"О космосе и о времени. Поиски траекторий Третьего Собора"
(из цикла "Философия Русской Идеи")
Любая онтология это вопросы о том, что существует.
Любая философия это вопросы о том, где и когда все существует.
Русская философия это вопросы о том, как существуют люди как люди , и где и когда эти люди будут существовать дальше.
По крайней мере таков человекоцентричный характер русской мысли, которая постоянно пытается поместить человека в какие то условия и там его помыслить.
Пусть даже это нечеловекоразмерные условия под названием "космос" куда русская мысль пытается вселить земного человека.
Вот такими рассуждениями мы ищем тропы Третьего Собора, который возможно призван ответить на вопрос о том "когда" русская идея, ибо на вопрос где мы уже пробуем отвечать всем космосом нашего Движения.
Об отношении двух идей.
Идея космоса и Идея времени.
Которые конечно нужно начать с красивого платонического описания, пройти через могучие аквинские порядки, и выйти в пространство бергсоновских садов в которых расцветают красивые миньковские культуры.
И потом уже аккуратно.
Внимание товарищи участники порядка.
Именно аккуратно, то есть плавно и не грубо, осуществить содействие происходящим размышлениям в целях исполнения повивального искусства в отношении русской мысли, которая драгоценна для нас своим будущим, то есть на наших глазах происходящим рождением.
Не это ли товарищ Алкивиад своего анонса удобно называть соучастием и содействием в развитии русской философии?
Итак.
Идея времени в контексте будущего.
Идея космоса в контексте Идеи времени.
Или наоборот.
Просим ваших любезных размышлений, дамы и господа единого собора всего происходящего в этом космическом мире.
Продолжение следует.
#БудущееРусскойИдеи
#ТретийСобор
#ДвижениеРусскаяФилософия
(из цикла "Философия Русской Идеи")
Любая онтология это вопросы о том, что существует.
Любая философия это вопросы о том, где и когда все существует.
Русская философия это вопросы о том, как существуют люди как люди , и где и когда эти люди будут существовать дальше.
По крайней мере таков человекоцентричный характер русской мысли, которая постоянно пытается поместить человека в какие то условия и там его помыслить.
Пусть даже это нечеловекоразмерные условия под названием "космос" куда русская мысль пытается вселить земного человека.
Вот такими рассуждениями мы ищем тропы Третьего Собора, который возможно призван ответить на вопрос о том "когда" русская идея, ибо на вопрос где мы уже пробуем отвечать всем космосом нашего Движения.
Об отношении двух идей.
Идея космоса и Идея времени.
Которые конечно нужно начать с красивого платонического описания, пройти через могучие аквинские порядки, и выйти в пространство бергсоновских садов в которых расцветают красивые миньковские культуры.
И потом уже аккуратно.
Внимание товарищи участники порядка.
Именно аккуратно, то есть плавно и не грубо, осуществить содействие происходящим размышлениям в целях исполнения повивального искусства в отношении русской мысли, которая драгоценна для нас своим будущим, то есть на наших глазах происходящим рождением.
Не это ли товарищ Алкивиад своего анонса удобно называть соучастием и содействием в развитии русской философии?
Итак.
Идея времени в контексте будущего.
Идея космоса в контексте Идеи времени.
Или наоборот.
Просим ваших любезных размышлений, дамы и господа единого собора всего происходящего в этом космическом мире.
Продолжение следует.
#БудущееРусскойИдеи
#ТретийСобор
#ДвижениеРусскаяФилософия
Пост №2
Идея, чтобы быть идеей должна быть самостоятельной. «чистой» и предельной.
Русская идея - это не просто идея, а это истинная идея, а идея является истинной, когда за нее умирают люди. И вот когда человек умирает за идею, он движим не какой-то корыстью, а своей неспособностью отойти от идеи, предать ее. Тогда человек становится духовным и только тогда он обретает именно человеческое достоинство. Если человек, что движим лишь одной корыстью и страстями - это не человек, а животное.
Духовность человека заключается в подвиге, т.е сдвиге его поступков к чему-то внеутилитарному, к идеальному. Человек благодаря тому, что он причастен к идее, только и узнает о том, что он человек, а не робот или животное. Человек следует за идеей свободно, он себя ей подчиняет по собственной воли, отдает себя своей идее. Вольность следования за идеей тождественна служению идее. Это служение не имеет внешнего оправдания, это внутренний позыв. Позыв идет изнутри, а не извне, поэтому никого тут нельзя слушать, только - себя. Как говорил Розанов, делай что хочешь, но потом пойдёшь к Богу и дашь в этом отчёт. Но быть человеком идеи, значит прожить именно свою жизнь, как твоей душе угодно.
Русская идея не так уж глупа, как кажется, хотя она и полностью внеутилитарна. Ведь часто глупость идеи приносит человеку лишь разрушение и страдание. Но не такова русская идея, она позитивна. Русская идея наполняет страдания человеческим достоинством. Даже если тогда мы и идем на дно, то гордо, с высоко гордо поднятой головой. Достоинство мы обретаем в разрушении и страдании, претерпеваемые от русской идеи, так как делаем это сами, свободно, своим свободным служением идее
Служение освобождает. Человека обретает себя как духовное существо в свободе, с тем, чтобы отдать себя на страдание, разрушение и смерть. Так человек становится становится героем и именно так Достоевский определял героев своего романа. Человек у Достоевского стоит на своём, отдает себя идее, при этом страдая и разрушая себя, убивая себя этой идеей. И в этом состоит логика верности идее, потому что если человек убоится, отойдёт от разрушения, страдания и смерти, если он предаст свою идею, то тогда он перестанет быть человеком, потеряет и свою свободу, и свое человеческое достоинство. Русский человек - это человек идеи. Это никакая не национальность, это лишь верность делу хранения русской идеи, без доводов, зачем это надо.
И если исторически служение идее и внутренняя свобода убивает человека, убивает и народ в целом, это совсем не важно. Ведь смерть дарует свободу и достоинство. У человека и русского народа дарящая, а не отнимающая смерть. Человек гибнет не как какой-то робот или животное, он гибнет уникальным образом, именно как человек. Именно в гибели человек находит себя как человека. А это и есть цель всякой идеи, она погубит человека именно для того, чтобы человек стал человеком, стал трагическим героем идеи.
В этом и заключается истина русской идеи. Конечно, трактовка этой идеи у Достоевского - это лишь одна из возможных трактовок.
Она не лучше других, но так как именно он придумал "русскую идею" и рассказал всем о ней, мы не можем тут не прислушаться к Достоевскому.
Согласны?
#Пост2
#Русская_идея
#Проект_Движения
#Космос_Русской_Идеи
Идея, чтобы быть идеей должна быть самостоятельной. «чистой» и предельной.
Русская идея - это не просто идея, а это истинная идея, а идея является истинной, когда за нее умирают люди. И вот когда человек умирает за идею, он движим не какой-то корыстью, а своей неспособностью отойти от идеи, предать ее. Тогда человек становится духовным и только тогда он обретает именно человеческое достоинство. Если человек, что движим лишь одной корыстью и страстями - это не человек, а животное.
Духовность человека заключается в подвиге, т.е сдвиге его поступков к чему-то внеутилитарному, к идеальному. Человек благодаря тому, что он причастен к идее, только и узнает о том, что он человек, а не робот или животное. Человек следует за идеей свободно, он себя ей подчиняет по собственной воли, отдает себя своей идее. Вольность следования за идеей тождественна служению идее. Это служение не имеет внешнего оправдания, это внутренний позыв. Позыв идет изнутри, а не извне, поэтому никого тут нельзя слушать, только - себя. Как говорил Розанов, делай что хочешь, но потом пойдёшь к Богу и дашь в этом отчёт. Но быть человеком идеи, значит прожить именно свою жизнь, как твоей душе угодно.
