Криватроп
2.2K subscribers
1.58K photos
43 videos
1 file
237 links
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Из тьмы веков, из топи блат
加入频道
В Смоленске сохранилась легенда, согласно которой, во время строительства городской крепостной стены, в одну из прясел крепости был замурован череп боевого коня, принадлежавшего Меркурию Смоленскому – первому святому Смоленского княжества (13 век). Легенда говорит, что всякий раз, когда Смоленску грозит опасность, из стены слышно громкое тревожное ржание коня. 

Здесь мы сталкиваемся с очередным отголоском строительных жертв, которые практиковались как в древности, так и в конце 19 века среди смоленских крестьян.

Кроме того, в Смоленске есть легенда о замурованной в крепости девушке. Девушку замуровали в башню, по совету местной ведьмы, после нескольких неудачных попыток возведения башни. От голода, холода и страха девушка тронулась умом и стала хохотать. Говорят и по сей день можно услышать этот зловещий смех. А башня с тех пор так и называется – Веселуха.

картина: Н. Рерих "Святой Меркурий Смоленский" 1918г.

#строительныежертвы #смоленск #меркурийсмоленский #башнявеселуха
Многим любителям археологии "варварского мира" знакома реконструкция рязано-окского вождя из Ундриха.

Так вот, генетика показывает, что КРОМовский вождь 5 века, был выходцем из кривицких земель. Об этом пишет канал, посвященный изучению генетики КРОМ.

Мало того, авторы делают смелое предположение, что упомянутый в саге о Тидреке ярл с городища Демидовка, под Смоленском, может быть тем самым вождем.

#кром #кривичи #сагаотидреке #генетика
[] И еще о генетике.

С удивлением узнал, что стала известна гаплогруппа днепро-двинцев. Ранее об исследовании ДНК ДД не было известно ничего. Как я и был уверен, гаплогруппа днепро-двинцев – R1a.

Об этом сообщает канал ДНК-регион, указывая, что в анализе использовался материал с локального центра производства железа 8-5вв до н.э. на городище Анашкино (Псковская обл.).

#днепродвинцы #генетика #днепродвинскаякультура
В 12 веке, к Западу и Северо-Западу от Москвы у женщин вятичанок были в моде шерстяные шапки с бахромой, в узоре которых использовался косой крест, ромб и свастика.

Так же, вятичанки носили секси чулки чуть выше колена, вязаные из очень толстых и грубых шерстяных ниток.

Достойно возрождения.

На фото современная реконструкция.

#вятичи #реконструкция #костюм #подмосковье
Друзья, с этого дня канал немного изменит направленность. Фотографии останутся, но помимо них будут публиковаться заметки об истории и культуре Верхнеокского региона - моей малой родины и земли моих предков.
Очень надеюсь, что вам будет интересно. Первый пост уже завтра.
С уважением, М.
Читал статью Т. А. Агапкиной о "пускании по воде" и вспомнилась мне семейная история про моего прапрадеда, Ивана.

Он был единственный грамотный человек в деревне, читал псалтырь, разбирался по какой ориентировке строить дом, знал старинные обряды, в общем был в деревне "знающим" и уважаемым человеком. Так вот, в один день он пошел к реке, и пустил по ней Библию.

Причины его поступка остались неизвестны. Дед говорил – "вычитал там что-то". Говорили так же, что с большевитской властью это могло быть связано, но доподлинно его мотив остался неизвестным.

Так или иначе, в этом его акте, было живое архаичное побуждение. Река для него оставалась объектом "сакрального  пути", имеющим природу посредника в обрядовом действии.

#пусканиеповоде #обряды
Толково:

"Одна из фишек, которые на мой взгляд отличают действительную архаику, выжившую, от новых систем, созданных на как-то понятых архаических основах - это ЛОКАЛЬНОСТЬ. Даже скорее "локусность", простите уж за неуклюжий неологизм.

Вот я говорю с бурятским шаманом, интервьюирую его, и в том числе спрашиваю: а взялся ли бы он учить своему ремеслу кого-то из Москвы? Хм, отвечает, да, конечно, почему нет, ноооо... если этот москвич приедет и поселится в Улан-Удэ. Потому как на расстоянии такие штуки не объяснишь, и дело не только в личном наставничестве; дело ещё и в том, что он, старый, опытный улан-удинский шаманище, тем не менее никакого представления не имеет о том, какие там в этой вашей Москве духи-то водятся. Какие-то водятся наверняка; но работе с ними должен учить московский же шаман, буде такой найдётся. Иначе никак.

И это попадается мне снова и снова. Архаик не связывается с "духом Леса". Он связывается с духом ВОТ ЭТОГО леса, смотри, вон, за околицей ёлки торчат. Он не связывается с "богом Природы"; он связывается с конкретным богом вот этой части природы, хозяином вот этих территорий, пусть и обширных, может быть; но всё равно у финских болот, греческих рощ и монгольских степей - разные боги.

Нет, может быть, и есть где-то что-то настолько большое, что охватывает собой, скажем, "природу как таковую", глобальная сущность; вот только она, you know, ГЛОБАЛЬНА и потому на молитвы чего-то с её точки зрения одноклеточного ответит ну очень вряд ли. Скорее, ну, как-то услышать её колоссальные движения можно и подладиться где-то под них (как в тенгрианстве можно уловить течение воли Великого Синего Неба) - но не более того.

