Мерянская / ростовская колонизация восточной Вологодчины по материалам распространения «ростово-суздальской» лексики.
Читая «К этимологии рус. диал. пестерь, пехтерь, пещер» Ольги Валерьевны Мищенко встретил интересный момент, подтверждающий мои личные открытия сделанные в рамках нашего проекта SUBSTRATA MERJANICA — меря из района Шексны, Белозерья, Прикубенья по Сухоне проникали в район Устюга и реки Юг где, по-видимому, в XIV-XV веках образовался значительный мерянский центр — по Югу и Лузе 57 деревень с названиями мерянского типа, и несколько небольших — в районе Нюксеницы 10 деревень, в районе Тотьмы 6 деревень, в районе Шуйского 16 деревень. Цитирую:
«Не имея возможности подробно останавливаться на вопросе распространения владимиро-суздальской лексики по территории Русского Севера, отметим лишь следующее. Как известно, одна из зон расселения мигрантов с юга связана с территорией Белого озера, куда они могли проникать, например, по Шексне. Наблюдения показывают, что еще один из путей перемещения ростово-суздальского населения на север связан с бассейнами Сухоны и Юга. Так, нередки случаи лексических параллелей между территорией Белозерья и крайним востоком региона (К-Г, В-Уст, Котл, Вил, К-Б, Лен).
С восточных территорий продвижение могло идти дальше по Северной Двине или Пинеге. С другой стороны, ростово-суздальская лексика могла распространяться на север и по водным путям запада (Белозерье, Кубена), а затем вниз по Онеге. По крайней мере, изоглоссы ряда лексем прослеживаются вплоть до низовий последней.
Таким образом, ареалы «ростово-суздальской» лексики (мы не говорим сейчас о той лексике, которая получила повсеместное или очень широкое распространение на территории Русского Севера) характерны для запада и северо-запада региона (Белозерья и бассейна Онеги), а также для его востока и северо-востока (низовий Сухоны и Юга, Северной Двины в верхнем и среднем течении, бассейна Пинеги). При этом наиболее показательными являются случаи, когда одна и та же лексика фиксируется на западе и на востоке региона.»
Все это вполне закономерно, если принять во внимание возможность движения на восток региона по Сухоне и соотнесенность этой территории с ареалом вологодской мери.
Арт: Иллюстрация из серии "Предки на водоразделах рек и культур". 2016.
#меря #мерянскийязык #ростовосуздальскаяземля #вологодскаяобласть
Читая «К этимологии рус. диал. пестерь, пехтерь, пещер» Ольги Валерьевны Мищенко встретил интересный момент, подтверждающий мои личные открытия сделанные в рамках нашего проекта SUBSTRATA MERJANICA — меря из района Шексны, Белозерья, Прикубенья по Сухоне проникали в район Устюга и реки Юг где, по-видимому, в XIV-XV веках образовался значительный мерянский центр — по Югу и Лузе 57 деревень с названиями мерянского типа, и несколько небольших — в районе Нюксеницы 10 деревень, в районе Тотьмы 6 деревень, в районе Шуйского 16 деревень. Цитирую:
«Не имея возможности подробно останавливаться на вопросе распространения владимиро-суздальской лексики по территории Русского Севера, отметим лишь следующее. Как известно, одна из зон расселения мигрантов с юга связана с территорией Белого озера, куда они могли проникать, например, по Шексне. Наблюдения показывают, что еще один из путей перемещения ростово-суздальского населения на север связан с бассейнами Сухоны и Юга. Так, нередки случаи лексических параллелей между территорией Белозерья и крайним востоком региона (К-Г, В-Уст, Котл, Вил, К-Б, Лен).
С восточных территорий продвижение могло идти дальше по Северной Двине или Пинеге. С другой стороны, ростово-суздальская лексика могла распространяться на север и по водным путям запада (Белозерье, Кубена), а затем вниз по Онеге. По крайней мере, изоглоссы ряда лексем прослеживаются вплоть до низовий последней.
Таким образом, ареалы «ростово-суздальской» лексики (мы не говорим сейчас о той лексике, которая получила повсеместное или очень широкое распространение на территории Русского Севера) характерны для запада и северо-запада региона (Белозерья и бассейна Онеги), а также для его востока и северо-востока (низовий Сухоны и Юга, Северной Двины в верхнем и среднем течении, бассейна Пинеги). При этом наиболее показательными являются случаи, когда одна и та же лексика фиксируется на западе и на востоке региона.»
Все это вполне закономерно, если принять во внимание возможность движения на восток региона по Сухоне и соотнесенность этой территории с ареалом вологодской мери.
Арт: Иллюстрация из серии "Предки на водоразделах рек и культур". 2016.
#меря #мерянскийязык #ростовосуздальскаяземля #вологодскаяобласть
Вдогонку к предыдущему посту про мерянский топонимический и языковой след по Сухоне и Югу.
