Самая длинная ночь в году напоминает о чудесных текстах:
Но́щь не светла́ неве́рным, Христе́, ве́рным же просвеще́ние в сла́дости слове́с Твои́х: Сего́ ра́ди к Тебе́ у́тренюю, и воспева́ю Твое́ Божество́.
(Воскресный канон 7 гласа, ирмос 5 песни)
Какое яркое и точное выражение — сладость словес Твоих! Есть ли что-то слаще Слова Божьего? Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим — восклицает Псалмопевец (118:103).
Благослове́н еси́ Влады́ко Вседержи́телю, просвети́вый день све́том со́лнечным, и нощь уясни́вый заря́ми о́гненными, е́же долготу́ дне прейти́ нам сподо́бил еси́, и прибли́житися нача́лом но́щи: услы́ши моле́ние на́ше, и всех люде́й Твои́х, и всех нас прости́ во́льная и нево́льная согреше́ния. Приими́ вече́рняя на́ша моле́ния, и низпосли́ мно́жество ми́лости Твоя́, и щедро́т Твои́х на достоя́ние Твое́. Остени́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, вооружи́ нас ору́жием пра́вды, огради́ нас и́стиною Твое́ю, соблюди́ нас си́лою Твое́ю, изба́ви нас от вся́каго обстоя́ния, вся́каго наве́та сопроти́внаго. Пода́ждь же нам и настоя́щий ве́чер, с приходя́щею но́щию соверше́н, свят, ми́рен, безгре́шен, безбла́знен, безмечта́нен, и вся дни живота́ на́шего, моли́твами святы́я Богоро́дицы, и всех святы́х от ве́ка благоугоди́вших, ами́нь.
(Молитва святителя Василия Великого, читаемая по окончании Вечерни)
Но́щь не светла́ неве́рным, Христе́, ве́рным же просвеще́ние в сла́дости слове́с Твои́х: Сего́ ра́ди к Тебе́ у́тренюю, и воспева́ю Твое́ Божество́.
(Воскресный канон 7 гласа, ирмос 5 песни)
Какое яркое и точное выражение — сладость словес Твоих! Есть ли что-то слаще Слова Божьего? Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим — восклицает Псалмопевец (118:103).
Благослове́н еси́ Влады́ко Вседержи́телю, просвети́вый день све́том со́лнечным, и нощь уясни́вый заря́ми о́гненными, е́же долготу́ дне прейти́ нам сподо́бил еси́, и прибли́житися нача́лом но́щи: услы́ши моле́ние на́ше, и всех люде́й Твои́х, и всех нас прости́ во́льная и нево́льная согреше́ния. Приими́ вече́рняя на́ша моле́ния, и низпосли́ мно́жество ми́лости Твоя́, и щедро́т Твои́х на достоя́ние Твое́. Остени́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, вооружи́ нас ору́жием пра́вды, огради́ нас и́стиною Твое́ю, соблюди́ нас си́лою Твое́ю, изба́ви нас от вся́каго обстоя́ния, вся́каго наве́та сопроти́внаго. Пода́ждь же нам и настоя́щий ве́чер, с приходя́щею но́щию соверше́н, свят, ми́рен, безгре́шен, безбла́знен, безмечта́нен, и вся дни живота́ на́шего, моли́твами святы́я Богоро́дицы, и всех святы́х от ве́ка благоугоди́вших, ами́нь.
(Молитва святителя Василия Великого, читаемая по окончании Вечерни)
С Рождеством Христовым!
Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил [что значит: с нами Бог].
Исполнилось пророчество ветхозаветного евангелиста Исаии (7:14). Многие песнопения Праздника посвящены раскрытию этих слов.
А вот слова из самого начала книги пророка Исаии (1:2-3), в которых скрыто пророчество о возлежании Младенца в яслях:
Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.
Эти слова, конечно, и наш народ обличают. Будем же хранить заповеди Божьи, чтобы унаследовать все те благословения, которые даровал человеку Христос Своим пришествием в мир! ☦
Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил [что значит: с нами Бог].
Исполнилось пророчество ветхозаветного евангелиста Исаии (7:14). Многие песнопения Праздника посвящены раскрытию этих слов.
А вот слова из самого начала книги пророка Исаии (1:2-3), в которых скрыто пророчество о возлежании Младенца в яслях:
Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.