И оттого в настоящей архаике и происходит такое пристальное, острое внимание и уважение к конкретным местам - городам, биотопам, урочищам; оттого почти все архаические мифы тоже повествуют не столько про "вообще", сколько про "вот как были основаны Афины, вот ЭТИ Афины, видишь, Акрополь на холме". Отсюда и "любовь к отеческим гробам" - "застолблённое", "осмысленное почитанием" место наделяется неизбежно действительной и особенной личностно окрашенной силой.

Локальность даёт постижимость. Сущности, с которыми ты взаимодействуешь, ты можешь окинуть взглядом и понять. Отсюда и особая интимность и доверенность вашей связи - это не что-то внешнее и невероятно огромное, это нечто близкое и имеющее осознаваемые границы; оттого и можно заключать заветы, представляя возможности их исполнения и условия их действия с обеих сторон. А ещё - именно поэтому локальным силам НУЖНЫ люди, востребованы, они нуждаются в их помощи и поддержке, именно потому, что локальны и тем самым до какой-то степени уязвимы, и уж точно не всемогущи.

Но очарование поклонения огромному, непостижимому, всеобъемлющему божеству очень уж сильно заложено в нашу культуру авраамическими религиями. И это накладывает определённый меметический отпечаток - в том числе и на определённые толки "неоязычества". Но это, наверное, отдельная большая история."

Barunzir Daurug
Сегодня Грамнiцы / Perkūnas deinā

По этому поводу публикую Громовержца, которого я нашел на фреске заброшенной церкви в деревне Станище (Вяземский район).

Он здесь правда под кодовым именем – Илья-пророк.

#грамнiцы #сретенье #народноеправославие
Женщины верхнего течения Днепра в исполнении художника Вячеслава Пленкова.

Первые две - радимичи, далее кривичанки.

#кривичи #радимичи
Уже несколько дней зачарованно изучаю интереснейший смоленский локус – Руднянско-Микулинское поозерье.

В нескольких верстах к северу от Рудни раскинулись семь озер: Девино, Купелище, Витрино, Едрица, Глыбай, Большая и Малая Рутавечь. Здесь, в седую древность сформировалась волость Витрин. Центром ее, было укрепленное поселение, располагавшееся на городище в селе Микулино – между озерами Витрино и Рутавечь, известное  в 14 веке по «Списку русских городов» как литовский город Микулинъ. В прошлом Большая Рутавечь была крупным перевалочным пунктом и торговым местом на пути «из варяг в греки». Об этом красноречиво свидетельствует археология, география и топонимика - село Переволочье ныне центр сельского поселения. 

Край необычайно богат на археологическую, природную и сакральную составляющую, которая уходит корнями в варварскую древность этих мест. Попробуем ее почувствовать вместе, на примерах местных легенд и историй, которые разберем в следующих постах.

#микулинскоепоозерье  #микулино #витрин #смоленщина
Первое, на что я обратил внимание, при изучении Микулинского поозерья – это болотное городище-святилище днепро-двинцев, у озера, с говорящим названием Девинка (Девино).

"Девичье" указание в топонимике исследователи связывают либо с трансформированным и.е. - dievas - "божье", либо с очень древним образом богини. Как показывает соседний белорусский материал, богатый на "девичьи" мотивы в сакральной географии, эта богиня имеет хтоническую природу.

Опираясь на данные этнографии, можно осторожно предположить, что "женский" мифологичный мотив, отраженный в топонимике, может быть отголоском древнего и.е. сюжета о матери Змея – противника Громовержца, о котором мы знаем из Ригведы и древнегреческих мифов. В случае нашего региона, можно говорить о том, что образ древнего зооморфного божества (змей) со временем мог стать антропоморфным (мифологичные женщины).

на фото: оз. Девино
схема: план святилища
скрин: "Сакральная геаграфiя Беларусi" 2011.

#девинка #девино #микулинскоепоозерье #витрин #сакральнаягеография
По соседству с Девинским озером, расположено озеро Купелище.

Несмотря на "прозрачность" названия, исследователи считают такие гидронимы восходящими к языческим культам, особенно учитывая близость Девинского святилища и тот факт, что местное предание связывает оба озера одним сюжетом:

Легенда рассказывает о барской приемной дочке, которая была красива и умна, и одевшись в самое нарядное платье утонула в озере Купелище. Девушку нашли рыбаки, в соседнем озере Девино, вытянув бреднем. Поэтому считается, что озера соединяются под землей протокой, и названы они, по месту где купалась девушка - Купелище, и где ее нашли утопленную - Девино.

В легенде выделяются мотивы имеющие множество параллелей и характерные для архаики. Подземная связь водоемов, где утопленник или бревна провалившейся церкви, выплывают в другом озере или реке - частый сюжет на Смоленщине и соседних регионах. Этот мотив может отражать древнее представление о посмертном путешествии в подземных водах.

В общем контексте, сюжет об утопленнице может быть отголоском обряда человеческого жертвоприношения. Так, например, в соседних регионах Беларуси, известны предания о Змее-Волоте, жившем в озере, которому приносились в жертву животные и люди (обычно молодые девушки).

#купелище #микулинскоепоозерье #девино #девинка #сакральнаягеография