Што это было
5.97K subscribers
1.79K photos
106 videos
4 files
1.79K links
Ксения Балюк, @kseniiabaliuk

Кинокритик, магистр журналистики СПбГУ, преподаватель.

Пишу в РБК Life, SETTERS Media, Сноб, Okko, Ведомости, Собака.ру, Psychologies. Веду кинопоказы.

PR в ИБ, ex PR Yota.

Купить рекламу: https://telega.in/c/shtoetobilo
加入频道
Объявлены итоги главной отечественной награды по литературе «Большая книга».

Первое место — «Подлинная история Анны Карениной» Павла Басинского, второе — «Имя Розанова» Алексея Варламова, третье — «Парижские мальчики в сталинской Москве» Сергея Белякова.

Книгу Басинского я рекомендовала ещё в апреле здесь, а «Парижских мальчиков» — в контексте подборки произведений об эмиграции и поиске себя.

#чтопочитать
​​​​Как сказала Галина Юзефович, «в субботу нам опять светит “Фонарь” — книжный маркет и гаражная благотворительная распродажа». 10 декабря в петербургском «Сообществе» в Новой Голландии пройдёт благотворительный книжный маркет «Фонарь», где будет много книг, много выступающих и много знакомых.

Тема фестиваля — «Что мы возьмем с собой в будущее?». Программа — невероятная. Я точно хочу сюда ⬇️

«Литература будущего: астропрогнозы и самые смелые фантазии. Какие тексты мы будем (и хотим) читать в следующем году?» Беседа главного редактора «Прочтения» Полины Бояркиной, обозревателя «Правил жизни» и блогера Максима Мамлыги, критика Василия Владимирского и совладелицы книжного магазина «Все свободны» Любови Беляцкой. Модератор: блогер Наталия Артемова.

«Какие книги мы не читали в этом году и в следующем не будем». Круглый стол с писательницами Ольгой Птицевой, Сашей Степановой, Оксаной Васякиной и блогером Дмитрием Лягиным. Модератор: Максим Мамлыга.

«Как писать о жизни в России, чтобы не вогнать читателя в депрессию». Дискуссия с писательницами Верой Богдановой, Дарьей Благовой, Екатериной Манойло, Асей Володиной. Модератор: Полина Бояркина.

Отличный момент для слов благодарности, но я ещё обязательно повторю их в субботу лично.

Полина Бояркина @gospozha_glavred, спасибо за все, что ты делаешь! С прошедшим Днём рождения! Благодарю тебя, а также Веру Богданову @wordsnletters, Оксану Васякину @byakavasyaka, Максима Мамлыгу @landscapewithbooks, что однажды приняли участие в моей еженедельной рубрике #книготерапия

Вход на маркет платный — 150 рублей. Все собранные средства, в том числе с распродажи, идут в пользу «Ночлежки».

#кудасходить
Написала для нового литературного медиа @falter_stories о романе Веры Богдановой «Сезон отравленных плодов», но, чтобы не было путаницы, обозначу: это я так долго делала репост, что Вера завтра выступит не на ярмарке non/fiction, а на книжном маркете «Фонарь».

UPD Вера сказала, что заболела, и, увы, не приедет.

А мой текст для «Фальтера» вот ⬇️

#чтопочитать #медиа
Forwarded from Фальтер
Сегодня публикуем текст Ксении Балюк — журналиста и автора телеграм-канала о кино и литературе «Што это было». Если вы еще не добрались до романа «Сезон отравленных плодов», вот почему стоит это сделать по мнению Ксении. Кстати, завтра Вера Богданова выступит на ярмарке non/fiction, где порассуждает о поколенческой травме в своих текстах.

«Сезон отравленных плодов» Веры Богдановой

Роман писательницы является терапевтическим — не в плане «утешительным», а больше «ранящим» — текстом о переосмыслении девяностых и нулевых, времени кризисов и надежд, времени, на которое пришлось наше детство. Книга о поколении нынешних тридцатилетних сосредотачивается на Жене. Ей всегда говорили, что она должна быть хорошей. В этой девочке-девушке-женщине собраны все стереотипы воспитания: нужно хорошо учиться, выйти замуж, родить детей.

