Panfilov FM
7.23K subscribers
1.69K photos
35 videos
469 links
Живая история и мифы вокруг нас, масскульт глазами историка. Авторский проект Федора Панфилова.
Для связи/сотрудничества — @tywinning
За рекламу в комментариях — бан.
加入频道
Японская Баба-Яга

В короткометражке Хаяо Миядзаки «Господин Тесто и принцесса Яйцо», вышедшей в 2010 году, главный антагонист — Баба-Яга (Baba Yaga).

По сюжету, это ведьма, которая отличается поистине чудовищным аппетитом и живет в уединении на мельнице.

Поглощая яйца, Баба-Яга обнаруживает, что одно из них упорно отказывается разбиваться. Тогда Баба-Яга превращает его в миниатюрную принцессу. И делает ее своей служанкой.

Принцесса Яйцо сбегает вместе с ожившим под лунным светом человеком из теста. Баба-Яга настигает их и засовывает Господина Тесто в печь, намереваясь его съесть. Не тут-то вышло: из Господина Тесто выпекается могучий хлебный великан. Выбравшись из печи, он берет под защиту Принцессу Яйцо, но радушно делится с голодной Бабой-Ягой ломтем себя. Впрочем, ведьма не в восторге от столь скудного подаяния.

В мультфильме Баба-Яга наделена подчеркнуто гротескными чертами. Она низкоросла, с огромным носом, большими клыками и внушительной грудью. А перемещается, как и в русских сказках, на ступе, помогая себе деревянным пестом.

Явно связаны с фольклорным образом Бабы-Яги и ее прожорливость, попытка зажарить героя в печи, ситуация с подневольной пленницей.

Но помимо этих деталей ничего славянского и русского в короткометражке Миядзаки нет. Работая над ней, японский мультипликатор вообще вдохновлялся картиной «Жатва», написанной в 1565 году Питером Брейгелем Старшим. Поэтому все происходит на фоне замков и каменных домов, а костюмы и музыка недвусмысленно отсылают именно к Западной Европе.

Впрочем, без намеков на Бабу-Ягу не обошлось и в других, более известных произведениях Миядзаки.

На нее похожа носатая ведьма Юбаба (Ya Baba) из знаменитого мультфильма «Унесенные призраками» (2001), явно обязанная Бабе-Яге своим именем. А в «Ходячем замке Хаула» (2004) появляется стимпанковский родственник избушки на курьих ножках. Именно ее Миядзаки в интервью называл прообразом волшебного замка, шагающего на когтистых лапах.

Panfilov FM

#киномиф #разбормифов
Скандал вокруг темнокожего персонажа из Kingdom Comes: Deliverance II разгорелся в последние дни в сети. Действие игры происходит в средневековой Богемии XV века (сейчас это Чехия), как и в первой KCD (2018). А на «слитых» в сеть скриншотах оказался африканец по имени Муса из Мали.

Так из-за чего сыр-бор?

Предыдущая игра от чешской Warhorse Studios вызвала жаркие споры. Критики игры воспринимали Средневековье как пространство глобализации. То есть мир, в котором можно игнорировать географическую дистанцию и этническую специфику регионов. Что-то есть в Средиземноморье? Значит, сойдет и для далекой Богемии.

Так, автор блога People of Color in European Art History доказывал возможность присутствия темнокожего персонажа в мире игры. Правда, ссылался на пример Иоанна Мавра, камергера при короле Сицилии Фридрихе Штауфене. При этом игнорировал разницу между Сицилийским королевством XIII века — средиземноморским государством, где иудеи и мусульмане пользовались покровительством монарха, — и Богемией начала XV века.

Напротив, Даниэль Вавра, сооснователь Warhorse Studios и сценарист KCD, настаивал, что темнокожих персонажей в мире игры быть не должно — просто из соображений аутентичности. Широко разошелся его твит: «Ну не было чернокожих людей в средневековой Богемии. И точка» (There were no black people in medieval Bohemia. Period).

Непримиримая позиция Вавры придавала ему ореол борца за историческую достоверность. Именно поэтому, когда появились скриншоты с Мусой из Мали, тут же посыпались комментарии, что KCD II, оказывается, woke-игра, а достоверность вылетела в трубу. Многие утверждали, что это фейк, фотошоп и AI-арт. Но уклончивые ответы разработчиков и введенная в сообществе игры жесткая модерация усугубляли возмущение.

Наконец Вавра подтвердил, что да, Муса в игре есть. Он — знатный путешественник из Мали, встретивший короля Сигизмунда при дворе султана Баязида. И в качестве гостя очутившийся в королевском лагере во время осады Куттенберга. Вавра подчеркивает, что Муса «крайне необычная фигура для местного люда, и многие ситуации в игре исходят из этого».

А что же тогда мешало Мусе появиться в первой KCD? Вы не понимаете, это другое, сообщает Вавра. Ведь там все действие происходит в деревнях, а не в крупном многолюдном городе. Правда, в прежнем «нет их в Богемии, и точка» таких нюансов не было, вот незадача.