Вспомнился интересный момент из истории XVII века. Во время Разинского восстания, в 1670 году, с Цыкмы (Козьмодемьянска в горной части Марий Эл) на верхнюю Ветлугу, Унжу, а затем в Галич-Мерьский отправился сформированный из марийцев отряд атамана Ильи Ивановича Пономарева, тоже этнического марийца. Там они подняли местных холопов, и резали землевладельцев, детей боярских, московских служилых. Обложили Судайскую крепость (примечательно, что там рядом сохранилась священная роща), а потом часть отряда ушла в Тотьму. В свете данных топонимии, мерянско-ростовской колонизации Посухонья, того, что под Тотьмой есть мерянский топоанклав, не говоря уже про этническую фактуру самого Галичского уезда (бывшего Галич-Мерьского княжества), становится понятна мотивация Пономарева. Восставшие марийцы шли не абы куда, а в свойские, знакомые места, освобождать - своих.
#меря #мари
Вспомнился интересный момент из истории XVII века. Во время Разинского восстания, в 1670 году, с Цыкмы (Козьмодемьянска в горной части Марий Эл) на верхнюю Ветлугу, Унжу, а затем в Галич-Мерьский отправился сформированный из марийцев отряд атамана Ильи Ивановича Пономарева, тоже этнического марийца. Там они подняли местных холопов, и резали землевладельцев, детей боярских, московских служилых. Обложили Судайскую крепость (примечательно, что там рядом сохранилась священная роща), а потом часть отряда ушла в Тотьму. В свете данных топонимии, мерянско-ростовской колонизации Посухонья, того, что под Тотьмой есть мерянский топоанклав, не говоря уже про этническую фактуру самого Галичского уезда (бывшего Галич-Мерьского княжества), становится понятна мотивация Пономарева. Восставшие марийцы шли не абы куда, а в свойские, знакомые места, освобождать - своих.
#меря #мари
Напоминаю, что у проекта Merjamaa.ru есть свой ютуб-канал https://www.youtube.com/c/MerjamaaRu
Подписывайтесь.
#кино
Подписывайтесь.
#кино
YouTube
Чудь да Меря. Сказка
Сказка директора Научно-исследовательского гуманитарного института в Саранске, доктора исторических наук Валерия Юрчёнкова, по мотивам рисунков Юрия Дырина.
Источник: Андрей Шляхов.
https://www.youtube.com/channel/UCW5onxFSvNPmQtx9FL4LVjg
Источник: Андрей Шляхов.
https://www.youtube.com/channel/UCW5onxFSvNPmQtx9FL4LVjg
Немного окской Прото-Мерянии.
Реконструкция женского костюма рязано-окской культуры по материалам Никитинского могильника V-VII вв. (Спасский р-н Ряз.обл). Реконструктор Анастасия Лугинина, Обран-Ош (Нижний Новгород).
Представители части популяций рязано-окской культуры ~ в VII в. переселились с Оки в Ивановское Поволжье, на Клязьму и далее на великие озера Волго-Клязьменского междуречья, и вместе с поздними верхневолжскими дьяковцами образовали мерянский этнос (этносы), который мы знаем по ранним русским летописям.
#реконструкция
Реконструкция женского костюма рязано-окской культуры по материалам Никитинского могильника V-VII вв. (Спасский р-н Ряз.обл). Реконструктор Анастасия Лугинина, Обран-Ош (Нижний Новгород).
Представители части популяций рязано-окской культуры ~ в VII в. переселились с Оки в Ивановское Поволжье, на Клязьму и далее на великие озера Волго-Клязьменского междуречья, и вместе с поздними верхневолжскими дьяковцами образовали мерянский этнос (этносы), который мы знаем по ранним русским летописям.
#реконструкция
А за Угрой - "литвины".
В тему набирающего популярность литвоманства. Сегодня, читая статью В.Н. Темушева "Проблема реконструкции Московско-литовской границы в XV в." (*) вспомнил как 20 лет назад, во время поездки по голядско-вятичским городищам р.ж.в и раннего средневековья, Вадим Казаков, калужский краевед и родоначальник современного вятичского дискурса, рассказывал, что в XIX веке калужане тех, кто живет за Угрой называли "литвинами".
Темушев пишет, что на середину XIV в. можно условно выделить пограничную полосу между Московскими и Смоленскими землями, одну сторону которой составляла р. Протва с пограничным городком Вышгородом, а другую — р. Угра. Характерно, что в 1352 г. московский великий князь шел на Смоленск не напрямую (Москва — Можайск — Вязьма — Дорогобуж — Смоленск), а через Вышгород на Протве и р. Угру. Очевидно, такой маршрут был продиктован какими-то причинами. Вполне вероятно, что в то время наиболее удобная дорога на Смоленск шла именно через р. Угру.
Что это нам дает в остатке - временной промежуток между смоленско-московской границей в XIV в., карачевско-московской границей рубежа XV-XVI вв., и свидетельством из калужской этнографии составляет 400-500 лет. Устойчивое понимание, что мы не "литва" у калужан сохранялась на протяжении веков.
