Мысли о разном
2.05K subscribers
80 photos
3 files
23 links
Попытка найти смысл в современном состоянии богословия и литургики. И просто о жизни.
加入频道
«Мне все более кажется, что наши декоративные, пышные богослужения должны кончиться, уже кончились внутренне. Они искусственны, не нужны, они не питают более жаждущих душ и должны замениться иными, более активными и более теплыми видами религиозного общения. Как не похожи наши богослужения, со священником, отделенным стеной иконостаса, с охлаждающим расстоянием паркета между молящимися и Св. Престолом, с прохладными сквозняками между отдельными «посетителями» – молящимися, с тщетно выносимой Св. Чашей и упорным отказом «приступить» – как все это не похоже на богослужебные собрания апостольского века и периода мученичества. Падает религиозность, и выше поднимаются декорации, гаснет горение душ, и ярче блестят позолота и электрические люстры».

Александр Ельчанинов, священник. Отрывки из дневника.

«Когда кажется, креститься надо». Сколь ни пронзительны слова отца Ельчанинова, «а воз и ныне там». Разве что причащаться стали чаще, а так ничего из описанного им не только не кончается, но набирает новые обороты, соревнуясь в пышности и безвкусице. Потому что классическая ошибка всех «проснувшихся» пастырей и пасомых — считать, что все вокруг тоже проснулись и хотят того же самого — Христа вместо крепкой системы языческих обрядов.

Это химера. Потому что религиозность для подавляющего большинства народа — это совсем иное. Теперь во многих храмах охотно «приступают», но пресловутая религиозность остается на том же, вполне языческом уровне любви к своему и ненависти к чужому.

Поэтому прежде самонадеянных похорон пышной обрядности, церковнославянского языка, золоченой цыганщины и прочего прекрасного стоит вслушаться в настроения всех своих прихожан и захожан, а не только побеседовать с горсткой единомышленниц.

Впрочем, всем доброго дня, друзья!
Сегодня Собор Пресвятой Богородицы, то есть не воспоминания о каком то храме, а праздник собрания всех, вместе с Богородицей послуживших Рождеству Христову.
Говорить людям, что они грешники, все равно что говорить больным, что они больные. В самом по себе этом ещё нет абьюза. Но когда одни грешники хотят внушить другим грешникам чувство особой вины, как будто сами от такого же греха свободны, это, по меньшей мере, непорядочно.

Вообще говорить о болезни имеет смысл только с одной целью – чтобы вылечить человека. Но крайне наивно считать, что — как в Церкви, как и в больнице, — прихожане и пациенты все грешники, а священнослужители и доктора — безгрешные врачи. Пациенты в этом мiре мы все, а подлинный Врач только один — Христос.

Да, как и в больнице, в Церкви одни больные лечат других на основании многовекового опыта человечества. Но не стоит думать, что лечим мы. Лечит Христос. Мы в лучшем случае можем сказать друг другу доброе слово. И удержаться от злого дела.
«А почему вы не возмущаетесь? Ведь вчера NN такую чушь написал!»

А всё остальное – не чушь? O sancta simplicitas!
"Почему нам так интересно узнать, кто написал Библию? Ведь ответ на этот вопрос не был никому особо интересен вплоть до расцвета греческой цивилизации в 4 веке до н.э., до времени, когда большая часть составляющих Библию книг уже была написана. В отличие от античного мира, в древнем семитском мире никто не считал, что имя автора важно... <Книги> записывали писцы, хравившие традицию... они не создавали произведений. В древнееврейском языке даже нет слова, которое бы значило "автор". Ближайшее по смыслу слово - софер - "писец", то есть тот, кто передает традицию и текст, но не является автором... Авторитет придавало хранившее традицию сообщество, а не имя автора текста".

Изменения в отношении к авторству произошли только после завоевания Персидской империи Александром Македонским.

"Уже к третьему веку до н.э. для еврейской религиозной литературы создание псевдоэпиграфов стало нормой. При этом в самой Библии, увы, царит полное безразличие к вопросу авторства...

