Солнце Севера
3.2K subscribers
1.64K photos
514 videos
5 files
2.06K links
Культурное пространство новой образовательной этики
https://solsevera.ru/
ВК: https://vk.cc/bW8BXg
ЮТУБ: https://goo.su/XTDM8M
ЯДЗЕН: https://dzen.ru/solsevera
РУТУБ: https://rutube.ru/channel/27176624/
ОК: https://ok.ru/group/70000005963164
加入频道
Убирать или не убирать теорию эволюции видов Дарвина из школьной программы?

Предложение сбросить Дарвина с парохода современности прозвучало на заседании Всероссийского родительского комитета (это недавно созданный консультативный орган при министерстве просвещения) из уст бывшего председателя правительства Чечни Муслима Хучиева.

«Вот теория Дарвина, допустим, например. Все знают, что это ошибочная теория, мы понимаем, что это она идет вразрез религии, вразрез воспитанию, тем не менее в учебниках встречается. Это можно просто убрать, потому что это неправда», - сказал он.

В его поддержку высказались несколько священников РПЦ, а после этого – понеслась вакханалия дискуссий. На эту темы высказались многие - от публицистов и философов до учёных и представителей образования.

В рубрике #ТГ_симпозиум мы отобрали несколько самых интересных высказываний по теме.
Икона.Символ. Концепция. Изобразительное искусство от византийской иконы до транснационального авангарда

Есть ли нечто общее между византийской иконой XIV века, произведениями Леонардо и Рафаэля, фантасмагориями Босха, черным квадратом Каземира Малевича и кинематографом Тарковского?

Ответы на эти вопросы дал искусствовед Александр Кащенко в курсе "Икона. Символ. Концепция. Изобразительное искусство от византийской иконы до транснационального авангарда".

Полная стоимость двух частей курса - 7 тысяч рублей. По вопросам приобретения курса обращайтесь к Виктору.

☀️Программа курса:

Часть I (11 лекций). "Иконическое пространство от Византии до русского раскола. Мистика, метафизика, эстетика иконы".

В ходе первой части Александр Кащенко расскажет о концептуальных основах развития изобразительных искусств в цивилизационном пространстве Византии, Западной Европы и России от принятия христианства Римской империей в IV веке до начала XXI

Часть II (10 лекций). "Анти-икона. Европейское изобразительное искусство от Леонардо до транснационального авангарда".

Во второй части мы продолжим исследование истории европейского изобразительного искусства в период после падения Византии и до эпохи мировых войн в первой половине ХХ века. Слушателей курса ждёт встреча с искусством эпохи Возрождения, титаническими фигурами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Сандро Ботичелли, Микеланджело Буанорроти, таинственным Иеронимом Босхом, гениальным Рембрандтом, трагическим Ван Гогом, загадочным Климтом, рациональным Пикассо, неистовыми немецкими экспрессионистами, русскими авангардистами и многими другими художниками, архитекторами и скульпторами, которые определили характер европейского искусства после заката великой византийской цивилизации.

☀️Названия лекций I части:

1. "Метафизика изобразительного искусства"
2."Истоки иконы. Сакральное искусство Древнего Египта. Живопись эллинистической эпохи. Первые христианские изображения в катакомбах Рима"
3. "Христианская икона в 4-6 веках. Формирование иконописного канона"
4. "Понятие о прото-иконах. Нерукотворные образы Христа как сакральные фотографии. Онтология чудотворных икон".
5. "Пространство иконы. Храм как образ мироздания. Икона и молитва".
6. "Борьба иконопочитателей с иконоборцами в VIII-IX веках по Рожестве Христовом. Онтология и метафизика иконоборческих споров. Сакральная природа изображения человека"
7. "Культурный аспект почитания икон. Умеренное иконоборчество как мировоззренческий фундамент западноевропейской культуры"
8. "Умозрение в красках - теологическое содержание византийской иконы. Феномен экфрасиса"
9-10. "Русская икона. Особенности и специфика русского взгляда на икону. Феномен Андрея Рублева. Русский раскол с позиции метафизики изобразительного искусства"

☀️Названия лекций II части:

1. "Изгнание Логоса. Смысловые линии европейской культуры от романской пластики до Василия Кандинского и Фрэнсиса Бэкона".
2.1 - 2.2. "В поисках "темного Логоса" европейского изобразительного искусства. Венский Сецессион и феминная тайна Густава Климта".
3.1 - 3.2. "Новый символизм. Метафизические судороги немецкого экспрессионизма".
4. "Великая архитектура Европы. Храм как образ мироздания. Антимиры "Баухауса".
5.1 - 5.2. "Иллюзорный свет Возрождения - между христианством и новым язычеством".
6.1 - 6.2. "Структура символа. Световые миры Рембрандта, Веласкеса и Винсента Ван Гога".
Спасаемся отказом от эвтаназийной культуры по Владимиру Вараве.

