышленных городов и чем подлинная красота отличается от красоты шаблонной.
https://youtu.be/rpa8XPKMZGE
#теоэстетика_интервью
В его работах можно легко найти узнаваемые пластиковые вывески или оттенки знакомых гаражей. Мы встретились, чтобы поговорить, в чем заключается прелесть промышленных городов и чем подлинная красота отличается от красоты шаблонной.
https://youtu.be/rpa8XPKMZGE
#теоэстетика_интервью
YouTube
Павел Отдельнов: Современное искусство, промзоны и чудовища разума
Что такое русское нигде? Как поймать и прочувствовать эстетику окраин? Как жить, если пластмассовый мир победил?
Герой нашего сегодняшнего интервью — художник Павел Отдельнов.
В его работах можно легко найти узнаваемые пластиковые вывески или оттенки знакомых…
Герой нашего сегодняшнего интервью — художник Павел Отдельнов.
В его работах можно легко найти узнаваемые пластиковые вывески или оттенки знакомых…
СОБЫТИЕ: КРУГЛЫЙ СТОЛ «СЛУЖБА ПОНИМАНИЯ»
17 апреля в 20:00 по московскому времени приглашаем вас на круглый стол «Служба понимания»: наши лекторы Александр Пустовит, Константин Бандуровский и Никита Сюндюков подведут итоги первого потока курсов и поразмышляют вместе со зрителями, как читать классические тексты от «Гимна брату Солнцу» до «Преступления и наказания», чтобы их авторы стали нам настоящими друзьями и собеседниками.
«Филология есть «строгая» наука, но не «точная» наука. ... Ее строгость состоит не в искусственной точности математизированного мыслительного аппарата, но в постоянном нравственно-интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания» — пишет Сергей Сергеевич Аверинцев. Будем понимать — и внимать.
Зарегистрироваться на встречу можно по ссылке
17 апреля в 20:00 по московскому времени приглашаем вас на круглый стол «Служба понимания»: наши лекторы Александр Пустовит, Константин Бандуровский и Никита Сюндюков подведут итоги первого потока курсов и поразмышляют вместе со зрителями, как читать классические тексты от «Гимна брату Солнцу» до «Преступления и наказания», чтобы их авторы стали нам настоящими друзьями и собеседниками.
«Филология есть «строгая» наука, но не «точная» наука. ... Ее строгость состоит не в искусственной точности математизированного мыслительного аппарата, но в постоянном нравственно-интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания» — пишет Сергей Сергеевич Аверинцев. Будем понимать — и внимать.
Зарегистрироваться на встречу можно по ссылке
Руководитель нашего издательства Юлия Посашко объявляет об издательских успехах:
«Волнительный момент
Сегодня первое письмо в почте - с новенькими ISBN для издательства "Теоэстетика".
Это значит, что мы официально начинаем издавать книги. И первой будет - "Красота" британского философа и (о ужас!) консерватора Роджера Скрутона.
Книга непростая, не чтиво. Но благодаря ей я все чаще в трамвае смотрю по сторонам, - смотрю на город, в котором живу, и радуюсь, когда вижу не просто функциональные, но и продуманные человеком КРАСИВЫЕ пространства, дома, фасады.
И все чаще хочу в музеи Рима и Флоренции )))
…
"...Однако верно и то, что люди больше не видят в произведениях искусства ни предмета суждения, ни выражения нравственной жизни: все большее число преподавателей гуманитарных наук соглашаются с приходящими к ним учениками, что различие существует не между хорошим и плохим вкусом, а только между вашим и моим. Но представьте себе, что кто-то говорит то же самое о юморе. Чжун Чан и Джон Халлидей рассказывают об одном из немногих зафиксированных случаев, когда юный Мао Цзэдун разразился хохотом: это было в цирке, когда с высоко натянутого каната упала канатоходка и разбилась насмерть.
Представьте себе мир, в котором люди смеются только над чужими несчастьями. Что общего у этого мира с миром «Тартюфа» Мольера, «Женитьбы Фигаро» Моцарта, «Дон Кихота» Сервантеса или «Тристрама Шенди» Лоренса Стерна? Ничего, кроме самого факта смеха. Это был бы вырожденный мир, − мир, в котором человеческая доброта больше не находила бы своего одобрения в юморе, где каждая из сторон человеческого духа стала бы низменной и гротескной.
