Пока горит солнце pinned «Завершаем дни традиционных блюд описанием бытования в период святочно-новогоднего цикла праздников в Зарайском уезде Рязанской губернии одних из самых известных великорусских блюд - овсяного киселя и блинов. «Накануне Рождества, то есть в рождественский сочельник…»
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Христианские имена в русском языке имеют «официальную» церковно-славянскую и «обиходную» русскую формы, которые в несложных именах обычно совпадают. В обиходе христианские имена представляют собой русскую адаптацию церковнославянской адаптации греческих имён, включая греческие адаптации имён еврейских, латинских и других, какие в разное время попали в святцы из разных народов. Понимание того, что почти любое привычное нам имя дошло до нас через эти «адаптации адаптаций» посредствующих языков и культур, снимает остроту в вопросах правильности их написания и произношения у разных народов. В современном русском языке собственно русские и церковнославянские формы существуют параллельно, и даже трудно сказать, какая из этих двух форм преобладает.
Интересно, что еще на рубеже XVI-XVII веков на территории традиционного ареала великороссов в простонародье сохранялась традиция давать детям два имени - языческое и христианское крестильное.
«Отчество у Гуляя такое же как и у Ждана, и, скорее всего, они братья. Имена у обоих языческие, в соответствии с широко распространенным в XVI в. обычаем. Конечно, все дети боярские были православными и имели крестильные имена. Но в некоторых семьях ребенку давали второе, неканоническое имя, то ли для защиты от сглаза и от всякой нечисти, то ли просто как дань старинной традиции, постепенно сошедшей на нет лишь в XVII в. Мирское имя часто становилось основным и даже единственным; отголосок его, в виде отчества, переходил и к следующему поколению. В документах зачастую использовалось то одно, то другое имя или отчество - как от православного, так и от некалендарного имени; это обстоятельство, с которым мы еще столкнемся, создает немало трудностей на пути исследователя.»
«Как правило, в семьях, использовавших неканонические имена, существовала традиция давать их детям как бы из одной серии, - либо с позитивным, либо с негативным оттенком. Заглянем снова в Писцовую книгу Орловского уезда. Хотя детей там указывали только в том случае, если они, оставшись сиротами, становились совладельцами поместья, однако и таких примеров набирается немало; в одной семье детей зовут Нечайко, Ненашко и Воинко, в другой - Докука и Суморок, в третьей - Неустройко и Упрямко. Как-то все больше в невеселом ключе. Но есть и более радостные серии - Дружина и Молчан, Богдан и Ждан.»
Из книги Н.А. Тахтамышевой "Три века орловских детей боярских". Издательский дом "ОРЛИК". 2021. С. 26, 27.
#великорусы #традиции
«Отчество у Гуляя такое же как и у Ждана, и, скорее всего, они братья. Имена у обоих языческие, в соответствии с широко распространенным в XVI в. обычаем. Конечно, все дети боярские были православными и имели крестильные имена. Но в некоторых семьях ребенку давали второе, неканоническое имя, то ли для защиты от сглаза и от всякой нечисти, то ли просто как дань старинной традиции, постепенно сошедшей на нет лишь в XVII в. Мирское имя часто становилось основным и даже единственным; отголосок его, в виде отчества, переходил и к следующему поколению. В документах зачастую использовалось то одно, то другое имя или отчество - как от православного, так и от некалендарного имени; это обстоятельство, с которым мы еще столкнемся, создает немало трудностей на пути исследователя.»
«Как правило, в семьях, использовавших неканонические имена, существовала традиция давать их детям как бы из одной серии, - либо с позитивным, либо с негативным оттенком. Заглянем снова в Писцовую книгу Орловского уезда. Хотя детей там указывали только в том случае, если они, оставшись сиротами, становились совладельцами поместья, однако и таких примеров набирается немало; в одной семье детей зовут Нечайко, Ненашко и Воинко, в другой - Докука и Суморок, в третьей - Неустройко и Упрямко. Как-то все больше в невеселом ключе. Но есть и более радостные серии - Дружина и Молчан, Богдан и Ждан.»
Из книги Н.А. Тахтамышевой "Три века орловских детей боярских". Издательский дом "ОРЛИК". 2021. С. 26, 27.
#великорусы #традиции
Telegram
Князь Ярославский
Примечательно, что и после перехода в русской княжеской среде на чисто христианские имена, традиция двуимённости ещё долго сохранялась. Просто одно христианское имя считалось родовым и употреблялось в публичной сфере, а другое («прямое») давалось по святцам…
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Интересное дополнение по поводу традиций имянаречения. У дворян, купцов, посадских и крестьян языческие имена были другими и сохранялись дольше, чем в аристократической среде. Сейчас эти имена можно встретить во многих русских фамилиях. Для Ярославской земли самый наглядный пример - это, конечно же, Некрасов. Некрас - пример обережного имени, в котором отрицательная частица -не наделена магическим свойством отгонять несчастье от ребёнка (в данном случае уродство).
https://yangx.top/pokagoritsolnce/312
https://yangx.top/pokagoritsolnce/312
Telegram
Пока горит солнце
Интересно, что еще на рубеже XVI-XVII веков на территории традиционного ареала великороссов в простонародье сохранялась традиция давать детям два имени - языческое и христианское крестильное.
