Родина на Неве
356 subscribers
1.21K photos
47 videos
4 files
2.18K links
Голос столицы Российской империи
加入频道
У вас в запасе всего 14 слов. Что вы скажете?

Инновации, искусственный интеллект, роботы, короткие видео в ленте, тысячи телеграмм каналов, говорящие колонки дома, личные бренды, бесконечные билборды с рекламой и непрекращающиеся моря информации…

Слова двоятся, теряются, находятся и рождаются. Мы находимся в эфемерной надежде «схватить» полезную информацию, книгу или подкаст. Однако в итоге всё равно уезжаем на природу и слушаем по выходным тишину. Произносим только самое ценное и важное. Так сколько же стоит слово?

Переместимся в зал «Театра у Нарвских ворот», где идёт спектакль «Фабрика слов», поставленный по пьесе Аньес де Лестрад режиссёрами Алексеем Шульгачом и Дианой Разживайкиной. Тишина. Вот-вот мы узнаем необычную и непривычную цену. В креслах только дети, а значит ответная реакция обещает быть алмазно-честной.

На сцене – новый мир! Мир, в котором слова производит фабрика и действует закон: «купи- проглоти-произнеси». У богатых много изящных и красивых слов, а бедным приходится иметь в арсенале лишь много надежды, чуткости и изредка говорить.

Однажды рождается маленький Филеас (актёр Антон Хатеев). Для его имени мама (актриса Марина Петромаева) пожертвовала слово «фейхоа», папа (актёр Роман Сидоренко) вытащил «хорошо», а дедушка (актёр Павел Москалёв) отдал «канделябр».

И теперь его могли использовать все!

«Филеас!», «Ф-и-и-л-е-ас», «Филеас….»

Летели дни, будни, вечера, года и Филеас вырос. Он готов изучать, дружить и жить! В его голове только 14 слов и одна большая любовь – Сибелла!

Внутри зарождается искра, случается химия, дрожь от волнения и эмоций передаётся по рукам, губам и голове. Сердце складывает невнятное бормотание, полёт мыслей не успевает отобрать нужное, а свобода расцветает! Хочется кричать и бесконечно говорить! Говорить? А как говорить?

Полностью текст рецензии - на сайте "Родина на Неве":

https://rodinananeve.ru/u-vas-v-zapase-vsego-14-slov-chto-vy-skazhete/
Детская ёлка в центре онкологии имени Н.Н. Петрова

Город постепенно погружается в предновогоднюю суету. Улицы украшают множеством гирлянд, во внутренних дворах прячутся от лишних глаз камерные ярмарки, а люди… а люди подводят итоги уходящего года.

В 2024 году мне хотелось сделать что-то очень хорошее, не для себя — для людей. Когда в мире так много всего сложного и угнетающего, хочется самому стать источником света. Ведь только мы сами можем создать то, чем будем гордиться.

В начале года я решилась организовать благотворительный сбор среди соседей, друзей, коллег, чтобы подарить частичку новогоднего чуда тем, кому оно особенно нужно. Собрав нужную сумму и купив подарки, я в компании своего друга отправилась в Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н. Н. Петрова. Переодевшись в костюмы Деда Мороза и Снегурочки, мы приехали провести небольшую интерактивную программу.

Я думала, что готова ко всему, но всё оказалось совсем иначе.

Едва переступив порог холла, в котором собралась немногочисленная группа детей, сердце пропустило несколько ударов. Побритые головы, переносные капельницы и потухшие глаза… Можно сколько угодно смотреть на это в фильмах, но ощущения, испытанные в жизни, не сравнятся ни с чем. Быстро взяв себя в руки, мы поиграли с ребятами, попутно узнавая, какое же новогоднее чудо каждый из них ждёт. Дети называли разные вещи: кто-то говорил про новую игрушку, кто-то — про новый телефон, а в тихом взгляде каждого родителя читалось лишь одно — желание, чтобы их ребёнок был здоров.

Не всем был разрешён выход из палаты, поэтому нами было принято решение зайти к каждому в гости. Как же было приятно видеть ту небольшую надежду, ту зарождающуюся искру в глазах детей, когда Дедушка Мороз дарил им подарки, попутно рассказывая про свою северную жизнь. В голове до сих пор крутятся слова одного мальчика:

— А я очень сильно хочу, чтобы мы с вами ещё раз увиделись! Но не здесь. Я вам обещаю: в следующем году я выздоровею, и вы приедете ко мне в гости. Вы ведь придёте?

И мы ответили, что обязательно навестим, что его родители уже гордятся им, о чём важно помнить.

У каждого ребёнка в том центре своя история, но объединяет эти маленькие сердца надежда на обычную жизнь, не зависящую от капельниц и таблеток.

Мы сами можем стать для кого-то новогодним чудом, той сказкой, тем подарком, который хочется получить. Только в наших руках и силах сделать этот мир лучше и добрее.

С наступающим 2025 годом!

Ксения Матуняк

Текст на сайте "Родина на Неве":
https://rodinananeve.ru/detskaya-yolka-v-czentre-onkologii-imeni-n-n-petrova/
«Мёртвые души» Щедрина и «дар неба» Гергиева

Родион Щедрин – один из тех композиторов, которые развивали оперное искусство во второй половине ХХ века. В репертуаре Мариинского театра есть несколько его опер. Так, 5 декабря на новой сцене театра будут представлены его «Мёртвые души».

Якобы Родион Щедрин писал оперу «Мёртвые души» если не «в стол», то без особой надежды на её постановку, так как в то время не имел ни заказов, ни контрактов. Однако весть о работе известного композитора над таким значимым произведением разнеслась в театральных кругах. В итоге за её постановку взялся Борис Покровский, и в декабре 1977 года «Мёртвые души» представили в Московском Большом театре (режиссёр Борис Покровский), а через полгода и в ленинградском Кировском.

Опера «Мёртвые души» занимает особое место в творчестве Родиона Щедрина: композитор впервые отважился самостоятельно составить либретто на основе поэмы Николая Васильевича Гоголя. Главные сюжетные линии либретто строятся согласно событиям, описанным в первом томе гоголевской поэмы, но в уста персонажей вложены некоторые стоки из второго тома.

«Идейным центром его оперы стал образ дороги, образ России. Он сообщает произведению подлинно лирический характер, контрастный всему, что связано с похождениями Чичикова, – объясняет советский музыковед Абрам Гозенпуд. – В опере, как и у Гоголя, два плана – поэтический и сатирический. Композитору в равной мере удалось передать и поэзию русской природы, и низменный, лишенный поэзии мир “мёртвых душ”».

Сам композитор в пояснительной записке к своей опере писал, что «замысел автора был направлен на вокальное переосмысление гоголевской прозы». Музыковед Христина Батюшина, напоминая, что писатель Владимир Набоков назвал «Мёртвые души» грандиозным сновидением, сквозь которое прорисовывается мысль о России, утверждает, что именно так и построена опера Щедрина: «Её лирические ноты сосредоточены в “дорожных” сценах, которые рефреном перемежаются с эпизодами-карикатурами. Мёртвому композитор противопоставил живое; живыми сделал лица из народа – горюющую солдатку, бородатого мужика на обочине. В этих сценах поют не по оперному, а по-крестьянски; автору помогал слуховой опыт его детства, проведённого на берегу Оки, где будущий композитор слышал и пастухов, и плакальщиц, и пьяные песни».

«Безмолвным лейтмотивом оперы явился сценический образ телеги в два огромных колеса (тоже своеобразный “механизм”), ставший символом нелёгкого пути, по которому движется Россия. В стране этой, как известно, живут персонажи Николая Васильевича, за которыми так легко угадать перипетии дня сегодняшнего», – сообщает критик Елена Верещагина.

