Встреча Руси и Чуди
2.37K subscribers
726 photos
4 videos
10 files
416 links
Как они встретились и как одна сторона подействовала на другую?

Канал о языковом взаимодействии славян и финно-угров.

Публикации автора (канд.филол.наук): https://iling-spb.academia.edu/AntonSobolev

Связь: @antoih (рекламу не размещаю!)
加入频道
«1614 г. Отписка Богдана Чулкова о поражении им с козаками и охочими людьми под Андомским острожком в Заонежских погостах Литовских людей и о погоне за ними под Каргополь, с приложением списка казаков и охочих людей, кои были с ним в Андомском острожке

Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея русии холоп твой Богдашко Чулков челом бьет. По твоему государеву наказу велено мне холопу твоему быти в Заонежских погостах, а в Заонежских погостех велено мне холопу твоему собрати ратных людей и итить на твою государеву службу на Волховское устье, что над Ладожским озером, и поставить острожек и из того острожку промышлять над Литовскими и над немецкими людьми.

И я холоп твой приехал в Заонежские погосты в Пудогу ноября в десятый день, а польские, государь, и Литовские люди стояли в Заонежских погостах на Вытегре, и на Мегре, и на Палтеге и во многих Заонежских погостех, а в Андомском, государь, погосте стоял атаман казачей Томило Антипьев, а с ним охочие казаки.

И я холоп твой собрал даточных людей с Пудожскаго и с Шалского острожка и по вестем пошол в сход в Андомской острожек.

И ноября, государь, в двадесятый день пришли к нам под Андомской острожок польские и Литовские многие люди.

И ноября же, государь, в 21 день приступали, государь, к нашему Андомскому острожку с щиты и с приметом.

И Божьею, государь, милостью и твоим государя, царя и великаго князя Михаила Федоровича всея русии счастьем мы холопи твои с атаманом и с казаки в острожке отсиделись и многих польских и Литовских людей на приступе побили и щиты поотымали.

И ноября же, государь, в 23 день польские и Литовские люди из под нашего Андомскаго острожка пошли под Каргополь, а мы, холопи твои, с атаманом и с казаки и с даточными людьми, которых я, холоп твой, собрал в Заонежских погостах, пошли за Литовскими людьми; а которые, государь, казаки и вольные люди со мною, с холопом с твоим, и с атаманом с Томилою с Антипьевым сидели в Андомском острожке, и я холоп твой, имена их, написав с отцы и с прозвищи, подклея под сею отпискою послал к тебе государю.
Список имян вольных казаков станицы атамана Томилы Антипьева, да ясавула Савка Никитина.

Десятник Федор Кириллов у него в десятке: Тимошко Степанов ранен, Нехорошко Кузьмин ранен, Мишка Тимофеев ранен, Гришка Вараксин, Еремка Клыков, Ивашко Над..., Коземка Климентьев, Ивашко Ефимов, Ивашко Волга.

Десятник Киприян Ефимьев, сын Сумароков, у него в десятке: Богдашко Марков, Посничко Кузьмин, Мишка Онишев, Ивашко Окулов, Михейко Никифоров, Гришка Бо..., Ромашко Иванов, Дружинка Слотин, Данилко Евстифеев.

Десятник Василей Вершов, у него в десятке: Козаринко Козьмин, Оксентий... убит, Ивашко Юрьев убит, Фомка Степанов, Федька Буйвол, Меркушко Микитин, Семейка Трофимов, Богдашко Семенов, Дружинка Савельев.

Десятник Юрий Ондреев у него в десятке: Третьячко Иванов убит, Ивашко Осифов, Кирилко Федоров, Мокейка Матфеев, Дружинко Олферьев, Исачко Иудин, Исачко Иванов, Левка Остафьев, Офонька Семенов.

Десятник Семейка Антипьев, у него в десятке: Олексейко Васильев, Горяйко Васильев, Пятушка Окатов, Суботка Васильев, Ивашко Васильев, Томилко Меньшиков, Июдка Иванов, Микитка Дмитриев, Ларко Давыдов.