«Отчество у Гуляя такое же как и у Ждана, и, скорее всего, они…
«Отчество у Гуляя такое же как и у Ждана, и, скорее всего, они…
Forwarded from Подводные деревья
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Криватроп
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
НЕ ОБИЖАТЬСЯ!
Лингвист Юрий Александрович в предисловии к словарю "Русские фамилии" точно отметил:
"Хочу закончить предисловие несколько необычным для читателей предупреждением: не обижаться! Сотни заурядных, казалось бы, невинных фамилий произошли от бранных, унизительных прозвищ
Всегда остер был на язык русских народ и "для красного словца не жалел ни мать, ни родного отца". Непривлекательные свойства внешности и характера клеймились прозвищем, которое вскоре становилось привычным даже для самого прозванного; это прозвище в составе фамилии неумолимо переходит из поколение в поколение, вплоть до наших дней. Тут надо помнить, что современный человек никак не отвечает за свойства своих предков. Да и всегда ли были справедливы к предкам авторы бранного прозвища?!"
Действительно, нейтральны в основном фамилии, образованные от канонических имен, прозвищ по профессиям или восходящие к географическим названиям
Фамилий, описывающих положительные свойства характера, не так уж и много. Мне, например, среди вытегорских (андомских) фамилий попадалась такая - Хлебосолов. "Цветочные" фамилии (Цветаев, Гиацинтов, Ландышев) или положительно оценивающие свойства ума и характера (Добролюбов, Добронравов, Остроумов, Смыслов) в основном давались в духовных учебных заведениях
В свою очередь, прозвища от многих студенистых или полужидких блюд (Каша, Кисель, Соломата) в большинстве своем отражают не вкусовые пристрастия носителя прозвища, а имеют значение 'размазня'
Имелись и русские некалендарные имена-обереги, которые, как считалось, защищали своих носителей, поскольку сразу отмечали их ненужность, неважность для семьи, наличие каких-либо отрицательных особенностей: Дурак, Неждан, Нехорош, Некрас, Нечай, Нелюб, Ненаш. Об этом недавно также писали ув. "Князь Ярославский" и ув. "Пока горит солнце"
Лингвист Юрий Александрович в предисловии к словарю "Русские фамилии" точно отметил:
"Хочу закончить предисловие несколько необычным для читателей предупреждением: не обижаться! Сотни заурядных, казалось бы, невинных фамилий произошли от бранных, унизительных прозвищ
Всегда остер был на язык русских народ и "для красного словца не жалел ни мать, ни родного отца". Непривлекательные свойства внешности и характера клеймились прозвищем, которое вскоре становилось привычным даже для самого прозванного; это прозвище в составе фамилии неумолимо переходит из поколение в поколение, вплоть до наших дней. Тут надо помнить, что современный человек никак не отвечает за свойства своих предков. Да и всегда ли были справедливы к предкам авторы бранного прозвища?!"
Действительно, нейтральны в основном фамилии, образованные от канонических имен, прозвищ по профессиям или восходящие к географическим названиям
Фамилий, описывающих положительные свойства характера, не так уж и много. Мне, например, среди вытегорских (андомских) фамилий попадалась такая - Хлебосолов. "Цветочные" фамилии (Цветаев, Гиацинтов, Ландышев) или положительно оценивающие свойства ума и характера (Добролюбов, Добронравов, Остроумов, Смыслов) в основном давались в духовных учебных заведениях
В свою очередь, прозвища от многих студенистых или полужидких блюд (Каша, Кисель, Соломата) в большинстве своем отражают не вкусовые пристрастия носителя прозвища, а имеют значение 'размазня'
Имелись и русские некалендарные имена-обереги, которые, как считалось, защищали своих носителей, поскольку сразу отмечали их ненужность, неважность для семьи, наличие каких-либо отрицательных особенностей: Дурак, Неждан, Нехорош, Некрас, Нечай, Нелюб, Ненаш. Об этом недавно также писали ув. "Князь Ярославский" и ув. "Пока горит солнце"
По итогам впервые проведенных дней традиционных блюд очевидно, что тема региональной и шире - общей традиционной великорусской кухни требует значительного дальнейшего освещения. Поэтому заканчиваем опросом по данной теме и готовимся к очередному (надеюсь) масленичному челенджу.