Русская идея не так уж глупа, как кажется, хотя она и полностью внеутилитарна. Ведь часто глупость идеи приносит человеку лишь разрушение и страдание. Но не такова русская идея, она позитивна. Русская идея наполняет страдания человеческим достоинством. Даже если тогда мы и идем на дно, то гордо, с высоко гордо поднятой головой. Достоинство мы обретаем в разрушении и страдании, претерпеваемые от русской идеи, так как делаем это сами, свободно, своим свободным служением идее
Служение освобождает. Человека обретает себя как духовное существо в свободе, с тем, чтобы отдать себя на страдание, разрушение и смерть. Так человек становится становится героем и именно так Достоевский определял героев своего романа. Человек у Достоевского стоит на своём, отдает себя идее, при этом страдая и разрушая себя, убивая себя этой идеей. И в этом состоит логика верности идее, потому что если человек убоится, отойдёт от разрушения, страдания и смерти, если он предаст свою идею, то тогда он перестанет быть человеком, потеряет и свою свободу, и свое человеческое достоинство. Русский человек - это человек идеи. Это никакая не национальность, это лишь верность делу хранения русской идеи, без доводов, зачем это надо.
И если исторически служение идее и внутренняя свобода убивает человека, убивает и народ в целом, это совсем не важно. Ведь смерть дарует свободу и достоинство. У человека и русского народа дарящая, а не отнимающая смерть. Человек гибнет не как какой-то робот или животное, он гибнет уникальным образом, именно как человек. Именно в гибели человек находит себя как человека. А это и есть цель всякой идеи, она погубит человека именно для того, чтобы человек стал человеком, стал трагическим героем идеи.
В этом и заключается истина русской идеи. Конечно, трактовка этой идеи у Достоевского - это лишь одна из возможных трактовок.
Она не лучше других, но так как именно он придумал "русскую идею" и рассказал всем о ней, мы не можем тут не прислушаться к Достоевскому.
Согласны?
#Пост2
#Русская_идея
#Проект_Движения
#Космос_Русской_Идеи
Пост №3 Итоговый аналитический пост
Тема Недели: Космос русской идеи.
В чате сегодня продолжили рассуждения на тему "космос-не-здесь" и утопичности русской идеи:
"Утопия - это раздел в космосе-не-здесь... Как и места из эсхатологии... Т.е. космос не здесь - он содержит все подобное будущее?
Т.е. не только космос-греческий делится на ойкумену и космос-не-здесь, но и будущее!.. Есть будущее уже часть нашей ойкумены, и есть будущее как часть космоса-не-здесь".
Вопрос дня:
"Как вы полагаете: чего мы еще не знаем о будущем, космосе и русской идее?
Есть ли в пространстве заданном этими тремя параметрами области, где нас с большой вероятностью ожидают открытия?".
Прямым ответом на вопросы дня можно считать:
"Есть три области, где человек в принципе может делать какие-то ходы: внешнее пространство (космос), внутреннее пространство (пространство идей, мысли) и будущее".
А русская идея в одном ответе оказалась пустым понятием. Но его можно наполнить. Тогда русская идея будет как сосуд Лао Цзы, ценна своей пустотой, т. е. будущим.
Было высказано сомнение о возможности схождения в обозримом будущем понятий космоса как межзвездного пространства и космос в русской идее.
Но в ответ прозвучало, что
"Космос он не только далеко наверху, на территорию России, малую родину, дом, внутренний мир можно посмотреть как на малый космос".
Потому и приемлема формула: "Космос нашего Движения".
Также было задано поразмышлять над темами:
Идея времени в контексте будущего. Идея космоса в контексте Идеи времени. Или наоборот.
В ответ мысль: "Идея Времени в контексте будущего - это о свершении, о возвращении благого, того самого, о котором мы мечтаем".
Пост №2 размышлял над качествами, необходимыми, чтобы идея была самостоятельной, «чистой» и предельной.
Оказалась, что русская идея, хотя неутилитарна, но не глупа в смысле саморазрушения. Даже идя на дно, мы идем туда "гордо, с высоко поднятой головой" .
Русская идея наполняет страдания человеческим достоинством.
#17_июля
#итоговый_пост
#космос
#русская_идея
Тема Недели: Космос русской идеи.
В чате сегодня продолжили рассуждения на тему "космос-не-здесь" и утопичности русской идеи:
"Утопия - это раздел в космосе-не-здесь... Как и места из эсхатологии... Т.е. космос не здесь - он содержит все подобное будущее?
Т.е. не только космос-греческий делится на ойкумену и космос-не-здесь, но и будущее!.. Есть будущее уже часть нашей ойкумены, и есть будущее как часть космоса-не-здесь".
Вопрос дня:
"Как вы полагаете: чего мы еще не знаем о будущем, космосе и русской идее?
Есть ли в пространстве заданном этими тремя параметрами области, где нас с большой вероятностью ожидают открытия?".
Прямым ответом на вопросы дня можно считать:
"Есть три области, где человек в принципе может делать какие-то ходы: внешнее пространство (космос), внутреннее пространство (пространство идей, мысли) и будущее".
А русская идея в одном ответе оказалась пустым понятием. Но его можно наполнить. Тогда русская идея будет как сосуд Лао Цзы, ценна своей пустотой, т. е. будущим.
Было высказано сомнение о возможности схождения в обозримом будущем понятий космоса как межзвездного пространства и космос в русской идее.
Но в ответ прозвучало, что
"Космос он не только далеко наверху, на территорию России, малую родину, дом, внутренний мир можно посмотреть как на малый космос".
Потому и приемлема формула: "Космос нашего Движения".
Также было задано поразмышлять над темами:
Идея времени в контексте будущего. Идея космоса в контексте Идеи времени. Или наоборот.
В ответ мысль: "Идея Времени в контексте будущего - это о свершении, о возвращении благого, того самого, о котором мы мечтаем".
Пост №2 размышлял над качествами, необходимыми, чтобы идея была самостоятельной, «чистой» и предельной.
Оказалась, что русская идея, хотя неутилитарна, но не глупа в смысле саморазрушения. Даже идя на дно, мы идем туда "гордо, с высоко поднятой головой" .
Русская идея наполняет страдания человеческим достоинством.
#17_июля
#итоговый_пост
#космос
#русская_идея
Итоговый текст
Уважаемые участники!
Публикуем итог работы чата за 17.07.24:
Итоговый текст
Сфера Дайсона использует энергию космоса, но она не нужна при отсутствии населения. Великие Молчание космоса подтверждает, что чем развитее страна, тем меньше рождаемость. Экстраполяция в будущее привод к выводам, противоположным шкале Кардашева. Николай Фёдоров говорил о необходимости освоения космоса для воскрешения мёртвых, так как на Земле им не хватит места. Рост населения ведёт к переселению с Земли. Технологический прогресс ускоряется, и мы можем ожидать множество инноваций и изменений в ближайшие десятилетия - в области искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологий, энергетики и так далее.
Однако, будущее существует. И ни смотря ни на что – оно для нас.
#17_июля
#итоговый_пост
#космос
#Космос_Русской_Идеи
Уважаемые участники!
Публикуем итог работы чата за 17.07.24:
Итоговый текст
Сфера Дайсона использует энергию космоса, но она не нужна при отсутствии населения. Великие Молчание космоса подтверждает, что чем развитее страна, тем меньше рождаемость. Экстраполяция в будущее привод к выводам, противоположным шкале Кардашева. Николай Фёдоров говорил о необходимости освоения космоса для воскрешения мёртвых, так как на Земле им не хватит места. Рост населения ведёт к переселению с Земли. Технологический прогресс ускоряется, и мы можем ожидать множество инноваций и изменений в ближайшие десятилетия - в области искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологий, энергетики и так далее.
Однако, будущее существует. И ни смотря ни на что – оно для нас.
#17_июля
#итоговый_пост
#космос
#Космос_Русской_Идеи
Русская Философия
Первый канал
Девиз этого времени
«Космос русского бытия и сущего»
18 июля 2024 года от Рождества Христова
Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»
—
Тема Недели
Космос русской идеи
—
Русская Философия
Русская Идея
Наследие русской философии
Будущее русской идеи
Философия Космоса
Идея Космоса
Космос русской идеи
Русская идея в космосе
Идея космоса и Русская идея
Русская космическая идея
Третий Собор
—
Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи
—
Напоминание
Все что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего
—
День Пятый
План будущих исследований
Коммунитарное формирование перечня вопросов
__
Недаром вчерашний вечер мы посвятили онтологическим загадкам.
