Правблог
8.6K subscribers
1.43K photos
285 videos
3 files
6.42K links
Православные блогеры. Живой взгляд на все, что волнует и интересно православным.

Резервный канал - @pravblogreserved

На сербском -
@pravblogs

На английском -
@pravblogen

Обратная связь: @pravblog1feedbackbot
加入频道
🤞Сработает ли полиция на упреждение?

Последний штурм храма УПЦ в селе Михальче выделялся особой жестокостью и спланированностью. В декабре прошлого года захватчики выломали двери, вытолкали дежурных, сломали сирену, установленную специально для оповещения прихожан о нападениях, и заблокировали камеры видеонаблюдения. После чего цепью сковали ворота и калитку. При себе у них были газовые баллончики, дубинки и кастеты, которые они без колебаний пустили в ход. В результате пострадали несколько прихожан УПЦ, получившие травмы разной степени тяжести.

Новые угрозы от активистов «ПЦУ» могут означать повторение такого сценария.

В прошлый раз правоохранительные органы (хотя и не местные, а спецназ) заставили захватчиков отказаться от своих планов, однако нет никакой гарантии, что так будет и в этот раз.

В недавнем интервью спикер «ПЦУ» Евстратий Зоря заявил, что доволен отношением властей к своей структуре, – якобы власти не вмешиваются в ее внутренние дела, – и анонсировал новую волну «переходов» (читай - захватов храмов). Вероятно в «ПЦУ» рассчитывают на то, что правоохранительные органы и местные власти попросту закроют глаза на новую попытку захвата храма. К тому же, в некоторых случаях, именно местные власти являются инициаторами и соучастниками церковного рейдерства. В случае с Михальче – это чиновник Черновицкой ОГА Николай Гергелюк.

Все чаще верующим УПЦ приходится полагаться исключительно на себя.

Впрочем, надеемся, что и на этот раз полиция не позволит рейдерам завершить начатое. А в идеале – сработает на упреждение и побеседует с Николаем Гергелюком и Василием Маскалем, которые выдвигают странные и незаконные ультиматумы общине УПЦ в селе Михальча.

P.S. Уверены, что попытки захватов храмов прекратились бы, если бы захватчиков, а также их соучастников при власти, привлекали к ответственности по всей строгости закона. К сожалению, этого не происходит. Поэтому и продолжаются угрозы, шантаж и ультиматумы в адрес УПЦ. К вящему удовольствию Евстратия Зори.
⚡️Украинская Православная Церковь призвала все стороны, от которых зависит вопрос деэскалации конфликта на Донбассе, приложить все мыслимые и немыслимые усилия для предотвращения разворачивания новой войны.
⚡️Мы призываем все стороны, от которых зависит вопрос деэскалации конфликта на Донбассе, приложить все возможные и невозможные усилия для предотвращения разворачивания новой войны - Управделами УПЦ

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний:

Великий пост - это время испытания наших духовных сил и воли. Также это период для переосмысления нашей жизни, взаимного прощения, осуществления дел милосердия и попыток исправить то, что уже давно бередит наши сердца.

В этой связи нельзя обойти вниманием ухудшение ситуации на Донбассе. Увеличение числа обстрелов и, как результат, человеческих жертв, многократное нарушение перемирия, страдания мирного населения - все это вызывает большую боль и большое желание того, чтобы на многострадальной земле наконец-то воцарился мир.

Украинская Православная Церковь постоянно молится о завершении военных действий и поддерживает тех, кто от них пострадал или страдает. В то же время мы вновь и вновь призываем все стороны, от которых зависит вопрос деэскалации конфликта на Донбассе, приложить все возможные и невозможные усилия для предотвращения разворачивания новой войны. Это наша великая и общая обязанность - как верующих людей, так и тех, кто любит свою родную землю и желает ей всего наилучшего.

Поскольку, как сказал святитель Василий Великий, "ничто не свойственно так христианину, как быть миротворцем, за сие и Господь обещал нам величайшую Свою награду".
Лучше бы власть вместо мягких призывов "отменить" Пасху в храмах разобралась с проблемой "двойных стандартов" в своих рядах

А то получается, что верующих обязывают перейти к он-лайн формату проведения Богослужений, в то время как представители правящего класса откровенно плюют на нормы, которые же они сами и продвигают.