Десятник Иван Федосеев, Гришка Старунов, Максимко Спиридонов, Гришка Микифоров, Титко Иванов, Петрушка Отаманов, Онтошко Васильев, Власко Ондреев, Климко Отаозерец, Мокруша Кирилов.

Десятник Федор Кибережской, у него в десятке: Кипрушка Ондреев убит, Федка Семенов, Гришка Мокеев, Комарко Иванов, Вешнячко Иванов, Овдокимко Нестеров, Перферко Володимеров, Мокрушка Иванов ранен, Семейко Володимеров, Мокрушка Иванов ранен.

Десятник Ивашко Буинов, у него в десятке: Трешка Широков, Рычко Титов, Мишка Мурзин, Жданко Михайлов, Сенька Сидоров, Федька Михайлов, Федька Иванов, Пашка Семенов, Гашко Широкой.

Десятник Богдашко Герасимов, у него в десятке: Трешка Левонтьев ранен, Гришка Охромеев, Ивашко Первушин, Москва Жеребцов, Офонька Микитин, Куземка Матерого, Первушка Герасимов, Анфимко Герасимов, Ларька Степанов.

Десятник Гришка Захаров, у него в десятке: Юшка Ондреев, Дружинка Семенов, Данилко Петров, Гришка Микитин, Кондрашко Петров убит, Васька Иванов, Гаврилка Иванов, Олешка Григорьев, Федька Хомутов.

Десятник Богдан Поморец, у него в десятке: Мишка Оверкиев, Митька Мартемьянов ранен, Ларька Бирюков, Савка Малафиев, Евстюшка Ондреев, Любимко Тимофеев, Федька Бажанов, Елька Пименов, Микитка Иванов.

Десятник Яков Семенов, у него в десятке: Митька Левонтьев, Васька Григорьев, Ивашко Васильев, Семейка Микифоров убит, Колуга Самсонов, Беляйко Максимов, Самсонко Петров, Кибянко Иванов, Вадимко Михеев. 118 чел.

Список имян охвочим людем Никольского Пудожского погоста.
Десятник Богданко Кудров, Баженко Кирилов, Пронка Томилов, Первушка Насонов, Ягушко Рупцов, Гришко Самсонов, Степанко Игнатьев, Федька Аитипов, Федька Еремеев, Малашко Левонтьев.

Десятник Михалка Петров, Фомка Богданов, Ондрюшка Чудинов, Максимко Иванов, Родка Вавилов, Богдашко Баженов, Савка Васильев, Максимко Минин, Ивашко Павлов, Гришка Григорьев. Десятник Ивашко Васильев, Трешка Степанов, Сенька Третьяков, Баженко Ефимов, Ондронко Салмозерец, Куземка Рючин, Захарко Игнатьев, Петрушка Богданов, Ортемка Харитонов, Семейка Фофанов.

Да Негижемския волости Юрьева монастыря хрестьян имена охочим людем.

Десятник Дениско Иванов, Пашка Фотеев, Федотко Кошелев, Степанко Васильев, Николка Степанов, Омоско Яковлев.

Никольскаго Андомскаго погоста имена охочим людям.

Десятник Ермолка Васильев, Лучка Михайлов, Потелко Мартемьянов, Панфилко Никитин, Трешка Осипов, Ондрюшка Петров, Офонка Михайлов, Гришка Федоров, Елисейка Огафонов, Семейка Лутьянов.

Десятник Ивашко Онуфриев, Мокрушка Семенов, Панфилко Иванов, Максимко Пименов, Михейко Симонов, Максимко Игнатьев, Савка Матвеев, Тишко Еремеев, Бажонко Прокопьев, Первушка Насонов.

Десятник Онтонко Кирилов, Дениско Иванов, Михалка Петров, Трофимко Михайлов, Левка Минин, Левка Исаков, Жданка Максимов, Поспелко Михайлов, Павелко Филипов, Баженко Михеев.

