Болотные святилища смоленских кривичей
В Смоленском Поднепровье известна немногочисленная группа городищ, которые своеобразной формой и особым положением заметно выделяются среди прочих укрепленных поселений. Расположены эти городища обычно в низких, заболоченных местах, отчего иногда называются болотными. Одни из них занимают небольшие естественные островки среди болот, другие искусственно насыпаны близ болот или сооружены в конце низких мысов, образуемых болотистыми низинами.
Форма этих городищ всегда круглая или овально-округлая; размеры их очень невелики (диаметр площадок — от 14 до 28 м). Площадки городищ возвышаются над уровнем окружающей болотистой местности всего на 2—4 м и во время значительных весенних разливов становятся островками. Площадки отдельных городищ ровные, в других случаях — слегка приподнятые к середине, в третьих — имеют небольшую воронкообразную вогнутость. Площадки городищ ограничены кольцеобразными рвом и валом или двумя невысокими валами, между которыми находится неглубокий ров. Культурного слоя на этих городищах нет.
Тот факт, что такие городища совершенно непригодны как оборонительные сооружения-убежища, а так же отсутствие на них культурного слоя, свидетельствуют о том, что это объекты культа.
На одном из таких городищ была выявлена каменная вымостка, на которое разводился костер. Учитывая практику кривичей прожигать огнем место сооружения курганов, можно сделать вывод, что ритуальным костром совершалось освящение места под святилище.
В. В. Седов, датирует эти городища VIII - XI веками н.э. и связывает их с языческими святилищами летописных кривичей.
Смоленские болотные святилища типологически и хронологически близки святилищам около деревни Верховляны (Беларусь) а так же известному Перынскому святилищу под Новгородом.
#кривичи #болотныегородища #сакральнаягеография #смоленщина
В Смоленском Поднепровье известна немногочисленная группа городищ, которые своеобразной формой и особым положением заметно выделяются среди прочих укрепленных поселений. Расположены эти городища обычно в низких, заболоченных местах, отчего иногда называются болотными. Одни из них занимают небольшие естественные островки среди болот, другие искусственно насыпаны близ болот или сооружены в конце низких мысов, образуемых болотистыми низинами.
Форма этих городищ всегда круглая или овально-округлая; размеры их очень невелики (диаметр площадок — от 14 до 28 м). Площадки городищ возвышаются над уровнем окружающей болотистой местности всего на 2—4 м и во время значительных весенних разливов становятся островками. Площадки отдельных городищ ровные, в других случаях — слегка приподнятые к середине, в третьих — имеют небольшую воронкообразную вогнутость. Площадки городищ ограничены кольцеобразными рвом и валом или двумя невысокими валами, между которыми находится неглубокий ров. Культурного слоя на этих городищах нет.
Тот факт, что такие городища совершенно непригодны как оборонительные сооружения-убежища, а так же отсутствие на них культурного слоя, свидетельствуют о том, что это объекты культа.
На одном из таких городищ была выявлена каменная вымостка, на которое разводился костер. Учитывая практику кривичей прожигать огнем место сооружения курганов, можно сделать вывод, что ритуальным костром совершалось освящение места под святилище.
В. В. Седов, датирует эти городища VIII - XI веками н.э. и связывает их с языческими святилищами летописных кривичей.
Смоленские болотные святилища типологически и хронологически близки святилищам около деревни Верховляны (Беларусь) а так же известному Перынскому святилищу под Новгородом.
#кривичи #болотныегородища #сакральнаягеография #смоленщина
Люблю писцовые книги изучать.
Сразу образ этого теплолюбивого Греши рисуется.
#ономастика #антропонимика #вяземскийуезд
Сразу образ этого теплолюбивого Греши рисуется.
#ономастика #антропонимика #вяземскийуезд
Грозный родник
Исследуя святые источники нашей земли, мы раз за разом сталкиваемся с устойчивым сакральным мотивом, уходящим в сердце индо-европейской мифопоэтики – "основной миф". Сюжет, как я его называю "громовых вод", крайне богато представлен в балто-славянских регионах.
На сей раз речь пойдет о системе святых источников, центральной крыницей которого, является родник "Грозный" или "Святой" в Алексинском районе Тульской области.
