И собственно сам Воротынск сейчас.
"Звенит мечами Окская коса
На копьях головы лжецов
Пусть улыбаются своим
С высоких берегов."
#воротынск #верхнеочье #верховскиеземли #землявятичей
"Звенит мечами Окская коса
На копьях головы лжецов
Пусть улыбаются своим
С высоких берегов."
#воротынск #верхнеочье #верховскиеземли #землявятичей
Решил проверить, представлен ли как-то вождь вятичей в современной культуре.
Оказалось, что Кировский пивзавод на Вятке выпускал (выпускает?) пиво под маркой "Ходота".
Кировчане зачастую ошибочно относят себя к вятичам, благодаря созвучию реки Вятка и Верхнеокского племенного союза.
Тем не менее, обратите внимание на крепость пива – 13.5%! Воистину обороты достойные варварского вождя.
#вятичи #ходота
Оказалось, что Кировский пивзавод на Вятке выпускал (выпускает?) пиво под маркой "Ходота".
Кировчане зачастую ошибочно относят себя к вятичам, благодаря созвучию реки Вятка и Верхнеокского племенного союза.
Тем не менее, обратите внимание на крепость пива – 13.5%! Воистину обороты достойные варварского вождя.
#вятичи #ходота
Ходота разогнал тему вятичей в краеведческих каналах. Говорящее однако имя – тема "пошла":
Forwarded from Встреча Руси и Чуди
ВЯТИЧИ И VENÄJÄ
Ув. «Криватроп» пишет о том, что в Кирове выпускают продукцию под названием «Ходота» – в честь вятичского племенного вождя.
При этом вятичи (изначально – вятчане) – уроженцы или жители Вятской земли обязаны своим названием реке Вятке, притоку Камы.
А летописное племя вятичей располагалась намного западнее, в бассейне Оки.
Связано ли название Вятки и летописного племени?
Как полагают ученые, не связано. Вятка обязана своим названием другому летописному племени – кривичам. Согласно последним данным гидроним может быть связан с древненовгородским větъka ‘ответвление’ (‘приток реки’), преобразованном носителями диалекта с кривичскими чертами до [в'äтка]. При этом ранние татарские и марийские названия реки (Naukrad-Idel и Naukrad Wyd соответственно) объясняются как ‘Новгородская река’
[В.Л. Васильев].
В свою очередь, летописным вятичам обязан своим именем древнерусский город Вятическ, по-видимому, стоявший где-то на границе расселения вятичей и смоленских кривичей.
Интересно и название племени вятичей.
Согласно летописному преданию, они обязаны своим именем легендарному вождю Вятъко.
Однако полагают более вероятным, что в этнониме проявилась праславянская основа *vȩt-, восходящая к обозначению некоторых первоначально неславянских народов Европы: это германское племя вандалов (откуда, кстати, Андалусия) и латинское Venetī – венеты (откуда Венеция). Под последними понимали не только адриатическое племя, но и кельтское племя на юге Бретани.
Потом, когда эти неславянские племена ушли или растворились, а на их места пришли славяне, старое наименование перешло на них: греки стали называть славян старым словом Οὐενετοὶ [овенетои], а германцы стали обозначили западное крыло славян как Wenden.
Затем в районе Балтийского моря слово попало в праприбалтийско-финский язык, где стало обозначением славян, живших восточнее. А в конечном счете закрепилось за Россией и русскими.
Например:
финское Venäjä [вэняя] ‘Россия’ – venäläinen [вэняляинэн] ‘русский’,
эстонское Venеmaa – venelane,
карельское Veniäh – veniäläne,
вепсское Veńa [вéня]– veńaĺne [вéняльне].
---
Подготовлено с использованием русского этимологического словаря А.Е. Аникина. Для вепсского и карельского языков использованы диалектные варианты лексем.
Ув. «Криватроп» пишет о том, что в Кирове выпускают продукцию под названием «Ходота» – в честь вятичского племенного вождя.
