Святой валун на острове озера Дго. 2019 год. Смоленское Поозерье.
#дго #смоленскоепоозерье #культовыекамни #сакральнаягеография
#дго #смоленскоепоозерье #культовыекамни #сакральнаягеография
По сложившейся в телеграме традиции предлагаем вашему вниманию подборку каналов историко-культурной, этнографической и краеведческой направленности, с большинством авторов которых дискутируем, дополняем и порой репостим друг друга:
Ростовская земля. @zalesje
О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике Северо-Восточной Руси — свежо, весело и без понтов;
Ростов Великий и Ростовская земля. @gmz_RK
Блог музейщиков Музея-заповедника «Ростовский кремль».Региональная история, культурное наследие Ростовской земли;
Sevprostor. @severprostor
Заполярная пастораль. Русская и финно-угорская этнография, история, народная кухня на материале Русского Севера;
Меряфутурист (Меряния). @merjanin
Изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая;
Криватроп. @kriwatrop
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья. Сакральная география, изыскания, традиция, походы и экспедиции;
Встреча Руси и Чуди. @rusichud
Языковая история Севера – о том, что в нём русское, а что чудское;
Чертог Медведя. @bjornens_palats
Авторский канал о Швеции, викингах и путешествиях. Автор живёт в Стокгольме и делится уникальным контентом из Скандинавии и не только;
Байки дядюшки Огневита. @ognevit_tales
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей беларуской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки. А еще немного птиц и другой живности;
Череповецкая губерния. @cherepovesi
Череповесь, Череповской край и Русский Север в прошлом, настоящем и будущем;
Пока горит солнце. @pokagoritsolnce
Канал о народной культуре центральных и южных великорусов преимущественно на примере традиций Рязанского края;
Дёржанская Карелия. @djorzhakarjala
Канал, посвящённый истории и культуре дёржанских (зубцовских) карел. Эта небольшая диалектная группа, оторванная от остальных тверских карел, более двух веков существовала практически в полной изоляции;
Цирк, пельменная и синагога @rossiyshka
Сюр и невыносимая легкость бытия в Костроме и области. Авторский ироничный канал на стыке фотографии, иронии и краеведения;
Дом Смодора - Центр визуального наследия @smodor_space
История реставрации дома галичского фотографа Михаила Смодора в реальном времени. Фотограф и реставратор взялись восстанавливать историческое пространство и исследовать фотоархивы деревенских фотографов.
Ростовская земля. @zalesje
О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике Северо-Восточной Руси — свежо, весело и без понтов;
Ростов Великий и Ростовская земля. @gmz_RK
Блог музейщиков Музея-заповедника «Ростовский кремль».Региональная история, культурное наследие Ростовской земли;
Sevprostor. @severprostor
Заполярная пастораль. Русская и финно-угорская этнография, история, народная кухня на материале Русского Севера;
Меряфутурист (Меряния). @merjanin
Изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая;
Криватроп. @kriwatrop
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья. Сакральная география, изыскания, традиция, походы и экспедиции;
Встреча Руси и Чуди. @rusichud
Языковая история Севера – о том, что в нём русское, а что чудское;
Чертог Медведя. @bjornens_palats
Авторский канал о Швеции, викингах и путешествиях. Автор живёт в Стокгольме и делится уникальным контентом из Скандинавии и не только;
Байки дядюшки Огневита. @ognevit_tales
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей беларуской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки. А еще немного птиц и другой живности;
Череповецкая губерния. @cherepovesi
Череповесь, Череповской край и Русский Север в прошлом, настоящем и будущем;
Пока горит солнце. @pokagoritsolnce
Канал о народной культуре центральных и южных великорусов преимущественно на примере традиций Рязанского края;
Дёржанская Карелия. @djorzhakarjala
Канал, посвящённый истории и культуре дёржанских (зубцовских) карел. Эта небольшая диалектная группа, оторванная от остальных тверских карел, более двух веков существовала практически в полной изоляции;
Цирк, пельменная и синагога @rossiyshka
Сюр и невыносимая легкость бытия в Костроме и области. Авторский ироничный канал на стыке фотографии, иронии и краеведения;
Дом Смодора - Центр визуального наследия @smodor_space
История реставрации дома галичского фотографа Михаила Смодора в реальном времени. Фотограф и реставратор взялись восстанавливать историческое пространство и исследовать фотоархивы деревенских фотографов.
Ждамиров. Городище вождя вятичей под Калугой.
#ждамиров #вятичи #землявятичей #калуга #корьдно #сакральнаягеография
#ждамиров #вятичи #землявятичей #калуга #корьдно #сакральнаягеография
Посетили в Калуге музей изобразительных искусств. Впечатлил зал с выставкой икон и деревянных скульптур 16-17 веков с калужской земли.
На фото Николы Можайские из Перемышля и Калужского Казанского монастыря.
П. С. здание музея венчает Уроборос.
#николаможайский #калуга #деревянныебоги
На фото Николы Можайские из Перемышля и Калужского Казанского монастыря.
П. С. здание музея венчает Уроборос.
#николаможайский #калуга #деревянныебоги
Уехал на вотчину. Несколько дней без связи. Собирательствую.
Черники мало, комаров много. Повесил череп лося на сосну бабулек пугать (заодно ориентир на черничнике).
#собирательство
Черники мало, комаров много. Повесил череп лося на сосну бабулек пугать (заодно ориентир на черничнике).
#собирательство
Поехал в соседнюю деревню за мороженым, заодно заглянул на курганный могильник, который я нашел в прошлом году. Так как у магазина появилась связь, делюсь фотками.
Это единственный известный курганный могильник на верхней Волосте. Вполне возможно здесь покоится кто-то из моих прямых предков.
