Нас тут собралось довольно много, и все мы очень разные: есть писатели, публикующиеся в издательствах, — и писатели, публикующиеся в интернете, есть те, кто пока пишет в стол, есть журналисты, есть блогеры, есть копирайтеры и сценаристы... И знаете, что я подумал? Это же даёт нам возможность выяснить наконец, что бывает чаще у пишущей братии: 😇 радость творчества — 😈 или муки творчества.
Я специально не стал делать в опросе туда-сюдашных вариантов, оставил два полярных: либо так (то есть чаще всего у вас бывает так) — либо этак. Ну и традиционный последний пункт — для тех, кто не пишет, но хочет посмотреть результаты.
Опрос ниже. 👇
#творческий_ступор #опросы
Я специально не стал делать в опросе туда-сюдашных вариантов, оставил два полярных: либо так (то есть чаще всего у вас бывает так) — либо этак. Ну и традиционный последний пункт — для тех, кто не пишет, но хочет посмотреть результаты.
Опрос ниже. 👇
#творческий_ступор #опросы
Из дневника Льва Толстого, декабрь 1902 года:
Думал обо всех этих писателях: Андрееве, Скитальце и т.п., почему они имеют успех и пишут.
Знаете шутку, если спросить у кого-нибудь: играете ли вы на скрипке? И ответ: не знаю, я никогда не пробовал. Это шутка, и мы смеёмся. А если спросить: вы пишете? И ответить: не знаю, я не пробовал — то мы не смеёмся, это не кажется нам шуткой. И вот они все пробуют и думают, что пишут, и люди читают.
Может быть, дикари, слушая пробующего в первый раз скрипача, и останутся довольны и будут даже плясать под эту игру, но эту какофонию мы понимаем. Какофонию же писательскую мы не понимаем и принимаем за настоящее (цит. по: Толстой Л. Н. О литературе: статьи, письма, дневники. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955).
Думал обо всех этих писателях: Андрееве, Скитальце и т.п., почему они имеют успех и пишут.
Знаете шутку, если спросить у кого-нибудь: играете ли вы на скрипке? И ответ: не знаю, я никогда не пробовал. Это шутка, и мы смеёмся. А если спросить: вы пишете? И ответить: не знаю, я не пробовал — то мы не смеёмся, это не кажется нам шуткой. И вот они все пробуют и думают, что пишут, и люди читают.
Может быть, дикари, слушая пробующего в первый раз скрипача, и останутся довольны и будут даже плясать под эту игру, но эту какофонию мы понимаем. Какофонию же писательскую мы не понимаем и принимаем за настоящее (цит. по: Толстой Л. Н. О литературе: статьи, письма, дневники. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955).
В русском языке любое время глагола может использоваться в значении любого другого времени. Не верите? Сейчас покажу.
⌛️ Настоящее в значении прошедшего: «Иван Царевич прислушался — и вправду различил, как издалека доносится весёлый перестук топоров». Здесь все события происходят в прошлом, включая то, что слышит герой, — но звук передан посредством глагола в настоящем времени «доносится» (что делает?). Если в главном предложении у нас в прошедшем времени стоит глагол со значением восприятия или думанья, а в придаточном — то, что воспринимают или о чём думают, тогда второй глагол используется в настоящем времени.
⏰ Настоящее в значении будущего: «Через год Катя защитит диплом, Лёша закроет кредит, и мы всей семьёй едем на Мальдивы». В предложении речь идёт о событиях, которые должны случиться в будущем: об этом нам сообщает прямое указание на время — «через год», глаголы в будущем времени «защитит», «закроет» и... внезапно глагол в настоящем времени «едем» (что делаем?). Думаете, ошибка? Нет, это так называемое настоящее время намеченного действия.
🕰 Прошедшее в значении настоящего: «Бывает, сидишь дома весь день, скучаешь, ждёшь гостей... Посмотрел в окно: никого — и дальше сидишь». Тут у нас весь пассаж выдержан в настоящем абстрактном (это частный случай настоящего времени, когда оно обозначает обычные, неопределённое число раз повторяющиеся события). Глаголы совершенного вида в прошедшем времени могут употребляться в значении настоящего абстрактного, что мы и видим на примере глагола «посмотрел» (что сделал?).
⌚️ Прошедшее в значении будущего: «Если проходной балл будет ниже пяти, значит, я поступил». Речь идёт о будущих, ожидаемых событиях. И прошедшее время «поступил» (что сделал?) здесь используется тоже в значении будущего, оно указывает на неизбежность событий.
⏲ Будущее в значении настоящего: «Купишь что-нибудь у инфоэльфов — всякий раз пожалеешь». Тут интересная ситуация: в предложении нет ни одного глагола в настоящем времени, только в будущем («купишь», «пожалеешь» — что сделаешь?), однако если смотреть на общий смысл — это уже знакомое нам настоящее абстрактное (= «Когда покупаешь — всегда жалеешь», обычные, повторяющиеся действия).
⏱ Будущее в значении прошедшего: «На той неделе тоже: сидели спокойно, разговаривали — и тут Лёха как вскочит, как заорёт». И контекст, и глаголы в начале предложения показывают нам, что речь идёт о минувших событиях. Тогда откуда здесь будущее время: «вскочит», «заорёт»? А вот так можно в русском языке. Здесь будущее время указывает на неожиданность событий.
И это далеко не все возможности переносного использования видо-временных форм глагола. Например, есть едва ли не дюжина способов приказать или попросить, и всё с помощью разных глагольных форм. Есть так называемое настоящее историческое, есть настоящее живописное, есть будущее в значении прошедшего, когда события происходят после времени повествования, но до того времени, в котором существуют рассказчик и читатель...
Возможности русского глагола почти безграничны, не правда ли? 😎
#стилистика
⌛️ Настоящее в значении прошедшего: «Иван Царевич прислушался — и вправду различил, как издалека доносится весёлый перестук топоров». Здесь все события происходят в прошлом, включая то, что слышит герой, — но звук передан посредством глагола в настоящем времени «доносится» (что делает?). Если в главном предложении у нас в прошедшем времени стоит глагол со значением восприятия или думанья, а в придаточном — то, что воспринимают или о чём думают, тогда второй глагол используется в настоящем времени.
⏰ Настоящее в значении будущего: «Через год Катя защитит диплом, Лёша закроет кредит, и мы всей семьёй едем на Мальдивы». В предложении речь идёт о событиях, которые должны случиться в будущем: об этом нам сообщает прямое указание на время — «через год», глаголы в будущем времени «защитит», «закроет» и... внезапно глагол в настоящем времени «едем» (что делаем?). Думаете, ошибка? Нет, это так называемое настоящее время намеченного действия.
