Матвей Раздельный
1.03K subscribers
2.11K photos
223 videos
263 links
Авторский канал.

Литературная критика, публицистика, стихи, песни.

Аккаунт в ВК: https://vk.com/id155663410
加入频道
Во Владимире на Большой Московской разыскивается Дуров.
Министерство культуры РФ готово исполнять полномочия по реализации государственной политики в области книгоиздания и литературной деятельности. Это следует из ответа за подписью министра Ольги Любимовой на запрос депутата Госдумы Дмитрия Кузнецова.

В ответе отмечается, что, если такое решение будет принято президентом и правительством, то «Минкультуры России представит предложения по его реализации».

Напомним, ранее литературное движение «Союз 24 февраля» выступало с открытым обращением на имя премьера Михаила Мишустина с предложением о передачи литературы из ведения Минцифры в Минкульт. О необходимости подобного ведомственного переподчинения литературное сообщество говорит уже более десяти лет.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Это лето прошло (-ходит) под знаком Байкала: в июне-июле мы в рамках «Мастерской Захара Прилепина» летали в Забайкалье, в августе я написал и сдал рассказ, действие которого разворачивается на Алханае (Дульдургинский район Забайкальского края), а недавно на фестивале «Традиция» я послушал «Песню прибайкальских бурят» в исполнении, собственно, прибайкальской (?) бурятки (см. видео).
Сегодня мы отмечаем дни рождения сразу трёх людей, которые странным образом связаны друг с другом.

Итак.

I.

133 года назад родился Михаил Чехов — великий русский артист, создатель целой актёрской школы, которая отчасти вытекала из, а отчасти совершенствовала знаменитую систему Станиславского, племянник великого русского писателя Антона Павловича Чехова.

В конце 1920-х годов Михаил Чехов эмигрировал (не вернулся с гастролей из Германии), но первый американский фильм, в котором он снялся, назывался «Песнь о России», и этот фильм был обвинён в коммунистической пропаганде.

Ещё — Михаил Чехов сыграл (и был номинирован на «Оскар» как лучший актёр второго плана) в фильме Альфреда Хичкока «Заворожённый», где одну из сцен поставил художник Сальвадор Дали, а главные роли исполнили Грегори Пек («Римские каникулы») и Ингрид Бергман («Касабланка»).

Кстати:

II.

109 лет назад родилась Ингрид Бергман — самая, пожалуй, известная в мире шведская актриса, трижды лауреат премии «Оскар», однофамилица великого шведского кинорежиссёра Ингмара Бергмана.

К слову, умерла она в день своего рождения, её не стало 42 года назад.

Помню, что когда я впервые увидел упомянутый выше фильм «Заворожённый», то долго пытался понять, кого мне напоминает Ингрид Бергман не только чертами лица, но и манерой игры (включая мимику и жесты).

И вдруг понял:

III.

Нашу актрису Марину Александрову («Мосгаз», «Екатерина»), которой сегодня исполняется 42 года.

То есть родилась она ровно в день смерти Ингрид Бергман — 29 августа 1982 года.

Вот и не верь после этого в знаки Зодиака и переселение душ.
Forwarded from КИМ
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
«КУРСК. НЕСЛОМЛЕННЫЕ»
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ!

По горячим следам наш взгляд на события, которых не было 80 лет! Враг зашел на нашу землю и большая беда коснулась тысяч наших русских людей. Шок, страх, тут же счастье, что выжили, радость, что нашли родных.

Но самое главное — ЭТО ТО, ЧТО НАШИ РУССКИЕ ЛЮДИ — герои. Под пулями и обстрелами уходили от врага, как спецназ. Дети, женщины, старики. Много людей — без крова. Их нужно было обогреть, приютить, накормить. Помогают все абсолютно. Вот так, всем миром мы умеем работать, когда беда. В этом какая-то наша русская судьба. Посмотрите наш взгляд на вызов судьбы для нас всех.

НОВАЯ СЕРИЯ НАШЕГО ЦИКЛА «УКРАИНСКИЙ ФРОНТ-360».

Подпишитесь на наши соцсети, чтобы не пропустить следующий выпуск:

Вконтакте
Telegram
Одноклассники
Rutube
119 лет назад родился Лев Овалов (Лев Сергеевич Шаповалов) — советский писатель, автор цикла произведений о чекисте-контрразведчике майоре Пронине.

