Велопоход на Чертово Городище. Часть 4
Местными автохтонами были балтские племена Юхновской и Мощинской культур. Вероятно в период железного века и был возведен культовый комплекс на городище, включающий в себя несколько мегалитов, таких как камень Чертовы пальцы, Чертов кододец, каменный грот и иные. Согласно легендам, еще в начале XX века на городище были пещеры, в которых были найдены каменный стол и глинянные сосуды.
В 9 веке на городище живут вятичи. Оно же является крупным культовым племенным центром. В 9 веке на городище нападает киевская, хорошо вооруженная дружина, вятичи обораняются, но противник оказывается сильнее. Погибают все. После этого люди здесь уже не селятся.
В 30е годы 20 века здесь открывается каменоломня. Внешний вид городища меняется до неузнаваемости. Но часть культовых объектов сохранилась. Сохранился и непередаваемый дух места овеянный легендами.
Место сильное, даже давящее. Дух дремучего язычества здесь чувствуешь кожей.
#чертовогородище #землявятичей #велопоход
Местными автохтонами были балтские племена Юхновской и Мощинской культур. Вероятно в период железного века и был возведен культовый комплекс на городище, включающий в себя несколько мегалитов, таких как камень Чертовы пальцы, Чертов кододец, каменный грот и иные. Согласно легендам, еще в начале XX века на городище были пещеры, в которых были найдены каменный стол и глинянные сосуды.
В 9 веке на городище живут вятичи. Оно же является крупным культовым племенным центром. В 9 веке на городище нападает киевская, хорошо вооруженная дружина, вятичи обораняются, но противник оказывается сильнее. Погибают все. После этого люди здесь уже не селятся.
В 30е годы 20 века здесь открывается каменоломня. Внешний вид городища меняется до неузнаваемости. Но часть культовых объектов сохранилась. Сохранился и непередаваемый дух места овеянный легендами.
Место сильное, даже давящее. Дух дремучего язычества здесь чувствуешь кожей.
#чертовогородище #землявятичей #велопоход
Аист, опора, городище
Сегодня с Евгением провели исследовательский рейд на два интересных места, где нас ждали открытия. Скоро подробности.
#дубровогородище #жижала
Сегодня с Евгением провели исследовательский рейд на два интересных места, где нас ждали открытия. Скоро подробности.
#дубровогородище #жижала
ГОРОДОК НА УТКЕ
В семи верстах от Вязьмы есть деревня с говорящим названием - Городок. Местность здесь равнинная, высоких берегов и перепадов высот нет. Кроме одной горки, занятой кладбищем. Эта горка не имеет крутых склонов, не окружена рвом, нет следов вала, высота ее не грандиозна. Но такое название деревни не могло возникнуть просто так, возможно этот холм и есть остатки городища. Идем исследовать холм.
Горка расположена в двухстах метрах от русла речки Утка. Сейчас эта речка совсем обмелена по причине работы карьеров, а раньше в разлив она затапливала деревню Тюхменево (Кощеево). Ее архаичное название, по всей видимости - Уда. Большая часть горки занята кладбищем, часть разработана под забор ПГС. В отвалах с раскопа (видимо копали могилу) можно изучить местный слой как кусок торта. Под дерновым слоем идет тонкая прослойка КС со следами пожара. Это интригует. И вот, в одном из кусков, в черном слое находим маленький кусочек лепной керамики. Эта маленькая находка говорит о многом и разворачивает картину с горизонтом в тысячелетия. Это расширият географию древних поселений по Утке, показывает эту реку как связующую на днепровско-окском междуречье. Тонкий слой культурного слоя со следами пожара может говорить, о том, что поселение просуществовало не долго и было уничтожено пожаром. Но это вопрос археологии, а раскопки на кладбище невозможны.
По приезду домой отправляю фото подъемного материала археологам ИА РАН, они подтверждают - лепная керамика днепро-двинской культуры.
Сбор устных сведений о "городке" среди местных не дал никаких результатов. Остаются открытыми вопросы:
- В какое время городище лишилось валов и рвов?
- Что было на месте в средние века и новое время?
- Благодаря чему народная память сохранила название "Городок"?
#городок #вязьма #утка #уда
В семи верстах от Вязьмы есть деревня с говорящим названием - Городок. Местность здесь равнинная, высоких берегов и перепадов высот нет. Кроме одной горки, занятой кладбищем. Эта горка не имеет крутых склонов, не окружена рвом, нет следов вала, высота ее не грандиозна. Но такое название деревни не могло возникнуть просто так, возможно этот холм и есть остатки городища. Идем исследовать холм.
