Со-Бытие 🌳
745 subscribers
386 photos
27 videos
9 files
520 links
О создании общин и сообществ. О совместных действиях и умении находить общий язык. О быте, науке, культуре, истории, религии, семье, образовании. А иногда - о кельтах.

Ольга Кухтенкова - кандидат культурологии, художник, модельер, музыкант.
加入频道
#путешествуем_культурно
#благородная_святость

🍒 Я побывала (впервые) на Владимиро-Суздальской земле и привезла себе оттуда, кроме прочего, новые знакомства со святыми аристократами – а именно святыми гнезда Юрия Долгорукого.

У вас было так, что святые, при первом знакомстве с самыми великими подвижниками, основателями Орденов и обителей, воспринимались одинокими высоко парящими орлами, оторванными от семьи и связей; а святость, в связи с этим, - очень уж далёким Эверестом, посильным для единиц? У меня - было.

🌟 Я люблю святых, и много раз уже упоминала об этом. Но есть и отдельная их категория, которой я уделяю особое внимание – это святые аристократы (мой супруг называет их «моими нобилями»). Категории святости мирян-аристократов были подтемой моей диссертации.

Как я вышла на них, почему, не помню. Но этого я бы, пожалуй, не избегла бы, потому именно их опыт, их заступничество сейчас особенно нужны нам – мирянам, так или иначе защищающим веру и традицию. Их заботы похожи на наши. И среди этих забот они смогли стать святыми. Посмотрев на их жизни, гораздо лучше понимаешь, что святость – это действительно путь для каждого человека, где бы он ни бы, каким бы делом ни занимался.

Ещё одна потрясающая моё воображение особенность «моих нобилей» - это семейственность. Они очень часто святы целыми семьями, из поколения в поколение. Работая над диссертацией, я, вовсе не увлекающаяся генеалогиями, в порыве восторга нарисовала семейные связи примерно 30 европейских святых – и это ещё по верхам. Вот так, посреди жизни расцветает и передаётся от отцов детям святость – тут бабушки, родители, дети, дяди, внуки, племянники. И не только дружные семьи, но и семьи с раздорами и проблемами, «всё как у людей».
#святым_тоже_трудно
#путешествуем_культурно

🍒 И вот передо мной - род Юрия Долгорукого, с несколькими пышноцветущими ветвями. Мы все помним св. Андрея Боголюбского и св. Александра Невского, у которого были ещё святые братья. А я обратила внимание на ветвь Георгия Всеволодовича с его семейством Владимирских мучеников, лежащих в Успенском соборе, погибших во время взятия татарами Владимира: его женой Агафьей, их детьми Всеволодом, Владимиром, Мстиславом и Феодорой, невестками Мариной, Марией и Христиной, и внуками Евдокией и Авраамием.

🌱 Было ли у вас такое: вы стараетесь, чтобы был порядок, объединение, мир, а всё равно круг ваших близких разрывается на части? Если да, то Георгий Всеволодович пусть будет вашим заступником.

«Уходя из Владимира в Радилов – городок на Волге, Георгий Всеволодович молился у отцовского гроба и со слезами говорил: «Суди Бог брату моему Ярославу, что довел меня до этого». Это было после Липицкой битвы в апреле 1216 года, в которую Георгий вступил из-за братьев Ярослава и Константина – сражение шло за очередной делёж русских земель, а Георгий должен был отстоять отцовскую волю и своё положение великого князя, и потерпел сокрушительное поражение. Об этом рассказывает средневековая «Повесть о битве на Липице».

В Суздале стоит камень – свидетель той битвы, с замечательной табличкой.

🌱 Георгия считают князем, который мог бы остановить татар, но дело замирения многочисленных князей-родственников ему не удалось. Так это или не так – я не знаю. Но, как бы огорчительно это ни звучало, поражение в деле всей жизни может случиться с каждым из нас. Да ещё и по воле самых близких родственников, которые не смогли в преддверии страшной войны оставить разногласия, примириться и согласиться с данными им ролями в управлении русских земель. Сейчас хочется обратиться к св. Георгию с просьбой укреплять нас сегодняшних в эпоху, как кажется, столь же судьбоносную, как период начала татаро-монгольского нашествия. Как от него и его братьев многое зависело тогда, так и от наших поступков – верности или предательства, сознательности или равнодушия, миротворчества или раздора - может всё зависеть сейчас. И тем не менее каждая наша забота, каждая победа и поражение вплетены в узор истории, который ткёт Пресвятая Троица, и мы вместе с Ней.

