Солнце Севера
3.21K subscribers
1.64K photos
514 videos
5 files
2.06K links
Культурное пространство новой образовательной этики
https://solsevera.ru/
ВК: https://vk.cc/bW8BXg
ЮТУБ: https://goo.su/XTDM8M
ЯДЗЕН: https://dzen.ru/solsevera
РУТУБ: https://rutube.ru/channel/27176624/
ОК: https://ok.ru/group/70000005963164
加入频道
Икона.Символ. Концепция. Изобразительное искусство от византийской иконы до транснационального авангарда

Есть ли нечто общее между византийской иконой XIV века, произведениями Леонардо и Рафаэля, фантасмагориями Босха, черным квадратом Каземира Малевича и кинематографом Тарковского?

Ответы на эти вопросы дал искусствовед Александр Кащенко в курсе "Икона. Символ. Концепция. Изобразительное искусство от византийской иконы до транснационального авангарда".

Полная стоимость двух частей курса - 7 тысяч рублей. По вопросам приобретения курса обращайтесь к Виктору.

☀️Программа курса:

Часть I (11 лекций). "Иконическое пространство от Византии до русского раскола. Мистика, метафизика, эстетика иконы".

В ходе первой части Александр Кащенко расскажет о концептуальных основах развития изобразительных искусств в цивилизационном пространстве Византии, Западной Европы и России от принятия христианства Римской империей в IV веке до начала XXI

Часть II (10 лекций). "Анти-икона. Европейское изобразительное искусство от Леонардо до транснационального авангарда".

Во второй части мы продолжим исследование истории европейского изобразительного искусства в период после падения Византии и до эпохи мировых войн в первой половине ХХ века. Слушателей курса ждёт встреча с искусством эпохи Возрождения, титаническими фигурами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Сандро Ботичелли, Микеланджело Буанорроти, таинственным Иеронимом Босхом, гениальным Рембрандтом, трагическим Ван Гогом, загадочным Климтом, рациональным Пикассо, неистовыми немецкими экспрессионистами, русскими авангардистами и многими другими художниками, архитекторами и скульпторами, которые определили характер европейского искусства после заката великой византийской цивилизации.

☀️Названия лекций I части:

1. "Метафизика изобразительного искусства"
2."Истоки иконы. Сакральное искусство Древнего Египта. Живопись эллинистической эпохи. Первые христианские изображения в катакомбах Рима"
3. "Христианская икона в 4-6 веках. Формирование иконописного канона"
4. "Понятие о прото-иконах. Нерукотворные образы Христа как сакральные фотографии. Онтология чудотворных икон".
5. "Пространство иконы. Храм как образ мироздания. Икона и молитва".
6. "Борьба иконопочитателей с иконоборцами в VIII-IX веках по Рожестве Христовом. Онтология и метафизика иконоборческих споров. Сакральная природа изображения человека"
7. "Культурный аспект почитания икон. Умеренное иконоборчество как мировоззренческий фундамент западноевропейской культуры"
8. "Умозрение в красках - теологическое содержание византийской иконы. Феномен экфрасиса"
9-10. "Русская икона. Особенности и специфика русского взгляда на икону. Феномен Андрея Рублева. Русский раскол с позиции метафизики изобразительного искусства"

☀️Названия лекций II части:

1. "Изгнание Логоса. Смысловые линии европейской культуры от романской пластики до Василия Кандинского и Фрэнсиса Бэкона".
2.1 - 2.2. "В поисках "темного Логоса" европейского изобразительного искусства. Венский Сецессион и феминная тайна Густава Климта".
3.1 - 3.2. "Новый символизм. Метафизические судороги немецкого экспрессионизма".
4. "Великая архитектура Европы. Храм как образ мироздания. Антимиры "Баухауса".
5.1 - 5.2. "Иллюзорный свет Возрождения - между христианством и новым язычеством".
6.1 - 6.2. "Структура символа. Световые миры Рембрандта, Веласкеса и Винсента Ван Гога".
Спасаемся отказом от эвтаназийной культуры по Владимиру Вараве.