Спросил Вадима про источник упоминания "литвинов" за Угрой, он ответил что надо искать в калужских краеведческих публикациях. Литература для пытливых http://kokm.ru/ru/publications/printing_publications/
(*) Журнал: Працы гістарычнага факультэта БДУ : навук. зб. Вып. 5 — Мінск : БДУ, 2010
#балты #смоленскоекняжество #верховскиекняжества
В тему набирающего популярность литвоманства. Сегодня, читая статью В.Н. Темушева "Проблема реконструкции Московско-литовской границы в XV в." (*) вспомнил как 20 лет назад, во время поездки по голядско-вятичским городищам р.ж.в и раннего средневековья, Вадим Казаков, калужский краевед и родоначальник современного вятичского дискурса, рассказывал, что в XIX веке калужане тех, кто живет за Угрой называли "литвинами".
Темушев пишет, что на середину XIV в. можно условно выделить пограничную полосу между Московскими и Смоленскими землями, одну сторону которой составляла р. Протва с пограничным городком Вышгородом, а другую — р. Угра. Характерно, что в 1352 г. московский великий князь шел на Смоленск не напрямую (Москва — Можайск — Вязьма — Дорогобуж — Смоленск), а через Вышгород на Протве и р. Угру. Очевидно, такой маршрут был продиктован какими-то причинами. Вполне вероятно, что в то время наиболее удобная дорога на Смоленск шла именно через р. Угру.
Что это нам дает в остатке - временной промежуток между смоленско-московской границей в XIV в., карачевско-московской границей рубежа XV-XVI вв., и свидетельством из калужской этнографии составляет 400-500 лет. Устойчивое понимание, что мы не "литва" у калужан сохранялась на протяжении веков.
Спросил Вадима про источник упоминания "литвинов" за Угрой, он ответил что надо искать в калужских краеведческих публикациях. Литература для пытливых http://kokm.ru/ru/publications/printing_publications/
(*) Журнал: Працы гістарычнага факультэта БДУ : навук. зб. Вып. 5 — Мінск : БДУ, 2010
#балты #смоленскоекняжество #верховскиекняжества
Смоленская земля и кривичи.
В дополнение к предыдущему посту про "литвинов". Нашел карту границ Смоленской земли в XII в. и решил нанести на нее примерные ареалы древних народов. Как и в случае с границами нашей Ростово-Суздальской земли, коррелирующими с границами исторической Мерянии, границы Смоленской земли коррелируют с этнической территорией кривичей, обратите внимание на маркеры кривичского присутствия — курганные могильники отмеченные на карте. Так эти исторические земли/княжества, вместе с их границами, и надо рассматривать — в ретроспективе от племен до классической региональной этнографии. В этом свете средневековая смоленская граница по Угре, по-видимому, была отражением пограничья этно-ареалов галиндов/вятичей и кривичей, отголоски культурно-политической инаковости которых (для первой группы), сохранялись вплоть до XIX века.
Подписи к карте:
— города,
2 — центры волостей,
3 — прочие населенные пункты,
4 — населенные пункты, существовавшие в 30-х годах XII в.,
5 — населенные пункты, впервые упомянутые в источниках во второй половине XII и в XIII вв.,
6 — курганные могильники с этнически определяющими кривичскими находками,
7 — верхневолжский ареал новгородской колонизации (по археологическим данным),
8 — граница Смоленской земли к середине XII в.
#кривичи #голядь #вятичи #XIIвек
В дополнение к предыдущему посту про "литвинов". Нашел карту границ Смоленской земли в XII в. и решил нанести на нее примерные ареалы древних народов. Как и в случае с границами нашей Ростово-Суздальской земли, коррелирующими с границами исторической Мерянии, границы Смоленской земли коррелируют с этнической территорией кривичей, обратите внимание на маркеры кривичского присутствия — курганные могильники отмеченные на карте. Так эти исторические земли/княжества, вместе с их границами, и надо рассматривать — в ретроспективе от племен до классической региональной этнографии. В этом свете средневековая смоленская граница по Угре, по-видимому, была отражением пограничья этно-ареалов галиндов/вятичей и кривичей, отголоски культурно-политической инаковости которых (для первой группы), сохранялись вплоть до XIX века.
Подписи к карте:
— города,
2 — центры волостей,
3 — прочие населенные пункты,
4 — населенные пункты, существовавшие в 30-х годах XII в.,
5 — населенные пункты, впервые упомянутые в источниках во второй половине XII и в XIII вв.,
6 — курганные могильники с этнически определяющими кривичскими находками,
7 — верхневолжский ареал новгородской колонизации (по археологическим данным),
8 — граница Смоленской земли к середине XII в.
#кривичи #голядь #вятичи #XIIвек
Удивительные марийцы и чуваши. У Васильченко встретил картинку показывающую редчайшую примесь днк нарвских охотников и собирателей, предположительно, вымершей тысячи лет назад популяции, у марийцев и чувашей; в таблице выделена красным. Исследователи, бывает, отправляются на поиски загадочных народов за тридевять земель, тратят жизнь на изучение далёких сорбов, басков или айнов.
