Panfilov FM
7.25K subscribers
1.68K photos
35 videos
467 links
Живая история и мифы вокруг нас, масскульт глазами историка. Авторский проект Федора Панфилова.
Для связи/сотрудничества — @tywinning
За рекламу в комментариях — бан.
加入频道
Нагрудник с щедро выступающей грудью трудно не заметить в «Гладиаторе 2». Он красуется на лучнице Аришат, спутнице главного героя.

О том, что боевых анатомических кирас, повторяющих очертания женской груди, не существовало, я упоминал еще в обзоре трейлера.

Но в комментариях на другой платформе мне все же попытались доказать, что нет же, редко, но бывало.

В качестве первого примера привели «что-то древнеиндийское».

На фото, действительно, было нечто индийское. Но не древнее. А ритуальное облачение индуистской богини Варахи, сделанное в Керале в XVIII-XIX веках нашей эры.

Вторым примером стал «реальный анатомический бронзовый нагрудник из одного германского музея». Тут вышло даже забавнее.

Ведь за женский доспех приняли парадный римский шанфрон, то есть наголовник для коня. Выступающие решетчатые полусферы, в которых увидели бронелифчик, собственно, закрывали глаза коня. Они находятся на боковых частях шанфрона, которые на шарнирах и опускаются по сторонам лошадиной морды.

Если это и удалось бы нацепить на женщину в качестве нагрудника, то разве что на воительницу из дворфов, гномов или халфлингов.

На самом деле, даже в античном искусстве женщин-воительниц не представляли в таких нагрудниках. Амазонок показывали в тканевых варварских нарядах или полунагими. Богиня-воительница Афина/Минерва носила накидку-эгиду. А на сохранившемся рельефе с римскими женщинами-гладиаторами их снаряжение не подчеркивает фигуру.

В Средние века редкие женщины-воины вроде Жанны д'Арк или Жанны де Клиссон носили такие же доспехи, как и мужчины. И воительницы на миниатюрах изображались так же — например, богиня Минерва на миниатюре XV века.

Хотя что-то похожее можно встретить в искусстве маньеризма и барокко, как и позднейшего времени, настоящий урожай грудастых женских нагрудников придется уже на XX век. Тут немалую роль сыграли комиксы.

А в фэнтези «женские» кирасы, конечно, поселились прочно и неистребимы, несмотря на критику и обвинения в сексуализации персонажей. Хотя и тут есть свои нюансы.

Одним героиням, вроде леди Арибет де Тильмаранд, паладина Тира из Neverwinter Nights, достаются нагрудники щедрых объемов. У других, например, паладина Валери из Pathfinder: Kingmaker, они почти не отличаются от обычных. Да и в околоисторических сеттингах все не так однозначно. У Кассандры в Assassin's Creed Odyssey есть нагрудники с выступающей грудью, а есть и вполне стандартные анатомические кирасы.

Но женские доспехи в истории и в масскульте — отдельная большая тема не на один пост.

А тут мы просто выяснили, что нет, грудастых кирас в древности все же не было. В вымышленных вселенных же может быть все, что угодно, с поправкой на законы мира и сеттинг.

Иллюстрации:

— Кадр из фильма «Гладиатор 2» (Gladiator II, 2024).
— Ритуальное облачение индуистской богини Варахи, Керала, XVIII-XIX в. н.э.
— Парадный конский шанфрон. Баварский археологический музей, Мюнхен.
— Сцена битвы греков с амазонками на кратере (сосуде для смешивания вина с водой). Ок. 450 г. до н.э. Музей Метрополитен.
— Поединок женщин-гладиаторов на рельефе 1-2 вв. н.э. Британский музей.
— Леди Арибет де Тильмаранд в игре Neverwinter Nights.


Panfilov FM

#разбормифов #арсенал_фм #киноистория #игроистория
Давайте знакомиться! Здесь появилось много новых лиц, чему я очень рад.