В самом деле, в древности не было особого смысла делать какие-либо записи: читать умели немногие, а писчие материалы и производство свитков были дорогими. Не существовало и доступной всем инфраструктуры, необходимой для обучения по книгам. Предания Израиля бытовали главным образом в устной форме, за исключением тех, что записывались при царском дворе или в Храме, где были необходимые для этого экономические и человеческие ресурсы".

#Как_Библия_стала_книгой. У. Шнидевинд. с. 22-26.
Мы прекрасно понимаем, что Литургия изначально служилась не так, как нам привычно сегодня. Очень многие слова и действия появились позже апостольских времён. Но главное не это – главное, с каким духом мы входим в храм и с каким духом выходим продолжать богослужение. Потому что богослужение никогда не заканчивается отпустом, целованием креста и выходом из храма. Это только начало той литургии, которую мы несём в течение дня. Эта литургия заключается в том, чтобы помогать нуждающимся, поддерживать унывающих, возможно, кому-то помогать материально. И в том, чтобы сделать что-то и для себя самого!

Мы часто говорим о добродетели как о милости к ближнему, и это абсолютно верно. Но мы забываем, что добродетель — это ещё и забота о своём внутреннем человеке. Например, о том, чтобы он прочитал на одну книгу больше, чтобы понял на две книги больше. Чтобы смог осознать своё место в Церкви и в мире. И чтобы каждая Литургия в Церкви становилась бы ступенькой, поднимающей нас ко Христу.
Проблема не в том, что дур@ки активно высказывают своё бесценное мнение, выдавая его за «истину» и «мнение всех».

А в том, что к их мнению прислушиваются даже те, кто могли бы себе позволить не делать этого.
Дорогие и милые христиане, считающие пожары и войны следствием особой греховности каких-то других людей.

А вы действительно считаете себя святее и праведнее?
"Расцвет письменности и последовавшее за ним распространение письма и грамотности, сделавших возможной религию, выстроенную вокруг письменного текста, пришлись на VIII и VII вв. до н.э.

Как только письмо прочно вошло в религиозную культуру, естественным образом возникло понятие «Священное Писание».

Вавилонское пленение стало временем кризиса как для текста, так и для устной традиции. Вместе с исчезновением царского двора и прекращением покровительства со стороны царей, по сути, прекращается и составление библейской литературы.

Письму раньше приписывалась сверхъестественная сила, особенно в обществе, в котором умение писать было доступно немногим избранным. Сперва его использовали не для того, чтобы зафиксировать религиозные формулы, а для того, чтобы вызвать религиозный трепет. Искусство письма было даром богов. Оно само по себе обладало сверхъестественной силой благословлять или проклинать. Ему было отведено особое место в сотворении мира и поддержании вселенной. Одна из древних еврейских традиций гласит, что буквы еврейского алфавита, как и само искусство письма, были созданы в шестой день творения. Представление о том, что письмо было дано людям ещё при сотворении мира, также существовало в древнем Египте и Месопотамии. Письмо было нужно для общения с миром богов посредством ритуальных действий или произнесения стандартных фраз с целью повлиять на ход нынешних или грядущих событий... Согласно библейской традиции, у Бога на Небесах есть книга, в которую записаны имена людей, и в которую Бог может записать имя человека или, наоборот, стереть его, определяя таким образом судьбу человека в вечности".

У. Шнидевинд. #Как_Библия_стала_книгой. Сс. 41, 43.
"В современном обществе письмо (письменность) – обычное явление. Оно – привычная часть нашей жизни. Мы порой забываем, что письмо было когда-то изобретено. И изобретено в масштабах человеческой истории относительно недавно. Более того, человек не рождается с пониманием того, что письменность или записанный текст обладают каким-то особым авторитетом или особой значимостью. Ценность умения писать и читать – это то, чему мы специально учим детей. Напротив, говорить мы учимся сами, просто общаясь с другими людьми. Обучение речи происходит в ходе нормального процесса развития ребёнка в обычном социальном окружении. А вот для того, чтобы научить детей читать и писать, мы строим школы.

