Перепишите!
8.97K subscribers
74 photos
1 video
165 links
Проект «Перепишите!» — учебная площадка для писателей, редакторов, журналистов, блогеров, копирайтеров и всех, кто работает с текстом и хочет делать это хорошо. Мы рассказываем о том, о чём другие молчат.
加入频道
Иногда слышу: «Двадцать первый век, ну зачем держать дома бумажные словари?» А вот. Потому что всякое бывает.
Это «ж-ж» было неспроста. 🙂 Как вам новый интерфейс «Грамоты.ру»?
Сел с утра за компьютер и набросал список из 40 возможностей, которые открываются перед автором, умеющим пользоваться глаголами. Можно было бы, наверно, вспомнить и больше, но я в какой-то момент устал и просто довёл список до ближайшего круглого числа. 😎 Итак, что вы можете, если постигли все тонкости русского глагола:

1. Делать отступления от основного времени повествования и возвращаться к нему так, чтобы это не выглядело как ошибка.
2. Правильно использовать переносные формы настоящего времени: настоящее историческое, настоящее описательное и настоящее воображаемого действия.
3. Правильно пользоваться страдательным залогом, чтобы он не воспринимался как канцеляризм, а решал определённые задачи в тексте.
4. Делать текст короче, яснее и эффектнее, заменяя длинные фразы на отдельные точные глаголы.
5. Показывать флешбэки (события, случившиеся когда-то давно) через настоящее время, тогда как основной событийный ряд разворачивается в прошедшем времени.
6. Чередовать в предложении разные видо-временные формы глаголов так, чтобы это не выглядело как ошибка (пример ошибки: «Я взял книгу, открываю её и прочитал за полчаса»).
7. Переключаться на динамичные события, меняя время с прошедшего на настоящее.
8. Показывать характер персонажей через действие.
9. Правильно выбирать время повествования и придерживаться его в нехудожественных текстах, описывающих какую-то последовательность событий.
10. Оживлять и разнообразить стиль, используя формы глаголов необычным образом.

11. Использовать прошедшее время не только для описания событий, произошедших когда-то давно.
12. Подбирать синонимы для замены несуществующих форм глагола (с неполной парадигмой).
13. Использовать видо-временные формы глаголов как в прямом, так и в переносном значении.
14. Понимать, какие формы глагола более архаичные, возвышенные или книжные, и использовать их соответственно.
15. Писать художественные тексты в настоящем времени, понимая все его возможности и недостатки.
16. Добавлять тонкие оттенки смысла в описания, действия и диалоги с помощью точно подобранных глаголов.
17. Использовать множество форм глагола с разными оттенками смысла, кроме простого повелительного наклонения, чтобы сообщить приказ или просьбу.
18. Менять время в художественном произведении, чтобы показать события глазами персонажа.
19. Использовать глаголы необычным образом для стилизации текста под старину, под народный язык, под разговорную речь.
20. Использовать настоящее время не только для того, чтобы описывать события, происходящие в момент речи.

Продолжение см. в следующем посте.
Начало см. в предыдущем посте.

21. Оживлять с помощью отдельных глаголов статичные описания и сцены без действия.
22. Видеть окраску, коннотации и контексты употребления вариантных форм глагола («прочитать — прочесть», «капает — каплет» и т.п.).
23. Использовать будущее время в качестве времени повествования в художественном тексте.
24. Различать литературные, разговорные и просторечные формы глаголов.
25. Выбирать время повествования в художественном тексте, сознавая, какие это даёт возможности и какие ограничения накладывает.
26. Правильно использовать глаголы в разных типах текста (диалогах, описаниях, статичных сценах, характеристиках персонажа и др.).
27. Использовать будущее время не только для того, чтобы сообщить об ожидаемых событиях.
28. Писать прикладные тексты в разном ключе, используя разные формы лица, числа, залога и наклонения глагола.
29. Уметь правильно и эффективно пользоваться причастиями и причастными оборотами, понимая, где они уместны, где неуместны и какие с ними могут быть проблемы.
30. Менять время в художественном произведении, чтобы обозначить смену масштаба (событийного, исторического, географического и др.).

