Panfilov FM
7.23K subscribers
1.69K photos
35 videos
469 links
Живая история и мифы вокруг нас, масскульт глазами историка. Авторский проект Федора Панфилова.
Для связи/сотрудничества — @tywinning
За рекламу в комментариях — бан.
加入频道
Увидел в ленте несколько постов про достоверность костюмов в кино. Возможно, отчасти даже вызванных моей шутливой реакцией на образ Одиссея в новом фильме Нолана (или нет).

Тема прекрасная, обсуждать ее можно бесконечно. Да и шутить на тему неуклюжих и непривычных — в глазах современного человека — микенских доспехов, конечно, так и тянет, это благодатный материал.

Так же постили бесконечные шаржи и карикатуры с «неуклюжими» рыцарскими доспехами в XIX веке. Создавая клише, которые до сих пор определяют образ рыцаря в масскульте, включая и кино.

Нелепые роботы такие, смешные, ходят, бряцают, падают и шевелят лапками. Не то что подтянутые джентльмены в спортивных трико с набриолиненными усами, ммм!

И пускай на самом деле с доспехами у рыцарей все было не так, неуклюжие робожуки гораздо интереснее людей, бегающих и прыгающих в латах. Из масскульта образов не выкинешь, как и слов из песни.

Действительно, странно было бы ждать какой-то «заклепочной» достоверности от фильма, снятого по древнему эпосу одной эпохи, посвященному совсем другой эпохе. И переваренному тысячу раз мировой культурой за десятки веков.

Проблема, в конечном итоге, не в достоверности вовсе. А в эстетике и качестве исполнения.

Костюм у Одиссея-Дэймона просто — плохой.

И дело не в историчности или достоверности.

А в том, что он выглядит как продукт не очень тщательного запроса нейросети. Или дешевый набор с Алиэкспресса, что-нибудь в духе «Titan Quest герой одеться грек хэллоуин».

Здесь нет яркой театральности старых «пеплумов», как нет и чего-то нового, интересного и необычного. Просто усредненное вылинявшее нечто, generic as fuck. И никакие лавры в индустрии, принадлежащие создателю костюмов для фильма, этого не меняют.

История просто дает материал — богатый, необычный, разный. Это часть почвы, на которой растет массовая культура.

Ну, а что с этим материалом делать — выбор каждого художника, творца, создающего уже свою историю.

И, конечно, имеющего дело с определенным бюджетом и возможностями.

Например, я восхищаюсь театрально-фэнтезийными костюмами Исиоки для «Дракулы» Копполы. Потому что она успешно превратила мотивы, взятые из моды и искусства разных веков, в яркую, запоминающуюся, необычную череду образов.

В случае недавнего «Носферату» Эггерса стремление к достоверности, атмосфере определенной эпохи — просто часть творческого метода режиссера, его видения.

Она не для того, чтобы фильм больше заработал в прокате.

Эггерсу она банально необходима как воздух, он без нее и раньше не мог обойтись.

Достоверность, в конечном итоге, может быть и не нужна. Как и усы Орлоку.

А вот удачная стилизация и творческий подход нужны, без них никуда не денешься.

Что с историческим материалом, что без него.

(рисунок взят с Reddit)

Panfilov FM

#арсенал_фм #киномиф #киноистория
Сделал для вас подборку с минойской и микенской модой.

Все это — реконструкции с большой долей фантазии и допущений.

Основанные в основном на фресках и археологических данных. Которые сами стали в свое время жертвой слишком творческих реконструкций Эванса.

Но, в любом случае, это яркий, необычный, интересный мир.

А в следующем посте покажу, как эти образы отражаются в масскульте.

Panfilov FM

#арсенал_фм #галерея_фм
Эхо микенской и минойской эпохи в массовой культуре (как правило, с целомудренно прикрытой грудью, цензура не дремлет): набеленные лица жриц и царевен, священные быки, бронзовые доспехи героев, знакомые фрески.

Художественных фильмов с минойским Критом, увы, практически нет, не считая совсем уж трешовых ужастиков про Минотавра. Есть средненькая докудрама Atlantis: End of a World, Birth of a Legend (2011), ну и ряд англоязычных документалок (The Minoans; Ancient Apocalypse: The Minoans). С играми и комиксами история чуть получше.

А еще танцующая статуэтка минойской богини со змеями появляется в мультфильме «Седер-мазохизм» (Seder-Masochism, 2018) режиссера Нины Пэйли, где противопоставляются культы древних богинь и патриархальный бог авраамических религий.

— Кадр из докудрамы Atlantis: End of a World, Birth of a Legend (2011) от BBC

— Иллюстрации к ролевой настольной игре RuneQuest: Roleplaying in Glorantha (2018) от Chaosium. Создатели этого фэнтезийного сеттинга черпали вдохновение в наследии разных культур Бронзового и Железного века.

— Миф о Минотавре: царица Пасифая (бык с человеческой головой на фреске в верхнем правом углу взят с этрусских фресок из Гробницы Быков; сцена с Дедалом и Пасифаей обыгрывает более позднюю сцену с фрески из Помпей, показанной рядом). Эскиз Мило Манары для комикса из цикла Giuseppe Bergman.

— Елена в игре Total War Saga: Troy (2020)

— Вожди ахейцев в игре Total War Saga: Troy (2020). Слева — Одиссей.

Panfilov FM

#арсенал_фм #галерея_фм #игроистория #игромиф #киноистория
Пришло время выбрать новый фильм для разбора в нашей серии готических сказок и вампирского кино. Выбирать будете вы)

Речь о таком же подробном и детальном разборе, как в случае «Сонной Лощины» (где осталось еще несколько постов про костюмы сделать). Посвященные ему посты можно посмотреть по тегу #разбор_соннаялощина

Кандидаты такие:

1) «Дракула» (Bram Stoker's Dracula, 1992)

2) «Братство волка» (Le Pacte des Loups, 2001)

3) «Носферату — призрак ночи» (Nosferatu the Vampyre, 1979)

4) «Ван Хельсинг» (Van Helsing, 2004)


Голосование — в следующем посте. Победивший фильм просто становится ближайшим в очереди, остальные из планов никуда не денутся.

Кстати, менее детальные обзоры вампирских фильмов тоже будут — скоро напишу текст про одну вампирскую комедию)

Ваш,
Panfilov FM