🕰 Прошедшее в значении настоящего: «Бывает, сидишь дома весь день, скучаешь, ждёшь гостей... Посмотрел в окно: никого — и дальше сидишь». Тут у нас весь пассаж выдержан в настоящем абстрактном (это частный случай настоящего времени, когда оно обозначает обычные, неопределённое число раз повторяющиеся события). Глаголы совершенного вида в прошедшем времени могут употребляться в значении настоящего абстрактного, что мы и видим на примере глагола «посмотрел» (что сделал?).
⌚️ Прошедшее в значении будущего: «Если проходной балл будет ниже пяти, значит, я поступил». Речь идёт о будущих, ожидаемых событиях. И прошедшее время «поступил» (что сделал?) здесь используется тоже в значении будущего, оно указывает на неизбежность событий.
⏲ Будущее в значении настоящего: «Купишь что-нибудь у инфоэльфов — всякий раз пожалеешь». Тут интересная ситуация: в предложении нет ни одного глагола в настоящем времени, только в будущем («купишь», «пожалеешь» — что сделаешь?), однако если смотреть на общий смысл — это уже знакомое нам настоящее абстрактное (= «Когда покупаешь — всегда жалеешь», обычные, повторяющиеся действия).
⏱ Будущее в значении прошедшего: «На той неделе тоже: сидели спокойно, разговаривали — и тут Лёха как вскочит, как заорёт». И контекст, и глаголы в начале предложения показывают нам, что речь идёт о минувших событиях. Тогда откуда здесь будущее время: «вскочит», «заорёт»? А вот так можно в русском языке. Здесь будущее время указывает на неожиданность событий.
И это далеко не все возможности переносного использования видо-временных форм глагола. Например, есть едва ли не дюжина способов приказать или попросить, и всё с помощью разных глагольных форм. Есть так называемое настоящее историческое, есть настоящее живописное, есть будущее в значении прошедшего, когда события происходят после времени повествования, но до того времени, в котором существуют рассказчик и читатель...
Возможности русского глагола почти безграничны, не правда ли? 😎
#стилистика
Зародыш любой книги — это идея, которая в какой-то момент формируется в голове у писателя. Но от её появления до представления публике законченной книги проходит целая жизнь, и все проживают её по-разному.
Метафора жизни тут не случайна: этапы создания книги действительно можно сравнить с тем, как взрослеет и ищет себя человек.
👶 В детстве мы легко фантазируем, представляя, кем могли бы стать в будущем (или, как это называют мамы-папы, — «выбираем профессию»). Автор на «детской» стадии работы над книгой тоже легко и без каких-либо обязательств играет с идеями.
👦 В юности нас охватывает страсть, мы спешим узнать как можно больше нового, попробовать всё неизведанное. И автор на «юношеском» этапе тоже с энтузиазмом берётся за написание книги, начинает собирать информацию, что-то придумывать и продумывать, делать отдельные наброски, ещё никак не связанные друг с другом.
👨 В молодости мы уже всерьёз намечаем маршрут и рамки нашей будущей жизни и берём на себя первые обязательства: создаём семью, строим карьеру, покупаем в ипотеку квартиру. Автор на соответствующем этапе работы тоже составляет более-менее устраивающий его план (хотя бы самый общий, хотя бы просто в голове) и начинает писать черновик.
👲 В зрелые годы мы стремимся исправить ошибки юности и привести жизнь в порядок, сознавая, что старость не за горами. Автор, когда текст уже написан, доводит его до ума: что-то вычёркивает, что-то правит, подбирает точные слова... ну и, конечно, ищет возможность донести своё творение до читателей.
👴 Закат жизни — время подводить итоги и пытаться понять (через разговоры: с детьми, с внуками, с друзьями): всё ли мы сделали? и всё ли мы сделали правильно? что мы дали нашим близким, счастливы ли они? Писатель на заключительном этапе публикует рукопись в издательстве или в Сети и пытается получить обратную связь от редакторов и читателей.
Это всё было только вступление. А теперь давайте поговорим о том, какие этапы в работе над книгой нравятся вам. 👻 Ниже я прикрепил опрос.
Метафора жизни тут не случайна: этапы создания книги действительно можно сравнить с тем, как взрослеет и ищет себя человек.
👶 В детстве мы легко фантазируем, представляя, кем могли бы стать в будущем (или, как это называют мамы-папы, — «выбираем профессию»). Автор на «детской» стадии работы над книгой тоже легко и без каких-либо обязательств играет с идеями.
👦 В юности нас охватывает страсть, мы спешим узнать как можно больше нового, попробовать всё неизведанное. И автор на «юношеском» этапе тоже с энтузиазмом берётся за написание книги, начинает собирать информацию, что-то придумывать и продумывать, делать отдельные наброски, ещё никак не связанные друг с другом.
👨 В молодости мы уже всерьёз намечаем маршрут и рамки нашей будущей жизни и берём на себя первые обязательства: создаём семью, строим карьеру, покупаем в ипотеку квартиру. Автор на соответствующем этапе работы тоже составляет более-менее устраивающий его план (хотя бы самый общий, хотя бы просто в голове) и начинает писать черновик.
👲 В зрелые годы мы стремимся исправить ошибки юности и привести жизнь в порядок, сознавая, что старость не за горами. Автор, когда текст уже написан, доводит его до ума: что-то вычёркивает, что-то правит, подбирает точные слова... ну и, конечно, ищет возможность донести своё творение до читателей.
👴 Закат жизни — время подводить итоги и пытаться понять (через разговоры: с детьми, с внуками, с друзьями): всё ли мы сделали? и всё ли мы сделали правильно? что мы дали нашим близким, счастливы ли они? Писатель на заключительном этапе публикует рукопись в издательстве или в Сети и пытается получить обратную связь от редакторов и читателей.
Это всё было только вступление. А теперь давайте поговорим о том, какие этапы в работе над книгой нравятся вам. 👻 Ниже я прикрепил опрос.
Давайте проведём небольшое исследование: посмотрим, какие есть в разных диалектах названия для одного и того же предмета.
Напишите в комментариях: 1️⃣ как у вас в разговорной речи называют мобильный телефон; 2️⃣ из какого вы города или региона.
Сравним.
#лингвистика
Напишите в комментариях: 1️⃣ как у вас в разговорной речи называют мобильный телефон; 2️⃣ из какого вы города или региона.
Сравним.
#лингвистика
Позавчерашний опрос я сделал вовсе не для того, чтобы выбрать какой-то «самый-самый» вариант ответа. Задача была другая: показать вам — авторам, которым какие-то этапы не даются или даются с большим трудом, — что на самом деле и с этой работой можно справляться. Есть люди, способные выполнять её легко. И даже с удовольствием.