31. Рисовать яркую картинку с помощью глаголов, а не существительных и прилагательных.
32. Отдавать себе отчёт, что настоящее время повествования — это специальный приём, и понимать, для каких типов художественного текста он подходит.
33. Правильно выбирать для художественного текста лицо, от которого ведётся повествование, и использовать все возможности.
34. Описывать давно прошедшие события с помощью глаголов в будущем времени.
35. Уметь пользоваться возвратными и страдательными формами глаголов (оканчивающимися на «-ся») так, чтобы не создавать двусмысленности.
36. За счёт точных глаголов усиливать динамику, экспрессию, напряжённость, эмоциональность описываемого действия.
37. Менять время в художественном произведении, чтобы переключиться на мысли персонажа.
38. Использовать деепричастия и деепричастные обороты к месту и без ошибок.
39. Писать художественные тексты с меняющимся временем повествования и не делать ошибок.
40. Использовать общеупотребительные глаголы в неожиданном переносном смысле.

#стилистика
Главный недостаток нового дизайна «Грамоты.ру» — это то, что на странице выдачи, когда проверяешь слово, нет статьи из толкового словаря. Редактор обычно работает с толковым и орфографическим словарями, и старая версия сайта как раз показывала в верхней части выдачи результаты поиска по этим двум нормативным изданиям. И было удобно. А сейчас толковый словарь сразу не показывается, надо пощёлкать мышью, чтобы его увидеть. Когда работаешь с большим массивом слов, эти лишние действия могут хорошо так прибавить времени. Надеюсь, недоработку увидят и исправят.

«Грамота.ру» в старом дизайне (пока?) доступна по этой ссылке.

#инструменты
Если вы выбрали какое-то время повествования — настоящее или прошедшее, — то его и придерживайтесь. Это слишком разные способы подачи информации, я бы даже сказал, разные повествовательные традиции. Если автор скачет из одного времени в другое, когда ему захочется, это грубая ошибка — временной разнобой.

Однако есть множество вполне «законных» способов изменить время — и в отдельных глаголах, когда они используются в переносном значении, и в целых предложениях, абзацах, даже сценах: отступление от основного времени повествования может быть художественным приёмом (если автор этим приёмом владеет).

Сегодня я расскажу о трёх случаях необычного использования времени: о настоящем историческом, настоящем описательном и настоящем воображаемого действия — и покажу на примерах, как это работает.

🏹 Настоящее историческое время

Часа в два я пообедал и сел писать статью про речные подводные лодки. Не закончил, но неплохо продвинулся. Собрался уже было прогуляться, потому как выглянуло солнце (впервые за ноябрь). И вдруг — телефон. Звонят из редакции, главред собственной персоной. «Саша, — говорит, — у тебя виза есть? Ага, очень хорошо. Прекрасно. Вот ты-то в Норвегию и поедешь. Да, именно туда. Нет, больше никто не может. Все по командировкам, а Степаша заболел, только что разговаривали». Вываливает он на меня эту новость — и кладёт трубку. А я так опешил, что даже спорить не стал. Только потом начал соображать, что все мои планы на выходные покатились под уклон в известном направлении.

Настоящее историческое используется для отступления от основного прошедшего времени повествования, когда нужно сделать акцент на каких-то давних, но важных событиях. Чтобы этот художественный приём не воспринимался как ошибка, из контекста должно быть ясно, где и почему происходит смена времени на настоящее — и где автор возвращается к основному времени повествования.

🎨 Настоящее описательное время

Помню, в тот вечер мы долго стояли на крыльце, не решаясь попрощаться. Небо всё в звёздах, луна — с тракторное колесо. Соловей заходится в кусте жасмина. Холодает уже. А мы смеёмся, говорим друг другу всякий вздор, лишь бы не молчать... Потом я всё же собрался с духом, шагнул вниз на асфальтовую дорожку. «Ладно, — сказал, — пора мне уже». И пошёл, не оглядываясь, к своему корпусу. Больше я Татьяну не видел.

Настоящее описательное время (оно же живописное, оно же изобразительное) используется для образных сцен. Смена времени с прошедшего на настоящее усиливает выразительность описания: создаётся ощущение, будто мы видим это своими глазами.

🚀 Настоящее время воображаемого действия

Последний месяц Яшка много думал о том, что его ждёт на жизненном пути. Вот он старый пузатый человечек, лет тридцати пяти или даже сорока. У него жена, худая женщина без лица и с паклей на голове, заплетённой в косичку (почему-то жену представить было труднее всего). Детишки бегают, два: оба щекастенькие такие, хомячки. Зарплата — тысяч, наверное, пятьдесят-шестьдесят. Квартира двухкомнатная (откуда? ипотека?), кухня метров восемь, окнами на восток: пьёшь утром кофе, а солнце в лицо светит — хорошо так, бодрит. И этаж не выше третьего, и яблоня во дворе. Иногда Яшка доставал из-за шкафа гитару, брал аккорд и заученным движением перебирал струны. Тогда совсем другие мысли лезли в голову, но их Яшка старался не пускать.

