Меряфутурист
3.85K subscribers
2.35K photos
16 videos
2 files
1.33K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Что известно о мерянском языке.

"Начнем мы с самого начала, с Макса Фасмера, известного нам автора «Этимологического словаря», но на самом деле Фасмер занимался много чем еще. В частности ему принадлежат интереснейшие работы про взаимодействие славянских, финно-угорских, балтских и иранских языков в древности в ареале Восточной Европы.

Ему принадлежат первые основательные попытки реконструкции карты ареалов распространения древних языков в первом тысячелетии нашей эры. Одна из карт середины 1930-ых годов, у него их несколько в разных вариантах, самая показательная. На ней можно видеть вполне понятные макробалтский ареал, который мы стали гораздо лучше себе представлять после работ Трубачева и Топорова, и других исследователей балтской гидронимии, рядом с ним славянскую прародину, иранскую степь, прибалтийских финнов, предков финнов, карел и эстонцев, живущих на южном берегу Финского залива, в то время когда финны только начинают переселяться на север, а страна которая нам известна сегодня как Финляндия заселена еще предками саамов. Само название финнов, к которому мы привыкли, их страны, в скандинавских языках означает страну саамов. Вытеснение саамов финнами произошло на протяжении последних двух тысяч лет. Еще мы видим марийцев, пермян, то есть удмуртов и коми, мордву и интересный ареал под названием неиндогерманцы. Фасмер видел, что Русский Север, бассейн Вычегды, Сухоны, Северной Двины, современная Архангельская область, наполнены дорусскими гидронимами, прежде всего названиями рек, безусловно, не индоевропейскими, скорее всего финно-угорскими, но более точного определения Фасмер им не дал, понимая, что это предмет будущего исследования."

Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.

https://www.youtube.com/watch?v=0qOCasB3GyQ

Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.

#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #балтскиеязыки #фасмер #меря
Ex fundamenta

Как-то раз, бродя по честняковским залам "Романовского музея" в Костроме поймал себя на мысли, что имперская живопись XVIII - первой половины XIX века мне омерзительна. Сам ее дух. Вся эта череда дворянских семейств, гравюры царей, вельмож. Это история и культура не моего закрепощенного народа. Любое национальное искусство начинается с портретов простых пейзан. Сейчас, что бы обрести субъектность на уровне личностном, этническом, общностном и шире, на социетальном, нам надо во всем ассоциировать себя с нашими мерянскими, крестьянскими, рабочими, предками. Солидаризироваться с ними. Так что, да здравствует Кустодиев! Да здравствует Честняков! Да здравствует Попков!

Арт: "Слушают гусли". Честняков Е.В.

#мерянское
Понравилось из коментов: Русское время конвертируется в пространство. Именно поэтому нам кажется, что Грозный где-то рядом, за тем углом, а Пётр Первый вообще - лишь отошёл неподалёку. Это выражается и в языке: «где-то в десятом веке», «где-то через два денька».

#жизнь
Кундан Кутанга / Родительская Суббота

От хладных вод Ботнического залива до Южного Урала, от чернозёмов мерянского Ополья до ижемской тундры простирается земля единой финно-угорской культуры, родственных народов, даже если большую часть из них теперь называют "северными русскими". Матрица финно-угорского сознания никуда не делась. Религиозные представления финского коренного населения, где культ предков занимает важнейшую часть - подтверждение тому. У пермских, волжских и прибалто-финнов вся традиционная религия построена на почитании предков.

О дедушках и бабушках в сегодняшнюю поминальную (родительскую) субботу молятся на городищах, урочищах и погостах не только меряне, но и наши соседи финны. На выходе с кладбищ в суперсовременной и технологичной Финляндии и сегодня есть специальные места для памяти всех предков вообще. Да, прямо как на чудских городищах Коми-Пармы, где поминают чудь, или урочищах "забудущих (забытых) родителей" у валдайских и новгородских карел. Единство. На том стоит и стоять будет наша Земля!

Помяните сегодня своих предков, зажгите огонь дома или на кладбище.