У нас опять кто-то равнее других?

https://yangx.top/stranaua/13575

👇👇👇
Forwarded from Klymenko Time
Президент Зеленский призывает не ходить в церковь на Пасху и не собираться большими компаниями. Конечно, призывает пока не прямо, а мягкими формулировками. НО по сути позиция власти та же, что и год назад - Пасха это хорошо, но помолиться можно и дома. Свое мнение глава государства выразил во время селекторного совещания:

«У нас есть уже опыт празднования таких важных праздников. Хотя у нас и продолжается вакцинация, однако скопления людей сегодня до сих пор представляют угрозу. Я лично понимаю, насколько важный праздник Пасхи, но пандемия корректирует наши планы. Уверен, у всех нас будет еще много совместных праздников впереди, и мы снова будем собираться с семьей и друзьями, но в этом году нам надо быть рассудительными», - подчеркнул он.

Так что, видимо, ждем «Пасха вдома»-2.

Klymenko Time | Клуб друзей Klymenko Time
Начнем разговор про роль мирян в Церкви

В теме по поводу участия мирян в жизни Церкви есть много разных вопросов, которые часто смешивают между собой. Наглядно это показала дискуссия, начатая тг-каналом «Россия не Европа» и поддержанная разными церковными, нецерковными и антицерковными тг-каналами. Ранее мы уже дали ряд ответов на несуразные выпады против Церкви. Теперь же постараемся перейти к ключевым вопросам по поводу роли мирян в Церкви. Попробуем разделить эти вопросы во избежание путаницы и манипуляций:

1. Участие мирян в мистической жизни Церкви.
2. Участие мирян в практической деятельности Церкви.
3. Участие мирян в выборе епископов и священников.
4. Участие мирян в управлении Церковью.
5. Участие мирян в управлении имуществом и финансами Церкви.

Первый вопрос не вызывает никаких разночтений. О нем достаточно четко все сказано еще Апостолом Павлом:

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова... И Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:7, 11-12, 16). «...Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы - тело Христово, а порознь члены» (1 Кор 12, 12-14, 27).

Второй вопрос также кажется достаточно ясным. Миряне участвуют в деятельности Церкви, начиная от приходского служения (где оно есть) заканчивая руководством Синодальными отделами. Но едва ли кто-то будет спорить, что есть много «белых пятен», где служение не развито или развито мало. Но об этом мы уже писали https://yangx.top/hrizmasimpobedishi/1957 , а на днях хорошо этот вопрос осветили наши коллеги: https://yangx.top/pravblog1/5561 и https://yangx.top/pravblog1/5562

Таким образом, у нас для анализа остаются 3 темы:

1. Обосновано ли участие мирян в выборе епископов и священников?
2. Нужно ли участие мирян в управлении Церковью?
3. Нужно участие мирян в управлении имуществом и финансами Церкви?

Попробуем рассмотреть эти темы подробно, начиная с первой из них: «Обосновано ли участие мирян в выборе епископов и священников?».

Эту тему мы постараемся рассмотреть полноценно. В частности, поэтапно ответить на следующие вопросы:

Что говорит Новый Завет об избрании мирянами епископов, пресвитеров и диаконов?

Что говорят святые отцы и каноны Церкви об участии мирян в избрании клириков?

Насколько возможно и к чему может привести участие мирян в избрании клира в наше время?

А после этого перейти к вопросам участия мирян в управлении Церковью и церковным имуществом.

Осветить эти вопросы мы постараемся, опираясь не на собственное рассуждение, а на Предание Церкви, избегая какого-либо модернизма и субъективных фантазий. Будем признательны нашим читателям за актуальные вопросы, ссылки, конструктивные возражения.

Следите за нашими публикациями с хештегом #Роль_мирян_в_Церкви
​​Круговорот ресентимента

Сегодня синод «ПЦУ» опубликовал «обращение по поводу эскалации российской агрессии против Украины».

Обращение выдержано скорее в политико-националистическом, чем в религиозном духе: ура-патриотизм, угрозы, проклятия, истерия по поводу внутренних «врагов» (а-ля филаретовское «искупить кровью грех федерализма»), призывы и уверения «положить душу и тело» (адресованные, наверное, в первую очередь западноукраинской молодежи, среди которых больше всего уклонистов).

