Быт крестьян: на каких постелях спали наши предки
Старики в седую годину бывалоча присказывали: “Какова постеля, таков и сон”. А постеля в среднерусской избёнке была не хитра да не велика. Меньше покой* - меньше дров в печи да легше теплецо приудержать. Оттого кроватей в старину запривычно* в избах не держали.
По теплому лету, что день кормит, молодые спать уходили на двор, сеновал, в баньку или амбар. А по зиме, когда мороз трещит, что звезды пляшут, крестьянин, мал да велик, сны глядел хоть в тесноте, да в теплеце. Отцам-старикам, детворе да хворым постеля в избе уготована завсегда благостепенная* - на печи.
А иншие* домочадцы гнездилися по ночам кто на полатях*, кто на лавицах*, а кто и на полу, но токмо поперёк половиц - таков искон-покон*. Постель для крестьянина одна - соломенник (сенник*, сбитый ржаной иль яровой соломой). Заместо простыни сходило рядно - нагрубо пряденная холстина из пеньки или льна.
Пуховые подушки пожаловали в обиход крестьянский токмо при царе-батюшке Александре III. Ежели в избе гулял холодок, то честной народ покрывался платками, дерюгой*, кафтанами, шубами и прочей сугревистой одёжей.
Так и живали-бывали наши родные предки-хлеборобы, трудники радивые.
*Помин забытых слов:
Покой - жилое помещение
Запривычно - обычно
Благостепенный - почётный
Инший - другой
Полати - настилы под потолком
Лавица - лавка
Искон-покон - старый обычай
Сенник - мешок
Дерюга - грубая льняная холстина
Русский странник
Платон Караваев
Старики в седую годину бывалоча присказывали: “Какова постеля, таков и сон”. А постеля в среднерусской избёнке была не хитра да не велика. Меньше покой* - меньше дров в печи да легше теплецо приудержать. Оттого кроватей в старину запривычно* в избах не держали.
По теплому лету, что день кормит, молодые спать уходили на двор, сеновал, в баньку или амбар. А по зиме, когда мороз трещит, что звезды пляшут, крестьянин, мал да велик, сны глядел хоть в тесноте, да в теплеце. Отцам-старикам, детворе да хворым постеля в избе уготована завсегда благостепенная* - на печи.
А иншие* домочадцы гнездилися по ночам кто на полатях*, кто на лавицах*, а кто и на полу, но токмо поперёк половиц - таков искон-покон*. Постель для крестьянина одна - соломенник (сенник*, сбитый ржаной иль яровой соломой). Заместо простыни сходило рядно - нагрубо пряденная холстина из пеньки или льна.
Пуховые подушки пожаловали в обиход крестьянский токмо при царе-батюшке Александре III. Ежели в избе гулял холодок, то честной народ покрывался платками, дерюгой*, кафтанами, шубами и прочей сугревистой одёжей.
Так и живали-бывали наши родные предки-хлеборобы, трудники радивые.
*Помин забытых слов:
Покой - жилое помещение
Запривычно - обычно
Благостепенный - почётный
Инший - другой
Полати - настилы под потолком
Лавица - лавка
Искон-покон - старый обычай
Сенник - мешок
Дерюга - грубая льняная холстина
Русский странник
Платон Караваев
Помяните бабушек
В первых главах книги о писателе Николае Лескове (из серии ЖЗЛ) упоминается одна поразительная история из воспоминаний его бабушки Акилины Васильевны.
Во время Отечественной войны 1812 года в город Орёл пригнали пленных французов. Они были «голодные, больные, оборванные, замотанные в тряпье, «косматые, яко лесные звери».
Местные жители их жалели, подавали еду, делились одеждой, но принимать басурманов к себе на ночлег не решались – боялись заразиться от них «повальной болезнью».
Разместили французов в холодных казармах без отопления, а дело, вроде как, было зимой, и половина из них до утра не дожила.
И тогда только одна повивальная бабка Василиса Петровна, жившая на краю Новосельской заставы, выбрала самых жалких и убогих пленников и привела их к себе в тёплую избу. «Поселила в своем доме, ухаживала за ними, как за родственниками». Вскоре старуха растратила на содержание своих постояльцев последние сбережения – всё до крайней копейки.
Даже в таком положении она их не выгнала, а пошла по городу побираться. Только собирала милостыню не себе на пропитание, а своим квартирантам. Так и продолжала их кормить.
Что характерно, когда постой завершился, и всех французов погнали из города дальше, всю посуду, которой они пользовались, Василиса Петровна разбила на черепки и выбросила прочь. Потому что «есть из одного котелка с «погаными нехристями» она не собиралась». Вот такая история.
Вечная память всем Василисам, Матрёнам, Акулинам, Пелагеям и прочим нашим родным заботливым бабушкам, почившим в Бозе. Говорят, на их платочках выстояла наша Церковь в лихую годину...
Обратите внимание на картины, от которых веет теплым русским детством:
📌Сидоров Валентин "Бабушкины сказки"
📌Попов Павел "Бабушкины пирожки"
📌Юшманова Татьяна "Ждет"
Русский странник
Платон Караваев
В первых главах книги о писателе Николае Лескове (из серии ЖЗЛ) упоминается одна поразительная история из воспоминаний его бабушки Акилины Васильевны.
Во время Отечественной войны 1812 года в город Орёл пригнали пленных французов. Они были «голодные, больные, оборванные, замотанные в тряпье, «косматые, яко лесные звери».
Местные жители их жалели, подавали еду, делились одеждой, но принимать басурманов к себе на ночлег не решались – боялись заразиться от них «повальной болезнью».
Разместили французов в холодных казармах без отопления, а дело, вроде как, было зимой, и половина из них до утра не дожила.
И тогда только одна повивальная бабка Василиса Петровна, жившая на краю Новосельской заставы, выбрала самых жалких и убогих пленников и привела их к себе в тёплую избу. «Поселила в своем доме, ухаживала за ними, как за родственниками». Вскоре старуха растратила на содержание своих постояльцев последние сбережения – всё до крайней копейки.
Даже в таком положении она их не выгнала, а пошла по городу побираться. Только собирала милостыню не себе на пропитание, а своим квартирантам. Так и продолжала их кормить.
Что характерно, когда постой завершился, и всех французов погнали из города дальше, всю посуду, которой они пользовались, Василиса Петровна разбила на черепки и выбросила прочь. Потому что «есть из одного котелка с «погаными нехристями» она не собиралась». Вот такая история.
Вечная память всем Василисам, Матрёнам, Акулинам, Пелагеям и прочим нашим родным заботливым бабушкам, почившим в Бозе. Говорят, на их платочках выстояла наша Церковь в лихую годину...
Обратите внимание на картины, от которых веет теплым русским детством:
📌Сидоров Валентин "Бабушкины сказки"
📌Попов Павел "Бабушкины пирожки"
📌Юшманова Татьяна "Ждет"
Русский странник
Платон Караваев