Forwarded from Вяземский путешественник (Евгений)
Опубликован фильм. Городища на реках Воря и Угра. Путешествие в древность. https://youtu.be/BDYE_1plUbk
YouTube
Городища на реках Воря и Угра. Путешествие в древность.
Река Ресса от Мосальска до Юхнова на байдарках https://www.youtube.com/watch?v=A_nuHyAzVuw
Привески коньки раннего железного века с верхнего Днепра и Оки. Юхновская и Днепро-двинская культуры. База.
#привески #культконя #конек #ржв
#привески #культконя #конек #ржв
О семантике коньковых привесок РЖВ. А. А. Чубур (2021):
"...Принято считать коня в религиозно- мифологических системах индоевропейцев символом Солнца. Но конь – не символ, он – атрибут, жертвенное животное, но не непосредственно само божество [Очир-Горяева, 2017]. В Ригведе, в Авесте, в греческой поэзии – всюду Солнце называется «быстроконным», а его лучи сравниваются с развевающимися гривами лошадей. «Солнце бессмертное блистательное быстроконное мы почитаем» (Авеста: ХоршидЯшт): именно Солнце, а не несущих его коней. Солнце в индо-иранской религиозной системе отождествляется с Митрой (Мифрой). Митры нет в пантеоне скифов, донесенном до нас в «Истории» Геродота, однако там назван бог Гойтосир. По мнению В.И. Абаева скифский Гойтосир – божество ветра, по аналогии с индуистским Ваем [Абаев, 1962]. Однако Х. Нюберг, полагает, что если «Гойтосир» означает «богатый пастбищами», то аналогичный постоянный эпитет носит Митра в индоиранских текстах [Nyberg, 1938]. Скифы почитали Гойтосира (Ойтосира), отождествляемого с греческим Аполлоном, в образе антропоморфного существа, восседающего, как Аполлон, на запряженной конями колеснице, или в виде всадника (хотя скифские изображения верхового лучника – скорее образ громовержца Папая), но отнюдь не в виде коня [Артамонов, 1961]. Итак, конь безусловно связан с индоевропейским солярным культом, но является его атрибутом. То, что коньковые подвески лесной зоны Восточной Европы связаны с солярным культом, подтверждает не только в целом образ коня, но и выразительные детали. Гривы, сформированные из спиральных или двуспиральных S-образных волют, фактически, состоят из цепочки солярных символов. Но есть нюанс: одновременно спираль – ещё и образ свернувшейся змеи, имевший в древних представлениях также глобальное космологическое значение. Привлекает внимание и змееподобное тело подвесок-коньков, в некоторых подтипах еще и преднамеренно вытянутое. Семантика змеи может отражаться и в гривах, которые образует серия петлеобразных волн. Змей – повелитель подземного мира, он связан с властью, богатством, плодородием и жизненной силой, он повелевает скотом и водами. Обратим внимание на то, что у многих фигурок хвост у основания раздвоен и, таким образом, напоминает рыбий. Да и высокая грива, в особенности у подвесок типа III и IV похожа на спинной плавник костистой рыбы. Так формируется образ «водяного коня» или «змееконя», «коня-тритона», известного в греческой мифологии, как гиппокамп – конь Посейдона. А вот морда некоторых коньков напоминает утиную – и это тоже, на мой взгляд, не случайно: утка, как и змей, являются в индоевропейской мифологии хтоническими существами, связанными с нижним, водным миром. На многих коньковых псалиях – предполагаемых прототипах подвесок из уже упоминавшейся культуры вилланова, под конем, между его ногами, занимают стилизованные фигурки водоплавающих птиц (Рис.8; 3, 4, 6). Если в космологических воззрениях индоевропейцев днем Солнце совершает путь по небосклону с помощью коня, то ночью завершает круговорот, и оно проходит под землей, по подземным водам: здесь коня заменяет утка – атрибут уже не полуденного, а полуночного Солнца [Бобринский, 1902]. Заменителем утки могли, вероятно, выступать водяные или морские кони, имеющие черты змея. Таким образом, рассматриваемые в статье коньковые подвески - это не изображения божества (то есть не предмет личного благочестия с охранительной магией – как крест-тельник или нательная иконка современных христиан), а магический помощник, выполняющий роль медиатора (посредника) между тремя мирами – «верхним» (небесным, солнечным, дневным), земным и «нижним» (водным, подземным, ночным)."