Как пишет философ, эвтаназийная парадигма существования - цель современной культуры. Это значит сделать существование человека максимально комфортным в трех измерениях - в жизни, в умирании, после смерти. Эвтаназийная парадигма стремится устранить страдания из жизненного горизонта самым радикальным образом. А человек без страданий - это духовно мертвый человек, это поражение человека.
Предложение о запрете дарвинизма в школах, горячо обсуждаемое в последнее время, побуждает нас напомнить об интересной лекции философа Валентина Чередникова из курса "Кузница русской научной мысли".

В ней он делится соображениями о том, что Чарльз Дарвин мыслил в платонической топике, только разворачиваемой горизонтально. По сути, он пытался ответить на вопрос о том, как из единого происходит многое, на основании современных ему знаний из науки Нового времени.

Лекция, пожалуй, не даёт точного ответа, что нам делать с Дарвином в школах, зато хорошо показывает, как важно понимать философские истоки тех или иных научных открытий, и приоткрывает завесу над источниками инспирации учёного.

Смотреть в Контакте
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Традиция - не пепел, а огонь

Выдающийся русский художник Алексей Беляев-Гинтовт в эфире Первого канала лаконично озвучил суть евразийской идеи, рассказал о передовом для русского искусства сочетании традиционализма и футуризма.

«Он чётко и лаконично озвучил всю программу евразийцев-традиционалистов, причем открыто, под её собственным именем. Это великолепный итог десятков лет борьбы, с которым мы сердечно поздравляем как самого выдающегося художника, так и все десятки миллионов зрителей Первого канала, которые теперь увидят и услышат тот голос и те тезисы, с которыми мы безусловно солидаризируемся», - высказался об этом выступлении Максим Медоваров
Дитя живёт при матери, а солдат – при смерти

Русская литературно-философская традиция учит человека принимать войну, которая ставит человека в ситуацию столкновения двух этик: убить человека - преступление, но и не убить врага - предательство и нравственный проступок.

О том, как эти два полюса сталкивали и примиряли русские мыслители и писатели, рассказал на XII заседании философского собора "Великое русское исправление имён" на тему Смерть на войне философ Владимир Владимирович Варава

Предлагаем вашему вниманию полный текст выступления философа.

Напомним, что мы собрали в одной публикации все выступления и статьи, подготовленные по итогам работы философского собора Великое русское исправление имён до начала 2023 года.
Перед вами уникальный документальный фильм, рассказывающий о войне во Вьетнаме, в рубрике #Киноцефал. Найти его в сети даже без русского перевода не так уж просто.

С чёрным юмором фильм «Апрель во Вьетнаме в год кота (1975)» повествует о победе вьетнамцев над американцами и «марионеточной армией» юга страны, в результате которой Вьетнам был воссоединён.

К повествованию легендарный кубинский режиссёр Сантьяго Альварес подошёл очень основательно, обратившись к событиям более 4 тысяч лет назад и археологическим раскопкам на территории Вьетнама и закончив объединением Вьетнама после победы над американцами и освобождением от колониального гнёта.

В кадре много антиимпериалистических котов, мягкой силы Вьетнама, потешающихся над поверженными янки, а также медитативных сцен о жизни, быте и культуре Вьетнама. Стройки века, сгоревшая техника, игра на музыкальных инструментах и пение, революционная риторика, международная солидарность – всё это в причудливых сочетаниях рассказывает об историческом триумфе вьетнамской революции.

Смотреть в Контакте

#Киноцефал #кино #Вьетнам #документалистика
Коты как наиболее укоренённые в бытии существа призваны оттенять тоску по несбыточному.

К Дарье Виардо именно с такой целью подобралась #мягкая_сила_России.
Forwarded from Laboratorium Orientale
Друзья, мы открываем осенний набор в аналитический клуб лаборатории!

Наступил сентябрь, а это значит, что лаборатория возвращается к активной работе. Мы приглашаем востоковедов, интересующихся политологией и международными отношениями, в аналитический клуб Laboratorium Orientale.

В этом году основной темой исследования мы выбрали теорию многополярности в СМИ, научной и философской литературе стран Востока.

Подробности о деятельности клуба и его работе читайте в карточках. Исследование этого года проводится в коллаборации с коллегами из Факультета международных отношений СПбГУ.

Присоединяйтесь к нам!