Сегодня нам предстоит ответить на фундаментальный вопрос: как нечто может появиться из ничто.
Причем непросто ответить, а породить это нечто.
У нас есть философский вакуум заданный тремя неизвестностями: русская идея, космос, будущее.
Как было отмечено одним из участником — в этом еще совсем нет философии. Т.е. мы имеем не что иное, как философское ничто.
Дело за малым — превратить его в философское нечто.
Наша надежда основана на том, что мы имеем дело не с чистым вакуумом, а чем-то вроде вакуума Ильи Пригожина в котором возникают флуктуации.
Неизвестности порождают вопросы.
Вопросы задают философское поле.
Осталось только обнаружить эти вопросы в нашей чреватой будущей космической идей пустоте.
Итак, придумываем вопросы о космосе, будущем и русской идее.
Всем нечто из ничто! Всем философии! Всем вопросов!
Первый канал
Девиз этого времени
«Космос русского бытия и сущего»
18 июля 2024 года от Рождества Христова
Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»
—
Тема Недели
Космос русской идеи
—
Русская Философия
Русская Идея
Наследие русской философии
Будущее русской идеи
Философия Космоса
Идея Космоса
Космос русской идеи
Русская идея в космосе
Идея космоса и Русская идея
Русская космическая идея
Третий Собор
—
Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи
—
Напоминание
Все что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего
—
День Пятый
План будущих исследований
Коммунитарное формирование перечня вопросов
__
Недаром вчерашний вечер мы посвятили онтологическим загадкам.
Сегодня нам предстоит ответить на фундаментальный вопрос: как нечто может появиться из ничто.
Причем непросто ответить, а породить это нечто.
У нас есть философский вакуум заданный тремя неизвестностями: русская идея, космос, будущее.
Как было отмечено одним из участником — в этом еще совсем нет философии. Т.е. мы имеем не что иное, как философское ничто.
Дело за малым — превратить его в философское нечто.
Наша надежда основана на том, что мы имеем дело не с чистым вакуумом, а чем-то вроде вакуума Ильи Пригожина в котором возникают флуктуации.
Неизвестности порождают вопросы.
Вопросы задают философское поле.
Осталось только обнаружить эти вопросы в нашей чреватой будущей космической идей пустоте.
Итак, придумываем вопросы о космосе, будущем и русской идее.
Всем нечто из ничто! Всем философии! Всем вопросов!
#Вопрос_дня
Уважаемые участники чата!
Придумайте, пожалуйста, один философский вопрос о космосе, будущем и русской идее. (Можно больше).
Уважаемые участники чата!
Придумайте, пожалуйста, один философский вопрос о космосе, будущем и русской идее. (Можно больше).
#Вопрос_дня Существует ли русский пан-проект освоения космоса в будущем и (если существует) какие стадии развития он предполагает?
"Об онтологии космоса для целей Третьего Собора"
(из цикла "Философия Русской Идеи")
Не избежать этих вопросов.
Не избежать вопросов об онтологии космоса любому чувствительно настроенному онтологу, к которым конечно относится каждый русский со своей предельной проклятой вопросительностью и повышенной всеобъемлющей чувствительностью.
Не избежим и мы.
Тем более идея космоса лежит в основании Третьего Собора, составляя своего рода онтологию Третьего Собора, ибо то что в основание это и есть онтология, разве нет?
Вот так мы подходим к онтологии космоса, вопросы о существовании которого даже на первый взгляд не являются простыми.
Космос это сущее?
Космос это сущность?
Космос это существо?
Космос существует как сущность?
Что лежит в основании космоса, сущее или не-сущее?
Космос и сущее это одно и тоже же?
Список можно продолжать.
И однажды мы дойдём до вопросов о том, где существует космос, и наш любимый вопрос о том, когда существует космос, то есть те самые вопросы о пространстве и времени, которые и делают любой концепт конкретным механизмом философии, которая возможно и призвана обеспечивать итоговое попадание человека в нужное место с помощью ответов на вопросы где и когда, то есть вопросы о порядке всего сущего.
Сегодня пробуем поговорить об онтологии космоса, ибо об онтологии онтологии мы уже не можем говорить без какого то порядка, то есть космоса предварительной подготовки наших разговоров.
Продолжение следует.
#БудущееРусскойИдеи
#ТретийСобор
#ДвижениеРусскаяФилософия
(из цикла "Философия Русской Идеи")
Не избежать этих вопросов.
Не избежать вопросов об онтологии космоса любому чувствительно настроенному онтологу, к которым конечно относится каждый русский со своей предельной проклятой вопросительностью и повышенной всеобъемлющей чувствительностью.
Не избежим и мы.
Тем более идея космоса лежит в основании Третьего Собора, составляя своего рода онтологию Третьего Собора, ибо то что в основание это и есть онтология, разве нет?
Вот так мы подходим к онтологии космоса, вопросы о существовании которого даже на первый взгляд не являются простыми.
Космос это сущее?
Космос это сущность?
Космос это существо?
Космос существует как сущность?
Что лежит в основании космоса, сущее или не-сущее?
Космос и сущее это одно и тоже же?
Список можно продолжать.
И однажды мы дойдём до вопросов о том, где существует космос, и наш любимый вопрос о том, когда существует космос, то есть те самые вопросы о пространстве и времени, которые и делают любой концепт конкретным механизмом философии, которая возможно и призвана обеспечивать итоговое попадание человека в нужное место с помощью ответов на вопросы где и когда, то есть вопросы о порядке всего сущего.
Сегодня пробуем поговорить об онтологии космоса, ибо об онтологии онтологии мы уже не можем говорить без какого то порядка, то есть космоса предварительной подготовки наших разговоров.
Продолжение следует.
#БудущееРусскойИдеи
#ТретийСобор
#ДвижениеРусскаяФилософия
Пост №2
Надо бы еще раз напомнить, что такое философия.
А то, как-то все в чате поплыло. Извините, тут за учебные и предварительные описания. Но иногда - надо.
Когда мы ведем наблюдение за какими-то объектами, то у нас почему-то иногда возникает уверенность в том, что эти объекты неизменны. И мячик сегодня таков же, как он был вчера или будет завтра. Но ведь мы знаем, что объекты во времени меняются и что со временем нам эти изменения станут заметны.
Но откуда же мы знаем про неизменность объектов, ведь наше реальное наблюдение за объектами всегда конечно и дискретно, мы же не в состоянии наблюдать объект непрерывным образом? И если мы отошли от стола, то почему-то верим, что ручка, лежащая на нем, все-таки не изменит своих основных свойств в тот момент, когда мы за ней перестали наблюдать и что она никуда со стола не ушла. На чем же основана наша уверенность в неизменности ручки? Когда мы по делам выходим из дома, то откуда мы знаем, что вещи в этот момент радикально не изменяются, и что, например, подушка на стуле не станет ежом, а потом, при нашем возвращении домой, она снова превратится в подушку. Мы надеемся, что наши вещи остаются на тех же местах, на которых мы их оставили. Но почему?
Это происходит потому, что мы сами невольно сделали допущение, что наши вещи ведут себя дома вполне естественно, т.е. они не содержат в себе ничего противоестественного (а поэтому подушка не может самопроизвольно превратиться в ежика или во что-либо еще). Мы предположили, что объекты имеют устойчивые свойства и поэтому свободно не превращаются во что могут. То тесть, мы заранее предположили, что естественность заключается в том, что природа дана нам как универсальная и однообразная, что природа такова. И из-за этого объекты и ведут себя естественно. Они устойчивы в своих свойствах и однообразны. Камень не обращается в воду, а вода в вино.
Но что это за допущение и предположение мы сделали? Явно это допущение и предположение превосходит наши возможности знать это точно. Ведь наш опыт конечен, мы не способны видеть все, что соразмерно времени нашей жизни, мы не способны к непрерывному наблюдению. Наши допущения и предположения трудно сделать основываясь на своем личном и непосредственном опыте. Наш опыт принципиально конечен, и он не может быть применим для понимания, того, что превосходит наш опыт, например, для понимания бесконечного ряда чисел. Опыта там нет, а мы, тем не менее, это делаем, мыслим бесконечный математический ряд. Как нам это удается?