Как пишет философ, эвтаназийная парадигма существования - цель современной культуры. Это значит сделать существование человека максимально комфортным в трех измерениях - в жизни, в умирании, после смерти. Эвтаназийная парадигма стремится устранить страдания из жизненного горизонта самым радикальным образом. А человек без страданий - это духовно мертвый человек, это поражение человека.
Предложение о запрете дарвинизма в школах, горячо обсуждаемое в последнее время, побуждает нас напомнить об интересной лекции философа Валентина Чередникова из курса "Кузница русской научной мысли".

В ней он делится соображениями о том, что Чарльз Дарвин мыслил в платонической топике, только разворачиваемой горизонтально. По сути, он пытался ответить на вопрос о том, как из единого происходит многое, на основании современных ему знаний из науки Нового времени.

Лекция, пожалуй, не даёт точного ответа, что нам делать с Дарвином в школах, зато хорошо показывает, как важно понимать философские истоки тех или иных научных открытий, и приоткрывает завесу над источниками инспирации учёного.

Смотреть в Контакте
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Традиция - не пепел, а огонь

Выдающийся русский художник Алексей Беляев-Гинтовт в эфире Первого канала лаконично озвучил суть евразийской идеи, рассказал о передовом для русского искусства сочетании традиционализма и футуризма.

«Он чётко и лаконично озвучил всю программу евразийцев-традиционалистов, причем открыто, под её собственным именем. Это великолепный итог десятков лет борьбы, с которым мы сердечно поздравляем как самого выдающегося художника, так и все десятки миллионов зрителей Первого канала, которые теперь увидят и услышат тот голос и те тезисы, с которыми мы безусловно солидаризируемся», - высказался об этом выступлении Максим Медоваров
Дитя живёт при матери, а солдат – при смерти

Русская литературно-философская традиция учит человека принимать войну, которая ставит человека в ситуацию столкновения двух этик: убить человека - преступление, но и не убить врага - предательство и нравственный проступок.

О том, как эти два полюса сталкивали и примиряли русские мыслители и писатели, рассказал на XII заседании философского собора "Великое русское исправление имён" на тему Смерть на войне философ Владимир Владимирович Варава

Предлагаем вашему вниманию полный текст выступления философа.

Напомним, что мы собрали в одной публикации все выступления и статьи, подготовленные по итогам работы философского собора Великое русское исправление имён до начала 2023 года.
Перед вами уникальный документальный фильм, рассказывающий о войне во Вьетнаме, в рубрике #Киноцефал. Найти его в сети даже без русского перевода не так уж просто.

С чёрным юмором фильм «Апрель во Вьетнаме в год кота (1975)» повествует о победе вьетнамцев над американцами и «марионеточной армией» юга страны, в результате которой Вьетнам был воссоединён.

К повествованию легендарный кубинский режиссёр Сантьяго Альварес подошёл очень основательно, обратившись к событиям более 4 тысяч лет назад и археологическим раскопкам на территории Вьетнама и закончив объединением Вьетнама после победы над американцами и освобождением от колониального гнёта.

В кадре много антиимпериалистических котов, мягкой силы Вьетнама, потешающихся над поверженными янки, а также медитативных сцен о жизни, быте и культуре Вьетнама. Стройки века, сгоревшая техника, игра на музыкальных инструментах и пение, революционная риторика, международная солидарность – всё это в причудливых сочетаниях рассказывает об историческом триумфе вьетнамской революции.

Смотреть в Контакте

#Киноцефал #кино #Вьетнам #документалистика
Коты как наиболее укоренённые в бытии существа призваны оттенять тоску по несбыточному.

К Дарье Виардо именно с такой целью подобралась #мягкая_сила_России.
Forwarded from Laboratorium Orientale
Друзья, мы открываем осенний набор в аналитический клуб лаборатории!

Наступил сентябрь, а это значит, что лаборатория возвращается к активной работе. Мы приглашаем востоковедов, интересующихся политологией и международными отношениями, в аналитический клуб Laboratorium Orientale.