Десятник Офонька Михайлов, Захарко Пименов, Пятушка Иванов, Кондрашка Кирилов, Пименко Софронов, Герасимко Иванов, Давыдко Семенов, Куревка Нечаев, Суботка Иванов, Первушка Офонасьев.
Десятник Богдашко Степанов, Малютка Кириллов, Нечайко Истомин, Матюшка Никитин, Савка Третьяков, Никитка Федоров, Корнилко Софронов, Трешка Трофимов, Гуляйко Обросимов, Пименко Софронов. И всего 86 человек».

Помета: «отписать с похвалою ... (оторвано) промышлял, а Государь пожалует; казаком отписать, чтобы послужили, а Государь пожалует и в роспись написать». Источник: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1560-1580/Akty_Popov_I/41-60/47.htm
СМУТНОЕ ВРЕМЯ. ПОХОД ЧЕРКАСОВ НА СЕВЕР

После поражения в Московской битве 1612 года часть войска гетмана литовского Яна Кароля Ходкевича оказалось под Тихвином

В этой части войска были поляки, литовцы, русские изменники. Но его основу составляли запорожские казаки атаманов Наливайки и Хвастовца, поэтому источники того времени называют эти полки «черкасами»

В народной памяти они остались «панами», а по-вепсски – litvoi [лúтвой]. У вепсов Присвирья с тех времен известно выражение “kut litvoi proidi [кут лúтвой прóйди]” (‘как Литва прошла’) – аналог русского «Мамай воевал»

Считается, что оказавшиеся под Тихвином в стане шведов отряды черкасов численностью до 2 тысячи человек, руководимые полковниками Сидором и Барышпольцем (бывшим сотником из войска Наливайки) действовали в интересах шведского военноначальника Якова Делагарди, планируя захватить Холмогоры (в то время – центр Двинской земли), Сумский острог и Соловецкий монастырь

С другой стороны, они покинули польскую службу из-за неуплаты жалования, а затем, под Тихвином, окончательно выяснив, что «немцы грошей заслуженных не дадут», заявили о своем отказе от дальнейшей службы шведскому командованию (впрочем, при случае получая от него помощь)

Следует отметить, что Яков Делагарди вначале выступал на стороне русского царя Василия Шуйского против Речи Посполитой, а позже стал активным участником шведской интервенции, в результате которой с 1611 по 1617 год шведами был захвачен Новгород, а в погосты Обонежья посланы шведские ратные люди

Относительно вооружения следует отметить, что на 1 200 человек полков Сидора и Барышпольца приходилось «бойцев… триста человек с долгими пищалми на литовских бахматех» (степных боевых конях) остальные же имели саадаки (набор лучника) или «пулгаки малые» (пистолеты). Многие черкасы брали с собой жен и детей, а также пахолков – помощников, выполнявших бытовую работу

Осенью 1613 года «черкасы», следуя по пути из Новгорода в Холмогоры, попутно грабя окрестные деревни и убивая местных жителей, оказались в Вытегорском погосте: «...стоят черкасы в Новгородском уезде в Девятинах»

Там они ожидали установления санного пути. Ведь как было известно, «от Вытегорского погосту до Андомского 30 верст», и хоть есть «сухим путем дороги … пешие и конные», а «тележных дорог нет»

К этому времени в Андоме уже находился царский воевода Богдан Иванович Чулков и 118 вольных казаков атамана Томилы Антипьева

Организация обороны (строительство острога, привлечение добровольцев из Андомы, Пудожа, Шалы и пудожской Нигижмы) позволила успешно отразить приступ неприятеля, шедшего «с щитами и с приметом и с штурмами, поставя клетки на сани» и отстоять Андомский острог

Под Андомой черкасы потеряли 200, а по другим сведениям свыше 300 человек ранеными и 50 убитыми. Преследуемые отрядом Чулкова от Андомы до Каргополя, черкасы пересекли реку Онегу у Турчасово, где сожгли церкви и острог, разорили деревни. В одной только Турчасовской волости погибло до 2500 человек

6 декабря 1614 года черкасы безуспешно осаждали Холмогорский острог (тогда - Колмогоры), потеряв убитыми 30 человек, в ногу был ранен и полковник Сидор