Мы объясняем детям, какие книги важны... Безусловно, умение читать и писать стали базовыми ценностями для Западной культуры, но таковыми они стали в результате долгого и сложного пути... И об этом нужно помнить, когда мы наблюдаем за процессом обретения Библией письменной формы.

Израильское общество в массе своей не было знакомо с письменностью... Грамотность широко распространилась в Древнем Израиле не ранее VII в. до н.э.".


#Как_Библия_стала_книгой. с. 44
С синтаксисом:

Защитнице и Воеводе песнь победную, /
от бед избавившись, рабы Твои, /
благодарно приносим (дословно: пишем) Тебе, Богородица. /
Ты же, имея могущество непобедимое, /
от всяких нас опасностей храни, да воззовём к Тебе: //
радуйся, Невеста Непорочная (дословно: брака не познавшая)!

***

С распутанным синтаксисом:

Нас Защищающей Вои́тельнице, /
от бед избавившись, (рабы Твои) /
с благодарением приносим Тебе, Богородице, песнь победную. /
Ты же, имея могущество непобедимое, /
от всяких нас опасностей храни, да к Тебе воскликнем: //
радуйся, Невеста Непорочная!


#церковнорусский
"Тексты проклятий" - это, по сути, такой египетский вариант кукол магии вуду. Египтянин, которого проклинали, уничтожался во время обряда, во время чтения проклятий над статуэткой. Такое обрядовое использование написанного текста имеет параллель в Библии, в обрядах, проводившихся над женщиной, подозреваемой в измене мужу (см. Чисел 5:16-30).

В древности считалось, что в имени человека содержится частичка его сущности Так Бог изменяет имя патриарха Аврам (что значит "возвышенный отец") на Авраам ("отец множества"), чтобы показать, что у Авраама родится ребенок... Изменив имя человека, можно было изменить его судьбу (см. Быт. 35:18) (- Кстати, не с этой ли магией связана смена имени у римских пап и восточных монахов при постриге? - ИС).

Написание имени человека могло "захватить" саму сущность того человека... Письмо могло иметь магическую силу даже если люди просто составляли из имён список... Так что проведение переписи населения, то есть создание списков с именами, означало неосмотрительное вторжение в область сверхъестественного и могло быть опасным".

#Как_Библия_стала_книгой. с. 47-50
Суровый "детектор лжи" древнего Израиля подразумевал магическое отношение к письменности.

"Если найдёт на мужа дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдёт на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, —
15 пусть приведёт муж жену свою к священнику ...
16 а священник пусть приведёт и поставит её пред лицо Господне,
17 и возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмёт священник земли с полу скинии и положит в воду;
18 и поставит священник жену пред лицо Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки <ячменную муку>, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.
19 И заклянёт её священник, и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась, и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;
20 но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою, кроме мужа твоего, —
21 тогда священник пусть заклянёт жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоём, и да соделает Господь лоно твоё опавшим и живот твой опухшим;
22 и да пройдёт вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот твой и опало лоно твоё. И скажет жена: аминь, аминь.
23 И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
24 и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдёт в неё вода, наводящая проклятие, ко вреду её.
25 И возьмёт священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесёт сие приношение пред Господом, и отнесёт его к жертвеннику;
26 и возьмёт священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжёт на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;
27 и когда напоит её водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдёт в неё, ко вреду её, и опухнет чрево её и опадёт лоно её, и будет эта жена проклятою в народе своём;
28 если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
Числа 5 глава — Библия: bible.by/syn/4/5/
"Все вы сегодня в радости, а я один только в печали. Когда я посмотрю на это духовное море и вижу несметное богатство Церкви, и потом подумаю, что, по прошествии праздника, это множество, отхлынув, опять удалится от нас, то терзаюсь и скорблю душою о том, что Церковь, родившая столько детей, может утешаться ими не в каждое собрание, но только в праздник.

Какое было бы духовное веселье, какая радость, какая слава для Бога, какая польза для душ, если бы мы при каждом собрании видели ограды церкви так наполненными! Мореплаватели и кормчие делают все, как бы переплыть море и достигнуть пристани, а мы ревнуем о том, чтобы непрестанно носиться по морю, постоянно погружаться в волны житейских дел, обращаться на площадях и в судилищах, здесь же встречаться едва однажды или дважды в целый год".