Мы живет так, что не можем согласиться со своей конечностью, не всегда принимаем ее во внимание. Мы видим всегда больше того, что мы способны видеть. Причем делаем шаг за пределы видимого с неизбежностью, мы всегда невольно как бы охватываем своими допущениями и предположением все то, о чем знать доподлинно не можем.
Именно эти, превышающие конечный и личный опыт допущения и предположения – предпосылка к философии. Мы склонны к философскому видению, даже если мы ничего и никогда не думали про философию и не знаем, что это. Философия началась задолго до того, когда она была названа. Философия – это потребность человека видеть больше того, что он смог видеть своими глазами. Чтобы об этом узнать, нужно предположить знание, превосходящее наши человеческие возможности, то есть - философское знание. Поэтому без внеопытных допущений и предположений жить человеку совершенно невозможно, он тогда не человек. А животное или робот. Философия является необходимой потребностью человеческой жизни, одним из человекообразующих начал. Представим себе, что какой-нибудь физик-оптик заявил нам, что луч света распространяется по прямой линии. Если его спросить, а почему луч света должен распространяться именно по прямой, то тогда оптик нам ответит, что у луча нет никаких причин идти ни вправо, ни влево, и если луч отражается от зеркальной поверхности, то лишь по законам симметрии. Но как физик-оптик смог сделать вывод, что луч света подчинен каким-то законам симметрии? Это не вытекает из самой физики. Это допущение и предположение за пределами доказуемости.
Надо бы еще раз напомнить, что такое философия.
А то, как-то все в чате поплыло. Извините, тут за учебные и предварительные описания. Но иногда - надо.
Когда мы ведем наблюдение за какими-то объектами, то у нас почему-то иногда возникает уверенность в том, что эти объекты неизменны. И мячик сегодня таков же, как он был вчера или будет завтра. Но ведь мы знаем, что объекты во времени меняются и что со временем нам эти изменения станут заметны.
Но откуда же мы знаем про неизменность объектов, ведь наше реальное наблюдение за объектами всегда конечно и дискретно, мы же не в состоянии наблюдать объект непрерывным образом? И если мы отошли от стола, то почему-то верим, что ручка, лежащая на нем, все-таки не изменит своих основных свойств в тот момент, когда мы за ней перестали наблюдать и что она никуда со стола не ушла. На чем же основана наша уверенность в неизменности ручки? Когда мы по делам выходим из дома, то откуда мы знаем, что вещи в этот момент радикально не изменяются, и что, например, подушка на стуле не станет ежом, а потом, при нашем возвращении домой, она снова превратится в подушку. Мы надеемся, что наши вещи остаются на тех же местах, на которых мы их оставили. Но почему?
Это происходит потому, что мы сами невольно сделали допущение, что наши вещи ведут себя дома вполне естественно, т.е. они не содержат в себе ничего противоестественного (а поэтому подушка не может самопроизвольно превратиться в ежика или во что-либо еще). Мы предположили, что объекты имеют устойчивые свойства и поэтому свободно не превращаются во что могут. То тесть, мы заранее предположили, что естественность заключается в том, что природа дана нам как универсальная и однообразная, что природа такова. И из-за этого объекты и ведут себя естественно. Они устойчивы в своих свойствах и однообразны. Камень не обращается в воду, а вода в вино.
Но что это за допущение и предположение мы сделали? Явно это допущение и предположение превосходит наши возможности знать это точно. Ведь наш опыт конечен, мы не способны видеть все, что соразмерно времени нашей жизни, мы не способны к непрерывному наблюдению. Наши допущения и предположения трудно сделать основываясь на своем личном и непосредственном опыте. Наш опыт принципиально конечен, и он не может быть применим для понимания, того, что превосходит наш опыт, например, для понимания бесконечного ряда чисел. Опыта там нет, а мы, тем не менее, это делаем, мыслим бесконечный математический ряд. Как нам это удается?
Мы живет так, что не можем согласиться со своей конечностью, не всегда принимаем ее во внимание. Мы видим всегда больше того, что мы способны видеть. Причем делаем шаг за пределы видимого с неизбежностью, мы всегда невольно как бы охватываем своими допущениями и предположением все то, о чем знать доподлинно не можем.
Именно эти, превышающие конечный и личный опыт допущения и предположения – предпосылка к философии. Мы склонны к философскому видению, даже если мы ничего и никогда не думали про философию и не знаем, что это. Философия началась задолго до того, когда она была названа. Философия – это потребность человека видеть больше того, что он смог видеть своими глазами. Чтобы об этом узнать, нужно предположить знание, превосходящее наши человеческие возможности, то есть - философское знание. Поэтому без внеопытных допущений и предположений жить человеку совершенно невозможно, он тогда не человек. А животное или робот. Философия является необходимой потребностью человеческой жизни, одним из человекообразующих начал. Представим себе, что какой-нибудь физик-оптик заявил нам, что луч света распространяется по прямой линии. Если его спросить, а почему луч света должен распространяться именно по прямой, то тогда оптик нам ответит, что у луча нет никаких причин идти ни вправо, ни влево, и если луч отражается от зеркальной поверхности, то лишь по законам симметрии. Но как физик-оптик смог сделать вывод, что луч света подчинен каким-то законам симметрии? Это не вытекает из самой физики. Это допущение и предположение за пределами доказуемости.
В основе вывода оптика лежит допущение об определенном характере мира, о его симметрической красоте. Но это допущение приходит не от физики, а от философии, это допущение и предположение философское. Никакая симметрия лучей света не следует из наблюдений за любыми физическими процессами. Откуда же этот оптик узнал, что в мире есть вообще какой-то порядок, например порядок той же симметрии? И это его допущение не вытекает из физической науки, скорее, все, наоборот, сама возможность физической науки – оптики, вытекает из сделанного им философского допущения и предположения.
Есть какие-то допущения и предположения, которые относятся в самой науке, не к науке, а к чему-то иному, к философии. Эти допущения являются условием всякого физического опыта, условием того, что мы вообще можем иметь в науке некоторый опыт. В виде подобных предельных допущений и предположений философия вплетена в жизнь и познание людей. Но мало кто знал, что это философия.
Древние греки славны тем, что они первыми заметили пристрастие людей к подобным допущениям и предположениям и они придумали, как их назвать – «философией» и они придумали, как с ними можно работать, сформулировать и применять. И с тех пор, когда люди встречаются со своими внеопытные допущениями и предположениями о мире, думают о них, осмысляют, то это занятие и стало называться «философией». Людям свойственно по жизни задаваться философскими вопросами и делать философские допущения и предположения.
Человек по жизни постоянно испытывает некоторых дискомфорт, когда он не может охватить своей мыслью весь мир в целом, помыслить что-то на пределе своих возможностей. Человек несет в себе беспокойство, он не может не задумываться обо всем, он таков, что настроен на «все». Человек всегда приходит в отчаяние от своего незнания, от своей недостаточности и неполноты взгляда. Он желает именно целостного знания, а не по частям. И не может это желание в себе победить. Человек с неизбежностью домысливает реальность до целого, а когда он это делает, то у него с той же неизбежностью возникают философские допущения и предположения, а также все, связанные с этими желаниями целостности, проблемы. Философия живет в людях постоянно. И в этом смысле философия существует для людей всегда, она есть неизбежно, когда человек что-то делает и чего-то добивается. Но именовали и выявили философию как самостоятельность деятельность людей только древние греки в VII–VI вв. до н. э.
Философия стала человекообразующим моментом. Как говорил философ Сократ, у нас в этом мире только две возможности в жизни, или стать философом, или повесится. Мы знаем, из тех же философских допущений и предположений, что в природе нет гарантий для чего-то такого, что составляет нашу человеческую жизнь. Например, нет в природе гарантий, что из человекообразного организма вдруг появится человек. Люди рождаются не природой, природой рождается только организм, в котором только возможен человек. Человек создает себя в качестве человека только тогда, когда своим умом достраивает фрагменты мира до целого. Чтобы человек стал человеком, он должен допустить нечто целое, что владеет им, что делает его человеком. Добро, любовь, истину и т.п. В данном случае допущение этого человекообразующего целого окажется определяющим условием человеческого бытия, способом организации человеческой жизни.