Telegram
Пока горит солнце
В преддверии новогодних каникул и периода основных традиционных крестьянских праздников зимнего цикла родилась идея провести дни традиционных блюд.
Правила простые:
- до новогодних праздников все желающие каналы, касающиеся этно-региональной тематики, публикуют…
Правила простые:
- до новогодних праздников все желающие каналы, касающиеся этно-региональной тематики, публикуют…
Готовите ли вы на праздники традиционные блюда?
Anonymous Poll
6%
Нет, оливьешка и шашлык с доставкой и так хорошо заходят.
55%
Бывает - максимум блинов напеку на масленичной неделе.
39%
Да, несколько раз в году готовлю традиционные блюда.
Встретилось интересное объяснение ритуального значения блинов как средства перехода из одного мира в другой и способа общения с ушедшими предками и родственниками.
«Очень мощным устойчивым компонентом Масленичного комплекса является поминальная обрядовость.»
«В народе считалось, что на этой неделе [неделе перед Масленицей – прим. авт.], особенно в пятницу и субботу, души умерших предков появлялись незримо в домах своих потомков. Поэтому на столах для них всегда оставляли угощение. В эти дни поминали родителей блинами и спиртными напитками, если последние были в наличии.»
«Распространенными были гадания при помощи блинов.»
«На Святки бегали с "кокорой" (лепешкой, блином) в зубах по деревне (в чужую деревню) и слушали под окнами. Спрашивали имя первого встречного — так будут звать и жениха (или кто попадется, тот и жених) (Народная традиционная культура..., 2002: 49). На Святки мы опять имеем дело с переходом Солнца из одного состояния в другое во время зимнего солнцеворота, и опять задействованы блины. Таким образом, гадающие отождествляли себя с усопшими предками, посредством блина устраивая им переход из "того" света в "этот", одалживая им на время свое тело. Считалось, что предки, находясь в ином мире и в ином состоянии, могли быть ясновидящими, видеть и слышать все, что было, есть и будет в окружающем мире. Гадающий как бы начинал воспринимать мир так, как воспринимали его усопшие.»
«Есть такой обычай, называемый "греть родителей" [известен в бассейне верхней и средней Оки, в Рязанской губ. упоминается в т.ч. в быв. Касимовском у. – прим. авт.]. Он состоит в том, что в первый день Рождества разжигают большой костер из соломы, ожидая, что умершие предки придут с "того света" погреться.»
«Можно сказать, что бросание блинов в костер — завершение акта общения с предками во время масленичных ритуалов. Этнограф, диалектолог, фольклорист Д. К. Зеленин указывает на то, что разжигание костров с целью погреть пришедших с того света предков способствует хорошему урожаю пшеницы (Зеленин, 1909: 256). Да и любой контакт с предками направлен на улучшении жизни в этом мире. А блины — это средство, с помощью которого эти контакты осуществлялись, вернее осуществлялся переход из этого мира в "иной" и из "иного" в этот, из одного состояния в другое.»
«В Масленицу, как и в Святки, обычно выбирали невест. Опять задействован блин как средство для общения с предками. Ведь парень мог ошибиться в своем выборе. Съедая блин, он обращался к предкам за помощью в правильном выборе, а это ни много ни мало — продление рода. Девушка, положив блин на голову, также вручала судьбу своим предкам.»
«Этимология слова «блин» в словаре П. Я. Черных (Черных, 2001: 94) возводится к слову млинъ (XIV в.), встречающемуся в украинском, болгарском, словенском, чешском, польском, нижнелужицком языках. Причем слово это в разных языках имеет разное значение, не везде оно подразумевает то, что мы понимаем под словом "блин". Само же слово "млинъ" выводится от mъlinъ — "мельница" (жернов, нечто круглое). Форма слова "блин" (XV в.) встречается кроме русского еще и в белорусском, болгарском, чешском и польском. Словарь указывает на то, что общеславянское слово восходит (предположительно!) к позднелатинскому molinum — "мельница". Надо полагать, что окончательной точки в происхождении слова "блин" пока не поставлено. Интересное наблюдение: в санскритско-русском словаре (Санскритско-русский..., 2020: 129) есть понятие, сравнимое с функцией блина.
bali m подаяние; жертвенная пища, приносимая сверхъествественным существам;»
«Именно момент перехода, его возможность, бесконечность этой возможности и символизирует блин как ритуальная еда.»
«Семантически слово "блин" вполне может принадлежать к ряду древних корней, обозначающих переход.»
#великороссы #традиции #блины
Из статьи «Символика блина как ритуальной пищи в обрядах и обычаях восточных славян». А.В. Александрова Университет "Синергия". 2021.
«Очень мощным устойчивым компонентом Масленичного комплекса является поминальная обрядовость.»