Этимология Грозного восходит к "грозе". Происхождение названия коренится в древность и связано с частыми ударами грозовых разрядов во влажный лес, окружающий родник. Сейчас вокруг родника Грозный более сорока деревьев, пораженных ударами молний – то есть, почти каждое дерево высотой более двадцати метров несет на себе следы таких поражений. Именно такие места почитались нашими предками и считались отмеченными Перуном-Перкунасом.
Как и прочие "громовые / гремячие" источники, Грозный связан с высвобождением вод после удара молнии. Кроме того, вокруг родника бытует множество историй о средневековых битвах в этом районе, отсылающих к противостоянию Громовержца и Змея. Удивительно, но по соседству с Грозным находится родник Змеиный. Так же известен родник под названием Жадный, этимологию которого местные жители связывают не с "жадностью" а с "жаждой".
Традиционно, сакральное место подкрепляется легендами о спрятанном у родника кладе. Так же обращает на себя внимание соседняя топонимика: село Красное и речка Бесенка, при впадении которой в Оку, бьют святые ключи.
фото: Андрей Тимашёв
#громовыеводы #грозныйродник #сакральнаягеография #основноймиф #верхнеочье #землявятичей #galindaszeme
Исследуя святые источники нашей земли, мы раз за разом сталкиваемся с устойчивым сакральным мотивом, уходящим в сердце индо-европейской мифопоэтики – "основной миф". Сюжет, как я его называю "громовых вод", крайне богато представлен в балто-славянских регионах.
На сей раз речь пойдет о системе святых источников, центральной крыницей которого, является родник "Грозный" или "Святой" в Алексинском районе Тульской области.
Этимология Грозного восходит к "грозе". Происхождение названия коренится в древность и связано с частыми ударами грозовых разрядов во влажный лес, окружающий родник. Сейчас вокруг родника Грозный более сорока деревьев, пораженных ударами молний – то есть, почти каждое дерево высотой более двадцати метров несет на себе следы таких поражений. Именно такие места почитались нашими предками и считались отмеченными Перуном-Перкунасом.
Как и прочие "громовые / гремячие" источники, Грозный связан с высвобождением вод после удара молнии. Кроме того, вокруг родника бытует множество историй о средневековых битвах в этом районе, отсылающих к противостоянию Громовержца и Змея. Удивительно, но по соседству с Грозным находится родник Змеиный. Так же известен родник под названием Жадный, этимологию которого местные жители связывают не с "жадностью" а с "жаждой".
Традиционно, сакральное место подкрепляется легендами о спрятанном у родника кладе. Так же обращает на себя внимание соседняя топонимика: село Красное и речка Бесенка, при впадении которой в Оку, бьют святые ключи.
фото: Андрей Тимашёв
#громовыеводы #грозныйродник #сакральнаягеография #основноймиф #верхнеочье #землявятичей #galindaszeme
Поделюсь небольшим инсайдом.
Недавно я тут сетовал, на то, что не проводятся исследования, на останках найденных на Случевском городище. Оказывается это не так.
На данный момент идет работа по изучению ряда черепов из Случевска. В том числе проводится антропометрия некоего старейшины. Это был брутальный мужчина возрастом ближе к 60 годам, ростом около 180 см., получивший боевые повреждения на черепе и руке еще при жизни. Включая след от стрелы над переносицей и следы заживших рубленых ран.
Погиб он в стенах городища вместе с женщинами и детьми, тела которых были сброшены в яму. Вероятно он оставался в городке в силу невозможности воевать или работать с поврежденной рукой. Остальное мужское население было убито за стенами городища либо приняв бой, либо будучи на работах. Захватчики были из соседнего племени.
Ждем результатов исследования!
#случевск
Недавно я тут сетовал, на то, что не проводятся исследования, на останках найденных на Случевском городище. Оказывается это не так.
На данный момент идет работа по изучению ряда черепов из Случевска. В том числе проводится антропометрия некоего старейшины. Это был брутальный мужчина возрастом ближе к 60 годам, ростом около 180 см., получивший боевые повреждения на черепе и руке еще при жизни. Включая след от стрелы над переносицей и следы заживших рубленых ран.
Погиб он в стенах городища вместе с женщинами и детьми, тела которых были сброшены в яму. Вероятно он оставался в городке в силу невозможности воевать или работать с поврежденной рукой. Остальное мужское население было убито за стенами городища либо приняв бой, либо будучи на работах. Захватчики были из соседнего племени.