Сказал святитель Иоанн Златоуст уже полторы тысячи лет назад...
«Жизнь коротка, а печаль длинна. И лучше сосредоточиться на хорошем».

(м/ф «Белая змея»).

С Новым годом!
К вопросу о "понятности" церковнославянского богослужения.

"Замнём для ясности" вопрос, какого именно "Якова" упоминает шестая песнь канона Рождества Христова, и кого именно "изблевал" (уж простите - это вы восхищаетесь любым церковнославянским словом, не я) кит - младенца или Иону, или Иону во младенческом возрасте, приняв на его место Якова. ("Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият").

Но забавно, что подавляющее большинство слушателей (и даже значительное количество составителей новых) акафистов в кондаке "Взбра́нной воеводе" переводят первое слово как "и́збранной, вы́бранной из множества других".

Но в этом слове корень "брань" (которое, опять же, означает "сражение", а не "ругательство"), а не "избрание". Греческое ὑπέρμαχος переводится как "защитник", "боец", "чемпион". Στρατηγός - это не былинный "воевода" с дубинкой на коне, а генерал армии. При этом τὰ νικητήρια к предыдущим словам не относится и означает торжества в честь победы или награду победителю.

И поэтому первая фраза означает не ожидаемое "Выбранной (из остальных воинов) Воеводе побеждающей", а

"Защищающей (людей, избавившихся от смертельной опасности во время осады Константинополя в 626 году);

"Военачальнице (уж простите, но тут намек на то, что Богородица с того времени приобрела значение для греческих христиан то же, что и прежде Афина-Паллада, "воительница и защитница городов Эллады", ведь сама Матерь Христа ни с кем не воевала, и никого в бой не вела);

"спасённый от гибели город в благодарность учреждает праздник в честь Её победы (над напавшими на Константинополь)".

На Руси упоминание о "городе", спасённом по молитвам Богородицы от захвата в VII веке, в XIV веке пропало, в тексте появились некие "рабы" и неожиданные для его составителей смыслы, а общая запутанная конструкция стала позволять "подставлять" в ряды благодарящих Богородицу за защиту от опасностей и последующие поколения православных христиан по случаю новых проблем, с Константинополем уже никак не связанных.

Но ведь #фсё_панятна, правда?
Если адаптировать древний текст к уже сложившимся с 14 века на Руси смыслам, то получается так:

Тебе, Защитнице нашей, Богородице, /
избавившей всех нас от бед, /
приносим песнь благодарения. /
Ты же, имея могущество непобедимое, /
от всяких опасностей храни нас, поющих: //
радуйся, Невеста Непорочная!

#церковнорусский

Τῇ ὑπερμάχῳ στρατηγῷ τὰ νικητήρια,
ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια,
ἀναγράφω σοι ἡ πόλις σου, Θεοτόκε.
Ἀλλ' ὡς ἔχουσα τὸ κράτος ἀπροσμάχητον,
ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον,
ἵνα κράζω σοί: Χαῖρε Νύμφη ἀνύμφευτε.

Мой перевод оригинала для сравнения:

Защитнице [и] Военачальнице праздник в честь победы,
от бед избавившись, благодарно
учреждает Тебе город Твой, Богородица.
Ты же, имея могущество непобедимое
(или: Ты же, словно стенами неприступными,)
от всяких опасностей меня освободи,
да буду взывать Тебе:
радуйся, Невеста, в браке непорочная!
А почему вы думаете, что переводы богослужения на русский язык нужны для "внешних", ещё невоцерковлённых, ещё не считающих для себя важным молиться сообща в храме?

Эти переводы нужны для верных Богу русскоязычных людей, которые готовы понять то, что уже создано нашими предшественниками, но ещё не готовы "творить всё новое".

