Так-так-так, только что я скачала более ли менее всего Афанасьева («Народные русские сказки в трех томах», «Поэтические воззрения славян на природу» и т. д.), Проппа и еще парочку сборников сказок и мифов – карельских, например, вдобавок.
Не могу больше терпеть – не знаю, как именно буду находить время между «Препараторами» и прочими делами, но собираюсь углубиться в изучение и компенсировать довольно поверхностное университетское знакомство с фольклором.
Предполагаю, что в работе над новым текстом это может мне пригодиться. Но даже если нет – уверена, будет увлекательно.
В связи с чем вопрос: делиться ли по ходу дела с вами интересными находками?
#писательское #летт_прожизнь
Не могу больше терпеть – не знаю, как именно буду находить время между «Препараторами» и прочими делами, но собираюсь углубиться в изучение и компенсировать довольно поверхностное университетское знакомство с фольклором.
Предполагаю, что в работе над новым текстом это может мне пригодиться. Но даже если нет – уверена, будет увлекательно.
В связи с чем вопрос: делиться ли по ходу дела с вами интересными находками?
#писательское #летт_прожизнь
Друзья, сегодня в 18.00 по московскому времени будет стрим со мной в канале «Marshmallowbooks». Он будет посвящен в первую очередь «Миру из прорех», но, думаю, можно будет задать и другие вопросы. Приходите, буду рада всем: https://yangx.top/marshmallow_books
#яналетт #писательское
#яналетт #писательское
Итак, вот как Афанасьев объясняет происхождение мифов.
Язык любого народа на раннем этапе развития – поэтический, метафорический, отражающий впечатления людей от описываемых явлений.
Примеры из славянских языков: «лея» – проливной дождь, «живулечка» (ну что за милота) – дитя, «сопай» – нос.
Кстати, угадаете, что такое «куроцап», «каркун», «холодянка», «понура»? Подсказка: это все животные :)
Другой пример. В санскритских словарях находится 11 названий для света, 15 для облака, 26 для змеи, 35 для огня, 37 для солнца.
Но со временем «сочувственное созерцание природы ослабевает», а народ все больше стремится обратить язык в «послушное орудие для передачи собственных мыслей».
С развитием языка разные явления подтягиваются под один корень, что-то теряется. Люди утрачивают понимание образов, бывших понятными их дедам и прадедам.
И вот тогда формируются мифы – причем для того, чтобы слово получило мифологическое значение, оно, по мнению Афанасьева, должно сначала утратить собственный смысл.
Условно, «очи неба» начинают восприниматься прямолинейно, и рождаются мифы об одноглазом божестве солнца.
Сами мифы потом тоже меняются. Во-первых, потому что часть утрачивается.
Во-вторых, потому что некоторые из них сливаются с реальными историческими событиями.
И, наконец, в-третьих – потому что представители формирующихся духовных центров (например, жрецы) чувствуют острую потребность привести их к единому знаменателю, объяснить их с точки зрения современных им форм нравственности.
Если мы хотим понять истоки того или иного мифического представления, обращаться нужно к языку. Здесь интересно, что Афанасьев рекомендует черпать материал из, например, загадок (по сути, прямые метафоры, разгадывание тайных смыслов) или примет, но не рекомендует – из сонников, потому что чаще всего это памятники уже письменной эпохи, которые составляли ушлые людишки, сочинявшие от себя, а не собиравшие то, во что на самом деле верил народ.
Еще один источник – былины и другие эпические сказания, переиначенные, но сохранившие древнюю основу. Например, богатыри такие огромные и могучие потому, что изначально они олицетворяли стихийные силы природы, и только со временем превратились в людей.
Сказке изначально чуждо историческое; её предметом был не человек, а «разнообразные явления всей обоготворенной природы».