Горка расположена в двухстах метрах от русла речки Утка. Сейчас эта речка совсем обмелена по причине работы карьеров, а раньше в разлив она затапливала деревню Тюхменево (Кощеево). Ее архаичное название, по всей видимости - Уда. Большая часть горки занята кладбищем, часть разработана под забор ПГС. В отвалах с раскопа (видимо копали могилу) можно изучить местный слой как кусок торта. Под дерновым слоем идет тонкая прослойка КС со следами пожара. Это интригует. И вот, в одном из кусков, в черном слое находим маленький кусочек лепной керамики. Эта маленькая находка говорит о многом и разворачивает картину с горизонтом в тысячелетия. Это расширият географию древних поселений по Утке, показывает эту реку как связующую на днепровско-окском междуречье. Тонкий слой культурного слоя со следами пожара может говорить, о том, что поселение просуществовало не долго и было уничтожено пожаром. Но это вопрос археологии, а раскопки на кладбище невозможны.
По приезду домой отправляю фото подъемного материала археологам ИА РАН, они подтверждают - лепная керамика днепро-двинской культуры.
Сбор устных сведений о "городке" среди местных не дал никаких результатов. Остаются открытыми вопросы:
- В какое время городище лишилось валов и рвов?
- Что было на месте в средние века и новое время?
- Благодаря чему народная память сохранила название "Городок"?
#городок #вязьма #утка #уда
По наводке одного из подписчиков посетили окрестности деревни Дуброво на Жижале.
На Дубровском городище, на опоре ЛЭП сидит важный аист, озирая по-хозяйски свои владения. Чтобы срезать путь, ныряем в мокрую после дождя траву. Продвигаемся к местной Покровской церкви.
Архитектура церкви уникальна, и сочетает в себе русский православный стиль и западноевропейский. Сразу и не поймешь церковь это или костел / кирха. Приятное сооружение, рядом не хватает паба с местным крепким пивом на кранах. Что ж, уходим на проселок за деревню. Еще немного полевых дорог и земля перед нами резко обрывается. Мы на крутом берегу, часть которого разрыта карьером, внизу пойма Жижалы и прекрасный вид.
Изучив гору, поняли, что это разрушенное карьером городище, в справочниках не учтенное. В крайней части обрыва толстый культурный слой. Место к сожалению разрушено до неузнаваемости. Но еще одна метка на карту добавлена.
#жижала #дуброво
На Дубровском городище, на опоре ЛЭП сидит важный аист, озирая по-хозяйски свои владения. Чтобы срезать путь, ныряем в мокрую после дождя траву. Продвигаемся к местной Покровской церкви.
Архитектура церкви уникальна, и сочетает в себе русский православный стиль и западноевропейский. Сразу и не поймешь церковь это или костел / кирха. Приятное сооружение, рядом не хватает паба с местным крепким пивом на кранах. Что ж, уходим на проселок за деревню. Еще немного полевых дорог и земля перед нами резко обрывается. Мы на крутом берегу, часть которого разрыта карьером, внизу пойма Жижалы и прекрасный вид.
Изучив гору, поняли, что это разрушенное карьером городище, в справочниках не учтенное. В крайней части обрыва толстый культурный слой. Место к сожалению разрушено до неузнаваемости. Но еще одна метка на карту добавлена.
#жижала #дуброво
Смоленские берестяные грамоты
1. Смоленская берестяная грамота № 1: «поклане влепопе».
XIII в. Береста, процарапывание.
2. Смоленская берестяная грамота № 2: «две гривны, а другому скажи всё». Середина XIII в. Береста, процарапывание.
3. Смоленская берестяная грамота № 3: «вывесть столпы пошли Осташка плотнику оть…». Середина XIII в. Береста, процарапывание.
4. Смоленская берестяная грамота № 5: «(ч)елом Николы Валюва». XIII в. Береста, процарапывание.
5. Смоленская берестяная грамота № 7: «Семеона, Овдотье, Оле, Ксенье, Окулине, Настасье, Олесе, Луке, Еремею». Конец XII в. Береста, процарапывание.
#смоленск #берестяныеграмоты
1. Смоленская берестяная грамота № 1: «поклане влепопе».
XIII в. Береста, процарапывание.
2. Смоленская берестяная грамота № 2: «две гривны, а другому скажи всё». Середина XIII в. Береста, процарапывание.
3. Смоленская берестяная грамота № 3: «вывесть столпы пошли Осташка плотнику оть…». Середина XIII в. Береста, процарапывание.
4. Смоленская берестяная грамота № 5: «(ч)елом Николы Валюва». XIII в. Береста, процарапывание.
5. Смоленская берестяная грамота № 7: «Семеона, Овдотье, Оле, Ксенье, Окулине, Настасье, Олесе, Луке, Еремею». Конец XII в. Береста, процарапывание.
#смоленск #берестяныеграмоты