Ждем результатов исследования!
#случевск
Козлово городище
В средневековье на Жижале был город близкий по статусу Вязьме – вотчина князей Козловских, город Козлов.
История сложилась так, что некогда мощный городок запустел и утратил былое значение.
Сейчас здесь в сухих стволах деревьев стучит дятел, внизу журчит Жижала, а сам городок словно уставший волот крепко спит.
Легенда гласит, что на городище провалилась церковь, но некоторые люди могут услышать пение из под земли. Здесь и вправду слышно пение, словно кто-то поет песню-сказ о былых временах. Только песня эта слышна не ушами, а каким-то архаичным органом чувств.
#козлов #вяземскоекняжество #смоленщина #жижала
В средневековье на Жижале был город близкий по статусу Вязьме – вотчина князей Козловских, город Козлов.
История сложилась так, что некогда мощный городок запустел и утратил былое значение.
Сейчас здесь в сухих стволах деревьев стучит дятел, внизу журчит Жижала, а сам городок словно уставший волот крепко спит.
Легенда гласит, что на городище провалилась церковь, но некоторые люди могут услышать пение из под земли. Здесь и вправду слышно пение, словно кто-то поет песню-сказ о былых временах. Только песня эта слышна не ушами, а каким-то архаичным органом чувств.
#козлов #вяземскоекняжество #смоленщина #жижала
Список беспашенных людей с одной из улиц села Волочек на Днепре (Волочек Вяземский).
Писцовые Книги 1594.
#антропонимика #волочеквяземский
Писцовые Книги 1594.
#антропонимика #волочеквяземский
Напомню, что я переодически пополняю список архаичных (дохристианских) антропонимов по своему региону, которые встречаются в документах.
Вот свежий улов из Писцовых Книг Вяземского уезда Волоцкого стана (XVI-XVIIвв):
Жидимант (очевидно производное от Гедимин), Звяга, Воин, Кудрявец, Борец, Враг, Одинец, Труха, Пятко, Трус, Кощей, Ширяйко, Чичуга.
#антропонимика
Вот свежий улов из Писцовых Книг Вяземского уезда Волоцкого стана (XVI-XVIIвв):
Жидимант (очевидно производное от Гедимин), Звяга, Воин, Кудрявец, Борец, Враг, Одинец, Труха, Пятко, Трус, Кощей, Ширяйко, Чичуга.
#антропонимика
Forwarded from Новости истории и археологии
Ученые составили описание древнего обряда, исследовав поминальные комплексы под Тулой
Они были воздвигнуты славянами в память о соплеменниках, погибших вдалеке от дома
/ТАСС/. Археологи смогли составить детальное описание дохристианского поминального обряда, исследовав ритуальные комплексы VII–VIII веков и артефакты, обнаруженные у деревни Гора Услань в Тульской области. Они были воздвигнуты славянами, предположительно, в память о соплеменниках, погибших вдалеке от дома, рассказал журналистам научный сотрудник отдела археологических исследований Государственного музея-заповедника "Куликово поле" Александр Колоколов.
"Такое случается очень редко, когда археологи получают возможность узнать что-то о духовном мире дохристианского населения нашего региона. <…> Выглядел он (обряд - прим. ТАСС) следующим образом: разжигался поминальный костер, вокруг него собирались люди, поминали своего собрата, соплеменника, как и положено славянской традиции, ели, пили. Потом, когда костер прогорал,..
Продолжение в комменте
Они были воздвигнуты славянами в память о соплеменниках, погибших вдалеке от дома
/ТАСС/. Археологи смогли составить детальное описание дохристианского поминального обряда, исследовав ритуальные комплексы VII–VIII веков и артефакты, обнаруженные у деревни Гора Услань в Тульской области. Они были воздвигнуты славянами, предположительно, в память о соплеменниках, погибших вдалеке от дома, рассказал журналистам научный сотрудник отдела археологических исследований Государственного музея-заповедника "Куликово поле" Александр Колоколов.
"Такое случается очень редко, когда археологи получают возможность узнать что-то о духовном мире дохристианского населения нашего региона. <…> Выглядел он (обряд - прим. ТАСС) следующим образом: разжигался поминальный костер, вокруг него собирались люди, поминали своего собрата, соплеменника, как и положено славянской традиции, ели, пили. Потом, когда костер прогорал,..
Продолжение в комменте