(«Поэтические воззрения славян на природу. Том 1», А. Н. Афанасьев)
Upd. Важное уточнение, которое, наверно, стоило сделать сразу – Афанасьев писал в 19 веке, с тех пор в фольклористике и антропологии было много всего интересного. Так что его теории – во многом легшие в основу других, более современных – не стоит считать истиной в последней инстанции. Но у него можно найти немало красивого и любопытного)
#мифология #афанасьев
Язык любого народа на раннем этапе развития – поэтический, метафорический, отражающий впечатления людей от описываемых явлений.
Примеры из славянских языков: «лея» – проливной дождь, «живулечка» (ну что за милота) – дитя, «сопай» – нос.
Кстати, угадаете, что такое «куроцап», «каркун», «холодянка», «понура»? Подсказка: это все животные :)
Другой пример. В санскритских словарях находится 11 названий для света, 15 для облака, 26 для змеи, 35 для огня, 37 для солнца.
Но со временем «сочувственное созерцание природы ослабевает», а народ все больше стремится обратить язык в «послушное орудие для передачи собственных мыслей».
С развитием языка разные явления подтягиваются под один корень, что-то теряется. Люди утрачивают понимание образов, бывших понятными их дедам и прадедам.
И вот тогда формируются мифы – причем для того, чтобы слово получило мифологическое значение, оно, по мнению Афанасьева, должно сначала утратить собственный смысл.
Условно, «очи неба» начинают восприниматься прямолинейно, и рождаются мифы об одноглазом божестве солнца.
Сами мифы потом тоже меняются. Во-первых, потому что часть утрачивается.
Во-вторых, потому что некоторые из них сливаются с реальными историческими событиями.
И, наконец, в-третьих – потому что представители формирующихся духовных центров (например, жрецы) чувствуют острую потребность привести их к единому знаменателю, объяснить их с точки зрения современных им форм нравственности.
Если мы хотим понять истоки того или иного мифического представления, обращаться нужно к языку. Здесь интересно, что Афанасьев рекомендует черпать материал из, например, загадок (по сути, прямые метафоры, разгадывание тайных смыслов) или примет, но не рекомендует – из сонников, потому что чаще всего это памятники уже письменной эпохи, которые составляли ушлые людишки, сочинявшие от себя, а не собиравшие то, во что на самом деле верил народ.
Еще один источник – былины и другие эпические сказания, переиначенные, но сохранившие древнюю основу. Например, богатыри такие огромные и могучие потому, что изначально они олицетворяли стихийные силы природы, и только со временем превратились в людей.
Сказке изначально чуждо историческое; её предметом был не человек, а «разнообразные явления всей обоготворенной природы».
(«Поэтические воззрения славян на природу. Том 1», А. Н. Афанасьев)
Upd. Важное уточнение, которое, наверно, стоило сделать сразу – Афанасьев писал в 19 веке, с тех пор в фольклористике и антропологии было много всего интересного. Так что его теории – во многом легшие в основу других, более современных – не стоит считать истиной в последней инстанции. Но у него можно найти немало красивого и любопытного)
#мифология #афанасьев
Солнце и Месяц были представляемы в родственной связи – как сестра и брат или как супруги.
Одно германское сказание представляет их женой и мужем. Солнце была очень пылкой, а Месяц – холодным любовником, и жену это, понятное дело, раздражало.
Как-то раз она побилась с мужем об заклад: кто раньше проснется, тот будет светить днем, а кто поленится – тому достанется ночь.
С тех пор они светят порознь. На самом деле, оба уже сожалеют о разлуке и пытаются сблизиться. Месяц иссыхает от печали до тех пор, пока не оживает его надежда на будущее примирение – тогда он начинает расти, но потом, в новом приступе тоски, снова уменьшается.
Только во время солнечных затмений они сходятся, но время это тратят на то, чтобы упрекать друг друга. Никто не желает идти на уступки, и так они снова и снова расстаются.
(«Поэтические воззрения славян на природу. Том 1», А. Н. Афанасьев)
#мифология #афанасьев
Одно германское сказание представляет их женой и мужем. Солнце была очень пылкой, а Месяц – холодным любовником, и жену это, понятное дело, раздражало.
Как-то раз она побилась с мужем об заклад: кто раньше проснется, тот будет светить днем, а кто поленится – тому достанется ночь.
