Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
75 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
Ценность номер пять. Общение.
Логос человеческий.
Искусство правильного выражения.
Общение и сообщение.


Общение является необходимой частью человеческого, поскольку лишь в общении осуществляется человек. Коммуникация охватывает собой не только сферу контакта между людьми, но и всё то, что является познаваемым миром.

Поскольку общение есть отражение мира человеком, мир воплощается в форме через слова, и слова здесь — не просто набор звуков, но и — нечто такое, что манифестирует бытие этого мира, его тонкие составляющие, которые и не всегда поддаются декодированию рациональностью.

Учитывая вышесказанное, удивительно, что люди вообще могут о чем-либо договориться, ведь общение и сообщение преисполнены мирами говорящего, что, к сожалению, так часто исчерпывают смысл и ценность сообщающего.

Потому мы неустанно учимся говорить на одних языках, формулировать и выражать свои мысли. Общение есть важнейшая направляющая мира - для - человека. Ведь это возможность услышать и быть услышанным.

#общение #коммуникация #бытие #ценность #человек #слышать #понимать

051121-МСК-БРОДРФ
«QR-коды в Бурятии оставят до Нового года»
Философское мнение


Антиковидный оперштаб при правительстве Бурятии принял решение продлить систему QR-кодов до 31 декабря. Подорваны надежды людей, что ограничения прохода в места развлечений, досуга, часть магазинов, точек бытового обслуживания, закончатся вместе с нерабочими днями 7 ноября.

Если задуматься, то от таких ограничений больше страдают предприниматели, ведь невакцинированные не могут пользоваться их услугами, а значит, прибыль бизнеса значительно снизиться.

Не секрет, что на развлечения и культурный досуг (концерты, выставки, театры, кино) многие жители Бурятии и до антиковидных ограничений тратили мало денег. Так что запрет больше ударит по владельцам ТРЦ, многочисленных кафе и салонов красоты.

Наше общество многополярно в плане разных теорий заговора. Например, для части оккультистов считается грешным принять на себя число зверя, ведь это значит отдаться в руки дьявола или антихриста и т. п. Если ранее мистически экзальтированные люди видели число зверя в номере ИНН, то с введением в практику QR-кодов простор для их размышлений значительно вырос.

Итак, можно сказать, что мы еще одним шагом сдвинулись в сторону цифрового общества. Теперь люди, имеющие цифровой код, имеют доступ к сфере услуг и развлечений. С одной стороны, это напоминает пережитки расовой дискриминации (расизм и апартеид, вход «только для белых). А с другой – человечество стало еще более зависимым от Цифры.

В современной России есть фантасты, которые пишут об изменениях в психологии людей в свете философии трансгуманизма.
Вечная жизнь по трансгуманизму возможна либо цифровизацией сознания человека (перенос на носитель в тело робота) , либо достижениями генетики, отключением гена старения и т. п.

Итак, трансгуманизм стремиться к избавлению от страданий человека с помощью науки и технологий.

Увы, из-за коварного ковида мы видим прямо противоположное: техническая система куар-кодов портит людям жизнь, мешает работать и наслаждаться жизнью.

Но стремление к счастью неистребимо. Именно во второй ковидный год, в 2021-й, в России энтузиасты вечной жизни стали издавать сборники Конкурсов Имморт-фантастики. Уже вышло 4 сборника: от КИФ-1 до КИФ-4. Сейчас готовится прием рассказов в сборник КИФ-5.

Но готовы ли мы к такой «фантастике в реале» как антиковидные ограничения по специальному QR-коду? Ведь вакцина эффективна только полгода, и каждые 6 месяцев придется добирать необходимый высокий процент населения для приобретения антиковидного иммунитета. И будут ставить каждые полгода цифровой код. О такой ли цифровизации мы мечтали?

#QRкод #ЦифровойкодКовид #Антиковидныеограничения #Трансгуманизм #Оцифровкасознания #Иммортализм

061121_Улан-Удэ_БРОДРФ
Ценность номер шесть. Мудрость. Влечение к мудрости. Философия.
София. Вера, Надежда, Любовь. Женское начало.