Настоящее время воображаемого действия позволяет показать предполагаемые, ожидаемые или невозможные события так, как если бы мы заглянули в мысли представляющего их персонажа.

Следует помнить, что отступление от основного времени повествования — это художественный приём, и довольно сильный. Не стоит использовать его слишком часто.

#стилистика
На сайте «Лаборатория фантастики» стартовал конкурс рассказов «Фантлабораторная работа — 26». Темы — от журнала «Мир фантастики»:

– 101 причина не покупать эту книгу.
– Дилемма заключенного.
– Медленный яд.

Сроки приёма работ — до 30 декабря. Принимаются фантастические (в широком смысле слова) рассказы объемом от 5000 до 35 000 знаков с учётом пробелов и знаков препинания.

Подробности см. в колонке конкурса на «Фантлабе».

Рассказы, занявшие призовые места, будут рассмотрены на предмет публикации в журнале «Мир фантастики».

#объявления
Давайте поговорим о прокрастинации. Все знают, что это такое? И все, наверное, время от времени восклицают в отчаянии: «Ну почему я такой бездельник?»

То, о чём я сейчас расскажу, не панацея — но помогает довольно часто. Многие вещи мы делаем автоматически, не задумываясь. Особенно если думать об этом неохота. Не хочется думать о работе? Особенно если сроки поджимают? Не хочется. И вот мы, сами того не сознавая, хватаемся за всякие посторонние дела. Многие из них тоже важные — так мы себе это объясняем, — но на самом деле не настолько важные и срочные, как работа. Однако до этой мысли мы не доходим. Происходит всё примерно так.

...Что ж, пора наконец сесть и как следует потрудиться, но... Ой, я ведь три дня собираюсь позвонить Олегу, у него был день рождения. «Здорово, дружище! Как твои дела, как отдохнул?» — и двадцати минут как не бывало. Потом надо приготовить обед, без обеда как же? Во время готовки выясняется, что дома кончились чай, соль и печенье. Надо спуститься в магазин. А на улице погода — гуляй не хочу! Солнышко, лёгкий морозец, такая красота зимняя на деревьях! Как тут не дойти до ближайшего парка? Возвращаешься домой в сумерках, нагуляв аппетит. Хочется плотно поесть. За едой читаешь телеграмчик, потом начинаешь с кем-то переписываться — незаметно проходит ещё час. Потом вспоминаешь-таки о работе, чувствуешь укол вины. Идёшь к компьютеру. А там со вчерашнего вечера открыта вкладка «Яндекс.Маркета»: кто-то собирался купить фитнес-трекер! Но перед сном не успел выбрать. В нашем возрасте, говоришь себе, здоровье — это самое важное. Начинаешь листать каталог, изучать характеристики, сравнивать модели... Между делом списываешься с Таней — она здорово разбирается во всех этих новых гаджетах. Незаметно наступает ночь, и ты понимаешь, что к работе сегодня так и не притронулся. Ты даёшь себе клятвенное обещание: завтра — трудовой подвиг, прямо с утра. Сразу после завтрака... и... там ещё пару дел надо будет сделать, а потом арбайтен унд копирайтен...

Наверное, это знакомо вам в той или иной форме. Проблема состоит в том, что мы неосознанно подменяем работу другими вещами. У нас всё время находится что-то, что нужно сделать прямо сейчас, и это — не работа. Ключевое слово тут «неосознанно». Мы не додумываем мысль до конца, не взвешиваем все за и против. И такая манера поведения превратилась у нас в привычку.

Решением — не во всех, но во многих подобных случаях — будет правило: если отвлекаться — то осознанно. С полным пониманием, что́ вы делаете и какие последствия у этого могут быть. Вот вы положили себе сесть за работу в 12:00 и посвятить ей четыре часа. И вы не можете обещать, что вы не будете отвлекаться, — мало ли вдруг пожар, потоп или гости. Но посторонние дела, которыми вам захочется (или потребуется) заняться в этот отрезок времени, вы должны рассматривать со всей строгостью.

