Криватроп
2.19K subscribers
1.61K photos
43 videos
1 file
241 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
— Вот она, старинная! — сказал он, показывая свой музыкальный инструмент из телячьей, снятой мешком, шкуры, с пришитой деревянной дудкой. В руках он держал маленький пищик из камыша. — Пищик рассохся, а в пищике — главное дело, да и мех плох стал, воздух пропущает! — говорил он, беря мешок под левый локоть и его надувая.
Послышался жалобный, тонкий звук. Он остановился, набрал воздуха, поднимая под рубахою костлявую старческую грудь, и, склонив набок голову, заиграл, перебирая пальцами. Звук был тонкий, похожий на плач, — звук свирели, тростниковой жалейки, непрерывный, потому что старик время от времени надувал мех, склоняя голову и отставив ногу.

— В старину, бывало, на свадьбах играл, — сказал он, вытирая губы и смотря на нас веселыми, помолодевшими глазами. — Я прежде хороший игрок был. Тогда балалаек этих, гармоний еще не ведали. Под дуду и плясали; бывало, суток двое жаришь без передыху, а хозяева тебя за это водочкой угощают. Теперь позабыл, не могу, да и пищик не годится, новый надо делать.
И, надувши мех, он заиграл горевую старинную, сохранившуюся еще от крепостных времен, мужицкую песню, выговаривая слова на смоленский лад:

Ох — и на проходе уси веселаи наши деньки,
Ох — и наступают слизовыи на нас времена:
Разоряють нас лихие, лихие воры — господа.

В избу вошел его сын, стал у порога, деревянно улыбаясь. Старик как будто застыдился сына, бросил играть, поглядел виновато.
— Вот она, старинная музыка! — презрительно сказал сын.
— Надо тебе, дедушка, в Москву ехать, — сказали мы. — Там тебе большой почет будет.
— Эх, Москва, Москва — золотые маковки! — старинной скоморошьей скороговоркой отвечал дед. — Мы — лесные, серые, на печи привыкли сидеть, куда нам в Москву.
Помню, мы стали уговаривать старика побывать в городе, показать себя людям. Он посмеивался, продувал пищик, шутил. Даже к нашему замечанию о деньгах, что в городе, мол, можно заработать, отнесся он равнодушно.
Заслышав о деньгах, сын насторожился, заулыбался и, садясь на подоконник, сказал:
— Вот, не даром тогда хлеб будешь есть.
— Правильно, — говорим, — дедушка, поезжай!
— Уж я поеду, поеду, — полушутя-полусерьезно отвечал старик. — Вишь, карета моя еще не готова...

Он проиграл нам весь свой запас, спел много песен. Я смотрел на него, на его руки, на то, как ладно притоптывает по полу его нога в мягком лапоточке, думал, что перед нами настоящий природный артист.
Мы ушли, взволнованные нашей «находкой». Быть может, мы преувеличивали, быть может, ни один человек не станет слушать теперь старинную дуду, но что-то говорило нам, что в старике есть подлинный талант.

Вышли мы, когда уже стало меркнуть, пошли на овсы, куда ходил по вечерам медведь. Над лесом закатывалось солнце, а на золотом небе четко чернели лесные макушки. Я прошел лугом, десятиной и влез на зеленый дубок, где был приготовлен «лаба́з». Стало тихо; сорвался и прогремел вдали тетерев. Лаяли на деревне собаки, женский голос звонко манил в лесу заблудившуюся корову. Я сидел на дубу, как соловей-разбойник, слушал и смотрел, как опускается за лес большое багровое на закате солнце, кончается над землею день.

Последний раз я видел старика зимою у приятеля моего в городе, перед концертом. Старик сидел за столом, пил чай, держа в руке блюдце, крепкими зубами откусывая сахар. Для выступления на концерте он принарядился. На прямой пробор были расчесаны его курчавившиеся на концах легкие волосы, воротник чистой рубахи опрятно обнимал тонкую морщинистую шею. В углу, на диване, сидел его сын в черной вышитой рубахе, вертел в руках балалайку. Мы поздоровались, старик улыбнулся, подмигивая сказал:
— Вот и довелось опять встретиться...
— Где же дуда твоя?
— Тут дуда, новый мех для дуды справил, старину подымаю...
— Да ты пей, пей, потом покажешь...

Вечером мы отправились в клуб, где был назначен концерт.
В клубе было холодно, стучал по крыше мороз. Мы пришли, когда еще никого не было. Пустынно стояли стулья, мигало электричество.
Концерт не удался. Слушателей оказалось мало. Помешал мороз, какой-то праздник, кино, да и не охотник был в те времена уездный человек до таких концертов.
А я смотрел, слушал и дивился. Кто учил этого старика так выступать на сцене, так свободно держаться?.. Невольно вспоминалось мне, как, бывало, на деревенских свадьбах, на праздниках вдруг прорвется, и глазу не поверишь, как преобразится какая-нибудь молчаливая баба, сколько блеснет жару, таланта, каким пожаром запылает зарумянившееся, помолодевшее лицо!..

После концерта я подошел, чтобы ободрить старика. Он был весел, возбужден, неудача не произвела на него никакого впечатления. Сын сердито подсчитывал небогатую выручку.
Потом слышал я, что старик выступал в губернском городе, что был у него там шумный успех, носили его на руках, обещали поездку в Москву. А совсем недавно я узнал, что старик умер и дуду его мой приятель водворил в уездный музей... Не знаю почему, защемило вдруг сердце: пристрастие ли мое к народной старинной песне, воспоминание ли о лесном артисте-дударе, или это — что дороже всего, чем украшается жизнь — природный дар, талант, живущий в простом человеке...