Мудрость есть воплощение знаний о мире и о том, каким образом лучше прожить свою жизнь. Как справляться с неограниченным горизонтом неопределенности в каждом дне своей жизни. И философия здесь — необходимая форма для поиска и наполнения себя мудростью.

Мудростью обретается полнота собственного существования, поскольку, лишь стремясь к ней, реализуется подлинный потенциал человека.

Интересно, что мудрость как «София» воплощает женское начало, да и сама по себе «мудрость» выхватывает у человека образы первоначала, рождения, заботы и прибежища. Мудрость заботится о нас, словно мать о своих детях.

Стоить отметить, что философия изначально пребывала в культуре как любовь к мудрости (любовь к матери или верной подруге), где мудрость — это необходимое пребывание человеческого существа, его высшее проявление. Философствовать (ФилоСофия) — это атрибут человека (любить мудрость), его неизменно сопутствующее начало, что вскрывает (рождает) сущность человека. Вопрос состоит только в способности человека осознать это стремление, желание.

Мы должны философствовать, чтобы попытаться накопить в себе вещество этой мудрости. Поскольку лишь в философской практике достигается возможная мудрость. И чем чаще мы занимаемся философией, тем больше шанса быть преисполненными мудростью. Поскольку лишь в стремлении к ней реализуется подлинный потенциал человека.

#софия #мудрость #философия #практика #забота #человек

061121-МСК-БРОДРФ
Руническое руководство евразийской мудрости на практике:

Игра в карты вообще была жуткой страстью бурят. Есть куча забавных и не очень историй про это. Мой прадед был игроком. Однажды мне рассказали, что он выиграл чуть ли не целое стадо, но и проигрывал, как я полагаю, тоже нормально, за что был бит и частенько гоним. В этом смысле этот фрагмент точно про нас.

Отрывок из толкования Бронислава Брониславовича Виногродского:

«Состояние игры делает обычного человека - человеком игры. Возникают обстоятельства, когда играть приходится неизбежно, и тогда нужно становиться человеком игры. Важно здесь не потерять себя и помнить об ответственности, о необходимости управлять своими состояниями. То есть быть человеком игры совсем не просто.Только будучи человеком игры, ты можешь поставить на кон самое дорогое из всего, что у тебя есть. В данном случае это жена и сын. Но готовности к такой жертве ещё недостаточно, ибо ключевая задача заключается в том, чтобы вести игру искусно и умело. В этом случае игра принесет удачу»

#ЫркБитиг #Виногродский #Евразия #евразийство #русскаяфилософия #кочевники #традиция #первокниги #культура

061121-МСК-БРОДРФ
«Шииты Ирака вышли на улицы Багдада»
Философское мнение


В Багдаде по-прежнему не всё спокойно. На улицах иракской столицы произошли массовые беспорядки, полиция разгоняла демонстрантов, в результате пострадало более 100 человек. Волнения связаны с протестом против недавно прошедших парламентских выборов, на которых проиграли проиранские партии. Поддерживающие их шииты Ирака вышли на улицы.

Надо заметить, что Иран является единственной в мире страной, где официальной религией является шиитская ветвь ислама. А в соседнем Ираке шиитов больше половины населения. Но суннитское меньшинство находится у власти – как при Саддаме, так и при проамериканском правительстве, которое ныне у власти.

Шиизм стал яблоком раздора. Наличие рядом мощного шиитского государства – Ирана – дестабилизирует обстановку внутри Ирака.

Но вспомним одну из главных философских линий персидского мыслителя средневековья Омара Хайяма: надо оставаться человеком в любых ситуациях. Выраженные в форме стихов мысли Хайяма гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд.

Борясь за свои права, легко перейти тонкую грань между добром и злом и начать сеять зло. Об этом не мешало бы помнить наследникам великого математика, философа и поэта, который, кстати, всю свою жизнь прожил в Иране, находившемся под властью тюрков – в Сельджукском государстве.