Теперь представьте себе мир, в котором люди проявляли бы интерес только к копиям «Коробок Brillo», к подписанным писсуарам, к маринованным в моче распятиям или к предметам, схожим образом подобранным на помойке жизни и выставленным или с сатирическим намерением, или с желанием обратить на себя внимание. Другими словами, к тому, что становится все более распространенным стандартом официальных выставок современного искусства в Европе и Америке. Что общего у такого мира с миром Дуччо, Джотто, Веласкеса или даже Сезанна?»»
«Волнительный момент
Сегодня первое письмо в почте - с новенькими ISBN для издательства "Теоэстетика".
Это значит, что мы официально начинаем издавать книги. И первой будет - "Красота" британского философа и (о ужас!) консерватора Роджера Скрутона.
Книга непростая, не чтиво. Но благодаря ей я все чаще в трамвае смотрю по сторонам, - смотрю на город, в котором живу, и радуюсь, когда вижу не просто функциональные, но и продуманные человеком КРАСИВЫЕ пространства, дома, фасады.
И все чаще хочу в музеи Рима и Флоренции )))
…
"...Однако верно и то, что люди больше не видят в произведениях искусства ни предмета суждения, ни выражения нравственной жизни: все большее число преподавателей гуманитарных наук соглашаются с приходящими к ним учениками, что различие существует не между хорошим и плохим вкусом, а только между вашим и моим. Но представьте себе, что кто-то говорит то же самое о юморе. Чжун Чан и Джон Халлидей рассказывают об одном из немногих зафиксированных случаев, когда юный Мао Цзэдун разразился хохотом: это было в цирке, когда с высоко натянутого каната упала канатоходка и разбилась насмерть.
Представьте себе мир, в котором люди смеются только над чужими несчастьями. Что общего у этого мира с миром «Тартюфа» Мольера, «Женитьбы Фигаро» Моцарта, «Дон Кихота» Сервантеса или «Тристрама Шенди» Лоренса Стерна? Ничего, кроме самого факта смеха. Это был бы вырожденный мир, − мир, в котором человеческая доброта больше не находила бы своего одобрения в юморе, где каждая из сторон человеческого духа стала бы низменной и гротескной.
Теперь представьте себе мир, в котором люди проявляли бы интерес только к копиям «Коробок Brillo», к подписанным писсуарам, к маринованным в моче распятиям или к предметам, схожим образом подобранным на помойке жизни и выставленным или с сатирическим намерением, или с желанием обратить на себя внимание. Другими словами, к тому, что становится все более распространенным стандартом официальных выставок современного искусства в Европе и Америке. Что общего у такого мира с миром Дуччо, Джотто, Веласкеса или даже Сезанна?»»
Встреча с монахом Диодором (Ларионовым), богословом, патрологом и переводчиком, насельником Богородице-Сергиевой пустыни, открывает удивительный мир человека, который, подростком прочитав Платона и Владимира Соловьева, обратил свою жизнь к Откровению Красоты.
Эту красоту он обнаружил как в трудах античных философов, так и в наследии церковной истории.
Мы поговорили о монашеском служении и послушании, о мирских добродетелях, недоступных монахам, о разнице между богословием и философией и о том, что делать, если ты встретил медведя в лесу.
Приятного знакомства!
https://youtu.be/oDgr4HS46BM
#теоэстетика_интервью
Эту красоту он обнаружил как в трудах античных философов, так и в наследии церковной истории.
Мы поговорили о монашеском служении и послушании, о мирских добродетелях, недоступных монахам, о разнице между богословием и философией и о том, что делать, если ты встретил медведя в лесу.
Приятного знакомства!
https://youtu.be/oDgr4HS46BM
#теоэстетика_интервью
YouTube
Монах Диодор (Ларионов): О монашестве, Докинзе и византийской философии
Встреча с монахом Диодором (Ларионовым), богословом, патрологом и переводчиком, насельником Богородице-Сергиевой пустыни, открывает удивительный мир человека, который, подростком прочитав Платона и Владимира Соловьева, обратил свою жизнь к Откровению Красоты.…
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЫШЛЕНИЕ ФЕРДИНАНДА УЛЬРИХА
Новый материал в журнале!