В отличие от предыдущей книги — антиутопии «Павел Чжан и прочие речные твари» — «Сезон отравленных плодов» дискомфортно реалистичен. «Бедность и потребление, советская и постсоветская патриархальность и домашнее насилие, новости о терроре и поднимающийся национализм как фон, подавленная сексуальность и освобождение от запретов», — описывает один из блербов контексты книги. К ним можно добавить безразличие родителей к детям, тотальное неуважение человека к человеку вообще и нелюбовь как маркер эпохи. Всё это многообразие контекстов Богданова ведет не в сторону нравоучений и идеологических воззваний, она будто перерабатывает дневники отдельных людей, художественно артикулируя их личные переживания. Наверняка где-то вы найдете себя.

Одиночество, перманентная тревога, всеобъемлющий страх на фоне неприглядной обыденности — то, что чувствовали персонажи романа двадцать лет назад, — остается с ними (и с нами) и сейчас. Тот же узнаваемый запах неизвестности. Тот же результат — отравленное поколение. Чрезвычайно интимная вещь, пусть и болезненная. А главное — как никогда актуальная.
Неопределенная обстановка в мире пугает, и многие из нас нуждаются в поддержке. Поэтому снова ищем спасение в книгах.

Сегодня в рамках рубрики #книготерапия справиться с тревожностью и стрессом нам помогут книжные обозреватели и редакторы, которые выбрали произведения для переработки эмоций.

Подборку готовили:
Ира Распопина, @bookeanarium
Русина Шихатова, @writerscoffee
Оля Горбаткова, @helgadoc
Татьяна Трубина, @bookovski
Маша Баларёва, @Marie_Lit

Рекомендация недели @shtoetobilo — роман Сьона «Скугга-Бальдур», где исследуется человечность в самом широком смысле этого слова. Насыщенность метафорами, стихотворный ритм, мелодичность — казалось бы, чистый романтизм, а нет, на красиво звучащих страницах кроется то, что близко каждому из нас. Волшебная книга на вечер, с которой легко справиться за 1,5-2 часа.

В следующие выпуски приглашаю кинокритиков и литературных обозревателей! Пишите мне, если хотите стать следующим героем рубрики!

#кинотерапия и ее спин-офф #книготерапия каждую субботу на @shtoetobilo
​​​Самый большой российский документальный сериал «Намедни» Леонида Парфенова существует не только в формате телевизионного цикла, но и в книжном варианте. Материалы проекта были переработаны, многократно расширены и дополнены, чтобы образовать несколько томов: по десятилетиям. При этом принцип построения — монтаж «людей, событий, явлений» — сохранены.

Я выбрала четвёртый том, книгу-альбом «Наша эра. 1991-2000», чтобы вспомнить/понять ключевые моменты из детства, а ещё обнаружить, что «советская эпоха, как оказалось, не ушла в прошлое, продолжаясь в нынешней российской жизни». Революционное десятилетие, когда сменились страна и строй, называют «лихими», и по событиям, описанных в книге, понимаешь, что они и впрямь промчались лихо, «до сих пор поражая своим драматизмом и разнообразием».

Этот наиболее объёмный и переработанный том «Намедни» образует словарь 90-х: биржи, секонд-хенд, бомжи, «газель», дефолт, шансон, «аська», «макарена», мобила, супермаркет, Чечня, ваучеры, теракт, «Балтика», мюзикл, обменники, караоке, лего… Удобно, что каждому явлению посвящена небольшая, но ёмкая заметка, где буквально в нескольких предложениях ясно описываются и разбираются ключевые явления.

Так, на одной странице могут соседствовать экономические, поп-культурные, политические, социальные явления, будь то путч, расцвет секс-индустрии, распространение сект или появление чипсов-йогуртов. Забавно, что где бы ты не остановился, хочется воскликнуть: ой! помню! точно! ого! а этого я не знал! как так? Я смаковала книгу за завтраком на протяжении нескольких месяцев и была сыта уже после пары страниц, потому что материалы очень концентрированные — то, что нужно, чтобы иметь общее представление об эпохе. Теперь хочу собрать полное собрание «Намедни»!

Кстати, заканчивается книга заметкой о «Брате-2» Алексея Балабанова, где сказано, что «кино вдруг произнесло все, что хотели сказать его зрители, но боялись услышать из собственных уст». А о документальном фильме Любови Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием», который сейчас показывают в кинотеатрах, расскажу в следующем посте.