Насилие является повивальной бабкой истории, писал еще Карл Маркс. Спустя более века мы вынуждены признать, что роль насилия в мире для разрешения этнических, классовых и религиозных конфликтов только возросла.

Наше время можно назвать эпохой сверхнасилия, утверждает американский философ Л. Тайгер.

Даже на протяжении последних 30 лет конфликты в мире возросли. Ирак из сравнительно спокойной страны превратился в постоянный источник горячих новостей об очередном теракте.

Еще в эпоху Возрождения социальное насилие считалось самым ярким выражением власти. В эпоху Просвещения насилие получило правовую и идеологическую поддержку. Но со временем отношение к насилию стало смягчаться, например, были запрещены пытки.

На практике идет увеличение насилия в мире. Ведь еще с античности насилие трактовалось как мера обеспечения безопасности. Так и полиция Ирака применила силу, чтобы остановить протестующих, ведь те бросали камни и шли в сторону правительственных зданий.

#Ирак #БеспорядкиБагдад #ВыборыИрак #Шииты #ШиитыИрак #философиянасилия

071121_Улан-Удэ_БРОДРФ
Ценность номер семь. Освобождение.
Свобода от и Свобода для.
Освобождение как стремление к пустоте.
Царствие Небесное. Нирвана. Мокша.


Интересно осмыслить свободу как категорию, которая всегда отличает человека от его окружения и мест его пребывания. Человек считает себя свободным от других людей, от своих родных мест и вообще он сам по себе.

Свобода, как принято рассуждать сегодня, есть безусловная ценность, но она была таковой не всегда. И стала ценностью только на определённом этапе развития общества.

Это нужно понимать, ведь если бы мы родились в Средние века, мы точно также неустанно, денно и нощно спорили о Боге и его природе. Так же, как и сегодня, весь мир спорит о свободе, о том, что она есть. Я к тому, что все течёт — всё меняется. У большинства из нас восприятие действительности целиком и полностью исчерпывается пребыванием в современном, даже если мы этого не осознаём.

Но вернёмся к вышесказанной мысли о том, что свобода всегда вычленяет что-то из общего, словно является тем, из чего произрастает сама возможность разного, а значит, единичного и разделённого.

Учитывая наш опыт и непростые аналогии с коллективизмом в его различных ипостасях, можно подумать, что это — хорошо. Но я бы сказал: и плохо, и хорошо. Ведь сегодня мы переживаем торжество свободы, она присутствует на знамени каждого. И любое суждение о свободе (или её избытке) воспринимается как атака на современность вообще и человека в частности.

Я бы сказал, что возможность свободы есть один из вечных вопросов нашего мира: единое и единичное. Кажется, что можно вообще осмыслить всю нашу историю через призму суждений о едином и разделенном.

#свобода #несвобода #единое #уникальное #разделенное #человек #общество

071121-МСК-БРОДРФ
«Россия доставит в Афганистан продукты и вывезет российских граждан»
Философское мнение


Россия своих не бросает и помогает чужим - такими словами можно выразить новость, что в ноябре в Кабул доставят авиарейсами гуманитарную помощь из нашей страны, в т.ч. продукты. Обратными рейсами в Москву вывезут граждан с российским гражданством и афганских студентов, зачисленных в российские вузы.

Вспоминаются мысли Платона об идеальном государстве. Что ж, забота о своих гражданах за рубежом похвальна. А забота вообще о прочих нуждающихся уже восходит к традициям Новой истории, в частности напоминая заботу отцов церкви о спасении душ туземцев. И ведь действительно, сколько миссионеров направлялось в заморские страны.
Стоит вспомнить государство иезуитов в Парагвае. Несмотря на негатив, который приобрело слово иезуиты, именно в Парагвае в 17-18 веках возникла идея прав человека, которую священники применяли в отношении индейцев гуарани.

Светская этика напоминает основные положения христианской заботы о ближнем. Россия, как и прочие государства, входящие в большую восьмерку развитых стран, оказывает помощь нуждаюшимся странам Африки. Сам термин гуманитарная помощь связан с понятием человечности.