Беседа философов Роберта Микса и Дэвида Кристофера Шиндлера посвящена мысли и творчеству Фердинанда Ульриха — немецкого христианского философа, последователя Ганса Урса фон Бальтазара, подарившего миру абсолютно новое прочтение Фомы Аквинского.
В чем уникальность его позиции? Как метафизика связана с антропологией?
Читать материал
Новый материал в журнале!
Беседа философов Роберта Микса и Дэвида Кристофера Шиндлера посвящена мысли и творчеству Фердинанда Ульриха — немецкого христианского философа, последователя Ганса Урса фон Бальтазара, подарившего миру абсолютно новое прочтение Фомы Аквинского.
В чем уникальность его позиции? Как метафизика связана с антропологией?
Читать материал
Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
Христианская философия и мышление Фердинанда Ульриха | Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
Беседа Роберта Микса и Д.С. Шиндлера, опубликованная на портале New Polity. Перевод О. Давыдова
Круглый стол «Служба понимания»:
наши лекторы Александр Пустовит, Константин Бандуровский и Никита Сюндюков подвели итоги первого потока курсов и поговорили вместе со зрителями, как читать классические тексты.
наши лекторы Александр Пустовит, Константин Бандуровский и Никита Сюндюков подвели итоги первого потока курсов и поговорили вместе со зрителями, как читать классические тексты.
Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
"Служба понимания" | А. Пустовит, К. Бандуровский, Н. Сюндюков - Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
Круглый стол с А.Пустовитом, К. Бандуровским и Н.Сюндюковым
КАК КРАСОТА СПАСАЛА МИР
Представляем вам блестящий курс Никиты Сюндюкова «Как красота спасала мир». Пять встреч — о Федоре Достоевском, Владимире Соловьеве, Николае Бердяеве. Павле Флоренском, Сергее Булгакове и современных богословах, обратившихся к теме красоты.
«Красота спасет мир» — самый тиражируемый афоризм Достоевского. В то же время само письмо Достоевского трудно назвать склонным к афористичности. Афоризм предполагает универсальное и при этом предельно умозрительное, отрешенное знание. Едва ли Достоевского можно назвать сторонником «умозрительных» истин. Его слово всегда конкретно и потому — противоречиво.
И действительно — идея о спасительной силе красоты обретала и продолжает обретать самые разные интерпретации. Рационализм Соловьева, экзистенциализм Шестова и Бердяева, имяславие Флоренского, софиология Булгакова, современное «богословие красоты» — все эти учения, напрямую или косвенно, отталкиваются от загадок, оставленных нам Достоевским. Можно сказать и смелее: сама атмосфера русского религиозного ренессанса была вызвана попыткой ответить на «проклятые вопросы» Достоевского, в том числе и на вопрос (не утверждение!) о природе красоты.
Этот тезис позволяет нам рассмотреть указанные выше сюжеты русской философии в их единстве. Подобное рассмотрение — русская философия конца 19-нач 20 вв. через призму идеи Достоевского о спасительной силе красоты — и станет задачей нашего курса.
Представляем вам блестящий курс Никиты Сюндюкова «Как красота спасала мир». Пять встреч — о Федоре Достоевском, Владимире Соловьеве, Николае Бердяеве. Павле Флоренском, Сергее Булгакове и современных богословах, обратившихся к теме красоты.
«Красота спасет мир» — самый тиражируемый афоризм Достоевского. В то же время само письмо Достоевского трудно назвать склонным к афористичности. Афоризм предполагает универсальное и при этом предельно умозрительное, отрешенное знание. Едва ли Достоевского можно назвать сторонником «умозрительных» истин. Его слово всегда конкретно и потому — противоречиво.
И действительно — идея о спасительной силе красоты обретала и продолжает обретать самые разные интерпретации. Рационализм Соловьева, экзистенциализм Шестова и Бердяева, имяславие Флоренского, софиология Булгакова, современное «богословие красоты» — все эти учения, напрямую или косвенно, отталкиваются от загадок, оставленных нам Достоевским. Можно сказать и смелее: сама атмосфера русского религиозного ренессанса была вызвана попыткой ответить на «проклятые вопросы» Достоевского, в том числе и на вопрос (не утверждение!) о природе красоты.