Этап такого "творения" (речь не о создании отдельных элементов, чинов и песнопений, а о глобальном пересмотре наследия византийского придворного церемониала и гимнологии) возможен только после осмысления, рецепции и переосмысления прежней традиции, иначе есть опасность оторваться от 2000-летней истории и традиции Христовой Церкви.
«Истоки Библии находятся в устной литературе – рассказах и песнях, передававшихся из поколения в поколение. Важно, что первоначально в древнееврейском языке даже не было отдельного глагола «читать». А глагол «кара» означал «кричать, провозглашать», и лишь изредка использовался в значении «читать вслух». Однако в поздних библейских текстах говорится о публичном чтении писания, как например в книге Неемии (8:3), когда Ездра читает Тору народу, собравшемуся на городской площади.
На более поздних этапах развития древнееврейского языка значение этого слова меняется, и его основным значением становится «читать», что отражает возраставшее значение письменных текстов и чтения в еврейском обществе.
Во втором тысячелетии до нашей эры в крупнейших ханаанских городах уже были писцы, хотя основная часть населения читать и писать не умела».

#Как_Библия_стала_книгой Сс. 73-74.
#эмоциональное

Впечатлительным и невыносимо благочестивым не читать!

***
Благочестивые и очень верующие люди со сниженной социальной ответственнностью, глубокомысленно покачивая головами, сообщают, как "бог христиан" покарал страшным пожаром тысячи жителей в Лос-Анжелесе за неосторожные слова на вечеринке киношников, где полураздетая дамочка заявила, что они впервые выбрали каких-то там лауреатов чего-то там без помощи Бога.

То есть Бог, творец Неба и земли, податель жизни всему живому во Вселенной, обиделся, что 81 раз выбирали лауреатов премии "Золотой глобус" с Его помощью, а на 82-й раз о Нём забыли упомянуть и выбрали кого попало "без божьей помощи".

Особо одарённые при этом достают фотографии трёх-четырёхлетней давности и не краснея сообщают, что на них видны дома и храмы, не тронутые на прошлой неделе огнём. Ну, хоть тут православные готовы признать протестантов истинными христианами 🙂 . Правда, некий диссонанс в это благорастворение вносят мусульмане, сообщающие, что это фотография дома их благочестивого несгоревшего праведника.

То есть, "неисповедимость путей Господних" и "долготерпение Божие" понимаются этими православными мифотворцами как каприз внезапно проснувшегося злого и мстительного Бога, готового сжечь многотысячный громадный город за глуповатую шуточку на вечеринке, на которой и тысячи человек скорее всего не было.

И именно это, а не убийство детей и взрослых, издевательства над ни в чем не повинными заложниками, рабо- и наркоторговля, насилие, бандитизм, войны, злословие, злоба в сердцах людей доводит их "бога" до белого каления и приводит к смерти людей и гибели городов от "гнева божьего".

Да если бы Бог был настолько щепетилен и реагировал на каждое такое словечко, то человечество давно бы прекратило своё существование!

Я уж молчу о том, что нравственно неприлично верить в "обидчивого бога" после того, как Евангелие сообщило нам о Нём диаметрально противоположное: Бог, не стесняясь наших неосторожных глупостей, послал на Землю Своего Сына, Которого мы убили, но Который воскрес, и готов, прощая нам преступление и обиды, воскресить каждого из нас.

А, ну да! Это же поётся в храме неразборчиво и по-церковнославянски, прихожане в полном праве этого и не знать...
А ещё меня крайне умиляет, когда благочестивые прихожане и прихожанки, до глубины души возмущенные сообщением о том, что все люди грешные, недовольно требуют "не обобщать", и заявляют, что (если уж их собеседник настолько слеп, что не способен увидеть их высочайшую нравственную чистоту, доходящую до нестерпимого сияния, то) их бабушка несомненно нравственнее всех этих негодяев из всяких там лос-анжелесоф, которым так и надо.

Ни в малейшей степени не смею заподозрить хоть единый нравственный изъян у чьей-то бабушки, но таким праведницам надо срочно прекращать приступать ко причащению святых Христовых Таин, ведь перед этим читается молитва, в который эти милые люди обязаны будут клеветать на себя, именуя себя самой худшей, первой из грешниц. Зачем же врать у Чаши?
#Из_обпечаток

… после чего они приняли обет мычания…

… их можно с полным правом назвать Просвестителями Руси…