👉Житие св. Георгия Всеволодовича

👉Владимирские мученики – его семья
"Камень сей был свидетелем битвы при Липице, близ Суздаля и положен во имя оставления грехов человеческих. 21 апреля 1216 года сошлись дружины сыновей Всеволода Большое Гнездо, брат на брата. Делили земли русские. Тысячи жизней в их споре полегло. А через год между ними мир вышел. Только души уже не вернуть было. Пред камнем сем остановись, и подумай, как зло твоё в веках отзовётся. ... До прихода монголов оставалось семь лет."
Немного о культуре власти. Я часто слышу, что в Средние века правители были варварами, тиранами и самодурами, без всякого ограничения волей народа, что история - да, да, это прогресс и развитие, и политические системы становятся лучше и совершеннее. Между тем вот этих людей выбрала демократическая система.
#читаем_вместе

🍏 В программе чтения на лето для 6 класса обнаружились чудесные рассказы Михаила Пришвина "В краю непуганых птиц", с которыми я раньше не сталкивалась. Обе книги — как будто дверь в театральное закулисье для того, кто давно знает наизусть старый добрый спектакль.

"Вопленица" - рассказ о краснопевке (какое чудесное слово!), о её жизни и краснопевческом служении (иначе не скажу). Кто для меня героиня? В общем-то, соратница - тот человек, который ткёт ткань церемоний и вылепляет из слов и музыки содержание события, позволяющее полно его пережить. Для меня это - "закулисье". В юности я зачитывалась книгами по обрядовой поэзии. Сейчас создаю её сама, но не с такой восхитительной лёгкостью.

"Певец былин" - рассказ о знакомстве с потомственным сказителем. И так восхитительно, познакомившись с ним через повествование, в конце услышать - именно услышать, как будто сидя на лавке в избе на неприютном карельском острове - хорошо знакомые слова "Во стольном во граде во Киеве, у ласкова князя у Владимира..."
#читаем_вместе

В "Вопленице" мы можем почувствовать и вкус "деревенской коммуналки", образовавшейся из семей 6 братьев, живших в одной избе. Уж сколько ни говори о единстве, а в жизни всякое бывает, хоть в какой деревне, хоть в какой общине:

"...Наконец решили делиться.
Разделили соленое лосиное мясо, рассыпали рожь, развесили муку, поделили скот, сено, солому, горшки — все разделили.
Неразделенным остался только дом, потому что зимой нельзя строиться. После этого стали жить в шесть семей в одной избе.

В одном углу поместились Гавриловы, в другом — Семеновы, третий угол занят печью, четвертый красный. Остальные четыре семейства разместились на лавках, на кроватях. Один уголок парусом завесили. Решили так и коротать зиму.

С внешней стороны как будто бы и печальная, даже мрачная картина разрушения. Но это только на вид; с внутренней стороны в этой жизни было столько счастья, перспектив на будущее, что если бы знали далее самые предовольные соседушки, то уж, конечно, позавидовали бы или, самое меньшее, задумались о суете мирской, о ничтожестве всего земного.

Счастье так и блистало во время обеда, когда каждый из шестерых отцов, теперь сам большой, поглаживая бороду, дожидался на кровати своего собственного горшка. Раньше, бывало, большуха истолчет вареное мясо и распустит в горшке, а теперь всякий ест, как хочет. И как довольна мать, когда, выделив косточку, подзовет своего любимого Мишеньку или Сереженьку поглодать.

Бывало, раньше кто-нибудь один нехотя погонит скотину к озеру на водопой. Теперь же всякая хозяйка у своего хвоста спешит с любовью и гордостью исполнить свои обязанности. Дивились соседи и смеялись.

Не без того, конечно, чтобы семейное счастье иногда не нарушалось. Сидят ребятишки на кровати, а под кроватью горшки наставлены, квашня. Вдруг влетает в избу поросенок из другого семейства — и под кровать: повалил горшки, попал в квашню. Прибежала женка, стала его хворостиной стегать, а хозяйка за поросенка заступаться. Визг, крик, скандал.

