Пробковый шлем
22.3K subscribers
647 photos
4 videos
4 files
122 links
Южная Азия, колониальная и современная. Для связи - @spektorilya93
加入频道
Всех наших православных и греко-католических подписчиков поздравляем с праздником!

Времена ныне мрачные, поводов для радости особенно не наблюдается, но на то и существует христианская Пасха, чтобы не терять надежды.
По многочисленным просьбам продолжаем рассказ об индийском алкоголе. Тут админу пытались объяснить, что с крепкими напитками в стране всё далеко не так печально - дескать, есть и виски разнообразный, да и Old Monk никто не отменял.

Да, действительно, в Индии пьют далеко не только шараб. Насчёт виски админ ничего определённого утверждать не может, так как ему самому любой виски неприятен - хоть индийский, хоть шотландский. Но люди, этот странный напиток уважающие, говорят, что некоторые виды индийского виски вполне неплохи. Индийский ром в общем-то тоже вполне можно потреблять - было бы странно, чтобы столетия общения с англичанами в этом смысле оказались потрачены впустую. Да и иностранный алкоголь в страну вполне себе ввозится.

Но тут надо учесть следующее обстоятельство: во-первых, эти благородные напитки потребляет исключительно upper middle class индийского общества. Стоимость исключает их потребление широкими слоями населения - средний индиец, пьющий "ром" очень часто пьёт тот же шараб, просто подкрашенный.

Во-вторых, даже те индийцы, которые сейчас могут себе позволить виски "Амрут", начинали знакомство с алкоголем именно с шараба, дару и прочих сортов денатурата - они сохранили и соответствующую культуру потребления: всё пьётся залпом из пластиковых стаканчиков, закуски обычно никакой нет или только чипсы. И да, достойным внимания считается только крепкий алкоголь, всё остальное несерьёзно. Последнее особенно обидно, ведь в последние десятилетия в Индии начали делать вино.

С выращиванием винограда начали экспериментировать ещё британцы, но дело развивалось медленно, а в 1950-ые гг. его сильно подкосил введённый во многих штатах сухой закон. Но с 1980-ых гг. дело всё же сдвинулось с мёртвой точки - тем более, что некоторые регионы обладают весьма подходящим для виноделия климатом. Особенно это относится к Тамилнаду, Панджабу и округу Нашик в Махараштре. Махараштранские вина админ тестировал несколько раз и свидетельствует, что они достаточно быстро эволюционируют и буквально на глазах прошли путь от "преисполнимся любви к Индии и будем считать, что то, что мы сейчас пили, имеет отношение к вину" до "в общем-то действительно нормальное красное сухое, вот только было бы ещё немного подешевле".

Пока ещё Индия страна не винодельческая - объёмы производства как в какой-нибудь одной итальянской области, всё произведённое выпивается в Мумбаи и Дели, на экспорт ничего не идёт. Но новые виноградники появляются быстро, может и до наших краёв индийское вино когда-нибудь доберётся.
Подписчик побывал в индийском городе Чандигархе и просит рассказать про это странное место - дескать, и выглядит Чандигарх не по-индийски, и статус у него весьма странный.

История действительно весьма интересная. Дело в том, что в 1947 году индийцы, получившие восточную половину Панджаба, столкнулись с проблемой - а где должно разместиться правительство штата? Лахор, традиционная панджабская столица и крупнейший город региона, отошёл к Пакистану. Амритсар, священный город сикхов, находился буквально в нескольких километрах от границы. Панджабское правительство разместилось в Шимле, летней резиденции вице-королей, но вскоре Шимла стала центром выделенного из состава Панджаба горного штата Химачал-Прадеш и панджабское правительство опять осталось без крыши над головой. Надо было решать вопрос.

Всё просто, сказал Неру - мы построим Панджабу новую столицу. И не просто столицу, а символ современной Индии - с прямыми чистыми улицами и без трущоб. Кто у нас в 1950-ые гг. главный законодатель мод в архитектуре? Прекрасно, вот пусть Ле Корбюзье едет в Индию и строит панджабскую столицу.