Эти слова, конечно, и наш народ обличают. Будем же хранить заповеди Божьи, чтобы унаследовать все те благословения, которые даровал человеку Христос Своим пришествием в мир! ☦
С Праздником Обрезания Господня и памятью святителя Василия Великого! ☦
А также с новым годом, который сегодня наступил.
Очень модно давать обещания "начать новую жизнь в новом году" в разных формулировках — и смыслы, стоящие за Праздником, показывают, каким должно быть это изменение жизни. ❤️☦
Когда Бог заключил Завет со Своим народом, Он избрал выражением вступления в этот Завет обрезание всех мужчин. Как Он закрепил в Законе, данном через Моисея, оно должно было всегда совершаться на восьмой день после рождения.
Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним... Он явился на земле и обращался между людьми. ☦
Так говорит о будущем, как об уже свершившемся, пророк Варух. Этот отрывок мы читали перед Рождеством Христовым. Сойдя с Небес, Сын Божий принял человеческую природу и исполнил весь Свой Закон, пройдя в том числе и через Обрезание. ☦
Указание на это имеет явный догматический смысл: Воплощение истинно, а не призрачно. Обратимся к смыслу символическому, ведь мы призваны подражать Христу. ☦
Уж конечно, здесь не может идти речи о физическом подражании при помощи хирурга. Бог избрал новый способ вхождения в Его народ — это Крещение, то есть рождение от воды и Духа. Старый способ уже не действует, о чём ясно пишет Апостол Павел, например, в послании к Галатам (5:2). Учитывая общеизвестное использование обрезания лжерелигиями, применение христианином этой процедуры без явных медицинских показаний вполне может быть основанием для подозрений в вероотступничестве.
Не говоря уже о том, что создание явной опасности для своей жизни и здоровья (в том числе такая серьёзная операция) без прямой необходимости — это просто грех против шестой заповеди. Кстати, это относится и к некоторым другим модным вмешательствам в организм.
Духовный смысл обрезания — посвящение жизни Богу, отсечение греховных наклонностей. Уже во Второзаконии (10:16) Господь говорит: обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, указывая на символический смысл. К пагубным делам плоти относится не только то, что мы обычно называем плотскими грехами, но и, например, идолослужение и ереси. Таковые не наследуют Царства Божия, о чём прямо пишет Апостол Павел (Галатам 5:19-21).
Соответственно, мы должны отрезать от себя и выбросить всякие лжеучения. Но, как физическое обрезание младенцы переносили легче взрослых, так и духовное обрезание намного легче даётся человеку, который только приходит в Церковь, чем тому, кто привык считать себя христианином, оставаясь укоренённым в ересях.
Однако в Ветхом Завете приговор Божий над теми, кто не принял обрезание, был весьма суров: истребится душа та из народа своего (Бытие 17:14), то есть из ветхозаветной Церкви. Так и из Церкви Нового Завета истребится всякая душа, не отделившая от себя учения, противные ясной Христовой Истине. Если это и не произойдёт видимым образом, то на Страшном Суде никакое Божье Слово не окажется ложным.
Только не будем отчаиваться! Ведь Господь даёт нам средства для духовного обрезания. Это и тексты Богослужения (неисчерпаема их глубина), и труды Отцов — например, эволюционистская ересь уничтожается "Беседами на Шестоднев" святителя Василия Великого. ☦
Силою словес Божественных ереси низложил еси мрачныя, вся шатания Евномиева погрузил еси, человеком бо Духа Бога быти проповедал еси и рук воздением враги умертвил еси. Все прогнал еси Савеллиево служение, вся же мудрования Несториева упразднил еси, святителю Василие. Молися Христу Богу прегрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою. ☦
Этот седален святителя Василия читается после полиелея, незадолго до чтения Евангелия. Мы восхваляем святителя за победу над ересями — хотя, например, упомянутый Несторий родился уже после его блаженной кончины. Просто в трудах великого отца есть опровержение не только тех ересей, которые были распространены в его время, но и будущих.
По молитвам святителя Василия Великого, егоже память ныне совершаем, и через чтение его книг да поможет нам всем Господь твёрдо держаться в Истине, чтобы унаследовать Царство Небесное! ☦
Аминь.
А также с новым годом, который сегодня наступил.
