Мерянский Ёлс, Διάβολος, и проблема ростовского Велеса.
Велес не мерянский бог, а балто-славянский, этимология этого мифонима связана с праслав. *vels-, от *volstь «власть; обладание» и *volděti «владеть».
По-видимому у мерян было божество с схожими функциями, которое христианские попы в своих текстах могли назвать Велесом. В ярославско-костромском диалекте, этнографии, топонимии и ономастике Мерянской земли присутствует мифологический персонаж Ёлс - «черт», «леший», возможно это аутентичное имя мерянского божества «нижнего мира». Есть несколько версий этимологии этого мифонима - http://www.merjamaa.ru/news/merjanskij_jols_di_bolo_i_problema_rostovskogo_velesa/2020-11-17-1504
#велес #ёлс #мифология #меря
Велес не мерянский бог, а балто-славянский, этимология этого мифонима связана с праслав. *vels-, от *volstь «власть; обладание» и *volděti «владеть».
По-видимому у мерян было божество с схожими функциями, которое христианские попы в своих текстах могли назвать Велесом. В ярославско-костромском диалекте, этнографии, топонимии и ономастике Мерянской земли присутствует мифологический персонаж Ёлс - «черт», «леший», возможно это аутентичное имя мерянского божества «нижнего мира». Есть несколько версий этимологии этого мифонима - http://www.merjamaa.ru/news/merjanskij_jols_di_bolo_i_problema_rostovskogo_velesa/2020-11-17-1504
#велес #ёлс #мифология #меря
Telegram
Дина in Merjamaa. Chat
Уважаемые форумчане, прошу вашего совета. Как с мерянского языка переводится имя Волоса, которому поклонялись народ мери, проживающий на территории Ярославской области. Интересен корень слова особенно. Заранее благодарю за мнения и ответ.
Forwarded from Великорус
Канал Меряния пишет:
"Меряния и Богемия.
Лента напомнила давнюю мысль Вадима Сидорова @HVSchannel: "Подумалось, что для здорового великорусского самосознания Меряния могла бы быть аналогом Богемии для чехов. Богемия ведь тоже древнее название Чехии по имени ее дославянского субстрата - кельтов-боев, тогда как чехи называются по имени патриарха славянских пришельцев Чеха.
Почти как с Мерянией и восточнославянскими колонистами у великорусов получается".
#меря #великороссы"
Или как Дакия для Румынии.
Румыны - это потомки даков и колонизаторов-римлян. При этом румыны гордятся дакийским прошлым. Без понимания дакийской культуры и чувства принадлежности к ней не может быть румынской идентичности.
Точно также великарусы - это потомки финских племен и колонизаторов-славян, что было практически общепризнанно в дореволюционной историографии.
В этом наша уникальность как народа.
"Меряния и Богемия.
Лента напомнила давнюю мысль Вадима Сидорова @HVSchannel: "Подумалось, что для здорового великорусского самосознания Меряния могла бы быть аналогом Богемии для чехов. Богемия ведь тоже древнее название Чехии по имени ее дославянского субстрата - кельтов-боев, тогда как чехи называются по имени патриарха славянских пришельцев Чеха.
Почти как с Мерянией и восточнославянскими колонистами у великорусов получается".
#меря #великороссы"
Или как Дакия для Румынии.
Румыны - это потомки даков и колонизаторов-римлян. При этом румыны гордятся дакийским прошлым. Без понимания дакийской культуры и чувства принадлежности к ней не может быть румынской идентичности.
Точно также великарусы - это потомки финских племен и колонизаторов-славян, что было практически общепризнанно в дореволюционной историографии.
В этом наша уникальность как народа.
Уважаемый "Великарус" напомнил сегодня о Николае Сереевиче Трубецком. Мы как-то публиковали его мысли об великорусах и их культурных и этнических основах:
"О материальной культуре русского народа можно сказать лишь то, что от культуры степных кочевников она, естественно, очень отличается и что несомненно: в отношении материальной культуры большинство финских народов (кроме бродячих и кочевых) представляют с великороссами абсолютно единое целое.