Но не видят удивительное прямо перед своим носом.
#мари #чуваши
Но не видят удивительное прямо перед своим носом.
#мари #чуваши
Пообщался с автором вчерашней ДНК-таблицы. Всё-таки он поторопился. Субстрат охотников и собирателей у марийцев и чувашей местный, поволжский, не скандинавско-нарвского типа. Просто чуть более своеобразный. Но я думаю, его моделирование в любом случае представляет интерес. Оно выполнено в ДНК-калькуляторе G25, а образцы автором взяты из базы данных G25. Он сам делал, это всё общедоступно. База данных наполняется образцами из статей генетиков, в которых анализирется древняя ДНК. Baltic EST BA - это балто-славяне, Baltic LVA MN - волосовцы, RUS Yakutia - сибирская примесь, TUR_Tepecik_Ciftlik_N - что-то восточно- средиземноморское.
Из 5 образцов балтского среднего неолита 3 принадлежат местным нарвским охотникам и собирателям, а 2 - пришельцам типа волосовцев. И именно с ними у марийцев и чувашей сходство! Вот такая это сложная штука - моделирование предковых примесей. Нужно быть очень внимательным.
#марийцы #чуваши #днкгенеалогия
Из 5 образцов балтского среднего неолита 3 принадлежат местным нарвским охотникам и собирателям, а 2 - пришельцам типа волосовцев. И именно с ними у марийцев и чувашей сходство! Вот такая это сложная штука - моделирование предковых примесей. Нужно быть очень внимательным.
#марийцы #чуваши #днкгенеалогия
Telegram
Андрей Мерянин. Меряфутуризм.
Удивительные марийцы и чуваши. У Васильченко встретил картинку показывающую редчайшую примесь днк нарвских охотников и собирателей, предположительно, вымершей тысячи лет назад популяции, у марийцев и чувашей; в таблице выделена красным. Исследователи, бывает…
Судайская роща.
Виталий Филатов сегодня прислал свежую фотку их священной рощи. Осенью она особенно красива. Находится неподалеку от Судая среди обширных лугов на берегах речки Шимпол.
Посредине этого круглого в плане сказочного уголка - большая яма, края которой с годами оплывают. История появления ее передается из поколения в поколение. По словам старожилов, некогда на месте рощи стояла церковь. Однажды, во время богослужения, в храм вошла группа вооруженных татар. Бряцая оружием и шумя, они мешали службе. Внезапно земля разверзлась, и церковь вместе с людьми мгновенно ушла под землю.
Другая легенда помещает там спрятанный обоз с ценностями марийского отряда атамана Ильи Пономарёва, старшины Миронко Мумарина и есаула Дмитрия Куварина, бивших вместе с местными галицкими людьми московских служилых людей по всему Галицкому уезду в 1670 году.
Культовая локация для всех неомерян.
#костромскаяобласть
Виталий Филатов сегодня прислал свежую фотку их священной рощи. Осенью она особенно красива. Находится неподалеку от Судая среди обширных лугов на берегах речки Шимпол.
Посредине этого круглого в плане сказочного уголка - большая яма, края которой с годами оплывают. История появления ее передается из поколения в поколение. По словам старожилов, некогда на месте рощи стояла церковь. Однажды, во время богослужения, в храм вошла группа вооруженных татар. Бряцая оружием и шумя, они мешали службе. Внезапно земля разверзлась, и церковь вместе с людьми мгновенно ушла под землю.
Другая легенда помещает там спрятанный обоз с ценностями марийского отряда атамана Ильи Пономарёва, старшины Миронко Мумарина и есаула Дмитрия Куварина, бивших вместе с местными галицкими людьми московских служилых людей по всему Галицкому уезду в 1670 году.
Культовая локация для всех неомерян.