После появления и премьер опера «Мёртвые души» пропала на долгое время из афиш ведущих театров страны. И только в 2011-м по инициативе художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева опера вновь появилась в репертуаре. Поставили её режиссёры Василий Бархатов и Зиновий Марголин. «Режиссёр спектакля Василий Бархатов разыгрывает историю неудачной аферы Чичикова, не привязывая её к конкретной эпохе: зритель узнаёт реалии и крепостнической, и советской, и постсоветской России», – рассказывает Христина Батюшина.

На премьерном показе спектакля в марте 2011 года был Родион Щедрин. «Я рад безмерно, потому что партитура пролежала… в России “без движения” более 30 лет. Если бы не инициатива Гергиева, то так бы это продолжалось ещё неизвестно сколько лет. Если был какой-то ещё интерес за границами нашей родной страны, то здесь (в России) его не было. Для меня это огромное событие», – заявил композитор после премьеры. В постановке Бархатова-Марголина он обнаружил «гармонию всех компонентов». По мнению создателя оперы, «в этом заслуга прежде всего Валерия Гергиева, который имеет гипнотическую мощь, силу, дар неба, умение собирать единомышленников рядом».

Начало спектакля в 19 часов
Подготовил Дмитрий Жвания
Петербург Стравинского и «Пульчинелла»

«Петербург Пушкина», «Петербург Гоголя», «Петербург Достоевского» – всем известные словосочетания и понятия, а также туристические маршруты. В последние годы появились «Петербург Бродского» и «Петербург Довлатова». Но почему-то никак не войдёт в обиход понятие «Петербург Стравинского». И это при том, что великий композитор-экспериментатор – уроженец столицы Российской империи. Именно в городе на Неве он делал первые шаги в жизни и искусстве.

Непосредственно Игорь Фёдорович, сын известного певца Мариинского театра, появился на свет 17 июня 1882 года на Швейцарской улице в Ораниенбауме. Сейчас это – часть Петербурга, но до революции (да и долгие годы после) это было место дачного отдыха петербуржцев/ленинградцев. Стравинский на даче и родился. «1882-го года, 5 июня [по старому стилю – прим. ред.], в 12 часов дня, в Ораниенбауме, по Швейцарской улице, на даче Худынцевой номер 137 родился сын Игорь», – записал в «главбухе» и обвёл запись красной рамочкой счастливый отец.

Дача эта обветшала и её снесли в 1935 году, сейчас на её месте находится трансформаторная подстанция. От дачи сохранился лишь фундамент и ступени входа. Сын Игоря Стравинского, Фёдор, летом 1974 года гостил в Ленинграде у родственников. 1 июля он посетил Ораниенбаум и взял земли у фундамента дачи, где родился его отец, чтобы высыпать её на его могилу на кладбище Сан-Микеле в Венеции.

До 1908 года Игорь Стравинский, его родители и младший брат Гурий жили в восьмикомнатной (или в девятикомнатной) квартире в доходном доме номер 27 по Офицерской улице (ныне улица Декабристов), на углу с Крюковым каналом. Это совсем рядом с Мариинским театром, фактически – напротив него. На другой стороне Крюкова канала, напротив дома №27, мрачнела тюрьма – Литовский замок, а наискосок, на том месте, где сейчас Мариинский-2, располагался Литовский рынок.

На доме №27 установлена памятная доска, которая оповещает, что в нём жил Стравинский. Причём это – второй вариант доски. Первый, выполненный из бронзы, провисел с 1991-го по 1999-й, а затем исчез. Второй вариант мемориальной доски уже сделали из норвежского лабрадорита и установили 27 июня 2003 года.

Игорь Стравинский окончил гимназию в 1901 году и по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако юриспруденция не стала его профессией. Игорь Фёдорович занимался музыкой, ещё будучи учеником гимназии. В университете он познакомился с сыном композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова – Владимиром. Тот свёл его с отцом. Стравинский начал посещать еженедельный музыкальные вечера Римского-Корсакова, которые тот устраивал в своей квартире на Загородном проспекте (дом 28), а потом и брать уроки композиции и инструментовки под руководством великого мастера.

Под руководством Римского-Корсакова Стравинский написал свои первые серьёзные сочинения. Прозвучали они 22 января 1908 года в концерте Придворного оркестра под управлением Гуго Ивановича Варлиха. Вскоре о молодом и своеобразном ученике Н.А. Римского-Корсакова узнаёт известный импресарио Сергей Дягилев. Он поверил в молодой талант. «У него было какое-то исключительное чутьё, необыкновенный дар мгновенно распознавать всё, что свежо и ново, и, не вдаваясь в рассуждения, увлекаться этою новизною», – отозвался о Дягилеве Стравинский. Дягилев попросил Стравинского написать музыку к балету «Жар-птица». Так мир узнал о великом экспериментаторе.

В Петербурге пока нет специальной экскурсии по «местам Стравинского». Но зато есть место, где исполняют многие его произведения из разных периодов его творчества. Это – Мариинский театр. Отрадно, что театр не чурается обращаться к экспериментальным произведениям композитора, которые его современники приняли не сразу.

Больше информации и подробностей о жизни великого композитора ХХ века в Петербурге - на сайте "Родина на Неве":

https://rodinananeve.ru/peterburg-stravinskogo-i-pulchinella/
Закрой глаза и загадай желание

Дорогой читатель, какое бы желание ты загадал джинну из волшебной лампы? Я попросила джинна снова превратить меня в ребёнка, чтобы я могла пойти в детский «Театр у Нарвских ворот» в Санкт-Петербурге и насладиться волшебным представлением о приключениях Аладдина, полным музыки и веселья.

Добраться сюда совсем несложно – главное, приходи с открытым сердцем. Театр небольшой, но если закрыть на это глаза, твоя фантазия и музыка перенесут тебя в сказочный мир Аладдина.

Подожди, дорогой читатель! Не думай, что эта постановка будет похожа на экранизации «Аладдина» от компании Disney. Это спектакль, основанный на сказках из «Тысячи и одной ночи».

Ну что, ты уже загадал своё первое желание?

Спектакль «Аладдин и волшебная лампа», поставленный режиссёром Романом Камхеном по инсценировке Олесей Емельяновой, начинается с истории бедного юноши Аладдина и его матери. Однажды к ним приходит волшебник, выдающий себя за дядю Аладдина. Он просит его помочь найти волшебную лампу – дом для таинственного существа. Волшебник обещает богатство для Аладдина и его матери, но на самом деле просто использует юношу.

Попав в пещеру, Аладдин сталкивается с необычными существами, которые пытаются помешать ему найти лампу. Но он всё-таки находит её, хоть и остаётся в пещере – волшебник его бросает. В ярости Аладдин трёт лампу, и из неё вырывается синий дым, из которого появляется джинн.

Джинн говорит Аладдину, что теперь он его хозяин и может загадать три желания. Сначала Аладдин думает, что он сошёл с ума, но джинн доказывает свою реальность с помощью магии и музыки.

Жизнь Аладдина кардинально меняется – он становится богатым и влиятельным человеком. Он влюбляется в дочь Султана – прекрасную принцессу. Но злой волшебник, раздобыв лампу, начинает мстить. Аладдину предстоит пройти множество испытаний, но на этот раз он не один – его поддержат Джинн, мать и принцесса.

В итоге, с помощью ума и юмора, Аладдин возвращает лампу, побеждает волшебника и загадывает своё последнее желание – освобождает Джинна.

Честно говоря, я была поражена! Я не ожидала, что спектакль окажется таким волшебным. Детский театр смог разбудить моё воображение, и я почувствовала себя ребёнком.

Больше всего мне понравилась игра Джинна (Андрей Кролевец). Его голос с эхо по всему театру, будто уменьшал меня до размеров куклы. А его голубая кожа излучала силу. Выражение лица, когда он исполнял желания Аладдина, – просто восхитительно!

Театр хоть и маленький, но актёры сделали всё, чтобы зритель стал частью их мира. Не знала, откуда появятся персонажи, а световые эффекты злого волшебника казались настоящим заклинанием.