Очень модно давать обещания "начать новую жизнь в новом году" в разных формулировках — и смыслы, стоящие за Праздником, показывают, каким должно быть это изменение жизни. ❤️☦
Когда Бог заключил Завет со Своим народом, Он избрал выражением вступления в этот Завет обрезание всех мужчин. Как Он закрепил в Законе, данном через Моисея, оно должно было всегда совершаться на восьмой день после рождения.
Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним... Он явился на земле и обращался между людьми. ☦
Так говорит о будущем, как об уже свершившемся, пророк Варух. Этот отрывок мы читали перед Рождеством Христовым. Сойдя с Небес, Сын Божий принял человеческую природу и исполнил весь Свой Закон, пройдя в том числе и через Обрезание. ☦
Указание на это имеет явный догматический смысл: Воплощение истинно, а не призрачно. Обратимся к смыслу символическому, ведь мы призваны подражать Христу. ☦
Уж конечно, здесь не может идти речи о физическом подражании при помощи хирурга. Бог избрал новый способ вхождения в Его народ — это Крещение, то есть рождение от воды и Духа. Старый способ уже не действует, о чём ясно пишет Апостол Павел, например, в послании к Галатам (5:2). Учитывая общеизвестное использование обрезания лжерелигиями, применение христианином этой процедуры без явных медицинских показаний вполне может быть основанием для подозрений в вероотступничестве.
Не говоря уже о том, что создание явной опасности для своей жизни и здоровья (в том числе такая серьёзная операция) без прямой необходимости — это просто грех против шестой заповеди. Кстати, это относится и к некоторым другим модным вмешательствам в организм.
Духовный смысл обрезания — посвящение жизни Богу, отсечение греховных наклонностей. Уже во Второзаконии (10:16) Господь говорит: обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, указывая на символический смысл. К пагубным делам плоти относится не только то, что мы обычно называем плотскими грехами, но и, например, идолослужение и ереси. Таковые не наследуют Царства Божия, о чём прямо пишет Апостол Павел (Галатам 5:19-21).
Соответственно, мы должны отрезать от себя и выбросить всякие лжеучения. Но, как физическое обрезание младенцы переносили легче взрослых, так и духовное обрезание намного легче даётся человеку, который только приходит в Церковь, чем тому, кто привык считать себя христианином, оставаясь укоренённым в ересях.
Однако в Ветхом Завете приговор Божий над теми, кто не принял обрезание, был весьма суров: истребится душа та из народа своего (Бытие 17:14), то есть из ветхозаветной Церкви. Так и из Церкви Нового Завета истребится всякая душа, не отделившая от себя учения, противные ясной Христовой Истине. Если это и не произойдёт видимым образом, то на Страшном Суде никакое Божье Слово не окажется ложным.
Только не будем отчаиваться! Ведь Господь даёт нам средства для духовного обрезания. Это и тексты Богослужения (неисчерпаема их глубина), и труды Отцов — например, эволюционистская ересь уничтожается "Беседами на Шестоднев" святителя Василия Великого. ☦
Силою словес Божественных ереси низложил еси мрачныя, вся шатания Евномиева погрузил еси, человеком бо Духа Бога быти проповедал еси и рук воздением враги умертвил еси. Все прогнал еси Савеллиево служение, вся же мудрования Несториева упразднил еси, святителю Василие. Молися Христу Богу прегрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою. ☦
Этот седален святителя Василия читается после полиелея, незадолго до чтения Евангелия. Мы восхваляем святителя за победу над ересями — хотя, например, упомянутый Несторий родился уже после его блаженной кончины. Просто в трудах великого отца есть опровержение не только тех ересей, которые были распространены в его время, но и будущих.
По молитвам святителя Василия Великого, егоже память ныне совершаем, и через чтение его книг да поможет нам всем Господь твёрдо держаться в Истине, чтобы унаследовать Царство Небесное! ☦
Аминь.
И́мже о́бразом жела́ет еле́нь на исто́чники водны́я, си́це жела́ет душа́ моя́ к Тебе́, Бо́же.
Так начинается псалом 41, который сегодня читали на 3 Часе.
Олени едят змей, и от яда все их внутренности горят. Чтобы облегчить эту муку, олень стремится к источникам прохладной воды. Такую же нестерпимую жажду Божественного утешения испытывает всякий христианин, в прямом смысле отравленный ложью безбожного мира и носящих тот же дух модернистов.