#костромскаяобласть
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК СЕРДЦЕ ПЕРМИ
Кинокартина «Сердце Пармы» открыла для зрителя полиэтничный и многоязычный мир становления Русского государства во времена Ивана III
Собственно, о полиэтничном характере Древнерусского государства свидетельствует и Повесть временных лет, описывающая становление государства как конфедерацию восточнославянских, прибалтийско-финских и волжско-финских племен
Об участии в формировании современного русского населения как славянских, так и финно-угорских элементов свидетельствуют и современные генетические исследования (см., например: http://генофонд.рф/?page_id=35691). Поэтому отношение к финно-угорскому наследию как к «чужому», не относящемуся напрямую к истории Руси представляется продолжением кабинетных построений ученых XIX века, не учитывающих данных современной лингвистики, генетики и этнографии
Упрощением является также рассмотрение финно-угорских (уральских) племен Средневековья как однородных в плане культуры и языка. То, что у приладожской чуди и корелы (собственно, как и у остального прибалтийско-финского по языку населения) было велико значение сельского хозяйства (земледелия и животноводства), почему-то порой вызывает удивление. Вместе с тем, еще член-корреспондент АН СССР Д.В. Бубрих отмечал, что активную роль в освоении Севера, в том числе современной Архангельской области, наряду со славянами играло и карельское и древнее вепсское население (http://knk.karelia.ru/site/bub/files/assets/basic-html/page-1.html#)
Находясь под властью Новгорода, к новгородцам или простым членам общины – людям (откуда самоназвания людиник у вепсов и лююди у южных карелов-людиков) относило себя и местное прибалтийско-финское население, одновременно сохраняя и память о своей племенной принадлежности. Показательно, что название судна новгородских ушкуйников – ушкуй, как и карбас восходят к вепсскому языку
Поэтому неудивительно, что земли к востоку от Обонежья, за волоками назывались не только Заволочьем, но еще и Пермью, то есть задней землей (от вепсского перяма). Отсюда и скандинавское обозначение этих земель – Биармия
Некоторые исследователи связывали понятие пермь и парма ‘густой, нетронутый лес, тайга’, ‘возвышенное место, покрытое еловым лесом’, сомневаясь порой в трактовке перми как «задней земли»
Однако, к прибалтийско-финскому (древневепсскому) источнику восходит еще одно внешнее название части пермских народов – зыряне (в говорах – зырь), восходящее к вепсскому сюрь- ‘крайний, сторонний’. Здесь мы видим явную сопоставимость по смыслу с понятием «задней земли»
С продвижением новгородцев на восток территориально смещались и Пермь с зырянами. Изначально под зырянами могли пониматься некоторые финно-угорские группы Заволочья (не обязательно пермские). Позднее под пермяками и пермянами понимались предки коми (не только коми-пермян, но и коми-зырян). Современные пермяки – это население Пермского края, без указания на его этническое происхождение
Но каким же был путь слов вепсского происхождения в отношении коми? Когда восточные славяне, древние вепсы и древние коми встретились в одной точке пространства и времени?
Требовалась встреча всех трех компонентов: двигавшихся с юго-запада (из Присвирья и Обонежья) в Заволочье новгородских словен и древних вепсов, а также проникающих с юго-востока и востока (из Прикамья) предков коми.
При скудности письменных источников упор необходимо делать на топонимию.
В этом плане показательно название Перемского стана в Пинежье (будущей д. Труфаново с окрестными деревнями) где, как и в Суре, произошла в XII–XV вв. одновременная встреча древнего вепсского, пермского и славянского населения. О том, что здесь ранее проживали коми, отражено и в грамоте великого князя Ивана III
На запад коми-население доходило до правобережья Двины
Кинокартина «Сердце Пармы» открыла для зрителя полиэтничный и многоязычный мир становления Русского государства во времена Ивана III
Собственно, о полиэтничном характере Древнерусского государства свидетельствует и Повесть временных лет, описывающая становление государства как конфедерацию восточнославянских, прибалтийско-финских и волжско-финских племен
Об участии в формировании современного русского населения как славянских, так и финно-угорских элементов свидетельствуют и современные генетические исследования (см., например: http://генофонд.рф/?page_id=35691). Поэтому отношение к финно-угорскому наследию как к «чужому», не относящемуся напрямую к истории Руси представляется продолжением кабинетных построений ученых XIX века, не учитывающих данных современной лингвистики, генетики и этнографии
Упрощением является также рассмотрение финно-угорских (уральских) племен Средневековья как однородных в плане культуры и языка. То, что у приладожской чуди и корелы (собственно, как и у остального прибалтийско-финского по языку населения) было велико значение сельского хозяйства (земледелия и животноводства), почему-то порой вызывает удивление. Вместе с тем, еще член-корреспондент АН СССР Д.В. Бубрих отмечал, что активную роль в освоении Севера, в том числе современной Архангельской области, наряду со славянами играло и карельское и древнее вепсское население (http://knk.karelia.ru/site/bub/files/assets/basic-html/page-1.html#)
Находясь под властью Новгорода, к новгородцам или простым членам общины – людям (откуда самоназвания людиник у вепсов и лююди у южных карелов-людиков) относило себя и местное прибалтийско-финское население, одновременно сохраняя и память о своей племенной принадлежности. Показательно, что название судна новгородских ушкуйников – ушкуй, как и карбас восходят к вепсскому языку
Поэтому неудивительно, что земли к востоку от Обонежья, за волоками назывались не только Заволочьем, но еще и Пермью, то есть задней землей (от вепсского перяма). Отсюда и скандинавское обозначение этих земель – Биармия
Некоторые исследователи связывали понятие пермь и парма ‘густой, нетронутый лес, тайга’, ‘возвышенное место, покрытое еловым лесом’, сомневаясь порой в трактовке перми как «задней земли»
Однако, к прибалтийско-финскому (древневепсскому) источнику восходит еще одно внешнее название части пермских народов – зыряне (в говорах – зырь), восходящее к вепсскому сюрь- ‘крайний, сторонний’. Здесь мы видим явную сопоставимость по смыслу с понятием «задней земли»
С продвижением новгородцев на восток территориально смещались и Пермь с зырянами. Изначально под зырянами могли пониматься некоторые финно-угорские группы Заволочья (не обязательно пермские). Позднее под пермяками и пермянами понимались предки коми (не только коми-пермян, но и коми-зырян). Современные пермяки – это население Пермского края, без указания на его этническое происхождение
Но каким же был путь слов вепсского происхождения в отношении коми? Когда восточные славяне, древние вепсы и древние коми встретились в одной точке пространства и времени?