🔎 Вступительную анкету можно заполнить по ссылке: https://clck.ru/3DRfnG

@orientalpath
Наше беспокойное время, когда над миром дамокловым мечом висит угроза ядерной войны, порождает бурные дискуссии, которые в России касаются, конечно, одного – путей нашей страны, которыми она непременно должна шествовать в светлое будущее. И самые продуктивные из идей неизбежно связаны с синтезом философских, геополитических, идейный концептов.

Одна из них была высказана в статье руководителя военно-политического канала Astra Militarum «Стать Севера» Комиссара Ярика. В поисках цивилизационной идентичности автор предлагает следующий тезис: «Россия – не геополитический Запад и не геополитический Восток. Россия - это Север».

Комиссар Ярик со свойственной своему псевдониму решительностью оттолкивается в своих построениях от евразийства, в котором он замечает крен в сторону Азии. Но совершенно напрасно, так как дальше высказывает исключительно евразийские тезисы о самобытности русской цивилизации (в чём, собственно, и состоит евразийство).

Главный посыл комиссара очень правилен: перестать искать точки отсчёта справа или слева от нас, надо начать мыслить радикально иначе и считать себя точкой отсчёта. Но примечательно то, что автор, чуть только произнёс этот тезис, сразу же стал говорить – вслед за евразийцами и другими русскими историософами – о различных влияниях, которые Россия принимала на своём историческом пути: варяжской северной аристократии, Византии, от которой мы получаем светоч веры, монгольской империи, западные тенденции в петровское время, коммунизм, падающий на почву русского мессианства, элементы демократического устройства в 90-е.

Чем больше русский человек вглядывается в свою идентичность, тем ближе окажется к ничтойности. Действительно, блестяще эту идею сформулировал философ Никита Сюндюков, переосмысливший мысль П.Я. Чаадаева о том, что Россия - нуль, ничто. Благодаря этому рождена и русская всечеловечность, и открывается бескрацний простор для исторического сотворчества с населяющими наши пространства (у которых, напомним, нет границ) народами.

Перефразируя известные строки поэта, скажем так:

«Россия – Север, Россия – свет,
А может быть, России вовсе нет…
».

Парадоксально, но именно таким вопрошанием мы открываем путь к России настоящей и подлинной. Только смотрясь в бездну ничтойности, которая есть ключ к нашему историческому творчеству, мы можем творить настоящее, даже если история уже должна, по всем признакам, закончиться.
Первые концлагеря в Европе были созданы для уничтожения русских

Об этом мало говорят, но первыми в мире концлагерями, в которых содержались и уничтожались люди по национальному и религиозному признаку, были Талергоф и Терезин.

Об истории этих лагерей рассказывается в документальном фильме «Талергоф и Терезин» из серии «История России. XX век».

Во время Первой мировой войны они были созданы в 1914 году Австро-Венгерской империей, которая опасалась, что Россия в случае своей победы присоединит территории Галицкой Руси.

Под этими страхами были основания. Жители региона, который сегодня располагается на территории Западной Украины, называли свои земли Галицкой и Подкарпатской Русью и Буковиной. Себя же они именовали русинами, а часто просто русскими. В большинстве своём они ощущали себя частью Русского мира и стремились к воссоединению с Российской империей. Но у австро-венгров и Польши на них были другие планы, поэтому их подвергали насильственной украинизации, заставляли отказываться от православной веры, а несогласных в конце концов начали просто зверски мучать и уничтожать.

Смотреть в Дзене
Режиссёр фильма «Крест», который сейчас идёт в кинотеатрах страны, Сергей Дебижев – в рубрике #АУЭ (аутентичное экзистирование). Важно обозначить главное в его работах, особенно фильмах последних лет, а это метод, относящийся не столько к киноискусству, сколько вообще к жизни, к способу проживания и мышления.

Сергей Дебижев – режиссёр, художник и актёр, путь становления которого необычен и интересен. Он известен, например, абсурдистским фильмом «Два капитана 2», в котором играли Сергей Курёхин и Борис Гребенщиков (признан иноагентом). Снимался в первом «Брате».

В настоящее время он поставил себе целью снимать кино, которое было бы максимально удалено от свойственного сегодня сфере синематографа тиражирования, от шаблонов, снимать иное кино. Не говорим новое – вечное. И дело не только в предмете, но и в самом подходе.