С тех пор они светят порознь. На самом деле, оба уже сожалеют о разлуке и пытаются сблизиться. Месяц иссыхает от печали до тех пор, пока не оживает его надежда на будущее примирение – тогда он начинает расти, но потом, в новом приступе тоски, снова уменьшается.
Только во время солнечных затмений они сходятся, но время это тратят на то, чтобы упрекать друг друга. Никто не желает идти на уступки, и так они снова и снова расстаются.
(«Поэтические воззрения славян на природу. Том 1», А. Н. Афанасьев)
#мифология #афанасьев
«По закону фольклорной сказки, мачеха-угнетательница лишь вначале занимает позицию Правителя, в конце проигрывая своей жертве. В то же время и положительные героини не всегда ведут себя «по-человечески», подвергая женихов испытаниям и карая соперниц с одинаковой суровостью и непреклонностью.
В чем же причина такого несоответствия? Да в том, что героини фольклорных сказок и не должны вести себя по-человечески.
У них другие задачи».
(Предисловие к сборнику «Русские народные сказки с женскими архетипами», Ольга Юрченко).
#сказки
В чем же причина такого несоответствия? Да в том, что героини фольклорных сказок и не должны вести себя по-человечески.
У них другие задачи».
(Предисловие к сборнику «Русские народные сказки с женскими архетипами», Ольга Юрченко).
#сказки
В финале русской народной сказки «Золотой башмачок» (сюжетно очень похожей на «Золушку») прочитала: «Я там был, пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Дали мне синь кафтан, ворона летит да кричит: «Синь кафтан! Синь кафтан!» Я думаю: «Скинь кафтан!» – взял да и скинул. Дали мне колпак, стали в шею толкать. Дали мне красные башмачки, ворона летит да кричит: «Красные башмачки! Красные башмачки!» Я думаю: «Украл башмачки!» – взял да и бросил».
Интересная расширенная формула, по сути означающая: не взял ничего материального, правда?
Таких в финалах сказок много, с вариантами. Например: «подали белужины – остался не ужинавши»; «кому подносили ковшом, а мне решетом»; «дали мне блин, который три года в кадушке гнил» и так далее.
Судя по всему, работают эти формулы как способ перевести слушателей сказки обратно через границу между реальным миром и пространством вымысла, остаться в котором нельзя.
Пропп пишет о загробном мире (куда герои сказок попадают, пройдя испытания Бабы Яги): «Мы видим, что, перешагнув за порог сего мира, прежде всего нужно есть и пить. Приобщившись к еде, предназначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших. Отсюда запрет прикасания к этой пище для живых».
#сказка #пропп
Интересная расширенная формула, по сути означающая: не взял ничего материального, правда?
Таких в финалах сказок много, с вариантами. Например: «подали белужины – остался не ужинавши»; «кому подносили ковшом, а мне решетом»; «дали мне блин, который три года в кадушке гнил» и так далее.
Судя по всему, работают эти формулы как способ перевести слушателей сказки обратно через границу между реальным миром и пространством вымысла, остаться в котором нельзя.
Пропп пишет о загробном мире (куда герои сказок попадают, пройдя испытания Бабы Яги): «Мы видим, что, перешагнув за порог сего мира, прежде всего нужно есть и пить. Приобщившись к еде, предназначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших. Отсюда запрет прикасания к этой пище для живых».
#сказка #пропп
Для ждущих и верящих: третьи «Препараторы» написаны уже почти на две трети. Ну, по крайней мере, 60-70 % текста точно есть. Цифры, конечно, ориентировочные, но в концу подошел второй акт истории Сорты и Строма – приближается к завершению второй акт и линий Ульма и Мил.
Еще я, конечно, не удержалась и набросала кое-какие фрагменты последних глав и эпилога.
Впереди – третий акт всех пяти линий и традиционные газетные вставки.
Кстати, предварительное название финальной части трилогии – «Голос Кьертании».