При этом вятичи (изначально – вятчане) – уроженцы или жители Вятской земли обязаны своим названием реке Вятке, притоку Камы.
А летописное племя вятичей располагалась намного западнее, в бассейне Оки.
Связано ли название Вятки и летописного племени?
Как полагают ученые, не связано. Вятка обязана своим названием другому летописному племени – кривичам. Согласно последним данным гидроним может быть связан с древненовгородским větъka ‘ответвление’ (‘приток реки’), преобразованном носителями диалекта с кривичскими чертами до [в'äтка]. При этом ранние татарские и марийские названия реки (Naukrad-Idel и Naukrad Wyd соответственно) объясняются как ‘Новгородская река’
[В.Л. Васильев].
В свою очередь, летописным вятичам обязан своим именем древнерусский город Вятическ, по-видимому, стоявший где-то на границе расселения вятичей и смоленских кривичей.
Интересно и название племени вятичей.
Согласно летописному преданию, они обязаны своим именем легендарному вождю Вятъко.
Однако полагают более вероятным, что в этнониме проявилась праславянская основа *vȩt-, восходящая к обозначению некоторых первоначально неславянских народов Европы: это германское племя вандалов (откуда, кстати, Андалусия) и латинское Venetī – венеты (откуда Венеция). Под последними понимали не только адриатическое племя, но и кельтское племя на юге Бретани.
Потом, когда эти неславянские племена ушли или растворились, а на их места пришли славяне, старое наименование перешло на них: греки стали называть славян старым словом Οὐενετοὶ [овенетои], а германцы стали обозначили западное крыло славян как Wenden.
Затем в районе Балтийского моря слово попало в праприбалтийско-финский язык, где стало обозначением славян, живших восточнее. А в конечном счете закрепилось за Россией и русскими.
Например:
финское Venäjä [вэняя] ‘Россия’ – venäläinen [вэняляинэн] ‘русский’,
эстонское Venеmaa – venelane,
карельское Veniäh – veniäläne,
вепсское Veńa [вéня]– veńaĺne [вéняльне].
---
Подготовлено с использованием русского этимологического словаря А.Е. Аникина. Для вепсского и карельского языков использованы диалектные варианты лексем.
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Вятичам в русских летописях принадлежит особое место. Помимо того, что им, как и радимичам, приписывается ляшское происхождение, они считались самыми закоренелыми язычниками: «живяху в лесе, якоже всякый зверь, ядуще всё нечисто, и срамословье в них предъ отци и пред снохами, и браци не бываху в них, но игрища межю сёлы, и схожахуся на игрища, на плясанья и на вся бесовьскыя песни, и ту умыкаху жёны собе, с нею же кто свещевашеся. Имяхут же по две и по три жены. И аще кто умряше, творяху трызну над ним, и посем творяху кладу велику, и возложат на кладу мертвеца и сожигаху, и посем, собравше кости, вложаху в сосуд мал и поставляху на столпе на путех, иже творят вятичи и ныне» (ныне - это не раньше начала XII века, когда, как считается, составлялась Повесть временных лет).
На заре истории Руси её будущая территория, населённая славянскими, балтскими и финскими племенами, была объектом притязаний германцев-варягов на севере и тюрок-хазар на юге. Если варяги собирали дань с чуди, ильменских словен, мери и кривичей, то хазары контролировали днепровских полян, северян и вятичей.
Первым из русских князей, который пытался покорить вятичей (сразу после «освобождения» их от власти хазар) был внук Рюрика Святослав Игоревич. Однако его сыну Володимеру Святому пришлось ещё дважды покорять вятичей. Именно после вторичного покорения этого упрямого племени Володимер принялся укреплять границу Руси с миром степных кочевников. Для этого им были построены крепости по рекам Десне, Осетру (приток Десны), Трубежу, Суле и Стугне (притоки Днепра). «И поча нарубати мужи лутши от словен, и от кривичь, и от чюдии, и от вятичь, и от сих насели и грады; бе бо рать от печенегь. И бе воюяся с ними и одоляя им». То есть знать («лучшие мужи») названных племён, живших далеко на север от Киева, должна была нести пограничную службу, а население порубежных крепостей изначально было пришлым с севера и смешанным славяно-финским. Этим шагом Володимер решал две проблемы – защищал столичный регион от набегов степняков и лишал далёкие от Киева племена потенциальных инициаторов новых восстаний.