Вместо подлинного христианского призыва к миру «ПЦУ» активно подпитывает политический ресентимент, который обрекает нас на хождение по бесконечному кругу ненависти и взаимных обвинений. Такая установка делает невозможным не то, что «справедливый» мир, а вообще любой мир или перемирие. И, по большому счету, не сдерживает агрессора, а только задирает его и дразнит. Одним словом – провоцирует и, в каком-то смысле, даже желает, чтобы он, наконец, напал. Ведь это сплотит нацию (ну, или реализует пожелания внешних кураторов).

В своем обращении «ПЦУ» клеймит колаборантов, ждущих, по их словам, «прихода Путина», «иудами». Есть некоторая ирония в таком сравнении, ведь по мнению некоторых богословов, Иуда был вовсе не колаборантом, а фанатичным националистом, который видел в Иисусе человека, способного осуществить мечты зилотов о национальной независимости Израиля от имперских оккупантов. Когда же он увидел в нем «слабого человека», то соблазнился и предал Христа в последней попытке осуществить свою мечту о национальной независимости. Видимо, рассчитывая на то, что попав в руки властей, Иисус наконец явит свою божественную силу и поможет победить язычников, поработивших народ Божий.

Действительно, христианская мораль и заповеди Христовы противоречат националистическим установкам или, по крайней мере, не во всем с ними сочетается. А христианский подход к вопросам мира и войны далеко не всегда совпадает с националистическими настроениями.

Для тех, кто хочет глубже понять, в чем заключается этот подход, можем порекомендовать книгу святителя Николая Сербского «Библия и война», посвященную вопросам христианского понимания причин военных конфликтов и способов их преодоления.

#Александр_Краев
В Минздраве поделились планами по организации карантина на Пасху

"Сейчас он (общенациональный локдаун - ред.) не планируется. В понедельник, 19 апреля, было совещание с президентом, где премьер-министр говорил, что на этой неделе состоится общая встреча со Всеукраинским советом церквей. Там дополнительно будут проработаны уже разработанные Минздравом алгоритмы, чтобы в храмах все происходило в соответствии к противоэпидемическим нормам: как правильно обеспечит празднование, как правильно организовать количество праздничных литургий для того, чтобы уменьшить количество людей, которые приходят одновременно в храмы", - рассказал Ляшко.

Он уточнил, что Минздрав рекомендует пожилым людям и гражданам с хроническими заболеванием воздержаться от посещения храма. Также санврач советует при возможности отправить в храм крестить пасхальные куличи кого-то одного из семьи, чтобы затем он смог принести их домой и передать их родным.

https://newsoneua.tv/news/society/v_minzdrave_podelilis_planami_po_organizacii_karantina_na_pashu.html
Первый независимый: в программе "Хронология недели" - комментарии Правблога о стратегических планах Лондона и Вашингтона в сферах геополитики и военного доминирования.

https://youtu.be/-u9m2eHr0_o?t=3955
«Черные регистраторы» поднимают голову?

На днях сторонники «ПЦУ» захватили храм УПЦ в селе Цветоха Хмельницкой области.

Захват был осуществлен по традиционной рейдерской схеме: неправомочные сборы якобы религиозной общины – незаконная перерегистрация общины УПЦ на «ПЦУ» в ОГА – собственно захват храма при участии одетых в военный камуфляж титушек.

Однако, есть нюансы, которые отображают неприятную для религиозной сферы Украины тенденцию.

Дело в том, что этот храм пытались захватить и раньше. Сторонники «ПЦУ» проводили сборы, фальсифицируя данные о количестве их участников и привлекая посторонних людей, не имеющих отношения к местной религиозной общине. 5 раз (!) они пытались перерегистрировать общину, но получали отказ в государственных органах.

Последние сборы жителей села они провели 14 февраля этого года, заявив о том, что на них якобы присутствовало 622 человека, хотя по информации прихожан УПЦ там было в 5 раз меньше людей, в том числе много приезжих из соседних городов и сел. При этом собственно община УПЦ в этом собрании участия не принимала. Но на этот раз чиновники Шепетовской ОГА (если верить представителям «ПЦУ») все же дали «зеленый свет» сфабрикованному «переходу».

Что же изменилось?

Судя по недавним заявлениям спикера «ПЦУ» Евстратия Зори о том, что в его структуре полностью довольны отношением властей, это может означать негласную «отмашку» (или же центральная власть просто пустила все на самотек) в адрес местных госадминистраций осуществлять перевод общин УПЦ в «ПЦУ» на основе фальсифицированных протоколов собраний общин.