Этот тезис позволяет нам рассмотреть указанные выше сюжеты русской философии в их единстве. Подобное рассмотрение — русская философия конца 19-нач 20 вв. через призму идеи Достоевского о спасительной силе красоты — и станет задачей нашего курса.
АРТЕМИЙ САФЬЯН: БОГОСЛОВИЕ ЛИЧНОСТИ МИТРОПОЛИТА ИОАННА (ЗИЗИУЛАСА)
Может ли человек быть уникальным? Может ли человек обосновать свою уникальность? Возможно ли, что уникальность — основная характеристика бытия? Эти вопросы являются центральными для мысли митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) — одного из крупнейших богословов второй половины XX века.
25 апреля в 19:30 мы встречаемся с философом Артемием Сафьяном, чтобы подумать: дана мне личность, что же делать с ней?
Обсудим, почему Александр Филоненко считает богословие общения исключительно важным для теоэстетики, а Жан-Клод Ларше строго критикует его положения. Будет интересно: приходите.
О лекторе: историк философии, специалист в области немецкой философии XIX-XX вв. Научные интересы: Кант, Гуссерль, феноменология религии, персонализм.
Ссылка на встречу
Может ли человек быть уникальным? Может ли человек обосновать свою уникальность? Возможно ли, что уникальность — основная характеристика бытия? Эти вопросы являются центральными для мысли митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) — одного из крупнейших богословов второй половины XX века.
25 апреля в 19:30 мы встречаемся с философом Артемием Сафьяном, чтобы подумать: дана мне личность, что же делать с ней?
Обсудим, почему Александр Филоненко считает богословие общения исключительно важным для теоэстетики, а Жан-Клод Ларше строго критикует его положения. Будет интересно: приходите.
О лекторе: историк философии, специалист в области немецкой философии XIX-XX вв. Научные интересы: Кант, Гуссерль, феноменология религии, персонализм.
Ссылка на встречу
САНТОРИНИ
Острова из камня, глины, песка
Это — слезы любви Твоей
Фиолетовой бездны земная тоска
Это — след от любви Твоей
Если ветер наклонит можжевеловый куст,
Это — лепет Твоих слов
И цветы раскрывают лепестки уст,
Славят мирисом Твой улов
Распуская власы, встает Эол,
Сестры нить распускают в ночь,
Пригибая к земле золотистый ствол,
Рвет Борей Твои сети всклочь
А в пещере камень – уже не сын,
А властитель Твоих скал
Островов морей зернистых вершин,
Ясень ветер прогнул и встал
Логос. Лотос. В саду гесперид жердь.
Калиопа складирует сны.
Ждет Ловец улова и след от Его блесны:
Солнца луч, срезающий пену с волны,
Ариадны нить, сметавшая жизнь и смерть.
Александр Закуренко
__________
Об авторе: преподаватель, поэт, переводчик. Читал лекции по русской литературе и религиозной философии в Югославии, Дании, США, российских вузах.
Источник: журнал "Топос", подборка "Как птица в янтаре..."
Острова из камня, глины, песка
Это — слезы любви Твоей
Фиолетовой бездны земная тоска
Это — след от любви Твоей
Если ветер наклонит можжевеловый куст,
Это — лепет Твоих слов
И цветы раскрывают лепестки уст,
Славят мирисом Твой улов
Распуская власы, встает Эол,
Сестры нить распускают в ночь,
Пригибая к земле золотистый ствол,
Рвет Борей Твои сети всклочь
А в пещере камень – уже не сын,
А властитель Твоих скал
Островов морей зернистых вершин,
Ясень ветер прогнул и встал
Логос. Лотос. В саду гесперид жердь.
Калиопа складирует сны.
Ждет Ловец улова и след от Его блесны:
Солнца луч, срезающий пену с волны,
Ариадны нить, сметавшая жизнь и смерть.
Александр Закуренко
__________
Об авторе: преподаватель, поэт, переводчик. Читал лекции по русской литературе и религиозной философии в Югославии, Дании, США, российских вузах.
Источник: журнал "Топос", подборка "Как птица в янтаре..."
