Forwarded from Мерянская Антропология / Meryan Anthropology
Нерехта Костромской области.
Наша неземная красота и наш земной стиль!
#антропология #меря #чудца #костромскаяобласть
Наша неземная красота и наш земной стиль!
#антропология #меря #чудца #костромскаяобласть
Forwarded from Криватроп
В новой статье Свайкста разбирает этимологию и глубинное происхождение "толоки".
https://svajksta.by/archives/43239
https://svajksta.by/archives/43239
svajksta.by
Што такое “талака”
Чаму мы не разумеем больш гэтага слова і як яго зрабіць зусім зразумелым і празрыстым.
[caption id=attachment_43278 align=aligncenter width=600] Талака, Літва, 1934 г.[/caption]
Талакой называлі супольную працу аднавяскоўцаў, каб досыць скора выканаць…
[caption id=attachment_43278 align=aligncenter width=600] Талака, Літва, 1934 г.[/caption]
Талакой называлі супольную працу аднавяскоўцаў, каб досыць скора выканаць…
Символ Мерянии Вит-Удор - Дева Река. Это герметический Круг, альфа и омега, начало и конец, вечное движение нашей великой Волги, глубинная женская ипостась нашей Маа. Меряния существо живое, нежное, прекрасное, полное любви и жизненной силы.
Помните у Осокина: "Это ведь тоже реки – женские живые тела. Уносят горе – и утонуть в них можно?"
Утонуть чтобы родиться заново, в мере. В этом смысл истинного посвящения.
Фото: Оля Каткова. Река Мера-Иваново. 2023.
#меря #антропология #язычество
Помните у Осокина: "Это ведь тоже реки – женские живые тела. Уносят горе – и утонуть в них можно?"
Утонуть чтобы родиться заново, в мере. В этом смысл истинного посвящения.
Фото: Оля Каткова. Река Мера-Иваново. 2023.
#меря #антропология #язычество
Помнится Ибн Хальдун писал, что жизнь кочевника состоит из погони за тем, чтобы получить необходимое для поддержания жизни. Жизнь мерянского языкового активиста состоит из ежедневной погони за новыми мерянскими лексемами. Еще одно мерянское слово, и еще одно, и вот страница, а там еще три.
Мир способны изменить только одержимые мечтой.
#антропныевсячинки
Мир способны изменить только одержимые мечтой.
#антропныевсячинки
Ошаня (вариант Ошеня). М. По-видимому, мерянское личное имя.
Сродн. марийским именам Ошаня м., Ошаняк ж. др.-мар. стаж. ф. ССИ: мар. ошо, Г оша Г «белый», «светлый», «бледный» 2. «чистый»; «чистокровный», «настоящий». Ср. морд. Э ашо 1. сущ. «белок» 2. прил. «белый» – мар. ошо «тж» +ана «молодой побег», «росток» (у растений)+як-суф. Коз. у. д. Тогашева, 1717 г.; досл.— «блондин», «блондинка». Ошаня, Ошанины: Федор Данилович Ошаня Ильин, 1494 г., от него – Ошанины; Авраамий Ошанин, келарь Ярославского Спасского монастыря, 1490 г., Олешка Ошанин, земский староста Ростов начало XVII в.. Региональная фамилия Ошанин. Топон. Ошанино Никольское урочище. Ярославская область, Ростовский район, сельское поселение Семибратово. (С.Весел.). (С.Черн). (А.Тит.). (А. Мал.).
#ономастика #меря
Сродн. марийским именам Ошаня м., Ошаняк ж. др.-мар. стаж. ф. ССИ: мар. ошо, Г оша Г «белый», «светлый», «бледный» 2. «чистый»; «чистокровный», «настоящий». Ср. морд. Э ашо 1. сущ. «белок» 2. прил. «белый» – мар. ошо «тж» +ана «молодой побег», «росток» (у растений)+як-суф. Коз. у. д. Тогашева, 1717 г.; досл.— «блондин», «блондинка». Ошаня, Ошанины: Федор Данилович Ошаня Ильин, 1494 г., от него – Ошанины; Авраамий Ошанин, келарь Ярославского Спасского монастыря, 1490 г., Олешка Ошанин, земский староста Ростов начало XVII в.. Региональная фамилия Ошанин. Топон. Ошанино Никольское урочище. Ярославская область, Ростовский район, сельское поселение Семибратово. (С.Весел.). (С.Черн). (А.Тит.). (А. Мал.).
#ономастика #меря
Ехали в Переславль-Залесский на открытие дегустационного зала, а попали на радушное мерянское застолье!
Шаньги, островские двойни с кашей, рыбная похлебка по-мерянски, грузди, пареная репа, серые щи, баранина в пиве, морс из морошки и, конечно, собственный игристый мёд.