Прямо сейчас места действия фрагментов текста, над которыми я работаю:
– порт в Форе, на главном острове парящего архипелага Вуан-Фо;
– Рурбод – небольшой город в часе поездом от Ильмора;
– Стужа.
#яналетт #препараторы
Еще я, конечно, не удержалась и набросала кое-какие фрагменты последних глав и эпилога.
Впереди – третий акт всех пяти линий и традиционные газетные вставки.
Кстати, предварительное название финальной части трилогии – «Голос Кьертании».
Прямо сейчас места действия фрагментов текста, над которыми я работаю:
– порт в Форе, на главном острове парящего архипелага Вуан-Фо;
– Рурбод – небольшой город в часе поездом от Ильмора;
– Стужа.
#яналетт #препараторы
Бритва Оккама – пожалуй, самый полезный писательский инструмент.
Например, самая большая опасность хорошо продуманного мира – в нем самом. Но она не в чрезмерной продуманности, а в чрезмерности повествования.
Искушение рассказать обо всем, описать мельчайшие детали велико, но именно с ним и нужно бороться.
Очень трудно бывает отказаться от доброй половины придуманного, двух третей придуманного, большей части придуманного (или написанного) – но это существенная часть работы писателя.
Чем писатель опытнее, чем требовательнее к себе – тем чаще он отказывается от идей, подробностей, образов, на создание которых до этого ушли месяцы.
Хороший текст – текст, ради которого пришлось от многого отказаться.
#яналетт #писательское
Например, самая большая опасность хорошо продуманного мира – в нем самом. Но она не в чрезмерной продуманности, а в чрезмерности повествования.
Искушение рассказать обо всем, описать мельчайшие детали велико, но именно с ним и нужно бороться.
Очень трудно бывает отказаться от доброй половины придуманного, двух третей придуманного, большей части придуманного (или написанного) – но это существенная часть работы писателя.
Чем писатель опытнее, чем требовательнее к себе – тем чаще он отказывается от идей, подробностей, образов, на создание которых до этого ушли месяцы.
Хороший текст – текст, ради которого пришлось от многого отказаться.
#яналетт #писательское
… Хотела вдогонку привести в пример – в качестве возражения самой себе – тексты Чайны Мьевиля типа «Вокзала потерянных снов», нарочито перенасыщенного мельчайшими деталями, погружающими в мир до такой степени, что собственно сюжет истории более ли менее стартует только на отметке примерно процентов в 70 довольно объемной книги…
Но потом подумала: откуда мне знать, насколько больше материала было у Мьевилля в исходных черновиках, сколько подробностей и нюансов он не стал включать в финальный текст?
#яналетт #писательское
Но потом подумала: откуда мне знать, насколько больше материала было у Мьевилля в исходных черновиках, сколько подробностей и нюансов он не стал включать в финальный текст?
#яналетт #писательское
Давно я не отвечала на вопросы читателей и подписчиков – вдруг за это время они у вас появились? Если да – милости прошу в комментарии.
А у меня к вам вопрос точно есть. Подумываю над тем, чтобы, может, провести писательский челлендж в ноябре. Кто-то хотел бы присоединиться, если решу?
#яналетт #писательское
А у меня к вам вопрос точно есть. Подумываю над тем, чтобы, может, провести писательский челлендж в ноябре. Кто-то хотел бы присоединиться, если решу?
#яналетт #писательское
Очень понравился вопрос @AsiaPol про недостатки Сорты; ответ выношу в отдельный пост:
Мне кажется, недостатки Сорты меньше бросаются в глаза, потому что её главы – единственные в тексте (не считая дневника мальчика во второй книге) даны от первого лица. Тем не менее, слабые стороны есть и у неё.
– Сорта довольно активно лишает субъектности близких людей. Например, не задумывается над тем, чего ее сестры хотели бы для себя сами.
– Сорту не назовешь очень уж добрым человеком; она хочет помочь близким, но может быть довольно жесткой по отношению к тем, кого не включает в ближний круг. Например, ограничивается одним разговором с Миссе и не проявляет большой инициативы, уже понимая, что та попала в беду.