Написал к этому дню мерянскую молитву по аналогу поминальной молитвы записанной этнографом Светланой Адоньевой у жительницы села Пелым (Кочёвский муниципальный округ, Пермский край).

Юмала па Ёлс атяк-авак ашташ йоныт.
Тудай, ойтудай, кадашай, кучызай, ямай, ваяшай, ульшай, иктай.
Кё минын йолаш тудо, кё минын йола тудо.
Толашак цила па нелеш.

Помяните Юмала и Ёлс всех родителей.
Знающих, незнающих, забывающих, нищих, заведящих, утопающих, погибших, одиноких.
Всех кого я знаю, кто меня знает.
Все приходите и кушайте с нами.

#предки #магия
Продаётся дачный домик. Тихое место, соседей нет, рядом лес и водоём...

#лес
Меря между западом и востоком.

Интересная заметка елташа Васки Шемтолгая: "С первого взгляда, на этой карте всё логично и очевидно. Именно к такой интерпретации генетического наследия народа Меря мы и привыкли.

Однако, количество исследованных популяций Верхневолжья по прежнему остаётся крайне мизерным. Окрестности Ярославля, Костромы, Иванова и Владимира как будто нарочно обойдены вниманием генетиков. Ну нельзя же, на самом-то деле, делать выводы о генотипе ярославцев по исследованиям в Вышнем Волочке! С тем же успехом можно экстраполировать на Владимир и Иваново данные из Мордовии...

На каком основании они, и так же Кострома и Ярославль оказались в полосе генетической неопределённости / в зоне этнического "перехода"?! Наверное, кому-то выгодно как можно дольше оставлять население этих областей в неведении относительно их действительных генетических и, равно с этим, этнических корней. Однако, дальнейшее замалчивание мерянской темы сколь бессмысленно, столь и вредно. Сила не может зиждиться на рыхлой зыби неопределённости.

2-я карта. Мордва-шокша и родственные ей группы. Наследники КРОМ. Которые и развитию суздальских Меря дали мощный импульс."

Полностью согласен.

#меря
Ангелы Революции.

Моя старая работа в качестве иллюстрации к мыслям Вадима Сидорова которые я немного "мерянизировал": Никакого "русского бунта" не существует, и поэтому на поверку, все, что считается таковым, оказывается восстаниями явных инородцев, либо при их активном участии, казаков и религиозных сектантов корнями из постинородческой среды Верхневолжья и Волго-Камья, которые являются носителями других этнопсихических стереотипов. Достаточно вспомнить меряно-марийское движение на Унже и Ветлуге в XV-XVII веках, Разинскую и Пугачевскую войну, роль старообрядцев в сопротивлении московскому царизму.

"Русская революция" 1917 года - хрестоматийный пример того же рода. И ее успех был невозможен без активного участия евреев и целого сонма инородцев включая старообрядцев, почему и является притчей во языцех у "русских патриотов".

Всех причастных с праздником!

Революциён Воймак / Ангелы Революции. 2016-2021.

#1917
Сижу любуюсь миниатюрами Радзивиловской летописи конца XV века. Вот к примеру, чем не чудо? Видение старцу Матфею Прозорливому нечистой силы — толпы бесов во главе с восседающим на свинье предводителем. Какие экспрессия, драматизм, внутренняя целостность, в каждом штрихе древнерусского художника.

"Бе же и другий старець именем Матфей... и виде се, аки толпа поиде от ворот, и возведе очи свои, и виде единого седяща на свиньи беса, а другыя текуща около его... Старець же знаменася крестным знаменьем".

И подумалось: а мы с вами, краеведы и этнофутуристы, меряне и чудь, вроде как Матфей. В сегодняшней непростой внешне и внутриполитической обстановке ))))

#жизнь
Классика жанра.

В XVIII-XIX - первой трети XX в. они русскими себя не называли. А называли ростовскими, кологривскими, чудцкими, кокшарскими, мещерскими, вятскими и тд..