Видеть эти условия и способы организации своей жизни человеку необходимо. Только так человек осознает себя как человека. А такое видение условий и способов человеческого в человеке – это же и есть философия. Благодаря философии мы только и можем знать, что такое человек, что делает человека человеком. Философия делает нас людьми.
Философия для людей неизбежна, она вызвана к жизни самим способом человеческой жизни и человеческим познанием.
Философия необходимое и неизбежное основание нашего существования в качестве людей и основание всякого нашего познания.
#Пост2
#Человек
#Философия
#Космос_Русской_Идеи
Есть какие-то допущения и предположения, которые относятся в самой науке, не к науке, а к чему-то иному, к философии. Эти допущения являются условием всякого физического опыта, условием того, что мы вообще можем иметь в науке некоторый опыт. В виде подобных предельных допущений и предположений философия вплетена в жизнь и познание людей. Но мало кто знал, что это философия.
Древние греки славны тем, что они первыми заметили пристрастие людей к подобным допущениям и предположениям и они придумали, как их назвать – «философией» и они придумали, как с ними можно работать, сформулировать и применять. И с тех пор, когда люди встречаются со своими внеопытные допущениями и предположениями о мире, думают о них, осмысляют, то это занятие и стало называться «философией». Людям свойственно по жизни задаваться философскими вопросами и делать философские допущения и предположения.
Человек по жизни постоянно испытывает некоторых дискомфорт, когда он не может охватить своей мыслью весь мир в целом, помыслить что-то на пределе своих возможностей. Человек несет в себе беспокойство, он не может не задумываться обо всем, он таков, что настроен на «все». Человек всегда приходит в отчаяние от своего незнания, от своей недостаточности и неполноты взгляда. Он желает именно целостного знания, а не по частям. И не может это желание в себе победить. Человек с неизбежностью домысливает реальность до целого, а когда он это делает, то у него с той же неизбежностью возникают философские допущения и предположения, а также все, связанные с этими желаниями целостности, проблемы. Философия живет в людях постоянно. И в этом смысле философия существует для людей всегда, она есть неизбежно, когда человек что-то делает и чего-то добивается. Но именовали и выявили философию как самостоятельность деятельность людей только древние греки в VII–VI вв. до н. э.
Философия стала человекообразующим моментом. Как говорил философ Сократ, у нас в этом мире только две возможности в жизни, или стать философом, или повесится. Мы знаем, из тех же философских допущений и предположений, что в природе нет гарантий для чего-то такого, что составляет нашу человеческую жизнь. Например, нет в природе гарантий, что из человекообразного организма вдруг появится человек. Люди рождаются не природой, природой рождается только организм, в котором только возможен человек. Человек создает себя в качестве человека только тогда, когда своим умом достраивает фрагменты мира до целого. Чтобы человек стал человеком, он должен допустить нечто целое, что владеет им, что делает его человеком. Добро, любовь, истину и т.п. В данном случае допущение этого человекообразующего целого окажется определяющим условием человеческого бытия, способом организации человеческой жизни.
Видеть эти условия и способы организации своей жизни человеку необходимо. Только так человек осознает себя как человека. А такое видение условий и способов человеческого в человеке – это же и есть философия. Благодаря философии мы только и можем знать, что такое человек, что делает человека человеком. Философия делает нас людьми.
Философия для людей неизбежна, она вызвана к жизни самим способом человеческой жизни и человеческим познанием.
Философия необходимое и неизбежное основание нашего существования в качестве людей и основание всякого нашего познания.
#Пост2
#Человек
#Философия
#Космос_Русской_Идеи
Пост №3 Итоговый аналитический пост
Тема Недели: Космос русской идеи.
Обсуждение началось с вопроса дня в виде задания, придумать один (или больше) философский вопрос о космосе, будущем и русской идее.
Разброс предложенных вопросов был широкий. От экономико-социального (когда повысят зарплаты России в полтора раза) до чисто онтологического: "Почему всеобще что-то есть, а не ничто? Ведь нет никаких причин для того, чтобы что-то вообще было".
Где-то между социальным и бытийным вопросами находится вопрос: "Какого рода духовное преображение человека позволит ему проникнуть в дальний космос? И какую роль в этом преображении исполнит русская идея?"
Второй вопрос дня: Существует ли русский план-проект освоения космоса в будущем и (если существует) какие стадии развития он предполагает?
Ответы поначалу сошлись на том, что не существует план. Что впрочем не отменяет его сакрального, даже теологического наполнения.
В качестве плана были приведены теории космистов, Фёдорова, Циолковского, Сухово-Кобылина. По теории последнего, человек должен пройти стадию теллургическую(земную), солярную, звездную.
Речь в чате также заходила об онтологии космоса, о парадигмах в науке и концепциях в философии, о доктрине непрерывного творения Эдвардса, в которой отрицается самостоятельное бытие космоса, все творение как бы внутри сознания Божества. Без последнего его нет. Как отражения без света.
Также пытались осмыслить космос как божественную речь.
Также были перечислены: сборка космос-не-здесь для астрофизики, игр, фантастики, утопий и эсхатологии, Андреев, космос как тексты и/или гипертекст.
Космический гипертекст позволит подойти к многообразию как к единому смысловому пространству.
Пример такой работы дал Флоренский, свободно перемещавшийся от геометрии мнимости к теории относительности, от нее — к попыткам физического моделирования времени сновидений и реконструкции космологии Данте в свете современной науки.
Пост №2 еще раз напомнил, что такое Философия. Она делает человека человеком, позволяет понять, что такое добро, красота, Истина. И вообще, философия - основание всякого нашего познания.
#18_июля
#итоговый_пост
#космос
#русская_идея
Тема Недели: Космос русской идеи.
Обсуждение началось с вопроса дня в виде задания, придумать один (или больше) философский вопрос о космосе, будущем и русской идее.
Разброс предложенных вопросов был широкий. От экономико-социального (когда повысят зарплаты России в полтора раза) до чисто онтологического: "Почему всеобще что-то есть, а не ничто? Ведь нет никаких причин для того, чтобы что-то вообще было".
Где-то между социальным и бытийным вопросами находится вопрос: "Какого рода духовное преображение человека позволит ему проникнуть в дальний космос? И какую роль в этом преображении исполнит русская идея?"
Второй вопрос дня: Существует ли русский план-проект освоения космоса в будущем и (если существует) какие стадии развития он предполагает?
Ответы поначалу сошлись на том, что не существует план. Что впрочем не отменяет его сакрального, даже теологического наполнения.
В качестве плана были приведены теории космистов, Фёдорова, Циолковского, Сухово-Кобылина. По теории последнего, человек должен пройти стадию теллургическую(земную), солярную, звездную.
Речь в чате также заходила об онтологии космоса, о парадигмах в науке и концепциях в философии, о доктрине непрерывного творения Эдвардса, в которой отрицается самостоятельное бытие космоса, все творение как бы внутри сознания Божества. Без последнего его нет. Как отражения без света.
Также пытались осмыслить космос как божественную речь.
Также были перечислены: сборка космос-не-здесь для астрофизики, игр, фантастики, утопий и эсхатологии, Андреев, космос как тексты и/или гипертекст.
Космический гипертекст позволит подойти к многообразию как к единому смысловому пространству.
Пример такой работы дал Флоренский, свободно перемещавшийся от геометрии мнимости к теории относительности, от нее — к попыткам физического моделирования времени сновидений и реконструкции космологии Данте в свете современной науки.
Пост №2 еще раз напомнил, что такое Философия. Она делает человека человеком, позволяет понять, что такое добро, красота, Истина. И вообще, философия - основание всякого нашего познания.
#18_июля
#итоговый_пост
#космос
#русская_идея
Итоговый текст
Уважаемые участники!
Публикуем итог работы чата за 18.07.24:
Итоговый текст
Исследования космоса внутри человека делала русская литература. Наверно, эти исследования можно назвать и планом. Который позже может трансформироваться в русский космический гипертекст. Представьте себе текст в котором космос русского мифа, звездный ужас Гумилева и звездное Евангелие Есенина соединяются с идеями Федорова, Циолковского, с Мнимым пространством-временем Флоренского, космологосом Гачева, интерпретациями современной космологии от Нестерука в традициях русской религиозной философии... И это то что наш гипертекст автоматически наследует.