Спросите у них прямо сейчас: как у них получается? Что они делают не так, как вы? Может быть, они как-то иначе относятся к этой конкретной работе? Видят в ней какие-то приятные, увлекательные стороны? Или, может, эта работа у них просто организована по-другому и потому даётся легко? Спросите, не стесняйтесь. Все этапы в работе над книгой равно важны, и вам стоило бы научиться выполнять их если не с удовольствием, то хотя бы достаточно легко.
#психология #эффективность
Спросите у них прямо сейчас: как у них получается? Что они делают не так, как вы? Может быть, они как-то иначе относятся к этой конкретной работе? Видят в ней какие-то приятные, увлекательные стороны? Или, может, эта работа у них просто организована по-другому и потому даётся легко? Спросите, не стесняйтесь. Все этапы в работе над книгой равно важны, и вам стоило бы научиться выполнять их если не с удовольствием, то хотя бы достаточно легко.
#психология #эффективность
Сел с утра за компьютер и набросал список из 40 возможностей, которые открываются перед автором, умеющим пользоваться глаголами. Можно было бы, наверно, вспомнить и больше, но я в какой-то момент устал и просто довёл список до ближайшего круглого числа. 😎 Итак, что вы можете, если постигли все тонкости русского глагола:
1. Делать отступления от основного времени повествования и возвращаться к нему так, чтобы это не выглядело как ошибка.
2. Правильно использовать переносные формы настоящего времени: настоящее историческое, настоящее описательное и настоящее воображаемого действия.
3. Правильно пользоваться страдательным залогом, чтобы он не воспринимался как канцеляризм, а решал определённые задачи в тексте.
4. Делать текст короче, яснее и эффектнее, заменяя длинные фразы на отдельные точные глаголы.
5. Показывать флешбэки (события, случившиеся когда-то давно) через настоящее время, тогда как основной событийный ряд разворачивается в прошедшем времени.
6. Чередовать в предложении разные видо-временные формы глаголов так, чтобы это не выглядело как ошибка (пример ошибки: «Я взял книгу, открываю её и прочитал за полчаса»).
7. Переключаться на динамичные события, меняя время с прошедшего на настоящее.
8. Показывать характер персонажей через действие.
9. Правильно выбирать время повествования и придерживаться его в нехудожественных текстах, описывающих какую-то последовательность событий.
10. Оживлять и разнообразить стиль, используя формы глаголов необычным образом.
11. Использовать прошедшее время не только для описания событий, произошедших когда-то давно.
12. Подбирать синонимы для замены несуществующих форм глагола (с неполной парадигмой).
13. Использовать видо-временные формы глаголов как в прямом, так и в переносном значении.
14. Понимать, какие формы глагола более архаичные, возвышенные или книжные, и использовать их соответственно.
15. Писать художественные тексты в настоящем времени, понимая все его возможности и недостатки.
16. Добавлять тонкие оттенки смысла в описания, действия и диалоги с помощью точно подобранных глаголов.
17. Использовать множество форм глагола с разными оттенками смысла, кроме простого повелительного наклонения, чтобы сообщить приказ или просьбу.
18. Менять время в художественном произведении, чтобы показать события глазами персонажа.
19. Использовать глаголы необычным образом для стилизации текста под старину, под народный язык, под разговорную речь.
20. Использовать настоящее время не только для того, чтобы описывать события, происходящие в момент речи.
Продолжение см. в следующем посте.
1. Делать отступления от основного времени повествования и возвращаться к нему так, чтобы это не выглядело как ошибка.
2. Правильно использовать переносные формы настоящего времени: настоящее историческое, настоящее описательное и настоящее воображаемого действия.
3. Правильно пользоваться страдательным залогом, чтобы он не воспринимался как канцеляризм, а решал определённые задачи в тексте.
4. Делать текст короче, яснее и эффектнее, заменяя длинные фразы на отдельные точные глаголы.
5. Показывать флешбэки (события, случившиеся когда-то давно) через настоящее время, тогда как основной событийный ряд разворачивается в прошедшем времени.
6. Чередовать в предложении разные видо-временные формы глаголов так, чтобы это не выглядело как ошибка (пример ошибки: «Я взял книгу, открываю её и прочитал за полчаса»).
7. Переключаться на динамичные события, меняя время с прошедшего на настоящее.
8. Показывать характер персонажей через действие.
9. Правильно выбирать время повествования и придерживаться его в нехудожественных текстах, описывающих какую-то последовательность событий.
10. Оживлять и разнообразить стиль, используя формы глаголов необычным образом.
11. Использовать прошедшее время не только для описания событий, произошедших когда-то давно.
12. Подбирать синонимы для замены несуществующих форм глагола (с неполной парадигмой).
13. Использовать видо-временные формы глаголов как в прямом, так и в переносном значении.
14. Понимать, какие формы глагола более архаичные, возвышенные или книжные, и использовать их соответственно.
15. Писать художественные тексты в настоящем времени, понимая все его возможности и недостатки.
16. Добавлять тонкие оттенки смысла в описания, действия и диалоги с помощью точно подобранных глаголов.
17. Использовать множество форм глагола с разными оттенками смысла, кроме простого повелительного наклонения, чтобы сообщить приказ или просьбу.
18. Менять время в художественном произведении, чтобы показать события глазами персонажа.
19. Использовать глаголы необычным образом для стилизации текста под старину, под народный язык, под разговорную речь.
20. Использовать настоящее время не только для того, чтобы описывать события, происходящие в момент речи.
Продолжение см. в следующем посте.
Начало см. в предыдущем посте.
21. Оживлять с помощью отдельных глаголов статичные описания и сцены без действия.
22. Видеть окраску, коннотации и контексты употребления вариантных форм глагола («прочитать — прочесть», «капает — каплет» и т.п.).
23. Использовать будущее время в качестве времени повествования в художественном тексте.
24. Различать литературные, разговорные и просторечные формы глаголов.
25. Выбирать время повествования в художественном тексте, сознавая, какие это даёт возможности и какие ограничения накладывает.
26. Правильно использовать глаголы в разных типах текста (диалогах, описаниях, статичных сценах, характеристиках персонажа и др.).
27. Использовать будущее время не только для того, чтобы сообщить об ожидаемых событиях.
28. Писать прикладные тексты в разном ключе, используя разные формы лица, числа, залога и наклонения глагола.
29. Уметь правильно и эффективно пользоваться причастиями и причастными оборотами, понимая, где они уместны, где неуместны и какие с ними могут быть проблемы.