А как теперь кур кормить? Птица, как известно, не сеет, не жнет и не признает чужой собственности. А сколько неприятностей у печи! Раньше ставилось в печь всего два больших чугуна, для каши и для ухи, и хозяйство вела одна большуха. А теперь в печи ежедневно грелось двенадцать горшков, а у печи шесть хозяек. Как же тут не зацепить, не повалить?

Но все эти неприятности пробегали легко, игриво, как случайные ветерки на озере в ясный и тихий день. Впереди весна, когда всякий заживет своей собственной, отдельной и довольной жизнью.

И весна пришла. Стали строиться. В одно лето на Карельском острове прибавилось пять новых дворов. Все стали жить по-своему, отдельно. Одни только лошади, по привычке, долго ходили на старый двор."
🍐 А на Арзамасе, кстати, много интересных подкастов про сказителей и былины. Мы слушали «Русский эпос». Приятно было встретить там и лекцию про попытку былиносочинения в Советской России – вы знали, что коммунисты приложили немало усилий, чтобы заместить мифологический народный пласт коммунистическим, в символах, текстах, образах? А вот. Интересная тема. Она интересна даже тем, что большевики её понимали (и старались в эту сторону с переменным успехом), а современный человек – не очень-то. https://arzamas.academy/courses/14/1
#святым_тоже_трудно

Вот не зря же я думаю, чем моя многозадачность по жизни закончится. Святой Альберт Великий, учитель святого Фомы Аквинского, доктор универсалис, знавший и читавший все научные работы своей эпохи, составивший каталог 400 растений, открывший ряд химических соединений, "крестивший" Аристотеля, в последние дни своей жизни стал жертвой слабоумия.

Впрочем, его даже Дева Мария об этом предупредила.

Никогда не зарекайся, как говорится. Альберта уж никак нельзя обвинить в отсутствии тренировки ума и духа.

(это Ардан готовит доклад об Альберте - он выбрал святого, разделяющего его любовь к биологии и химии, и являющегося покровителем естественных наук).
Со-Бытие 🌳 pinned «Разрешите представиться! И расскажите пару слов о себе, если возможно. 🌷 https://vk.com/@elgaladna-elfy-i-politika»
Постепенно возвращаюсь из ежегодного палаточного со-бытия. Ещё не все последствия преодолены вещи распакованы по местам, но уже нужно включаться в труды праведные.

Сегодня я закончила перевод статьи о взаимосвязи абортов и показателей материнской смертности (ожидайте публикации), написанный очень... ммм... неожиданным автором.

Вчера вернулась к кельтским штудиям.

Скоро снова начну выкладывать в блогах материалы, а пока что рекомендация, которую я давно хотела сделать: графический редактор Flyvio. По интерфейсу и инструментам это дубль утраченной для нас Канвы; кто по ней скучает, переходите на отечественное 😊 . Мне в последнее время регулярно нужно делать обложки для новостей, передач, страничек. Когда Канва от нас отказалась, я попробовала несколько российских, но этот аналог всё равно оказался самым удачным.
#благородная_святость
#святым_тоже_трудно

Замечательный рассказ о христианских мучениках и их предводителях в Японии. Автор статьи пишет о том, что премьеру Абе понадобилось мужество, чтобы свидетельствовать о жестокости своих предков, но мне кажется, что стыдно тут должно быть скорее современным христианам - вплоть до самых влиятельных, к сожалению - которые сегодня продают свою честь и ценности за чечевичную похлёбку удобств, и смотрят при этом в глаза мученикам Японии и всех других времен и народов.

👉 https://ifamnews.com/ru/abe-sindzo-i-volsebnoe-zerkalo-religiozno-svobod
Ниже 👇 публикую фрагмент лекции Ирины Александровны Антоновой, искусствоведа, бывшего директора Музея им. Пушкина в Москве. Слова и мысли, знакомые мне ещё по университету, но... увы, актуальности не потерявшие.

Хотя нет, кое-что изменилось. Теперь я знаю, что эти зелёные листочки, о которых говорит Ирина Александровна - это мы сами (снова "зелёные листочки", прямо как повторяющиеся знамения). С нами культура не умирает. Мы выключаем все экраны, наливаем чай, берём в руки кисти, нитки и флейты и начинаем строить мир культуры, живой и настоящий.