Статья искусствоведа, эссеиста и музыкального критика Дины Якушевич о выставке Билла Виола.
https://theoaesthetics.ru/bill-viola-v-gmii-pesni-osobogo-vremeni.html
https://theoaesthetics.ru/bill-viola-v-gmii-pesni-osobogo-vremeni.html
Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
Билл Виола в ГМИИ: песни особого времени - Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
Что такое храбрость существования? Зачем зажигать в комнате сотни свечей? Отправляемся в путешествие души вместе с художником Биллом Виолой и нашим автором, искусствоведом Диной Якушевич.
Мы, как и вы, с нетерпением ждём выхода в свет первой книги нашего издательства, «Красоты» Р. Скрутона.
Чтобы скрасить ожидание, предлагаем вам прочесть предисловие редактора этой книги - О. Б. Давыдова.
https://telegra.ph/Predislovie-k-Krasote-R-Skrutona-04-23
Чтобы скрасить ожидание, предлагаем вам прочесть предисловие редактора этой книги - О. Б. Давыдова.
https://telegra.ph/Predislovie-k-Krasote-R-Skrutona-04-23
Telegraph
Предисловие к «Красоте» Р. Скрутона
Зачем говорить о том, что ускользает от слов? Книга о красоте, особенно написанная в наши дни, вызывает обоснованное удивление или, по крайней мере, не может быть воспринята как само собой разумеющееся. К чему писать о том, что не выразимо в понятиях и чей…
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ: ЛИЧНОЕ
Кем был Иоганн Себастьян Бах? Что он любил, чего боялся, с кем дружил, а с кем, наоборот, враждовал? Музыковед Мария Пустовит рассказывает о великом композиторе так, как будто еще вчера мы беседовали с ним о музыкальных и теоэстетических вопросах.
«В 1685 году в Европе ничего интересного не происходило. Разве что Людовик четырнадцатый отменил Нантский эдикт, чем очень обидел гугенотов. А на западе Англии произошло восстание — обычное по тем временам дело. Зато в марте в Тюрингии родился великий Бах. Тот, который Иоганн Себастьян. Великий — потому что всяких разных не столь великих Бахов было тогда в Европе видимо-невидимо. И почти все на чём-то да играли...»
https://theoaesthetics.ru/bach.html
Кем был Иоганн Себастьян Бах? Что он любил, чего боялся, с кем дружил, а с кем, наоборот, враждовал? Музыковед Мария Пустовит рассказывает о великом композиторе так, как будто еще вчера мы беседовали с ним о музыкальных и теоэстетических вопросах.
«В 1685 году в Европе ничего интересного не происходило. Разве что Людовик четырнадцатый отменил Нантский эдикт, чем очень обидел гугенотов. А на западе Англии произошло восстание — обычное по тем временам дело. Зато в марте в Тюрингии родился великий Бах. Тот, который Иоганн Себастьян. Великий — потому что всяких разных не столь великих Бахов было тогда в Европе видимо-невидимо. И почти все на чём-то да играли...»
https://theoaesthetics.ru/bach.html
Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
Иоганн Себастьян Бах: личное | Фонд поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика»
Кем был Иоганн Себастьян Бах? Что он любил, чего боялся, с кем дружил, а с кем, наоборот, враждовал? Музыковед Мария Пустовит расскажет о великом композиторе.
СОБЫТИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ В РАБОТАХ СКОТТА ЭРИКСОНА
https://telegra.ph/SOBYTIYA-STRASTNOJ-SEDMICY-V-RABOTAH-SKOTTA-EHRIKSONA-04-26
https://telegra.ph/SOBYTIYA-STRASTNOJ-SEDMICY-V-RABOTAH-SKOTTA-EHRIKSONA-04-26
Telegraph
СОБЫТИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ В РАБОТАХ СКОТТА ЭРИКСОНА
Скотт Эриксон (Scott Erickson) - гастролирующий американский художник, дизайнер, куратор, автор перформансов, смешивающий автобиографию, мифологию, эстетику, чтобы создать искусство, которое пробуждает в зрителе самые глубокие переживания. http://scottericksonart.com
ДОКАЗЫВАТЬ/ПОКАЗЫВАТЬ
«Мыслители греческой патристики предпочитали говорить — не о "доказывании" (απoδειξις), но о "показывании" (δειξις) бытия Бога (различение этих терминов восходит к логической фразеологии Аристотеля). Климент Александрийский (ум. ок. 215) поясняет, что, поскольку доказательство есть логическое выведение вещи из более глубоких и поэтому предшествующих начал, к безначальному Первоначалу оно неприменимо (Stromat., V, 12).