Требовалась встреча всех трех компонентов: двигавшихся с юго-запада (из Присвирья и Обонежья) в Заволочье новгородских словен и древних вепсов, а также проникающих с юго-востока и востока (из Прикамья) предков коми.
При скудности письменных источников упор необходимо делать на топонимию.
В этом плане показательно название Перемского стана в Пинежье (будущей д. Труфаново с окрестными деревнями) где, как и в Суре, произошла в XII–XV вв. одновременная встреча древнего вепсского, пермского и славянского населения. О том, что здесь ранее проживали коми, отражено и в грамоте великого князя Ивана III
На запад коми-население доходило до правобережья Двины
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
Так, Стефан Пермский (XIV в.) проповедовать у пермян, начиная с устья Вычегды, где в районе современного Котласа находилось селение Пырас. Интересно отметить, что согласно коми преданию, на Вычегде жил могучий колдун-оборотень Ошлапей, имевший медвежьи лапы (это, собственно, и означает его имя). По легенде, он был побежден Стефаном Пермским и местным жителями. А на месте его могилы возникло село Ошлапье (Ленский район Архангельской области)
Озеро Перемское / Пермское известно неподалеку от Архангельска. Оно расположено в бассейне речки Вождоромки / Воджеромки, название которой явно содержит коми географический термин öрöм ‘старое русло’
В целом пермская по происхождению топонимия, соседствуя с русской, а также с субстратными географическими названиями саамского и прибалтийско-финского (вепсского и карельского) типа, отмечается в восточной части Архангельской области от Мезени до Вычегды
На востоке области в русских говорах отмечаются отдельные слова коми происхождения (наиболее известное – туес), а также соответствующие фамилии: Кычев (кöч ‘заяц’), Пуртов (пурт ‘нож’) и другие
И хотя Архангельская область не являлась центром формирования коми народа, понятие слова пермь, пермяне, пермяки, а равно зыряне появились именно здесь – в месте встречи Руси, Перми и Чуди
#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #пинежскийрайон #коми #вепсы #пермь
Озеро Перемское / Пермское известно неподалеку от Архангельска. Оно расположено в бассейне речки Вождоромки / Воджеромки, название которой явно содержит коми географический термин öрöм ‘старое русло’
В целом пермская по происхождению топонимия, соседствуя с русской, а также с субстратными географическими названиями саамского и прибалтийско-финского (вепсского и карельского) типа, отмечается в восточной части Архангельской области от Мезени до Вычегды
На востоке области в русских говорах отмечаются отдельные слова коми происхождения (наиболее известное – туес), а также соответствующие фамилии: Кычев (кöч ‘заяц’), Пуртов (пурт ‘нож’) и другие
И хотя Архангельская область не являлась центром формирования коми народа, понятие слова пермь, пермяне, пермяки, а равно зыряне появились именно здесь – в месте встречи Руси, Перми и Чуди
#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #пинежскийрайон #коми #вепсы #пермь
Нашел новый интересный термин на просторах интернета. То самое, русское: "где родился, там и пригодился". ))
#жизнь
#жизнь
Восприятие цветов в древности.
Намедни думал как мог бы по-мерянски называться гриб опенок, изучал его названия в разных ф-у языках и наткнулся на эрзянскую форму pizemepango, дословно "желтый гриб".
Эрзянская лексема piže происходит от древнеуральской лексемы piša - "зеленый", "желтый", "желчь". Забавно, это совмещение зеленого и желтого, напоминает лексему шем - совмещающую в себе понятия "черный", "темный", "темноватый", "вороной", видимо у древних финнов эти цвета были близки до степени смешения.
Мне это напомнило статью Дарьи Варламовой в "Теории и практике", где утверждается, что слов для обозначения синего цвета нет ни в одном из древних текстов: ни в Библии, ни в Торе, ни в исландских сагах, ни в индийских поэмах. На основании этого делается вывод, что раньше люди попросту не видели синий цвет, а за последние века цветовосприятие стало совершеннее.
В "Илиаде" море — фиолетовое, а мед — зеленый. Британский политик Уильям Гладстон считал, что современники Гомера видели мир в основном в контрастах между светом и темнотой, а цвета радуги воспринимались ими как неопределенные полутона между белым и черным. Или, если быть более точным, они видели мир в черно-белых тонах с вкраплением красного, так как Гладстон заключил, что чувство цвета начало развиваться во времена Гомера и прежде всего включало в себя красные тона.