Детский смех, взгляды и испуганные крики вокруг доказывали, что дети искренне переживали за героев. И это самое сложное – удержать их внимание.

Дорогой читатель, сходи в театр, насладись этим спектаклем, почувствуй магию и забудь о своих заботах хотя бы на время. Искусство – для всех, оно не знает возраста!

Мария Фернанда Руис
Философская драма таинственной стены

Фильм «Таинственная стена», снятый режиссёрами Ириной Поволоцкой и Михаилом Садковичем в 1967 году, можно было посмотреть в рамках авторской программы киноведа Михаила Трофименкова и искусствоведа Марины Кронидовой «Это фантастика», идущей по средам в петербургском Доме кино. Это фантастическая история, сюжет которой разворачивается вокруг группы ученых, обнаруживших загадочную стену где-то в тайге. Эта стена обладает удивительным свойством: она способна вызывать у смотрящего видения из прошлого.

Сразу стоит отметить, что фильм отличается неторопливым темпом повествования, который может показаться непривычным для современного зрителя. Однако именно этот подход позволяет глубже погрузиться в атмосферу картины и прочувствовать всю её философскую глубину. В центре внимания находятся вопросы о природе сознания, взаимосвязи между человеком и окружающим миром, а также о том, насколько далеко может зайти наука в своих поисках истины.

Одно из главных достоинств фильма – его визуальная составляющая. Операторская работа поражает своей выразительностью. Кадры природы, снятые с любовью и вниманием к деталям, создают ощущение настоящего погружения в мир, где возможно всё. Особенно впечатляют сцены, в которых герои пытаются понять природу таинственной стены, пытаясь проникнуть в её тайны.

Актёрский состав тоже заслуживает отдельного упоминания. Хотя фильм не изобилует яркими эмоциональными сценами, каждый актёр справляется со своей задачей на отлично (в одной из главных ролей, старшего сержанта Карпухина снялся Андрей Миронов). Их игра передаёт внутренний конфликт героев, их сомнения и страхи перед неизвестным.

В целом, «Таинственная стена» – это не просто фантастический фильм, но и глубокая философская драма, которая заставляет задуматься о месте человека в мире и о границах познания. Это кино для тех, кто ценит неспешность и глубину размышлений, а не динамичные спецэффекты и экшен-сцены.


Арина Абрамова
Ветеран СВО Георгий Журавлёв: «Война – это, прежде всего, крепкий тыл»

Ветеран СВО Георгий Журавлёв удостоен государственной награды – Ордена мужества. Но и сейчас Георгий помогает фронту, участвует в различных мероприятиях и передает свой боевой опыт.

– Какие эмоции и переживания сподвигли вас пойти добровольцем на СВО?

– Незадолго до событий, о которых я рассказываю, мы взяли щенка и провели с ним месяц. Рано утром в тот день я проснулся и вспомнил, что смотрел обращение президента. В 2021 году, годом ранее, когда проходили масштабные учения, тоже чувствовалось, что что-то может начаться, и обстановка накалялась. После 2021 года, особенно с учетом многих факторов, включая западную прессу, было очевидно, что возможен конфликт с Украиной. Я, как и многие, ожидал, что специальная военная операция довольно быстро закончится победой, за два-три месяца. Но всё сложилось не так, как мы надеялись.

Когда я вышел на утреннюю прогулку с собакой, оказалось, что ракеты уже летят на Украину, а под Харьковом идут обстрелы. Я со стороны наблюдал за ситуацией, которая постепенно ухудшалась. Я читал, как наши войска отошли из-под Киева, а противник призывал убивать русских детей и женщин. Также в медиа появлялись видео с издевательствами и пытками над нашими бойцами и меня это глубоко задело.

Я решил, что должен самостоятельно участвовать в боевых действиях, чтобы помочь нашей стране. В тот момент я не знал, направят ли меня на Украину, если я подпишу контракт, или окажусь в каком-то другом гарнизоне. Я решил обратиться в военкомат. Когда я приехал в центр отбора на контрактную службу, мне сказали, что отправляют только на Украину.

– Было ли вам страшно перед отъездом? Как вы справлялись со стрессом в зоне СВО?

– Когда я ехал, скорее, страха не было – был интерес. Я наблюдал за товарищами, которые имели опыт ведения боевых действий, и старался учиться у них. Поначалу от первых обстрелов страха не испытывал. Страх начал появляться постепенно, особенно когда мне приходилось вытаскивать своих раненых и погибших товарищей – тогда осознавал, что и со мной может случиться что-то подобное.

Как я справлялся со страхом? Конечно, было страшно в бою, но я старался действовать, выполнять свои задачи и удерживать свои позиции.

– Удавалось ли вам пообщаться с местными жителями на освобожденных территориях?

– Жители были разными, это зависело от региона. В Харьковской области в начале многие поддерживали нас, говорили, что «Путин молодец». Но были и те, кто смотрел со злобой или наводил артиллерию на наши позиции. Люди действительно были совершенно разными.

Некоторые жители считали это гражданской войной и относились к происходящему как к внутреннему конфликту. Редкие люди высказывали что-то негативное, хотя иногда среди местных находились такие, кто высказывал свои чувства. Например, в Луганской области я встречал людей, которые говорили, что им всё равно, как это закончится. Они устали от восьми лет обстрелов и боевых действий и просто хотели, чтобы всё это прекратилось.

– Сколько времени вы провели в зоне специальной военной операции? Планируете ли вы вернутся туда?

– Я провёл около семи месяцев в зоне специальной военной операции, пока не получил тяжёлое ранение и не был комиссован. Восстановление идёт медленно: у меня был перебит седалищный нерв. Тем не менее, после полного восстановления я готов продолжать служить своей стране, в том числе и на фронте.

Полностью текст интервью - на сайте "Родина на Неве":

https://rodinananeve.ru/veteran-svo-georgij-zhuravlyov-vojna-eto-prezhde-vsego-krepkij-tyl/
«Хуже всех»: как быть смелым в мире, полном предвзятости?

«Жируха» – такое прозвище закрепилось в школе за 16-летней Ксюшей. Домашняя атмосфера не добавляет девочке позитива: у папы – «новые отношения», мама в постоянной истерике и не прочь снять стресс с помощью рюмки. Это – завязка фильма «Хуже всех», снятого выпускницей кафедры режиссуры игрового кино ВГИК Александрой Кармаевой (мастерская Владимира Меньшова) и показанного на втором этапе международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

На репетиции концерта, посвящённого последнему звонку, навалившийся страх от нападок одноклассников не позволяет Ксюше (Римма Латышева) исполнить песню. Провал на сцене оборачивается ещё большими насмешками со стороны сверстников. И тогда Ксюша решает заявить о себе всему миру. Она создаёт блог, в котором, сама называя себя «Ксюхой-жирухой», выкладывает провокационный контент. Её блог получает невероятный отклик в сети.

Поведение Ксюши меняется: она начинает отдаляться от своей лучшей подруги Славы (Рина Назарова), совершает необдуманные поступки в школе и всё чаще конфликтует с матерью (Евгения Добровольская). У неё появляются поклонники, девушка начинает чувствовать себя ещё увереннее. Как результат: романтические отношения с Даней Погуляевым (Микита Воронов) – парнем, который давно нравится Ксюше.

На вечеринке у Погуляева новоявленная блогерша видит Даню рядом со своей антагонистской, признанной школьной красавицей Светланой Барановой (Софья Аржаных), и под воздействием алкоголя начинает провоцировать её на то, чтобы она разделась и искупалась в бассейне: девушка по какой-то причине всегда носит закрытую одежду и всем интересно – почему?