Именно этот этап рейдерской схемы является ключевым для захватчиков храмов. После поражения Порошенко на президентских выборах действия «черных регистраторов» были приостановлены. Против некоторых из них были даже возбуждены уголовные дела. Казалось, что феномен церковного рейдерства уйдет в прошлое. Но вот мы снова видим достаточно систематические захваты храмов и коррупционные махинации при участии местных чиновников.

Общины УПЦ, естественно, сдаваться не собираются и продолжат защищать свои права всеми законными способами. Поэтому чиновникам стоит задуматься над последствиями своих действий. Ведь рано или поздно все равно за них придется отвечать. Если и не перед судом земным, то перед судом Божьим.

#Святослав_Галан
🤞Антимиссия «ПЦУ»

Мы уже писали, почему у «ПЦУ» не получится организовать массовую «волну переходов» – у них нет необходимого количества клириков, чтобы обеспечить полное функционирование даже собственных общин, не то, что «поглотить» хотя бы тысячу общин УПЦ. А священники УПЦ в абсолютном большинстве никуда не переходят и переходить не собираются.

Кроме этого, общины УПЦ успешно строят новые храмы и сохраняют религиозную богослужебную жизнь. В то время, как «ПЦУ» приобретает максимум номинальных прихожан, которые после захвата храма не так часто этот храм посещают (бывает, конечно, по-разному, но в основном так и происходит). В связи с чем у нее возникает проблема содержания церковных помещений в условиях отсутствия пожертвований.

Поэтому даже поддержка местных властей не спасает «ПЦУ» и не решает проблему ее дальнейшего развития. Потому что главным фундаментом развития Церкви является не помощь власть имущих, а глубокая религиозная культура, горячая вера и преданность православному Преданию. То есть то, чего у «ПЦУ» нет и быть не может.

Поэтому, «ПЦУ» не продвигает православную веру в Украине (в расколе это в принципе невозможно), а предпринимает все усилия, чтобы помешать это делать УПЦ. Другими словами, играет роль «собаки на сене», осуществляя «антимиссию».

Пока что ей удается держать в своей орбите какое-то количество украинцев, культивируя ура-патриотизм, но рано или поздно хлипкий политический фундамент без «арматуры» настоящей веры и религиозности начнет трещать и рушиться.

#Александр_Краев
Суды подтверждают факты преследования верующих УПЦ

Судебная победа прихожанки УПЦ из Мнишина, что на Ровенщине – конкретный пример того, как можно отстаивать свои права и привлекать особо агрессивных сторонников «ПЦУ» к ответственности.

Другими словами, заставить их платить за свои преступления. В буквальном смысле. Напавшая (во время захвата храма) на прихожанку УПЦ сторонница «ПЦУ» по решению суда должна извиниться и выплатить ей денежную компенсацию за лечение. Наказание, конечно, могло быть более суровым, но и в таком виде это хороший прецедент, чтобы напомнить адептам «ПЦУ» о том, что зло не остается безнаказанным.

Еще одна хорошая новость, пробуждающая надежду на то, что украинская судебная система местами еще может быть справедливой, – возобновление уголовного дела о разжигании ненависти в отношении священника УПЦ в Золочеве Львовской области.

Кроме этого, Тернопольский административный суд удовлетворил иск супруги священнослужителя против Золочевского городского совета, признав протиправным решение о демонтаже ограждения возле их дома.
Отличная оценка

"Нельзя апеллировать к людям, призывая их защитить свою землю, которую до этого, под давлением МВФ, с принятием закона Об обороте сельхозземель, по сути уже продали транснациональным корпорациям и фондам".

Все правильно. У нас Королевство кривых зеркал. В публичном пространстве звучат одни заявления, а кулуарно уже все сделано для того, чтобы эти заявления воспринимались как насилие над здравым смыслом и действительностью.
Forwarded from Klymenko Time
Какие выводы стоит сделать в контексте Украины из сегодняшнего послания президента РФ Путина Федеральному собранию? Подводим итог.

Прежде всего, даже в достаточно небольшом блоке, посвященном внешней политики, не нашлось места Украине и Донбассу. И уж тем более не сбылись прогнозы о том, что Путин якобы может задать вектор на признание «ЛДНР». Про «ЛДНР» ничего не было. Не было ничего сказано и о защите русскоязычных и граждан РФ зарубежом. Это показательный момент. Ответа на вчерашнее видеообращение президента Зеленского - не было также.