После Холмогор отряд разделился на две части. Одна часть (200-300 человек) с сотником Фетко повернула на Вагу (приток Двины), а вторую Барышполец повел к устью Двины

Обойдя готовый к обороне Архангельский город черкасы разорили Никольско-Корельский монастырь (на месте современного Северодвинска), разграбили приморские села Неноксу, Луду, Уну и Сумскую волость

Из-за активного сопротивления черкасам, оказанным стрельцами Сумского острога и местными жителями, они в 1614 году двумя дорогами подошли в Толвуйский и Шуйский погосты в Заонежье
К этому времени под началом воеводы Богдана Чулкова здесь были построены Толвуйский и Шуйский остроги. Известно, что Толвуйский острог представлял собой крепостное сооружение с тыном, 7 рублеными башнями и осадными избами. К воеводе кроме казачьего атамана Томилы Антипьева присоединился также пришедший со шведской границы отряд Ермолая Поскочина (https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1560-1580/Akty_Popov_I/41-60/59.htm)

Потерпев поражение от ратников и местных жителей на озере Падмозере, черкасы, простояв две недели под Толвуйским острогом, попытались взять Шуйский острог, а затем двинулись к Олонцу, перед которым соединились со шведским отрядом Ханса Мунка численностью 800 человек

Черкасы захватили Олонецкую крепость и хотели вновь поступить на службу к шведам

Однако, внезапно подошедший отряд ногайских мурз на русской службе – Барая Алиевича Кутумова и Сююш-мурзы Юсупова (состоявший из 1 600 казаков и 200 костромских (романовских) татар) выбил черкасов из крепости

Взятые в плен черкасы были казнены. Остатки черкасов (около 700 человек) в 1614 – 1615 г. еще служили шведам

После поражения в битве на реке Мсте полковник Сидор Острожский, заменивший своего тёзку – погибшего полковника Сидора, в марте 1615 года принял решение перейти на сторону Русского государства. Сидор Острожский влился в ряды казанских служилых иноземцев, а его подчиненные были разделены и поселены в многочисленных местных гарнизонах Поволжских городов

Основные источники:

История Карелии c древнейших времен до наших дней. Петрозаводск, 2001.
Курбатов О. Тихвинское осадное сидение 1613 г. Цейхгауз. 2006.
Мюллер Р.Б. Очерки по истории Карелии. Петрозаводск, 1947.
Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. Архангельск, 1975.

#деньнародногоединства #вологодскаяобласть #ленинградскаяобласть #олонецкаягуберния #обонежье #карелия #олонец #тихвин #архангельскаяобласть #турчасово #холмогоры #архангельск #уна #луда #ненокса
Движение черкасских отрядов на Севере

Источник:
http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=60&page=9&flagest=0&flaguserid=0&flagsort=0
ЧУДЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ: У ИСТОКОВ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Наряду с чудью легендарной в дореволюционное время этноним чудь был официальным названием для ряда конкретных прибалтийско-финских народов России: вепсов, води и сету

Чудь наряду с восточными славянами участвовала в формировании Древнерусского государства

Приведу данные выдающегося языковеда Д.В. Бубриха:

"На первых страницах летописи мы постоянно встре­чаем упоминания Чуди. До 882 г., т.е. до года, когда происходит окончательное сплочение восточнославянской государственности вокруг Киева, Чудь упоминается всегда непосредственно после варягов или Руси.

Вступительная часть летописи: „В Афетове же части седять Pусь, Чудь и вси языци: Меря, Мурома, Весь, Мордва..." Там же: „А се суть инии языци, иже дань дають Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Мещера, Черемиса, Мордва..." 859г.: „Имаху дань варязи на Чуди и на словенех, на Мери и на Всих и на кривичих". 862 г.; Реша Руси Чудь и словене и кривичи и Вси..." 882 г.: „Приде Олег поим вое многи варяги, Чудь, словени, Мерю, Весь, кри­вичи".

Под Чудью тут надо понимать прежде всего Волхов­скую Чудь, которая состояла в значительной мере из прибалтийско-финских спутников варягов. Такие прибалтий­ско-финские спутники известны отчасти по именам (Чудин и т.п.). Вполне естественно, что, говоря о варягах или Руси на первом месте, летопись, связывающая Русь с варя­гами, говорит с их спутниках на втором.

