Со-Бытие 🌳
749 subscribers
377 photos
26 videos
9 files
513 links
О создании общин и сообществ. О совместных действиях и умении находить общий язык. О быте, науке, культуре, истории, религии, семье, образовании. А иногда - о кельтах.

Ольга Кухтенкова - кандидат культурологии, художник, модельер, музыкант.
加入频道
«Боже, об одном молю:
дай мне Сына Твоего,
дай Младенчика с небес,
чтобы нянчить мне Его.

И сошел к ней Иисус,
чтоб утешилась жена,
как Младенец к ней сошел,
и воскликнула она:

«Сыне на моей груди!
нету истины иной —
только Ты, мое Дитя;
Ты, младенец мой грудной.

День и ночь на груди
я лелею чистый свет,
сшедший в лоно молодой
иудейки в Назарет.

О Младенец Иисус,
Ты нам отдал жизнь свою,
и за то Тебя, Господь,
сладким млеком я кормлю.

Славься, Божие Дитя!
нету истины иной,
кроме Господа Христа;
спи, Младенец мой грудной».


Это стихотворение повествует о видении святой Иты (Дейрдре), чья память отмечается сегодня по латинскому календарю.

Дейрдре происходила из рода королей Тары (ум. 570 г.). А это для ирландцев было очень важно, поэтому житие всякого, кто происходит из этого или любого другого важного клана, часто начинается с родословия и перечисления славных деяний их предков.

Каждый свой заход в ирландскую житийную литературу, я выучиваю эти генеалогии, а потом их забываю. Я сейчас перевожу житие св. Деклана (он происходит из того же рода), а потому у меня всё по новой. Вот пишу и думаю, может мне тоже свою генеалогию возвести к Конну Ста Битв? Или хотя бы просто нарисовать генеалогическое древо, как я когда-то сделала для святых эпохи Высокого Средневековья... И будете вы приходить ко мне в гости и спрашивать: "Это что за древо?" А я буду отвечать: "Это мои родные". Потому что, в конце концов, ну а чьё же оно, если я этих людей знаю порой лучше, чем своих родственников в пятом колене? И разве они мне не родные после стольких лет общения?

Уважающий себя средневековый человек (древние ирландцы - не исключение) мифологически возводил своё происхождение и к библейским героям, и к античным, и к Ахиллесу с Гектором. Это не было ни глупостью, ни ролевой игрой, поскольку установление происхождения в мифе - это и заявление о ценностях, и свидетельство о духовном родстве людей, разделённых историей, и тоже, своего рода, жажда настоящего чуда и глубокого единения через миры и эпохи.

Вернёмся к св. Ите (Родители назвали её Дейрдре, Ита - монашеское имя.) Ита с юных лет желала принять монашеские обеты, и никогда не была замужем. При этом её, как и св. Бригитту, называют кормилицей (воспитательницей) многих святых Ирландии, т.е. потеряв возможность кровного материнства, она стала матерью в святости. Однажды она обратилась с молитвой к Богу, чтобы Он дал ей подержать на руках Своего Сына и покормить Его молоком. Об этом и говорится в приведённом выше раннесредневековом ирландском стихотворении.

Сегодня моя дочка отмечает именины и готовит угощение, комментируя это так: "На свете не так много людей с этим именем, поэтому надо порадовать святую". А мы можем почитать житие.
🍯 Завтра в 13.00 я снова в эфире Радио Мария с рассказом об обычаях января.

Записи эфиров выкладываются здесь.

"На другой день Богоявления - 7 января - во многих местностях Англии начинались вновь работы, прерванные праздниками: мужчины должны были обязательно в этот день выйти в поле, женщины - сесть за прялку. И назывался этот день в народе - день святой Прялки. Однако никто ещё не работал в этот день в полную силу. Когда после полудня мужчины возвращались домой с поля и видели, что женщины сидят ещё за прялкой, они старались поджечь их пряжу, а женщины набирали воды и тушили её, стараясь при этом облить как можно больше мужчин".

(Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники.)
Начнём!
Скульптура: Жанна Ханатян 1995
Роспись: Ольга Кухтенкова 2024

Итак. На первых фотографиях можно видеть белую гипсовую скульптуру и листочек с подбором цвета. Кожу я создавала в четыре слоя. Нижний слой - яркий (я даже на фотографиях показываю только фрагментами, потому что это выглядело жутковато), выделяя синеватым и ещё более красным тоном нужные места. На пятой фотографии вы видите, как этот яркий слой покрывается вторым слоем, цвета кожи, так, чтобы под кожей просвечивали жилы и красноватые места. На фотографии ног - уже финальный слой. На самом деле он белёсый, светлее кожи, но такой тонкий, что получается "перспектива" слоёв. В итоге удалось получить желаемое: не плоско закрашенная поверхность, а просвечивающая кожа, но без излишней натуралистичности.

Кстати, в процессе работы я не только просмотрела множество распятий, ориентируясь на то, как мастера старались передать живую поверхность кожи, но и сходила посмотреть на копию Туринской плащаницы, которая как раз есть в Пскове, в храме св. Анастасии Узоразрешительницы - и руководствовалась тем, что увидела, располагая намёки на реальные ушибы и раны, нанесённые Христу во время бичевания и Крестного пути.

Продолжение 👇
Начало 👆

На этих фотографиях - уже завершение работы и детали (можно открыть оригиналы и посмотреть подробнее). Лицо я сделала ещё бледнее, чем всё остальное, но оставила красноватыми веки (это на фотографии видно хуже).

Далее: работа над табличкой. Распечатки и эскизы, которые я разрезала и склеивала, чтобы найти нужное расположение, и дощечка с процессом итоговой работы.

Могу с уверенностью пригласить приезжать в Псков, посещать наш храм и рассматривать вживую.

О духовном общении во время рисования я рассказывать не возьмусь, потому что это передать у меня не получится.

На древо вознесенный,
Спаситель мой! Твой лик,
Страданьем изнуренный
Вот на кресте поник.
Чело в венце терновом —
Вот красота Твоя!
С мольбой и жарким словом
К Тебе взываю я.

Спаситель мой, Чьим взором
Мир грешный потрясен!
Ты удручен позором,
Поруган, истомлен.
Но кто на истязанье
Рукою посягнул?
Очей Твоих сиянье,
Кто омрачить дерзнул?

И ряд мучений целый,
И пытки страшный гнет —
Моих проступков дело,
Моих пороков плод.
С душою сокрушенной
Стою я пред Тобой:
Ждать казни заслуженной
Я должен над собой.

Но труд Твой и страданье —
Вот, жертва за меня!
Бог умер за созданье
И призван к жизни я.
И снято осужденье,
Заглажена вина,
И счастьем искупленья
Душа моя полна.

Когда душой страдаю,
Я на святую кровь,
На крест Твой я взираю,
И исцеляюсь вновь.
И есть ли в мире песни,
Которые б могли
Воспеть Врача болезней,
Спасителя земли?

Альбом со всеми фотографиями: https://vk.com/album1572677_304678619