Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
24.8K subscribers
1.17K photos
171 videos
16 files
3.06K links
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной при необходимости таковой.
加入频道
Forwarded from Prichod.ru
Влиятельные мировые политические силы, враждебные по отношению не только к России и Православию, но и, как можно теперь судить, к христианскому мировосприятию в целом, ставили и ставят перед собой задачу более широкую, чем только духовная изоляция украинского народа.

#Патриарх на #АрхСовещании 19 июля 2023 года
Forwarded from Prichod.ru
<Эти силы стремятся> разорвать или предельно ослабить духовные связи между нашим восточнославянским православным миром и православным сообществом Средиземноморья и Ближнего Востока. /…/ делается все, чтобы разрушить Православие, а в конечном счёте – уничтожить всё христианское наследие в принципе.

#Патриарх на #АрхСовещании 19 июля 2023 года
Forwarded from Prichod.ru
Раскол, инициированный Константинопольским Патриархом Варфоломеем, крайне затруднил духовное общение Русской Церкви со значительной частью греческого православного мира. Это, конечно, заметно ослабило голос православного свидетельства в современном мире, – что, по-видимому, и нужно было идеологам и заказчикам раскола.

#Патриарх на #АрхСовещании 19 июля 2023 года
Forwarded from Prichod.ru
Большинство Поместных Церквей ясно показало нежелание признавать как новосозданную из раскольников организацию, так и стоящую за этим деянием «новую экклезиологию» Константинопольского Патриархата.

#Патриарх на #АрхСовещании 19 июля 2023 года
Forwarded from Prichod.ru
Смута, посеянная Фанаром, принесла горькие плоды и, в частности, привела к открытым гонениям на Украинскую Православную Церковь со стороны государственной власти.

#Патриарх на #АрхСовещании 19 июля 2023 года
Forwarded from Prichod.ru
Древняя Киево-Печерская лавра находится под угрозой закрытия. Её главные храмы – Успенский собор и Трапезная церковь – изъяты у Украинской Православной Церкви, в них действуют раскольники.

#Патриарх на #АрхСовещании 19 июля 2023 года
Forwarded from Prichod.ru
Наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел после трёхмесячного пребывания под домашним арестом под надуманными предлогами и с опорой на лживые обвинения заключен в следственный изолятор. Владыка, которому 62 года, страдает тяжёлыми заболеваниями, включая сахарный диабет. Его жизнь под угрозой. Прошу всех вас, дорогие братья, особо молиться о нём.

#Патриарх на #АрхСовещании 19 июля 2023 года
К слову, о переговорах

«Однако же в настоящее время нельзя более придумать никакого средства, которое помогло бы мирным путем принудить Московию занять свое законное, определенное природой место. Любые мечты о мирных переговорах суть химеры, о которых даже предосудительно говорить вслух. Культ грубой силы можно устранить только с помощью силы. Борьба между Россией и Европой неизбежна; русский народ может быть изменен только через его поражение в войне и, если Россия не будет побеждена, Европа погибнет. Все битвы между европейцами — это войны гражданские, война с московитами — это война с внешним врагом, война за существование».

Думаете, сейчас написано? Вовсе нет. Известный французский историк Анри Мартен (по совместительству – откровенный расист, но это не помешало ему стать членом Французской академии) написал это в 1866 году в своей работе «Россия и Европа».

Заметьте, Россия тогда с Европой не воевала и даже не планировала, польское восстание окончилось уже в 1864 году, а Мартен убеждает европейцев, что война с Россией неизбежна, что она носит экзистенциальный характер и что Россию всенепременно надо победить, иначе Европе кранты.

Мы для Запада всегда были и остаемся Чужими, даже Чуждыми. И если там тогда не скрывали, что жаждут нас уничтожить, то что говорить о дне сегодняшнем.