30. Менять время в художественном произведении, чтобы обозначить смену масштаба (событийного, исторического, географического и др.).
31. Рисовать яркую картинку с помощью глаголов, а не существительных и прилагательных.
32. Отдавать себе отчёт, что настоящее время повествования — это специальный приём, и понимать, для каких типов художественного текста он подходит.
33. Правильно выбирать для художественного текста лицо, от которого ведётся повествование, и использовать все возможности.
34. Описывать давно прошедшие события с помощью глаголов в будущем времени.
35. Уметь пользоваться возвратными и страдательными формами глаголов (оканчивающимися на «-ся») так, чтобы не создавать двусмысленности.
36. За счёт точных глаголов усиливать динамику, экспрессию, напряжённость, эмоциональность описываемого действия.
37. Менять время в художественном произведении, чтобы переключиться на мысли персонажа.
38. Использовать деепричастия и деепричастные обороты к месту и без ошибок.
39. Писать художественные тексты с меняющимся временем повествования и не делать ошибок.
40. Использовать общеупотребительные глаголы в неожиданном переносном смысле.
#стилистика
21. Оживлять с помощью отдельных глаголов статичные описания и сцены без действия.
22. Видеть окраску, коннотации и контексты употребления вариантных форм глагола («прочитать — прочесть», «капает — каплет» и т.п.).
23. Использовать будущее время в качестве времени повествования в художественном тексте.
24. Различать литературные, разговорные и просторечные формы глаголов.
25. Выбирать время повествования в художественном тексте, сознавая, какие это даёт возможности и какие ограничения накладывает.
26. Правильно использовать глаголы в разных типах текста (диалогах, описаниях, статичных сценах, характеристиках персонажа и др.).
27. Использовать будущее время не только для того, чтобы сообщить об ожидаемых событиях.
28. Писать прикладные тексты в разном ключе, используя разные формы лица, числа, залога и наклонения глагола.
29. Уметь правильно и эффективно пользоваться причастиями и причастными оборотами, понимая, где они уместны, где неуместны и какие с ними могут быть проблемы.
30. Менять время в художественном произведении, чтобы обозначить смену масштаба (событийного, исторического, географического и др.).
31. Рисовать яркую картинку с помощью глаголов, а не существительных и прилагательных.
32. Отдавать себе отчёт, что настоящее время повествования — это специальный приём, и понимать, для каких типов художественного текста он подходит.
33. Правильно выбирать для художественного текста лицо, от которого ведётся повествование, и использовать все возможности.
34. Описывать давно прошедшие события с помощью глаголов в будущем времени.
35. Уметь пользоваться возвратными и страдательными формами глаголов (оканчивающимися на «-ся») так, чтобы не создавать двусмысленности.
36. За счёт точных глаголов усиливать динамику, экспрессию, напряжённость, эмоциональность описываемого действия.
37. Менять время в художественном произведении, чтобы переключиться на мысли персонажа.
38. Использовать деепричастия и деепричастные обороты к месту и без ошибок.
39. Писать художественные тексты с меняющимся временем повествования и не делать ошибок.
40. Использовать общеупотребительные глаголы в неожиданном переносном смысле.
#стилистика
Главный недостаток нового дизайна «Грамоты.ру» — это то, что на странице выдачи, когда проверяешь слово, нет статьи из толкового словаря. Редактор обычно работает с толковым и орфографическим словарями, и старая версия сайта как раз показывала в верхней части выдачи результаты поиска по этим двум нормативным изданиям. И было удобно. А сейчас толковый словарь сразу не показывается, надо пощёлкать мышью, чтобы его увидеть. Когда работаешь с большим массивом слов, эти лишние действия могут хорошо так прибавить времени. Надеюсь, недоработку увидят и исправят.
«Грамота.ру» в старом дизайне (пока?) доступна по этой ссылке.
#инструменты
«Грамота.ру» в старом дизайне (пока?) доступна по этой ссылке.
#инструменты
Если вы выбрали какое-то время повествования — настоящее или прошедшее, — то его и придерживайтесь. Это слишком разные способы подачи информации, я бы даже сказал, разные повествовательные традиции. Если автор скачет из одного времени в другое, когда ему захочется, это грубая ошибка — временной разнобой.
Однако есть множество вполне «законных» способов изменить время — и в отдельных глаголах, когда они используются в переносном значении, и в целых предложениях, абзацах, даже сценах: отступление от основного времени повествования может быть художественным приёмом (если автор этим приёмом владеет).
Сегодня я расскажу о трёх случаях необычного использования времени: о настоящем историческом, настоящем описательном и настоящем воображаемого действия — и покажу на примерах, как это работает.
🏹 Настоящее историческое время
Часа в два я пообедал и сел писать статью про речные подводные лодки. Не закончил, но неплохо продвинулся. Собрался уже было прогуляться, потому как выглянуло солнце (впервые за ноябрь). И вдруг — телефон. Звонят из редакции, главред собственной персоной. «Саша, — говорит, — у тебя виза есть? Ага, очень хорошо. Прекрасно. Вот ты-то в Норвегию и поедешь. Да, именно туда. Нет, больше никто не может. Все по командировкам, а Степаша заболел, только что разговаривали». Вываливает он на меня эту новость — и кладёт трубку. А я так опешил, что даже спорить не стал. Только потом начал соображать, что все мои планы на выходные покатились под уклон в известном направлении.
Настоящее историческое используется для отступления от основного прошедшего времени повествования, когда нужно сделать акцент на каких-то давних, но важных событиях. Чтобы этот художественный приём не воспринимался как ошибка, из контекста должно быть ясно, где и почему происходит смена времени на настоящее — и где автор возвращается к основному времени повествования.
🎨 Настоящее описательное время
Помню, в тот вечер мы долго стояли на крыльце, не решаясь попрощаться. Небо всё в звёздах, луна — с тракторное колесо. Соловей заходится в кусте жасмина. Холодает уже. А мы смеёмся, говорим друг другу всякий вздор, лишь бы не молчать... Потом я всё же собрался с духом, шагнул вниз на асфальтовую дорожку. «Ладно, — сказал, — пора мне уже». И пошёл, не оглядываясь, к своему корпусу. Больше я Татьяну не видел.
Настоящее описательное время (оно же живописное, оно же изобразительное) используется для образных сцен. Смена времени с прошедшего на настоящее усиливает выразительность описания: создаётся ощущение, будто мы видим это своими глазами.