Племя вятичей проживало, главным образом, на территории черниговского и рязанского княжений в верхнем и среднем течении реки Оки. В церковном отношении эти земли относились к юрисдикции черниговской епархии. Тем не менее, очень долго ни русские князья, ни Русская церковь фактически не контролировали большую часть племенной территории вятичей, и они дольше других летописных племён не интегрировались в пространство исторической Руси, спаянное воедино варяжской династией и славянским богослужением православной церкви.
Ещё правнук Володимера Святого Володимер Мономах, совмещавший в себе сурового воина и набожного христианина, не без гордости рассказывал о себе в своём знаменитом «Поучении детям», что в молодости ездил по воле своего отца из Переяславля Русского в Ростов «сквозе вятиче», то есть напрямик вверх по Оке через земли так до конца и не покорённого племени. Там же Мономах говорит, что дважды ходил потом в походы на вятичей, причём упоминает их племенного князя Ходоту. В отличие от Рюриковичей, этого Ходоту точно не заподозрить в скандинавском происхождении - вполне себе свой восточнославянский князь.
На заре истории Руси её будущая территория, населённая славянскими, балтскими и финскими племенами, была объектом притязаний германцев-варягов на севере и тюрок-хазар на юге. Если варяги собирали дань с чуди, ильменских словен, мери и кривичей, то хазары контролировали днепровских полян, северян и вятичей.
Первым из русских князей, который пытался покорить вятичей (сразу после «освобождения» их от власти хазар) был внук Рюрика Святослав Игоревич. Однако его сыну Володимеру Святому пришлось ещё дважды покорять вятичей. Именно после вторичного покорения этого упрямого племени Володимер принялся укреплять границу Руси с миром степных кочевников. Для этого им были построены крепости по рекам Десне, Осетру (приток Десны), Трубежу, Суле и Стугне (притоки Днепра). «И поча нарубати мужи лутши от словен, и от кривичь, и от чюдии, и от вятичь, и от сих насели и грады; бе бо рать от печенегь. И бе воюяся с ними и одоляя им». То есть знать («лучшие мужи») названных племён, живших далеко на север от Киева, должна была нести пограничную службу, а население порубежных крепостей изначально было пришлым с севера и смешанным славяно-финским. Этим шагом Володимер решал две проблемы – защищал столичный регион от набегов степняков и лишал далёкие от Киева племена потенциальных инициаторов новых восстаний.
Племя вятичей проживало, главным образом, на территории черниговского и рязанского княжений в верхнем и среднем течении реки Оки. В церковном отношении эти земли относились к юрисдикции черниговской епархии. Тем не менее, очень долго ни русские князья, ни Русская церковь фактически не контролировали большую часть племенной территории вятичей, и они дольше других летописных племён не интегрировались в пространство исторической Руси, спаянное воедино варяжской династией и славянским богослужением православной церкви.
Ещё правнук Володимера Святого Володимер Мономах, совмещавший в себе сурового воина и набожного христианина, не без гордости рассказывал о себе в своём знаменитом «Поучении детям», что в молодости ездил по воле своего отца из Переяславля Русского в Ростов «сквозе вятиче», то есть напрямик вверх по Оке через земли так до конца и не покорённого племени. Там же Мономах говорит, что дважды ходил потом в походы на вятичей, причём упоминает их племенного князя Ходоту. В отличие от Рюриковичей, этого Ходоту точно не заподозрить в скандинавском происхождении - вполне себе свой восточнославянский князь.