Еще один пример: сцена на охоте с оленем во второй книге. Сорте не приходит в голову другое решение, потому что она не готова показаться слабой (реплика служителя Харстеда здесь, в общем, в точку).
– В общем, по вышесказанному, наверно, видно, что Сорта довольно высоко ставит свои амбиции и цели. Она готова многим пожертвовать ради них – и определенно не готова идти на риск ради абстрактных идеалов или посторонних людей.
– Наконец, Сорта довольно отчаянно цепляется за прошлое, не склонна легко прощать; в вопросе оценки ситуации с Гасси она показывает себя непримиримым судьей и по отношению к Унельму, и по отношению к самой себе.
Многое в Сорте меняется под влиянием Эрика, но:
а) Её путь еще не окончен.
б) Эрик тоже, в общем, не ангел)
#яналетт #препараторы
Мне кажется, недостатки Сорты меньше бросаются в глаза, потому что её главы – единственные в тексте (не считая дневника мальчика во второй книге) даны от первого лица. Тем не менее, слабые стороны есть и у неё.
– Сорта довольно активно лишает субъектности близких людей. Например, не задумывается над тем, чего ее сестры хотели бы для себя сами.
– Сорту не назовешь очень уж добрым человеком; она хочет помочь близким, но может быть довольно жесткой по отношению к тем, кого не включает в ближний круг. Например, ограничивается одним разговором с Миссе и не проявляет большой инициативы, уже понимая, что та попала в беду.
Еще один пример: сцена на охоте с оленем во второй книге. Сорте не приходит в голову другое решение, потому что она не готова показаться слабой (реплика служителя Харстеда здесь, в общем, в точку).
– В общем, по вышесказанному, наверно, видно, что Сорта довольно высоко ставит свои амбиции и цели. Она готова многим пожертвовать ради них – и определенно не готова идти на риск ради абстрактных идеалов или посторонних людей.
– Наконец, Сорта довольно отчаянно цепляется за прошлое, не склонна легко прощать; в вопросе оценки ситуации с Гасси она показывает себя непримиримым судьей и по отношению к Унельму, и по отношению к самой себе.
Многое в Сорте меняется под влиянием Эрика, но:
а) Её путь еще не окончен.
б) Эрик тоже, в общем, не ангел)
#яналетт #препараторы
Forwarded from LiveLib - знаем, что почитать
Вспоминая лето: что читала команда Лайвлиба
Команда Лайвлиба любит почитать ничуть не меньше, чем любой лайвлибовец, и мы решили поделиться лучшими открытиями минувшего лета 👆
Узнать подробнее, чем же именно эти книги так привлекли нашу редакцию, можно в статье на сайте. А если верите нам на слово, сразу добавляйте книги в "хочу прочитать" 😉
Ловите ссылки:
📚 Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя, Карен Прайор
Книга из шорт-листа продвинутых бизнес-коучей, практическое руководство на тему, как добиться желаемого поведения от животных и людей.
📚 Песнь Бернадетте, Франц Верфель
Безусловный фаворит этого лета — роман австрийского писателя Франца Верфеля о явлении Девы Марии простой девчушке Бернадетте — бедной и совершенно необразованной, ныне — святой Католической церкви.
📚 Увиденное и услышанное, Элизабет Брандейдж
Глубокая психологическая история о том, как брак коверкает жизнь женщин, в некоторых случаях превращаясь буквально в смертельную ловушку.
📚 Защита Лужина, Владимир Набоков
Психологический роман об аутистичном вундеркинде, который находит убежище от реальности в мире шахмат. Роман описывает его детство, отношения с родителями, учёбу в гимназии и жизнь в эмиграции в Берлине. Лужин становится известным гроссмейстером, но во время турнира с итальянским мастером Турати у него происходит нервный срыв.
📚 Сказки про добрые дела, Елена Ульева
Сказки Елены Ульевой учат важным урокам доброты, с ними удалось заинтересовать ребенка 3,5 лет так, что утро теперь начинается не с кофе, а с «мам, почитай»!