По сути во внешнеполитическом блоке Путин коснулся более глобальных геополитических вопросов, вопросов миропорядка и международного сотрудничества. Четко указав кто для России на сегодня - визави. Не Китай, а Запад. Запад со своими подходами во внешней политике.

Здесь Путин позиционировал себя как мирный защитник дипломатии и переговоров, готовый к переговорам, но готовый и к враждебным действиям. Предсказуемо не принимая отводимую ему рядом стран Запада роль агрессора. А всем странам, которые не относятся к крупным игрокам коллективного Запада, в итоге вообще отвел роль подвывающих шакалов. Без конкретизации, но отвел. После этого в рамках логики по ассиметричным ответам на угрозы и вражеские дейстия рассказал о новых вооружениях РФ. То есть по сути пригрозил. Например, рассказал о том, что тяжелая межконтинентальная ракета «Сармат» будет принята на вооружение в 2022. Заявил о том, что на боевом дежурстве в РФ уже находятся новейшие ракетные гиперзвуковые комплексы «Авангард» и лазерные боевые комплексы «Пересвет».

Под конец президент РФ вспомнил международные объединения, важные для России ОДКБ, ШОС, СНГ. Показав, в каких направлениях может и будет развивать работу во внешней политике.

В целом можно сказать так - это был сдержанный, но строгий посыл Западу. И в контексте вскользь упомянутой Украины и Донбасса речь здесь не о «Минске», не о «Нормандском формате». По сути во всей этой истории и в целом в своем выступлении Путин не принял во внимание Украину как субъект. И как сторону переговоров. А речь вел об установлении правил более глобальной геополитической игры. И Путин, надо понимать, озвучил их в этом выступлении прежде всего Байдену. В преддверии планируемых переговоров. При этом очень завуалировано дав понять, что РФ всегда может дружить с тем же Китаем. А дружить с кем-то всегда можно против кого-то.

Klymenko Time | Клуб друзей Klymenko Time
Профанарские силы продолжают раскалывать Грузинскую Церковь

В Грузинской Православной Церкви на глазах формируется раскол во главе с запрещенным в служении бывшим митрополитом Чкондидским Петре (Цаава), известным своими инсинуациями в адрес патриарха Илии и поддержкой «ПЦУ».

Его сторонники всячески (в том числе и силовыми методами) препятствуют служению нового главы Чкондидской епархии, – митрополита Стефана – и отказываются ему подчиняться. Кроме этого, они выступают против руководства Грузинской Церкви, устраивая различные демонстрации и выступая в прессе с критикой патриарха Илии и действий Синода ГПЦ.

Анализ ситуации показывает, что действия Цаавы, помимо чисто внутренних факторов, вполне могут быть инспирированы внешними силами. А именно Константинопольской церковью, которая руками своих агентов влияния пытается дестабилизировать внутреннюю ситуацию в Грузинской Церкви.

Не добившись от ГПЦ и ее предстоятеля покорности в вопросах, связанных с признанием «ПЦУ» и первенства Константинопольского патриарха (визит госсекретаря США Майка Помпео видимых результатов не дал), фанариоты заинтересованы в том, чтобы создать внутренний центр постоянного давления на грузинскую патриархию. С разными вариантами своей трансформации. Это может быть и церковный переворот, и внутренний раскол, и даже создание какой-то параллельной юрисдикции. В зависимости от того, на что у церковной оппозиции хватит сил и ресурсов.

Помимо упомянутого Петре (Цаавы) в прессинге руководства ГПЦ принимает участие управляющий грузинскими приходами в Великобритании и Ирландии архиепископ Зенон. В частности, он предпринял информационную атаку на местоблюстителя патриаршего престола митрополита Шио (Муджири), которого многие эксперты считают преемником патриарха Илии. При этом Зенон открыто заявил о своих профанарских симпатиях и даже намекнул, что Константинопольский патриархат имеет право вмешиваться во внутренние дела Грузинской Церкви.

Также внутри Грузии церковную «оппозицию» поддерживает партия «Единое национальное движение», основанная Михаилом Саакашвили. Это такой себе аналог украинской «Европейской солидарности» Порошенко или «Свободы» Тягныбока. Одним словом – ультранационалисты, ориентированные на США и, соответственно, ставящие своей задачей противостояние России и РПЦ. «ЕДН» вне сомнений может служить инструментом и проводником интересов Госдепа в Грузии, в том числе и по церковной линии.