🚀 Настоящее время воображаемого действия
Последний месяц Яшка много думал о том, что его ждёт на жизненном пути. Вот он старый пузатый человечек, лет тридцати пяти или даже сорока. У него жена, худая женщина без лица и с паклей на голове, заплетённой в косичку (почему-то жену представить было труднее всего). Детишки бегают, два: оба щекастенькие такие, хомячки. Зарплата — тысяч, наверное, пятьдесят-шестьдесят. Квартира двухкомнатная (откуда? ипотека?), кухня метров восемь, окнами на восток: пьёшь утром кофе, а солнце в лицо светит — хорошо так, бодрит. И этаж не выше третьего, и яблоня во дворе. Иногда Яшка доставал из-за шкафа гитару, брал аккорд и заученным движением перебирал струны. Тогда совсем другие мысли лезли в голову, но их Яшка старался не пускать.
Настоящее время воображаемого действия позволяет показать предполагаемые, ожидаемые или невозможные события так, как если бы мы заглянули в мысли представляющего их персонажа.
Следует помнить, что отступление от основного времени повествования — это художественный приём, и довольно сильный. Не стоит использовать его слишком часто.
#стилистика
Однако есть множество вполне «законных» способов изменить время — и в отдельных глаголах, когда они используются в переносном значении, и в целых предложениях, абзацах, даже сценах: отступление от основного времени повествования может быть художественным приёмом (если автор этим приёмом владеет).
Сегодня я расскажу о трёх случаях необычного использования времени: о настоящем историческом, настоящем описательном и настоящем воображаемого действия — и покажу на примерах, как это работает.
🏹 Настоящее историческое время
Часа в два я пообедал и сел писать статью про речные подводные лодки. Не закончил, но неплохо продвинулся. Собрался уже было прогуляться, потому как выглянуло солнце (впервые за ноябрь). И вдруг — телефон. Звонят из редакции, главред собственной персоной. «Саша, — говорит, — у тебя виза есть? Ага, очень хорошо. Прекрасно. Вот ты-то в Норвегию и поедешь. Да, именно туда. Нет, больше никто не может. Все по командировкам, а Степаша заболел, только что разговаривали». Вываливает он на меня эту новость — и кладёт трубку. А я так опешил, что даже спорить не стал. Только потом начал соображать, что все мои планы на выходные покатились под уклон в известном направлении.
Настоящее историческое используется для отступления от основного прошедшего времени повествования, когда нужно сделать акцент на каких-то давних, но важных событиях. Чтобы этот художественный приём не воспринимался как ошибка, из контекста должно быть ясно, где и почему происходит смена времени на настоящее — и где автор возвращается к основному времени повествования.
🎨 Настоящее описательное время
Помню, в тот вечер мы долго стояли на крыльце, не решаясь попрощаться. Небо всё в звёздах, луна — с тракторное колесо. Соловей заходится в кусте жасмина. Холодает уже. А мы смеёмся, говорим друг другу всякий вздор, лишь бы не молчать... Потом я всё же собрался с духом, шагнул вниз на асфальтовую дорожку. «Ладно, — сказал, — пора мне уже». И пошёл, не оглядываясь, к своему корпусу. Больше я Татьяну не видел.
Настоящее описательное время (оно же живописное, оно же изобразительное) используется для образных сцен. Смена времени с прошедшего на настоящее усиливает выразительность описания: создаётся ощущение, будто мы видим это своими глазами.
🚀 Настоящее время воображаемого действия
Последний месяц Яшка много думал о том, что его ждёт на жизненном пути. Вот он старый пузатый человечек, лет тридцати пяти или даже сорока. У него жена, худая женщина без лица и с паклей на голове, заплетённой в косичку (почему-то жену представить было труднее всего). Детишки бегают, два: оба щекастенькие такие, хомячки. Зарплата — тысяч, наверное, пятьдесят-шестьдесят. Квартира двухкомнатная (откуда? ипотека?), кухня метров восемь, окнами на восток: пьёшь утром кофе, а солнце в лицо светит — хорошо так, бодрит. И этаж не выше третьего, и яблоня во дворе. Иногда Яшка доставал из-за шкафа гитару, брал аккорд и заученным движением перебирал струны. Тогда совсем другие мысли лезли в голову, но их Яшка старался не пускать.
Настоящее время воображаемого действия позволяет показать предполагаемые, ожидаемые или невозможные события так, как если бы мы заглянули в мысли представляющего их персонажа.
Следует помнить, что отступление от основного времени повествования — это художественный приём, и довольно сильный. Не стоит использовать его слишком часто.
#стилистика
На сайте «Лаборатория фантастики» стартовал конкурс рассказов «Фантлабораторная работа — 26». Темы — от журнала «Мир фантастики»:
– 101 причина не покупать эту книгу.
– Дилемма заключенного.
– Медленный яд.
Сроки приёма работ — до 30 декабря. Принимаются фантастические (в широком смысле слова) рассказы объемом от 5000 до 35 000 знаков с учётом пробелов и знаков препинания.
Подробности см. в колонке конкурса на «Фантлабе».
Рассказы, занявшие призовые места, будут рассмотрены на предмет публикации в журнале «Мир фантастики».
#объявления
– 101 причина не покупать эту книгу.
– Дилемма заключенного.
– Медленный яд.
Сроки приёма работ — до 30 декабря. Принимаются фантастические (в широком смысле слова) рассказы объемом от 5000 до 35 000 знаков с учётом пробелов и знаков препинания.
Подробности см. в колонке конкурса на «Фантлабе».
Рассказы, занявшие призовые места, будут рассмотрены на предмет публикации в журнале «Мир фантастики».
#объявления
Давайте поговорим о прокрастинации. Все знают, что это такое? И все, наверное, время от времени восклицают в отчаянии: «Ну почему я такой бездельник?»
То, о чём я сейчас расскажу, не панацея — но помогает довольно часто. Многие вещи мы делаем автоматически, не задумываясь. Особенно если думать об этом неохота. Не хочется думать о работе? Особенно если сроки поджимают? Не хочется. И вот мы, сами того не сознавая, хватаемся за всякие посторонние дела. Многие из них тоже важные — так мы себе это объясняем, — но на самом деле не настолько важные и срочные, как работа. Однако до этой мысли мы не доходим. Происходит всё примерно так.