К сожалению, детальных этнографических исследований в области отдельных сторон народного русского материального быта до сих пор было очень мало. Преобладали дилетантские работы. К стыду нашему, мы должны признать, что материальная культура финских инородцев, особенно благодаря трудам финляндских этнографов, изучена куда лучше. Роль угро-финского и восточнославянского элементов в создании того типа культуры, который можно назвать русско-финским, остается не вполне выясненной. В русско-финском костюме есть несколько характерных общих черт (лапти, косоворотка, специфический женский головной убор), неизвестных романогерманцам и славянам (лапти существуют у литовцев). Но происхождение всех этих элементов до сих пор еще нельзя считать вполне выясненным.
Таким образом, в этнографическом отношении русский народ не является исключительно представителем славянства. Русские вместе с угро-финнами и с волжскими тюрками составляют особую культурную зону, имеющую связи и с славянством и с туранским Востоком, причем трудно сказать, которые из этих связей прочнее и сильнее."
Подробнее на Merjamaa
http://www.merjamaa.ru/news/n_c_trubeckoj_russkij_narod/2012-04-18-547
#трубецкой #великороссы #финноугры #тюрки #славяне
"О материальной культуре русского народа можно сказать лишь то, что от культуры степных кочевников она, естественно, очень отличается и что несомненно: в отношении материальной культуры большинство финских народов (кроме бродячих и кочевых) представляют с великороссами абсолютно единое целое.
К сожалению, детальных этнографических исследований в области отдельных сторон народного русского материального быта до сих пор было очень мало. Преобладали дилетантские работы. К стыду нашему, мы должны признать, что материальная культура финских инородцев, особенно благодаря трудам финляндских этнографов, изучена куда лучше. Роль угро-финского и восточнославянского элементов в создании того типа культуры, который можно назвать русско-финским, остается не вполне выясненной. В русско-финском костюме есть несколько характерных общих черт (лапти, косоворотка, специфический женский головной убор), неизвестных романогерманцам и славянам (лапти существуют у литовцев). Но происхождение всех этих элементов до сих пор еще нельзя считать вполне выясненным.
Таким образом, в этнографическом отношении русский народ не является исключительно представителем славянства. Русские вместе с угро-финнами и с волжскими тюрками составляют особую культурную зону, имеющую связи и с славянством и с туранским Востоком, причем трудно сказать, которые из этих связей прочнее и сильнее."
Подробнее на Merjamaa
http://www.merjamaa.ru/news/n_c_trubeckoj_russkij_narod/2012-04-18-547
#трубецкой #великороссы #финноугры #тюрки #славяне
Telegram
Великарус
...при всякий попытке придать русской культуре более конкретно-национальное обличие неизбежно приходилось выбирать одну из индивидуаций русского народа — великоросскую, малоросскую или белорусскую, ибо конкретно существуют великороссы, малороссы и белорусы…
Forwarded from Пока горит солнце
Как правило подобные мысли в отношении великороссов являются маркером довольно старых представлений.
Поясню.
В силу действительного отсутствия упомянутых детальных этнографических исследований великороссов, в классической российской науке объяснения всего неизвестного и неизученного о великороссах и о Великороссии было принято брать из щедрой и загадочно-непонятной "финно-угорской" шкатулки.
Очень характерный примером является вопрос этимологизации древних дославянских гидронимов в бассейне Оки. В научном труде Ю.В. Откупщикова Древняя гидронимия в бассейне Оки (Балто-славянские исследования. XVI. 2004) очень точно описана суть таких объяснений - "по сходству звона". Дело в том, что как только на данный вопрос более-менее обратили внимание, то сразу обнаружилась древняя балтская основа гидронимов Поочья (включая среднее и нижнее течение), а принятые финно-угорские объяснения стали выглядеть мягко говоря не убедительно.
Еще один характерный пример объяснение происхождения великорусского Овсеня Мельниковым-Печерским в XIX в. - мол очень похоже по звучанию на мордовский Тувонсяй ("свиной праздник" от эрз. Туво - свинья), тоже празднуется в новогодний период, тоже связан с блюдами из свинины... Но по настоящему серьезные и глубокие исследования второй половины XX в. (например заключения В.И. Чичерова по данному вопросу) опять показывают иное.
Также и с материальной и нематериальной культурой - у основной массы великоруссов, волжских и иных финнов, населяющих территорию исторической России народный, костюм, кухня, народная песня и мелодии, народные сказания и верования и пр. конечно различаются. И различаются они не по шкале "сходства степени звона", а в своей структуре и основе.