Технически это можно реализовать по-разному. Например, можно завести тетрадку и записывать туда, на что вы собираетесь отвлечься, почему и чем это важнее работы; ещё полезно записывать хронометраж, это помогает сосредоточиться на времени. Такого рода записи ни в коем случае нельзя делать постфактум, ведь ваша задача — приучить себя принимать взвешенные, продуманные решения, а решения не принимаются задним числом.

Ещё вариант — попросить близкого человека присматривать за вами. «Милая, я сегодня после обеда очень занят. Давай ты не будешь меня отвлекать, но если я вдруг сам на что-то отвлекусь, спроси меня, пожалуйста, какого чёрта я не работаю».

#эффективность #психология
На редактуру, на конкурсы и в самотёк мне не раз присылали файлы, в которых диалоги были оформлены маркированными списками. То есть не просто вручную введённое тире в начале каждой реплики — нет, весь диалог отформатирован как список, и тире в нём не текстовые элементы, а автоматически проставленные буллиты.

Казалось бы: ну и что такого? Подумаешь. Выглядит-то всё равно как нужно.

Выглядеть оно, конечно, выглядит — но если изменить форматирование текста, или выбрать какой-то другой шрифт, или просто скопировать содержимое файла в программу для вёрстки (а это происходит с каждой рукописью, прежде чем она превращается в книгу), все эти чёрточки-недотире исчезнут. Их же нет в тексте физически, в виде символов — это просто визуальное оформление списка. Все реплики диалогов превратятся в обычные абзацы, и сиди потом сутки, расставляй тире вручную.

Почему так происходит? А дело в том, что в некоторых версиях Microsoft Word по умолчанию включен режим автоматического форматирования списков. То есть когда вы начинаете абзац с тире/дефиса либо с цифры, а потом нажимаете клавишу Enter, абзац автоматически превращается в пункт списка (маркированного или нумерованного соответственно). И все следующие абзацы тоже форматируются аналогично: с точки зрения программы, вы продолжаете список.

Но у вас же не список, а диалог, да? Как прекратить это безобразие? Очень просто: нужно отключить в Word функцию автоформатирования списков. Для этого откройте меню «Файл» (1, см. скриншот ниже), перейдите в раздел «Параметры», после чего выберите в открывшемся окне пункт «Правописание» (2). В окне «Параметры автозамены» (3) перейдите на вкладку «Автоформат при вводе» (4) и снимите галочки напротив пунктов «Стили маркированных списков» и «Стили нумерованных списков» (5). Вуаля! Теперь реплики ваших персонажей с точки зрения типографики будут просто репликами, а уж насколько они будут естественны и хороши — зависит от вашего писательского мастерства.

#инструменты
Скриншот с настройками Word, иллюстрирующий предыдущий пост.
Как не облажаться при написании текста? Ответ очевиден: просто ничего не писать.

Шутки шутками, но... действительно, если уж автор сел за книгу, то обязательно где-нибудь да совершит промах. Ошибётся в дате, сделает ляп в техническом описании или даже просто перепишет внешность второстепенного персонажа, забыв, как тот выглядел изначально. Кстати, последняя ошибка частенько встречается у классиков. Например, у Дюма в «Трёх мушкетерах» Констанция Бонасье сначала представлена как «очаровательная женщина лет двадцати пяти или двадцати шести, темноволосая», а позже она уже «с белокурыми волосами и нежным цветом лица».

Ещё известен курьёз с Достоевским, у которого корректор в рукописи «Преступления и наказания» обнаружил «круглый стол овальной формы». Согласно легенде, писатель несколько минут задумчиво молчал, а потом изрёк: «Оставьте всё как есть».

А вас читатели ловили на досадных смысловых или фактических ошибках? Расскажите, было ли такое, и если да, то как вы выходили из такой ситуации.

#ляпы #разговоры
Давным-давно, когда я только начинал работать редактором, я создал специальный файл-«перловник», чтобы сохранять туда смешные ошибки, неудачные фрагменты перевода и прочие забавные штуки, попадавшиеся мне в книгах, которые я редактировал. Список этот я вёл несколько лет, потом бросил: привычка радоваться удачным ошибкам у редактора постепенно сходит на нет.

Но файл остался. Когда я завёл паблик в ВК, то начал время от времени выкладывать туда лучшие ляпы — и делал это несколько лет. А сейчас я вдруг обнаружил, что в «Телеграме»-то я те посты не дублировал.

Поэтому вот вам сразу всё, что я публиковал в ВК под тегом «ляпы».

🙈 Их волнует хранение, переработка и повторное использование природных и человеческих ресурсов.