Меня зовут Федор, и я историк начало в лучших традициях анонимных алкоголиков. Но не только.

В детстве хотел быть зоологом, потом — филологом. А еще делал для себя и приятелей настолки и мечтал создавать компьютерные игры. В итоге в 16 лет оказался на истфаке МГУ. Защитил диссертацию про средневековый научпоп. Как исследователь занимаюсь очень разными сюжетами (список публикаций можно посмотреть здесь).

Давно интересуюсь тем, как история и мифология отражаются в играх, сериалах и фильмах. Посвящал этому статьи, даже написал главу про игры для коллективной монографии. Что подтолкнуло к идее создания канала? Просто захотелось рассказывать про такие сюжеты не только в сухих академических текстах.

Говорю на английском, французском, итальянском. Успел побывать корректором и редактором, попробовал себя в журналистике. Сейчас работаю в музее, где отвечал за различные коллекции (от оружия до регалий), стал куратором ряда выставок (например, про рождение дуэли или про исторические мифы).

Еще увлекаюсь историей костюма и моды. С исторической реконструкцией никак не связан, но сужу о многом не только по картинкам. Потому что профессия позволяет видеть вблизи, а иногда и держать в руках наряды, доспехи и оружие из других эпох.

Рисую, хотя подростком бросил художественную школу. Преподававшие там интеллигентные дамы говорили, что у меня «уже сложился свой стиль, сначала нужно его сломать». Ломать себя я никому не давал даже в детстве. Поэтому с худшколой распрощался. Но рисовать не перестал, а теперь еще и крашу миниатюры для настолок.

Сколько себя помню, постоянно писал рассказы и повести. Потом на время полностью ушел в науку и научпоп. Но с недавнего времени пишу роман по мотивам русских сказок, который твердо намерен опубликовать. А, возможно, и не только роман. Для этого здесь есть тэг #творческое_фм

Много читаю, бумажные книги предпочитаю электронным. Люблю кино и сериалы, что тоже постоянно подбрасывает новые темы для этого канала.

Неравнодушен к ДнД и другим НРИ. Приятно, что настольные ролевки становятся все популярнее в России, переставая быть чем-то совсем нишевым. И хочется тоже вносить в это свой вклад. Тем более, что мне нравится погружаться в придуманные вселенные. Детально их разбирать, понимать, как они устроены, из каких мифологических и исторических кирпичиков их собирают авторы.

Мне интересны и D&D, и Pathfinder, но по механикам и по атмосфере ближе World of Darkness. Особенно Vampire: The Masquerade. Там я придумал и провел самую долгую на сегодняшний день кампанию, Rome by night. По вампирскому Риму я водил друзей, которые сейчас из-за работы находятся в разных концах мира. Когда-нибудь надеюсь снова собрать их в Москве для нового приключения.

Ну и, конечно, играю в компьютерные игры. Хотя сейчас меньше, потому что банально нет времени (а так, например, 1500 часов в Skyrim с модами, 729 часов в The Witcher 3, 206 — в Baldur's Gate 3 и 269 в Pathfinder: WOTR, включая редкую концовку Path of the Devil).

P.S. Еще у меня есть канал на Youtube. Он какое-то время не обновлялся, но не забыт и не заброшен.

Ваш

Panfilov FM
Работорговец Сарзаксис одаривает угодившего ему героя особым амулетом, Пайзой Сарзаксиса (Sarzaksys Payza).

Дело происходит в игре Pathfinder: Wrath of the Righteous. А конкретнее — на Рынке Плоти, во владениях Ноктикулы, владычицы демонов. К их числу относится и Сарзаксис, который даже по демоническим меркам не блещет красотой, но явно не страдает от низкой самооценки.

Все это чистое фэнтези. Но вот у дара Сарзаксиса есть реальный прототип. О чем говорит его название.

Пайза, пайцза или пайдза (от кит. 牌子 «дощечка; табличка») служила в Средние века символом власти, универсальным пропуском и верительной биркой.