Я вот на днях говорила с одним из своих крестников. Я рассказывала, как я начинала, как ничего не было, как был мир перестройки, когда все культурные поля и смыслы окончательно рухнули, даже неплохо отстроенные советские. Он ответил: "Я понимаю, вы построили хижину, заложили основы, а мы должны построить замок или хотя бы настоящую деревню". Это так прекрасно и правильно, а главное - так обнадёживающе, что хочется поставить в эпиграф книги (так и сделаю).

Фрагмент взят с канала Вифсаида - Новости культуры. Хороший канал, рекомендую.
👉 ТГ - https://yangx.top/vifsaida
👉 ВК - https://vk.com/wall-40405042_859
"Меня часто спрашивают, что такое «Черный квадрат» Малевича. Я отвечаю: это декларация – «Ребята, всё кончилось». Малевич правильно тогда сказал, суммируя глобальную деформацию и слом, отраженные прежде в кубизме. Но ведь трудно с этим смириться. Поэтому и началось: дадаизм, сюрреализм, «давайте вещи мира столкнем в абсурдном сочетании» – и поскакало нечто на кузнечиковых ножках. И дальше, и дальше… уже концептуализм, и проплыла акула в формалине. Но это всё не то, это упражнения вокруг пустоты: чего бы такого сделать, чтобы все удивились и не обсмеяли бы.

Больше того, начиная с XVIII века, начался глобальный процесс, который я называю «Гибель богов» – недаром есть такая опера у Рихарда Вагнера. Потому что этот фактор – мифологический – перестал быть главным содержанием и оказывать влияние на пластические искусства. Можно писать «Явление Христа народу» и в тридцатом столетии, но это время, время известного нам великого искусства, кончилось. Мы видим, как разрушается принцип эстетики, духа и принцип идеала, то есть искусства как высокого примера, к которому надо стремиться, сознавая всё свое человеческое несовершенство.

Возьмите Достоевского. Его Сонечка в совершенно ужасающих обстоятельствах сохраняет ангельскую высоту духа. Но в новом времени, а значит, и в искусстве Дух становится никому не нужен. Поскольку искусство, хотите вы этого или нет, это всегда диалог с миром.

А в мире и сейчас, и в обозримом грядущем осталась только реальность как стена, как груда кирпичей, которую нам и показывают, говоря: вот это искусство. Или показывают заспиртованную акулу, но она вызывает только отвращение, она не может вызвать другое чувство, она не несет ничего возвышенного, то есть идеала. Как выстраивать мир при отсутствии идеала? Я не пророк, но мне ясно: то, что сейчас показывают на наших биеннале, это уйдет. Потому что консервированные акулы и овцы – это не художественная форма. Это жест, высказывание, но не искусство.

Пока есть – и он будет длиться долго – век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением. Мы даже музыку слушаем в наушниках, а это не то же самое, что слышать ее живьем. Но репродукция ущербна, она не воспроизводит даже размера, что уж говорить о многом другом. Давид и его уменьшенный слепок – это не то же самое, но чувство «не то же самое», оно потеряно. Люди, посмотрев телевизионную передачу о какой-либо выставке, говорят: «Зачем нам туда идти, мы же всё видели». И это очень прискорбно. Потому что любая передача через передачу абсолютно не учит видеть. Она в лучшем случае позволяет запечатлеть сюжет и тему.

Постепенно люди отвыкнут от прямого общения с памятниками. К сожалению, несмотря на туризм и возможность что-то посмотреть, новые поколения всё больше будут пользоваться только копиями, не понимая, что есть огромная разница между копией и подлинным произведением. Она зависит от всего: от размеров, материала, манеры письма, от цвета, который не передается адекватно, по крайней мере, сегодня. Мазок, лессировка, даже потемнение, которое со временем уже входит в образ, мрамор это или бронза, и прочее, прочее – эти ощущения окончательно утеряны в эпоху репродукций.

Я не мистик, но есть определенное излучение той силы, которую отдает художник, работая над картиной иногда много лет. Это насыщение передается только при прямом контакте. То же с музыкой. Слушать музыку в концертных залах и ее воспроизведение даже на самом новейшем носителе – это несравнимо по воздействию. Я уже не говорю о той части общества, которая читает дайджесты и выжимку из «Войны и мира» на сто страниц.