#коньковыепривески #ржв #культконя
"...Принято считать коня в религиозно- мифологических системах индоевропейцев символом Солнца. Но конь – не символ, он – атрибут, жертвенное животное, но не непосредственно само божество [Очир-Горяева, 2017]. В Ригведе, в Авесте, в греческой поэзии – всюду Солнце называется «быстроконным», а его лучи сравниваются с развевающимися гривами лошадей. «Солнце бессмертное блистательное быстроконное мы почитаем» (Авеста: ХоршидЯшт): именно Солнце, а не несущих его коней. Солнце в индо-иранской религиозной системе отождествляется с Митрой (Мифрой). Митры нет в пантеоне скифов, донесенном до нас в «Истории» Геродота, однако там назван бог Гойтосир. По мнению В.И. Абаева скифский Гойтосир – божество ветра, по аналогии с индуистским Ваем [Абаев, 1962]. Однако Х. Нюберг, полагает, что если «Гойтосир» означает «богатый пастбищами», то аналогичный постоянный эпитет носит Митра в индоиранских текстах [Nyberg, 1938]. Скифы почитали Гойтосира (Ойтосира), отождествляемого с греческим Аполлоном, в образе антропоморфного существа, восседающего, как Аполлон, на запряженной конями колеснице, или в виде всадника (хотя скифские изображения верхового лучника – скорее образ громовержца Папая), но отнюдь не в виде коня [Артамонов, 1961]. Итак, конь безусловно связан с индоевропейским солярным культом, но является его атрибутом. То, что коньковые подвески лесной зоны Восточной Европы связаны с солярным культом, подтверждает не только в целом образ коня, но и выразительные детали. Гривы, сформированные из спиральных или двуспиральных S-образных волют, фактически, состоят из цепочки солярных символов. Но есть нюанс: одновременно спираль – ещё и образ свернувшейся змеи, имевший в древних представлениях также глобальное космологическое значение. Привлекает внимание и змееподобное тело подвесок-коньков, в некоторых подтипах еще и преднамеренно вытянутое. Семантика змеи может отражаться и в гривах, которые образует серия петлеобразных волн. Змей – повелитель подземного мира, он связан с властью, богатством, плодородием и жизненной силой, он повелевает скотом и водами. Обратим внимание на то, что у многих фигурок хвост у основания раздвоен и, таким образом, напоминает рыбий. Да и высокая грива, в особенности у подвесок типа III и IV похожа на спинной плавник костистой рыбы. Так формируется образ «водяного коня» или «змееконя», «коня-тритона», известного в греческой мифологии, как гиппокамп – конь Посейдона. А вот морда некоторых коньков напоминает утиную – и это тоже, на мой взгляд, не случайно: утка, как и змей, являются в индоевропейской мифологии хтоническими существами, связанными с нижним, водным миром. На многих коньковых псалиях – предполагаемых прототипах подвесок из уже упоминавшейся культуры вилланова, под конем, между его ногами, занимают стилизованные фигурки водоплавающих птиц (Рис.8; 3, 4, 6). Если в космологических воззрениях индоевропейцев днем Солнце совершает путь по небосклону с помощью коня, то ночью завершает круговорот, и оно проходит под землей, по подземным водам: здесь коня заменяет утка – атрибут уже не полуденного, а полуночного Солнца [Бобринский, 1902]. Заменителем утки могли, вероятно, выступать водяные или морские кони, имеющие черты змея. Таким образом, рассматриваемые в статье коньковые подвески - это не изображения божества (то есть не предмет личного благочестия с охранительной магией – как крест-тельник или нательная иконка современных христиан), а магический помощник, выполняющий роль медиатора (посредника) между тремя мирами – «верхним» (небесным, солнечным, дневным), земным и «нижним» (водным, подземным, ночным)."