Действительно некоторые общие элементы (бытование кичкообразных головных уборов, способы плетения лаптей и проч.) могут уходить корнями в глубокою древность и происходить от общностей бытовавших еще до сложения на территории Русской равнины народностей в общепринятом смысле слова, но можно и правильно ли говорить в таких случаях об общей культуре и общем генезисе этой культуры? Не является ли это подобием "любительской лингвистики", описанной А.А. Зализняком, приводящим к ложным выводам и заключениям?
Безусловно этногенез великороссов теснейшим образом связан с финно-угорскими соседями, финно-угорский мир по своему обаятелен и притягателен, но даже его последовательным поклонникам и популяризаторам нельзя не принимать во внимание объективность, ведь это по факту может навредить их собственному делу. Впрочем и наоборот - об объективности не стоит забывать и поклонникам и популяризаторам славянства.
С мерянами и "великарусом" же нельзя не согласится в главном - мы уникальны как народ.
#великороссы #меря #финноугры #славяне
Поясню.
В силу действительного отсутствия упомянутых детальных этнографических исследований великороссов, в классической российской науке объяснения всего неизвестного и неизученного о великороссах и о Великороссии было принято брать из щедрой и загадочно-непонятной "финно-угорской" шкатулки.
Очень характерный примером является вопрос этимологизации древних дославянских гидронимов в бассейне Оки. В научном труде Ю.В. Откупщикова Древняя гидронимия в бассейне Оки (Балто-славянские исследования. XVI. 2004) очень точно описана суть таких объяснений - "по сходству звона". Дело в том, что как только на данный вопрос более-менее обратили внимание, то сразу обнаружилась древняя балтская основа гидронимов Поочья (включая среднее и нижнее течение), а принятые финно-угорские объяснения стали выглядеть мягко говоря не убедительно.
Еще один характерный пример объяснение происхождения великорусского Овсеня Мельниковым-Печерским в XIX в. - мол очень похоже по звучанию на мордовский Тувонсяй ("свиной праздник" от эрз. Туво - свинья), тоже празднуется в новогодний период, тоже связан с блюдами из свинины... Но по настоящему серьезные и глубокие исследования второй половины XX в. (например заключения В.И. Чичерова по данному вопросу) опять показывают иное.
Также и с материальной и нематериальной культурой - у основной массы великоруссов, волжских и иных финнов, населяющих территорию исторической России народный, костюм, кухня, народная песня и мелодии, народные сказания и верования и пр. конечно различаются. И различаются они не по шкале "сходства степени звона", а в своей структуре и основе.
Действительно некоторые общие элементы (бытование кичкообразных головных уборов, способы плетения лаптей и проч.) могут уходить корнями в глубокою древность и происходить от общностей бытовавших еще до сложения на территории Русской равнины народностей в общепринятом смысле слова, но можно и правильно ли говорить в таких случаях об общей культуре и общем генезисе этой культуры? Не является ли это подобием "любительской лингвистики", описанной А.А. Зализняком, приводящим к ложным выводам и заключениям?
Безусловно этногенез великороссов теснейшим образом связан с финно-угорскими соседями, финно-угорский мир по своему обаятелен и притягателен, но даже его последовательным поклонникам и популяризаторам нельзя не принимать во внимание объективность, ведь это по факту может навредить их собственному делу. Впрочем и наоборот - об объективности не стоит забывать и поклонникам и популяризаторам славянства.
С мерянами и "великарусом" же нельзя не согласится в главном - мы уникальны как народ.
#великороссы #меря #финноугры #славяне
Telegram
Меряния. Merjamaa 💚🤍❤️
Уважаемый "Великарус" напомнил сегодня о Николае Сереевиче Трубецком. Мы как-то публиковали его мысли об великорусах и их культурных и этнических основах:
"О материальной культуре русского народа можно сказать лишь то, что от культуры степных кочевников…
"О материальной культуре русского народа можно сказать лишь то, что от культуры степных кочевников…
У Надточего в коментах обсуждали достоинства советских жвачек. Я в 80-ых любил литовские с гномами, которые покупал в магазинах Раменского КООП на станции Бронницы. Там вообще снабжение лучше московского было. А что любили вы?)
#антропныевсячинки
#антропныевсячинки
Доля сельского населения Верхневолжья по субъектам РСФСР, 1926-1989 гг..
Географ и дата журналист Ренат Темиргалеев в своем канале «Блокнот географа» опубликовал серию из шести карт, на которых отображен довольно тривиальный, но интересный показатель — доля сельского населения по административно-территориальным единицам СССР согласно переписей 1926, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг.