Вот с этим укорочением, уплощением и обеззвучиванием человечество будет жить, боюсь, долго. Необходимо будет снова воспитать в человеке понимание, что ему необходим сам подлинник как живой источник, чтобы сохранять полноценный тонус эмоциональной жизни.
👇👇👇
👆👆👆
Власть технологий приведет к тому, что всё будет исчерпываться получением информации, но будет ли уметь человек грядущего читать глубину, понимать суть, особенно там, где она не явна? Или он не увидит ничего, например, в суриковской «Боярыне Морозовой», кроме фабулы: на санях увозят женщину, поднимающую свой знак веры, а кругом народ. Но почему сани идут из правого угла в левый верхний? Между тем это не просто так, Суриков долго над этим работал и почему-то сделал так, а не по-другому. Будут люди задумываться над тем, почему тот или иной портрет профильный, а не фасовый? Или почему, например, фон просто черный?

Чтобы содержание искусства было доступно людям будущего, надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения – они бездонны. Великая книга, будучи перечитанной, на каждом новом этапе жизни открывает вам свои новые стороны. Я пока знаю тех, кто перечитывает великие книги. Их еще много. Но всё больше будет людей, кто никогда не станет перечитывать ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Гёте, ни Томаса Манна. Понимание поэзии тоже уходит. Думаю, в будущем только редчайшие люди будут наслаждаться строками «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

Я не могу предвидеть изменения во всей полноте, как не могла предвидеть интернет. Но знаю, что необходимость в искусстве, вот в этом эстетически идеальном типе деятельности человеческой, снова наберет силу – но мы пока не знаем, в какой форме. И знаете, из чего я делаю такой вывод? Из того, что люди – вы, я, много еще людей – они продолжают рисовать пейзажи, писать стихи, пускай неумелые и незначительные, но эта потребность есть.

Маленький ребенок всегда начинает рисовать маму – сначала вот этот кружочек и палочки, потом, когда сможет, он напишет «мама», а потом нарисует рядом домик, потому что он в нем живет. Потом он сам сочинит песенку, потычет пальчиком в клавиши и сыграет мелодию. Первобытный человек лепил Венеру с мощными формами, как Землю, которая рождает. Потом она превратилась в Венеру Милосскую, в Олимпию и Маху. И пока у нас будут две руки, две ноги, пока мы будем прямоходящими и мыслящими, потребность в искусстве будет. Это идет от человеческой природы с начала времен, и всё будет так, если ее, конечно, не искорежат совсем.

А пока не появились зеленые листочки, пока не видно новых Рублева, Леонардо, Караваджо, Гойи, Мане, Пикассо, огорчаться не надо – человечество создало столько великого, что и нам с вами хватит вполне, и вообще всем.

Так получилось, что моя специальность подразумевает историческое видение. И в истории уже бывали такие моменты, когда всё подходило, казалось бы, к финальной точке, но потом вдруг появлялись новые люди и что-то происходило. На это и следует надеяться. Потому что сейчас уж слишком явственна индифферентность по отношению к искусству. Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом..."

(с) И.А. Антонова)
"Города говорят" опубликовали фотографию скалы-лягушки. А ведь есть замечательная сказка индейцев-селишей "Гора Лягушка", которая здесь будет весьма уместна.

👇👇👇
Гора Лягушка

Давным-давно на землях индейцев-сэлишей наступила засушливая пора. Земля пересохла, и людям грозил голод. Не было дождей – засохли и пропали растения, которыми кормились звери. Без еды никакой живности долго не продержаться! Засохли и злаки, кормившие людей. Сэлиши и так подбирали уже последние крошки, а потом поняли: остаться здесь – значит умереть. А ведь этот край с незапамятных времён был им родным домом!

Одни решили бросить свои дома и перебраться на окраины земель, где им казалось, что жить будет легче. Другие решили вовсе покинуть родину, надеясь на то, что в незнакомых краях им станет лучше.

Но немало семей решили всё-таки остаться в деревнях, которые они именовали своим домом. Некоторые из них погибли, пытаясь выжить во время засухи. Земля, которая всегда заботилась как мать о каждом из своих детей, теперь была жестоко больна. Всё живое страдало без дождей.