В этом каноне, читаемом на Повечерии накануне Крещения Господня, мы такое утешение находим. А ирмосы напоминают о Великой Субботе — дне Покоя, когда Спаситель уничтожил смерть. ☦
Воспоим, людие, Рожденному от Девы и в реце крещшемуся Иордане, и к Нему возопиим: Царю всякия твари, даруй нам неосужденно чистою совестию верно достигнути Твое святое из мертвых тридневное востание.
Эту стихиру спели на Утрене перед славословием. Стоя на пороге Богоявления, просим увидеть и Воскресения, участниками которого да сподобит нас быть Христос! ☦
Так начинается псалом 41, который сегодня читали на 3 Часе.
Олени едят змей, и от яда все их внутренности горят. Чтобы облегчить эту муку, олень стремится к источникам прохладной воды. Такую же нестерпимую жажду Божественного утешения испытывает всякий христианин, в прямом смысле отравленный ложью безбожного мира и носящих тот же дух модернистов.
В этом каноне, читаемом на Повечерии накануне Крещения Господня, мы такое утешение находим. А ирмосы напоминают о Великой Субботе — дне Покоя, когда Спаситель уничтожил смерть. ☦
Воспоим, людие, Рожденному от Девы и в реце крещшемуся Иордане, и к Нему возопиим: Царю всякия твари, даруй нам неосужденно чистою совестию верно достигнути Твое святое из мертвых тридневное востание.
Эту стихиру спели на Утрене перед славословием. Стоя на пороге Богоявления, просим увидеть и Воскресения, участниками которого да сподобит нас быть Христос! ☦
Дорогие братья и сёстры!
Поздравляю вас с наступающим Праздником Крещения Господня. Уже спели тропарь Праздника после окончания Вечерни, так что новый день уже начался. ☦
В календаре сегодняшний день обозначен, как строго постный. Важно напомнить, что поститься "до первой звезды", как гласит народная традиция, Устав строго запрещает. Это связано с тем, что субботний день всегда является в некоторой степени праздничным, поэтому мера Поста ограничивается (кроме одной только Великой Субботы, которая вырывается из потока времени). ☦
Другая народная традиция — купание в проруби. Тоже важно помнить: купание от грехов не очищает. Действительно, погрузившись [в греческом языке, на котором были написаны Евангелия, Крещение и погружение — одно слово] в Иордан, Господь освятил самую природу воды, дав ей силу очищать грехи через Таинство Крещения. Через Таинство, совершаемое единожды в жизни, не через другие погружения в воду!
Грехи же, совершённые после Крещения, прощаются в Таинстве Исповеди. Другого пути нет! Как читали в сегодняшнем Евангелии, святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и пророчествовал, что Христос будет крестить Духом Святым и огнём. ☦
В беседе с Никодимом Господь говорит: кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное. Эти слова тоже относятся к Крещению и следующему непосредственно за ним Миропомазанию — Таинству, в котором на нового гражданина Неба сходит Дух Святой. ☦
Соответственно, кто не захотел креститься водой и Духом во время земной жизни, те в вечности будут крещены иным способом, который сами выбрали: погружены в огонь вечный. То же самое ждёт и тех, кто вместо покаяния коснеет в грехах: "придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными" (Евангелие от Луки 12:46) — то есть, на Страшном Суде от неверного раба будет отсечена благодать Крещения, и он ничем не будет отличаться от некрещённых.
Да избежим этого страшного финала через покаяние! Наверное, почти во всех Храмах Русской Православной Церкви сегодня вечером будет совершаться Таинство Исповеди — кто давно не приступал, побежим к нему, чтобы очиститься! Отбросим от себя все грехи, как призывает святой Иоанн, и вернёмся к Небесному Отцу, как блудный сын! И тогда, как поём на Утрене почти каждый день, явится нам Господь, и мы радостно воскликнем: "Благословен Грядый во Имя Господне!" — и будем вечно радоваться с Ним. ☦
Великий дар Христос дал нашему народу — большинство из нас крещены в раннем детстве и, таким образом, посвящены Истинному Богу, а не идолам. Надо только этот дар сохранить и умножить:
Не мудростию и богатством да хвалится смертный своим, но верою Господнею, православно взывая Христу Богу и поя присно: на камени Твоих заповедей утверди мя, Владыко.