Новый город был заложен на месте деревни Чандигарх в 1950 году. Команда Ле Корбюзье поработала на славу, получился настоящий музей модернистской архитектуры - Капитолий штата, университет, музеи и художественные галереи, от всего этого расходятся прямые улицы...в общем, интересная получилась столица штата, только сам штат к моменту окончания строительства в 1956 году дышал на ладан.

Сикхи, составлявшие меньшинство населения Панджаба, не были довольны своим положением и требовали создания "своей" административной единицы. В 1966 году из "большого" Панджаба был выделен "маленький" Панджаб, уже преимущественно сикхский. Оставшиеся районы, преимущественно индусские и хиндиязычные, были объединены в новый штат Харьяна.

Возник вопрос - а что делать с Чандигархом? Город оказался ровно на границе, Панджб и Харьяна долго и скандально делили "совместно нажитое имущество". Правительство Панджаба не хотело ехать из Чандигарха в приграничный Амритсар, ну а правительство Харьяны, где и значимых городов то не было, тем более не хотело переезжать из модернистской утопии в какой-нибудь душный пригород Дели.

Центральное правительство предложило соломоново решение: правительства обоих штатов остаются в Чандигархе, при этом сам город выходит из состава и Панджаба, и Чандигарха, становясь подчинённой Дели союзной территорией. В таком несколько шизофреническом статусе Чандигарх пребывает до сих пор: там располагаются два не имеющих к нему отношения правительства плюс ещё управляющая непосредственно городом администрация.

За прошедшие десятилетия шедевры архитекторов 1950-ых гг. несколько обветшали, но в целом город весьма богатый и благоустроенный. Живёт там чуть более миллиона человек, большая часть населения работает в располагающихся здесь государственных учреждениях Харьяны и Панджаба.
Админ последний год занимается практически исключительно историей индийского левого движения, поэтому сегодняшняя дата для него вдвойне значима. С праздником Весны и Труда Днём международной солидарности трудящихся! Май, труд и, страшно сказать, мир!

Lal Salam!
लाल सलाम!
!لال سلام
ਲਾਲ ਸਲਾਮ!
লাল সালাম!
Индийский плакат периода Второй мировой войны. Три дружных солдата (судя по всему - индус, сикх и мусульманин) собираются прикончить трёхголовое чудовище - Германию-Италию-Японию. С небес на всё это действо смотрят славные предки - Шиваджи, падишах Акбар, Махарана Пратап и Банда Бахадур.
Вербовочный плакат 1942 года, призывающий записываться в британско-индийскую армию. То ли художник просто не смог реализовать свой замысел, то ли он тайный сторонник С. Ч. Боса - изображённые на плакате штатские выглядят ошарашенными, особого энтузиазма по поводу открывающихся перспектив не демонстрируют.
Ну а вот пример японской пропаганды 1943 года - плакат "Сброшены цепи рабства", выполненный на хинди и на бенгальском. Как мы видим, японцы эксплуатируют традиционный миф всех войн о прикованном стрелке/пулеметчике. Для героя тут всё явно заканчивается неплохо - англичан прогоняет армия микадо, а его отцепляет от дерева какой-то гражданский.
1941 год, индийские солдаты в Иране. Климат там по южноазиатским меркам холодный, на свет появилась странная зимняя униформа.
Где в 1940-1945 гг. воевала армия Британской Индии? Попробуем перечислить все театры военных действий:

1) Восточная Африка - индийские части вступили в войну уже летом 1940 года, во время вторжения итальянцев в британское Сомали. Потом индийцы участвовали в освобождении Эфиопии.

2) Северная Африка - индийские части стали перебрасывать в Египет ещё осенью 1939 года, индийцы вместе с англичанами и австралийцами прошли путь от Тобрука до Туниса.

3) Ближний Восток - преимущественно силами индийских частей проводилась оккупация южной части Ирана, свержение прогерманского правительства в Багдаде и вишистской администрации в Дамаске. Фронт на первый взгляд второстепенный, но весьма важный.