Эта сказка расскажет вам о том, что случилось в одной из деревень сэлишей во время той небывалой засухи.Гора лягушка
В самом сердце земли сэлишей, у самой реки, стояла деревня. Вождём там был Старец – очень древний человек, который любил и заботился о своих друзьях, о семье и обо всех жителях деревни. Всё он видел: и как его люди страдают, и как засуха становится всё сильнее. Многие уже погибли, и у всех на душе было тяжело. Вождь призывал людей оставить деревню, пока ещё не поздно и пока у них хватит сил на дальний путь. Он помогал людям со сборами, чтобы никто ничего не забыл и успел подготовиться к долгой дороге. Жители не знали, что их вождь решил остаться. Он собрал все свои силы, наблюдая за тем, как люди покидают деревню. Он знал, что не в силах будет покинуть землю предков, землю своей души и своих воспоминаний.

Как только все собрались в путь, Старец созвал их, чтобы попрощаться и подбодрить перед дорогой. Жители деревни стали умолять старика пойти вместе с ними, но тот отказался. Он говорил, что слишком стар и, наверное, не выдержит пути. Да и не мог Старец решиться оставить дом своих предков, ведь память о них была ещё жива… Вождь хотел остаться дома, а вдали от дома и жизнь была ему немила.

Люди опять разделились, и, хотя всем хотелось остаться со Старцем, кому-то всё же нужно было ради выживания племени и его обычаев покинуть дом. Право уйти имели лишь те, у кого хватило бы сил пережить дорогу, да ещё те, кто владел каким-либо знанием.

Всё ценное отдали собравшимся в путь. У путников имелись товары для торга с людьми из дальних земель, чтоб они смогли легче выжить в новых краях. Те, кто оставался, прощались с уходящими, не ведая, свидятся ли когда-нибудь.

Старец понимал, что выжить людям будет трудно – теперь, когда они в горе. Они станут сомневаться: стоило ли оставаться здесь, где все погибнут? Вождь знал, что ему следует делать, и приготовился к этому. Он сказал людям, что должен побыть один – недолго, – чтобы подумать, очиститься постом и помолить Творца о помощи. И вот он покинул деревню.

А пока вождь постился да молил о помощи – во имя своей земли и её народа, – к нему кто-то пришёл. С виду простая лягушка.
Но лягушка эта обратилась к Старцу на языке сэлишей. И она сказала:

– Отправляйся вместе со своим племенем к берегам реки. Вдоль берега выройте пещерки, в них и перезимуете. А мы придём и поможем вам. Если ты исполнишь всё, как я сказала, ты и твой народ останетесь в живых.
Передав это послание вождю, лягушка пропала. Оставшись один, старик долго размышлял над тем, что она сказала. И решил сделать так, как было велено. Да, сейчас он вернётся в деревню и прикажет людям копать на речном берегу пещерки. Люди будут вместе трудиться и вместе надеяться. Но одну мысль старик всё же утаил от народа. Он подумал: если людей не спасти, пещерки станут им могилами. Без еды зимой им никак не выжить.
👇👇👇
👆👆👆
Старец вернулся в деревню и рассказал о том, как его навестила лягушка. Никто не усомнился в рассказе вождя. И никто даже не спросил, для чего нужно рыть эти пещерки. Все просто отправились на реку, чтобы начать работу, которую следовало делать. Немало дней ушло на то, чтобы вырыть по берегу пещерки-убежища.
Каждый помогал друг другу, как мог. Пока одни копали пещерки, другие собирали еду и дрова – все готовились к приходу зимы. Люди знали, что собранного ими не хватит, чтобы помочь всем в холодное время. И потому просто молча и тщательно выполняли то, что велел им Старец. Наконец пещерки были готовы.

Как только зима укрыла землю снежным одеялом, люди из деревни перебрались в пещерки на берегу – ради тепла и удобства. Они держались на немногом, что у них оставалось, питаясь впроголодь и стараясь разделить всё поровну. Дети плакали от голода, взрослые страдали оттого, что ничем не могли облегчить их страдания. Чтобы помочь им скоротать время, занять детей и осветить путь предков, Старец рассказывал сказки о сотворённом мире. А когда запасы еды стали вовсе иссякать, люди начали готовиться к концу своих мук.