Однако термин Чудь употребляли и шире. В обстановке разрушения родо-племенных порядков племенные границы для новгородцев оказывались малосущественны, и о насе­лении Балтийско-Беломорского севера они судили прежде всего по их отношению к Русскому государству. А в пре­делах Русского государства, кроме Волховской Чуди, с самого начала оказались также Водь (вместе с ближай­шей частью населения, впоследствии вошедшего в состав эстонского народа), с одной стороны, и Весь, с другой. И на тех, и на других — на последних, кроме особо поставленной белозерской группы, — оказался рас­пространен термин Чудь. Что к Чуди причисляли Водь (вместе с соседями), в этом никто не сомневается. Чудское озеро — это озеро именно Води (вместе с соседями)".

#вепсы #водь #сету #чудь
Фадеев Василий и Фадеев Егор.
Ленинградская губерния, Лодейнопольский уезд, Винницкая волость, д. Кузнецы-Макарьевская. 1927 г. РЭМ 4878-197/а.
Фотография Н.С. Розова

Источник фото:
Л.В.Королькова. Вепсы. Фотографии и рукописи из собрания Российского этнографического музея. СПб., 2015

Автоматическая колоризация
Н.В. Харитонов. Подруги. 1900-е гг. [Сетусские девушки]
Художник Н.В. Харитонов.
Художник Н.В. Харитонов.
Цветков Дмитрий Павлович, российский и эстонский лингвист и педагог водского происхождения. Специалист по водскому языку.
Дарья Лехти, исполнительница водских песен (1900)
ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ ПРИСВИРЬЯ И ОБОНЕЖЬЯ (История № 2) Расшифровка топонимов – дело увлекательное, но очень непростое. Требующее, как минимум знания языков – и не только практического, но и теоретического, не только современного, но и исторического их состояния. Кроме языков в арсенале история, этнография, география... Список можно продолжить, не забыв включить в него понимание того, как действует топонимическая система. Это общеизвестные вещи

В этой истории остановимся на тех приемах, которые выработала топонимическая наука для того, чтобы этимологические интерпретации были более достоверны и убедительны. Это большая тема, к которой мы будем возвращаться в следующих наших историях. Сейчас же представим некоторые из таких приемов

Первый: топоним надо по возможности поместить в ряд подобных, найти ему «тезок», т.е. названия, образованные от тех же основ или с помощью тех же языковых средств. Это послужит своеобразной гарантией от фантазий, отсечет многие варианты, которые могут появиться, когда имеешь дело с одним отдельным топонимом. Один пример. Название острова Кижи, на котором располагается всемирно известный музей-заповедник деревянного зодчества, нередко связывают с карельским словом кижад (kižad) ‘игры, игрища’, мотивируя его тем, что на острове проводились прежде некие ритуальные праздники. Однако название не уникально. На территории южной Карелии и в Обонежье почти два десятка топонимов с этой основой. При этом они привязаны к озерам и рекам, озерным заливам и мысам и даже болотам (Кижлахта или Кижгуба, Кижозеро, Кижимох, Кижимлахта и другие), что плохо согласуется с местами праздников. Зато такая привязка очень убедительна, если предложить другую этимологию, в которой фигурирует теперь уже практически утраченное карельское название мха кийжин, кийджин (kii(d)žin: kii(d)žime-), растущего на дне неглубоких, хорошо прогреваемых водоемов

И здесь, собственно, мы выходим на второй важный прием: этимологию надо проверить на соответствие ее ландшафтной, географической и другим характеристикам названного места. Если остров Кижи в Заонежье мог в принципе быть местом каких-то празднеств, то его тезка небольшой Кижов островок на реке Ояти, у д. Мустиничи Шапшенского сельсовета Лодейнопольского района, никак не подходит на эту роль. Зато название хорошо укладывается во вторую, «моховую» версию, поскольку у берегов острова Кижов растет такая водоросль, которую местные жители исстари использовали для мшения изб