«В народе считалось, что на этой неделе [неделе перед Масленицей – прим. авт.], особенно в пятницу и субботу, души умерших предков появлялись незримо в домах своих потомков. Поэтому на столах для них всегда оставляли угощение. В эти дни поминали родителей блинами и спиртными напитками, если последние были в наличии.»
«Распространенными были гадания при помощи блинов.»
«На Святки бегали с "кокорой" (лепешкой, блином) в зубах по деревне (в чужую деревню) и слушали под окнами. Спрашивали имя первого встречного — так будут звать и жениха (или кто попадется, тот и жених) (Народная традиционная культура..., 2002: 49). На Святки мы опять имеем дело с переходом Солнца из одного состояния в другое во время зимнего солнцеворота, и опять задействованы блины. Таким образом, гадающие отождествляли себя с усопшими предками, посредством блина устраивая им переход из "того" света в "этот", одалживая им на время свое тело. Считалось, что предки, находясь в ином мире и в ином состоянии, могли быть ясновидящими, видеть и слышать все, что было, есть и будет в окружающем мире. Гадающий как бы начинал воспринимать мир так, как воспринимали его усопшие.»
«Есть такой обычай, называемый "греть родителей" [известен в бассейне верхней и средней Оки, в Рязанской губ. упоминается в т.ч. в быв. Касимовском у. – прим. авт.]. Он состоит в том, что в первый день Рождества разжигают большой костер из соломы, ожидая, что умершие предки придут с "того света" погреться.»
«Можно сказать, что бросание блинов в костер — завершение акта общения с предками во время масленичных ритуалов. Этнограф, диалектолог, фольклорист Д. К. Зеленин указывает на то, что разжигание костров с целью погреть пришедших с того света предков способствует хорошему урожаю пшеницы (Зеленин, 1909: 256). Да и любой контакт с предками направлен на улучшении жизни в этом мире. А блины — это средство, с помощью которого эти контакты осуществлялись, вернее осуществлялся переход из этого мира в "иной" и из "иного" в этот, из одного состояния в другое.»
«В Масленицу, как и в Святки, обычно выбирали невест. Опять задействован блин как средство для общения с предками. Ведь парень мог ошибиться в своем выборе. Съедая блин, он обращался к предкам за помощью в правильном выборе, а это ни много ни мало — продление рода. Девушка, положив блин на голову, также вручала судьбу своим предкам.»
«Этимология слова «блин» в словаре П. Я. Черных (Черных, 2001: 94) возводится к слову млинъ (XIV в.), встречающемуся в украинском, болгарском, словенском, чешском, польском, нижнелужицком языках. Причем слово это в разных языках имеет разное значение, не везде оно подразумевает то, что мы понимаем под словом "блин". Само же слово "млинъ" выводится от mъlinъ — "мельница" (жернов, нечто круглое). Форма слова "блин" (XV в.) встречается кроме русского еще и в белорусском, болгарском, чешском и польском. Словарь указывает на то, что общеславянское слово восходит (предположительно!) к позднелатинскому molinum — "мельница". Надо полагать, что окончательной точки в происхождении слова "блин" пока не поставлено. Интересное наблюдение: в санскритско-русском словаре (Санскритско-русский..., 2020: 129) есть понятие, сравнимое с функцией блина.
bali m подаяние; жертвенная пища, приносимая сверхъествественным существам;»
«Именно момент перехода, его возможность, бесконечность этой возможности и символизирует блин как ритуальная еда.»
«Семантически слово "блин" вполне может принадлежать к ряду древних корней, обозначающих переход.»
#великороссы #традиции #блины
Из статьи «Символика блина как ритуальной пищи в обрядах и обычаях восточных славян». А.В. Александрова Университет "Синергия". 2021.
Forwarded from Подводные деревья
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Кулачные бои или кулачки популярный ранее у великороссов древний народный обычай, восходящий (наряду с борьбой) к одному из двух типов традиционных рукопашных состязаний, общих для всего восточно-славянского ареала.
По данным историко-этнографического исследования Б.В. Горбунова "Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян" (таблица 1) в 19 начале 20 века кулачные бои были наиболее популярны в великорусских губерниях. Особенно массово этот обычай фиксируется в южных великорусских губерниях - Воронежской, Рязанской, Смоленской, Тульской. В центральных и северных великорусских губерниях самое большее количество упоминаний о кулачных боях приходится на Владимирскую, Московскую, Ярославскую, Вологодскую, Вятскую, Олонецкую и Пермскую губернии. В ряде южных и северных губерний кулачные бои отмечены в части или в меньшинстве уездов, например: в Калужской (в Калужском, Медынском, Мещовском, Мосальском), в Новгородской (только в Череповецком, Новгородском, Белозерском), а в Архангельской губернии в некоторых уездах бои уступали по популярности борьбе. В Среднем Поволжье наиболее массовое распространение боев зафиксировано среди великорусского населения в Казанской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской губерниях, на Дону - в Области войска Донского, в Сибири - в Забайкальской области, Тобольской и Томской губерниях. В Белоруссии бытование кулачных боев в основном отмечено на территории Витебщины (рекордные 160 упоминаний из Витебского уезда), на левобережье среднего и нижнего течения Днепра в Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской губерниях. На западе и в центральных губерниях Белоруссии, на Правобережье Днепра бои не имели такой популярности, а упоминания о них встречаются значительно реже. Кулачные бои по сравнению с борьбой имели гораздо большую популярность. Из 324 уездов, в которых зафиксированы традиционные рукопашные состязания, кулачные бои зафиксированы в 151, борьба только в 53. Из общего количества сообщений о таких состязаниях 3429 приходится на бои, 1041 на борьбу.