#волоста
Это единственный известный курганный могильник на верхней Волосте. Вполне возможно здесь покоится кто-то из моих прямых предков.
#волоста
Forwarded from Байки дядюшки Огневита
Городище на Менке не перестает удивлять! Теперь там нашли "дуб громовержца"
Во время изучения деревянных конструкций, которые лежали в основании вала, обнаружился дуб, с вживленной туда челюстью кабана. Это такая первая находка на территории Беларуси, сообщает Институт истории НАН.
Челюсть вепря была вживлена в древесину, когда дерево было еще живым. Только потом его срубили и использовали для постройки клетей. Такие находки дубов с вживленными челюстями кабанов известны из других регионов.
Находили подобные дубы на территории Подесенья и польского Гнезно. Обычно их отождествляют с культом бога-громовержца в силу того, что дуб традиционно считается деревом бога грома. По одной из гипотез, челюсти принадлежали не дикими кабанам, а домашним свиньям. Это была такая своеобразная жертва, которая проводилась поздней осенью или в зимний период.
Если оттолкнуться от этой гипотезы, то очень соблазнительно провести параллели с ритуальным забоем свиньи на Каляды. Вполне вероятно, что такой обычай уходит в седую индоевропейскую древность, поскольку ритуальное жертвоприношение свиньи в конце года было известно, например, римлянам, которые закалывали хрюшек на Сатурналии.
Культ кабана в Беларуси известен с самых древних времен. Про это рассказывают, например, неолитические подвески из Кривинского торфяника. А использовать клыки кабана в качестве подвески начали в каменном веке и носили их чуть ли не до средневековья.
Интересный аспект еще связан с кабаном в сюжете правильного погребения человека. Совий, изобретатель традиции трупосожжения, поймал однажды кабана и его девять селезенок раздал сыновьям, чтобы они испекли их. Дети съели селезенки, а разгневанный Совий решил отправиться на тот свет. Спуститься он смог только через девятые ворота. Дети похоронили Совия в земле, на утро он пришел и сказал, что изъеден червями. Тогда дети положили тело Совия в дерево, на утро он снова пожаловался, что его ели комары и совы. Лишь после сожжения душа Совия успокоилась. В тексте «Хроники» Иоанна Малалы Совий назван проводником в царство мертвых. Миф о Совии связан с Солнцем, ученые связывают пойманного вепря и огонь с солярными элементами. Девять селезёнок вепря символизируют девять ворот в потусторонний мир. Необходимо отметить, что по селезёнке вепря литовцы гадали, каким будет следующий год.
Тацит, описывая быт балтов эстиев, сообщает, что они поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. В скандинавских мифах вепрь служил ездовым животным бога Фрейра, а у полабских славян существовало предание, что недалеко от священного города Ретры из озера выходит гигантский вепрь с блестящими клыками, валяется в болоте и таким образом предсказывают войну.
Напомню, что буквально недавно при обработке и консервации конструкций из-под вала Менского городища обнаружилась фигура, которая одним исследователям напомнила птиц или дракона, а другие склонны видеть в ней голову барана.
Во время изучения деревянных конструкций, которые лежали в основании вала, обнаружился дуб, с вживленной туда челюстью кабана. Это такая первая находка на территории Беларуси, сообщает Институт истории НАН.
Челюсть вепря была вживлена в древесину, когда дерево было еще живым. Только потом его срубили и использовали для постройки клетей. Такие находки дубов с вживленными челюстями кабанов известны из других регионов.
Находили подобные дубы на территории Подесенья и польского Гнезно. Обычно их отождествляют с культом бога-громовержца в силу того, что дуб традиционно считается деревом бога грома. По одной из гипотез, челюсти принадлежали не дикими кабанам, а домашним свиньям. Это была такая своеобразная жертва, которая проводилась поздней осенью или в зимний период.
Если оттолкнуться от этой гипотезы, то очень соблазнительно провести параллели с ритуальным забоем свиньи на Каляды. Вполне вероятно, что такой обычай уходит в седую индоевропейскую древность, поскольку ритуальное жертвоприношение свиньи в конце года было известно, например, римлянам, которые закалывали хрюшек на Сатурналии.
Культ кабана в Беларуси известен с самых древних времен. Про это рассказывают, например, неолитические подвески из Кривинского торфяника. А использовать клыки кабана в качестве подвески начали в каменном веке и носили их чуть ли не до средневековья.
Интересный аспект еще связан с кабаном в сюжете правильного погребения человека. Совий, изобретатель традиции трупосожжения, поймал однажды кабана и его девять селезенок раздал сыновьям, чтобы они испекли их. Дети съели селезенки, а разгневанный Совий решил отправиться на тот свет. Спуститься он смог только через девятые ворота. Дети похоронили Совия в земле, на утро он пришел и сказал, что изъеден червями. Тогда дети положили тело Совия в дерево, на утро он снова пожаловался, что его ели комары и совы. Лишь после сожжения душа Совия успокоилась. В тексте «Хроники» Иоанна Малалы Совий назван проводником в царство мертвых. Миф о Совии связан с Солнцем, ученые связывают пойманного вепря и огонь с солярными элементами. Девять селезёнок вепря символизируют девять ворот в потусторонний мир. Необходимо отметить, что по селезёнке вепря литовцы гадали, каким будет следующий год.
Тацит, описывая быт балтов эстиев, сообщает, что они поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. В скандинавских мифах вепрь служил ездовым животным бога Фрейра, а у полабских славян существовало предание, что недалеко от священного города Ретры из озера выходит гигантский вепрь с блестящими клыками, валяется в болоте и таким образом предсказывают войну.
Напомню, что буквально недавно при обработке и консервации конструкций из-под вала Менского городища обнаружилась фигура, которая одним исследователям напомнила птиц или дракона, а другие склонны видеть в ней голову барана.