Напоследок можно упомянуть маргинальную группу неких «теологов», которые активно критикуют грузинскую патриархию по любому поводу, в том числе и за пророссийскую, по их мнению, позицию патриарха Илии. К ним примыкает такая же маргинальная ФБ-группа «Церковные новости Грузии», на которую, однако, ссылается основанное на грант Госдепа издание Orthodox Times.

В итоге имеем ясную картину того, как действует или может действовать Фанар или Госдеп, чтобы добиться определенных целей на канонической территории любой Поместной Церкви:

- использование отдельных епископов или группы епископов для атаки на руководство Церкви;
- создание групп «теологов» или общественных деятелей, которые критикуют Церковь с либеральных и профанарских позиций, привлекая для этого прозападные СМИ;
- использование или сотрудничество с местными властями и националистическими партиями;
- прямое вмешательство во внутренние дела Церкви на основании мнимых привилегий Фанара. В том числе создание параллельных структур (ср. как действует Фанар в отношении Церкви Чешских земель и Словакии). В случае с ГПЦ Константинополь позволил себе рукополагать грузинских священнослужителей без ее согласия.

Вместо служения единству, о котором так часто любит повторять Фанар, он служит разделению православного мира и созданию внутренних расколов в Поместных Церквях, которые выступают против его церковной политики.

#Александр_Краев
Об "автокефалии" "ПЦУ" и "авторитете" Епифания Думенко

Нам прислали ссылку на любопытное видео и попросили его прокомментировать.

В ролике "клирик" Тернопольской "епархии" "ПЦУ" Роман Будзинский пожаловался в Константинопольский патриархат на действия "епископа" Тернопольского и Бучацкого Тихона Петранюка. Последний запретил "священника" в "служении".

Наш комментарий:

В принципе, ничего удивительного не произошло. Рано или поздно, но ружьё, которое подвесили на стену, должно было выстрелить. Речь идет о позиции томоса, который даёт право через голову руководства "ПЦУ" подавать апелляции на Фанар. С учётом накопившегося в стане раскольников проблем (в частности, борьбы за власть в "епархиях") для многих "несогласных" эта возможность становится попросту отличным инструментом для отстаивания своих интересов. В свою очередь для Константинополя такое положение дел - и демонстрация того, кто реально в "ПЦУ" хозяин, и вопрос статуса, и, конечно же, аспект пополнения карманов. Ведь, если на турецкие берега потянутся серьезные ходоки, то фанариоты смогут аукционы своеобразные устраивать. С целью определения "правильного решения" и тех сил, которые способны больше за это "решение" предложить и дать.

Вот вам и "автокефалия".

Кстати, интересно и то, что, как сообщали СМИ, изначально упомянутый "клирик" пытался найти управу на Петранюка, обратившись с соответствующей просьбой к Думенко. Однако ситуация не решилась. Региональный "епископ" просто проигнорировал пожелания Епифания.

Так что тут даже вопрос с "двойным дном". Во-первых, как показывает практика, авторитет у Думенко внутри "ПЦУ" отнюдь не самый большой. Он не способен железной рукой держать все под контролем. Во-вторых, такой расклад только будет усиливать зависимость украинских раскольников от Фанара, в котором они увидят центр силы, с чьей помощью будет можно склонять чаши весов в одну или другую сторону в рамках "внутренней войны" в "ПЦУ".
Афон и "ПЦУ". Взгляд со Святой Горы на проблему украинского церковного раскола

https://yangx.top/upc_news/6330

Насколько верно мнение, что Афон молчаливо согласился с преступной политикой Фанара по признанию раскольников "ПЦУ"?

– Это мнение во многом ошибочно и не отражает достоверно позиции афонского монашеского сообщества. Здесь уместно говорить только о позиции конкретных монастырей.

Почему же мы не слышим четкой позиции со стороны Афона по этому поводу?

– Для начала нужно определиться, что следует понимать под позицией Афона. Выражать общее мнение всей полноты святогорского монашества может только священный Кинот Святой Горы в форме официального документа. Для того чтобы такой официальный документ был составлен, оформлен и обнародован, нужно полное и единодушное согласие представителей всех 20 монастырей. Такого согласия в настоящее время нет, а значит, нет и возможности соборно принять какое-то решение, которое можно документально оформить. Когда стало понятно, что обсуждение проблемы зашло в тупик и найти единое, приемлемое для всех решение невозможно, представители монастырей условились, что каждый из монастырей волен самостоятельно решать вопрос об отношении к раскольникам. Заявление же Кинота по этому вопросу из-за разногласий мнений сформулировать и оформить официально не представляется возможным.