🙈 Они стали частью нашего коллектива только три дня, но и этого было достаточно, чтобы мы их не забудем.

🙈 По коже побежали восторженные мурашки.

🙈 Пытаясь встать на ноги, он поднял топор, чтобы защитить себя. Но взглянув вверх, он увидел яркую вспышку от меча ***, приближавшегося к нему, пока *** готовился нанести смертельный удар.

🙈 Вы увидите список цветов, напротив каждого из которых располагается образец цвета. Щелкнув по образцу цвета, вы можете изменить текущий цвет метки на любой другой цвет.

🙈 Я достиг той точки в жизни, когда мужчина должен размыслить о замужестве.

🙈 При взаимодействии элементов и лекарственных препаратов может даже проясниться, как возникла сама жизнь из бессознательного химического шлака периодической таблицы.

🙈 Слива, распространенный фрукт в Китае, генетически близка североамериканской ежевике.

🙈 ...Просторное, полупрозрачное платье, которое выставляло бледную плоть на всеобщее осмотрение.

🙈 К середине сентября на мыс Хат было заброшено достаточно керосина и провианта для южного маршрута, одновременно приучая лошадей для работы на льду.

🙈 Если вы изменили выбранный шаблон титульной страницы и хотите использовать данную титульную страницу в других документах, вы можете поместить свою титульную страницу в коллекцию титульных страниц.

🙈 На земле бегали лошади без всадников, взбивая шквалы гравия.

🙈 Артиллерист улыбнулся, и все его лицо сморщилось, словно старая тряпка. При движении мышц отдельные «кусты» щетины слипались и цеплялись один за другого.

🙈 Мы находимся в позиции, когда только предполагаем, что бизнес, независимо от его размера, будет иметь полезный сайт.

🙈 Даже стены дрожали, когда их обутые ноги касались земли.

🙈 В программе Illustrator есть свой уклад жизни, или, если быть точным, уклад объектов.

🙈 ...Произошли значительные изменения, свидетельствующие о значительных изменениях по сравнению с 1900 годом.

🙈 Клиентами компании являются такие российские ведомства и компании как Росстат, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, UBS, IBM, Dell, Harman, Avaya, Sabre, Citi, AMD, Ford.

🙈 Ожидание было мучительным, мелкими шагами отступая от двери, а затем возвращаясь обратно.

🙈 Такие мини-конкурсы будут апеллировать посетителей чаще приходить в Ваше заведение.

🙈 Живописцы импрессионистской школы династии Мин...

🙈 Воздух полнился перекрещивающимися выстрелами.

🙈 При добавлении связанного файла этот файл остается отдельным внешним файлом, а в файл Illustrator помещается лишь ссылка на этот файл.

🙈 [Он] был старейшиной, бесцельно бродя в кирасе и длинном черном плаще так, что словно ему принадлежала та земля, по которой он ступал.

🙈 Кюри была первой представительницей той разновидности ученых, популяция которых резко увеличилась в двадцатом веке.

🙈 В интернете тринадцатилетние дети становятся миллионерами быстрее, чем их отцы зарабатывали в десять раз меньше.

🙈 С адскоглазыми покончено, задача выполнена.

🙈 Это действие выворачивает выделение наизнанку — с выделенной области выделение снимается и выделяется не выделенная область.

🙈 Сквозь разбухшие капилляры в глазах заметил отметки сержантского шлема.

🙈 С помощью инструмента Mixer Brush вы можете направиться туда, куда ведет вас талант художника.

Всё не поместилось, продолжение см. в следующем посте.

#ляпы
Первую часть подборки см. в предыдущем посте.

🙈 Он пострадал от ужасных ран; не осталось и следа от единства цели между частями тела, которое характерно даже для вялого психического здоровья.

🙈 Слезы на моих глазах уступили место каплям пота.

🙈 Не входите в заблуждение его соотношением с фоновым изображением.

🙈 Впервые здесь дала знать высота на состоянии людей.

🙈 В моноширинных гарнитурах (также называемых одинаковой ширины, равноширинные) все знаки занимают площади одинаковой ширины на строке.

🙈 ...Сделать дорожки и двор университета местом, где всем найдется место под солнцем, и где доброта займет такое же почетное место.

🙈 Его лицо казалось мокрым вывихом страха.

🙈 У кобылки сильные задние ноги. Летом можно наблюдать, как они скачут в траве.

🙈 Глаза ее перебегали с лица на лицо.