Свою позицию по поводу страстей вокруг «повестки» и репрезентации людей с разным цветом кожи в масскульте я здесь уже озвучивал. Она проста. Любой персонаж возможен, если его внешность объясняется адекватной предысторией и не противоречит лору и логике мира.

В средневековой Западной и Центральной Европе темнокожим может быть раб или персонаж из свиты посла. Очень смуглым может оказаться и выходец из испанских арабов. Чья судьба похожа на путешественника Льва Африканского (ок. 1488, Гранада-ок. 1554), до крещения — аль-Хасана ибн Мухаммеда ал-Ваззана. Кстати, побывавшего в рабстве у самого папы Льва X Медичи. При этом севернее Пиренеев и средиземноморского побережья такой персонаж будет очень редким, уникальным, а не одним из многих.

Африканская империя Мали, поставлявшая золото на средиземноморский рынок, была известна в Европе. В том числе из-за паломничества-хаджа Мансы Мусы в 1324 году. Другой правитель Мали, Манса Махмуд Кейта II, в 1487-1493 годах обменивался посольствами с Португалией. Так что Муса из Мали вписывается в мир XV века. Другое дело, что, конечно, ему место в Средиземноморье, а не в Богемии.

Ну а Вавра расплачивается за категоричность своих же заявлений. Его случай наглядно показывает, что максимализм, конечно, помогает быстро завоевать популярность у части аудитории. Но потом те же люди закономерно поднимут прежнего героя на вилы, когда тот вдруг изменит линию поведения.

Panfilov FM

#игроистория #разбормифов
Сирин — Архонт Песни в компьютерной ролевой игре Tyranny (2016) от студии Obsidian Entertainment. Девушка по имени Сирин (Sirin) способна волшебным голосом зачаровывать и подчинять своей воле людей.

Эти магические способности ограничивает зачарованный шлем. Он заставляет Сирин служить всесильному владыке (или владычице, по сюжету это до конца не ясно), завоевавшему большую часть мира.

Сразу вспоминается птица Сирин, ставшая частью русской фольклорной традиции. К тому же, шлем Архонта Песни увенчан поперечным гребнем, напоминающим кокошник.

Конечно, здесь есть прямая отсылка к сиренам из античных мифов. От которых и берет начало райская птица-дева из средневековой книжной мифологии.

Да и бронзовый «кокошник» опять же может быть родом из Древней Греции, стилизованной версией шлема гоплитов. В мрачном фэнтезийном мире Tyranny как раз много параллелей с цивилизациями бронзового и железного века.

Но вот выбор имени Сирин в сочетании с головным убором персонажа все же позволяет думать, что без отголосков русского фольклора здесь не обошлось.

Кстати, похожий шлем-кокошник носит Натали Портман в роли королевы Падме Амидалы из «Звездных войн», о чем я рассказывал раньше.

А историческим и мифологическим отсылкам в Tyranny я посвятил отдельный видео-обзор (его можно посмотреть на YouTube)

Panfilov FM

#игромиф #бестиарий_фм #неослав
Кровожадная инфографика по «Илиаде» Гомера попалась мне в сети.

Выходит, что больше всего убитых вовсе не на счету Ахилла. Его обошел даже Патрокл. На первом же месте Диомед, а на втором — Гектор.

Ну и основной счет ожидаемо ведут ахейцы, а не троянцы. Признаюсь, сам не проверял цифры по тексту, не было времени, но вроде похоже на правду.

Самой жуткой здесь названа смерть Мидона, одного из защитников Трои. И, пожалуй, это справедливо.

Мидон был колесничим и оруженосцем/слугой (θερᾰ́πων, therắpōn) Пилемена, предводителя пафлагонцев и союзника Трои. Антилох швырнул в него камень, заставив выпустить поводья, а затем оглушил мечом и сбросил с колесницы. Голова и плечи Мидона увязли в песке. Так, беспомощного, его затоптали собственные кони (Hom. Il. 5.572)

Вспомнилось, что первую студенческую курсовую я писал как раз по Гомеру. Правда, по «Одиссее», а не «Илиаде». В итоге получилось всего 19 страниц текста. Но Наталья Николаевна Трухина, которая вела у нас семинар, сказала, что там всё по делу. Ничего лишнего. И дополнять не нужно.

Пожалуй, единственный такой случай за всю мою академическую жизнь. Потом обычно требовали написать побольше, побольше. Чтобы увязать в авторских листах, как несчастный Мидон в песке 📚 поэтому теперь мне сложно писать короткие тексты

А еще у меня были отдельные посты про шлем Одиссея из клыков кабана и про то, как могла бы выглядеть Елена Троянская.

Panfilov FM

#разбормифов #макабр_фм #личное_фм
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Посмотрел сериал «Первозданная Америка» (American Primeval), вышедший в этом январе.