Существование отдельного раздела анекдотов о майоре Пронине (частично экранизированного в поздней комедии Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция "Кооперация"», где персонажа «майора Кронина» играет Александр Белявский) искусственно заставляет современного читателя относится к указанному персонажу с иронией, и это печально.

Потому что майор Пронин — истинно героический и при этом крайне живой персонаж, начинавший как «мастеровой, солдат», которому «двадцать семь лет» и который «царскую войну провёл в окопах, на фронте вступил в партию большевиков, добровольцем пошёл в Красную Армию».

Потому что ранние рассказы (трилогия 1939 года «Синие мечи», «Зимние каникулы» и «Сказка о трусливом чёрте» и трилогия 1940 года «Куры Дуси Царёвой», «Agave mexicana» и «Стакан воды») — не только увлекательны, но и выполнены на высочайшем (со скидкой на жанр) литературном уровне, да ещё и перекликаются с сегодняшним днём: например, оцените цитату «Деникин Харьков занял, к Курску подбирается [...]. Сердце от беспокойства замирает, так бы и убежал на фронт!» или «Сейчас бактериологи производят много опытов в поисках средств для борьбы с эпидемиями. Но ведь наши враги могут заняться и экспериментами обратного порядка?»

К слову, сериальное, проходящее сквозной линией через все эти шесть рассказов противостояние советского контрразведчика Пронина и британского шпиона Роджерса, по-моему, очевидным образом было взято за основу иноагентом Борисом Акуниным при выстраивании драматургии состоящего из 10 повестей цикла «Смерть на брудершафт», где русский контрразведчик Романов противостоит немецкому шпиону Теофельсу.

И хотя поздние романы Льва Овалова о Пронине «Медная пуговица» и «Секретное оружие» уже несколько аляповаты, они тоже весьма злободневны: чего стоит одно только внедрение нашего (контр)разведчика в оккупированную фашистами Ригу?

Судьба самого Льва Овалова не менее интересна: участник Гражданской войны, вступивший в партию пятнадцати лет отроду, а до этого организовавший волостную комсомольскую ячейку в селе Успенском на Орловщине, он станет создателем «русского Джеймса Бонда» на 15 лет раньше появления из-под пера Яна Флеминга британского аналога.

22 июня 1941 года, несмотря на начало Великой Отечественной войны, в Москве, на Моховой, с аншлагом пройдёт творческий вечер Льва Овалова, приуроченный к выходу лучшей (пользующейся оглушительным успехом) повести «пронинианы» — «Голубой ангел», а 5 июля 1941 года писателя арестуют по обвинению в «разглашении методов работы советской контрразведки» на материале этой самой повести.

В 1956 году Лев Овалов, реабилитированный и восстановленный в партии с сохранением стажа, возвратится из ссылки в Москву с замыслом романа не о лагерных ужасах, а о военных подвигах майора Пронина и, услышав в ресторане ЦДЛ фрондёрский разговор молодых литераторов, обратится к ним: «Я лучше бы ещё 5 лет оттрубил в лагерях, чем 5 минут слушать вашу антисоветчину!..»
* * *

Дальше будет только хуже.
Я умру или женюсь.
Чёрный ворон вьётся — кружит:
глазит, каркая на Русь.

«Заклевать её не сможешь.
Лучше в печень и — левей
клюй меня. Я Русь (-ский) тоже
и немножко Прометей».

Я принёс огонь. Согрейся,
радость грустная моя.
Я вконец растратил сердце
и дошёл до буквы «я»

в алфавите боли глупой,
но с которой жить нельзя.
Рассмотри меня под лупой
и скажи: «Ни дать ни взять

суженый из снов явился».
Промолчишь, ведь непохож.
Я погиб, когда родился —>
встал под гимн и лёг под нож.

Я ищу твою улыбку
и её не нахожу.
В линзах ты красива шибко,
а в очках красива — жуть.

Ты была б в «Союзе рыжих»
самой рыжей. Я — ничуть.
Как фанера над Парижем,
над тобою пролечу.