Про это хорошо у Бранденбергера в его книге "Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956 гг.)", описано.

https://vk.com/doc222949898_474245106

#антропныевсячинки
Мерянское сердце Залесья.

Кадр из сюжета "Разлив у Покрова на Нерли" ГТРК Владимир.

#меря
Нордический интеллектуализм величественный и беспощадный.

Прислали ссылку на журнальчик норда-рунолога Антона Платова где он сокрушается что с ними никто не хочет дружить. Интересно, что бы подумал про него покойный Верховный Жрец Йонас Тринкунас или его здравствующая супруга Иния Тринкуниене ставшая после смерти мужа главой «Ромувы», прочтя его ответ белорускому брату по балтской вере?...

Странные люди, недальновидные, не знающие, обиженные. Не знают что белорусы литовцам и латышам ситуацию в регионе разъясняют. С белорусами как раз дружить надо, а не апломб показывать.

#язычество #антропныевсячинки
К проблеме реконструкции мерянского языка.

Проблема мерянского языка - это проблема истории, материальной и духовной культуры, и в целом этногенеза населения Верхневолжья. Культура, кою соотносят с мерей - многоукладная и полиэтническая.

Безусловно, на раннем этапе формирования, а приблизительно это территория южнее классической области расселения уже летописной мери, так сказать в основе генеза, это была «чистая» группа окских финнов, по-видимому, близкая к культуре КРОМ.

Однако уже в VI-VII вв. она, по мере своего продвижения в верховья Клязьмы и далее к великим озерам, начинает смешиваться с поздними дьяковцами, а в конце VIII - начале IX веков в области уже классической Мерянии проникают как германцы (которые уже скандинавы), так и балтийские финны. Попутно идет взаимопроникновение тюрко-булгарских групп Среднего Поволжья и парабалтских групп Лесной зоны с мерей. Наконец, в X вв. в потоке с Балтики и Смоленска становятся заметны словенские и кривичские группы.

Все эти процессы, которые не обязательно имели массовый характер, приносят новые технологии и вещи, навыки и знания, оказывают культурное влияние. Так в сумме формируется летописная меря, и это конечно отражается в мерянском языке. Собственно даже главный предмет наших изысканий - субстратная топонимика - отражает как наиболее древнее состояние мерянского языка и еще более древние, условно дьяковские, слои, так и ранне и позднесредневековые тюркские, словенские, древнерусские, марийские, эрзянские, мещёрские, вепсские влияния.

Все это необходимо держать в уме лингвистам.

#мерянскийязык #меря
Сохранение языка и языковой сдвиг.

Когда в Европе, включая Английское королевство, началась Реформация, одним из важнейших её последствий был перевод Библии на местные туземные языки. В Уэльсе Реформация успешно распространялась, так что на валлийский язык Библию перевели, в XVI веке. Это способствовало резкому повышению престижа валлийского и расширило его использование за пределами бытовой сферы. С шотландским гэльским такого не произошло по той причине, что гэльскоязычные шотландцы остались католиками преимущественно. А среди протестантов абсолютно преобладали англоговорящие шотландцы, им перевод Библии на гэльский был без надобности.

Добавлю, что перевод был санкционирован Елизаветой I и парламентом в 1563 г. а Уильям Морган, автор первого полного перевода Библии на валлийский язык, был ещё до кучи англиканским епископом. То есть этот перевод был полностью поддержан светскими и духовными властями и потому распространялся беспрепятственно.

Любопытно, что по каким-то причинам перевод Библии на ирландский гэльский такого эффекта на сохранение ирландского языка не оказал, хотя работа в этом направлении велась с конца XVI в. Видимо, ирландскоязычные католики восприняли этот перевод как покушение на святость Вульгаты и попытку продвинуть протестантизм в их среду.

Что это дает нам в сухом остатке?

Собственно, церковная служба и книги на славянском в Руси стали важным фактором, обеспечившим постепенное и довольно длительное объединение очень разнородного по этническому составу населения в одну народность с древнерусским языком. Какая уж там массовая славянская колонизация в Суздале и тем более за Волгой...