#коньковыепривески #ржв #культконя
ОКОВСКИЙ ЛЕС
Огромный лесной массив на Великом водоразделе, занимавший значительную часть кривицкого ареала в средние века и являющийся природным разделом балтских и финно-угорских племен в железном веке.
Повесть Временных Лет сообщает: "Днепръ бо потече изъ Оковьскаго леса и течеть на полъдень, а Двина ис того же леса течеть, и идеть на полунощие, и течеть в море Варяжьское; а Волга течеть ис того же леса на въстокъ."
Дикое пространство, скрывающее в своих глубинах истоки великих рек. Его название происходит от балтского корня 'aka' - связанного с водой, источником (Ока имеет ту же этимологию).
Истоки рек и криницы сакральны. У исследователей упоминается, что Великий водораздел являлся местом особого распространения языческих святилищ и местом обитания жрецов. Известно, что в эту область был закрыт путь торговцам и чужакам.
Здесь охотился Бай. Отсюда побежали Ставрый и Гаврый. Этот дремучий край является образом древней духовности, мифологической Первородиной и истоком кривицких культурных традиций.
Огромный лесной массив на Великом водоразделе, занимавший значительную часть кривицкого ареала в средние века и являющийся природным разделом балтских и финно-угорских племен в железном веке.
Повесть Временных Лет сообщает: "Днепръ бо потече изъ Оковьскаго леса и течеть на полъдень, а Двина ис того же леса течеть, и идеть на полунощие, и течеть в море Варяжьское; а Волга течеть ис того же леса на въстокъ."
Дикое пространство, скрывающее в своих глубинах истоки великих рек. Его название происходит от балтского корня 'aka' - связанного с водой, источником (Ока имеет ту же этимологию).
Истоки рек и криницы сакральны. У исследователей упоминается, что Великий водораздел являлся местом особого распространения языческих святилищ и местом обитания жрецов. Известно, что в эту область был закрыт путь торговцам и чужакам.
Здесь охотился Бай. Отсюда побежали Ставрый и Гаврый. Этот дремучий край является образом древней духовности, мифологической Первородиной и истоком кривицких культурных традиций.
В Гнездове на "Аллее Вождей" нашли курган знатного воина-лучника.
#гнездово
https://youtu.be/5r9v55Y8QLk
#гнездово
https://youtu.be/5r9v55Y8QLk
YouTube
На кургане смоленского Гнездова отыскали древнюю погребальную урну
https://gtrksmolensk.ru
И снова про змей.
Коллега скинул интересную статью, а я по прочтении вспомнил про Смоленскую легенду, почему на Воздвиженье в лес нельзя ходить. Делюсь скриншотами из Добровольского.
В качестве иллюстрации наличники со змеиным мотивом со Смоленского Поозерья (2020г), так же упоминаемые в статье.
#культужей #культзмеи #воздвиженье #смоленщина #змеиныймотив #добровольский
Коллега скинул интересную статью, а я по прочтении вспомнил про Смоленскую легенду, почему на Воздвиженье в лес нельзя ходить. Делюсь скриншотами из Добровольского.
В качестве иллюстрации наличники со змеиным мотивом со Смоленского Поозерья (2020г), так же упоминаемые в статье.
#культужей #культзмеи #воздвиженье #смоленщина #змеиныймотив #добровольский
Рубрика #выходнойкраевед
Сегодня овсяный стаут и локальное краеведческое чтиво, купленное в Сычевском музее.
Сегодня овсяный стаут и локальное краеведческое чтиво, купленное в Сычевском музее.
Немного фотографий с прогулки к Семлевскому озеру.
По легенде, в него, французами были сброшены обозы с награбленными в Москве сокровищами. Подробнее на фото с инфощитом.
#семлево #стараясмоленскаядорога
По легенде, в него, французами были сброшены обозы с награбленными в Москве сокровищами. Подробнее на фото с инфощитом.
#семлево #стараясмоленскаядорога