4) Европа - во Франции в 1940 году присутствовали только немногочисленные индийские обозные соединения, в Нормандии через 4 года индийцы не высаживались. Основной театр военных действий для индийцев в Европе - Италия. В итальянской кампании участвовали гуркхские и панджабские части, индийцы сражались под Монте-Кассино, дошли до Милана и Венеции. Также осенью 1944 года индийцы высадились в Греции - это самый неоднозначный эпизод, воевали индийские части там преимущественно с партизанами ЭЛАС.

5) Юго-Восточная Азия - основной для Индии театр военных действий. После поражений 1942 гг. британская власть рухнула в Малайе, Сингапуре и Бирме, десятки тысяч индийских солдат и офицеров попали в японский плен, многие из них (но далеко не все) впоследствии вступили в босовскую ИНА. Фронт стабилизировался примерно по современной восточной границе Индии, в тамошних горах преимущественно индийские войска и сдерживали японское наступление до 1945 года. Именно на бирманском фронте получили боевой опыт будущие участники индо-пакистанских войн - как со стороны Индии, так и со стороны Пакистана.

Для современного индийца Вторая мировая война - это глубокая история, где-то рядом с Первой мировой. 1947 год в Южной Азии заслонил 1945 год практически полностью.
1940 год, индийские погонщики мулов во Франции
1944 год, индийцы на Акрополе
Британская открытка времён Первой мировой. Сикхский солдат или кайзер Вильгельм II? - зависит от вашей точки обзора.
Тадж Махал безусловно является самым известным памятником архитектуры в Индии. В этом своём качестве он не может не возбуждать воображение самых разнообразных фриков и конспирологов. Отец-основатель индийской конспирологической мысли Пурушоттам Ок считал, что Тадж Махал никакой не мусульманский мавзолей, а шиваитский храм Теджо Махалайя, построенный раджпутами. Ок, вдохновлённый историей с мечетью Бабура, требовал передать Тадж Махал индусской общине. Но всё это не зашло даже националистам, сторонников Теджо Махалайи аккуратно переместили на обочину общественной жизни.

Там они до сих пор и пребывают, периодически пытаясь провести в Тадж Махале очередную "экспертизу" и всем всё доказать. Любопытно, что на некоторых индийских конспирологических ресурсах в последние годы распространилась мысль о "закопанном храме" - дескать, Тадж Махал сам по себе есть только вершина невообразимо огромного шиваитского храма, который в XVIII веке оказался под землёй. Почему оказался? Ну что вы как маленькие, тогда же как раз ядерная война была - в общем, начинается индийская вариация бреда про "закопанный Петербург".

Контингент в гнёздах конспирологов также напоминает отечественный - суровые технари ("я вам как инженер ответственно заявляю, что без шуруповёрта такое не построить...") и не менее суровые отставные силовики ("нам на закрытой лекции рассказывали, кому это было выгодно..."). Одно радует - их (пока) относительно немного, "откопать" Тадж Махал никто в реальной жизни не пытается.
Вот так оно на самом деле
С одной стороны, хочется прокомментировать события на Шри-Ланке. С другой стороны, как-то не хочется уподобляться аналитикам из анонимных телеграм-каналов - все их в настоящее время администрирует подпоручик Дуб, который всё никак не может перестать пересказывать свои довоенные разговоры с господином окружным начальником. Поэтому админ не будет говорить о нынешних событиях, а попробует взглянуть назад и выделить какие-то основные особенности ланкийской политики XX века.

Штатские рулят военными. Ланка гораздо ближе к Индии, чем к Пакистану. Армию на острове создали в 1949 году, но изначально она выполняла исключительно декоративную роль, безопасность страны должны были обеспечивать британцы. Левые радикалы, поднявшие мятеж весной 1971 года, были вооружены только лёгким стрелковым оружием и почти обратили всё ланкийское воинство в бегство, правительство в Коломбо спасла иностранная помощь. Потом началась гражданская война, в противостоянии с тамилами появились действительно серьёзные вооружённые силы. Но "герои войны" в политику не пошли, старая политическая элита осталась на своих местах. Попыток военного переворота в истории Шри-Ланки нет было, успешных примеров участия экс-военных в выборах тоже нет.