#язык
Проска-ава кеце / Параскевин день

Сегодня отмечаем Параскеву. В ознаменование дня нашел свою старую картину посвященную Ей. Истоки особого почитания святой Параскевы в народной среде восходят к древнему культу Богини Матери. В образе святой Параскевы у наших предков объединились воспоминания о четырех тезоименных мученицах.

На мерянской земле Костромского Заволжья почитание святой великомученицы Параскевы Пятницы получило особое распространение. Тому есть несколько причин. С одной стороны, она была одной из самых чтимых святых в древнем финно-славянском Новгороде, откуда происходит большинство ее известных иконописных изображений XV – XVI веков, а согласно археологическим данным, период XI - XII вв. – время активного культурного взаимодействия костромских меря с новгородцами.

С другой стороны, древнейшая и главная святыня Костромской земли – икона «Богоматерь Феодоровская», относящаяся к XIII столетию, а эта икона, как широко известно, двусторонняя и на обороте помещено поясное изображение святой великомученицы, большинством исследователей, а главное – церковной традицией называемое образом великомученицы Параскевы.

Очевидно, что в Мерянии распространялись списки с Феодоровской иконы. Наконец, свою роль сыграло и многообразие помощи великомученицы нашему народу: Параскева Льняница (день ее памяти 28 октября по старому стилю – начало сбора урожая льна), Параскева покровительница невест (с одной стороны это связано с житием святой великомученицы, с юности посвятившей себя служению своему Предвечному Жениху Иисусу, с другой же – конец октября - традиционное время свадеб у наших предков, совпадающее с памятью святой).

Кроме того Параскева – покровительница женского рукоделия, Параскева, охраняющая чистоту вод (не случайно очень многие надколодезные часовни и часовни у ключей освящали в честь св. Параскевы. Параскева – покровительница торговли (поэтому многие ярмарки в старину устраивались в одну из пятниц). Иконография святой достаточно устойчива, обычно она изображается в синей или сине-зеленой тунике, красном плаще, на голове ее плат, поверх которого корона (корона, особенно в ранних памятниках, крепилась в руках ангелов над головой Параскевы).

Именно из Костромского Заволжья, из Галича-Мерьского, происходит самый ранний сохранившийся до наших дней резной образ св. Параскевы Пятницы в Мерянской земле. Скульптура XV происходит из деревянной Пятницкой церкви Рыбной слободы г. Галича. По преданию её образ галичанам подарил князь Дмитрий Шемяка.

Проска-ава, Юмалал мись кумалат!

#народноеправославие #магия
Мерясрач.

Односторонний конфликт "непримиримые белогвардейцы" VS мерянские этнофутуристы на камнях Третьего Рима с точки зрения самой имперской оптики можно описывать в стиле Надточего, как конфликт за место турка в Османской империи. Но интересно здесь то, что внутри самой истории модерна мерянской идентичности такой оптики не существует, притязания на место турков в "великорусской Османии" для нас глубоко вторичны, у нас вообще другие идеалы.

А вот в белогвардейском воображаемом, где термин "великорусский" (который белогвардейцы заимствовали из дискурса промерянского "Залесья") — пустой референт, не способный обеспечить место турка, имеется негативное самоопределение относительно мерянина как органического турка. Но это как воображаемый фаллос Лакана: недостижимое реальное.

В итоге, либидозное желание стать "великорусским турком", т.е мерянином — мотор либидо "непримиримой белогвардейской" идентичности. Поскольку никакой собственно великорусской идентичности в исконном понимании уже в принципе невозможно. Идентичность великоросса как турка внутри "великорусской Османии" может быть только мерянской.

#антропныевсячинки
Когда набрёл на болото с ягодами и удобным заходом, а ягоды принимают уже по стописят.

#юмор
Я есть Посланник и Я есть Послание / Serõša Masõn jonat pa Mas Serõše jonõt / Серыша Масын йонат па Мас Серыше йоныт.