Это одно из песнопений сегодняшней Литургии. Будем же следовать этому призыву всегда! Нет на земле ничего по-настоящему ценного, кроме Истины Христовой — будем хранить и возвещать её, и поступать согласно ей, твёрдо стоя на камне заповедей Божьих. ☦
Аминь.
Поздравляю вас с наступающим Праздником Крещения Господня. Уже спели тропарь Праздника после окончания Вечерни, так что новый день уже начался. ☦
В календаре сегодняшний день обозначен, как строго постный. Важно напомнить, что поститься "до первой звезды", как гласит народная традиция, Устав строго запрещает. Это связано с тем, что субботний день всегда является в некоторой степени праздничным, поэтому мера Поста ограничивается (кроме одной только Великой Субботы, которая вырывается из потока времени). ☦
Другая народная традиция — купание в проруби. Тоже важно помнить: купание от грехов не очищает. Действительно, погрузившись [в греческом языке, на котором были написаны Евангелия, Крещение и погружение — одно слово] в Иордан, Господь освятил самую природу воды, дав ей силу очищать грехи через Таинство Крещения. Через Таинство, совершаемое единожды в жизни, не через другие погружения в воду!
Грехи же, совершённые после Крещения, прощаются в Таинстве Исповеди. Другого пути нет! Как читали в сегодняшнем Евангелии, святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и пророчествовал, что Христос будет крестить Духом Святым и огнём. ☦
В беседе с Никодимом Господь говорит: кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное. Эти слова тоже относятся к Крещению и следующему непосредственно за ним Миропомазанию — Таинству, в котором на нового гражданина Неба сходит Дух Святой. ☦
Соответственно, кто не захотел креститься водой и Духом во время земной жизни, те в вечности будут крещены иным способом, который сами выбрали: погружены в огонь вечный. То же самое ждёт и тех, кто вместо покаяния коснеет в грехах: "придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными" (Евангелие от Луки 12:46) — то есть, на Страшном Суде от неверного раба будет отсечена благодать Крещения, и он ничем не будет отличаться от некрещённых.
Да избежим этого страшного финала через покаяние! Наверное, почти во всех Храмах Русской Православной Церкви сегодня вечером будет совершаться Таинство Исповеди — кто давно не приступал, побежим к нему, чтобы очиститься! Отбросим от себя все грехи, как призывает святой Иоанн, и вернёмся к Небесному Отцу, как блудный сын! И тогда, как поём на Утрене почти каждый день, явится нам Господь, и мы радостно воскликнем: "Благословен Грядый во Имя Господне!" — и будем вечно радоваться с Ним. ☦
Великий дар Христос дал нашему народу — большинство из нас крещены в раннем детстве и, таким образом, посвящены Истинному Богу, а не идолам. Надо только этот дар сохранить и умножить:
Не мудростию и богатством да хвалится смертный своим, но верою Господнею, православно взывая Христу Богу и поя присно: на камени Твоих заповедей утверди мя, Владыко.
Это одно из песнопений сегодняшней Литургии. Будем же следовать этому призыву всегда! Нет на земле ничего по-настоящему ценного, кроме Истины Христовой — будем хранить и возвещать её, и поступать согласно ей, твёрдо стоя на камне заповедей Божьих. ☦
Аминь.
С Крещением Господним! ☦
Христос — Солнце Правды, как говорится в Богородичне 1 Часа (он же тропарь иконы Божией Матери "Благодатное небо"). И сегодня неожиданное явление солнца естественного напоминает нам о Явлении Бога на Иордане.
Вот Агнец Божий, принимающий на Себя грех мира, — так сказал Иоанн Предтеча. Безгрешный приходит к проповеднику покаяния. Со страхом и трепетом прикасается Креститель к Нему, чтобы исполнить всякую правду. ☦
И в Символе веры мы исповедуем "едино крещение во оставление грехов" — то есть, с Таинства Крещения начинается путь правды.
И очень важно с этого пути не сойти. Очень хорошее средство для проверки себя предлагает нам святитель Феофан Затворник. И имя его значит "Богоявление", и в трудах его мы видим пример истинного Богопознания.
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sozertsanie-i-razmyshlenie/#0_60
Молитвами святителя Феофана да дарует Господь и нам всем вовеки видеть Свет Истинный! ☦
Христос — Солнце Правды, как говорится в Богородичне 1 Часа (он же тропарь иконы Божией Матери "Благодатное небо"). И сегодня неожиданное явление солнца естественного напоминает нам о Явлении Бога на Иордане.