И сломаюсь над Ла-Маншем.
Там, где ворон доклюёт.
Пугачёв умрёт. А Маша
встретит скоро Новый год.

Декабрь 2021 года

#матвейраздельный
«Никто не хочет находиться в состоянии войны с Россией, но удары европейским оружием по РФ надо разрешить», — глава дипломатии ЕС Боррель

Пора уже заняться экспортом цветных революций в Европу. Ну сколько можно на это смотреть. Европейцы должны быть освобождены.
6 лет назад умер Иосиф Кобзон — великий певец и бесстрашный человек (помним его и как переговорщика с террористами в «Норд-Осте»).

Уроженец города Часов Яр (ДНР), который сейчас берут наши бойцы (под контролем ВС РФ находится уже около 50% территории).

Из интервью Кобзона аж 2014 года:

«...американцы работают на то, чтобы отделить Украину от России. Настроить Украину против России. Это их главная задача. Глядишь, плацдарм освободится для НАТО. Глядишь, они войдут и встанут под нашим носом – под Курском и так далее. Вот на что они рассчитывают».

«...не приведи Господь, если Россия отвернётся от Украины. Это будет самая большая беда, хуже, чем майдан. Если вдруг наш президент скажет: всё, надоело, хватит, сами разбирайтесь.

Ну, не допустите, братья, разгула этой антидемократии, не допустите, братья-украинцы, войны с Россией! Это ваша гибель в этой войне. Россия выстоит и выдержит».
Александру Лукашенко — 70!

Слово юбиляру:

«Если бы Советский Союз сохранился до сих пор, мы могли бы избежать всяких конфликтов в мире. Всяких. Запад и Америка всегда вынуждены были считаться с позицией Советского Союза. [...] Мир был многополярен, и один полюс уравновешивал другой. Сейчас причиной того, что происходит в мире, является однополярность, монополизация Соединёнными Штатами Америки нашей планеты».

«Я в этой стране [СССР] родился и жил. Я был предан этой стране, я был членом коммунистической партии. В это время я был депутатом Верховного Совета Беларуси, поэтому был приобщён и к политике. Поэтому для меня это, как и для всего мира, сейчас весь мир это осознал, это была трагедия. Распад Советского Союза — это трагедия».
Сегодня исполнилось бы 90 лет Анатолию Солоницыну — великому русскому актёру, умершему в возрасте 47.

Имя при рождении — Отто.

Впечатляющая биография: от рядового слесаря-инструментальщика до гениального артиста.

Потомок иконописца XVIII века Захара Солоницына (которого упоминает в своих исторических трудах Карамзин), он прославится после выхода фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», где ему достанется главная роль иконописца, подарившего заглавие картине.

Солоницын сыграет практически во всех фильмах Тарковского, а кроме того — в таких известнейших фильмах таких известнейших режиссёров, как «В огне брода нет» Глеба Панфилова, «Проверка на дорогах» Алексея Германа-старшего, «Агония» Элема Климова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Легенда о Тиле» Алова и Наумова, «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (в роли Фёдора Михайловича) Александра Зархи и «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова.

P. S. Вот перечислял все эти названия и имена и как будто заново дегустировал давно распробованные деликатесы: какие же всё-таки шедевральные и при этом максимально разноплановые по стилю и содержанию (и это я фильмографию одного только юбиляра освежил в памяти) создавались киноленты ещё совсем, казалось бы, недавно.

Сейчас бы так.
* * *

У неё есть имя, которое называть не буду.
Я получу Героя Труда, она сыграет Гертруду.
Выпьет отраву на сцене, потом воскреснет.
В жизни она, конечно, исключительно интересней.

«Если она мне приснится, она не с Вами», —
так загадал я однажды, когда был в храме.
Выйдя из храма, разглядывал колокол, небо, реку.
Много ли нужно для счастья русскому человеку?

Она мне явилась ночью: в руках были серп и молот.
Проснувшись, я понял точно — теперь для неё не молод.
«А Вы для неё стары! — я вскричал. — Убирайтесь к чёрту!»
Но дьяволовой ноги был в крике том след отчётлив.