Уже несколько лет Шемяка Ошманин увлечённо занимается бортевым пчеловодством, выращиванием хмеля и разведением овец породы старомерянская. Его семейная ферма гостеприимно и очень душевно принимает туристов. Поздравляем Шемяку с открытием новой, очень уютной площадки в Переславле-Залесском!
"Мерянское кольцо России" 2088.
#будущее #мерянскаякухня
Шаньги, островские двойни с кашей, рыбная похлебка по-мерянски, грузди, пареная репа, серые щи, баранина в пиве, морс из морошки и, конечно, собственный игристый мёд.
Уже несколько лет Шемяка Ошманин увлечённо занимается бортевым пчеловодством, выращиванием хмеля и разведением овец породы старомерянская. Его семейная ферма гостеприимно и очень душевно принимает туристов. Поздравляем Шемяку с открытием новой, очень уютной площадки в Переславле-Залесском!
"Мерянское кольцо России" 2088.
#будущее #мерянскаякухня
Интересный факт: в московском метро есть две станции, носящие мерянские названия. Это станция Шаболовская, и недавно открытая Яхромская.
Название первой станции происходит от ул. Шаболовка, про которую писал портал Merjamaa в своей заметке Неславянская жизнь Московского посада. Единственно, добавим, что топоним вероятнее всего происходит от фин.-волж. лексемы *šapa "осина".
Название второй станции также происходит от расположенной рядом Яхромской ул., названной так в честь города Яхрома, расположенного на одноимённой реке.
Названия с основой яхр- на территории ИМЗ в свое время выявил М. Фасмер, сравнивая топонимы Яхробол, Яхра, Яхренга, Яхрянка, Яхрома, но не интерпретируя ее как мерянскую. Впоследствии названия ИМЗ и РС с основами яхр-, ягр-, явр- были сопоставлены с фин. järvi, саам. jaw′re, мар. jär, jer, морд. eŕke "озеро", причем эта этимология была подтверждена сравнением с реалиями, а топонимы с основой яхр-, характерные для ИМЗ, стали рассматриваться как мерянские.
#москва #метро #мерянскийязык
Название первой станции происходит от ул. Шаболовка, про которую писал портал Merjamaa в своей заметке Неславянская жизнь Московского посада. Единственно, добавим, что топоним вероятнее всего происходит от фин.-волж. лексемы *šapa "осина".
Название второй станции также происходит от расположенной рядом Яхромской ул., названной так в честь города Яхрома, расположенного на одноимённой реке.
Названия с основой яхр- на территории ИМЗ в свое время выявил М. Фасмер, сравнивая топонимы Яхробол, Яхра, Яхренга, Яхрянка, Яхрома, но не интерпретируя ее как мерянскую. Впоследствии названия ИМЗ и РС с основами яхр-, ягр-, явр- были сопоставлены с фин. järvi, саам. jaw′re, мар. jär, jer, морд. eŕke "озеро", причем эта этимология была подтверждена сравнением с реалиями, а топонимы с основой яхр-, характерные для ИМЗ, стали рассматриваться как мерянские.
#москва #метро #мерянскийязык
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Вологодское Тóншалово/Тоньшилово.
Коллега с канала "Череповецкая губерния" размышляет о значении вологодского топонима Тóншалово/Тоньшилово. Моя любимая тема.
Предположу что это может быть антропотопоним. В Вологодском ономастиконе Александра Васильевича Кузнецова имени/прозвища Тонша/Тоньша, от которого, гипотетически, могло произойти название этой деревни, нет, но есть несколько схожих: Тонкой (д. Чурилово в Сяма Волог.у. 1544), Тонкой Веселой (В. Устюг. 1588), Тонков (Чаронда. 1645), Тонкушка (Вологда. 1616), Тонята (д. Гора, Белооз.у. 1665). Возможно Тоньша > Тонша > Тоншала прозвище по этимологии близкое к значению "тонкий".
Впрочем в основе может быть и субстратное финское имя. В Волго-финском ономастиконе марийского лингвиста Семёна Яковлевича Черных есть имена Тонсей, Тоншай, Тоншара, Тонш(с)ывай, Тюнша и др. связанные с основой тон- — компонентом, др.-мар. имен: мар. тоны Г, тӧны "дома". В частности Тоншай происходит от др.-мар. тӧнӹшы "домашний". От этого имени образовано название нижегородского поселка Тоншаево (Тоншаевский район) находящегося в зоне традиционного проживания северо-западных мари.
Таким образом вологодское Тóншалово/Тоньшилово может быть антропотопонимом содержащим в основе древнерусский или волго-финский (весьский или мерьский) антропоним.
Залесец.
#топонимия #вологодскаяобласть
Коллега с канала "Череповецкая губерния" размышляет о значении вологодского топонима Тóншалово/Тоньшилово. Моя любимая тема.