#соколовмикитов #смоленщина #дуда #дударь
nastupajuc
<unknown>
Наигрыш той самой смоленской песни, которую исполнял Семен дударь в рассказе Соколова-Микитова. Исполнение современное.

Послушайте, как берет за душу дуда.

#дуда #смоленскаядуда
Велопоход на Чертово Городище. (Июль 2021) Часть 2

Проезжая очередную деревню, остановился спросить у местных, есть ли здесь сельмаг. Не знаю, какие силы нас свели, но это оказались люди, которых я знал исключительно через интернет. Это была удивительная встреча.

Миновав Сухиничи я озадачился поиском места под лагерь. Солнце должно было сесть через полчаса, а подходящего места никак не было на пути.

Вымазавшись по уши в глине на полевой грунтовке я поспешил ставить палатку на рыбацком берегу у первой встречной реки. Зарядил ливень. При постановке, палатку залило водой, так, что пришлось сливать.

На ужин у меня была припасена банка пива, которую я положил в сумку с павербанком и налобным фонарем. Открываю сумку, достаю банку - замок на месте, а она пустая. Зато электроника мигая в предсмертной агонии плавает в пиве. Что ж, отправляясь в поход-паломничество нужно быть готовым что-то отдать.

Вслед за этим, над лагерем раскинулась радуга в золотом свете заката, что было безусловно добрым знаком.
Вид с городища Косая Гора на Угре.

Автор фото: Вяземский Путешественник

#косаягора #городище #угра
Велопоход на Чертово Городище (Июль 2021). Часть 3

Проснулся под мычание коров у палатки. Ясный, погожий день. Выдвигаюсь на марш до Козельска.

С Козельска открывается вид на лесной массив - Лихвинские засеки. Там и спряталось Чертово Городище.

С городищем связано множество преданий и легенд. Леса здесь водят так, что люди теряются на несколько суток или пропадают вовсе. Появляется чувство постороннего присутствия и наблюдения. Изменяется чувство времени. Стоит человеку отойти, как ему кажется, на пять минут, выясняется, что его ищат несколько часов.

Особенность Чертова городища в том, что само укрепленное поселение находилось в непосредственной близости от выхода известняковых скал, совершенно нехарактерных для равнины. Именно локально, на этих скалах, произрастает доисторический светящийся мох и папоротник многоножка, ближайший ареал которого в Карелии.

Очевидно, люди не могли не обратить внимание на такое особое место и соорудили на нем святилище.

#чертовогородище #велопоход #землявятичей
Велопоход на Чертово Городище. Часть 4

Местными автохтонами были балтские племена Юхновской и Мощинской культур. Вероятно в период железного века и был возведен культовый комплекс на городище, включающий в себя несколько мегалитов, таких как камень Чертовы пальцы, Чертов кододец, каменный грот и иные. Согласно легендам, еще в начале XX века на городище были пещеры, в которых были найдены каменный стол и глинянные сосуды.

В 9 веке на городище живут вятичи. Оно же является крупным культовым племенным центром. В 9 веке на городище нападает киевская, хорошо вооруженная дружина, вятичи обораняются, но противник оказывается сильнее. Погибают все. После этого люди здесь уже не селятся.

В 30е годы 20 века здесь открывается каменоломня. Внешний вид городища меняется до неузнаваемости. Но часть культовых объектов сохранилась. Сохранился и непередаваемый дух места овеянный легендами.

Место сильное, даже давящее. Дух дремучего язычества здесь чувствуешь кожей.

#чертовогородище #землявятичей #велопоход
Аист, опора, городище

Сегодня с Евгением провели исследовательский рейд на два интересных места, где нас ждали открытия. Скоро подробности.

#дубровогородище #жижала
ГОРОДОК НА УТКЕ

В семи верстах от Вязьмы есть деревня с говорящим названием - Городок. Местность здесь равнинная, высоких берегов и перепадов высот нет. Кроме одной горки, занятой кладбищем. Эта горка не имеет крутых склонов, не окружена рвом, нет следов вала, высота ее не грандиозна. Но такое название деревни не могло возникнуть просто так, возможно этот холм и есть остатки городища. Идем исследовать холм.

Горка расположена в двухстах метрах от русла речки Утка. Сейчас эта речка совсем обмелена по причине работы карьеров, а раньше в разлив она затапливала деревню Тюхменево (Кощеево). Ее архаичное название, по всей видимости - Уда. Большая часть горки занята кладбищем, часть разработана под забор ПГС. В отвалах с раскопа (видимо копали могилу) можно изучить местный слой как кусок торта. Под дерновым слоем идет тонкая прослойка КС со следами пожара. Это интригует. И вот, в одном из кусков, в черном слое находим маленький кусочек лепной керамики. Эта маленькая находка говорит о многом и разворачивает картину с горизонтом в тысячелетия. Это расширият географию древних поселений по Утке, показывает эту реку как связующую на днепровско-окском междуречье. Тонкий слой культурного слоя со следами пожара может говорить, о том, что поселение просуществовало не долго и было уничтожено пожаром. Но это вопрос археологии, а раскопки на кладбище невозможны.

По приезду домой отправляю фото подъемного материала археологам ИА РАН, они подтверждают - лепная керамика днепро-двинской культуры.

Сбор устных сведений о "городке" среди местных не дал никаких результатов. Остаются открытыми вопросы:
- В какое время городище лишилось валов и рвов?
- Что было на месте в средние века и новое время?
- Благодаря чему народная память сохранила название "Городок"?

#городок #вязьма #утка #уда
Фото подъемного материала и виды с Городка на Утке

#городок #утка