Martin H. La Russie et l’Europe. Paris, 1866. Р. 106.
Думал, что флаг поднимается и гимн играет в честь страны, воспитавшей спортсмена. А вон оно как... https://yangx.top/rusbrief/138139

Если же в честь человека, то может быть всё это коммерция? А если коммерция, то в чью пользу?

Впрочем, по поводу флага и так называемой Олимпиады отошлю к давнему своему посту:
https://yangx.top/kartezianec/3306
Дорогие друзья, после нескольких дней отдыха по итогам рабочего «интенсива» на прошлой неделе, возвращаюсь в строй телеграмеров. Комментировать события прошлой недели не буду, их обсудили уже все, кто мог это сделать качественно (и, кто мог это сделать некачественно, тоже обсудили).
Сегодня память прабабки всех нас в христианстве — святой равноапостольной княгини Ольги.

В описании её жизни сочетаются жестокая месть убийцам мужам и обращение ко Христу.

Что касается мести, то, хоть оно и оставило немалое впечатление у современников, раз уж летописец изложил её именно так, как мы о том знаем, тем не менее можно всё же предположить, что летопись изрядно «приукрасила» события. Более того, дальнейшее летописное повествование описывает Ольгу мудрой женщиной и вдумчивой правительницей. Едва ли «месть» была эмоциональной реакцией взбалмошной вдовы. Скорее геополитическим актом усмирения древлян, которые представляли угрозу формировавшемуся тогда древнерусскому государству. Для нас повествование читается диковато, но таковы тогда были нравы.

Важнейшем же решением Ольги стало принятие ею христианства, фактически положившее начало Крещению Руси. Хотя христианство стало приходить на Русь и до крещения Ольги, а вскоре после него власть забрал в свои руки её сын Святослав, её пример — почитаемой правительницы — стал одним из весомых аргументов, если не определяющим при выборе веры её внуком — князем Владимиром (по крайне мере так говорит летопись).

Именно этим решением, Ольга и запомнилась в первую очередь. Да, — она предприняла жёсткие военные действия по укреплению своего государства; да, — о её мудрости как правительницы летописец поёт дифирамбы. Но военные действия были и до неё, будут и после. В ряду мудрых правителей она, быть может первая (хотя вещим Олега именовали, скорее всего, также в дань его уму), но не последняя.

А других равноапостольных жён у нас на Руси нет. Именно выбором христианства святая Ольга изменила нашу страну. Именно в начертанном ею русле нам и жить. Или совсем не жить.
Читая рассказы с фронта о сосредоточенном складировании боеприпасов, ибо по уставу, хоть и лёгкая мишень, и об уставных требованиях инспекторов (не суть, какая доля этих рассказов правдива, а какую можно списать), вспоминаю одну из любимых мемуарных книг юности — «Походы и кони» С.И.Мамонтова (1898-1987), прошедшего артиллеристом небольшой кусочек Первой мировой войны и всю Гражданскую войну от прапорщика до поручика.

В гражданскую войну его часть столкнулась с инспектором конной артиллерии князем Аваловым (1880-1920, убит прилётом гранаты).

Обыкновенно каждый уводил свою лошадь к себе на конюшню. Но изредка замечания генерала князя Авалова, инспектора конной артиллерии, заставляли нас ставить лошадей на коновязь, как полагается по уставу. Два или больше железных кола втыкаются в землю и между ними натягивают канат. К канату привязывают лошадей и под канат кладут сено. Дневальный смотрит за порядком. Ночью все лошади кажутся вороными, и в случае тревоги легко спутать лошадь и поседлать лошадь соседа. <...> Тут мы подверглись критике нашего начальника, инспектора конной артиллерии, генерала князя Авалова. Он потребовал коновязи. Вывели лошадей из прохладных конюшен и привязали на площади на коновязи. Солнце, жара, мухи, трудно поить и кормить. Но что поделаешь — воля начальства.

<…>

Стреляли снарядами из передка. Передок стоял в трех шагах от орудия. Дальний отъезд передков на подвижной войне немыслим. Никогда бы не успели в случае атаки подать передки.