📚 Самое слабое в мире чудовище, Ким Тонсик
Это этакие современные короткие сказки. Ким Тонсик использует очень похожую на них форму, только рассказы здесь не о сверхъестественном, а о фантастическом.
📚 Препараторы, Зов ястреба, Яна Летт
Это и биопанк, и магия, и детектив, и любовный роман. Книга об испытаниях и дружбы, и службы!
📚 Канашибари. Пока не погаснет последний фонарь. Том 1, Вероника Шэн, Ангелина Шэн
При невыясненных обстоятельствах совершенно разные люди попадают в город синих фонарей. Здесь нельзя пить и есть, это нужно заслужить, здесь для того, чтобы выжить, нужно бороться с реальными чудовищами из ста самых страшных японских сказок...
📚 Лейли и Меджнун, Низами
Древняя легенда о любви Лейли и Меджнуна. Понравится тем, кто ценит поэзию и «Ромео и Джульетты» У. Шекспира.
📚 Чужак, Стивен Кинг
Кто убийца: человек или НЕЧТО, способное принимать обличье любого человека? Необычный и запутанный сюжет, герои, с которыми ты окунаешься в увлекательную историю — это ли не рецепт идеальной книги?
Команда Лайвлиба любит почитать ничуть не меньше, чем любой лайвлибовец, и мы решили поделиться лучшими открытиями минувшего лета 👆
Узнать подробнее, чем же именно эти книги так привлекли нашу редакцию, можно в статье на сайте. А если верите нам на слово, сразу добавляйте книги в "хочу прочитать" 😉
Ловите ссылки:
📚 Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя, Карен Прайор
Книга из шорт-листа продвинутых бизнес-коучей, практическое руководство на тему, как добиться желаемого поведения от животных и людей.
📚 Песнь Бернадетте, Франц Верфель
Безусловный фаворит этого лета — роман австрийского писателя Франца Верфеля о явлении Девы Марии простой девчушке Бернадетте — бедной и совершенно необразованной, ныне — святой Католической церкви.
📚 Увиденное и услышанное, Элизабет Брандейдж
Глубокая психологическая история о том, как брак коверкает жизнь женщин, в некоторых случаях превращаясь буквально в смертельную ловушку.
📚 Защита Лужина, Владимир Набоков
Психологический роман об аутистичном вундеркинде, который находит убежище от реальности в мире шахмат. Роман описывает его детство, отношения с родителями, учёбу в гимназии и жизнь в эмиграции в Берлине. Лужин становится известным гроссмейстером, но во время турнира с итальянским мастером Турати у него происходит нервный срыв.
📚 Сказки про добрые дела, Елена Ульева
Сказки Елены Ульевой учат важным урокам доброты, с ними удалось заинтересовать ребенка 3,5 лет так, что утро теперь начинается не с кофе, а с «мам, почитай»!
📚 Самое слабое в мире чудовище, Ким Тонсик
Это этакие современные короткие сказки. Ким Тонсик использует очень похожую на них форму, только рассказы здесь не о сверхъестественном, а о фантастическом.
📚 Препараторы, Зов ястреба, Яна Летт
Это и биопанк, и магия, и детектив, и любовный роман. Книга об испытаниях и дружбы, и службы!
📚 Канашибари. Пока не погаснет последний фонарь. Том 1, Вероника Шэн, Ангелина Шэн
При невыясненных обстоятельствах совершенно разные люди попадают в город синих фонарей. Здесь нельзя пить и есть, это нужно заслужить, здесь для того, чтобы выжить, нужно бороться с реальными чудовищами из ста самых страшных японских сказок...
📚 Лейли и Меджнун, Низами
Древняя легенда о любви Лейли и Меджнуна. Понравится тем, кто ценит поэзию и «Ромео и Джульетты» У. Шекспира.
📚 Чужак, Стивен Кинг
Кто убийца: человек или НЕЧТО, способное принимать обличье любого человека? Необычный и запутанный сюжет, герои, с которыми ты окунаешься в увлекательную историю — это ли не рецепт идеальной книги?