Я не поклонник вестернов и отношусь к ним очень спокойно. Но тут как-то неожиданно втянулся и залпом посмотрел все серии.

Да, вся история укладывается в один сезон. Что, на мой взгляд, скорее достоинство, чем недостаток.

История очень мрачная и динамичная. Показанная в холодных тонах ранней зимы. Редкое солнце, блеклая зелень, сухие травы, снег, бурые проталины. И темная кровь.

Заметно, что сценарий писал Марк Ли Смит — сценарист «Выжившего» Алехандро Г. Иньярриту (The Revenant, 2015). Персонажи мрут, словно мухи. Даже те немногие, кто защищен «сюжетной броней», plot armor, все равно не показаны неуязвимыми.

Индейцы здесь не предстают однозначно идеальными «добрыми дикарями». Они спокойно перерезают глотки женщинам из числа пленных переселенцев, среди них есть насильники и алкоголики. Хотя местные племена шошонов все же вызывают больше симпатии, чем белые колонисты.

Сам сюжет построен на вполне традиционной для вестернов схеме. Когда X убегает от Y, но постепенно в эту погоню оказываются замешаны и A, и B, а все происходит на фоне глобальных планов Z. Что превращает незамысловатую историю в быстро растущий ком сюжетных линий, все из которых находят свою концовку.

Самым интересным для меня, пожалуй, стал выбор главных антагонистов. В этой роли выступают лидеры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Или, проще говоря, мормонов.

Основой для сюжета послужило вполне себе историческое событие. Так называемая Резня в Маунтин-Медоуз (Mountain Meadows massacre) 1857 года. Тогда мормонское ополчение на территории Юты окружило большой караван, двигавшийся в Калифорнию. После нескольких дней противостояния переселенцы согласились сложить оружие в обмен на беспрепятственный проход. Но мормоны во главе с майором Ли перестреляли 120 безоружных человек, в том числе женщин и детей.

Резня стала одним из эпизодов так называемой Войны в Юте (1857—1858), борьбы непокорных мормонов с федеральными властями. Не вымышлен и фанатичный лидер мормонов, губернатор Юты Бригам Янг. Именно Янг привел мормонов в Юту и основал там город Солт-Лейк-Сити, куда стекались тысячи людей. Янг, одержимый идеей создания «нового Сиона» (что хорошо показано в сериале), по сути, хотел независимости. Что не устраивало президента Бьюкенена, отправившего в Юту регулярную армию.

Что характерно, за резню в Маунтин-Медоуз понес наказание только исполнитель — майор Ли, которого быстренько казнили. А Янг, одно время даже собиравшийся сжечь Солт-Лейк-Сити и бежать из Юты, получил в итоге прощение от властей. И до конца жизни оставался духовным лидером мормонов.

Тема безнаказанности лидеров, за решения которых расплачиваются мелкие исполнители, сохраняется и в сюжете сериала. Концовка которого вовсе не становится победой "хороших" над "плохими". Безнадежности тут, впрочем, тоже нет.

Среди минусов можно назвать изобилие типичных для драм клише, которые ближе к последним сериям начинают слегка утомлять. Буквально понимаешь, что сейчас выстрелит вон то сценарное ружье на стене. Потому что тебе заранее заботливо показали его крупным планом. А некоторые персонажи почти не раскрываются, вроде мормона Иакова (Джейкоба) Пратта.

И все же это довольно интересная история, если вас не смущает изобилие насилия (причем не эстетизированного и не гротескного, как у Тарантино).

Panfilov FM

#киноистория #панфилов_обозревает
Щупальца осьминога и женский затылок — почему японцев возбуждают эти образы? Как не перепутать гейшу с куртизанкой? Каким был старинный косплей? Что писали в японской желтой прессе XIX века? И для чего мужчины-актеры даже вне сцены всю жизнь притворялись женщинами?

Об этом пишет лингвист и поэт Рита Гафи в авторском канале «Деликатесы Укиё-э».

Мне нравится то, как задорно и нескучно Рита рассказывает о японской гравюре. Например, про безумную бабку-собирательницу демонических котов, стеснительных актеров, поедающих своих зрителей перед каждым выступлением или заживо сваренного в масле японского Робин Гуда.

А еще — про загадочных призраков в виде лиц на коленных чашечках, мстительных духов старых вещей, любопытного феодала, помешанного на снежинках, бюрократическую перепись золотых рыбок.

И мне очень импонирует энтузиазм, с которым Рита охотится за монографиями по теме, отыскивая редкие и необычные иконографические сюжеты, вроде этой "ароматной" гравюры с китайской принцессой.

К слову, она сейчас работает над целой серией книг о японском искусстве. И параллельно делится исследовательскими находками и изображениями из закрытых архивов, многие из которых вы не найдете в свободном доступе в сети.

Так что рекомендую — канал веселый, яркий и неординарный. А по пятницам там еще и можно заглянуть в тайный мир эротики, запрещенной сегунами)