Решили превратить его карты в видеоинфографику наглядно показывающую изменение социально-демографической структуры региона Верхневолжья (Мерянии) в границах четырех областей — Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской.
Модель Рената в целом иллюстрирует известную картину тотальной депопуляции села (перехода сельского населения в города) в Сталинско-Брежневском СССР. Но интересны региональные нюансы.
Уже в конце 1920-ых (1926) население Ивановского региона (Ивановская промышленная область) было наиболее урбанизированным, более 20% населения ИПО проживало в городах, что на тот период в целом соответствует уровню столичного Московского региона. При этом население трех других областей Верхневолжья — Владимирской, Ярославской и Костромской, оставалось более чем на 80% сельским. И, тем не менее, общий уровень их урбанизации был выше, чем в Рязанской, Калужской, Смоленской и Вологодской областях.
Все резко изменяется в 1930-ых в ходе сталинской индустриализации. Уровень урбананизации в Верхневолжье (1939) в целом составляет 30-50%, достигая во Владимирской и Ивановской областях уровня столичного региона. Помимо индустриализации самих регионов Верхневолжья имеет место массовая миграция их населения в Москву и Московский регион. При этом, население Рязанской (в особенности), Калужской, Смоленской Вологодской областей продолжает оставаться преимущественно крестьянским.
ВОВ и последовавшее за ней востановление народного хозяйства СССР кардинально и навсегда изменяет социально-демографическую структуру Верхневолжья. Согласно переписи 1959 года только 30-40% населения Ивановской области оставалось сельским, 40-50% приходилось на сельское население во Владимирской и Ярославской областях, и лишь Костромская область оставалась преимущественно крестьянской, в ней проживало 60-70% сельского населения.
В дальнейшем этот тренд только усиливается. Уже в эпоху брежневского «застоя» процент сельского населения в Ивановской, Владимирской, Ярославской областях падает до 30-20%, а в Костромской составялет 30-40%. Верхневолжье по своей экономической и социально-демографической структуре в целом становится частью Московской агломерации. А к концу 1980-ых годов (1989) Ивановская и Ярославская области перегоняют по этому показателю даже Московскую область, к 1989 году в них остается менее 20% сельского населения.
По-видимому, за последние 30 постсоветских лет процент сельского населения ещё более уменьшился. Кроме всем понятных причин и следствий, как то продолжающееся стягивание населения в областные центры, близкую к ним столицу и тотальное вымирание села, этот тренд имеет и свое культурное измерение. Великорусское, в своем субстрате мерянское, ядро оказалось наиболее пострадавшим от советской и постсоветской урбанизации, что прямым образом повлияло на потерю верхневолжской популяцией своей культурно-языковой и этнической идентичности, и в целом, исторической памяти. Не имперская Москва и ее регион, а Верхневолжье (Иваново, Ярославль) оказалось эпицентром той «черной дыры» куда давно уже провалилась вся историческая «Великороссия».
#инфографика #депопуляциясела #верхневолжье
Географ и дата журналист Ренат Темиргалеев в своем канале «Блокнот географа» опубликовал серию из шести карт, на которых отображен довольно тривиальный, но интересный показатель — доля сельского населения по административно-территориальным единицам СССР согласно переписей 1926, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг.
Решили превратить его карты в видеоинфографику наглядно показывающую изменение социально-демографической структуры региона Верхневолжья (Мерянии) в границах четырех областей — Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской.
Модель Рената в целом иллюстрирует известную картину тотальной депопуляции села (перехода сельского населения в города) в Сталинско-Брежневском СССР. Но интересны региональные нюансы.
Уже в конце 1920-ых (1926) население Ивановского региона (Ивановская промышленная область) было наиболее урбанизированным, более 20% населения ИПО проживало в городах, что на тот период в целом соответствует уровню столичного Московского региона. При этом население трех других областей Верхневолжья — Владимирской, Ярославской и Костромской, оставалось более чем на 80% сельским. И, тем не менее, общий уровень их урбанизации был выше, чем в Рязанской, Калужской, Смоленской и Вологодской областях.