Вот Агнец Божий, принимающий на Себя грех мира, — так сказал Иоанн Предтеча. Безгрешный приходит к проповеднику покаяния. Со страхом и трепетом прикасается Креститель к Нему, чтобы исполнить всякую правду. ☦
И в Символе веры мы исповедуем "едино крещение во оставление грехов" — то есть, с Таинства Крещения начинается путь правды.
И очень важно с этого пути не сойти. Очень хорошее средство для проверки себя предлагает нам святитель Феофан Затворник. И имя его значит "Богоявление", и в трудах его мы видим пример истинного Богопознания.
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sozertsanie-i-razmyshlenie/#0_60
Молитвами святителя Феофана да дарует Господь и нам всем вовеки видеть Свет Истинный! ☦
Дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с днём памяти святителя Феофана Затворника. Сегодня 210 лет со дня его рождения в земную жизнь. ☦
#жития_святых
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/svjatitel-feofan-zatvornik-velikij-uchitel-hristianskoj-zhizni-zhizneopisanie-i-sovety/
Георгий Васильевич Говоров родился 10 (23) января 1815 года в семье священника в Орловской губернии. С раннего детства благочестивые родители привили будущему подвижнику крепкую любовь к Церкви. ☦
В 1837 году он блестяще окончил Орловскую семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию, ранее давшую Русской Церкви многих великих святых — прославленного описателя житий святителя Димитрия Ростовского, просветителей Сибири митрополитов Филофея и Иоанна Тобольских. ☦
О времени учёбы сам святитель Феофан писал так: "Река жизни нашей пересекается волнистой полосой юности. Это время вскипания телесно-духовной жизни. Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнью. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн... Что сказать о том, кто не только не любил христианской жизни и истины, но даже никогда и не слыхал о них?.. Он – дом без ограды, преданный разграблению или сухой хворост, преданный горению в огне..."
Посещая Лаврские пещеры и молясь там у мощей преподобных Отцов, благочестивый юноша пришёл к мысли об отречении от мира. Уже на последнем курсе Академии он принял постриг с именем Феофан, что значит "явленный Богом". Вскоре его рукоположили в сан иеромонаха. ☦
После выпуска иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софийских училищ. Вот что он пишет о смысле образования:
Воспитание из всех святых дел – самое святое... Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу.
В 1844 году отца Феофана направили в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, а в 1846 году причислили к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры. Он хотел целиком отдаться иноческому служению и подал прошение об увольнении из Академии. Но промысл Божий указал иное призвание: иеромонах Феофан стал членом Русской миссии в Иерусалиме, где служил до 1853 года.
Можно представить, какую радость давали созерцательной душе подвижника служение на местах Библейских событий, наблюдение уединённой жизни иноков древних обителей Палестины, их поучительные рассказы. Но в 1855 году его направили в Константинополь настоятелем Храма при посольстве. Там он многое узнал об Афоне и его подвижниках. ☦
В 1859 году архимандрит Феофан принял епископский сан и был назначен на Тамбовскую кафедру, ещё через 4 года — на Владимирскую. И там, и там он неутомимо служил, проповедовал, лично знакомился с паствой, наставлял заблудших, заботился об учебных заведениях. Но далеко не все обязанности правящего архиерея были сродны его душе — например, очень тяготила необходимость объявлять выговоры за серьёзные проступки.