"Кулачки" преимущественно проводились в зимний и весенне-летний период и приурочивались к воскресным и праздничным дням. Существуют масса свидетельств о проведении боев во время зимних и весенне-летних постов, что по мнению Б.В. Горбунова свидетельствует о бытовании в указанный период в дохристианское время единого цикла праздников, в котором кулачные бои имели некое важное и общее назначение. Главными правилами кулачных боев являлись: добровольный характер боя и отсутствие злобы на противника, не бить лежачего противника (знаменитое - "лежачего не бьют") и не наносить удары сзади, не использовать тяжелые предметы для увеличения силы удара, не бить противника со следами крови, не бить с подножкой и не захватывать одежду и тело противника. Нарушение главных правил беспощадно каралось массовым жестоким избиением с обоих сторон и изгнанием нарушителя с поля боя. Следующим образом в исследовании Б.В. Горбунова упоминается объявление начала боя: «В ряде мест, например в Суздальском у., перед боем правила громко объявлялись старейшим бойцом, после чего он обращался к обеим сторонам: "Так дрались наши старики?". Положительный ответ означал согласие вступить в состязание на оглашенных условиях».
👇(продолжение в посте ниже)
По данным историко-этнографического исследования Б.В. Горбунова "Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян" (таблица 1) в 19 начале 20 века кулачные бои были наиболее популярны в великорусских губерниях. Особенно массово этот обычай фиксируется в южных великорусских губерниях - Воронежской, Рязанской, Смоленской, Тульской. В центральных и северных великорусских губерниях самое большее количество упоминаний о кулачных боях приходится на Владимирскую, Московскую, Ярославскую, Вологодскую, Вятскую, Олонецкую и Пермскую губернии. В ряде южных и северных губерний кулачные бои отмечены в части или в меньшинстве уездов, например: в Калужской (в Калужском, Медынском, Мещовском, Мосальском), в Новгородской (только в Череповецком, Новгородском, Белозерском), а в Архангельской губернии в некоторых уездах бои уступали по популярности борьбе. В Среднем Поволжье наиболее массовое распространение боев зафиксировано среди великорусского населения в Казанской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской губерниях, на Дону - в Области войска Донского, в Сибири - в Забайкальской области, Тобольской и Томской губерниях. В Белоруссии бытование кулачных боев в основном отмечено на территории Витебщины (рекордные 160 упоминаний из Витебского уезда), на левобережье среднего и нижнего течения Днепра в Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской губерниях. На западе и в центральных губерниях Белоруссии, на Правобережье Днепра бои не имели такой популярности, а упоминания о них встречаются значительно реже. Кулачные бои по сравнению с борьбой имели гораздо большую популярность. Из 324 уездов, в которых зафиксированы традиционные рукопашные состязания, кулачные бои зафиксированы в 151, борьба только в 53. Из общего количества сообщений о таких состязаниях 3429 приходится на бои, 1041 на борьбу.
"Кулачки" преимущественно проводились в зимний и весенне-летний период и приурочивались к воскресным и праздничным дням. Существуют масса свидетельств о проведении боев во время зимних и весенне-летних постов, что по мнению Б.В. Горбунова свидетельствует о бытовании в указанный период в дохристианское время единого цикла праздников, в котором кулачные бои имели некое важное и общее назначение. Главными правилами кулачных боев являлись: добровольный характер боя и отсутствие злобы на противника, не бить лежачего противника (знаменитое - "лежачего не бьют") и не наносить удары сзади, не использовать тяжелые предметы для увеличения силы удара, не бить противника со следами крови, не бить с подножкой и не захватывать одежду и тело противника. Нарушение главных правил беспощадно каралось массовым жестоким избиением с обоих сторон и изгнанием нарушителя с поля боя. Следующим образом в исследовании Б.В. Горбунова упоминается объявление начала боя: «В ряде мест, например в Суздальском у., перед боем правила громко объявлялись старейшим бойцом, после чего он обращался к обеим сторонам: "Так дрались наши старики?". Положительный ответ означал согласие вступить в состязание на оглашенных условиях».