24 января 2021 года

#матвейраздельный
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Спел как-то песню «Жажда» («В последнем месяце лета я встретил тебя...») группы «Наутилус Помпилиус».
Таким я был в 9 классе.
6 лет назад погиб Александр Захарченко — первый Глава ДНР, Батя.

Из книги Захара Прилепина «Всё, что должно разрешиться...» (2016):

«Захарченко затягивает ремень, и уже по дороге в свой кабинет договаривает:

— Всё, что должно решиться войной, рано или поздно ею решится. Любая драка должна завершиться чьей-то победой или поражением. Если мы решим случившееся миром, то и я, и 90 % из тех людей, которые здесь остались, — все мы будем считать, что у нас украли победу».

Уверен, что сейчас душа Александра Владимировича находится на фронте: летает между нашими солдатами, отводит вражеские пули и снаряды, сбивает с пути дроны.

P. S. На фото — я на месте гибели Захарченко, у бывш. кафе «Сепар» (Донецк, март 2024).
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Моя песня «Выжжено»:

Куплет 1:

Она его любила, жалела, спасала, а он её бросил.
Он был гипсовый трубач, она — девушка с веслом; он отказался от вёсел.
Она помнила звук трубы и из гипса бицепс, но слушала только Лепса
и знала, что дело было не в мышцах, но — проще пареного турнепса.

Припев:

Хотел всем счастья и чтобы никто не ушёл обиженный.
Влюблялся в каждого оскорблённо и чуть униженно.
Нет никого тебя дальше, тебя же ближе, но
есть поле русских экспериментов. И поле — выжжено.

Куплет 2:

Она хотела любить, жалеть, спасать... вернуть его или бросить.
Филипп Бедросович стал ей петь, она — пить, говорить по-немецки: «Prosit».
А трубач разбился (возможно — спился) в доме с трубой (станция, к слову, «Панки»).
...Вскоре Петька пришёл, выдал ей пулемёт и назначил её Анкой.

Припев.

Куплеты — стихотворение от 4 февраля 2021 года,
припев — стихотворение от 18 апреля 2023 года.
С Днём знаний!

Из 1 сентября 2001 года (мой 1 класс).
Одно из самых тяжелых преступлений либералов последних десятилетий – это отождествление фашизма и коммунизма, Гитлера и Сталина. Это чудовищная аберрация истории, исторической памяти, осквернение всех национальных святынь, попрание той немыслимой жертвы, которую понес русский советский народ в годы Великой Отечественной войны.  
 
Всемирное значение СССР, значение абсолютное, неотменяемое заключается в святой миссии Победы над фашизмом как всемирно-историческим злом. В мире нет более непримиримых мировоззрений, чем немецкий, то есть западный фашизм и русский коммунизм.
 
Русский коммунизм в своей изначальной чистоте – это не утопия и тоталитарная идеология, а русская мечта о счастье, свободе и бессмертии. В коммунизме должен воплотиться абсолютный смысл жизни и абсолютная истина. Русский коммунизм во многом совпадает с русским космизмом.   
 
После распада СССР в либеральной, прозападной и антирусской среде стала насаждаться всеми правдами и неправдами идея о родственности фашизма и коммунизма как двух тоталитарных идеологий.
 
Разоблачений этой ложной идеи было много. Глубокий анализ мифа о «русском фашизме» дан в коллективной монографии 2008 г. «Коммунизм и фашизм: братья или враги?», в которой известный мыслитель-патриот Сергей Кара-Мурза писал:
 
«Одно из важнейших понятий, с помощью которых сегодня обеспечивается манипуляция сознанием в странах европейской культуры – фашизм. И на нынешнее восприятие истории советского государства сильное влияние оказала проведенная за последние двадцать лет широкая идеологическая кампания, утверждающая его принципиальное сходство с фашистским государством, возникшим в Германии в 1933 г. и ликвидированным в результате его поражения во 2-й мировой войне».
 
В современных условиях реальной войны с коллективным западом, который возрождает откровенно фашистскую идеологию, это отождествление преступно уже в бесконечной степени. И если в последние десятилетия отождествление фашизма и коммунизма могло еще быть предметом теоретической дискуссии, то сегодня это уже должно быть уголовно наказуемым преступлением.
 