#чтопочитать @Corpusbooks
​​Когда я не успела посетить этот фильм на закрытии @message2man, то не думала что лишаю себя столь интимного, столь яркого киноведческого портрета Алексея Балабанова. Счастье, что спустя месяц после фестивальной премьеры я попала на спецпоказ в @lenfilm_kinocenter, где можно было задать вопросы Любови Аркус лично. Зал рыдал.

«Балабанов. Колокольня. Реквием», 2022 — гениально о гении в сгустке боли и любви.

Искусство — это умение обнаружить в норме новые смыслы

Хроника о «народном режиссёре новой России», сделанная его подругой, веет печалью, нежностью, любовью и безысходностью. Оказывается, Балабанов, которого считают кумиром тысячи киноманов, был глубоко несчастным человеком и чуть ли ни всю жизнь ждал прихода смерти — с момента, когда в шесть лет он узнал о ее существовании.

По сути, работа Любови Юрьевны — это отпевание друга. Слишком личное, слишком болезненное высказывание о близком человеке снято преимущественно крупным планом, чтобы от зрителя не ускользнула ни одна эмоция. Мы не просто подглядываем за героями, мы сразу сближаемся с ними и становимся «своими», поэтому к финалу боль потери воспринимается личностно. Фильм уже несколько дней не выходит из головы, и я не представляю, как его оттуда выгнать.

P.S. Балабанов был глубоко верующим человеком. Колокольня счастья, которая была показана в притче «Я тоже хочу», рухнула на сороковой день после его смерти.

#док @capellafilmrussia
​​​​​​​​Вчера объявили номинантов на «Золотой глобус».

Среди лидеров — фильм «Всё везде и сразу», которому я поставила 10/10, и с которого началась моя рубрика #кинотерапия. Поэтому когда ребята из «После титров» спросили меня о лучшем кино-2022, я не задумываясь назвала его. Круто, что Артём @remizorro считает так же.

А какие ленты этого года особенно запомнились и полюбились другим кинодеятелям, можно почитать в эксклюзивном материале вот тут.
​​Пока на Авито перепродают билеты на «Щелкунчика» в Большом театре за 200 000 рублей, а я присматриваюсь к «Щелкунчику» в Мариинском, @kionru анонсировал документальный фильм «Большой. Сезон» о жизни Большого театра.

Проект разделен на четыре действия, подробно показывающих подготовку спектаклей 246-го театрального сезона с грандиозной кульминацией — балетом «Щелкунчик». Заглянуть в один из лучших музыкальных театров мира, понять, как строится его жизнь, познакомиться с теми, кто в нем сегодня служит, можно будет 24 декабря.

P.S. Раз уже снова говорим про балет, то спешу сообщить, что сегодня объявили дату продолжения головокружительного блокбастера «Гугеноты» в Мариинке, о котором я писала тут. На вечер 28 декабря больше ничего не планирую!

#ожидаемое #кудасходить
​​Документальный фильм об эксцентричной кузине Жаклин Кеннеди, живущей в руинах роскошного семейного поместья «Серые сады», стал сенсацией в 1970-х. «Он пролил свет на неизвестную историю о некогда самой яркой девушке американского высшего света, которая потеряла все, но и сделал из главной героини настоящую икону стиля».

Многослойные наряды Эдит Бувье-Бил и норковая шуба, которую она особенно любила (подтверждение тому кадр из фильма ниже), были процитированы многими дизайнерами — благодаря, кстати, коллекции Grey Gardens от @ushatavainside я и узнала об этом фильме. В моём гардеробе много вещей из этой коллекции, но шуба — особая любовь.

Именно шубе посвящена дебютная театрально-экспериментальная постановка художника с мировым именем. 23 декабря Юлдус Бахтиозина представит в петербургском Third Place перформанс «Шуба на кону». Это ни пьеса, ни «по тексту», ни «в жанре», но синтез актуальной философии и сказочного фольклора под живое исполнение традиционных плачей, синхронизированных с генеративной аудиовизуальной сценографией, современной хореографией, в том числе, японским танцем буто («танец темноты»), видеоискусством и поэзией. Также 23 декабря состоится презентация видеоработ «Рискуя собственной шубой».