Все резко изменяется в 1930-ых в ходе сталинской индустриализации. Уровень урбананизации в Верхневолжье (1939) в целом составляет 30-50%, достигая во Владимирской и Ивановской областях уровня столичного региона. Помимо индустриализации самих регионов Верхневолжья имеет место массовая миграция их населения в Москву и Московский регион. При этом, население Рязанской (в особенности), Калужской, Смоленской Вологодской областей продолжает оставаться преимущественно крестьянским.
ВОВ и последовавшее за ней востановление народного хозяйства СССР кардинально и навсегда изменяет социально-демографическую структуру Верхневолжья. Согласно переписи 1959 года только 30-40% населения Ивановской области оставалось сельским, 40-50% приходилось на сельское население во Владимирской и Ярославской областях, и лишь Костромская область оставалась преимущественно крестьянской, в ней проживало 60-70% сельского населения.
В дальнейшем этот тренд только усиливается. Уже в эпоху брежневского «застоя» процент сельского населения в Ивановской, Владимирской, Ярославской областях падает до 30-20%, а в Костромской составялет 30-40%. Верхневолжье по своей экономической и социально-демографической структуре в целом становится частью Московской агломерации. А к концу 1980-ых годов (1989) Ивановская и Ярославская области перегоняют по этому показателю даже Московскую область, к 1989 году в них остается менее 20% сельского населения.
По-видимому, за последние 30 постсоветских лет процент сельского населения ещё более уменьшился. Кроме всем понятных причин и следствий, как то продолжающееся стягивание населения в областные центры, близкую к ним столицу и тотальное вымирание села, этот тренд имеет и свое культурное измерение. Великорусское, в своем субстрате мерянское, ядро оказалось наиболее пострадавшим от советской и постсоветской урбанизации, что прямым образом повлияло на потерю верхневолжской популяцией своей культурно-языковой и этнической идентичности, и в целом, исторической памяти. Не имперская Москва и ее регион, а Верхневолжье (Иваново, Ярославль) оказалось эпицентром той «черной дыры» куда давно уже провалилась вся историческая «Великороссия».
#инфографика #депопуляциясела #верхневолжье
YouTube
Доля сельского населения Верхневолжья (Мерянии) по субъектам РСФСР, 1926-1989
Географ и дата журналист Ренат Темиргалеев в своем канале «Блокнот географа» https://yangx.top/zametkigeo опубликовал серию из шести карт, на которых отображен довольно тривиальный, но интересный показатель — доля сельского населения по административно-территориальным…
«Толока», «помочь» и «пособье». Из Диалектологического атласа «Язык русской деревни».
С подачи Васки Шемтолгая изучаю карты Диалектологического атласа «Язык русской деревни». Встретил там карту названий коллективной помощи в сельской работе.
Интересен розовый ареал слова «толока». С точностью, не скажу, связан ли он с беларуским словом талака – «толпа», но семантическая связь, по-видимому, более чем возможна. Сразу оговорюсь, несмотря на то, что слово «толока» присутствует в ярославско-костромском словаре Мельниченко, сам этот термин не имел широкого хождения на территории ИМЗ и был зафиксирован Мельниченко только в Мышкинском, Пречистенском и Ростовском районах Ярославской области (след верхневолжских кривичей?). Основной ареал термина «толока» соответствует балто-славянскому, крывицко-вятичскому субстрату у западных русских. Вне основного ареала оказывается мещерский анклав напротив современной Рязани который, по-видимому, можно ассоциировать с куршаками («литва головастая», «литва некрещеная»). К слову, у куршаков бытовали не только плетеные оборы, сближающие их с беларусами и литовцами, но и лапти «мордовского» типа, черные повилы, встречающиеся у мордвы, марийцев и чувашей. В целом ареал «толоки» совпадает с границами Смоленской, Псковской земель, Верховских княжеств и В.К. Литовского в период его наибольшего расширения.
Также интересны темно-зеленые анклавы, связанные с термином «пособье» располагающиеся в районах Бежецкого верха (Бежецкая пятина В. Новгорода), Тутаева, Чухломы, Судиславля, бывшего древнерусского города Унжа (ныне одноименное село) и Варнавино на Ветлуге. Учитывая основной ареал этого термина, локализующегося между Гдовом и Новгородом, можно осторожно предположить, что верхневолжские и ветлужско-унженские анклавы могут быть своеобразным следом средневековых новгородцев и их языка на землях мери (ИМЗ и Меровия). Возможно, некогда основной ареал термина «пособье» охватывал и сам Новгород, куда позднее, после новгородского погрома и Ливонской войны, вместе с замещающей верхневолжской миграцией проник термин «помочь» характерный для центральной Московии. В итоге вытеснивший аутентичное «пособье» на новгородско-чудское пограничье.