🙈 Когда он сменил невозмутимое выражение лица, белое лицо гвардейца, казалось, треснуло вдоль морщин, но разрывы тотчас залечились.

🙈 Таким образом, первоначально, интерес к горам носил, казалось, с точки зрения их преодоления.

🙈 Возчики не обращая внимания на поторапливания ратников, мечтавших как можно скорее оказаться дома, вели телеги груженные ранеными шагом.

🙈 Город приютился в изгибе кривизны нагорья.

🙈 Голубой оттенок пропал, демонстрируя гораздо более реалистическую картину.

🙈 Лицо и волосы оставались влажными от влаги.

🙈 Но если при небольшом объеме запоминаемого материала многократное повторение еще можно использовать, то если массив информации достаточно велик, то этот прием малоэффективен.

🙈 Они спрятали мотоциклы в низменном овражке.

🙈 В то время как у многих веб-программистов есть степени по информатике, им характерно быть самообучающимися.

🙈 Если есть траншея неустойчивости, то франций выпускает пузыри у основания Мариана (Марианские острова).

🙈 [Это] обозначает боковую панель с содержимым, связанным с окружающим содержимым.

🙈 На этом фоне отказаться от возможности продемонстрировать миру все достоинства и былую стать старой доброй Англии было невозможно избежать.

🙈 Маркер точки входа переместится в текущую позицию указателя текущей позиции воспроизведения.

🙈 От кувшина поднимался аппетитный аромат, и юный князь тут же подошел к столу, налил себе горячего напитка и обхватил деликатный бокал замерзшими руками.

🙈 Говоря о веб-дизайне, способ, которым представлена страница, известен как ее представление.

#ляпы
📜 Что такое корректорский лист и чем он полезен автору?

В те годы, когда я много работал с жанровой литературой, особенно с фантастикой и фэнтези, меня частенько просили подготовить так называемый корректорский лист (в некоторых издательствах его называли «спецификацией» или как-нибудь ещё, но суть была одна). Это файл, где собраны и упорядочены по алфавиту все имена собственные, термины и авторские неологизмы, которые встречаются в книге больше одного раза. Корректоры по такому списку ориентируются, как правильно нужно писать слова, которых нет в словарях.

Редактируя рукописи, я иногда составлял корректорские листы, даже если меня не просили: когда я видел, что в книге масса новых слов и имён, то понимал, что корректор скажет мне спасибо, если я соберу это всё в одном месте.

Да и мне самому было удобнее проверять, не называет ли автор одно и то же в разных местах по-разному и последовательно ли он использует им самим придуманную лексику. Например, когда я редактировал сборник-трибьют по мотивам «Умирающей Земли» Джека Вэнса, где было 24 рассказа, написанных и переведённых разными людьми, я сделал корректорский лист из 1400 строк — и без него я бы точно не справился.

Вы, наверное, уже поняли, к чему я веду. Нередко бывает, когда автор создал настолько сложный и запутанный мир, что и сам уже теряется, кто там есть кто и что есть что. Особенно если он пишет многотомную эпопею и работа над ней растянулась на годы. Поди упомни, что было в первом томе, напечатанном в 2010 году!

Корректорский лист — по сути, словарь. В простейшем случае это алфавитный список слов. Если какие-то имена или термины изменяются нестандартно, имеют синонимы или производные слова, это стоит указать особо. Ну а если есть время и желание, можно дать каждому краткое пояснение. Только не увлекайтесь — помните, что вы это делаете для себя, а не для читателей.

#редактура
Почитал тут комментарии к своим недавним постам про времена глаголов, и вот что захотелось мне добавить.

Да, любое время глагола можно использовать в значении любого другого времени и ещё в в дюжине иных значений. Но можно — это не то же самое, что «где угодно можно», «как угодно можно» или «когда угодно можно».

Переносное употребление времени — специальный приём для решения специальных задач. Если вы не умеете пользоваться этим приёмом, он у вас всякий раз будет оказываться ошибкой. И если вы пользуетесь им не там и не для того, он будет ошибкой. И, кстати, если вы не умеете правильно, по прямому назначению использовать времена глаголов — у вас не получится их использовать в переносном значении: чтобы нарушать правила, нужно знать правила очень хорошо.

Ошибки у вас будут не потому, что я так сказал. А потому, что читатель так решил. Потому что читатель не понял, что это такое вы отчудили здесь, и вот здесь, и ещё там и там.