Билеты на шоу можно приобрести здесь. А отдельно билеты на выставку, которая будет открыта для посетителей ещё 24 и 25 декабря, — тут.

#док #кудасходить @thirdplaceru
​​​​​​Сегодня коротко про два новых хитовых ужаса. Их хвалят и зрители, и критики, а я — нет.

«Пэрл» (Pearl), 2022 — душная стилизация под техноколор с паясничающей Мией Гот.

Приквел ретро-слэшера «Х», в котором, кстати, тоже не нахожу выдающегося хоррора, рифмуется с оригиналом визуально и содержательно: кадрами той же фермы, тем же стремлением главной героини пробиться в кино = достичь своей американской мечты, той же попыткой освободить подавленные чувства.

Проблема в том, что все это мы уже видели. И, учитывая тягу А24 к экспериментам, выходит несостыковка. Про то, что массовая культура строится на развлечениях, сексе и насилии, мы уяснили, референсы к стране Оз заметили, бабку узнали, а дальше что? Неужели третья часть повторит выученный урок? Ну хоть уедем с фермы в Лос-Анджелес.

Не успела вовремя принять хоррор-эстафету от @trierslover, поэтому делаю это сейчас. Тем более Полина фильм оправдывает — вот ее обзор.

👁 Для кого?
Для тех, кто хочет увидеть странную драму.

🎖Моя оценка — 4/10
🏅@kinopoisk — 6.6, IMDB — 7

#фильм
​​​​Выше поговорили о фестивальном любимчике «Пэрл», теперь приступим к кассовому хиту проката в США, в котором нет ничего особенного.

«Улыбка» (Smile), 2022 — вторичный хоррор с заезженными скримерами.

Дебютант Паркер Финн вытянул счастливый билет: его первый фильм заработал в мире более 216 млн долларов при бюджете в 17 млн. И дело тут не в том, что фильм является тонким атмосферным постхоррором, как, например, недавние «Варвар» или «Нет». Напротив, «Улыбка» яростно бьет предсказуемыми твистами и скримерами в духе нулевых. Из приятного-ностальгического тут разве что «осталось жить семь дней» и расследование, как в «Звонке».

Окей, когда уголки губ очередного бедолаги начинают медленно подниматься, становится жутко. Но остальные паттерны, выдаваемые режиссёром за новые, увы, нисколько не удивляют.

👁 Для кого?
Для тех, кто скучал по олдскульным ужасам.

🎖Моя оценка — 5/10
🏅@kinopoisk — 6.3, IMDB — 6.6

#фильм
В субботу в Петербурге чудесно светил «Фонарь», и уже собран большущий отчёт о благотворительной гаражной распродаже и книжном маркете.

По ссылке можно послушать лекции, дискуссии и открытые чтения, ознакомиться с книжными списками «что читать в следующем году» и «что читать в тёмные времена» (будем надеяться, это не синонимы) и даже найти мой комментарий (долистайте до конца). Главная новость — организаторам удалось далось собрать 372 824 рубля в пользу «Ночлежки», браво!

А вот какие любопытные книжные мероприятия на этой неделе пройдут в Москве.

С 16 по 18 декабря в фудмолле «Депо.Москва» обоснуется книжная ярмарка «Во весь голос», где будет представлена продукция разных издательств по сниженным ценам. В программе — выступления известных писателей, блогеров и критиков, презентации новинок, public-talks с лидерами мнений, книжные клубы, буккроссинг и мастер-классы.

Обращаю ваше внимание на лекцию Юрия Быкова о литературной основе сценария и важности чтения для режиссёрской профессии (17 декабря в 17 ч) и на лекцию о мастерах норвежского детектива (17 декабря в 18 ч).

18 декабря Альпина приглашает на предновогодний своп и книжную распродажу в бар «Ровесник». Можно будет обменяться одеждой и книгами, приобрести книги от @alpinanonfiction на распродаже и подискутировать об экологичном потреблении.

#кудасходить
В новой посылке от @individuumbooks обнаружила новый роман Николая В. Кононова «Ночь, когда мы исчезли».