Вспоминая Александра Захарченко, задумался вдруг о пророческом даре советского кинорежиссёра Евгения Карелова, снявшего безусловный шедевр «Служили два товарища» (1968), в котором отчасти свершилось прохановское взаимоочеловечивание красных (персонажи Ролана Быкова и Олега Янковского) и белых (персонаж Владимира Высоцкого).

К слову, (оцените злободневность локаций) действие указанного фильма разворачивается в Крыму, его съёмки проходили в том числе в Одессе, а автор слов заглавной песни «Служили два товарища, ага...» поэт Абрам Арго — уроженец Херсонской губернии (вообще, у родившегося в нынешнем московском Троицке режиссёра значительное количество фильмов связано с Украиной).

Но я веду речь о другой кинокартине Карелова — «Сохранившие огонь» (1970), снятой по мотивам рассказа Александра Бека (автора знаменитой повести «Волоколамское шоссе» о подвиге героев-панфиловцев) «Письмо Ленина».

В какой-то степени сюжет здесь предсказывает судьбу первого главы ДНР: в Донбассе времён Гражданской войны из-за взорванного врагами моста останавливается доставка руды на металлургический завод, директор коего к тому же оказывается ранен, и временным руководителем на общем собрании выбирают плавщика Клявина (роль Евгения Матвеева), который тут же вдохновляет людей на восстановление моста и, отчасти хулиганя в глазах официальной власти, обеспечивает рабочих хлебом, затем (хлеб всё-таки заканчивается) едет в Москву к наркому продовольствия (роль Армена Джигарханяна), попадает на приём к Ленину и, возвратившись от того с письмом, где обещается решение всех донбасских проблем, вторично вдохновляет рабочих, а сам погибает от подлой вражеской пули.

Предлагаю запараллелить факты из жизни вымышленного Клявина и реального Захарченко самостоятельно, а я рассмотрю ещё три кареловских фильма на предмет прогнозирования будущего:

1. «Третий тайм» (1962) — драма о матче смерти в оккупированом нацистами Киеве в августе 1942 года между командой немецких Люфтваффе и командой «Старт», составленной из бывших игроков киевского «Динамо».

Зная, что в случае победы их ожидает расстрел, советские футболисты выигрывают-таки со счётом 4:3, причём на воротах у них стоит человек по фамилии (внимание!) Дугин, а в решающий момент на поле выходит опытный тёзка главы ЧВК «Вагнер» — Евгений Викторович (роль Глеба Стриженова).

2. «Дети Дон Кихота» (1965) — трагикомедия о самоотверженном акушере-гинекологе в роддоме (одна из лучших ролей Анатолия Папанова), воспитывающем трёх приёмных детей, от которых отказались матери (в финале он усыновит 4-го).

Фильм продолжительностью чуть более 1 часа затрагивает невообразимое число проблем на примере судеб трёх детей, сыгранных «человеком-амфибией» Владимиром Кореневым, советской звездой, позднее превратившейся в лютого антисоветчика Львом Прыгуновым и будущим руководителем Федеральной Таможенной службы России Андреем Бельяниновым (его единственнная роль в кино).

Но если говорить о пророчествах, то комическим образом рвущийся защищать негров младший сын представляет собой своего рода карикатуру на нынешнее американское движение «Black Lives Matter», а пациент жены главного героя (пластического хирурга), появляющийся в финале, — пародию на злоупотребляющих экспериментами над разными частями своего тела современных гламурных барышень.

3. «Семь стариков и одна девушка» (1968) — комедия о юной выпускнице физкультурного института, которую направляют работать в клуб тренером у шестерых очень немолодых и неспортивных мужчин.

Фильм предвосхищает сразу две гораздо более популярные картины: тут персонаж Анисов противостоит Фантомасу за 5 лет до выхода «Анискина и Фантомаса», и/или тут пожилой инкассатор, коего насильно отправляют на пенсию, в кошмарном сне преследует злодея в маске, чтобы доказать, что он ещё способен эффективно работать, — за 3 года до выхода «Стариков-разбойников» (у Рязанова инкассатором станет героиня Аросевой, а «неугомонным старичком» — Юрий Никулин, который и в рассматриваемом фильме Карелова появится в составе гайдаевской троицы Трус–Балбес–Бывалый).