Это вам не этика, понятная даже члену первобытного общества: око за око, зуб за зуб. Принцип равного возмездия талион с приходом Христа трансформировался в положительном смысле: поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Понятие безвозмездной помощи, причем в отношении к членам другого племени, народа способствует единению человечества.

Вот только не забыть бы за формальной помощью в виде товаров реальные дела по повышению уровня жизни, по развитию бесплатного образования и здравоохранения. И это касается не только развивающихся стран. Если мы помогаем Сирии, Афганистану, кто поможет нуждающимся в собственной стране?

#Афганистан #гуманитарнаяпомощь #РоссияАфганистан #Кабул #студентыАфганистан

081121_Улан-Удэ_БРОДРФ
Философия познания. Общие размышления.

Является ли мир познаваемым, т.е. возможно ли предельное знание, которое охватывает всю сумму того, что нас окружает. Мне кажется, что познание является важнейшей частью знания о мире вообще. Поскольку гносеология пытается ответить на вопрос: каким образом мир становится возможным миром для нас, познающих.

Можно добавить, что мы в своём представлении точно также представляем себя самого: наше знание о себе, возможно, не равно знанию о нашем я вне познающего (представляющего) человека (субъекта). Иными словами, познание о внешнем равно познанию «своего я» («я» как чистое представление рассудка едино у всех).

Мы являемся загадкой для себя самого. И ощущение этой неразгаданности, которая, возможно, будет с нами навеки, наполняет сердце тем трепетом, словно смотришь в бескрайнее небо в ночи, что усыпано миллионами звёзд.

Познание есть попытка осмыслить и соприкоснуться с бесконечностью тайны нашего пребывания и дорог, что останутся для нас неизведанными. Но сама эта тайна есть то, что делает каждого лучше. Я бы сказал, что она и формирует нас, довлея и сподвигая на вечный поиск пути.

#познание #тайна #гносеология #человек #представление #звёзды

081121-МСК-БРОДРФ
«Почему папуасы бегут из Индонезии? Цивилизация и свобода»
Философское мнение


На западе острова Новая Гвинея, входящем в Индонезию, в ходе вооруженных столкновений около 200 человек бежало к границе с государством Папуа Новая Гвинея.

«Мы не хотим современной жизни! Мы отвергаем любые виды помощи… Просто оставьте нас в покое, пожалуйста!” – так гласит обращения Движения Свободное Папуа, с 1960-х годов ведущего повстанческую детельность в Западном Ириане (Ириан Джайя). Это выражение мнения людей, имеющих в своей основе первобытное мышление.

А ведь способ жизни с присваивающим хозяйством имеет свои преимущества перед производящим хозяйством: наличие большого свободного времени и отсутствие эксплуатации. Об этом писал французский ученый Пьер Кластр в своих статьях.

Кластр в 1970-е годы в ходе научных поездок в Амазонию развенчал миф о том, что охотники и собиратели живут впроголодь. Наоборот, работа по сбору плодов занимала у индейцев утренние часы и то - не каждый день.

Кластр пишет о том, что в цивилизованном обществе нас принуждает к избыточному труду власть. Для этого в сознания внедряют ложные ценности, призывы к избыточному потреблению. «Фашизм заставляет нас жаждать вещь, которая подавляет и эксплуатирует нас», - писал Мишель Фуко в философском сборнике «Антиэдип».

Индейцу, как выяснил Кластр, претит избыточная работа, ему не нужен излишек продуктов.

Имеющий левые взгляды Кластр видел в таком образе жизни альтернативу цивилизации, где человек вынужден работать большую часть дня и, по сути, является несвободным. А индейцы проводили время в праздности, украшали себя перьями, но при этом имели богатое и разнообразное питание. Это возмущало португальских и испанских миссионеров и колонизаторов, противоречило привычной им морали, что хлеб должен доставаться в поте лица своего.
Книга современного ученого Джеймса Скотта с похожими взглядами так и называется – «Против зерна».

Индонезия известна подавлением сепаратизма: Молуккские острова и Восточный Тимор с христианским населением. Но у папуасов конфликт не только религиозный или национальный. У них конфликт с самим образом жизни при цивилизации.