Выдавались пайцзы монгольскими ханами, а также китайскими и чжурчжэньскими правителями как символ делегирования власти, наделения особыми полномочиями.

Такие металлические пластины носились на шнурке или на цепочке, для которых в пайцзе проделано отверстие.

Оригинальные пайцзы можно увидеть, например, в экспозиции Государственного Эрмитажа и Государственного исторического музея.

Причем на серебряной пайцзе хана Узбека (1312-1341 гг.) из Исторического музея есть грозная надпись на монгольском, выполненная уйгурским письмом: «ВЕЧНОГО НЕБА СИЛОЮ, ВЕЛИКИМ СОИЗВОЛЕНИЕМ И МОГУЩЕСТВОМ [ЕГО], УЗБЕКА ПОВЕЛЕНИЮ КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОВИНУЕТСЯ, [ТОТ] ПРОСТУПИТСЯ, УМРЕТ»

Занятно, что Пайза Сарзаксиса как раз ограждает от смерти. Вернее, дает неуязвимость к заклинаниям школы Некромантии.

А имя Сарзаксис, конечно, вымышленное. Но, как мне кажется, может быть искаженной версией древнеперсидского Xšayāršā («Царь героев», «Герой среди царей»). Более привычного для нас как Ксеркс (Xerxes), имя двух правителей Ахеменидской державы. Хотя не исключено, что это просто случайный набор слогов, который пришелся по душе создателям игры.

Иллюстрации:

— Пайцзы XIII-XIV вв. (реплики) в музее Чингис-хаан в Улан-Баторе.
— Пайза Сарзаксиса в игре Pathfinder: Wrath of the Righteous (2021)
.
— Гибрилет (Gibrileth) — тип демонов из ролевой настолки Pathfinder, к которому, судя по всему, относится Сарзаксис.
— Предполагаемое изображение Ксеркса I (518-465 до н.э.) на рельефе из Персеполиса. Иранский национальный музей.


Panfilov FM

#игроистория #игромиф
Костюм графа Орлока в «Носферату» Эггерса — не самый привычный образ киновампира.

Здесь нет ни вычурных доспехов, ни безумных нарядов, смешивающих Японию и Византию с картинами Климта, как в работах Исиоки для «Дракулы» Копполы. Ни тем более плащей и фраков в духе Белы Лугоши. Нет и знаменитого наряда из оригинального фильма Мурнау «Носферату: Симфония ужаса». Хотя его контуры все же угадываются и в силуэте нового Орлока.

Как заявляет сам Эггерс в письме критикам (которое я недавно перевел), «впервые персонаж <...> одет как дворянин из Трансильвании. Линда Муир, художница по костюмам, приложила немало усилий, чтобы погрузиться в этот неизвестный мир моды и возродить его».

Линда Муир давно работает с Эггерсом. И для создания нового облика Орлока действительно с головой окунулась в моду далекого прошлого. Слово самой художнице:

«Если взглянуть на портреты графов этого периода, увидишь красивые, роскошные, тяжелые и дорогие ткани в сочетании с мехом и золотыми аксессуарами. Вызов в том, как подступиться к образу Графа, который наряжался так 300 лет назад и до сих пор должен быть узнаваемым — но уже 300 лет как разложился?»

В итоге Муир взяла за основу настоящие наряды трансильванской знати XVI-XVII веков. И искусственно состарила сверкающие золотым шитьем ткани.

Я уже писал о том, насколько яркими и насыщенными были многие цвета в Средневековье — и как в кино обычно ориентируются на выцветшие ткани из музейных витрин. Но вот на восставшем из могилы графе наряд такой палитры как раз более чем уместен.

«Вы можете продеть руки сквозь накидку или носить ее скорее на манер плаща, как Дракула <...> Потрясающе, что такое можно встретить и у очень богатой знати, и у самых нищих крестьян в горах, пастухов. Так что для Орлока это важная деталь костюма. А еще у него венгерская меховая шапка, и мы поиграли с ее размерами, чтобы она казалась внушительнее».