… инспектором конной артиллерии стал генерал князь Авалов, настоящий конник. И неприятности начались. Тому способствовали два обстоятельства. Во-первых, в офицерском составе наших батарей было мало настоящих конников. Были легкие артиллеристы, как я, и даже пехотные офицеры, как брат. Этого инспекция не могла переварить. В былое время конная артиллерия составляла касту, и Авалов к ней принадлежал. Во-вторых, все, что я выше упомянул, не согласовывалось с уставом.

<…>

Произошла размолвка. В Хорциске, в каменноугольном районе, к нам и в конно-горную батарею инспекция прислала двух офицеров, чтобы проверить знания наших офицеров по артиллерии. Это после двух лет беспрерывных боев и походов! Нас это возмутило. Мы сговорились и объявили экзаменаторам, что никакого представления ни о стрельбе, ни об артиллерии мы не имеем.

<…>

[Инспекторский смотр]
Мы, конечно, вычистили и смазали орудие, почистили лошадей, сами приоделись, вычистили сапоги и упряжь. Но все это пропало зря. Ящиков с батареей не было. Авалов беглым взглядом окинул номеров (солдат), внимательней посмотрел на лошадей. Снял чехол и открыл затвор орудия, заглянул внутрь, мазнул по внутренности пальцем и посмотрел на свет. Потом он нагнулся и открыл коробку на лафете, предназначенную для панорамы (прицельное приспособление). Панорамы в ней не оказалось. Дело в том, что во время походов железная коробка получает толчки, деформируется и больше не закрывается. В мороз панорама покрывается инеем, и ее нужно очищать и отогревать до того, как начать стрельбу. Мы поступали практичнее: наводчик возил панораму за пазухой, — там она не индевеет и всегда готова к действию. Но, понятно, это против устава. Мы так свыклись с этой системой, что даже в голову не пришло положить панораму в коробку для смотра. Обозненко и я следовали за Аваловым по пятам. Шапиловский остался дома, сказавшись больным. Итак, коробка оказалась пуста.
• Где находится панорама? — спросил меня Авалов.
• За пазухой у наводчика, ваше превосходительство, —ответил я.
• Что?! — он повернулся к Обозненко. — Вы в курсе этого?
• Так точно, ваше превосходительство.
• А панорамы других орудий находятся тоже за пазухами у наводчиков?
• Так точно, ваше превосходительство. Мы это делаем, потому что опыт пока...
• Я не хочу смотреть такую батарею!!! — крикнул князь, махнул рукой, повернулся и скорыми шагами удалился.
Смущенные, мы с Обозненко смотрели друг на друга. Как это мы не догадались положить проклятые панорамы в ящик для смотра? Все бы обошлось, а теперь скандал.
За истекший год были приняты два закона, касающихся защиты основ нравственности, — закон о запрете пропаганды извращений и, недавно, закон о запрете смены пола.

Принятие этих законов является, с одной стороны, актом отражения многолетней информационной и идеологической агрессии против России (насаждение чуждой идеологии) и подтверждением её стремления к идеологической независимости, с другой стороны — демонстрацией, выделяющей Россию на фоне множества стран, принимающих законы обратного характера.

Вместе с тем, важно не только принятие подобных законов, но и выстраивание собственной идеологии или, предпочту этот термин, Идеи, причём Идеи не столько оградительной, сколько положительной (первое вытекает из второго). Если говорить по-простому уйти или оградиться от плохого — это всегда второстепенная, хоть и необходимая задача на пути к цели. А цель состоит в том, чтобы прийти к хорошему. В отсутствии положительной Идеи и её осуществления всегда будет происходить то, что описано в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Вот не хотелось бы, конечно, «хуже первого».

Собственно, пока что в той области, которой касаются принятые законы, скорее отсутствует единая Идея, или, по крайней мере, её реализация, а законы носят более реактивный и спорадический характер, чем систематический.