Таким образом, получается, что Афон полностью безучастен и идёт на поводу у Константинопольской патриархии?

– Нет, так говорить не приходится. Кинот Святой Горы обозначил свою позицию ещё в 2019 году, отказав в отправке делегации от Афона на «интронизацию» Епифания Думенко. Напомним, что 28 января 2019 года состоялось первое заседание Кинота по украинскому вопросу, на котором традиционно присутствовали представители всех 20 монастырей Афона. На заседании Кинот соборно рассмотрел письмо Константинопольской патриархии, адресованное афонским монахам, с просьбой сформировать и направить делегацию на «интронизацию» 3 февраля 2019 года в Киеве главы "ПЦУ" Епифания (Сергея Думенко). В ходе обсуждения этого вопроса стала ясна позиция большинства, что и определило в дальнейшем решение Кинота отказать в просьбе формирования делегации от Афона. Тогда за отправку делегации выступили пять монастырей: Ивирон, Ставроникита, Пантократор, Ксенофонт, (Новый) Эсфигмен. Воздержались от высказывания какого-либо мнения представители Великой Лавры и Кутлумуша. Все остальные 13 монастырей высказались однозначно «против». В этом случае мнение большинства сыграло свою роль, и решение было принято. Все это однозначно показывает то, что Афон в своём большинстве имеет свою позицию и выражает ее в конкретных решениях и действиях, а не идёт на поводу у кого бы то ни было.
Афон и "ПЦУ": о приезде на Святую Гору представителей украинского раскола и о реакции святогорцев на их визит

Почему мы видели в числе принявших раскольников такие монастыри как Симонопетра и Ватопед?

– Действительно, позже такие монастыри как Ватопед и Симонопетра проявили себя не самым лучшим образом. Отвечая на этот вопрос, мы не станем подробно останавливаться на хронологии событий в монастыре Ватопед, когда его к общему смущению посетила группа раскольников под предводительством «епископа» Павла Юристого, наивно и смешно именующего себя «одесским». Что касается позиции игумена Ефрема, то все его действия, вероятней всего, объясняются сильным политическим давлением со стороны и не самой простой ситуацией, в которой он оказался, учитывая то уголовное дело, в котором он ранее фигурировал в качестве обвиняемого. Хотя некоторым подобострастным реверансам со стороны игумена Ефрема в адрес Варфоломея во время посещения последним монастыря Ватопед сложно найти какое-то объяснение и оправдание.

Что касается позиции игумена монастыря Симонопетра, сказать однозначно, что повлияло на его решение в пользу принятия раскольников сложно. Конечно, это решение прежде всего вынужденное и продиктовано в первую очередь нежеланием конфликтовать с Константинопольской патриархией. Кроме того, у монастыря Симонопетра давние связи с главным спонсором раскольнической группировки пивоваром Андреем Мацолой. В свое время Андрей Мацола профинансировал роспись соборного храма монастыря, за что получил в качестве признательности икону святой Марии Магдалины с частицей ее мощей. Знал ли тогда игумен Елисей о том, что А.Мацола относится к раскольникам или его ввели в заблуждение, мы не знаем. Говоря о Андрее Мацоле, стоит упомянуть, что он был инициатором и спонсором приезда в Киев секретаря монастыря Кутлумуш, отца Хризостома и другого Хризостома со скита святого Пантелеимона, который впоследствии принимал участие в «интронизации» Епифания. Удивительно, но формально эта поездка была организована не "Киевским патриархатом", а секретарем (на тот момент) УПЦ – Георгием Коваленко, ушедшим впоследствии в раскол вместе с бывшим митр. Александром Драбинко.

Известно, что в 2019 году Афон посетили "епископ" "ПЦУ" Павел Юристый и "митрополит" "ПЦУ" Михаил Зинкевич. Правда ли, что их принял Кинот Святой Горы как законных архиереев?