«А внизу [под накидкой] поддет долман [от турецкого dolama, куртка с длинными рукавами и стоячим воротником — Ф.М.], это как бы туника. <...> Там узорчатый шелк, и я старалась выбрать ткани, где много золотых нитей. Потому что знала, что [оператор] Джарин [Блашке] будет использовать свет пламени, свечей и дивный лунный свет. Так что [выбирала] то, что будет мерцать и отражать свет, очерчивая форму».

«А еще у него эдакие штаны Мика Джаггера, горчичного оттенка, такая сияющая золотая нить. Обтягивающие штаны. И прекрасный пояс на талии. Ну и у него крутейшая обувь. Кожаная. Как мюли, легко надеть на ногу. Но для безопасности и удобства Биллу добавили примерно 4 дюйма, что уже дает очень красивый, тонкий, высокий контур».


Так Линда Муир описывает плоды своих трудов. Которые действительно напоминают наряд трансильванского воеводы XVI-XVIII веков — я подобрал для вас аналогии на иллюстрациях. Кстати, родственником такой накидки можно считать и русский охабень, у которого руки продевали в разрезы, а длинные рукава вообще завязывали на спине.

— Граф Орлок в трейлере «Носферату» (2024).
— Набросок костюма Орлока, сделанный Линдой Муирой для «Носферату» (2024).
— Костюм графа Орлока в «Носферату» (2024).
— Портрет Стефана Батория, трансильванского князя в 1571-1576
— Портрет трансильванского князя Михая II Апафи (правил в 1690-1713)
— Бархатный долман, принадлежавший габсбургскому наместнику Трансильвании (György Bánffy, 1661-1708)


Panfilov FM

#разбор_носферату #арсенал_фм #макабр_фм #киноистория #киномиф
Речь Иссохшего (Withers), загадочного живого мертвеца, который помогает главному герою в игре Baldur's Gate III, довольно своеобразна.

В английской версии она прямо нашпигована архаичными местоимениями вроде thou вместо you. Но при этом Иссохший, в целом, говорит на вполне современном английском. А всяческие thou, thee, thy, hath, doth просто щедро разбросаны в его фразах, чтобы подчеркнуть крайнюю древность этого персонажа из фэнтезийной вселенной D&D, Забытых Королевств (Forgotten Realms). С такими лингвистическими пасхалками часто можно столкнуться в масскульте.
Домовые видят внутри всякого человека — дом. Сокровенный мир, где обитает душа. Но для того особый глаз нужен, не людской.

Так-то всякий, кто встретит двух сестер, заметит между ними разницу. Внешнюю, поверхностную.

Старшая, Аксинья, высока, статна, белокожа, темноброва, с толстой смоляной косой. И не ходит словно, а лебедушкой проплывает мимо, не глядя на смотрящих вслед парней. Хороша собой донельзя. Да только неприступна.

Не раз бывало — подойдет к ней разбитной молодец, ухмыляясь. Тут же сверкнут из-под соболиных бровей голубые глаза, обожгут холодным огнем. Сорвется с четко очерченных губ едкое слово. И незадачливый кавалер, поскуливая, побредет восвояси.

Крута нравом Аксинья, а говорит тихо, хотя голос у нее грудной, глубокий, полный силы. И почти никогда не улыбнется. Так что в Кожле за глаза ее давно кличут Несмеяной.

Вот младшая, Лукерья, смешлива. Смеется задорно, звонко, от души, показывая ямочки на веснушчатых щеках. Глаза у нее тоже голубые, хотя не осколки зимнего неба, как у Аксиньи. Дымчатые, и пляшут в них зеленые и серые искры. Волосы не иссиня-черные, а цвета спелого зерна, с легкой рыжиной на солнце. Ростом пониже сестры, скроена плотнее. Но есть неожиданная невесомость в ее поступи, в быстрых плавных движениях. Легка на подъем, озорна, только порой словно грезит среди бела дня, задумавшись о чем-то своем.