Вот мы и вышли исподволь еще на один критерий истинности топонимической этимологии: семантика (или значение) слова, лежащего в основе топонима. Исследования показали, что топонимия очень избирательно подходит к словарному запасу языка, отдавая предпочтение нескольким семантическим группам, т.е. словам с определенным значением. Лексика флоры – названия растений – входит в этот список. При этом, однако, в топонимии востребованы далеко не любые растения, а прежде всего те, которые использовались в хозяйственной деятельности населения. Водяной мох, находивший применение в строительстве, был именно таким. Пару лет назад при исследовании старых построек на заонежском острове Кижи было обнаружено, что и там для мшения стен пользовались водяным мхом, который растет на дне залива Мошгуба (т.е. ‘моховая губа’) в северной части острова. На самом деле логично полагать, что остров Кижи получил когда-то название именно по этому заливу, и сохранил его оригинальное карельское название, в то время как само наименование залива оказалось калькированным на русский язык, *Kiižinlahti (-lahti ‘залив, губа’) превратилось в Мошгубу
В заключении еще один прием – ареальный. Ареал формируется в ходе расселения носителей топоосновы, топонимной модели, топонимического суффикса, и ареальный критерий позволяет четче определить язык происхождения топонима. В условиях Обонежья, где сосуществуют две родственные топосистемы – карельская и вепсская, это актуальная информация. Ареал топонимов с основой Kiiži(n)- / Киж(им)- тянется из карельского Приладожья на восток, в Обонежье, по путям карельской экспансии XVII века. Когда-то, не зная еще об этом ареале, я предположила, что в вепсском Шимозерье оз. Kižidärv (Кижозеро) и болото Kižiso – это вепсские топонимы, в которых сохранилось в качестве топоосновы слово, утраченное вепсскими говорами. Однако ареал опровергает это предположение. Их следует трактовать как карельский след XVII века на вепсских землях южного Обонежья

Итак, топоним надо встроить в ряд подобных, выявить ареал этого ряда, учесть особенности самого называемого объекта, а также избирательность топонимии в выборе языковых средств

В следующих историях на примере географических названий Обонежья и Присвирья мы продолжим рассказывать о том, как расшифровываются топонимы и какие методические приемы для этого используются

Ирма Муллонен
Ареал топонимов с основой Kii(d)ž- /Киж-
КАРЕЛЫ

Численность на 1875 год оценивалась в 300 000 человек

Территория расселения:

южная часть Финляндии
северо-западные губернии России:

в Тверской почти во всех уездах

в Новгородской повсеместно

в Олонецкой губернии разбросаны по всем уездам,
но сплошными массами в уездах:
Повенецком
Петрозаводском
Олонецком
Лодейнопольском
Вытегорском

в Архангельской исключительно в Кемском уезде

в С.-Петербургской губернии
в уездах Санкт-Петербургском и Шлиссельбургском

Кроме того поселения разбросаны также в губерниях

Калужской (Медынский уезд)
Ярославской (Мологский уезд)
Владимирской (Суздальский уезд)
Тамбовской (Моршанский уезд)
Вологодской (Вологодский уезд)
Смоленской (Гжатский уезд)

ВЕПСЫ (в источнике – «чудь»)

Численность на 1865 год оценивалась в 13 250 человек

Лодейнопольский
Петрозаводский уезды
Олонецкой губернии,

Тихвинский
Белозерский уезды
Новгородской

Источник: Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи. СПб.: издание Канцелярии Комитета Министров, 1895.

Примечание.