Предположу что это может быть антропотопоним. В Вологодском ономастиконе Александра Васильевича Кузнецова имени/прозвища Тонша/Тоньша, от которого, гипотетически, могло произойти название этой деревни, нет, но есть несколько схожих: Тонкой (д. Чурилово в Сяма Волог.у. 1544), Тонкой Веселой (В. Устюг. 1588), Тонков (Чаронда. 1645), Тонкушка (Вологда. 1616), Тонята (д. Гора, Белооз.у. 1665). Возможно Тоньша > Тонша > Тоншала прозвище по этимологии близкое к значению "тонкий".
Впрочем в основе может быть и субстратное финское имя. В Волго-финском ономастиконе марийского лингвиста Семёна Яковлевича Черных есть имена Тонсей, Тоншай, Тоншара, Тонш(с)ывай, Тюнша и др. связанные с основой тон- — компонентом, др.-мар. имен: мар. тоны Г, тӧны "дома". В частности Тоншай происходит от др.-мар. тӧнӹшы "домашний". От этого имени образовано название нижегородского поселка Тоншаево (Тоншаевский район) находящегося в зоне традиционного проживания северо-западных мари.
Таким образом вологодское Тóншалово/Тоньшилово может быть антропотопонимом содержащим в основе древнерусский или волго-финский (весьский или мерьский) антропоним.
Залесец.
#топонимия #вологодскаяобласть
Telegram
Череповецкая губерния
Еще раз про Тоншалово
Год назад я писал заметку о Тóншалове, в которой озвучил свои сомнения в народном объяснении названия от "тонь шалая".
Давеча решил заглянуть в "Список населенных мест Новгородской губернии, вып. IX, Череповецкий уезд" 1912 года. На…
Год назад я писал заметку о Тóншалове, в которой озвучил свои сомнения в народном объяснении названия от "тонь шалая".
Давеча решил заглянуть в "Список населенных мест Новгородской губернии, вып. IX, Череповецкий уезд" 1912 года. На…
Карта Северной железной дороги на вокзале в Ярославле. Участок Александров -Ярославль - Вологда введен в эксплуатацию в 1870-1972 годах. А названия станций-то какие, просто песня. Мерянско-чудская мелодия.
#ярославль #топонимия
#ярославль #топонимия
Женский оберег Великой Богини из Крюково-Кужновского могильника.
Среди многочисленных женских украшений из погребений Крюково-Кужновского финно-угорского могильника VIII—XI вв., хранящихся в Моршанском районном краеведческом музее, выделяется одно поясное украшение. Это бляха с дверкой, происходящая из погребения 39. Бляхи с дверкой довольно часто находят в женских древнемордовских, муромских, и мерянских погребениях. Они лежат на тазовых костях женских скелетов. Таково было расположение и характеризуемой бляхи.
По мнению А.К. Амброза, символика ромба с крючками хорошо известна в этнографии. Это — символ плодородия в аграрной магии. Однако у финского населения лесной полосы Восточной Европы, земледелие которого было тесно связано с огнем, символ плодородия, косой ромб, был увенчан по углам символами огня или солнца, солярными знаками, как бы усиливающими его охранительную силу.
Подробнее на Merjamaa
#финноугры #археология #язычество
Среди многочисленных женских украшений из погребений Крюково-Кужновского финно-угорского могильника VIII—XI вв., хранящихся в Моршанском районном краеведческом музее, выделяется одно поясное украшение. Это бляха с дверкой, происходящая из погребения 39. Бляхи с дверкой довольно часто находят в женских древнемордовских, муромских, и мерянских погребениях. Они лежат на тазовых костях женских скелетов. Таково было расположение и характеризуемой бляхи.
По мнению А.К. Амброза, символика ромба с крючками хорошо известна в этнографии. Это — символ плодородия в аграрной магии. Однако у финского населения лесной полосы Восточной Европы, земледелие которого было тесно связано с огнем, символ плодородия, косой ромб, был увенчан по углам символами огня или солнца, солярными знаками, как бы усиливающими его охранительную силу.
Подробнее на Merjamaa
#финноугры #археология #язычество
У древнего Клещина. Сентябрь.
Десятки тысяч паломников со всего Залесья каждый год приезжают на Синь-камень, Александрову гору и Клещино городище. Неважно, что для большинства из них это просто забава, ничего, что многие там зигуют, вся их энергия утекает через нашего мерьского каменного бога в эгрегор мерянского возрождения)
#клещин #переславль #синийкамень
Десятки тысяч паломников со всего Залесья каждый год приезжают на Синь-камень, Александрову гору и Клещино городище. Неважно, что для большинства из них это просто забава, ничего, что многие там зигуют, вся их энергия утекает через нашего мерьского каменного бога в эгрегор мерянского возрождения)
#клещин #переславль #синийкамень