Индонезия далека, но разве далеко от нас понятие свободы?

#Индонезия #Папуасы #ЗападноеПапуа #ИрианДжайя #НоваяГвинея

091121_Улан-Удэ_БРОДР
Единое пространство евразийских смыслов «Ырк Битиг»

Я Сын Неба
С ранней до поздней поры
сижу на золотом престоле,
блаженствую.

Знайте так:
это хорошо


Мне кажется, что любой бурят или монгол, которые ещё проявляют интерес к собственной культуре, поймут символы, что отражены в этом стихе.

Конечно же, это Гэсэр — мифический герой тибето - монгольского одноименного эпоса*, в котором сущностно переданы определяющие смыслы наших предков.

Стих начинается со слов "Сын Неба", а Сын Неба есть Гэсэр: небесный всадник, бог войны и, конечно, царь-избранник.

Небо у бурят (и не только) божественно, и только оно даёт мандат на правление. Соответственно, Сын Неба есть воплощение власти как должного порядка.

Удивительно, что спустя столько лет, читая «Ырк Битиг», мы можем узнавать про себя и народы, которые ходили и ходят по евразийским просторам.

И это всё наше.
Единое. Неделимое. Евразийское.

* На самом деле, различные упоминания о Гэсэре находят по всей Евразии; например, этимологию имени "Гэсэр" часто возводят к ирано-согдийскому Кесарь, он же Цезарь)

#ЫркБитиг #руны #протокнига #философия #евразийство

091121-МСК-БРОДРФ
«Кризис логистики задерживает грузы на север Дальнего Востока»
Философское мнение


Кремль сделал успокаивающее заявление по поводу задержек грузов в порту Владивостока из-за чего жители Дальнего Востока не могут дождаться грузов.

Кризис логистики показал крайнюю уязвимость современной цивилизации перед нарушением торговых связей.

Традиционное общество, например при феодализме, более живуче. Ведь натуральное хозяйство обеспечивало каждый населенный пункт всем необходимым. А густонаселенных городов на Крайнем Севере в старину не было.

Плата за комфорт и приобщение к плодам промышленной и научной революции, огромна. В принципе все книги и фильмы о постапокалипсисе вполне реальны в смысле возможности коллапса мировой системы. Без товаров, без топлива современная жизнь не возможна.

Джеймс Скотт в своей книге «Против зерна» рассматривает причины гибели древних государств: городов шумеров Месопотамии. С одной стороны здесь виновато истощение почв и сокращение урожаев пшеницы. Но оно было вызвано возросшей эксплуатацией властей, которые заставляли засевать большие площади и выращивать зерно, не давая отдохнуть почве.
Вторая причина отчасти сходна: крестьяне уходили от жестокой эксплуатации за пределы государств. Сокращение населения еще более ускоряло гибель властной элиты. Таких примеров достаточно много в разных цивилизациях древности.

Мы обладаем знаниями о прошлом. Правильный их анализ и, самое главное, применение выводов на практике, позволит сохранить современную цивилизацию, не снижая уровень жизни большинства населения.

#кризислогистики #ДальнийВосток #северныйзавоз #Транссиб #Владивосток

101121_Улан-Удэ_БРОДРФ
Единое пространство евразийских смыслов "Ырк Битиг"

Я Владыка дорог на алом коне.
С ранней до поздней поры я веду.
Навстречу попались двое почтительных сыновей
человеческих.
Люди испугались.
Сказал: не бойся.
Сказал: я дам дух.

Знайте так:
это хорошо.


Этот стих прекрасная метафора того, что испытывает человек, оказавшийся в евразийских степях. Дело в том, что степь ощущается как бесконечное море, в котором пространство "оголяет" человека. Находясь на "ровной" равнине, человек не видит препятствий "объективного смысла" на пути своего движения. Соответственно, рациональность обретает иное измерение. Человек, якобы, может идти туда, куда захочет.