Света на провокацию не поддаётся, и Ксюша публикует видео, в котором утверждает, что её одноклассница страдает от «селфхарма» – сама наносит себе увечья. На утро блогерша осознаёт глупость своего поступка. Но извиниться перед Светой не успевает. Начинается школьный концерт. Баранова на сцене в роли ведущей. Школьники в зале требуют, чтобы она разделась и показала свои шрамы. Ксюша встаёт на защиту девушки, и они вместе обличают свои недостатки и призывают прекратить «буллинг». «Красота не в стандартах!» – заявляет Ксюша и ученики поддерживают её.

В фильме поднимаются острые, важные подростковые темы. Одна из них – «буллинг» и «кибербуллинг». Главную героиню оскорбляли не только в жизни, но и в сети. Подростки из-за своей неустойчивой психики бывают импульсивны в поступках и словах. Проблема массовой травли среди школьников была актуальна почти всегда (вспомним, например, «Чучело» Ролана Быкова, снятое в 1983-м), но с развитием сетевых технологий у детей появилась возможность оскорблять анонимно. В связи с этим уровень травли вырос в несколько раз. От проблемы нельзя отмахиваться, ибо она отражается на ментальном здоровье детей, грозит их жизни.

Слоган фильма – «От хейта до славы – один блог». Однако это ли главная идея фильма, если Ксюше приходит осознание того, что её образ в интернете никак не совместим с её настоящей личностью? Героиня не замечает того, как из человека, которого обижали, она сама становится обидчиком. Это отражает проблему популярности в интернете. Человек настолько поглощён своим образом в сети, что забывает самого себя. Ксюша не «жируха». Она не скандальная хулиганка, а умная нежная девушка, только теперь никто этого не видит. И так ли ей нужен блог?

Полностью текст рецензии - на сайте "Родина на Неве":

https://rodinananeve.ru/huzhe-vseh-kak-byt-smelym-v-mire-polnom-predvzyatosti/
Шаманки, природа и философия гармонии

Чем очаровывает Русский Север? Резким суровым климатом? Бескрайними пейзажами глухой тайги и ледяных морей? Может быть, историческими памятниками древности? Каждому по духу своя уникальная составляющая Русского Севера. Но как насчет мистики Севера? Ведь именно в северных частях нашей страны лучше всего сохранилось понятие о самобытности, народных верованиях и природной магии.

Христианство пришло в Заполярье в XVI-XVII веках, поэтому язычество и древние ритуалы просуществовали здесь довольно долго, оставив сильный отпечаток на всей территории. Ведьмы, колдуны, шаманы и ворожеи много веков занимались в этом крае магией, передавая знания и практические умения по наследству. Однако это было несколько тысячелетий назад. А что же сегодня? Может быть, и сейчас на севере остались представители ведовского мира…

Игровой фильм Марии Стрельцовой «Нойды: Северные ведьмы» погружает нас в реальность потаённых мест северной тайги, где живут три сестры-шаманки. Они уже много лет следуют своим ведьминским традициям и ритуалам. Однажды в их жизни появляется юноша (актёр Михаил Селиванов, которого много помнят по «Серебряным конькам»), который попал в бурю и серьёзно заболел. Сёстры принимают решение вылечить его. Но пуская в свой привычный уклад чужого, человека из другого, далёкого от них мира, ведьмы серьёзно рискуют. Их мир оказывается под угрозой. Время и испытания поставят перед шаманками серьёзный выбор, и они вынуждены будут раз и навсегда для себя решить, что им по-настоящему ценно.

Финал фильма «Нойды: Северные ведьмы» отсылает нас к последней сцене с лодкой в картине Джима Джармуша «Мертвец». Выбор ведьм в пользу своих традиций, верований и изгнания чужого очевиден. А чужое должно уйти туда, откуда пришло. Правда, не понятно, что конкретно случилось с юношей? Он убит или усыплён? Сёстры отправляют его в вечное плавание или обратно – в его мир?

Жаль, конечно, что фильм Стрельцовой – короткометражный (съёмочная команда и так запрыгнула в последний вагон хронометража короткого метра – кино идёт 30 минут). Из-за временного ограничения некоторые сцены получились скомканными и быстрыми, а хотелось бы подольше понаблюдать за жизнью представительниц северного народа, развитием взаимоотношений героев и погрузиться в их проблемы. Например, в романтические отношения пришельца и младшей сестры. Ведь именно они спровоцировали отторжение пришельца нойдами. Младшая сестра, кстати, в отличие от старших сестёр одевается не в традиционные для нойдов одежды, а на современный лад – в casual: свитер, джинсы, жилетку. Может быть, отойдя на шаг от традиции, она и стала слабым звеном?

В целом игровой фильм «Нойды: Северные ведьмы» снят очень гармонично. Визуальные решение сочетаются со звуковыми и работают на ключевую идею неспособности сделать человека из абсолютно другого мира частью своей жизни. Сюжет о самобытном народе, живущем в потаённых уголках северной тайги, сам по себе сложный и редкий, а потому притягательный и удачный. Если вы ищете сочетание колоритного духа древнего народа, чарующих пейзажей и размышлений о законах этого мира, то «Нойды: Северные ведьмы» точно ваш выбор!

Полностью текст рецензии - на сайте "Родина на Неве":

https://rodinananeve.ru/shamanki-priroda-i-filosofiya-garmonii/
«Тристан и Изольда» на Острове мёртвых

Похоже, из репертуара Мариинского театра медленно, но верно исчезают постановки Дмитрия Чернякова. Некоторые его называют смелым экспериментатором, другие – режиссёром-перелицовщиком. А ещё его можно называть режиссёром-троллем, заражённым эстетикой 90-х.

Так или иначе, в Мариинском театре грядёт премьера оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», перелицованной в своё время Черняковым, в постановке Алексея Степанюка и Константина Балакина. Зная их стиль, их предыдущие художественные решения, мы должны быть уверены, что не увидим на сцене «братков» и старые компьютеры, как в спектакле Чернякова.

Первый премьерный показ постановки Степанюка и Балакина – 19 декабря. Интересно, что для спектакля режиссёры выбрали пространство Концертного зала театра, устроенного, как античный амфитеатр. Если Черняков загнал действие внутрь каких-то кубов, отчего те, кто купил билеты на третий ярус, могли только слушать произведение Вагнера, не видя ничего, что происходит на сцене (может, им и повезло), то Степанюк и Балакин добиваются того, чтобы их спектакль увидели все благодаря демократической конструкции амфитеатра.

Постановку оформляет Елена Вершинина – та самая художница, с которой Балакин работал над «Нюрнбергскими мейстерзингерами» Рихарда Вагнера и «Гегенотами» Джакомо Мейербера. И благодаря Вершининой зритель, как на машине времени, попадал в немецкий средневековый Нюрнберг и средневековый Париж. «В своих декорациях к “Тристану” художница варьирует известную картину Арнольда Бёклина “Остров мёртвых”, подчеркивая тем самым главную тему этой оперы – тайну любви и смерти», – подсказывает критик Христина Батюшина.

А если действие будет разворачиваться на острове, значит, его будет окружать море – одна из главных стихий оперы «Тристан и Изольда». «В “Тристане и Изольде”, этой поэме о любви, о лихорадочной страсти, детище слепой судьбы, высокой и неумолимой, главным среди фоновых персонажей является море, олицетворяющее сверхчеловеческие страсти и порывы. Море покрывает своими беспокойными волнами душу, до самых недр потрясённую неукротимыми страстями. Земля и не показывается, в то время как море страсти влечёт слушателя от одной бури к другой», – отмечает Густаво Маркези в книге «Опера: от истоков до наших дней». В поставке Чистякова моря вообще нет. Его Тристан, ожидая прибытия Изольды в какой-то комнате, всё время подбегает к окну, расположенному сбоку – и смотрит в некий брандмауер…

Алексей Степанюк – признанный мастер оперной режиссуры. И это особенно важно подчеркнуть сейчас, когда оперные спектакли порой ставят режиссёры киносериалов. Оперный режиссёр не просто придумывает что-то, что будет происходить на сцене, он укладывают сценографию в музыку, а для этого он должен слышать каждую ноту.