#диалекты #кривичи #вятичи #меря #словене
С подачи Васки Шемтолгая изучаю карты Диалектологического атласа «Язык русской деревни». Встретил там карту названий коллективной помощи в сельской работе.
Интересен розовый ареал слова «толока». С точностью, не скажу, связан ли он с беларуским словом талака – «толпа», но семантическая связь, по-видимому, более чем возможна. Сразу оговорюсь, несмотря на то, что слово «толока» присутствует в ярославско-костромском словаре Мельниченко, сам этот термин не имел широкого хождения на территории ИМЗ и был зафиксирован Мельниченко только в Мышкинском, Пречистенском и Ростовском районах Ярославской области (след верхневолжских кривичей?). Основной ареал термина «толока» соответствует балто-славянскому, крывицко-вятичскому субстрату у западных русских. Вне основного ареала оказывается мещерский анклав напротив современной Рязани который, по-видимому, можно ассоциировать с куршаками («литва головастая», «литва некрещеная»). К слову, у куршаков бытовали не только плетеные оборы, сближающие их с беларусами и литовцами, но и лапти «мордовского» типа, черные повилы, встречающиеся у мордвы, марийцев и чувашей. В целом ареал «толоки» совпадает с границами Смоленской, Псковской земель, Верховских княжеств и В.К. Литовского в период его наибольшего расширения.
Также интересны темно-зеленые анклавы, связанные с термином «пособье» располагающиеся в районах Бежецкого верха (Бежецкая пятина В. Новгорода), Тутаева, Чухломы, Судиславля, бывшего древнерусского города Унжа (ныне одноименное село) и Варнавино на Ветлуге. Учитывая основной ареал этого термина, локализующегося между Гдовом и Новгородом, можно осторожно предположить, что верхневолжские и ветлужско-унженские анклавы могут быть своеобразным следом средневековых новгородцев и их языка на землях мери (ИМЗ и Меровия). Возможно, некогда основной ареал термина «пособье» охватывал и сам Новгород, куда позднее, после новгородского погрома и Ливонской войны, вместе с замещающей верхневолжской миграцией проник термин «помочь» характерный для центральной Московии. В итоге вытеснивший аутентичное «пособье» на новгородско-чудское пограничье.
#диалекты #кривичи #вятичи #меря #словене
«Meryan Summer»
Katja Zmeeva, как-то раз, придумала автохтонное название для залесского «Бабьего лета» по аналогии с известной английской идиомой* «Indian Summer» — «Мерянское лето».
Очень тонко и изящно подмечено! Напольских, опираясь на основы космогонического мифа, пишет, что северо-американские индейцы отпочковались от прото— финно-угорско — алтайско — нивхо — юкагиро — эскимосского конгломерата. Намедни Васка Шёмтолгай писал, что нашёл материал, где вычисляется % алтайского компонента в генетике финно-угорских народов. Он постепенно снижается с десятков % в популяциях Урала до считанных % у прибалтов. Но он есть. Так что да, все мы немножечко индейцы. Все мы немножечко меря.
*Идиома: Indian summer - «Бабье лето» родом из Северной Америки XVIII века. В этот период континент активно колонизировали европейцы, сталкиваясь с коренным индейским населением и изучая его. По наблюдениям англоязычных переселенцев, осенью индейцы кочевали с запада на территорию современных центральных и восточных штатов, где после первых заморозков устанавливалась теплая погода.
#меря #бабьелето
Katja Zmeeva, как-то раз, придумала автохтонное название для залесского «Бабьего лета» по аналогии с известной английской идиомой* «Indian Summer» — «Мерянское лето».
Очень тонко и изящно подмечено! Напольских, опираясь на основы космогонического мифа, пишет, что северо-американские индейцы отпочковались от прото— финно-угорско — алтайско — нивхо — юкагиро — эскимосского конгломерата. Намедни Васка Шёмтолгай писал, что нашёл материал, где вычисляется % алтайского компонента в генетике финно-угорских народов. Он постепенно снижается с десятков % в популяциях Урала до считанных % у прибалтов. Но он есть. Так что да, все мы немножечко индейцы. Все мы немножечко меря.