Это - ощущение, с одной стороны, абсолютной свободы, а с другой - неизменности и единости почти всегда одного направления движения (одного направления, потому что за его пределами степь погубит любого) открывает мир тонких ощущений как себя самого, так и всего внешнего. Мир окружающий пересекается с миром души, переплетаясь и обретая причудливые узоры сакральности направления как явления. Да, именно направления (дороги), поскольку движение - направление - обожествляется в евразийском сознании; это и есть Владыка дорог. Тот самый, который движет рыжего коня - человека. Направление движет человека.

Ощущения свободы и несвободы сталкиваются и отрицают друг друга, переходя на иную ступень единого воплощения. Двое сыновей есть свобода и несвобода, а потому не нужно бояться обоих, они отрицают друг друга, поскольку через свободу и несвободу обретается "дух" как пространство единого и неизменного направления. Это хорошо.

#ЫркБитиг #евразийство #первокнига #пространство #философия

101121-МСК-БРОДФ
"Почему современное общество жаждет чуда"
Философское мнение


"В Екатеринбурге задержали шамана из Улан-Удэ и доставили в психиатрическую больницу. Он выдавал себя за Габышева"

Удивительно, как буквально вся Россия следила за движением Александра Габышева - шамана, шедшего пешком из Якутии в Москву. Теперь вот появились его подражатели и двойники, что говорит и о потребности общества в шаманах и трансе… откуда она?

С одной стороны, понятна политическая подоплёка всего происходящего. Но читая репортажи с мест событий, создаётся впечатление, что люди действительно верят в подобное.

Это отсылает нас к известной проблеме нашего мира - отказу от традиций. Секуляризация нашего общества внесла серьёзный разлом в миропонимание людей. Было ошибкой полагать, что религия исчерпывается лишь религией. Нет. Всё сложнее. И вся эпопея с шаманами, которые идут проводить ритуал с целью изгнания темной силы, поддержка их людьми - есть прямое доказательство метафизического "голода", который ощущают люди.

Проблема не в шаманах, а в том, что если бы мир традиций еще существовал в прежнем об'еме, то не появлялось бы такого спроса на "чудо". Впрочем, стоит ли нам судить о мистике и оккультизме после их почти полного ухода из общества?

Тем не менее, профессор Валентин Провоторов в своей книге «НЛО и другие» сделал необычные заявления о трансе и нашем обществе. Оказывается, первобытное общество живет почти постоянно в трансе. Каждый охотник и собиратель находится в состоянии транса. Это жизнь на природе, полная риска; плюс также частые трансовые практики, камлания, затрагивающие всех членов племени. Цивилизация берет на себя защиту о каждом члене общества. Но взамен гарантий безопасности у обычных людей исчезает транс.

Но потребность в медитации остается, ибо она заложена глубоко в каждом. Отсюда психические расстройства, алкоголизация и наркомания, заменяющие транс. Провоторов давал рекомендации по методам вхождения в транс на основе традиционных практик.

Так может, борясь с шаманами, наше общество лишь борется со своим оздоровлением? Не пора ли обратиться к своим истокам, чтобы жизнь стала гармоничней и осмысленней.

#шаманы #чудо #габышев #традиции #бурятия #якутия #россия

111121-Улан-Удэ-БРОДРФ
Единое пространство евразийских смыслов "Ырк Битиг"

Я златокрылая хищная чёрная птица.
Пока не окрепли перья на теле моём,
Лежу на водах безбрежный.
Удерживаю, что выбираю.
Ем что люблю.
Так я силён.


Я думаю, что стих про накопление в себе постоянство знания, которое возвышает. Здесь описывается черная птица как символ силы, способной возвышаться и довлеть. И всякий, кто хочет обладать золотыми крыльями, должен обрести постоянство в пути знания. Знания и есть те золотые крылья, что возносят человека.

У бурят и монголов золото является символом драгоценного учения и просвещения. Например, не так давно темную статую первому бурятскому ученому Доржи Банзарову перекрасили в золотой цвет. Вот, мол, памятник человеку, который овладел знанием, обязательно должен быть золотым. Знание — золото.

#ЫркБитиг #евразийство #философия #учение #золото

111121-МСК-БРОДРФ