Итак, бытие Божие в патристической мысли не «до-казуется», а «показуется», но ведь глагол «показывать» уже содержит в себе смысловые обертоны чего-то непосредственно-наглядного, зримо-пластичного и постольку «эстетического».
Сергей Аверинцев. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики
«Мыслители греческой патристики предпочитали говорить — не о "доказывании" (απoδειξις), но о "показывании" (δειξις) бытия Бога (различение этих терминов восходит к логической фразеологии Аристотеля). Климент Александрийский (ум. ок. 215) поясняет, что, поскольку доказательство есть логическое выведение вещи из более глубоких и поэтому предшествующих начал, к безначальному Первоначалу оно неприменимо (Stromat., V, 12).
Итак, бытие Божие в патристической мысли не «до-казуется», а «показуется», но ведь глагол «показывать» уже содержит в себе смысловые обертоны чего-то непосредственно-наглядного, зримо-пластичного и постольку «эстетического».
Сергей Аверинцев. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики
"ОДИН" И "МНОГИЕ": БОГОСЛОВИЕ ЛИЧНОСТИ МИТР. ИОАННА (ЗИЗИУЛАСА)
Что такое богословие общения? В чем разница между личностью, ипостасью и индивидом? В чём митрополит Иоанн прав, а в чём с ним можно поспорить?
Разбираемся вместе с историком философии Артемием Сафьяном.
https://youtu.be/1PJQXaFFSFI
Что такое богословие общения? В чем разница между личностью, ипостасью и индивидом? В чём митрополит Иоанн прав, а в чём с ним можно поспорить?
Разбираемся вместе с историком философии Артемием Сафьяном.
https://youtu.be/1PJQXaFFSFI
YouTube
"Один" и "многие": Богословие личности митр. Иоанна (Зизиуласа) / Артемий Сафьян
Может ли человек быть уникальным? Может ли человек обосновать свою уникальность? Возможно ли, что уникальность — основная характеристика бытия? Эти вопросы являются центральными для мысли митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) — одного из крупнейших богословов…
Теоэстетика vs Темная теология. Каким будет богословие в 21 веке?
Может ли богословие быть «тёмным» или «красивым»? Разве богословие не было окончательно оформлено в глубинах церковной истории? И как следует богословствовать сегодня?
Теоэстетика исходит из объективности красоты, добра и истины, явленных в фигуре Христа; слабая теология, напротив, указывает на проблематичность концепции всемогущества и величия Бога. Особенности этих двух богословских взглядов обсудят между собой двое исследователей:
Алексей Гагинский — философ, директор Фонда «Теоэстетика»; старший научный сотрудник Института философии РАН; старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии
Андрей Шишков — теолог, директор Центра перспективных теологических исследований, автор телеграм-каналов «Тёмная теология» и «Православие и зомби».
Встреча состоится 7 мая в 19:00 в культурном пространстве книжного магазина «Никея» (Москва. Ул.) Маросейка 7/8 стр.1 (Культурное пространство «Фавор»)
Может ли богословие быть «тёмным» или «красивым»? Разве богословие не было окончательно оформлено в глубинах церковной истории? И как следует богословствовать сегодня?
Теоэстетика исходит из объективности красоты, добра и истины, явленных в фигуре Христа; слабая теология, напротив, указывает на проблематичность концепции всемогущества и величия Бога. Особенности этих двух богословских взглядов обсудят между собой двое исследователей:
Алексей Гагинский — философ, директор Фонда «Теоэстетика»; старший научный сотрудник Института философии РАН; старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии
Андрей Шишков — теолог, директор Центра перспективных теологических исследований, автор телеграм-каналов «Тёмная теология» и «Православие и зомби».
Встреча состоится 7 мая в 19:00 в культурном пространстве книжного магазина «Никея» (Москва. Ул.) Маросейка 7/8 стр.1 (Культурное пространство «Фавор»)