👇(продолжение в посте ниже)
👆 (продолжение предыдущего поста)
Виды кулачного боя различались в зависимости от характера массовости состязания. "Бой в одиночку"
проходил между двумя соперниками равными по силе, возрасту и искусству ведения поединка, целью было сбить противника на землю или принудить словесно признать поражение. Известна разновидность боя в одиночку под названием "на одну руку" где один из противников состязался одной рукой, другая же была привязана кушаком к его туловищу. В виде боя "раз за раз" противники, стоя по разные стороны обозначенной черты, поочередно наносили друг другу удары, при этом уклоняться от удара, отвечать на него или переступать черту запрещалось. Проигравшим считался тот кто оказывался на земле. Массовый бой "сцепляка-свалка" описывался как противоборство двух групп противников, в котором противники шли в бой в рассыпную, либо как бой, в котором не имелось противоположной стороны и каждый боец бился сам за себя. Еще один вид массового боя - "стенка на стенку" проходил в несколько этапов и представлял из себя противоборство двух групп противников, организованных и построенных строго определенным образом. На этапе "зачина" противники выкрикивали друг другу разного рода прибаутки с насмешками над оппонентами, повышая тем самым градус накала противостояния. Затем следовали боевые кличи и два варианта продолжения "зачина". В одном из них в бое сходились молодые зачинщики (обычно 13-14 лет) и после того как определялся перевес одной из сторон в бой, как бы защищая своих, вступали юноши 15-17 лет, а молодые зачинщики либо занимали места зрителей, либо продолжали бой на другом месте. В другом варианте после "зачина" устраивался поединок двух сильнейших бойцов с обеих сторон. Затем, после победы одного из бойцов начинался основной этап - "заправский бой". Структура формирования "стенок" соотносились с возрастом бойцов где первыми в бой шла молодежь, а уже за ней следовали более старшие бойцы. После окончательного вытеснения и рассеивания группы ("стенки") противника бой завершался. В бое "стенка на стенку" сторонами использовались различные тактические приемы и способы управления, например, способ управления "стенкой" с помощью свиста.
В наименовании приемов кулачного боя существовала своя терминология, а к основным приемам относились такие приемы как: прямые удары в голову ("подставить фонарь", "дать в хлебово" и пр.), боковые удары в голову ("намылить сусалы", "салазки подбить" и пр.), удары сверху и снизу в голову ("по кумполу", "в подбородок" и пр.), прямые удары по туловищу ("в душу", "с тычка" и пр.), боковые удары по туловищу ("дать пирога в бок", "отмять бока" и пр.), удары снизу и сверху по туловищу ("под дых", "дать под микитки", " по ключице " и пр.). Также существовали различные комбинации ударов ("в сусалы да под никитки" и пр.). Вообще традиционная терминология в кулачном бое была очень широка и не ограничивалась наименованием приемов. Так, различные ситуации боя обозначались определенным образом, например: "заходить" - вступать в бой, "цокнутся" - биться ожесточенно.
Местом для "кулачек" обычно выбиралась открытая площадка достаточных размеров. Такой площадкой могли служить улица, площадь, перекресток, пустырь, овраг, поле или замерзший водоем и т.п. При этом, наиболее часто выбирались места, служившие естественной границей между населенными пунктами где проживали бойцы из противоборствующих групп. Нередко бои устраивались возле кладбищ в связи с чем Б.В. Горбуновым в своем исследовании отмечено интересное обстоятельство - «... в Псковской и Тверской губ. кладбища именовались "буями", что является омонимом названия кулачного боя. Эти данные хорошо согласуются с точкой зрения, согласно которой борьба и кулачные бои трактуются как пережиток славянской тризны».
#великорусы #традиции #кулачныебои
Виды кулачного боя различались в зависимости от характера массовости состязания. "Бой в одиночку"
проходил между двумя соперниками равными по силе, возрасту и искусству ведения поединка, целью было сбить противника на землю или принудить словесно признать поражение. Известна разновидность боя в одиночку под названием "на одну руку" где один из противников состязался одной рукой, другая же была привязана кушаком к его туловищу. В виде боя "раз за раз" противники, стоя по разные стороны обозначенной черты, поочередно наносили друг другу удары, при этом уклоняться от удара, отвечать на него или переступать черту запрещалось. Проигравшим считался тот кто оказывался на земле. Массовый бой "сцепляка-свалка" описывался как противоборство двух групп противников, в котором противники шли в бой в рассыпную, либо как бой, в котором не имелось противоположной стороны и каждый боец бился сам за себя. Еще один вид массового боя - "стенка на стенку" проходил в несколько этапов и представлял из себя противоборство двух групп противников, организованных и построенных строго определенным образом. На этапе "зачина" противники выкрикивали друг другу разного рода прибаутки с насмешками над оппонентами, повышая тем самым градус накала противостояния. Затем следовали боевые кличи и два варианта продолжения "зачина". В одном из них в бое сходились молодые зачинщики (обычно 13-14 лет) и после того как определялся перевес одной из сторон в бой, как бы защищая своих, вступали юноши 15-17 лет, а молодые зачинщики либо занимали места зрителей, либо продолжали бой на другом месте. В другом варианте после "зачина" устраивался поединок двух сильнейших бойцов с обеих сторон. Затем, после победы одного из бойцов начинался основной этап - "заправский бой". Структура формирования "стенок" соотносились с возрастом бойцов где первыми в бой шла молодежь, а уже за ней следовали более старшие бойцы. После окончательного вытеснения и рассеивания группы ("стенки") противника бой завершался. В бое "стенка на стенку" сторонами использовались различные тактические приемы и способы управления, например, способ управления "стенкой" с помощью свиста.