Не надо прыгать выше головы и делать с глаголами что заблагорассудится, если вы знаете не все правила. Вызубрите правила. Научитесь использовать глаголы по их прямому назначению — это сложная часть речи, но и очень гибкая, она может многое даже без специальных приёмов. И уже после этого, когда вы будете понимать, что всё знаете и умеете, вы можете начать экспериментировать с переносным употреблением времён и прочими хитрыми штуками — например, так, как я об этом рассказывал на интенсиве «Глаголь!».

#стилистика
Малкольм Гладуэлл писал, что если 10 000 часов заниматься чем-то с полной отдачей и не топтаться на месте, то станешь в этом мастером. Утверждение спорное, но если в нём содержится хоть крупица истины, то у меня есть основания считать себя мастером своего дела. Потому что занимаюсь я им к этому дню 19 896,5 часа. Или, если точнее, — вот столько часов и 19 минут. Впрочем, этот пост я пишу не затем, чтобы похвастаться. Я хочу поговорить с вами об организации и оптимизации работы.

Когда я пришёл в профессию, то сразу начал вести учёт всего. Тогда, 15 лет назад, литературным редакторам за сделанную работу нередко платили спустя несколько месяцев, а бывало, что и через год. Я понял, что бороться с этим нельзя, и принял это как данность: в конце концов, в каждой профессии есть свои плюсы, свои минусы и свои странности. Поэтому я и стал скрупулёзно записывать, какую книгу и когда обещал взять, какую уже взял, каковы по ней сроки и кто мне сколько должен. Бывало, сидишь, в кошельке последняя пара тысяч рублей, но греет мысль, что заказчики должны полмиллиона.

Почему-то я сразу решил записывать не только информацию по заказам вообще, но и время. Я стал отмечать в экселевской табличке каждый отрезок работы с точностью до минуты. Довольно быстро это вошло в привычку. Садишься — пишешь текущее время; встаёшь из-за компьютера — пишешь текущее время. Закончил и сдал книгу — подсчитываешь, сколько над ней работал. Первую свою книгу я ковырял очень долго — почти 300 часов. Это был кошмар, отвратительный перевод, хуже гугловского. Удивительно, как после этого я не оставил мысль быть редактором.

Впоследствии, когда у меня сложился свой стиль работы, я стал делить её на этапы и начал отмечать, чем именно занимался в каждый отрезок времени: была ли это первичная стилистическая правка или факт-чекинг, сложные места, лексические повторы, чистовая вычитка и т.д. О своей системе я, кстати, подробно рассказываю на курсе редактуры. Обратите внимание: я записываю только чистое рабочее время, без перерывов, перекладывания предметов на столе и заглядывания в соцсети. Если я отвлекаюсь, то всё равно бросаю взгляд на часы (привычка) и помечаю: «–7 минут» или сколько там прошло.

Что не попало в мои таблицы — так это всё то, что я делал, будучи ответственным редактором, а потом главным редактором. Чтение рукописей, переписка с авторами, художниками, корректорами и прочая менеджерская работа. Это трудно учитывать, в отличие от собственно редактирования книги.

Что мне это дало? Когда статистики набралось достаточно, я стал видеть закономерности. Например, я увидел на цифрах: когда начинаешь новую книгу, она поначалу идёт медленно, но где-то на 5–7% объёма выходишь на крейсерскую скорость и до конца уже так и движешься. Вообще, замерив скорость на первом авторском листе или полутора листах, можно спрогнозировать с точностью до нескольких часов, сколько времени уйдёт на работу. Некоторые этапы (например, поиск и устранение лексических повторов) вообще считаются с точностью до нескольких минут. Если я, скажем, вычислил, что на книгу мне понадобится где-то 73,5 часа, то я могу спланировать время. Могу взять ещё несколько заказов, зная, что никого не подведу. А посчитать мне недолго: в той же экселевской табличке я сделал калькулятор: вбиваю туда нужные цифры — он мне показывает, сколько часов мне потребуется на каждый из этапов работы, чтобы закончить.

Продолжение см. в следующем посте.

#из_жизни_редакторов #редактура #эффективность
Начало см. в предыдущем посте.