*Идиома: Indian summer - «Бабье лето» родом из Северной Америки XVIII века. В этот период континент активно колонизировали европейцы, сталкиваясь с коренным индейским населением и изучая его. По наблюдениям англоязычных переселенцев, осенью индейцы кочевали с запада на территорию современных центральных и восточных штатов, где после первых заморозков устанавливалась теплая погода.
#меря #бабьелето
Меряния в "Диалектологическом атласе" 1986 года.
Васка Шёмтолгай раскопал на просторах рунета "Диалектологический атлас" 1986 года. Часть карт из него давно засветилась там и сям. Но некоторые бриллиаты так и лежали под спудом. Оказывается, форма имени Олья вполне этномаркирующая мерянская! Чаще всего она встречается в Яр.-Кс. Заволжье и на Ветлуге. Менее плотно до Ростова и Иванова к югу и до Вологды, Вельска и Тотьмы к северу. В других местностях практически не присутствует.
1. Ёканье (Ё из Е) - один из мерянских этномаркеров - вертикальный зелёный штрих.
Розовым - условно вятическое яканье.
Изоглоссы (чёрным) условно намечают пределы распространения наиболее характерных пост-мерянских языковых фактов. Какие-то из них распространены шире этих пределов. Но и внутри пост-мерянской территории в ряде районов распространены общерусские лингвофакты.
2. А здесь - просто иллюстрация степени распространения некоторых среднерусских лингвофактов в Меряно-Чудьской диалектной зоне. Косой штрих - средне-русские факты. Зелёная заливка - меряно-чудьские факты. Розовым - переходные формы.
3. Цеканье (переход Ч в Ц, Ць) - наиболее характерная черта мерянской языковой традиции. И так же - чудьской и муромо-мещерской. Показано зелёной заливкой и штрихом.
4. Этномаркирующая (мерянская) форма имени Ольга. Это смягчение аналогично переходу Ч в Ць. Подобные трансформации характерны для всего чудьского севера.
5. Северо-восточная (меряно-чудьская) диалектная зона.
Сопоставление этих карт даёт возможность выявить географию расселения этно-групп со специфическим пост-мерянским набором лингво-фактов. В свою очередь, эта этно-география перекликается с географией расселения приверженцев ИПХС (старообрядцев "бегунов" - странников) в 19 - нач.20 вв. Согласно Уставных статей ИПХС от 1895 года основной ареал обитания "истинных христиан - странников" подразделялся на пять Стран в полосе от Каргополя до Казани. Включая Вологду, Ярославль и Вичугу. Духовные центры "стран" приурочены к более населённым местностям. Однако, кажущаяся узость этой цепочки не должна вводить в заблуждение. Вичуга была важнейшим центром, духовно окормлявшим всю тогдашнюю Костромскую губернию. А центр в Казани - всё Среднее Поволжье, Вятку и Пермский край. В этой полосе пост-меряне 19 века в основном и проживали. В Ср.Поволжье дисперсно. В полосе же от Вельска к Тотьме, Вологде, Белоозеру, Мологе, Ярославлю, Ростову, Костроме, Иванову, Вичуге, Кинешме, Галичу, Унже и Ветлуге - составляли преобладающую массу местного автохтонного населения.
С картами можно ознакомиться в нашей группе В контакте.
#меря #меряния #диалекты #merjamaa
Васка Шёмтолгай раскопал на просторах рунета "Диалектологический атлас" 1986 года. Часть карт из него давно засветилась там и сям. Но некоторые бриллиаты так и лежали под спудом. Оказывается, форма имени Олья вполне этномаркирующая мерянская! Чаще всего она встречается в Яр.-Кс. Заволжье и на Ветлуге. Менее плотно до Ростова и Иванова к югу и до Вологды, Вельска и Тотьмы к северу. В других местностях практически не присутствует.
1. Ёканье (Ё из Е) - один из мерянских этномаркеров - вертикальный зелёный штрих.
Розовым - условно вятическое яканье.
Изоглоссы (чёрным) условно намечают пределы распространения наиболее характерных пост-мерянских языковых фактов. Какие-то из них распространены шире этих пределов. Но и внутри пост-мерянской территории в ряде районов распространены общерусские лингвофакты.
2. А здесь - просто иллюстрация степени распространения некоторых среднерусских лингвофактов в Меряно-Чудьской диалектной зоне. Косой штрих - средне-русские факты. Зелёная заливка - меряно-чудьские факты. Розовым - переходные формы.