В наименовании приемов кулачного боя существовала своя терминология, а к основным приемам относились такие приемы как: прямые удары в голову ("подставить фонарь", "дать в хлебово" и пр.), боковые удары в голову ("намылить сусалы", "салазки подбить" и пр.), удары сверху и снизу в голову ("по кумполу", "в подбородок" и пр.), прямые удары по туловищу ("в душу", "с тычка" и пр.), боковые удары по туловищу ("дать пирога в бок", "отмять бока" и пр.), удары снизу и сверху по туловищу ("под дых", "дать под микитки", " по ключице " и пр.). Также существовали различные комбинации ударов ("в сусалы да под никитки" и пр.). Вообще традиционная терминология в кулачном бое была очень широка и не ограничивалась наименованием приемов. Так, различные ситуации боя обозначались определенным образом, например: "заходить" - вступать в бой, "цокнутся" - биться ожесточенно.
Местом для "кулачек" обычно выбиралась открытая площадка достаточных размеров. Такой площадкой могли служить улица, площадь, перекресток, пустырь, овраг, поле или замерзший водоем и т.п. При этом, наиболее часто выбирались места, служившие естественной границей между населенными пунктами где проживали бойцы из противоборствующих групп. Нередко бои устраивались возле кладбищ в связи с чем Б.В. Горбуновым в своем исследовании отмечено интересное обстоятельство - «... в Псковской и Тверской губ. кладбища именовались "буями", что является омонимом названия кулачного боя. Эти данные хорошо согласуются с точкой зрения, согласно которой борьба и кулачные бои трактуются как пережиток славянской тризны».
#великорусы #традиции #кулачныебои
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Фрагменты кинозаписи кулачного боя. Село Купля Каверинский район (современный Шацкий район), Рязанская область. 1954 год.
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Кроме собственных шишек, набитых в злосчастной битве на Липице, у сыновей Большого Гнезда был наглядный пример в лице многочисленного и воинственного племени рязанских князей, которые в 1217 году совершили ужасающий своей жестокостью акт самоистребления. На снеме (съезде) в Исадах на берегу Оки князья Глеб и Константин Володимеричи хладнокровно перерезали пятерых двоюродных братьев и одного родного. Уцелел только не попавший на снем князь Ингварь Игоревич, который с помощью суздальских князей смог одолеть братоубийц, выгнать их в Половецкую Степь, и занять осиротевший рязанский стол. Русские князья вообще часто рисковали жизнью, и, бывало, погибали в междоусобных войнах, но одно дело гибель в бою, совсем другое – вероломное убийство. Такие страсти оказались чужды суздальскому клану, и резня в Исадах послужила для них новым предупреждением не ставить личное властолюбие выше семейного согласия.
В этой рязанской серии "Игры престолов" по-древнерусски очень хорошо прослеживается фирменный почерк вятичей, которые по сообщениям ряда летописей "...и до сего дня, еже есть Рязанцы".
Земли вятичей довольно поздно вошли в состав Древнерусского государства (впервые по результатам похода князя Святослава во второй половине X в.) и были мягко говоря не самым спокойным его регионом. В период распада Древнерусского государства в первой половине XII в. эти территории были поделены между Ростово-Суздальским, Черниговским и Рязанским княжествами. С конца XII в. вятичи в источниках не упоминаются, а в 1521 году Рязанское княжество (одним из последних) становится частью Русского государства.
Сами вятичи имели буйный нрав и довольно долго сохраняли определенную самостоятельность (по некоторым оценкам отдельные группы вятичей вплоть до XIII в.). Так, буквально столетием ранее описываемых в рязанских Исадах событий (около 1115 г. ) вятичами был жестоко убит иеромонах Киево-Печерского монастыря, священномученик Кукша Печерский, проповедовавший христианство на территории современных Орловской и Калужской областей, которое утвердилось на землях вятичей относительно поздно - лишь к рубежу XIII в. стали преобладать ямные захоронения (ранее у вятичей бытовал обряд трупосожжения) с почти полным отсутствием прежних языческих деталей обряда. По мнению архимандрита РПЦ Леонида (в миру Лев Александрович Кавелин) Кукша Печерский сам происходил из знатного вятичского рода князей или старейшин.