К примеру, вопреки ориентированным на поддержку семейственности концепциям, стратегиям и выступлениям на высшем уровне, содержание массовой культуры всё ещё направляет юные, да и не столь юные умы в обратную сторону (пресловутые выступления на VK-fest или содержание киносериальной продукции). Отошлю по этому поводу к одному из выступлений Святейшего Патриарха.

Или вот к примеру — поддержка многодетности: как кажется, она только-только начинает приобретать хоть сколь-нибудь содержательные формы (по этому поводу смотреть по той же ссылке на Святейшего или вот тут со слов: «Важной задачей, в том числе пастырской задачей» — недавно уже давал оттуда цитату). Можно ознакомиться по этому поводу с недавним интервью Анны Юрьевны Кузнецовой. Впрочем, пожалуй, здесь потребуются сверхусилия и я бы даже сказал некоторый патернализм. Однажды один человек «изнутри» мне сказал, что тема-то интересна не очень многим — именно многодетных в России не так много, на электоральный фон они влияют не сильно.

Отражение чуждой идеологии — это правильно. При этом жизненно необходимо свою собственную Идею не только формулировать, но и практически развивать. Это станет и идейным обоснованием оградительных законов, которые без такого обоснования могут повиснуть в воздухе.
Forwarded from V Z - ВЗГЛЯД.РУ
Нельзя требовать от женщины рожать, не требуя от мужчины быть верным

Есть два похода к чадородию. Один из них рассматривает детей как исключительно личное дело женщины. Другой подход видит в чадородии важнейшее общественное благо.

От женщины ожидается, что она будет рожать, но это ожидание существует в контексте соответствующих требований ко всем остальным. Муж и отец будет хранить верность и усердно работать, чтобы обеспечить семью всем необходимым. Государство будет помогать с жильем и медициной. Работодатели будут вносить свою лепту.

Требование рожать в атмосфере, когда она-то должна, а вот ей мало кто должен, воспринимается как оскорбительная несправедливость, пишет в колонке для газеты ВЗГЛЯД богослов Сергей Худиев.
Сегодня День памяти детей-жертв войны на Донбассе. Автор – Роман Белоусов, канал ProКосмос.

Всмотритесь. Можете увеличить картинку. Сколько лет "люди с прекрасными лицами" не видели и не слышали и знать не хотели, что совсем рядом живут седые от пережитого ужаса дети. Наши дети.

Знаете... Я подумал, что ведь те, кто не хочет видеть боль русских детей, они свою любовь дорого продают, по ложечке отмеряют. "Этому дам, этому не дам". Экономят. Чтобы капельки мимо не пронести, не расплескать разным там чумазым, седым русским детям.
Заострю внимание читателей на описании духовной стороны нынешней ситуации в мире, недавно предложенном Святейшим Патриархом Кириллом:

«Мы уже не первый год переживаем тревожные времена. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33), — сказал Господь. В истории Церкви были, конечно, времена еще более тяжелые, чем нынешние, но — по обетованию Основателя Церкви, Спасителя нашего Господа Иисуса Христа — врата адова не одолеют Церковь (ср. Мф. 16:18). Спасительное служение Церкви на протяжении всей ее истории сталкивалось с враждебной силой, которая изобретала и изобретает все новые способы противоборства евангельской миссии, используя человеческие страсти: честолюбие, алчность, малодушие, зависть.

<…>

Мне уже довелось поделиться размышлениями о том, что наблюдаемые сегодня военные действия являются последствием длительного цивилизационного конфликта. В обстоятельствах, с которых этот конфликт начался, мы видим несомненное религиозное измерение: иррациональную ненависть к исповедующим Православие народам. Именно эта ненависть стала причиной агрессии против Югославии в 90-х годах прошлого века. Именно этой ненавистью обусловлено бесцеремонное вмешательство западных государств в жизнь стран, народы которых являются носителями Православия. Это вмешательство выражалось и выражается в экономическом и политическом шантаже, в организации так называемых цветных революций.