3. Цеканье (переход Ч в Ц, Ць) - наиболее характерная черта мерянской языковой традиции. И так же - чудьской и муромо-мещерской. Показано зелёной заливкой и штрихом.
4. Этномаркирующая (мерянская) форма имени Ольга. Это смягчение аналогично переходу Ч в Ць. Подобные трансформации характерны для всего чудьского севера.
5. Северо-восточная (меряно-чудьская) диалектная зона.
Сопоставление этих карт даёт возможность выявить географию расселения этно-групп со специфическим пост-мерянским набором лингво-фактов. В свою очередь, эта этно-география перекликается с географией расселения приверженцев ИПХС (старообрядцев "бегунов" - странников) в 19 - нач.20 вв. Согласно Уставных статей ИПХС от 1895 года основной ареал обитания "истинных христиан - странников" подразделялся на пять Стран в полосе от Каргополя до Казани. Включая Вологду, Ярославль и Вичугу. Духовные центры "стран" приурочены к более населённым местностям. Однако, кажущаяся узость этой цепочки не должна вводить в заблуждение. Вичуга была важнейшим центром, духовно окормлявшим всю тогдашнюю Костромскую губернию. А центр в Казани - всё Среднее Поволжье, Вятку и Пермский край. В этой полосе пост-меряне 19 века в основном и проживали. В Ср.Поволжье дисперсно. В полосе же от Вельска к Тотьме, Вологде, Белоозеру, Мологе, Ярославлю, Ростову, Костроме, Иванову, Вичуге, Кинешме, Галичу, Унже и Ветлуге - составляли преобладающую массу местного автохтонного населения.
С картами можно ознакомиться в нашей группе В контакте.
#меря #меряния #диалекты #merjamaa
VK
Мерянский Язык / Merän Jelma / Merän Kel
Меряния в "Дилектологическом атласе" 1986 года.
Васка Шёмтолгай аскопал на просторах рунета "Дилектологический атлас" 1986 года. Часть карт из него давно засветилась там и сям. Но некоторые бриллиаты так и лежали под спудом. Оказывается, форма имени Олья…
Васка Шёмтолгай аскопал на просторах рунета "Дилектологический атлас" 1986 года. Часть карт из него давно засветилась там и сям. Но некоторые бриллиаты так и лежали под спудом. Оказывается, форма имени Олья…
Святыни кривичско-мерянского пограничья
Земля Кашина это древнее балто-финнское пограничье кривичей и меря, являвшееся в р.ж.в и в средние века зоной активной аккультурации наших людей. Здесь, на загадочной речной петле на рубеже XII-XIII веков возник город Кашин, ставший центром самостоятельного княжества, вошедшего позднее в состав Твери,и потом Москвы.
Название городу дала река Кашинка, в старину - Кашина, или Каша. Название ее, очевидно, финского происхождения. Племя меря, которое принадлежало к этой этнической группе, населяло этот край вместе с балто-кривичами до освоения верхневолжской территории русскими князьями, начавшегося в XII столетии. Память о них сохранилась и в более позднее время в наименованиях мерянских этно-территориальных образований в составе Московского государства - Мерецкого и Чудского станов Кашинского уезда 15-17 веков.
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/svjatyni_krivichsko_merjanskogo_pogranichja/2012-09-17-637
#синькамень #меря #кривичи #магия
Земля Кашина это древнее балто-финнское пограничье кривичей и меря, являвшееся в р.ж.в и в средние века зоной активной аккультурации наших людей. Здесь, на загадочной речной петле на рубеже XII-XIII веков возник город Кашин, ставший центром самостоятельного княжества, вошедшего позднее в состав Твери,и потом Москвы.
Название городу дала река Кашинка, в старину - Кашина, или Каша. Название ее, очевидно, финского происхождения. Племя меря, которое принадлежало к этой этнической группе, населяло этот край вместе с балто-кривичами до освоения верхневолжской территории русскими князьями, начавшегося в XII столетии. Память о них сохранилась и в более позднее время в наименованиях мерянских этно-территориальных образований в составе Московского государства - Мерецкого и Чудского станов Кашинского уезда 15-17 веков.
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/svjatyni_krivichsko_merjanskogo_pogranichja/2012-09-17-637
#синькамень #меря #кривичи #магия