Некоторые строгие музыкальные критикессы, и одновременно – страстные поклонницы Дмитрия Чернякова (у этого режиссёра есть фан-клуб из числа критикесс), обвиняют Степанюка в излишней помпезности, разглядывая почему-то в этом желание режиссёра «угодить стремительно архаизирующимся вкусам непросвещённой части оперной публики» и подладиться «под искусственно задаваемые властью установки на архаизацию и ставить конъюнктурные спектакли». По мнению критикесс, хороший режиссёр ведёт диалог из современности с создателем произведения. Правильное мнение. Но почему-то эти критикессы за диалог принимают наряжание актёров в свитера с изображением оленей и длиннополые плащи, а также закручивание лампочек Ильича в позднем Средневековье. Это кривляние, а не диалог. И пусть дипломированные критикессы и дальше утверждают, что «с помощью иронии, метаиронии, комикования, отстранения» Черняков «добивается совершенно магического эффекта — ты понимаешь, что любовь есть и что с ней шутки плохи».

Степанюк – мастер, а поэтому он не кривляется, а ведёт настоящий диалог.
Дмитрий Жвания
«Театр у Нарвских ворот» подарит «Новогодний переполох» детям Мариуполя

Санкт-Петербургский государственный детский драматический «Театр у Нарвских ворот» подготовил подарок детям Мариуполя. 25 декабря в школах этого города будет показан интерактивный спектакль «Новогодний переполох».

Это не первая поездка театра в Мариуполь. В июне 2023 года труппа показывала в городе-побратиме Петербурга спектакль «Бременские музыканты».

Уже становится доброй традицией дарить мариупольской детворе театрализованные праздники. Коллектив театра с особым чувством дарит своё творчество и рад поддержать детей, детство которых выпало на такое не простое время.

https://rodinananeve.ru/teatr-u-narvskih-vorot-podarit-novogodnij-perepoloh-detyam-mariupolya/
Выезд из Шушар: дорога из преисподней

Посёлок Шушары, находящийся на юге Санкт-Петербурга, известен обывателю своей близостью к аэропорту Пулково. Поселение быстро развивается, стремительно растёт число его жителей. Только вот автовладельцы этому совсем не рады.

В мае 2024 года было открыто две новые полосы для выезда на КАД, но по каким-либо неизвестным причинам выезд постоянно перекрывали, попутно открывая старый. Все махинации приводили к усложнению ситуации на дорогах внутри самого посёлка, ведь не каждый житель знал, куда ему ехать.

В сентябре 2024 года состоялась церемония открытия новой школы, на которую приехал Александр Дмитриевич Беглов, губернатор Санкт-Петербурга. Именно к данному событию было приурочено открытие нового выезда, который должен был начать функционировать с 1 декабря. К сожалению, все это являлось лишь показной акцией. Выезд снова начали то закрывать, то открывать, что послужило началом апокалипсиса, который не может закончиться до сих пор.

Представьте себе, что вам нужно быть на работе к 8 утра. На сборы вы отводите примерно час, садитесь в машину и через 30-40 минут вы уже на месте. А теперь переместим ваше привычное утро в суровые реалии посёлка Шушары. Чтобы приехать на работу к 8 утра, вы должны будете встать не в 6 часов, а в 4, чтобы в 5 утра уже быть за рулём. Пробка может начаться от вашего дома, а закончиться лишь около станции Купчино, если вы едете на север – в центр города.

«Раньше до Купчино даже утром можно было доехать ну минут за 20. Сейчас я не могу совершенно спланировать выезд, если мне нужно в город, выхожу всегда с большим запасом времени, потому что выезжать из Шушар порой приходится и по часу. И это только из Шушар! Тогда как ранее на работу до Невского я добиралась максимум за 50 минут», – жалуется жительница Шушар Екатерина.

Посмотрев на карту в обычное утро, можно будет заметить бордовые полосы и отметку в «7-8» баллов, когда речь идёт о ситуации на дороге. Стоя в пробке около часа у кладбища, которое находится рядом с выездом на КАД, теряется вся магия утра. Местные жители уже шутят на эту тему: «Когда выезжаю из Шушар в час пик, думаю: как хорошо тем, кто отмучился уже» (отзыв на «Яндекс-Картах»).

Опоздания на работу, отмененные встречи, переполненные автобусы, истраченные нервы и потеря интереса к жизни в посёлке – всё это лишь часть последствий, которые получают жители от непростой ситуации. Несколько раз жители Шушар подавали обращения в ГАИ, МВД, в администрацию посёлка и города. К сожалению, ответы на них приходили однозначные, что такой большой проблемы нет, а строительные работы когда-нибудь закончатся. Из таких ответов следует, что все эти страдания были лишь выдумкой. Тогда остается вопрос; а что делать с фотографиями и видео, описывающими всё то, чего «нет». Вопрос, скорее, риторический.

Полностью текст о ситуации с выездом из Шушар - на сайте "Родина на Неве" + фото
«Чужие письма» Ильи Авербаха: Любовь, ложь и тяжёлое взросление

«Написать рецензию на советский фильм» — такое задание я получила от преподавателя. Я сразу подумала про картину Ильи Авербаха «Чужие письма». «Там же играет Олег Янковский – первый из знаменитого ныне трио талантливых артистов (его сын – Филипп Янковский, а внук – Иван). Однозначно нужно посмотреть». В этот же день я открыла Интернет, ввела в поиске название и включила фильм. Спустя полтора часа драма кончилась, даже будто резко оборвалась. А впечатления остались интересные, но противоречивые.

Психологическая драма Ильи Авербаха «Чужие письма» вышла в 1976 году. Вскоре фильм получил специальный приз жюри на I Международном кинофестивале в Неаполе. Режиссёр вложил в историю о непростых судьбах девочки Зины и её учительницы Веры Ивановны большой смысл. Что же хотел сказать Илья Авербах?

В центре сюжета – молодая учительница и её ученица. Обе они одиноки: Зина Бегункова (Светлана Смирнова) растёт в проблемной семье, Вера Ивановна (Ирина Купченко) живёт одна, скрашивая свои дни встречами с художником Игорем. Зинка – очень прямолинейная девочка с горячей натурой – пытается диктовать всем свои правила. Она влюблена в Женю Пряхина (Олег Янковский) и в начале картины признаётся ему в своих чувствах. Возмущённый поведением школьницы Евгений отталкивает Зину. Абсурдность признания девочки проявляется с самого начала эпизода. Видно, что ей хочется любви, внимания. Отказ Пряхина потрясает её: Бегункова заливается слезами и не возвращается домой.

Промокшая и убитая горем Зина появляется под окнами Веры Ивановны, и учительница принимает девочку. И вскоре школьница почувствует власть над жизнью Веры. Произойдёт это после знаменательного эпизода с письмами, которые без разрешения читает Зина. Эти послания – переписка Веры Ивановны с Игорем, её возлюбленным. Бегункова пребывает в таком восторге от прочитанного, что даже «копирует» одно из писем, изменив имена. Теперь послание будто адресовано Зине Пряхиным. Девочка хочет «похвастаться» этим подруге, но в школе аккуратно передать послания не получается, и они «разлетаются» по всему классу. Над Зиной смеются.

Когда весть об этом доходит до Веры Ивановны, Бегункова собирается уходить из дома учительницы. Но героиня Купченко останавливает девочку. После, казалось бы, из ряда вон выходящего случая Вера должна понять, что вмешательство Бегунковой в ее личную жизнь перешло все границы. Однако она не только отпускает ситуацию, но и прощает ученицу, продолжая её опекать. В этот момент Бегункова окончательно понимает –теперь она имеет власть над жизнью Веры.

Режиссёр чётко показывает противоречивые образы героинь. Каждая совершает ошибки, выбирает неправильный путь. Их мотивы не совсем оправданы и понятны, но в этом и смысл работы Авербаха.