Но вместо смерти в пещерки пришли лягушки. Чтобы выжить, люди стали питаться лягушками. А лягушки продолжали приходить и приходить в пещеры у реки, и так люди кормились ими до конца зимы.
Как-то раз одна лягушка прискакала в пещерку и сказала:

– Не ешьте меня. Уже можно выходить из пещерок.
Выбирайтесь наружу, и вскоре у вас хватит еды на всех. Ваши муки закончились. Всё на земле переменилось: она сможет дать вам всё для жизни. – И прибавила:

– Мы маленькие животные, и кажется, будто мы никак не можем повлиять на человеческую жизнь. Но своей любовью мы доказали, что даже самые маленькие зверьки, которых никто не принимает всерьёз, могут быть очень сильными. И сейчас я покажу, как мы сильны. Чтобы почтить ваше спасение здесь, на вашей родине, мы подарим вам знак, о котором сэлиши всегда станут помнить и который всегда будут почитать.

И с этими словами лягушка подпрыгнула и чуть подросла… Потом подпрыгнула ещё раз и опять подросла… Её мордочка поднялась и уставилась прямо в небо. Лягушка всё росла и росла, пока не превратилась в большую гору. Её-то и назвали Горой Лягушки.
🎤 Завтра, в субботу, снова встречаемся в прямом эфире Радио Мария. В 13.00.

Я решила, что в преддверии сентября надо провести обзор семейного образования и его роли в созидании сообщества.

😔 К сожалению, сейчас Радио Мария Санкт-Петербург более не вещает на радиоволнах, слушать его можно только в интернете и смотреть трансляции на Ютуб. Редакция будет очень благодарна слушателям за пожертвования, которые помогают закрывать долги и дают шанс опять выйти в радиоэфир.

На сайте прямо сейчас технические неполадки.

Следить за новостями Радио в Телеграмм можно на канале.
Продолжаю публиковать главы из моей с Натальей Геда книги о культуре семьи и СО. Глава 2.5 "Ресурсы семейного образования" - последняя в разделе. Её большая часть посвящена любимой теме - социализации, поэтому, чтобы не было слишком длинно, я её разбила на куски для публикации.

Читать главу: https://vk.com/@community_building-vozrozhdenie-kultury-semi-i-obschiny-v-kontekste-so-25-chast

"Последнее, о чем хотелось бы поговорить в рамках темы об образе жизни семьи — это ресурсы, находящиеся в распоряжении семьи, занимающейся домашним образованием своих детей. О деньгах мы говорить не будем: количество денег, потраченных на учебу домашнего ребенка, практически не влияет на его результаты. Тему времени мы также уже разобрали достаточно подробно. Поговорим о человеческих, эмоциональных и социальных ресурсах."

@sobytie_community
#читаем_вместе

Все эти книги читаем по принципу: начали читать вслух с Арданом, но вся семья собралась послушать.

🐲 Марко Поло "Книга о разнообразии мира". Восхитительная средневековая литература о путешествиях. Возможность попасть за кулисы исторических событий и практически почувствовать себя их очевидцем. География, история, этнография и культурология. Обычаи, зарисовки природы, легенды, характеры. Совершенно замечательные описания традиций, некоторые из которых я даже опубликую.

Мы вышли к ней, потому что в ходе изучения истории я не могу не знакомить ребёнка с произведениями эпохи. Древняя Греция, кельты (и даже Похищение Быка из Куальнге), скандинавы, Гильгамеш, Беовульф - это всё мы уже прочитали. В этом году мы прошлись по хрестоматии литературы Средних веков - Песнь о Роланде, поэзия труверов и трубадуров, а в конце были отрывки из Марко Поло, которые вдохновили читать целиком.

🏘 Вильгельм Гауф. Альманахи сказок. О том, что сказки Гауфа, знакомые всем с детства, вырваны из Альманахов, т.е. метаисторий, где действующие лица - рассказчики, которые утешают друг друга сказками, мне поведал друг. Самый первый Альманах меня восхитил тем, что герой рассказанной истории лихо оказался героем и метаистории. Я прямо разволновалась, как будто в комнату вошёл Арагорн. 😊 Каждый альманах хорош по-своему, нам понравилось всё. Дейрдре было сложно, и она пыталась отказаться от слушания, но когда начали читать без неё дальше, не смогла. Но для 6 лет сложновато.

🌸 Ну а последнюю неделю все вздыхали и плакали над классикой классик - "Маленькой принцессой" Френсис Бёрнетт.