#18_июля
#итоговый_пост
#космос
#Космос_Русской_Идеи
Уважаемые участники!
Публикуем итог работы чата за 18.07.24:
Итоговый текст
Исследования космоса внутри человека делала русская литература. Наверно, эти исследования можно назвать и планом. Который позже может трансформироваться в русский космический гипертекст. Представьте себе текст в котором космос русского мифа, звездный ужас Гумилева и звездное Евангелие Есенина соединяются с идеями Федорова, Циолковского, с Мнимым пространством-временем Флоренского, космологосом Гачева, интерпретациями современной космологии от Нестерука в традициях русской религиозной философии... И это то что наш гипертекст автоматически наследует.
#18_июля
#итоговый_пост
#космос
#Космос_Русской_Идеи
Русская Философия
Первый канал
Девиз этого времени
«Космос русского бытия и сущего»
19 июля 2024 года от Рождества Христова
Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»
—
Тема Недели
Космос русской идеи
—
Русская Философия
Русская Идея
Наследие русской философии
Будущее русской идеи
Философия Космоса
Идея Космоса
Космос русской идеи
Русская идея в космосе
Идея космоса и Русская идея
Русская космическая идея
Третий Собор
—
Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи
—
Напоминание
Все что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего
__
День Шестой
Место на Карте русской философии
Значение и назначение
—
Необходимый минимум любого философского исследования — на выходе мы должны иметь нечто большее чем имели на входе.
Было бы странно если бы к концу недели мы так и остались с философским вакуумом построенным на трех неизвестностях: космос, будущее, русская идея.
Поэтому поделимся теми небольшими наработками, которые удалось зафиксировать:
1) Понятие русского космического гипертекста как живого и постоянно развивающегося целого, включающего все сказанное и еще не сказанное русской мыслью о космосе. (Это позволяет говорить о космосе по новому, вне рамок традиционных дискурсов космизма, философии естествознания и т.д.)
2) Взгляд на сам космос как на текст, в таком случае пункт 1 обретает космологическое и онтологическое значение.
3) Необходимая философская составляющая любых исследований космоса.
4) Концепция вселения, которую можно применить к трем экзистенциалам: космос, идея, будущее.
5) Космический человек и космосамопознание.
6) Концепция космоса "здесь" и космоса "не здесь"
7) Концепция горизонта космического познания, как стыка "космоса здесь" и "космоса не здесь".
Это, конечно, лишь некоторые из наших наработок.
Сегодняшняя задача — разместить наш космический текст на карте русской философии, увидеть его связи с другими уголками карты.
Всем идей! Всем связей! Всем место на карте!
Первый канал
Девиз этого времени
«Космос русского бытия и сущего»
19 июля 2024 года от Рождества Христова
Ежедневный выпуск
«Направление русской философии»
—
Тема Недели
Космос русской идеи
—
Русская Философия
Русская Идея
Наследие русской философии
Будущее русской идеи
Философия Космоса
Идея Космоса
Космос русской идеи
Русская идея в космосе
Идея космоса и Русская идея
Русская космическая идея
Третий Собор
—
Единая Карта
Карта Русской Философии
Карта Русской Идеи
—
Напоминание
Все что принимается, принимается в соответствии с устройством принимающего
__
День Шестой
Место на Карте русской философии
Значение и назначение
—
Необходимый минимум любого философского исследования — на выходе мы должны иметь нечто большее чем имели на входе.
Было бы странно если бы к концу недели мы так и остались с философским вакуумом построенным на трех неизвестностях: космос, будущее, русская идея.
Поэтому поделимся теми небольшими наработками, которые удалось зафиксировать:
1) Понятие русского космического гипертекста как живого и постоянно развивающегося целого, включающего все сказанное и еще не сказанное русской мыслью о космосе. (Это позволяет говорить о космосе по новому, вне рамок традиционных дискурсов космизма, философии естествознания и т.д.)
2) Взгляд на сам космос как на текст, в таком случае пункт 1 обретает космологическое и онтологическое значение.
3) Необходимая философская составляющая любых исследований космоса.
4) Концепция вселения, которую можно применить к трем экзистенциалам: космос, идея, будущее.
5) Космический человек и космосамопознание.
6) Концепция космоса "здесь" и космоса "не здесь"
7) Концепция горизонта космического познания, как стыка "космоса здесь" и "космоса не здесь".
Это, конечно, лишь некоторые из наших наработок.
Сегодняшняя задача — разместить наш космический текст на карте русской философии, увидеть его связи с другими уголками карты.
Всем идей! Всем связей! Всем место на карте!
#Вопрос_дня
С какими направлениями русской философии на ваш взгляд будет прежде всего связана будущая космическая философия в России?
(Этим термином можно условно обозначить все будущие философские подступы к космосу).
С какими направлениями русской философии на ваш взгляд будет прежде всего связана будущая космическая философия в России?
(Этим термином можно условно обозначить все будущие философские подступы к космосу).
Пост №2
Продолжим отличать философию от того, чем она не является.
Человечеству философия необходима, так как пределы человеческих возможностей и познания, горизонт нашего существования надо как-то умственно себе представлять. Без этого, без действия ума в направлении философских изысканий, беспокойство у людей относительно от своего положения в мире, обретает иррациональные формы опасных предрассудков, часто приводящих к чудовищным последствиям в практике нашей жизни. И без ума, справиться с этими иррациональными предрассудками и их последствиями человечество без философии не может.
В этом смысле философия – это необходимая настроенность в человечестве. Какая же это настроенность? Философия – это определенная настроенность ума на предельные вопросы и ответы. Ум - это сам и есть первое изобретение философии, которое никак нельзя из философии вычеркнуть. Можно сказать, что постулат о наличии ума, это первая и единственная догма в философии. И не важно, как именно мы будем отличать ум от безумия, в разные эпохи и в разных местах, это делается по-своему. Но всегда планка разграничения ума от безумия в философии удерживается неизменно, ее нельзя растворить без остатка. Всякая философия – это философия ума.
Именно по этой причине философов называют обычно мыслителями, т.е. людьми, использующими свой ум. Специфика мыслителей заключается не в том, что они о чем-то хорошо подумали, хотя обычно мыслитель, это от кто мыслит на пределе возможностей нашего ума, а она заключается в том, что когда они подумали, то именно тогда они узнали, а что такое, собственно говоря, и есть сам ум. И чем больше они узнают по сам ум, тем с большим основанием этих мыслителей можно назвать философами.
У нашего ума есть настроенность на предельные вопросы и их решения. Это называется философским умонастроением. Это умонастроение охватывает всех людей, особенно детей. Открывающих для себя мир. Спросить, почему, после упавшего квадратного кирпича в воду, расходящиеся круги круглые, может каждый. Но вод увидеть все наше окружение и нас самих с таким умонастроением, вот тут нужно обладать особом умонастроением, устойчивым в своих вопросах и ответах.
Надо постоянно удивляться всему. Аристотель нам рассказал о фундаментальном настроении удивления, без которого философ не может ставить вопросы и находить на них ответы. У философа способность видеть все предельным образом с настроением удивления. Именно удивление перед лицом того, что что-то вообще есть, а не ничто, именно удивление перед лицом того, что есть много всего, а не одно, – вот это все принадлежит философском вопрошанию и ответствию. Уметь сначала мысленно отстраниться от своей практической вовлеченности в жизнь, посмотреть на свое положение в мире, на свои действия и вещи со стороны, а потом, задать об этом вопросы, найти ответы на эти вопросы и сообщить о результатах своих размышлений философскому сообществу – все это профессиональный философский навык.
Философию можно рассматривать как фундаментальную настроенность человеческой жизни. Такая настроенность предполагает и чувство отстраненности, и чувство ясности и отчетливости, и чувство солидарности в деле ума, истины и смысла и т.п.
Философия – это определенное настроение нашего ума.
Продолжим отличать философию от того, чем она не является.