Похоже что "цветовая слепота" древних греков была характерна и для древних финно-угров.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки
Намедни думал как мог бы по-мерянски называться гриб опенок, изучал его названия в разных ф-у языках и наткнулся на эрзянскую форму pizemepango, дословно "желтый гриб".
Эрзянская лексема piže происходит от древнеуральской лексемы piša - "зеленый", "желтый", "желчь". Забавно, это совмещение зеленого и желтого, напоминает лексему шем - совмещающую в себе понятия "черный", "темный", "темноватый", "вороной", видимо у древних финнов эти цвета были близки до степени смешения.
Мне это напомнило статью Дарьи Варламовой в "Теории и практике", где утверждается, что слов для обозначения синего цвета нет ни в одном из древних текстов: ни в Библии, ни в Торе, ни в исландских сагах, ни в индийских поэмах. На основании этого делается вывод, что раньше люди попросту не видели синий цвет, а за последние века цветовосприятие стало совершеннее.
В "Илиаде" море — фиолетовое, а мед — зеленый. Британский политик Уильям Гладстон считал, что современники Гомера видели мир в основном в контрастах между светом и темнотой, а цвета радуги воспринимались ими как неопределенные полутона между белым и черным. Или, если быть более точным, они видели мир в черно-белых тонах с вкраплением красного, так как Гладстон заключил, что чувство цвета начало развиваться во времена Гомера и прежде всего включало в себя красные тона.
Похоже что "цветовая слепота" древних греков была характерна и для древних финно-угров.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки
Гнилинг и социальная мобильность.
Вдогонку к утренней теме. Меряне и постмеряне всегда отличались особенной соц.мобильностью, начиная с X века и по век XX, легко снимались с обжитых мест, шли на север вслед за весью в Прикубенье и Белозерье, уходили волнами от насильственной христианизации за Волгу, на Унжу, в нижегородскую Меровию, а кто вообще на Вятку. В XIX-XX веках была волна отходничества в Питер, Москву, Ебург, Пермь, наши валенки катали (жгоны), шаповалили (шачебольские), плотничали (кусские) и тд.
Образ жизни Москвы и Санкт-Петербурга значительно отличался от других городов. Именно крестьянин, прибывавший из деревни, подмечал особенности столичного образа жизни. На него производили впечатление масштабы и темп жизни столицы, социальные и этнические контрасты, многообразие видов деятельности и перспектив испробовать себя в новом деловом качестве. Поскольку тайной мечтой каждого крестьянина, отправлявшегося в столицу, было желание "выбиться в люди", а, возможно, и разбогатеть, то город привлекал и особыми социальными возможностями.
Мой прадед Семён был отходником-шаповалом. Его предки шаповалили ходя до Питера, прадед жил в Екатеринбурге, а на изломе НЭПа успел подался в Москву. Я, его правнук, тоже отходник, сейчас нас называют экспатами.
#жизнь
Вдогонку к утренней теме. Меряне и постмеряне всегда отличались особенной соц.мобильностью, начиная с X века и по век XX, легко снимались с обжитых мест, шли на север вслед за весью в Прикубенье и Белозерье, уходили волнами от насильственной христианизации за Волгу, на Унжу, в нижегородскую Меровию, а кто вообще на Вятку. В XIX-XX веках была волна отходничества в Питер, Москву, Ебург, Пермь, наши валенки катали (жгоны), шаповалили (шачебольские), плотничали (кусские) и тд.
Образ жизни Москвы и Санкт-Петербурга значительно отличался от других городов. Именно крестьянин, прибывавший из деревни, подмечал особенности столичного образа жизни. На него производили впечатление масштабы и темп жизни столицы, социальные и этнические контрасты, многообразие видов деятельности и перспектив испробовать себя в новом деловом качестве. Поскольку тайной мечтой каждого крестьянина, отправлявшегося в столицу, было желание "выбиться в люди", а, возможно, и разбогатеть, то город привлекал и особыми социальными возможностями.
Мой прадед Семён был отходником-шаповалом. Его предки шаповалили ходя до Питера, прадед жил в Екатеринбурге, а на изломе НЭПа успел подался в Москву. Я, его правнук, тоже отходник, сейчас нас называют экспатами.
#жизнь
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Меря и славяне Волго-Клязьменского междуречья в эпоху христианизации. Часть 1.
В средневековой Руси взаимоотношения финноязычных и славяноязычных племен являлись одной из главных составляющих исторического процесса формирования древнерусской народности и раннефеодальной социально-политической системы. Данные антропологических и генетических исследований показывают значительную роль финно-угорского субстрата в русском генофонде. Но многие реальные стороны взаимодействия славянских и финно-угорских популяций на разных хронологических срезах с учетом региональной и микрорегиональной специфики до сих пор остаются недостаточно изученными. Кроме того, преувеличенное значение придавалось «мирному» интеграционному характеру взаимоотношений разноэтничного населения. Для достижения полноценной интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие права всех этнических групп жить как культурно различные народы.