Наверное, показанный в «Чужих письмах» конфликт Веры и Зинки – вовсе не отдельный эпизод из жизни конкретных героев. Это скорее противостояние социальное и более масштабное. Каждая героиня фильма олицетворяет какие-то силы, представляет собой образ, таящий в себе определённый смысл. Вера Ивановна, которая даже не представляет возможным чтение чужих писем, да ещё и на публику – это русская интеллигенция с её идеализмом. А образ Зинки, в свою очередь, – олицетворение тех сил и движений, которые скоро заявят о себе в позднем Советском Союзе. Они, как и Бегункова, рвутся напролом, идут по головам, не думают о последствиях, выражая протест.

Полностью текст рецензии - на сайте "Родина на Неве":

https://rodinananeve.ru/chuzhie-pisma-ili-averbaha-lyubov-lozh-i-tyazhyoloe-vzroslenie/
Приключения дяди Гриши

Старый новый год. Григорий приезжает в маленький городок, откуда он родом, к своей маме. Та, делая вид, что ждала сына и рада его видеть, всё же спроваживает его, чтобы провести старый новый год со своим мужчиной. Так начинается фильм «Дядя Гриша уже уходит» режиссёра Ильи Пономарёва, показанный на кинофестивале «ПитерКИТ-2024».

Герой, идя по заснеженной улице, заходит в провинциальный ресторан, где, заказав себе целый праздничный стол, наблюдает за программой выступлений. Вот на сцену выходит она «Багира» (так её объявили). Внешность и неуклюжие движения молодой женщины очень понравились Григорию, он приглашает её за свой стол. Выясняется, что танцовщицу зовут Лена, и она не против провести время с Григорием у себя дома после закрытия ресторана.

Но дома неожиданно выясняется, что у Лены есть дочь Женя, которая застигла врасплох маму и незнакомого дяденьку на кухне. «А… Это… Дядя Гриша, и он уже уходит…» дрожащим голосом произносит Лена. Опять героя выгоняют. Но он не намерен сдаваться. Он пытается доказать Лене, что она и Женя ему не безразличны, что пора уже забыть бывшего мужа.

Его поступки могут казаться странными, грубыми, пошлыми. Но есть в них благородный мотив. Может быть, только так и можно достучаться до помутнëнного сознания оставленной мужем женщины.

Режиссёр быстро манипулирует эмоциями зрителя. Часто, сидя спокойно, ты невольно вздрагиваешь от резкого и неожиданного действия (например, когда Лена совершенно случайно пырнула ножом ногу Григория).

Актёрская игра тоже впечатляет. Запомнилась сцена, где Лена пытается объяснить полицейскому, что у них всё хорошо и из их квартиры больше не будет доноситься шум. Её резкие, судорожные движения очень хорошо передают состояние героини.

Если плохое кино хочется побыстрей забыть, то о судьбе героев «Дяди Гриши» думаешь, как минимум, ещё сутки после просмотра этого фильма.

Арина Душкевич

https://rodinananeve.ru/priklyucheniya-dyadi-grishi/
О жизни льда и во льдах

Выставка «Лёд. Жизнь» в «Севкабель Порте» – масштабная, больше десяти залов, и впечатляющая, посвящённая изучению Северного и Южного полюсов.

Начинается выставка с интерактивного погружения и знакомства с командой гидов, которые будут сопровождать посетителей на ней: капитаном корабля, полярником, учёным-ядерщиком, искусствоведом и гляциологом. Каждый из них, отвечая за определённую составляющую выставки, сопровождает нас на всём её протяжении. Всех их интересно слушать, а одного из них, капитана, озвучивал актёр Константин Хабенский.

Для детей придуман отдельный персонаж Любознай, который рассказывает интересные факты простым, «детским», языком. И дети получают много полезной и интересной для них информации.

Выставка очень детализированная и продуманная. В ней раскрыты не только очевидные и научные факты про исследование полярных территорий, но и искусство, как современное, так и прошлых времён.

В первых нескольких залах представлены фотографии с первых экспедиций, факты о полюсах, а также советы по выживанию для тех, кто собрался в «лыжный поход» и «долгую экспедицию». Благодаря современным технологиям можно изучить информацию про различные северные поселения, памятку о продуктах, необходимых в экспедиции, посмотреть смену времён года на полюсе, а также поиграть в викторину про жилища северных коренных народов.

На выставке представлены макеты ледоколов и информация про флот атомных ледоколов в России – о его развитии от идеи до реализации в наше время. Интересно то, что в этом зале показывают интервью с работниками атомного ледокола. Честно говоря, когда видишь масштабы судна, пусть даже и на видео, то как он прорезает льды и слышишь фразу от капитанов «Давай-давай, ледокол», то начинаешь осознавать насколько трудно находиться в таких условиях.

Сразу же после ледоколов подключается гляциолог, начиная повествование о льдах. В зале представлены полимерные модели различных видов льда, схемы морских обитателей полярных территорий, как Севера, так и Юга, модель древнейшего керна в мире, а также демонстрация подземных озёр. Изложение всех научных терминов и фактов простое и понятное, сопровождаемое лёгким юмором, так что понятно будет даже далёким от науки людям.

Организаторы не обошли стороной такую важную тему, как «Дорога Жизни», ведь она тоже связана с суровыми льдами. Именно в тот период был изобретён прогибограф, позволивший осуществить задуманное и проложить опасный маршрут по Ладоге. А так как выставка находится в Санкт-Петербурге, то этот зал можно считать одним из самых важных.

Больше о выставке "Лёд. Жизнь" - на сайте "Родина на Неве":

https://rodinananeve.ru/o-zhizni-lda-i-vo-ldah/
«Исповедь. Хулиган»: на смерть поэта

Скоро, 28 декабря, очередная, 99-я, годовщина ухода из жизни русского поэта Сергея Есенина. «Уход из жизни» – обтекаемая формулировка. Существуют разные версии гибели Есенина. Большинство экспертов, в том числе автор объёмной биографии поэта Захар Прилепин, придерживаются официальной версии – Есенин повесился. Но и есть и те, кто не верит в то, что поэт наложил на себя руки.

Актёр и режиссёр Сергей Безруков, уверен: Есенина убили чекисты. Именно это он пытается доказать в спектакле «Хулиган. Исповедь», с которым он время от времени приезжает в Санкт-Петербург. В последний раз он показывал его в начале октября во Дворце культуры «Выборгский». Можно не соглашаться с интерпретацией Безруковым смерти Есенина. Однако он, Безруков, сумел добиться того, что перед нами предстаёт жизнь поэта. Как сказал Александр Николаевич Островский, «чужая душа – потёмки». Сергею Безрукову в эти «потёмки» проникнуть удалось.

Кульминацией спектакля становится прочтение «Чёрного человека». Одна рука Безрукова облачена в чёрную кожаную перчатку, другая – нет. В человеке борются две противоположные личности. Рука в перчатке впивается в лицо актёра, растягивает уголки его рта, наносит удары в грудь. Отыгрывая Чёрного человека, Безруков гнусавит, вытягивая слова или, наоборот, произнося их слишком быстро, или крича. На фоне слышны ужасные звуки: скрежет, лязг, скрип, словно все музыкальные инструменты одновременно расстроились, но продолжают звучать. Именно в этот момент становится понятно, что внутренние терзания Есенина поглотили его, убили в нём надежду.

Спектакль завершается сценой убийства поэта, что всегда было версией Сергея Безрукова. На фоне слышны слова:

Конечно, меня подвесят
Когда-нибудь к небесам.
Ну так что же!
Это ещё лучше!

Там можно прикуривать о звёзды...
Танцора, изображающего Есенина, избивают два чекиста в кожанках, швыряют его в разные стороны. Красные полотна ткани обвивают руки и тело поэта, его связывают и оставляют умирать в символическом плену, отражая трагедию и безысходность. Именно так заканчивается жизнь Сергея Есенина. По мнению Безрукова.