Интересно, что рязаноокцы [Культура рязано-окских могильников - прим. авт.], которым через вятичей наследуют древнерусские рязанцы, также отличались весьма суровым и воинственным нравом, о чем свидетельствует милитаризированный характер данной общности, выразившийся в том числе во вхождении женщин в воинскую элиту (это установлено по женским погребениям с оружием и конской уздой) и в целом в обилии оружия в погребениях рязаноокцев.
#древнерусскоегосударство #рязань #вятичи #кром
Земли вятичей довольно поздно вошли в состав Древнерусского государства (впервые по результатам похода князя Святослава во второй половине X в.) и были мягко говоря не самым спокойным его регионом. В период распада Древнерусского государства в первой половине XII в. эти территории были поделены между Ростово-Суздальским, Черниговским и Рязанским княжествами. С конца XII в. вятичи в источниках не упоминаются, а в 1521 году Рязанское княжество (одним из последних) становится частью Русского государства.
Сами вятичи имели буйный нрав и довольно долго сохраняли определенную самостоятельность (по некоторым оценкам отдельные группы вятичей вплоть до XIII в.). Так, буквально столетием ранее описываемых в рязанских Исадах событий (около 1115 г. ) вятичами был жестоко убит иеромонах Киево-Печерского монастыря, священномученик Кукша Печерский, проповедовавший христианство на территории современных Орловской и Калужской областей, которое утвердилось на землях вятичей относительно поздно - лишь к рубежу XIII в. стали преобладать ямные захоронения (ранее у вятичей бытовал обряд трупосожжения) с почти полным отсутствием прежних языческих деталей обряда. По мнению архимандрита РПЦ Леонида (в миру Лев Александрович Кавелин) Кукша Печерский сам происходил из знатного вятичского рода князей или старейшин.
Интересно, что рязаноокцы [Культура рязано-окских могильников - прим. авт.], которым через вятичей наследуют древнерусские рязанцы, также отличались весьма суровым и воинственным нравом, о чем свидетельствует милитаризированный характер данной общности, выразившийся в том числе во вхождении женщин в воинскую элиту (это установлено по женским погребениям с оружием и конской уздой) и в целом в обилии оружия в погребениях рязаноокцев.
#древнерусскоегосударство #рязань #вятичи #кром
Telegram
Князь Ярославский
Кроме собственных шишек, набитых в злосчастной битве на Липице, у сыновей Большого Гнезда был наглядный пример в лице многочисленного и воинственного племени рязанских князей, которые в 1217 году совершили ужасающий своей жестокостью акт самоистребления.…
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Действительно в летописных текстах можно встретить объяснения поступков рязанцев (не только князей) их же рязанскими нравами, прежде всего гордостью. Мне попадались такие ремарки, когда я читал об отношениях Всеволода Большое Гнездо с Рязанью. Не знаю, связано ли это с относительно поздним огосударствлением племенной территорией вятичей и такой же запоздалой христианизацией, или с самим их положением на границе с воинственным степным миром, или есть ещё какие-то объяснения этой горячности, но она должна была сохраняться и подмечаться северными и западными соседями по меньшей мере до середины XVI века, когда древняя Рязанская земля стала из фронтира превращаться в глубинку.
P. S.: В Калуге помимо брутального и едва ли не единственного в России отдельного памятника забытому государю Ивану III, видел памятник и священномученику Кукше - апостолу вятичей.
https://yangx.top/pokagoritsolnce/328
P. S.: В Калуге помимо брутального и едва ли не единственного в России отдельного памятника забытому государю Ивану III, видел памятник и священномученику Кукше - апостолу вятичей.
https://yangx.top/pokagoritsolnce/328
Telegram
Пока горит солнце
В этой рязанской серии "Игры престолов" по-древнерусски очень хорошо прослеживается фирменный почерк вятичей, которые по сообщениям ряда летописей "...и до сего дня, еже есть Рязанцы".
Земли вятичей довольно поздно вошли в состав Древнерусского государства…
Земли вятичей довольно поздно вошли в состав Древнерусского государства…
Forwarded from Архитектурные излишества (Pavel G)
Ижевское Рязанской области считают самым богатым селом Российской империи. В 1832 году местные крестьяне выкупились на волю за непомерную сумму в 3 миллиона 400 тысяч рублей. После выплаты выкупных платежей они смогли позаботиться о внешнем виде села, тут много каменных и кирпичных особняков.