Интересно, что в Вытегорском уезде указано наличие карелов, а не вепсов. Это связано с тем, что сохранившие к тому времени язык группы вепсского населения (Куштозеро и исаевские деревни в Чернослободской волости) в XIX веке считались корелянами, а свой язык называли «корельскинкель» (корельский язык)

Появление карелов в Центральной России связано с неоднократными переселениями из Северо-Западного Приладожья вглубь страны
Карельская девушка Тоарие (по-русски - Дарья). 1894 г. Автор фото: Инто Конрад Инха, Беломорская Карелия. Реконструкция цвета: Ольга Ширнина

Источник фото:
https://vk.com/wall-31079309_1760861
ВЕСЁЛАЯ ТОПОНИМИКА

Деревня Олександровская не ежь малака

(Пудожский погост, 1582-1583 годы)

Источник названия: Писцовая книга Заонежской половины Обонежской пятины 1582/83 г. // История Карелии XVI-XVII веках. Т. 3. Петрозаводск - Йоэнсуу, 1993. С. 229

Источник иллюстрации: https://pikabu.ru/story/ne_poite_yozhikov_molokom_6203717?cid=123318284
ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ ПРИСВИРЬЯ И ОБОНЕЖЬЯ
(История № 3)

Индийский след или санскрит по-вологодски

Массовое увлечение мистическими учениями Востока вместе с жаждой сенсаций и отсутствием критического мышления породило распространённый миф о древнеиндийском (санскритском) происхождении названий Севера
Можно услышать: «названия Русского Севера переводятся с индийского языка», «индийский профессор через неделю пребывания в Вологде отказался от переводчика – ведь вологжане разговаривают на чистом санскрите»
Несомненно, санскрит и русский – родственны. Ведь, как известно, они относятся к одной языковой семье – индоевропейской. Но если говорить о близком сходстве, то к русскому ближе белорусский и другие славянские языки, а к санскриту – хинди, урду и цыганский (последние и образуют группу индоарийских языков)
Топонимия (совокупность географических названий на определенной территории), как известно, многослойна. Конечно, в древности на Севере были и другие языки – не только славянские и не только финно-угорские. Например, саамский язык сохраняет в себе наряду с финно-угорской и древнеевропейскую (так называемую, палеоевропейскую) лексику. Однако, она не является ни индоевропейской, ни уральской. Да и по новейшим научным данным, южные рубежи этого языкового компонента находились к северу от Онежского озера
На «санскритские» вымыслы можно махнуть рукой, не обращать внимания, но такие толкования всё чаще попадают в центральные СМИ, в околонаучные издания, всё больше тревожат умы
При этом они основываются на простых созвучиях. Так, названия с основой Ганг- объявляются производными от названия реки Ганг в Индии, а, например, топоним Мандеры на Онежском озере – от Манди (река в Пакистане), мандара «тихий», мандира «радующая»
Да что там говорить! Название города Нарьян-Мара (ненецкое «красный город»), которое ему было присвоено в 1930-е годы, некоторые любители «альтернативной» лингвистики переводят с санскрита как «святилище бога любви»!
Действительно, путешествия слов очень интересны. Например, в Нюксенском районе Вологодской области есть деревня с названием Дунай. Известный топонимист Ю.И. Чайкина появление такого названия объясняет переходом имени собственного (реки Дунай) в нарицательное существительное дунай. Последнее в северных русских говорах означает «ручеек из-под земли»
Но что могут дать «санскритские» объяснения Гангозёр?
В свою очередь, научная теория отличается от лженаучной не только способностью правдоподобно объяснять наблюдаемые явления, но способностью предсказывать еще необнаруженные факты
Так, например, научные исследования, проведенные в Республике Карелия, говорят о том, что в основе названий на Ганг- зачастую лежит карельское hangas «развилина между большим и указательными пальцами», а в топонимии – обозначение объекта, имеющего форму развилки. Этот факт хорошо подтверждается формой объекта (на иллюстрации слева — Гангозеро и Малое Гангозеро, представлявшие ранее единый водоем)
Такую же V-образную форму обнаруживает и невошедшее в это исследование вологодское Гангозеро. Это озеро расположено в Вытегорском районе Вологодской области рядом с селом Саминский Погост (в настоящее время известно как Чёковское, см. ниже)
Второе же название, Мандера, указывает на прибрежное положение объектов. В русских говорах Обонежья оно имеет значение «материковая часть суши», «полуостров». Жители восточного побережья Онежского озера раньше называли мандерами мысы и полуострова озера, включая Андомскую гору. Источник слова – карельское mandere «материк».

Антон Соболев