Иначе видит Аксинью и Лукерью местный домовой, когда следит за девушками из-за печи.

Для него Аксинья — терем белокаменный, за чугунной оградой литой, за семью замками.

Внутри Лукерьи же таится деревянная изба, затерянная посреди дремучей чащи, наполовину ушедшая в землю.

***

Это отрывок из романа «В темном лесе», который я пишу. Действие происходит в фэнтезийном мире, во многом похожем на Русский Север. Сюжет вдохновлен фольклором, прежде всего несколькими сказками из сборника Афанасьева (другие посты по теме — с тегом
#втемномлесе_фм)

Рисунок — мой набросок, попытка нарисовать сестер. Наряды вымышленные, но основаны на русских этнографических костюмах из коллекции Шабельской.

Продолжение отрывка —
в следующем посте.

Panfilov FM

#творческое_фм #втемномлесе_фм
В белокаменном тереме, который видит домовой внутри Аксиньи — безупречные чистота и порядок. Теплится лампада перед темными строгими ликами святых. Печи с расписными изразцами затоплены, но все равно пробирает холод — каменные стены забирают тепло, да и слишком много комнат в тереме. Гулко разносятся шаги в их пустынной анфиладе.

Все ценное убрано в тяжелые, окованные железом сундуки. И шубка на лисьем меху, крытая красным штофом, и шелковые сарафаны, и парчовые душегреи, и белые чулки, и сафьяновые башмаки, и старинные родовые платки с золотной вышивкой, и жемчужные серьги, и подзор. Да что там подзор — настоящая корона, вышитая жемчугом, с плетеной поднизью из белого конского волоса.

Главные ценности спрятаны в одном сундучке. Книги, как печатные, так и рукописные. Псалтирь, по которой Аксинья училась читать. «Цветник» с расписными виньетками, не поблекшими за два века. Евангелие. Страдания святых мучеников Киприана и Юстины. Травники. И любимые, зачитанные до дыр лубочные истории: «Страшный клад или татарская пленница», «Ночь у сатаны», «Мертвые без гроба».

Есть здесь даже портрет самой хозяйки. Спокойно и горделиво смотрит она с холста. На плечах тяжелыми складками лежит яркая шаль, в иссиня-черной косе пылают алые и синие ленты, тускло сияют перстни на белых пальцах. Такие картины заказывают богатые купчихи из городских. Конечно, наяву ничего подобного в Кожле никто не видал. Но в чертогах души чего не бывает.

Крутая едва освещенная лестница ведет вниз. Там тянутся погреба, полные припасов, а в самом конце их — пустой погребок. Студено здесь, потому что под тяжелой крышкой в полу спрятан большой ледник. Но только из-за ледника ли?

Домовой ежится, неуютно ему. Знает, что в дальнем углу погребка таится в полумраке дверь из темного дуба, за семью засовами и замками. Сквозь скважину тянет холодом и сыростью. Так, что до костей пробирает. Лишь раз рискнул домовой в ту скважину заглянуть. И увидал, что за дверью клубится непроницаемая мгла. А мгла увидела его, и тотчас ринулась к скважине. Едва успел отпрянуть и взгляд отвести, и больше никогда не заглядывал в эту часть мира Аксиньи. Но и забыть про нее не может.

***

Это отрывок из романа «В темном лесе», который я пишу. Действие происходит в фэнтезийном мире, во многом похожем на Русский Север. Сюжет вдохновлен фольклором, прежде всего несколькими сказками из сборника Афанасьева (другие посты по теме — с тегом #втемномлесе_фм)

Рисунок пока не завершен, но уже, кажется, передает атмосферу текста.

Начало отрывка —
в предыдущем посте, завершение — в следующем.

Panfilov FM

#творческое_фм #втемномлесе_фм