В этом году основной темой исследования мы выбрали теорию многополярности в СМИ, научной и философской литературе стран Востока.

Подробности о деятельности клуба и его работе читайте в карточках. Исследование этого года проводится в коллаборации с коллегами из Факультета международных отношений СПбГУ.

Присоединяйтесь к нам!

🔎 Вступительную анкету можно заполнить по ссылке: https://clck.ru/3DRfnG

@orientalpath
Наше беспокойное время, когда над миром дамокловым мечом висит угроза ядерной войны, порождает бурные дискуссии, которые в России касаются, конечно, одного – путей нашей страны, которыми она непременно должна шествовать в светлое будущее. И самые продуктивные из идей неизбежно связаны с синтезом философских, геополитических, идейный концептов.

Одна из них была высказана в статье руководителя военно-политического канала Astra Militarum «Стать Севера» Комиссара Ярика. В поисках цивилизационной идентичности автор предлагает следующий тезис: «Россия – не геополитический Запад и не геополитический Восток. Россия - это Север».

Комиссар Ярик со свойственной своему псевдониму решительностью оттолкивается в своих построениях от евразийства, в котором он замечает крен в сторону Азии. Но совершенно напрасно, так как дальше высказывает исключительно евразийские тезисы о самобытности русской цивилизации (в чём, собственно, и состоит евразийство).

Главный посыл комиссара очень правилен: перестать искать точки отсчёта справа или слева от нас, надо начать мыслить радикально иначе и считать себя точкой отсчёта. Но примечательно то, что автор, чуть только произнёс этот тезис, сразу же стал говорить – вслед за евразийцами и другими русскими историософами – о различных влияниях, которые Россия принимала на своём историческом пути: варяжской северной аристократии, Византии, от которой мы получаем светоч веры, монгольской империи, западные тенденции в петровское время, коммунизм, падающий на почву русского мессианства, элементы демократического устройства в 90-е.

Чем больше русский человек вглядывается в свою идентичность, тем ближе окажется к ничтойности. Действительно, блестяще эту идею сформулировал философ Никита Сюндюков, переосмысливший мысль П.Я. Чаадаева о том, что Россия - нуль, ничто. Благодаря этому рождена и русская всечеловечность, и открывается бескрацний простор для исторического сотворчества с населяющими наши пространства (у которых, напомним, нет границ) народами.

Перефразируя известные строки поэта, скажем так:

«Россия – Север, Россия – свет,
А может быть, России вовсе нет…
».

Парадоксально, но именно таким вопрошанием мы открываем путь к России настоящей и подлинной. Только смотрясь в бездну ничтойности, которая есть ключ к нашему историческому творчеству, мы можем творить настоящее, даже если история уже должна, по всем признакам, закончиться.
Первые концлагеря в Европе были созданы для уничтожения русских

Об этом мало говорят, но первыми в мире концлагерями, в которых содержались и уничтожались люди по национальному и религиозному признаку, были Талергоф и Терезин.

Об истории этих лагерей рассказывается в документальном фильме «Талергоф и Терезин» из серии «История России. XX век».

Во время Первой мировой войны они были созданы в 1914 году Австро-Венгерской империей, которая опасалась, что Россия в случае своей победы присоединит территории Галицкой Руси.

Под этими страхами были основания. Жители региона, который сегодня располагается на территории Западной Украины, называли свои земли Галицкой и Подкарпатской Русью и Буковиной. Себя же они именовали русинами, а часто просто русскими. В большинстве своём они ощущали себя частью Русского мира и стремились к воссоединению с Российской империей. Но у австро-венгров и Польши на них были другие планы, поэтому их подвергали насильственной украинизации, заставляли отказываться от православной веры, а несогласных в конце концов начали просто зверски мучать и уничтожать.

Смотреть в Дзене
Режиссёр фильма «Крест», который сейчас идёт в кинотеатрах страны, Сергей Дебижев – в рубрике #АУЭ (аутентичное экзистирование). Важно обозначить главное в его работах, особенно фильмах последних лет, а это метод, относящийся не столько к киноискусству, сколько вообще к жизни, к способу проживания и мышления.

Сергей Дебижев – режиссёр, художник и актёр, путь становления которого необычен и интересен. Он известен, например, абсурдистским фильмом «Два капитана 2», в котором играли Сергей Курёхин и Борис Гребенщиков (признан иноагентом). Снимался в первом «Брате».