...Что ж, пора наконец сесть и как следует потрудиться, но... Ой, я ведь три дня собираюсь позвонить Олегу, у него был день рождения. «Здорово, дружище! Как твои дела, как отдохнул?» — и двадцати минут как не бывало. Потом надо приготовить обед, без обеда как же? Во время готовки выясняется, что дома кончились чай, соль и печенье. Надо спуститься в магазин. А на улице погода — гуляй не хочу! Солнышко, лёгкий морозец, такая красота зимняя на деревьях! Как тут не дойти до ближайшего парка? Возвращаешься домой в сумерках, нагуляв аппетит. Хочется плотно поесть. За едой читаешь телеграмчик, потом начинаешь с кем-то переписываться — незаметно проходит ещё час. Потом вспоминаешь-таки о работе, чувствуешь укол вины. Идёшь к компьютеру. А там со вчерашнего вечера открыта вкладка «Яндекс.Маркета»: кто-то собирался купить фитнес-трекер! Но перед сном не успел выбрать. В нашем возрасте, говоришь себе, здоровье — это самое важное. Начинаешь листать каталог, изучать характеристики, сравнивать модели... Между делом списываешься с Таней — она здорово разбирается во всех этих новых гаджетах. Незаметно наступает ночь, и ты понимаешь, что к работе сегодня так и не притронулся. Ты даёшь себе клятвенное обещание: завтра — трудовой подвиг, прямо с утра. Сразу после завтрака... и... там ещё пару дел надо будет сделать, а потом арбайтен унд копирайтен...
Наверное, это знакомо вам в той или иной форме. Проблема состоит в том, что мы неосознанно подменяем работу другими вещами. У нас всё время находится что-то, что нужно сделать прямо сейчас, и это — не работа. Ключевое слово тут «неосознанно». Мы не додумываем мысль до конца, не взвешиваем все за и против. И такая манера поведения превратилась у нас в привычку.
Решением — не во всех, но во многих подобных случаях — будет правило: если отвлекаться — то осознанно. С полным пониманием, что́ вы делаете и какие последствия у этого могут быть. Вот вы положили себе сесть за работу в 12:00 и посвятить ей четыре часа. И вы не можете обещать, что вы не будете отвлекаться, — мало ли вдруг пожар, потоп или гости. Но посторонние дела, которыми вам захочется (или потребуется) заняться в этот отрезок времени, вы должны рассматривать со всей строгостью.
Технически это можно реализовать по-разному. Например, можно завести тетрадку и записывать туда, на что вы собираетесь отвлечься, почему и чем это важнее работы; ещё полезно записывать хронометраж, это помогает сосредоточиться на времени. Такого рода записи ни в коем случае нельзя делать постфактум, ведь ваша задача — приучить себя принимать взвешенные, продуманные решения, а решения не принимаются задним числом.
Ещё вариант — попросить близкого человека присматривать за вами. «Милая, я сегодня после обеда очень занят. Давай ты не будешь меня отвлекать, но если я вдруг сам на что-то отвлекусь, спроси меня, пожалуйста, какого чёрта я не работаю».
#эффективность #психология
То, о чём я сейчас расскажу, не панацея — но помогает довольно часто. Многие вещи мы делаем автоматически, не задумываясь. Особенно если думать об этом неохота. Не хочется думать о работе? Особенно если сроки поджимают? Не хочется. И вот мы, сами того не сознавая, хватаемся за всякие посторонние дела. Многие из них тоже важные — так мы себе это объясняем, — но на самом деле не настолько важные и срочные, как работа. Однако до этой мысли мы не доходим. Происходит всё примерно так.
...Что ж, пора наконец сесть и как следует потрудиться, но... Ой, я ведь три дня собираюсь позвонить Олегу, у него был день рождения. «Здорово, дружище! Как твои дела, как отдохнул?» — и двадцати минут как не бывало. Потом надо приготовить обед, без обеда как же? Во время готовки выясняется, что дома кончились чай, соль и печенье. Надо спуститься в магазин. А на улице погода — гуляй не хочу! Солнышко, лёгкий морозец, такая красота зимняя на деревьях! Как тут не дойти до ближайшего парка? Возвращаешься домой в сумерках, нагуляв аппетит. Хочется плотно поесть. За едой читаешь телеграмчик, потом начинаешь с кем-то переписываться — незаметно проходит ещё час. Потом вспоминаешь-таки о работе, чувствуешь укол вины. Идёшь к компьютеру. А там со вчерашнего вечера открыта вкладка «Яндекс.Маркета»: кто-то собирался купить фитнес-трекер! Но перед сном не успел выбрать. В нашем возрасте, говоришь себе, здоровье — это самое важное. Начинаешь листать каталог, изучать характеристики, сравнивать модели... Между делом списываешься с Таней — она здорово разбирается во всех этих новых гаджетах. Незаметно наступает ночь, и ты понимаешь, что к работе сегодня так и не притронулся. Ты даёшь себе клятвенное обещание: завтра — трудовой подвиг, прямо с утра. Сразу после завтрака... и... там ещё пару дел надо будет сделать, а потом арбайтен унд копирайтен...
Наверное, это знакомо вам в той или иной форме. Проблема состоит в том, что мы неосознанно подменяем работу другими вещами. У нас всё время находится что-то, что нужно сделать прямо сейчас, и это — не работа. Ключевое слово тут «неосознанно». Мы не додумываем мысль до конца, не взвешиваем все за и против. И такая манера поведения превратилась у нас в привычку.
Решением — не во всех, но во многих подобных случаях — будет правило: если отвлекаться — то осознанно. С полным пониманием, что́ вы делаете и какие последствия у этого могут быть. Вот вы положили себе сесть за работу в 12:00 и посвятить ей четыре часа. И вы не можете обещать, что вы не будете отвлекаться, — мало ли вдруг пожар, потоп или гости. Но посторонние дела, которыми вам захочется (или потребуется) заняться в этот отрезок времени, вы должны рассматривать со всей строгостью.
Технически это можно реализовать по-разному. Например, можно завести тетрадку и записывать туда, на что вы собираетесь отвлечься, почему и чем это важнее работы; ещё полезно записывать хронометраж, это помогает сосредоточиться на времени. Такого рода записи ни в коем случае нельзя делать постфактум, ведь ваша задача — приучить себя принимать взвешенные, продуманные решения, а решения не принимаются задним числом.
Ещё вариант — попросить близкого человека присматривать за вами. «Милая, я сегодня после обеда очень занят. Давай ты не будешь меня отвлекать, но если я вдруг сам на что-то отвлекусь, спроси меня, пожалуйста, какого чёрта я не работаю».
#эффективность #психология
На редактуру, на конкурсы и в самотёк мне не раз присылали файлы, в которых диалоги были оформлены маркированными списками. То есть не просто вручную введённое тире в начале каждой реплики — нет, весь диалог отформатирован как список, и тире в нём не текстовые элементы, а автоматически проставленные буллиты.
Казалось бы: ну и что такого? Подумаешь. Выглядит-то всё равно как нужно.