Следующая полезная вещь, которую можно проделать, если есть точные данные, — это оптимизация. Так, я обратил внимание, что расслабляюсь, когда сдал работу, а по следующему заказу ещё не горят сроки. Эта мысль кажется очевидной, но её подтверждает статистика: самые большие «окна» в моём рабочем графике — иногда по неделе и дольше — стабильно приходились на время после сдачи заказа. Я не противник отдыха, но тут совпали два психологических фактора: чувство расслабленности, удовлетворения и гордости после хорошо сделанного дела — и нежелание браться за новую, пока ещё не знакомую книгу. В итоге выходные нередко затягивались, и я бездельничал до тех пор, пока не начинало поджимать время. Решить эту проблему удалось с помощью простого правила: как только закончил и сдал предыдущую книгу, в тот же день берёшься за следующую и занимаешься ею минимум два полных дня. После этого незапланированные «окна» из графика исчезли.

Или, например, была проблема со «снятием вопросов» (я называю так проверку фактической информации и устранение стилистических ошибок, которые не удалось с ходу исправить на этапе первичной правки): часто мне не удавалось спрогнозировать, сколько времени это займёт. Чтобы оптимизировать эту работу, я сперва замерил на нескольких книгах время, которое потратил на каждый вопрос. Это был масштабный эксперимент, потому что по одной книге иной раз набирается больше тысячи вопросов. Затем я собрал эти вопросы в таблицу и разделил на две категории: сложные и простые. Простые (проверить написание какого-либо слова, проверить цифру, имя собственное и т.д.) занимают где-то 70–90% от общего количества вопросов, и на каждый из них нужна максимум минута (обычно несколько секунд). А есть вопросы сложные, и чтобы снять один такой вопрос, иногда нужно потратить несколько часов. Например, перевести заново стихотворение. Придумать русскоязычный аналог игры слов, с которой не справился переводчик. Погрузиться в какую-то сложную концепцию, чтобы разобраться в ней и понять, что вообще имел в виду автор. Найти в Интернете книгу и проверить в ней точность цитаты. Если, снимая простые вопросы, я разгоняюсь и начинаю работать как автомат, то сложные настраивают на обстоятельный поиск информации, после каждого из них я сильно теряю в скорости, и если потом мне всего лишь надо проверить, как правильно пишется слово «биссектриса», я могу потратить на это минут десять.

В итоге я разделил работу с вопросами на два этапа. Если на первом этапе на какой-то вопрос уходит больше полутора минут, я крашу его другим цветом и перехожу к следующему. Ко второму этапу у меня остаётся несколько десятков сложных вопросов, и это уже не такая неподъёмная глыба. Какие-то из них можно упростить, какие-то переадресовать научному редактору, какие-то обсудить с ответредом, автором или переводчиком.

Ещё одно преимущество учёта времени — это то, что ты привыкаешь работать сосредоточенно, не отвлекаясь, и не выполнять одновременно несколько задач. Этот принцип применим не только к редактуре, но и к написанию текста.

Подытожу: конечно, редактору важно совершенствовать профессиональные навыки и знания — например, грамотность; конечно, редактору важно искать новых заказчиков и выстраивать с ними хорошие отношения; конечно, важно также работать над собой — бороться с прокрастинацией, перфекционизмом, пофигизмом и прочими вредными установками. И всё это было. Но я бы не сделал и четверти от того, что мне как редактору удалось сделать за эти 15 лет, если б не файл «Работа.xls» и привычка записывать в него каждую минуту, потраченную на редактуру.

Я не призываю вас вести такую же таблицу — это скорее личная странность, нежели профессиональный стандарт. Я советую вам просто задуматься: какие важные аспекты своей работы или хобби вы могли бы взять под контроль — и как, — чтобы стать мастером в своём деле.

#из_жизни_редакторов #редактура #эффективность
Скриншот из моей таблицы учёта, о которой я рассказывал в двух предыдущих постах (здесь и здесь).

#из_жизни_редакторов #редактура #эффективность
Сначала творческая работа над текстом, потом устранение объективных недостатков (ошибок). Сначала глубокая переработка, потом поверхностная.

Кто скажет, почему так? 😶

#вопросы
Несколько раз спрашивали: как научиться видеть у себя в тексте штампы и канцелярит? А нужно сперва научиться их в принципе видеть. Такие штуки для нас, к сожалению, привычны, мы их легко пропускаем.

Тренируйтесь на чужих текстах, там ошибки заметнее, да и воспринимать вы их будете не так эмоционально. Нашли какой-нибудь сырой текст в самиздате — читаете и выделяете все канцеляризмы. Потом в следующий заход — все штампы, какие увидите. И вот так раз за разом, раз за разом, пока не сложится привычка.

#редактура #психология