Почему именно таким образом завершается спектакль? Тут стоит обратить внимание на многочисленные интервью с участием Сергея Безрукова, где звучит тема смерти Есенина. Актёр всегда открыто делился своим мнением, утверждая, что поэта убили. В программе «Привет, Андрей!» 11 декабря 2022 года Безруков говорит следующее: «Понимаешь, когда очень долго находишься в этой теме, когда многое читал, был знаком с Эдуардом Александровичем Хлысталовым, который занимался “Тринадцатью уголовными делами Есенина” [так называется книга сотрудника МВД журналиста Э. А. Хлысталова, занимавшегося изучением смерти Сергея Есенина – прим. ред.]. Это полковник по особо важным делам, который как раз занимался расследованием. Эдуарда Александровича уже нет с нами, но, тем не менее, он первый, кто сказал, о том, что это было не самоубийство. Его отпевали все три храма: и в Константиново, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Отпевали. А самоубийц не отпевают. <…> Поэтому не верю до сих пор!»

Да, это мнение актёра. Кто-то может с ним не согласиться, сказав, что всё это выдумки, призванные очистить репутацию великого поэта. Другие же уверенно кивнут со словами: «Я вам верю, его действительно убили». Но всё же стоит помнить, что зритель воспринимает спектакль «Хулиган. Исповедь» через призму взглядов самого Сергея Безрукова, и от этого никуда не уйти. Это не плохо и не хорошо – это просто есть. Актёр на сцене представляет жизнь Есенина такой, какой он её видит. Для Безрукова Есенин – это белокурый парнишка с улыбкой на лице, которого жизнь неожиданно столкнула с тяжёлыми испытаниями, и поэт не справился с ними.

Кто бы что не говорил, стихотворения Есенина с его вечными размышлениями о человеческой жизни, любви, судьбе Родины, простых людях актуальные всегда. А ещё Есенин навсегда вписан в историю Петербурга – здесь, в гостинице «Англетер», закончился его земной путь. Каким образом? Так ли это важно сейчас.

Екатерина Петрова

Полностью текст - на сайте "Родина на Неве"
«Рождественская сказка»– зеркальное отражение «Щелкунчика» в опере

В репертуаре не каждого театра есть произведения, посвящённые ему самому, то есть театру. А в репертуаре Мариинского театра есть – опера «Рождественская сказка» Родиона Щедрина, который на днях отметил 92-й год рождения, посвятил Мариинке. И когда, как не сейчас, насладиться ею?

«Рождественская сказка» – опера ХХI века. Её Родион Щедрин написал в 2015 году. И либретто написал сам композитор: по мотивам сказки чешской писательницы Божены Немцовой «О двенадцати месяцах» в переводе Николая Семёновича Лескова и русских народных сказок. По сути, это – святочная история как для взрослых, так и для детей, со вкраплениями современных празднично-карнавальных сцен (хореограф Илья Устинцев).

«Сценические чудеса оперы-феерии композитор-либреттист щедро приправил сатирой на современный лад, добавив современные выражения, выхваченные из потока телевещания, со злободневными темами вроде санкций, демократии, климатической аномалии, футбольных клубов, детектора лжи, а также голубой мечты оперных злодеек накупить яхт и вилл», – рассказывает критик Людмила Лаврова.

«Сказочный дух разливается в оперной партитуре экзотическими тембрами: маримба, челеста, синтезатор, домра, колокольчики, клавесин и даже кроталы (тарелочки родом из Древней Греции). Оркестровка Щедрина – образец высочайшего мастерства, где каждая деталь вписывается в богатую и сложную музыкальную ткань. Герои поют, растягивая гласные, оплетая свою речь бесконечными “вокализами”, а Мачеха с дочкой-Злыдней, наоборот, дробят скороговорками свои глупые фантазии на тему “мы богаты”, “покупаем-паем-паем” яхту, виллу и футбольный клуб» – это уже впечатления критика Ирины Муравьёвой.

«Опера Щедрина полна сатирических красок и романтизма, тонкой грусти и идеализма, собирающего всех персонажей в финальной мизансцене воспевать хвалу любви и добру», – делится впечатлениями Ирина Муравьёва.

Эта сатира – что это, если не диалог современного художника с классикой, об исчезновении которого из Мариинского театра так печалятся некоторые критикессы, желающие казаться модными, а потому воспевающие постановки Дмитрия Чернякова с его оленями на свитерах, «братками» и бомжами из 90-х?

Как признался сам композитор, он давно мечтал поставить на русском материале «зеркало» «Щелкунчика»: чтобы главными героями были не немецкая семья с детьми Кларой и Фрицем, а славяне, русские люди. «У нас существует столько прекрасных историй – у Афанасьева, у Лескова, у других. Почему не сделать зеркально русскую историю?» – задавался вопросом Щедрин. После постановки «Рождественской сказки» этот вопрос стал риторическим.

Поставил оперу «Рождественская сказка» признанный мэтр оперной режиссуры Алексей Степанюк.

Ближайший показ - 26 января на новой сцене Мариинского театра.

Больше информации - на сайте "Родина на Неве":
https://rodinananeve.ru/rozhdestvenskaya-skazka-zerkalnoe-otrazhenie-shhelkunchika-v-opere/
Коломо: как оживает деревня, которая могла исчезнуть

Любовь Николаевна и её муж Сергей переехали в деревню Коломо, что в Новгородчине, из города Ухта, что в Республике Коми. Если же ехать из Петербурга по трассе «Россия» (М-10), дорога до деревни занимает три с небольшим часа, проходя через множество деревень и посёлков. Кто знает, какие из них уже умерли, а в каких осталось по одному или несколько жителей…. А, может, в некоторых из них полным ходом идёт жизнь: сельчане делают всё для возрождения своей деревни? Три с небольшим часа размышлений о судьбе русской деревни – и вот мы доехали до наших героев.

— Почему выбрали Коломо? – спрашиваю я

— Близко к Санкт-Петербургу, где у нас живут дети. На машине всего три часа. А ещё в начале 2010-х здесь планировался посёлок для северян, прекрасный проект, но он, к сожалению, не состоялся…. Из-за этого много людей, которые начали здесь строиться, в итоге бросили всё. Мы построили дом в 2017 году, сделали всё по своему проекту и живём комфортно.

— Сколько людей проживает в Коломо сейчас?

— Когда переехали сюда первые северяне, здесь было четыре человека. Сейчас проживает 54 человека, постоянно зарегистрированных – 36. Летом количество жителей увеличивается… Совсем недавно приехала молодая семья с двумя детьми. Почти все переехавшие сюда – люди с северных регионов. В честь них и названо, кстати, большинство улиц в Коломо – Мурманская, Архангельская, Норильская, Ухтинская и другие. Знаю, что есть и новгородцы, и петербуржцы, и москвичи. Они в основном покупают участки для дач на летний сезон. У нас есть также старые коломовские дома, куда приезжают дачники. 13 домов таких.

Действительно, домов в Коломо немного пока – около 90. Есть улицы, на которых их совсем нет. На Североморской, например, живёт одна женщина, а на Норильской улице, где обосновались Любовь с мужем, наоборот, сразу восемь домов. До друзей Любовь Николаевна с радостью ходит пешком почти два километра через всю деревню.

— Да, переезжая в деревню, надо быть готовым к тому, что много придётся ходить пешком на большие расстояния, нужно будет зависеть от расписания автобусов, жить по времени. Ещё важно понимать, какой у тебя дом. Если ты его строишь сам, то нужно стараться находиться поближе к дому во время стройки, не доверяя полностью строителям. В своём доме ты можешь провести отопление, водоснабжение, интернет, всё, как тебе удобно. Мы, например, живём в своём доме, как в комфортной городской квартире, только стенку никто не сверлит и над головой никто не топает. Однако если ты покупаешь готовый дом в деревне, то нужно быть готовым к разным трудностям.