Выглядеть оно, конечно, выглядит — но если изменить форматирование текста, или выбрать какой-то другой шрифт, или просто скопировать содержимое файла в программу для вёрстки (а это происходит с каждой рукописью, прежде чем она превращается в книгу), все эти чёрточки-недотире исчезнут. Их же нет в тексте физически, в виде символов — это просто визуальное оформление списка. Все реплики диалогов превратятся в обычные абзацы, и сиди потом сутки, расставляй тире вручную.
Почему так происходит? А дело в том, что в некоторых версиях Microsoft Word по умолчанию включен режим автоматического форматирования списков. То есть когда вы начинаете абзац с тире/дефиса либо с цифры, а потом нажимаете клавишу Enter, абзац автоматически превращается в пункт списка (маркированного или нумерованного соответственно). И все следующие абзацы тоже форматируются аналогично: с точки зрения программы, вы продолжаете список.
Но у вас же не список, а диалог, да? Как прекратить это безобразие? Очень просто: нужно отключить в Word функцию автоформатирования списков. Для этого откройте меню «Файл» (1, см. скриншот ниже), перейдите в раздел «Параметры», после чего выберите в открывшемся окне пункт «Правописание» (2). В окне «Параметры автозамены» (3) перейдите на вкладку «Автоформат при вводе» (4) и снимите галочки напротив пунктов «Стили маркированных списков» и «Стили нумерованных списков» (5). Вуаля! Теперь реплики ваших персонажей с точки зрения типографики будут просто репликами, а уж насколько они будут естественны и хороши — зависит от вашего писательского мастерства.
#инструменты
Казалось бы: ну и что такого? Подумаешь. Выглядит-то всё равно как нужно.
Выглядеть оно, конечно, выглядит — но если изменить форматирование текста, или выбрать какой-то другой шрифт, или просто скопировать содержимое файла в программу для вёрстки (а это происходит с каждой рукописью, прежде чем она превращается в книгу), все эти чёрточки-недотире исчезнут. Их же нет в тексте физически, в виде символов — это просто визуальное оформление списка. Все реплики диалогов превратятся в обычные абзацы, и сиди потом сутки, расставляй тире вручную.
Почему так происходит? А дело в том, что в некоторых версиях Microsoft Word по умолчанию включен режим автоматического форматирования списков. То есть когда вы начинаете абзац с тире/дефиса либо с цифры, а потом нажимаете клавишу Enter, абзац автоматически превращается в пункт списка (маркированного или нумерованного соответственно). И все следующие абзацы тоже форматируются аналогично: с точки зрения программы, вы продолжаете список.
Но у вас же не список, а диалог, да? Как прекратить это безобразие? Очень просто: нужно отключить в Word функцию автоформатирования списков. Для этого откройте меню «Файл» (1, см. скриншот ниже), перейдите в раздел «Параметры», после чего выберите в открывшемся окне пункт «Правописание» (2). В окне «Параметры автозамены» (3) перейдите на вкладку «Автоформат при вводе» (4) и снимите галочки напротив пунктов «Стили маркированных списков» и «Стили нумерованных списков» (5). Вуаля! Теперь реплики ваших персонажей с точки зрения типографики будут просто репликами, а уж насколько они будут естественны и хороши — зависит от вашего писательского мастерства.
#инструменты
Как не облажаться при написании текста? Ответ очевиден: просто ничего не писать.
Шутки шутками, но... действительно, если уж автор сел за книгу, то обязательно где-нибудь да совершит промах. Ошибётся в дате, сделает ляп в техническом описании или даже просто перепишет внешность второстепенного персонажа, забыв, как тот выглядел изначально. Кстати, последняя ошибка частенько встречается у классиков. Например, у Дюма в «Трёх мушкетерах» Констанция Бонасье сначала представлена как «очаровательная женщина лет двадцати пяти или двадцати шести, темноволосая», а позже она уже «с белокурыми волосами и нежным цветом лица».
Ещё известен курьёз с Достоевским, у которого корректор в рукописи «Преступления и наказания» обнаружил «круглый стол овальной формы». Согласно легенде, писатель несколько минут задумчиво молчал, а потом изрёк: «Оставьте всё как есть».
А вас читатели ловили на досадных смысловых или фактических ошибках? Расскажите, было ли такое, и если да, то как вы выходили из такой ситуации.
#ляпы #разговоры
Шутки шутками, но... действительно, если уж автор сел за книгу, то обязательно где-нибудь да совершит промах. Ошибётся в дате, сделает ляп в техническом описании или даже просто перепишет внешность второстепенного персонажа, забыв, как тот выглядел изначально. Кстати, последняя ошибка частенько встречается у классиков. Например, у Дюма в «Трёх мушкетерах» Констанция Бонасье сначала представлена как «очаровательная женщина лет двадцати пяти или двадцати шести, темноволосая», а позже она уже «с белокурыми волосами и нежным цветом лица».
Ещё известен курьёз с Достоевским, у которого корректор в рукописи «Преступления и наказания» обнаружил «круглый стол овальной формы». Согласно легенде, писатель несколько минут задумчиво молчал, а потом изрёк: «Оставьте всё как есть».
А вас читатели ловили на досадных смысловых или фактических ошибках? Расскажите, было ли такое, и если да, то как вы выходили из такой ситуации.
#ляпы #разговоры
Давным-давно, когда я только начинал работать редактором, я создал специальный файл-«перловник», чтобы сохранять туда смешные ошибки, неудачные фрагменты перевода и прочие забавные штуки, попадавшиеся мне в книгах, которые я редактировал. Список этот я вёл несколько лет, потом бросил: привычка радоваться удачным ошибкам у редактора постепенно сходит на нет.
Но файл остался. Когда я завёл паблик в ВК, то начал время от времени выкладывать туда лучшие ляпы — и делал это несколько лет. А сейчас я вдруг обнаружил, что в «Телеграме»-то я те посты не дублировал.
Поэтому вот вам сразу всё, что я публиковал в ВК под тегом «ляпы».
🙈 Их волнует хранение, переработка и повторное использование природных и человеческих ресурсов.
🙈 Они стали частью нашего коллектива только три дня, но и этого было достаточно, чтобы мы их не забудем.
🙈 По коже побежали восторженные мурашки.
🙈 Пытаясь встать на ноги, он поднял топор, чтобы защитить себя. Но взглянув вверх, он увидел яркую вспышку от меча ***, приближавшегося к нему, пока *** готовился нанести смертельный удар.
🙈 Вы увидите список цветов, напротив каждого из которых располагается образец цвета. Щелкнув по образцу цвета, вы можете изменить текущий цвет метки на любой другой цвет.
🙈 Я достиг той точки в жизни, когда мужчина должен размыслить о замужестве.
🙈 При взаимодействии элементов и лекарственных препаратов может даже проясниться, как возникла сама жизнь из бессознательного химического шлака периодической таблицы.
