Н. Рэрих "Гонец. Восста род на род" 1897г.
Ранее я писал про эскиз к этому полотну, полный атмосферы дремучей старины. А вот и сама работа, ставшая ключевой для Рэриха.
На полотне два гонца, на долбленке приближаются в лунную ночь к спящему городищу. Старик очевидно несет тревожную весть, о том, что соседний род восстал и идет войной.
Картина пронизана духом и атмосферой раннего средневековья. Николай Рэрих долго изучал детали и советовался с историками и знатоками при написании картины. В изображении месяца заметно сильное влияния А. Куинджи и его знаменитой "Лунной ночи на Днепре".
#искусство #рэрих #живопись
Ранее я писал про эскиз к этому полотну, полный атмосферы дремучей старины. А вот и сама работа, ставшая ключевой для Рэриха.
На полотне два гонца, на долбленке приближаются в лунную ночь к спящему городищу. Старик очевидно несет тревожную весть, о том, что соседний род восстал и идет войной.
Картина пронизана духом и атмосферой раннего средневековья. Николай Рэрих долго изучал детали и советовался с историками и знатоками при написании картины. В изображении месяца заметно сильное влияния А. Куинджи и его знаменитой "Лунной ночи на Днепре".
#искусство #рэрих #живопись
Рубрика #выходнойкраевед
Сегодня локальное пшеничное пиво от безымянной Ярцевской частной пивоварни. За отставку Островского.
Из чтива: Вяземский хит с ограниченным тиражом - "Тайны и легенды Вяземской земли" 2012 г.
Пусть оформление обложки вас не смущает. Под ней сборник уникальных материалов - легенд и преданий Вяземской земли и округи. Пожалуй единственная книга по нашей местности в своем роде. Этим и очень ценна.
#литература #чтиво #вязьма #ярцево #фольклор
Сегодня локальное пшеничное пиво от безымянной Ярцевской частной пивоварни. За отставку Островского.
Из чтива: Вяземский хит с ограниченным тиражом - "Тайны и легенды Вяземской земли" 2012 г.
Пусть оформление обложки вас не смущает. Под ней сборник уникальных материалов - легенд и преданий Вяземской земли и округи. Пожалуй единственная книга по нашей местности в своем роде. Этим и очень ценна.
#литература #чтиво #вязьма #ярцево #фольклор
Для нашей земли праздник весеннего равноденствия носит назание - Аусень (Авсень).
Аусень (Ausenis) - это древнебалтское божество рассвета. Поэтому новый год в нашей народной традиции принято считать именно с первой зари Равноденствия.
Нам повезло, что имя Аусеня, сохранилось на Смоленщине в названии главного блюда этого праздника - запеченной в тесте свинной головы - "авсеня".
Фото: "Свайкста"
#аусень #авсень #ausenis #усиньш #весеннееравноденствие #традиция #наследие #смоленщина #кухня
Аусень (Ausenis) - это древнебалтское божество рассвета. Поэтому новый год в нашей народной традиции принято считать именно с первой зари Равноденствия.
Нам повезло, что имя Аусеня, сохранилось на Смоленщине в названии главного блюда этого праздника - запеченной в тесте свинной головы - "авсеня".
Фото: "Свайкста"
#аусень #авсень #ausenis #усиньш #весеннееравноденствие #традиция #наследие #смоленщина #кухня
Еще одним важным атрибутом Авсеня (праздника весеннего равноденствия) являются крашеные яйца.
Традиция покраски яиц и игры в них, такие как, катания с горки или по желобу, бой яйцами, распространены среди балтских, славянских и германских народов с глубокой древности и приурочены к дню весеннего равноденствия. Обычай вошел в христианскую пасхальную традицию в процессе религиозного синкретизма.
В моей деревне, катание крашеных яиц с горки было традиционным развлечением-соревнованием на Пасху (Паску, по-нашему).
#аусень #авсень #весеннееравноденствие #яйца #наследие #традиция #селиваново #пасха
Традиция покраски яиц и игры в них, такие как, катания с горки или по желобу, бой яйцами, распространены среди балтских, славянских и германских народов с глубокой древности и приурочены к дню весеннего равноденствия. Обычай вошел в христианскую пасхальную традицию в процессе религиозного синкретизма.
В моей деревне, катание крашеных яиц с горки было традиционным развлечением-соревнованием на Пасху (Паску, по-нашему).