По мнению археолога Марека Звелебиля, бывшего специалистом по финскому и балтийскому мезолиту, нашими древними предками лось рассматривался как существо-посланник, играющее центральную роль в посредничестве между миром духов и миром людей. По-видимому, основываясь на такой интерпретации знаменитые изображение человеколосей пермского звериного стиля можно трактовать как шаманов-проводников в практиках призвания духа Небесного лося, как сталкеров знающих все связи между тремя мирами.

Герой моей новой картины Лось-посланник — приходящий к нам во снах, являющийся одновременно архетипом Посланием — напоминанием.

Часто финно-угорские архетипы приходят к нам во сне. Если вам приснилось, что вы встретили лося в лесу – это предвестие от предков о счастливой жизни, в которой осуществятся ваши самые сокровенные желания. Огромный матерый лось с ветвистыми рогами – к богатству, лосиха с маленьким лосенком – к увеличению вашего состояния.

По просмотрам снов с лосем, согласно статистики, лидируют Республика Марий Эл, Республика Удмуртия, Республика Карелия, Костромская, Ярославская, Вологодская и Архангельская области. Чуть отстают Кировская, Ивановская и Тверская области, Республика Мордовия (к слову являющаяся настоящим заповедником лосиных снов Черноземья), Пермский край и Республика Коми.

В славянском Черноземье, нижнем Поволжье, Кавказе и в Сибири (кроме Якутии) лось во снах встречается редко или совсем не встречается.

Арт: Андрей Малышев-Мерянин

#меря #сны #этнофутуризм
Меря как социальный и экономический ресурс Верхневолжья.

«Мерянский ренессанс» — явление, которое существует с начала XXI в. и выражено в огромном интересе к мерянским корням Верхневолжья не только со стороны научного сообщества. Более того, по мнению отдельных местных жителей, «мерянское наследие» и сейчас можно обнаружить в культуре и внешнем облике населения бассейна Верхней Волги, поскольку местные жители — потомки этого летописного финно-угорско-го народа.

Нео-меряне видят своей задачей актуализацию «мерянского наследия» Верхнего Поволжья, называя этот процесс «мерянской ревитализацией». В настоящее время нео-мерянские идеи преимущественно продвигаются активистами посредством медиасферы. Основателем нео-мерянского движения считается московский этнограф и журналист, активист Александр Трифонов. По его мнению, нео-меряне — это русские, которые заявляют о своих финских корнях. Новая мерянская идентичность позволит русским Верхневолжья ощутить себя не завоевателями, «безродными солдатами империи», а коренными на этой земле, что поспособствует воспитанию ответственности за ее будущее.

«Мерянство» подразумевает новую идеологию, которая должна включать в себя политические, экономические и социальные программы, направленные на развитие региона. Активист настаивает на том, что в основе этой идеологии должны быть отказ от разработки ресурсов, переход к постиндустриальному укладу, экотехнологии, основанные на традиционном знании, развитие местного самоуправления и горизонтальных связей, субурбанизация. Современные меряне могут способствовать брендингу Верхневолжья, привлекая туристов и инвестиции.

«Мерянский ренессанс» рассматривается нео-мерянскими активистами, региональными писателями, музыкантами, художниками, предпринимателями, исследователями и чиновниками в качестве потенциального социально-экономического ресурса Верхневолжья, и условия информационного общества могут стать благодатной почвой для пропаганды «мерянских» брендов и формирования нового образа региона как «Мерянской земли».

Д.А. Каунов. Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

#верхневолжье #будущее
Блёндюоус — исландский городок с населением около 800 человек. Местная церковь доказывает, что церковная архитектура может быть современной и даже стать достопримечательностью.

Вне религиозного контекста - классный архитектурный проект вписывающийся в суровую северную природу. Такой я вижу будущую мерянскую архитектуру.

#архитектура #будущее
Люблю старую транс-хронику. Долго искал этот трек сыгранный Goa Gill в "Rave Camp" на Burning Man в 1992 году. Пока мне не помог уважаемый @sacred_twilights

Fantastic start to tribal/progressive tunes! )

https://www.youtube.com/watch?v=5rf0Xg3ozYo

#музыка