Forwarded from Пока горит солнце
Уважаемые авторы дружественных краеведческих каналов видимо под влиянием крепкого вятского Ходоты давича вспоминали о вятичах. Бахнули и мы парочку , в связи с чем конечно редакция не смогла не напомнить, что настоящей и крайней восточной окраиной этих лихих и упертых ребят был именно Рязанский край, примерно в границах старинного Рязанского уезда, включая ряд левобережных мещерских районов.
В традиционной народной культуре, наиболее хорошо сохранявшейся в крестьянской среде, тому есть масса подтверждений. Среди них, например, и древние орнаментальные знаки в элементах костюма и домашней утвари местного населения левобережных районов рязанского течения Оки, и "дубовый" сюжет народной мифологии, являющиеся характерным маркером балто-славянского мира, и общие с Верхнеочьем народные названия созвездий, и бытование обрядности, по мнению в т.ч. известных исследователей (Д.К. Зеленина - прим. авт.) "известной почти исключительно в области древних вятичей" и восходящей к древним восточнославянским сельскохозяйственным и предковым культам и пр.
А вообще конечно тема с слокальными брендами и пивным вандализмом в частности чудовищна. Сначала они прекращают выпускать Ходоту в "нашем вятском филиале" (хотя не понятно зачем им вятичский вождь если у них своих ушкуйников полно), а потом и рязанское Русское в Российское переименовывают. Впрочем сообщают, что квас "Евпатий" пока из продажи не изъят. Спрашивается доколе?!
#локальныебренды #вяткаивятичи
В традиционной народной культуре, наиболее хорошо сохранявшейся в крестьянской среде, тому есть масса подтверждений. Среди них, например, и древние орнаментальные знаки в элементах костюма и домашней утвари местного населения левобережных районов рязанского течения Оки, и "дубовый" сюжет народной мифологии, являющиеся характерным маркером балто-славянского мира, и общие с Верхнеочьем народные названия созвездий, и бытование обрядности, по мнению в т.ч. известных исследователей (Д.К. Зеленина - прим. авт.) "известной почти исключительно в области древних вятичей" и восходящей к древним восточнославянским сельскохозяйственным и предковым культам и пр.
А вообще конечно тема с слокальными брендами и пивным вандализмом в частности чудовищна. Сначала они прекращают выпускать Ходоту в "нашем вятском филиале" (хотя не понятно зачем им вятичский вождь если у них своих ушкуйников полно), а потом и рязанское Русское в Российское переименовывают. Впрочем сообщают, что квас "Евпатий" пока из продажи не изъят. Спрашивается доколе?!
#локальныебренды #вяткаивятичи
Telegram
Криватроп
Решил проверить, представлен ли как-то вождь вятичей в современной культуре.
Оказалось, что Кировский пивзавод на Вятке выпускал (выпускает?) пиво под маркой "Ходота".
Кировчане зачастую ошибочно относят себя к вятичам, благодаря созвучию реки Вятка и…
Оказалось, что Кировский пивзавод на Вятке выпускал (выпускает?) пиво под маркой "Ходота".
Кировчане зачастую ошибочно относят себя к вятичам, благодаря созвучию реки Вятка и…
Forwarded from AUTHENTIC PRODUCT
В честь долгожданной встречи с друзьями, дабы придать ей особого символизма (да и просто весёлой, памятной эстетики), изготовил такую знаковую для себя штуку – пробку для кувшина медовухи в образе фигуры Одина – что бы вдохновенья волны пуще бушевали в хмельных устах!
Для заказа изделий пишите в личные сообщения 📩 https://yangx.top/archaic32
———
#authentic__product
Для заказа изделий пишите в личные сообщения 📩 https://yangx.top/archaic32
———
#authentic__product
Выпал из постинга на несколько дней. Славно встретились с друзьями на "Саммите варварского краеведения". Добрая компания, новгородская медовуха, смоленские леса, беседы у камина, золотая осень и алое полярное сияние.