– Нет, это неправда! В феврале 2019 года «епископ» Павел Юристый пытался добиться встречи с представителями священной Эпистасии (исполнительный орган решений Кинота) и сфотографироваться с ними, однако ему было в этом отказано. Чуть позже «митрополит» Михаил Зинкевич был принят в Киноте, однако, приём для него не был радушным. Представитель монастыря св.Павла строго отчитал его, а прочие представители монастырей пытались добиться от него ясного ответа на вопрос, что им (раскольникам) нужно на Афоне, почему они наводят смущение своим приездом, каковы их цели. Но самое главное то, что ни одному, ни другому не был выдан Эпистасией документ, позволяющий им как архиереям посещать монастыри Афона и служить в них. То есть отказав им в предоставлении этого документа, ни Кинот, ни Эпистасия не признали никого из них законными архиереями, имеющими полноту полномочий. Впрочем, издание Ромфеа опубликовало материал, где указывало, что такой документ был предоставлен «епископу» Павлу, что на самом деле не соответствовало действительности... Ко всему этому можно добавить, что Эпистасия обратилась в МИД Греции с жалобой на действия «митрополита» Михаила Зинкевича, который со своими спутниками развернул флаг Украины и демонстративно фотографировался с ним, что запрещено уставом Святой Горы, как проявление национализма. Все эти действия Кинота и Эпистасии как нельзя лучше иллюстрируют отношение к раскольникам и говорят о вполне определённой позиции Афона.
Афон и "ПЦУ". О реакции святогорцев на визит патриарха Варфоломея

В 2019 году, с 19 по 22 октября, состоялся визит патриарха Варфоломея на Афон. Как святогорское сообщество отнеслось к этому визиту предстоятеля Константинопольской патриархии?

– Действительно, в октябре 2019 года патриарх Варфоломей посетил с визитом Святую Гору. Для патриархии организация приезда была не столь легка, как может показаться на первый взгляд. По планам патриархии программа визита патриарха включала изначально в себя прибытие на Афон, торжественную встречу и службу в главном храме Святой Горы в Кариесе, Протате. Незадолго до приезда Варфоломея на Афон, в Константинополь от Кинота была отправлена группа монахов, чтобы уточнить организационные моменты мероприятия. По слухам, до патриархии было доведено о неоднозначных настроениях святогорцев в адрес Варфоломея и нецелесообразности его служения в Протате, поскольку существовала опасность отказа со стороны ряда игуменов и святогорских иеромонахов сослужить ему, что, понятное дело, обернулось бы большим конфузом и скандалом. Патриархией, учитывая все эти риски, было принято решение провести сначала службу в монастыре Ксенофонт, а в Кариесе и Протате ограничиться только формальной торжественной встречей. При этом в СМИ заявлялось, что на встрече и службе в монастыре Ксенофонт будут игумены всех 20 монастырей Афона.

Что же из всего этого в итоге получилось?

– В итоге получилось, что на службе в Ксенофонте присутствовали только 6-7 игуменов из ожидавшихся. Большинство игуменов Святой Горы это мероприятие просто проигнорировали и даже не прислали своих представителей.Позже, когда Варфоломей прибыл в Кариес и снова была формальная торжественная встреча, на ней уже присутствовали представители монастырей и некоторые игумены, но встреча — это все же не совместное сослужение. Таким образом, можно считать, что своим отказом сослужить Варфоломею в Ксенофонте святогорское сообщество в своём большинстве выразило свою позицию относительно него.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
История с захватом монастыря Салхино в Грузинской Церкви активно развивается

Вчера мы писали о захвате монастыря Салхино 21.04.21 в Чкондидской епархии ГПЦ сторонниками профанарского митрополита Петра (Цаавы). Правящий в епархии митрополит Стефан не был допущен в монастырь https://yangx.top/hrizmasimpobedishi/2063 .

Митрополит Стефан заявил о принятии монастыря под свое руководство и направил туда иерея, которого раскольники не пустили в храм. Дошло до драки в храме. Это уже 2-е рукоприкладство в епархии после попытки штурма раскольниками ее управления 8 марта https://yangx.top/hrizmasimpobedishi/1790.

Занимающим монастырь клирикам (игумену Даниилу и двум ранее запрещенным клирикам) с их сторонниками дано время до субботы освободить монастырь. В противном случае митрополит Стефан грозит им извержением из сана.

Сам игумен Даниил заявил о неподчинении священноначалию.

Подробно о попытке «цветной революции» в ГПЦ здесь https://yangx.top/hrizmasimpobedishi/2064 .

Видеосюжет на грузинском, но видеоряд показательный.