Многочисленные факты указывают на то, что при расселении славяноязычных сообществ на огромных пространствах Восточной Европы интеграция не являлась основной формой межэтнического взаимодействия с автохтонами этих территорий.
Подробнее читать на Merjamaa - www.merjamaa.ru/news/ugry_i_slavjane/2016-03-22-1112
В средневековой Руси взаимоотношения финноязычных и славяноязычных племен являлись одной из главных составляющих исторического процесса формирования древнерусской народности и раннефеодальной социально-политической системы. Данные антропологических и генетических исследований показывают значительную роль финно-угорского субстрата в русском генофонде. Но многие реальные стороны взаимодействия славянских и финно-угорских популяций на разных хронологических срезах с учетом региональной и микрорегиональной специфики до сих пор остаются недостаточно изученными. Кроме того, преувеличенное значение придавалось «мирному» интеграционному характеру взаимоотношений разноэтничного населения. Для достижения полноценной интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие права всех этнических групп жить как культурно различные народы.
Многочисленные факты указывают на то, что при расселении славяноязычных сообществ на огромных пространствах Восточной Европы интеграция не являлась основной формой межэтнического взаимодействия с автохтонами этих территорий.
Подробнее читать на Merjamaa - www.merjamaa.ru/news/ugry_i_slavjane/2016-03-22-1112
Премьера документального фильма "Онаеҥ" состоялась в Йошкар-Оле
В культурно-деловом центре "Репаблик" в Йошкар-Оле прошла премьера документального фильма режиссера Андрея Огородникова "ОнаеН". Это кино о традиционной марийской религии, обрядах и ритуалах. Почему автор решил использовать в работе и цветные, и черно-белые кадры?
#мариййула #марийцы
В культурно-деловом центре "Репаблик" в Йошкар-Оле прошла премьера документального фильма режиссера Андрея Огородникова "ОнаеН". Это кино о традиционной марийской религии, обрядах и ритуалах. Почему автор решил использовать в работе и цветные, и черно-белые кадры?
#мариййула #марийцы
YouTube
Премьера документального фильма "Онаеҥ" состоялась в Йошкар-Оле
Это кино о традиционной марийской религии, обрядах и ритуалах.
Будьте в курсе самых актуальных новостей Республики Марий Эл! Подписывайтесь на официальный канал ГТРК Марий Эл: http://www.youtube.com/user/GTRKMariEl?sub_confirmation=1
Официальный сайт …
Будьте в курсе самых актуальных новостей Республики Марий Эл! Подписывайтесь на официальный канал ГТРК Марий Эл: http://www.youtube.com/user/GTRKMariEl?sub_confirmation=1
Официальный сайт …
«Город Галивон, озеро Мирон, а люди Кривизна».
В контактике в очередной раз встретил интерпретацию старой галичской поговорки упомянутой у Миронова в его книге «Галивонские Алеманы»: «город Галивон, озеро Мирон, а люди Кривизна».
Новомодное прочтение кривизна = кривичи. (Абы чо только бы не чудь).
Сам Миронов в своем тексте доходчиво разъясняет, что выражение — люди «кривизна» означит не кривичей (племенной ареал которых ограничен Витебском, Смоленском, Псковом и Тверью, ниже Твери по Волге они массово не мигрировали, тем более в Костромское Заволжье), а хитрых и оборотливых людей.
Никаких вам кривичей.
Меря мы, меря, хитрая меря, запомните. И чудские домерянские популяции, например на Куси и под Буем. Даже само название Шемякиной горы (раннесредневековое городище Галича-Мерьского) — Балчуг, по мнению Владимира Владимировича Напольских — мерянское, в котором бал (деревня) идет как апеллятив, а -чуг это прафинно-угорское слово обозначающее вершину горы.
#меря #кривичи
В контактике в очередной раз встретил интерпретацию старой галичской поговорки упомянутой у Миронова в его книге «Галивонские Алеманы»: «город Галивон, озеро Мирон, а люди Кривизна».
Новомодное прочтение кривизна = кривичи. (Абы чо только бы не чудь).
Сам Миронов в своем тексте доходчиво разъясняет, что выражение — люди «кривизна» означит не кривичей (племенной ареал которых ограничен Витебском, Смоленском, Псковом и Тверью, ниже Твери по Волге они массово не мигрировали, тем более в Костромское Заволжье), а хитрых и оборотливых людей.
Никаких вам кривичей.
Меря мы, меря, хитрая меря, запомните. И чудские домерянские популяции, например на Куси и под Буем. Даже само название Шемякиной горы (раннесредневековое городище Галича-Мерьского) — Балчуг, по мнению Владимира Владимировича Напольских — мерянское, в котором бал (деревня) идет как апеллятив, а -чуг это прафинно-угорское слово обозначающее вершину горы.
#меря #кривичи