Другое движение за независимость. Цейлон был богатой колонией, там с середины XIX века был законодательный совет, включавший "туземных" представителей - как сингалов, так и тамилов с бюргерами. Аналогов гандистских кампаний гражданского неповиновения на острове не было, тем более не было всяких террористических активностей. Отцы-основатели независимого цейлонского государства в 1930-ые гг. сидели не в тюрьмах, а в законодательном собрании.

Семейственность. Нет, в Индии и в Пакистане с этим тоже всё в порядке, но Шри-Ланка отличается даже на общем южноазиатском фоне. Вот сейчас протестовали против премьер-министра Махинды Раджапаксы. Президентом же страны является Готабая Раджапакса, родной брат премьера. Ещё в наличии имеется Чамал Раджапакса - брат Махинды и Готабайи, до недавнего времени возглавлявший министерство обороны. Есть ещё Бэйзил Раджапакса, возглавлявший министерство финансов - как можно догадаться, это родной брат президента, премьера и министра обороны. Все они сыновья Дона Элвина Раджапаксы, возглавлявшего министерство сельского хозяйства в 1950-ые гг. Ну а отец Дона Элвина занимал важный пост в британской судебной системе.

Может это просто семейство Раджапакса настолько любит власть? Ну вот на место ушедшего Махинды Раджапаксы пришёл лидер оппозиции Ранил Викрамасингхе. Он возглавлял правительство уже четыре раза, различные министерские посты занимал с начала 1980-ых гг. Его отец Эсмонд Викремасингхе был крупнейшим газетным магнатом и одним из лидеров Объединённой национальной партии. "Новый" премьер также приходится племянником Джуниусу Джаявардене, президенту Шри-Ланки в 1978-1979 гг...в общем, по сравнению со всем этим, в Индии просто потрясающая вертикальная мобильность. У Нарендры Моди, сына владельца бакалейной лавки в провинциальном гуджаратском городке, в ланкийской политике особых перспектив бы не было.
30 июля 1987 года прибывший на Шри-Ланку с официальным визитом индийский премьер-министр Раджив Ганди шёл мимо почётного караула на встречу с президентом Джуниусом Джаявардене. Внезапно один из стоявших в карауле матросов со всей силы обрушил ему на голову приклад винтовки.

Если бы покушавшийся попал Радживу прикладом по затылку, то его премьерство на этом вполне могло бы закончиться. Но Раджив успел увернуться и отделался сломанным плечом, а неудачливого убийцу Виджитху Рохану де Сильву скрутили.

Летом 1987 года на Ланку прибыли индийские солдаты, которые должны были помочь центральному сингальскому правительству справиться с тамильскими сепаратистами. Это решение будет стоить Радживу жизни, в 1991 году его взорвут "Тигры освобождения Тамил-Илама".

Рохана де Сильва был сингалом и считал, что Раджив сам вооружил "Тигров", а вмешательство Индии в конфликт имело целью ликвидацию сингальской государственности. Суд решил, что Рохана де Сильва не имел намерения Раджива убивать (хотел бы убить - колол бы штыком, а не бил прикладом) и приговорил его всего к шести годам тюрьмы.

После выхода на свободу Рохана де Сильва неудачно пытался избраться в парламент от одной из ультранационалистических партий, а затем отошёл от политических дел и стал известным астрологом.

Рохана де Сильва вновь вернулся в мир большой политики, предсказав, что президент Майтрипала Сирисена умрёт утром 26 января 2017 года. Судя по всему, Сирисена вспомнил предыдущие деяния де Сильвы и испугался, что тот решит помочь собственному пророчеству и даст президенту в назначенный день по голове чем-нибудь тяжёлым. Де Сильва был арестован, обвинён в подготовке антиправительственного заговора, а после 26 января 2017 года без лишнего шума отпущен на волю.