🙈 Слива, распространенный фрукт в Китае, генетически близка североамериканской ежевике.
🙈 ...Просторное, полупрозрачное платье, которое выставляло бледную плоть на всеобщее осмотрение.
🙈 К середине сентября на мыс Хат было заброшено достаточно керосина и провианта для южного маршрута, одновременно приучая лошадей для работы на льду.
🙈 Если вы изменили выбранный шаблон титульной страницы и хотите использовать данную титульную страницу в других документах, вы можете поместить свою титульную страницу в коллекцию титульных страниц.
🙈 На земле бегали лошади без всадников, взбивая шквалы гравия.
🙈 Артиллерист улыбнулся, и все его лицо сморщилось, словно старая тряпка. При движении мышц отдельные «кусты» щетины слипались и цеплялись один за другого.
🙈 Мы находимся в позиции, когда только предполагаем, что бизнес, независимо от его размера, будет иметь полезный сайт.
🙈 Даже стены дрожали, когда их обутые ноги касались земли.
🙈 В программе Illustrator есть свой уклад жизни, или, если быть точным, уклад объектов.
🙈 ...Произошли значительные изменения, свидетельствующие о значительных изменениях по сравнению с 1900 годом.
🙈 Клиентами компании являются такие российские ведомства и компании как Росстат, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, UBS, IBM, Dell, Harman, Avaya, Sabre, Citi, AMD, Ford.
🙈 Ожидание было мучительным, мелкими шагами отступая от двери, а затем возвращаясь обратно.
🙈 Такие мини-конкурсы будут апеллировать посетителей чаще приходить в Ваше заведение.
🙈 Живописцы импрессионистской школы династии Мин...
🙈 Воздух полнился перекрещивающимися выстрелами.
🙈 При добавлении связанного файла этот файл остается отдельным внешним файлом, а в файл Illustrator помещается лишь ссылка на этот файл.
🙈 [Он] был старейшиной, бесцельно бродя в кирасе и длинном черном плаще так, что словно ему принадлежала та земля, по которой он ступал.
🙈 Кюри была первой представительницей той разновидности ученых, популяция которых резко увеличилась в двадцатом веке.
🙈 В интернете тринадцатилетние дети становятся миллионерами быстрее, чем их отцы зарабатывали в десять раз меньше.
🙈 С адскоглазыми покончено, задача выполнена.
🙈 Это действие выворачивает выделение наизнанку — с выделенной области выделение снимается и выделяется не выделенная область.
🙈 Сквозь разбухшие капилляры в глазах заметил отметки сержантского шлема.
🙈 С помощью инструмента Mixer Brush вы можете направиться туда, куда ведет вас талант художника.
Всё не поместилось, продолжение см. в следующем посте.
#ляпы
Но файл остался. Когда я завёл паблик в ВК, то начал время от времени выкладывать туда лучшие ляпы — и делал это несколько лет. А сейчас я вдруг обнаружил, что в «Телеграме»-то я те посты не дублировал.
Поэтому вот вам сразу всё, что я публиковал в ВК под тегом «ляпы».
🙈 Их волнует хранение, переработка и повторное использование природных и человеческих ресурсов.
🙈 Они стали частью нашего коллектива только три дня, но и этого было достаточно, чтобы мы их не забудем.
🙈 По коже побежали восторженные мурашки.
🙈 Пытаясь встать на ноги, он поднял топор, чтобы защитить себя. Но взглянув вверх, он увидел яркую вспышку от меча ***, приближавшегося к нему, пока *** готовился нанести смертельный удар.
🙈 Вы увидите список цветов, напротив каждого из которых располагается образец цвета. Щелкнув по образцу цвета, вы можете изменить текущий цвет метки на любой другой цвет.
🙈 Я достиг той точки в жизни, когда мужчина должен размыслить о замужестве.
🙈 При взаимодействии элементов и лекарственных препаратов может даже проясниться, как возникла сама жизнь из бессознательного химического шлака периодической таблицы.
🙈 Слива, распространенный фрукт в Китае, генетически близка североамериканской ежевике.
🙈 ...Просторное, полупрозрачное платье, которое выставляло бледную плоть на всеобщее осмотрение.
🙈 К середине сентября на мыс Хат было заброшено достаточно керосина и провианта для южного маршрута, одновременно приучая лошадей для работы на льду.
🙈 Если вы изменили выбранный шаблон титульной страницы и хотите использовать данную титульную страницу в других документах, вы можете поместить свою титульную страницу в коллекцию титульных страниц.
🙈 На земле бегали лошади без всадников, взбивая шквалы гравия.
🙈 Артиллерист улыбнулся, и все его лицо сморщилось, словно старая тряпка. При движении мышц отдельные «кусты» щетины слипались и цеплялись один за другого.
🙈 Мы находимся в позиции, когда только предполагаем, что бизнес, независимо от его размера, будет иметь полезный сайт.
🙈 Даже стены дрожали, когда их обутые ноги касались земли.
🙈 В программе Illustrator есть свой уклад жизни, или, если быть точным, уклад объектов.
🙈 ...Произошли значительные изменения, свидетельствующие о значительных изменениях по сравнению с 1900 годом.
🙈 Клиентами компании являются такие российские ведомства и компании как Росстат, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, UBS, IBM, Dell, Harman, Avaya, Sabre, Citi, AMD, Ford.
🙈 Ожидание было мучительным, мелкими шагами отступая от двери, а затем возвращаясь обратно.
🙈 Такие мини-конкурсы будут апеллировать посетителей чаще приходить в Ваше заведение.
🙈 Живописцы импрессионистской школы династии Мин...
🙈 Воздух полнился перекрещивающимися выстрелами.
🙈 При добавлении связанного файла этот файл остается отдельным внешним файлом, а в файл Illustrator помещается лишь ссылка на этот файл.
🙈 [Он] был старейшиной, бесцельно бродя в кирасе и длинном черном плаще так, что словно ему принадлежала та земля, по которой он ступал.
🙈 Кюри была первой представительницей той разновидности ученых, популяция которых резко увеличилась в двадцатом веке.
🙈 В интернете тринадцатилетние дети становятся миллионерами быстрее, чем их отцы зарабатывали в десять раз меньше.
🙈 С адскоглазыми покончено, задача выполнена.
🙈 Это действие выворачивает выделение наизнанку — с выделенной области выделение снимается и выделяется не выделенная область.
🙈 Сквозь разбухшие капилляры в глазах заметил отметки сержантского шлема.
🙈 С помощью инструмента Mixer Brush вы можете направиться туда, куда ведет вас талант художника.
Всё не поместилось, продолжение см. в следующем посте.
#ляпы