Человечеству философия необходима, так как пределы человеческих возможностей и познания, горизонт нашего существования надо как-то умственно себе представлять. Без этого, без действия ума в направлении философских изысканий, беспокойство у людей относительно от своего положения в мире, обретает иррациональные формы опасных предрассудков, часто приводящих к чудовищным последствиям в практике нашей жизни. И без ума, справиться с этими иррациональными предрассудками и их последствиями человечество без философии не может.
В этом смысле философия – это необходимая настроенность в человечестве. Какая же это настроенность? Философия – это определенная настроенность ума на предельные вопросы и ответы. Ум - это сам и есть первое изобретение философии, которое никак нельзя из философии вычеркнуть. Можно сказать, что постулат о наличии ума, это первая и единственная догма в философии. И не важно, как именно мы будем отличать ум от безумия, в разные эпохи и в разных местах, это делается по-своему. Но всегда планка разграничения ума от безумия в философии удерживается неизменно, ее нельзя растворить без остатка. Всякая философия – это философия ума.
Именно по этой причине философов называют обычно мыслителями, т.е. людьми, использующими свой ум. Специфика мыслителей заключается не в том, что они о чем-то хорошо подумали, хотя обычно мыслитель, это от кто мыслит на пределе возможностей нашего ума, а она заключается в том, что когда они подумали, то именно тогда они узнали, а что такое, собственно говоря, и есть сам ум. И чем больше они узнают по сам ум, тем с большим основанием этих мыслителей можно назвать философами.
У нашего ума есть настроенность на предельные вопросы и их решения. Это называется философским умонастроением. Это умонастроение охватывает всех людей, особенно детей. Открывающих для себя мир. Спросить, почему, после упавшего квадратного кирпича в воду, расходящиеся круги круглые, может каждый. Но вод увидеть все наше окружение и нас самих с таким умонастроением, вот тут нужно обладать особом умонастроением, устойчивым в своих вопросах и ответах.
Надо постоянно удивляться всему. Аристотель нам рассказал о фундаментальном настроении удивления, без которого философ не может ставить вопросы и находить на них ответы. У философа способность видеть все предельным образом с настроением удивления. Именно удивление перед лицом того, что что-то вообще есть, а не ничто, именно удивление перед лицом того, что есть много всего, а не одно, – вот это все принадлежит философском вопрошанию и ответствию. Уметь сначала мысленно отстраниться от своей практической вовлеченности в жизнь, посмотреть на свое положение в мире, на свои действия и вещи со стороны, а потом, задать об этом вопросы, найти ответы на эти вопросы и сообщить о результатах своих размышлений философскому сообществу – все это профессиональный философский навык.
Философию можно рассматривать как фундаментальную настроенность человеческой жизни. Такая настроенность предполагает и чувство отстраненности, и чувство ясности и отчетливости, и чувство солидарности в деле ума, истины и смысла и т.п.
Философия – это определенное настроение нашего ума.
Когда философы находят свои предельные вопрос и изобретают на них свои предельные ответы, они решают вместе свои проблемы, характерные только для мыслителей, для того или иного философского сообщества.
Но изобретенные ответы редко удовлетворяют мыслителей, они их критикуют, подчеркивают присущие им недостатки. Поэтому каждый мыслитель стремиться найти свой, удовлетворительный для него ответ, придумать свое, как правило лучшее решение. И мыслитель лишь тогда состоится как философ, когда он найдет свое новое решение для целого пучка философских проблем.
Философ становится философом лишь вместе с изобретением им нового решения, именуемого концептом, которое решает пучок философских проблем. Найденное мыслителем новое, радикальное, уникальное и оригинальное решение постепенно выстраивается философом в целую систему основоположений, когда все составляющие этого решения стягиваются в одно целое, в концепт. Философ всю жизнь продумывает и строит свой концепт, в в очень редких случаях, оставляя строительство одного концепта, он переходит к строительству другого концепта. Концептуальное строительство составляет важнейшую часть философской работы.
Поэтому можно сказать, что философия – это один из видов концептуального творчества, работа по созданию предельного концепта, решающего философские проблемы. Конечно, чтобы обратиться к удивлению и обрести настроенность ума на предельное много чего еще должно случится с человеком в жизни. Философия – это жизненное приключение человека. Боги философией не занимаются, это чисто человеческое занятие.
Поэтому философия не всегда относится только к одному состоянию нашего ума, но она еще относится и к состоянию всей нашей жизни. Какие-то события могут сдвигать нас к философии. Например, нечаянная цепочки встреч с чем-то предельным, с пограничным, может переводить нас и настраивать на философский лад, как это, например, произошло с Сиддхартха Гаутамой Шакьямуни, ставшего Буддой. Или еще, например, гибель Сократа, несправедливо осужденного лучшим тогдашним общественным строем, демократией, заставила Платона задуматься об идеальной общественном строе, стала той жиззненной драмой Платона, которая питала его обращение к философии. Или, например, работа мужа Фут, по отклонению немецких ракет от центра Лондона, заставила его жену Филиппу Фут начать размышлять о трудностях человеческого выбора. Событий, которые обращают человека к философии великое множество, и все они все разные. Но, не смотря на это многообразие, они всегда по отношению к философии имеют место. А это означает, что философия имеет в своем существе событийную основу, философия, это то, что с нами иногда по жизни случается, а потом может даже стать нашей личной судьбой.
Если философы решают проблемы философских сообществ, то своей работой философы обращены к людям. Философ может открыть свои решения только философскому сообществу, так как вряд ли это решение поймет кото-то другой. Философия филантропична, она всегда обращена к людям, к философскому сообществу. Поэтому философия никогда не стремилась удалиться в заоблачные высоты одинокой и абстрактной мысли, а наоборот, философия обретала себя в момент возвращения из этих высот к людям. Философ становится философом лишь в момент его коммуникации с другими людьми, философами. Поэтому философом нельзя стать вне общительности.
Философия - это ни какая-то не мистика, так как мысль обязательно покидает свои глубины в направлении к поверхности, она высказывается. Философия – это никакая не эзотерика, это то, что обязательно открыто людям, проверяемо ими и критикуемо. Философию обязательно обсуждают. Открытость философии принадлежит самому существу философии. Философ участвует в борьбе за центр внимания в философском сообществе и никогда не может быть понят вне этой борьбы.
Философия – это не частное, а общественное, а иногда даже, и коммунитарное предприятие.
#Пост2
#Человек
#Философия
#Космос_Русской_Идеи
Но изобретенные ответы редко удовлетворяют мыслителей, они их критикуют, подчеркивают присущие им недостатки. Поэтому каждый мыслитель стремиться найти свой, удовлетворительный для него ответ, придумать свое, как правило лучшее решение. И мыслитель лишь тогда состоится как философ, когда он найдет свое новое решение для целого пучка философских проблем.
Философ становится философом лишь вместе с изобретением им нового решения, именуемого концептом, которое решает пучок философских проблем. Найденное мыслителем новое, радикальное, уникальное и оригинальное решение постепенно выстраивается философом в целую систему основоположений, когда все составляющие этого решения стягиваются в одно целое, в концепт. Философ всю жизнь продумывает и строит свой концепт, в в очень редких случаях, оставляя строительство одного концепта, он переходит к строительству другого концепта. Концептуальное строительство составляет важнейшую часть философской работы.
Поэтому можно сказать, что философия – это один из видов концептуального творчества, работа по созданию предельного концепта, решающего философские проблемы. Конечно, чтобы обратиться к удивлению и обрести настроенность ума на предельное много чего еще должно случится с человеком в жизни. Философия – это жизненное приключение человека. Боги философией не занимаются, это чисто человеческое занятие.
Поэтому философия не всегда относится только к одному состоянию нашего ума, но она еще относится и к состоянию всей нашей жизни. Какие-то события могут сдвигать нас к философии. Например, нечаянная цепочки встреч с чем-то предельным, с пограничным, может переводить нас и настраивать на философский лад, как это, например, произошло с Сиддхартха Гаутамой Шакьямуни, ставшего Буддой. Или еще, например, гибель Сократа, несправедливо осужденного лучшим тогдашним общественным строем, демократией, заставила Платона задуматься об идеальной общественном строе, стала той жиззненной драмой Платона, которая питала его обращение к философии. Или, например, работа мужа Фут, по отклонению немецких ракет от центра Лондона, заставила его жену Филиппу Фут начать размышлять о трудностях человеческого выбора. Событий, которые обращают человека к философии великое множество, и все они все разные. Но, не смотря на это многообразие, они всегда по отношению к философии имеют место. А это означает, что философия имеет в своем существе событийную основу, философия, это то, что с нами иногда по жизни случается, а потом может даже стать нашей личной судьбой.