С юных лет будущий затворник чтил память святого Тихона Задонского. Великим утешением для него стало участие в прославлении святителя и открытии его мощей. И там епископ Феофан решил последовать примеру святителя Тихона, оставившего Воронежскую кафедру и удалившегося в Задонск, чтобы посвятить себя созерцательной иноческой жизни. ☦
В Священном Синоде его прошение об увольнении на покой вызвало недоумение. Святитель объяснял в письме: он думал не о праздном провождении времени, а об ином служении Церкви — через применение всей своей учёности для изъяснения Священного Писания. И в 1866 году прошение исполнено: епископ Феофан назначен настоятелем любимой им Вышенской пустыни, затерянной в Тамбовских лесах. ☦
▶️▶️▶️
Поздравляю вас с днём памяти святителя Феофана Затворника. Сегодня 210 лет со дня его рождения в земную жизнь. ☦
#жития_святых
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/svjatitel-feofan-zatvornik-velikij-uchitel-hristianskoj-zhizni-zhizneopisanie-i-sovety/
Георгий Васильевич Говоров родился 10 (23) января 1815 года в семье священника в Орловской губернии. С раннего детства благочестивые родители привили будущему подвижнику крепкую любовь к Церкви. ☦
В 1837 году он блестяще окончил Орловскую семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию, ранее давшую Русской Церкви многих великих святых — прославленного описателя житий святителя Димитрия Ростовского, просветителей Сибири митрополитов Филофея и Иоанна Тобольских. ☦
О времени учёбы сам святитель Феофан писал так: "Река жизни нашей пересекается волнистой полосой юности. Это время вскипания телесно-духовной жизни. Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнью. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн... Что сказать о том, кто не только не любил христианской жизни и истины, но даже никогда и не слыхал о них?.. Он – дом без ограды, преданный разграблению или сухой хворост, преданный горению в огне..."
Посещая Лаврские пещеры и молясь там у мощей преподобных Отцов, благочестивый юноша пришёл к мысли об отречении от мира. Уже на последнем курсе Академии он принял постриг с именем Феофан, что значит "явленный Богом". Вскоре его рукоположили в сан иеромонаха. ☦
После выпуска иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софийских училищ. Вот что он пишет о смысле образования:
Воспитание из всех святых дел – самое святое... Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу.
В 1844 году отца Феофана направили в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, а в 1846 году причислили к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры. Он хотел целиком отдаться иноческому служению и подал прошение об увольнении из Академии. Но промысл Божий указал иное призвание: иеромонах Феофан стал членом Русской миссии в Иерусалиме, где служил до 1853 года.
Можно представить, какую радость давали созерцательной душе подвижника служение на местах Библейских событий, наблюдение уединённой жизни иноков древних обителей Палестины, их поучительные рассказы. Но в 1855 году его направили в Константинополь настоятелем Храма при посольстве. Там он многое узнал об Афоне и его подвижниках. ☦
В 1859 году архимандрит Феофан принял епископский сан и был назначен на Тамбовскую кафедру, ещё через 4 года — на Владимирскую. И там, и там он неутомимо служил, проповедовал, лично знакомился с паствой, наставлял заблудших, заботился об учебных заведениях. Но далеко не все обязанности правящего архиерея были сродны его душе — например, очень тяготила необходимость объявлять выговоры за серьёзные проступки.
С юных лет будущий затворник чтил память святого Тихона Задонского. Великим утешением для него стало участие в прославлении святителя и открытии его мощей. И там епископ Феофан решил последовать примеру святителя Тихона, оставившего Воронежскую кафедру и удалившегося в Задонск, чтобы посвятить себя созерцательной иноческой жизни. ☦
В Священном Синоде его прошение об увольнении на покой вызвало недоумение. Святитель объяснял в письме: он думал не о праздном провождении времени, а об ином служении Церкви — через применение всей своей учёности для изъяснения Священного Писания. И в 1866 году прошение исполнено: епископ Феофан назначен настоятелем любимой им Вышенской пустыни, затерянной в Тамбовских лесах. ☦
▶️▶️▶️
◀️◀️◀️
Первым же делом, прибыв в Вышу, Преосвященнейший сложил с себя должность настоятеля: он хотел быть простым иноком. Наравне с братией ходил на все Богослужения, по Воскресеньям и Праздникам служил соборно с архимандритом и монашествующими. Проповедей не произносил, но само его служение перед Престолом Божьим — живая проповедь. Епископ Феофан готовился к уходу в затвор для своего главного подвига. ☦
В 1872 году святитель устроил в своих келиях маленькую церковь в честь Богоявления. Там он совершал все службы один: первые 10 лет по Воскресеньям и Праздникам, потом ежедневно. Он никого не принимал, кроме настоятеля архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника. Но если стих живой голос святителя, то в письмах и творениях он звучал всё сильнее, никого не оставляя без духовной помощи. И продолжает звучать до сих пор, потому что всё написанное святителем по-прежнему актуально. ☦✉️
Каждый день епископ-затворник писал около 40 ответов. Он наставлял, утешал, предостерегал, вразумлял, отвечал на разные духовные вопросы. Но письма были лишь "подельем": главной целью трудов святителя было обогащение нашей Богословской и аскетической литературы, в частности, переводами древних Святоотеческих творений. ☦📚
Уйдя в затвор, святитель не оставил заботы о Церкви и Отечестве. Со всей ревностью он вставал на защиту Православия против любого появлявшегося лжеучения. Одним из первых он распознал губительность идей Льва Толстого.