В настоящее время он поставил себе целью снимать кино, которое было бы максимально удалено от свойственного сегодня сфере синематографа тиражирования, от шаблонов, снимать иное кино. Не говорим новое – вечное. И дело не только в предмете, но и в самом подходе.

Фильм «Крест», снятый ко дню Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, задумывался как вторая серия триптиха: первым фильмом в ней является фильм «Святой Архипелаг», о котором мы, к слову, писали, третьей должна стать картина «Вечный человек».

Снимая «Архипелаг», Сергей Дебижев и его съёмочная группа столкнулись со множеством трудностей при реализации своего плана. Получилось снять фильм, только отказавшись от своих человеческих мудрований и доверившись Божьему промыслу. Согласно утверждению режиссёра, фильм «Крест» снимался изначально именно так, основываясь на наитии.

Путь от рок-н-ролла и абсурдистского кино к христианскому запечатлён в его яркой фильмографии. Возможно, мы только сейчас сможем увидеть раскрытие таланта режиссёра в полную меру.

Сегодня Сергей Дебижев оценивает происходящее в мире предельно ответственно и серьёзно:

«Наконец началась великая битва сил света с силами тьмы, и нам невероятно повезло, что мы оказались ее свидетелями, а то и участниками».
Хватить потреблять тексты. Пора вопрошать бытие.
Показ фильма «Игры Патриотов» (1979) впервые на русском языке - в «Солнце Севера»

☀️11 октября, 19:00

Приглашаем на показ документального фильма «Игры Патриотов / The Patriot Game» (1979) про конфликт в Северной Ирландии.

Нет, это не американский триллер с Харрисоном Фордом в главной роли, вышедший в 1992 году. Это ирландское кино, которое показывает историю конфликта в 1968-1978 годах со стороны ирландцев.

Полагаем, что американский фильм с тем же названием снимался специально, чтобы «перебить», закрыть документальное кино, которое мы вам покажем.

Вы уже знаете, рубрике #Киноцефал мы публикуем редкие документальные фильмы в русском переводе, которые вы нигде больше не найдёте. Кроме того, что этого фильма вы тоже на русском не найдёте нигде, он ещё и снят на порядок интереснее многих других документалок.

Наш адрес: Невский, 29 (кнопка домофона "Солнце Севера").

На показ обязательна запись. Обращайтесь к Виктору.
Ещё одна изумительная новость из стран заката. На этот раз из Туманного Альбиона.

Движению "Чёрные жизни важны" не понравился британский рыцарский орден святых архистратига Михаила и Георгия Победоносца. Причина - дьявол напомнил им их кумира Джорджа Флойда (они почему-то обратили внимание на цвет кожи, но не на зелёные крылья и хвост).

«Это очень оскорбительный образ, он также напоминает недавнее убийство Джорджа Флойда белым полицейским. Призываем к тому, чтобы эта награда была полностью переработана в более подходящей форме и чтобы были принесены официальные извинения за нанесенное ею оскорбление», – говорится в тексте петиции, размещённой представителями движения в сети.

Рыцарский орден был учреждён принцем-регентом и будущим королем Георгом IV в 1818 году (то есть немногим раньше убийства Флойда) и является одной из высших наград Британии. Монарх назначает кавалерами ордена послов, дипломатов и других лиц, показавших свершения в сфере международных отношений. Если копнуть немного в историю, то окажется, что некоторый белый расизм можно вполне и увидеть на ордене: по сути, это награда за победы в деле британского империализма.

Поэтому "чёрных с их важными жизнями" можно было бы понять, если бы мы не знали, что у них на самом деле на уме. Но они вновь откровенно сами себя изобличили, указав на его сходство с изображением на ордене. Джордж Флойд - это и есть святой сатаны. Не совсем такой, о каких писал Рене Генон. Обычный преступник, которого сделали иконой и водрузили на знамя как безгрешного страдальца за права чёрных (пострадал он, конечно, незаконно, но за другое, если сказать мягко).

Некоторые телеграм-каналы сообщают, что орден, по настоятельным заявкам зрителей, уже убелили: отныне на нём белый ангел будет попирать ногою белого дьявола.

Возможно, "важным чёрным жизням" следует настоять на своём видении и уточнить, что они желают, чтобы Чёрный Арап (традиционное изображение дьявола) на ордене попирал белого ангела.

Тогда всё встанет на свои места.