Судя по аннотации, Кононов «дает возможность взглянуть на безумие последнего столетия глазами тех, кто вопреки всему старался выжить, сохранить человечность и защитить свои идеи». Персонажи книг — перемещённые лица, апатриды, эмигранты, двойные агенты, действовавшие между Первой и Второй мировыми войнами, — не могут однозначно ответить на вопросы «Кто я?» и «Где моя родина?», потому что война всегда застает врасплох, заставляет бежать, ломает привычную жизнь.

Денис, автор блога @lippatov, исследует похожие темы. В этом году он уехал из Петербурга и делиться наблюдениями из-за границы: пишет разные истории из жизни, которые успокаивают и настраивают на что-то хорошее. А еще Денис фиксирует процесс работы над книгой, ее рабочее название — «Как я провел лето. Или что-то типа того». Она про молодость — «лето нашей жизни», про города и скитания, про желание быть лучше и, главным образом, про любовь и потери, которые кристаллизуют и делают нас нами.

#чтопочитать
​​На «Саморазвитие по Толстому» я обратила внимание благодаря блербу Ю.Сапрыкина, в котором говорится, что это «пособие по литературе, которое могла бы написать миссис Мейзел». «Удивительная миссис Мейзел» — лучший комедийный сериал на свете (тут рецензия), поэтому за книгу журналистки The Telegraph и стендап-комедиантки Вив Гроскоп я взялась незамедлительно.

Пока читала, сохраняла целые абзацы: столько в «жизненных уроках из 11 произведений русских классиков» душеполезных советов и мудрости. Сама Вив — мне нравится прозвище, которое ей дали соседи по коммуналке в Петербурге, Випка — в юности была остро обеспокоена собственной национальной идентичностью (привет, мой диплом), именно эта страсть и стала причиной ее переезда из Англии в Санкт-Петербург.

Гроскоп, как и я, училась в СПбГУ, так же, как и я, мёрзла у автобусной остановки на Кораблестроителей, тоже любила «Дом книги», а ещё так же искренне интересовалась русской литературой. Забавно, что мы обе считали себя глубоко осведомленными в вопросах классики, и обе по-своему ошибались. Пусть я сдала ЕГЭ по литературе на максимальные 100 баллов, а Вив знала писателей, о которых никогда не слышали ее друзья-англичане, мы тогда не подозревали, что в великих русских романах можно действительно найти утешение в любые времена.

Так, «Анна Каренина» Толстого помогает найти настоящего себя, «Доктор Живаго» Пастернака заставляет смотреть в лицо невзгодам, «Реквием» Ахматовой учит сохранять оптимизм перед лицом отчаяния, «Месяц в деревне» Тургенева обьясняет, как пережить настоящую любовь, «Евгений Онегин» Пушкина показывает, как не быть врагом самому себе. И это я озвучила меньше половины глав!

Словом, Павел Басинский прав: «величие классики не в том, что она классика, а в том, что она остаётся современностью».

#чтопочитать @individuumbooks
Перепечатала большой абзац из «Самоучителя по Толстому» (тут обзор книги), потому что ну очень запал в сердце. Хочу, чтобы вы тоже оценили.

«Мастер и Маргарита» — символ инакомыслия; это мрачно-ироничное свидетельство об ужасных событиях, за которые не может быть прощения. Но роман также олицетворяет собой определённый тип пассивности, или отказа от агрессии. Этот роман не может вдохновить революцию. Этот роман в ужасе всплескивает руками, но не очень понимает, что делать дальше. Литература может быть катализатором перемен — а может быть клапаном для ослабления напряжения, которое иногда приводит к параличу. Мне кажется, что «Мастер и Маргарита» — книга, вызывающая у русских самые эмоциональные реакции, — обьясняет равнодушие многих жителей России к политике и текущим событиям. Они глубоко циничны — по причинам, полностью описанным в романе. Булгаков описывает общество, в котором ничего не бывает тем, чем кажется. Люди постоянно врут. Люди получают награды, которых не заслуживают. Можно попасть в сумасшедший дом только за желание писать романы. «Мастер и Маргарита» — по сути дела монументальное исследование когнитивного диссонанса. В книге описывается то состояние, когда ничего не сходится, но ты должен вести себя так, как будто все в порядке. Часто единственным способом выжить в таком состоянии остаётся отключение. И, в идеале, постоянные шутки о том, как все ужасно.

#чтопочитать