Полностью очерк о жителях новгородской деревни Коломо - на сайте "Родина на Неве":

https://rodinananeve.ru/kolomo-kak-ozhivaet-derevnya-kotoraya-mogla-ischeznut/
Легенда о Петре, увиденная из XXI века

В Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии идёт мюзикл «Пётр I», поставленный режиссёром Юрием Александровым совместно с композитором Фрэнком Уайлдхорном (автор мюзикла «Джекилл & Хайд»). «Наш мюзикл не является исторической правдой. Смотреть его глазами профессионального историка будет сложно. Да и зачем? Личность Петра уже давно обросла мифами и легендами, они соединились с реальными фактами его жизни. Он сам любил мифы и создавал их о себе. И наш мюзикл не слепок с реальной истории, а своего рода легенда о Петре, увиденная глазами людей из XXI века…», – объясняет автор либретто Константин Рубинский.

Сюжет закручивается вокруг фигуры Петра, делается акцент на загадочности, даже в какой-то степени трагичности его жизни. Уместить жизнь императора в два с половиной часа достаточно тяжело, учитывая, что она насыщена войнами, бунтами, открытиями, путешествиями, сложными взаимоотношениями с близкими, но у постановщиков в общем и целом получилось это сделать. Сюжет развивается динамично, сцены логически связаны друг с другом, правда, иногда создаётся ощущение скомканности, будто сюжет движется «вприпрыжку», чтобы успеть рассказать зрителю всё о Петре – от его рождения до самой смерти.

Первый акт начинается со сцены «Наводнения», в начале которой во время страшной бури появляется взрослый Пётр, наблюдающий за ужасающим происшествием, а затем возникает и маленький Пётр. Это хороший, сильный приём – сопоставление одного человека в двух разных периодах его жизни. Но несмотря на разницу в возрасте, оба Петра (взрослый и маленький) мечтают о будущем.

Следом действие сменяется сценой «Бунта стрельцов», оттуда нас перебрасывают к «Коронации» и «Взрослению». Один из самых заметных музыкальных номеров – «Кто победитель?» – дуэт Петра и Софьи.

Второй же акт сразу же начинается со строительства Петербурга. Это один из ключевых моментов этого спектакля и, как мне кажется, жизни Петра I. Но и впечатляет сцена «Полтава» с музыкальным номером «Полтавская битва».

Надо отметить, что Театр музыкальной комедии славится не только звёздными составами, исполняющими мюзиклы, но и тем, что умеет создать не просто спектакль, а «шоу». В своё время театр поразил зрителей специальным 3D-экраном и вращающимся домом на сцене (мюзикл «Бал Вампиров»), качелями под потолком и люком с огнём (мюзикл «Джекилл&Хайд»). Но даже это меркнет по сравнению со спецэффектами, использующимися в «Петре I» в сцене «Полтавской битвы»: тут ещё больше пиротехники, дыма, стреляют пушки, летают ядра… Это, пожалуй, самая масштабная и динамичная сцена всего спектакля.

Мюзикл завершается на печальной, эмоционально сильной ноте – смерти Петра. Но это была не просто смерть, её завуалировали, и очень красиво. Пётр болен, бредит, его мучают и пугают призраки. Екатерина его успокаивает, сквозь открытые окна Пётр видит дворцы и сады своего прекрасного города. В этот момент появляется маленький Пётр, и успокаивает умирающего обещанием, что его будут помнить те, кто будет жить в Петербурге спустя столетия. И вновь номер «Наводнение» и «Финал». В этот момент создаётся такое эмоциональное напряжение, что тяжело сдержать слёзы.

В общем, мюзикл «Пётр I» может претендовать на то, чтобы считаться одной из «театральных визиток» Санкт-Петербурга. Недаром п25 декабря 2024 года творческая группа спектакля «Пётр I» удостоена премии правительства Российской Федерации в области культуры.

Варвара Трофимова

Больше информации - на сайте "Родина на Неве":
https://rodinananeve.ru/legenda-o-petre-uvidennaya-iz-xxi-veka/
Магия смены: декабрь в детском лагере

Советская традиция отправлять детей в лагеря отдыха, от которой решили было отказаться в 90-е, не просто возрождается, но и развивается. Когда студентка первого курса предупредила меня, что пропустит одно занятие по основам журналистской деятельности по той причине, что отправляется в детский лагерь вожатой, я попросил её собрать побольше впечатлений и изложить их потом в очерке. Что она и сделала.

Дмитрий Жвания, редактор «Родины на Неве», доцент кафедры медиакоммуникационных технологий СПбГИКиТ


Вот я и вернулась из детского лагеря, расположенного в живописном месте на берегу озера Зеркального в Ленинградской области. Это была моя седьмая поездка в лагерь и вторая – в качестве вожатой. До сих пор странно осознавать, что я оказалась «по ту сторону баррикады» и приезжаю на смены уже не как ребёнок, а как проводник в положительные впечатления для других детей.

Мой второй вожатский опыт кардинально отличается от первого. Первый был летом 2023 года в лагере, организованном школой тхэквондо. Тогда у меня был отряд из 16 спортсменов в возрасте 7-10 лет. Среди них были те, для кого эта смена стала первой разлукой с родителями, те, кто пока не понимал, как выживать в условиях лагеря, не умел самостоятельно справляться с бытом. Зато в силу возраста не возникало вопросов об авторитете вожатого, поддерживающего установленные в лагере правила и т.п.

В этот же раз всё было совсем по-другому. Эту поездку можно назвать спонтанной: меня пригласили поработать преподаватели лицея, который я сама закончила в этом году. Соглашаясь, я знала, что работать буду именно с отрядом лицеистов. Они – целеустремлённые, умные, эрудированные и постоянно анализирующие. Это те дети, которых и детьми-то назвать уже сложно. 32 десятиклассника, которые младше меня всего на один-два года. При личном разговоре со многими из них мне, чтобы поймать зрительный контакт, приходилось немного задирать голову.

В начале работы передо мной и моей напарницей возникла чёткая цель: сделать всё для того, чтобы у ребят остались приятные впечатления от смены, построить с ними доверительные отношения, но при этом, пока мы находимся в лагере, избегать дружбы с ними «на равных», чтобы сохранять иерархию внутри отряда. Часто это казалось недостижимым, но мы продолжали стараться постоянно, с перерывами лишь на четырёхчасовой сон (и то, если повезёт).

Одновременно и «плюсом», и «минусом» в работе со старшим отрядом оказался тот факт, что эти «дети» всё видят, всё обдумывают и обо всём имеют личное мнение. Часто кажется, что многие из подростков уже вообще «выросли» из лагерного мироустройства, где есть строгие правила, рассчитанные в большей степени на малышей. Конечно, таких «детей» уже нельзя взять лишь авторитетом – они будут спорить с тем, с чем не согласны, отстаивая свою точку зрения до конца. Да, всегда всё обсуждать. Это не так легко, это энергозатратно, требует времени, но здесь игра действительно стоит свеч: благодаря постоянному общению с отрядом вожатые могут сразу получать обратную связь, рефлексию от каждого ребёнка по каждому дню смены, отслеживать динамику общеотрядных чувств и эмоций.

Такая возможность искреннего и осознанного диалога, помимо того, что была очень полезна в работе, вызвала во мне интерес: я посчитала своим долгом узнать, как же всё-таки современные подростки относятся к детским лагерям, что они находят в них интересным, а что кажется лишь пережитком прошлого, мешающим жить. Чтобы разобраться в этом вопросе, после смены я взяла интервью у трёх лицеисток.

Всем моим собеседницам сейчас по 16 лет, их имена – Лиза, Рената и Полина, и вот, каким личным опытом и мыслями на этот счёт они поделились.

Дальше - на сайте "Родина на Неве":

https://rodinananeve.ru/magiya-smeny-dekabr-v-detskom-lagere/