Вот очень важные слова святителя Феофана, справедливость которых сейчас можно наблюдать постоянно:
В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие Божественной истины. Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине Михаил Архангел топчет сатану. Михаил Архангел – это ум, покорный истине Божией, а сатана, это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все революции, и в семействах, и в Церкви...
Подвиги Преосвященнейшего Затворника не были видны людям — он даже на балкон, чтобы подышать воздухом, выходил так, чтобы его не могли заметить. Лишь в последние дни ослабление здоровья заставило изменить строгий распорядок. Однако в Праздник Богоявления 1894 года святитель нашёл силы совершить свою последнюю Литургию и ответить на чьё-то письмо. Обед (яйцо и стакан молока) оказался слишком велик, а к вечеру, не слыша установленного стука, келейник вошёл в комнату и обнаружил, что святитель мирно отошёл ко Господу. Его рука была сложена для архиерейского благословения. ☦
Да пребывает это благословение на всех верных чадах Православной Церкви, твёрдо хранящих в сердце Истину! По молитвам святителя Феофана Затворника, да избавит нас Господь от лукавства волков в овечьих шкурах и от той гибели в ересях и модернизме, которая грозит каждому их последователю! Да укрепят нас всех на правом пути поучения Затворника! ☦
Аминь.
Первым же делом, прибыв в Вышу, Преосвященнейший сложил с себя должность настоятеля: он хотел быть простым иноком. Наравне с братией ходил на все Богослужения, по Воскресеньям и Праздникам служил соборно с архимандритом и монашествующими. Проповедей не произносил, но само его служение перед Престолом Божьим — живая проповедь. Епископ Феофан готовился к уходу в затвор для своего главного подвига. ☦
В 1872 году святитель устроил в своих келиях маленькую церковь в честь Богоявления. Там он совершал все службы один: первые 10 лет по Воскресеньям и Праздникам, потом ежедневно. Он никого не принимал, кроме настоятеля архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника. Но если стих живой голос святителя, то в письмах и творениях он звучал всё сильнее, никого не оставляя без духовной помощи. И продолжает звучать до сих пор, потому что всё написанное святителем по-прежнему актуально. ☦✉️
Каждый день епископ-затворник писал около 40 ответов. Он наставлял, утешал, предостерегал, вразумлял, отвечал на разные духовные вопросы. Но письма были лишь "подельем": главной целью трудов святителя было обогащение нашей Богословской и аскетической литературы, в частности, переводами древних Святоотеческих творений. ☦📚
Уйдя в затвор, святитель не оставил заботы о Церкви и Отечестве. Со всей ревностью он вставал на защиту Православия против любого появлявшегося лжеучения. Одним из первых он распознал губительность идей Льва Толстого.
Вот очень важные слова святителя Феофана, справедливость которых сейчас можно наблюдать постоянно:
В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие Божественной истины. Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине Михаил Архангел топчет сатану. Михаил Архангел – это ум, покорный истине Божией, а сатана, это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все революции, и в семействах, и в Церкви...
Подвиги Преосвященнейшего Затворника не были видны людям — он даже на балкон, чтобы подышать воздухом, выходил так, чтобы его не могли заметить. Лишь в последние дни ослабление здоровья заставило изменить строгий распорядок. Однако в Праздник Богоявления 1894 года святитель нашёл силы совершить свою последнюю Литургию и ответить на чьё-то письмо. Обед (яйцо и стакан молока) оказался слишком велик, а к вечеру, не слыша установленного стука, келейник вошёл в комнату и обнаружил, что святитель мирно отошёл ко Господу. Его рука была сложена для архиерейского благословения. ☦
Да пребывает это благословение на всех верных чадах Православной Церкви, твёрдо хранящих в сердце Истину! По молитвам святителя Феофана Затворника, да избавит нас Господь от лукавства волков в овечьих шкурах и от той гибели в ересях и модернизме, которая грозит каждому их последователю! Да укрепят нас всех на правом пути поучения Затворника! ☦
Аминь.