#аусень #авсень #весеннееравноденствие #яйца #наследие #традиция #селиваново #пасха
Бой крашеными яйцами отражает собой обряд повторяющий сотворение мира. Сам образ яйца выступает как вселенная. А удар символизирует акт творения. Так например, известно крывицко-латгальское предание о сотворении мира:
“Калісь яшчэ свет толькі зачынаўся, дык нічога нідзе не было. Усюды стояла мёртвая вада, а пасярод вады тырчэў нібы камень, нібы што.
Адзін раз Пярун як разыграўся і давай пыляць стрэламі ў гэты камень. Ад яго стрэлаў выскачылі тры яскаркі: белая, жоўтая і чырвоная. Упалі тыя яскаркі на ваду.
З гэтага ўся вада скаламуцілася, і свет памуціўся, як хмары. Але па некаторым часе, як усё высветлілася, дык і адзначылася — дзе вада, дзе зямля”.
В архаичном обществе все обряды - это воспроизведение мифа, поэтому стукаясь яйцами на праздник мы сотворяем момент произошедший, по мнению ученых, примерно 14 миллиардов лет назад.
#мифология #весеннееравноденствие #аусень #авсень #яйца #традиция #наследие #кривичи #латгалы
“Калісь яшчэ свет толькі зачынаўся, дык нічога нідзе не было. Усюды стояла мёртвая вада, а пасярод вады тырчэў нібы камень, нібы што.
Адзін раз Пярун як разыграўся і давай пыляць стрэламі ў гэты камень. Ад яго стрэлаў выскачылі тры яскаркі: белая, жоўтая і чырвоная. Упалі тыя яскаркі на ваду.
З гэтага ўся вада скаламуцілася, і свет памуціўся, як хмары. Але па некаторым часе, як усё высветлілася, дык і адзначылася — дзе вада, дзе зямля”.
В архаичном обществе все обряды - это воспроизведение мифа, поэтому стукаясь яйцами на праздник мы сотворяем момент произошедший, по мнению ученых, примерно 14 миллиардов лет назад.
#мифология #весеннееравноденствие #аусень #авсень #яйца #традиция #наследие #кривичи #латгалы
Недавно мы вспоминали бобра, как одного из значимых составляющих фауны Верхнеднепровья и соседних земель.
Так вот, сегодня у меня на сковороде котлеты из бобрятины. Этот зверь очень активно освоил малые и средние реки у нас на верхнем Днепре и Поугорье после массового запустения деревни в 90е - 00ые.
Знание своего края это не только кабинетное исследование источников, это еще и знание флоры и фауны, знание и участие в традиционных промыслах.
#бобер #кухня #фауна #охота #природоведение
Так вот, сегодня у меня на сковороде котлеты из бобрятины. Этот зверь очень активно освоил малые и средние реки у нас на верхнем Днепре и Поугорье после массового запустения деревни в 90е - 00ые.
Знание своего края это не только кабинетное исследование источников, это еще и знание флоры и фауны, знание и участие в традиционных промыслах.
#бобер #кухня #фауна #охота #природоведение
Е. А. Дорохова об уникальном опыте участия в сохранившемся в конце 80-х Купальском празднике в деревне на западе Смоленщины. Истовое обрядовое пение от которого не по себе и горящие резиновые шины. Про то, что носителям культуры не надо доказывать свою аутентичность. И о фобии и невежестве Российского государства перед народным наследием.
P. S. вопрос упомянутой в интервью этимологии "купалья" спорный. Но об этом будет ближе к самому Купалью.
#купалье #смоленщина #фольклор #этнография #традиция #аутентика #обряд #наследие
👇🏻
P. S. вопрос упомянутой в интервью этимологии "купалья" спорный. Но об этом будет ближе к самому Купалью.
#купалье #смоленщина #фольклор #этнография #традиция #аутентика #обряд #наследие
👇🏻
Forwarded from Русло - народное собрание
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Аутентичный купальский обряд зафиксированный на западе смоленской обл., отличия фальсификации от изменений в традициях .
Отрывок из интервью с этномузыкологом Дороховой Е.А. «Народная культура и Государство в ХХ веке» , 2022 год
Отрывок из интервью с этномузыкологом Дороховой Е.А. «Народная культура и Государство в ХХ веке» , 2022 год
Тверской новый год
Фото "Твержи" с празднования Равноденствия.
Сжигание колеса и печенье "жаворонки" по этнографическому масленичному обряду Тверского края.
#твержа #весеннееравноденствие
Фото "Твержи" с празднования Равноденствия.
Сжигание колеса и печенье "жаворонки" по этнографическому масленичному обряду Тверского края.
#твержа #весеннееравноденствие