Если философы решают проблемы философских сообществ, то своей работой философы обращены к людям. Философ может открыть свои решения только философскому сообществу, так как вряд ли это решение поймет кото-то другой. Философия филантропична, она всегда обращена к людям, к философскому сообществу. Поэтому философия никогда не стремилась удалиться в заоблачные высоты одинокой и абстрактной мысли, а наоборот, философия обретала себя в момент возвращения из этих высот к людям. Философ становится философом лишь в момент его коммуникации с другими людьми, философами. Поэтому философом нельзя стать вне общительности.
Философия - это ни какая-то не мистика, так как мысль обязательно покидает свои глубины в направлении к поверхности, она высказывается. Философия – это никакая не эзотерика, это то, что обязательно открыто людям, проверяемо ими и критикуемо. Философию обязательно обсуждают. Открытость философии принадлежит самому существу философии. Философ участвует в борьбе за центр внимания в философском сообществе и никогда не может быть понят вне этой борьбы.
Философия – это не частное, а общественное, а иногда даже, и коммунитарное предприятие.
#Пост2
#Человек
#Философия
#Космос_Русской_Идеи
Пост №3
Итоговый аналитический пост
Тема Недели: Космос русской идеи.
Пост2 был посвящён понятию русского космического гипертекста как живого и постоянно развивающегося целого, включающего все сказанное и еще не сказанное русской мыслью о космосе.
То есть предполагалось перечислить направления мысли, связанные с космосом и Россией в Будущем.
Что и было отражено в вопросе дня:
С какими направлениями русской философии на ваш взгляд будет прежде всего связана будущая космическая философия в России?
(Этим термином можно условно обозначить все будущие философские подступы к космосу).
В ответе это философии человека, культуры, и общества.
А также гносеология, эпистемология, этика, фил антропология, соц философия, философия культуры, философия техники, фил-я науки, философия медицины.
Модерн изгнал из космоса античную красоту. Но русская Философия искала в космосе душу и красоту. Поэтому, в русский космический гипертекст должны быть вплетены не только космисты и космологи, но и звездные узоры Гумилева. Есенина и всякого, кто ищет в космосе красоту, которая зов целого.
Вторит этому и мнение: Космический Гипертекст - живой, связан с музыкой и музыкой слов, имеет общее вдохновение - духовное (планотически-идеальное). И даже более, Гипертекст - это Симфония Русской Философии, создаваемая всеми нами и нашим Движением.
Также призывали не путать "Философию в России" с "Русской философией", выжила ли русская Философия в эмиграции, спор о самрьвности русской философии, а также возвращались к дилемме, относить ли советскую и постсоветскую философию к русской. Оказалось, что за исключением марксиста Ильенкова, философию советской эпохи можно считать диссидентской.
Вернувшись к философии космоса, указали, что ее расцвет пришелся на 1990-2000 годы и это хороший ресурс для подъема русской мысли.
Прозвучало и оригинальное мнение, что Космос как текст это каббалистическая концепция. Но это и христианская традиция и вообще не только религиозный подход.
К признакам русского видения космоса - отнесено ощущение его как живого всеединого сознающего организма. Эти свойства видения есть у Чижевского, Вернадского, Циолковского. В русском восприятии космос как текст - это речь (песня).
Космический текст интересен, как общее смысловое пространство, где рухнут перегородки между космизмом, космологией, космосом поэтов и культурологов.
Пост №2 продолжим вчерашнюю тему, как отличить философию от того, чем она не является. Философия – это определенная настроенность ума на предельные вопросы и ответы. Поэтому важно отличать ум от безумия. Философия открыта для обсуждения, потому она не эзотерика и не мистика.
И, что ещё интересно, философ может быть понят только в рамках борьбы за центр внимания в философском сообществе.
#19_июля
#итоговый_пост
#Космос_Русской_Идеи
#космос
Итоговый аналитический пост
Тема Недели: Космос русской идеи.
Пост2 был посвящён понятию русского космического гипертекста как живого и постоянно развивающегося целого, включающего все сказанное и еще не сказанное русской мыслью о космосе.
То есть предполагалось перечислить направления мысли, связанные с космосом и Россией в Будущем.
Что и было отражено в вопросе дня:
С какими направлениями русской философии на ваш взгляд будет прежде всего связана будущая космическая философия в России?
(Этим термином можно условно обозначить все будущие философские подступы к космосу).
В ответе это философии человека, культуры, и общества.
А также гносеология, эпистемология, этика, фил антропология, соц философия, философия культуры, философия техники, фил-я науки, философия медицины.
Модерн изгнал из космоса античную красоту. Но русская Философия искала в космосе душу и красоту. Поэтому, в русский космический гипертекст должны быть вплетены не только космисты и космологи, но и звездные узоры Гумилева. Есенина и всякого, кто ищет в космосе красоту, которая зов целого.
Вторит этому и мнение: Космический Гипертекст - живой, связан с музыкой и музыкой слов, имеет общее вдохновение - духовное (планотически-идеальное). И даже более, Гипертекст - это Симфония Русской Философии, создаваемая всеми нами и нашим Движением.
Также призывали не путать "Философию в России" с "Русской философией", выжила ли русская Философия в эмиграции, спор о самрьвности русской философии, а также возвращались к дилемме, относить ли советскую и постсоветскую философию к русской. Оказалось, что за исключением марксиста Ильенкова, философию советской эпохи можно считать диссидентской.
Вернувшись к философии космоса, указали, что ее расцвет пришелся на 1990-2000 годы и это хороший ресурс для подъема русской мысли.
Прозвучало и оригинальное мнение, что Космос как текст это каббалистическая концепция. Но это и христианская традиция и вообще не только религиозный подход.
К признакам русского видения космоса - отнесено ощущение его как живого всеединого сознающего организма. Эти свойства видения есть у Чижевского, Вернадского, Циолковского. В русском восприятии космос как текст - это речь (песня).
Космический текст интересен, как общее смысловое пространство, где рухнут перегородки между космизмом, космологией, космосом поэтов и культурологов.
Пост №2 продолжим вчерашнюю тему, как отличить философию от того, чем она не является. Философия – это определенная настроенность ума на предельные вопросы и ответы. Поэтому важно отличать ум от безумия. Философия открыта для обсуждения, потому она не эзотерика и не мистика.
И, что ещё интересно, философ может быть понят только в рамках борьбы за центр внимания в философском сообществе.
#19_июля
#итоговый_пост
#Космос_Русской_Идеи
#космос
Итоговый текст
Уважаемые участники!
Публикуем итог работы чата за 19.07.24:
Итоговый текст
Вопрос о будущем русского космизма и возможном развитии русской философии в космическом направлении. В 90-е и 2000-е годы поворот к космосу в русской философии был незначительным. Греки разработали эстетическое и онтологическое значение космоса, затем возникла фюсиология, натурфилософия и космология. Русские создали космизм с нравственным значением космоса и вселением в него. Сейчас тема космоса в философии разрабатывается косвенно через философию культуры и философию фантастики.
#19_июля
#итоговый_пост
#космос
#Космос_Русской_Идеи
Уважаемые участники!
Публикуем итог работы чата за 19.07.24:
Итоговый текст
Вопрос о будущем русского космизма и возможном развитии русской философии в космическом направлении. В 90-е и 2000-е годы поворот к космосу в русской философии был незначительным. Греки разработали эстетическое и онтологическое значение космоса, затем возникла фюсиология, натурфилософия и космология. Русские создали космизм с нравственным значением космоса и вселением в него. Сейчас тема космоса в философии разрабатывается косвенно через философию культуры и философию фантастики.
#19_июля
#итоговый_пост
#космос
#Космос_Русской_Идеи