Фильм «Крест», снятый ко дню Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, задумывался как вторая серия триптиха: первым фильмом в ней является фильм «Святой Архипелаг», о котором мы, к слову, писали, третьей должна стать картина «Вечный человек».

Снимая «Архипелаг», Сергей Дебижев и его съёмочная группа столкнулись со множеством трудностей при реализации своего плана. Получилось снять фильм, только отказавшись от своих человеческих мудрований и доверившись Божьему промыслу. Согласно утверждению режиссёра, фильм «Крест» снимался изначально именно так, основываясь на наитии.

Путь от рок-н-ролла и абсурдистского кино к христианскому запечатлён в его яркой фильмографии. Возможно, мы только сейчас сможем увидеть раскрытие таланта режиссёра в полную меру.

Сегодня Сергей Дебижев оценивает происходящее в мире предельно ответственно и серьёзно:

«Наконец началась великая битва сил света с силами тьмы, и нам невероятно повезло, что мы оказались ее свидетелями, а то и участниками».
Хватить потреблять тексты. Пора вопрошать бытие.
Показ фильма «Игры Патриотов» (1979) впервые на русском языке - в «Солнце Севера»

☀️11 октября, 19:00

Приглашаем на показ документального фильма «Игры Патриотов / The Patriot Game» (1979) про конфликт в Северной Ирландии.

Нет, это не американский триллер с Харрисоном Фордом в главной роли, вышедший в 1992 году. Это ирландское кино, которое показывает историю конфликта в 1968-1978 годах со стороны ирландцев.

Полагаем, что американский фильм с тем же названием снимался специально, чтобы «перебить», закрыть документальное кино, которое мы вам покажем.

Вы уже знаете, рубрике #Киноцефал мы публикуем редкие документальные фильмы в русском переводе, которые вы нигде больше не найдёте. Кроме того, что этого фильма вы тоже на русском не найдёте нигде, он ещё и снят на порядок интереснее многих других документалок.

Наш адрес: Невский, 29 (кнопка домофона "Солнце Севера").

На показ обязательна запись. Обращайтесь к Виктору.
Ещё одна изумительная новость из стран заката. На этот раз из Туманного Альбиона.

Движению "Чёрные жизни важны" не понравился британский рыцарский орден святых архистратига Михаила и Георгия Победоносца. Причина - дьявол напомнил им их кумира Джорджа Флойда (они почему-то обратили внимание на цвет кожи, но не на зелёные крылья и хвост).

«Это очень оскорбительный образ, он также напоминает недавнее убийство Джорджа Флойда белым полицейским. Призываем к тому, чтобы эта награда была полностью переработана в более подходящей форме и чтобы были принесены официальные извинения за нанесенное ею оскорбление», – говорится в тексте петиции, размещённой представителями движения в сети.

Рыцарский орден был учреждён принцем-регентом и будущим королем Георгом IV в 1818 году (то есть немногим раньше убийства Флойда) и является одной из высших наград Британии. Монарх назначает кавалерами ордена послов, дипломатов и других лиц, показавших свершения в сфере международных отношений. Если копнуть немного в историю, то окажется, что некоторый белый расизм можно вполне и увидеть на ордене: по сути, это награда за победы в деле британского империализма.

Поэтому "чёрных с их важными жизнями" можно было бы понять, если бы мы не знали, что у них на самом деле на уме. Но они вновь откровенно сами себя изобличили, указав на его сходство с изображением на ордене. Джордж Флойд - это и есть святой сатаны. Не совсем такой, о каких писал Рене Генон. Обычный преступник, которого сделали иконой и водрузили на знамя как безгрешного страдальца за права чёрных (пострадал он, конечно, незаконно, но за другое, если сказать мягко).

Некоторые телеграм-каналы сообщают, что орден, по настоятельным заявкам зрителей, уже убелили: отныне на нём белый ангел будет попирать ногою белого дьявола.

Возможно, "важным чёрным жизням" следует настоять на своём видении и уточнить, что они желают, чтобы Чёрный Арап (традиционное изображение дьявола) на ордене попирал белого ангела.

Тогда всё встанет на свои места.