<…>

Необходимо ясно понимать: влиятельные мировые политические силы, враждебные по отношению не только к России и Православию, но и, как можно теперь судить, к христианскому мировосприятию в целом, ставили и ставят перед собой задачу более широкую, чем только духовная изоляция украинского народа, его противопоставление братскому и предельно близкому в духовном отношении народу русскому, с которым он вместе составляет единую православную цивилизацию, восходящую к эпохе Святой Руси. Другая и более глобальная цель заключается в том, чтобы разорвать или предельно ослабить духовные связи между нашим восточнославянским православным миром и православным сообществом Средиземноморья и Ближнего Востока. Еще одна задача, решаемая ныне враждебными Православию силами, состоит в том, чтобы воспрепятствовать сохранению христианских основ колыбели современной цивилизации — Европы. Другими словами, делается все, чтобы разрушить Православие, а в конечном счете — уничтожить все христианское наследие в принципе

<...>

Как я уже ранее отметил, нынешний вооруженный конфликт является отражением более глобального столкновения цивилизаций: той, которая все больше уходит от Богом заповеданных устоев жизни, и той, которая стремится сохранять их, несмотря на многолетние усилия, предпринимаемые против этого идеологами апостасии. К сожалению, последним удалось вовлечь в это противостояние государственное руководство Украины и тех населяющих ее людей, которые были им обмануты. Таким образом была спровоцирована междоусобная брань между единокровными и единоверными людьми России и Украины. Показательно, что, когда костер войны разгорелся, в военных действиях на стороне Украины стало принимать участие большое число иностранных наемников, зачастую поддерживаемых своими государствами, которые явно и недвусмысленно заинтересованы в этой войне и потому поставляют оружие на Украину и разными другими способами поддерживают конфликт. Другими словами, междоусобная брань, которая была спровоцирована и до сих пор поддерживается из заграничных центров, переросла в международный, фактически мировой вооруженный конфликт».
Forwarded from Стихи Полины Орынянской (Полина Орынянская)
С.

Давай поговорим. От тишины
не воздух в лёгких будто бы, а пепел.
Эпоха необъявленной войны
полотнище небес над нами треплет.

Второе лето катится в закат,
проходит мимо, будто не бывало.
Перед глазами лишь огонь и чад,
окопы, гарь, коррозия металла.

И мальчики. Лицо – одни глаза.
Ни страха в них, ни зла: война – работа.
Ну, кто б ещё своим врагам сказал:
– Ты как, братишка? Жив, не ранен? То-то!

В диванном войске вздор и балаган,
сведенье счётов, будто мы не вместе.
Выискиваешь правду по слогам
среди вранья без совести и чести.

С каких же пор в стране у нас война
несёт с собой бациллу звёздной хвори?
И хочется сказать: идите на...
Ты уж прости, что я без аллегорий.

Дожди приносят запах спелых трав.
Сырые тополя тихи и седы...
Молчишь в ответ. И ты, конечно, прав.
Всё чушь, за исключением победы.
Икона "Крещение Руси"

С праздником Православные!

Тропарь празднику
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,зе́млю Ру́сскую Креще́нием просвети́вый,лю́дем ея́ низпосла́в Ду́ха Свята́го,и́хже и ко спасе́нию приведы́й, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Перевод: Благословен Христос Бог наш, землю Русскую Крещением просветивший, людям ее даровав Духа Святого, их и ко спасению приведший, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак празднику
Днесь земля́ Ру́сская предстои́т Бо́гу и плод свята́го Креще́ния Ему́ прино́сит,А́нгели, ра́дующеся, славосло́вят,и вси святи́и с Богоро́дицею, лику́юще, пою́т:Христо́с воцари́ся, Христо́с просла́вися.Ве́лий еси́, Го́споди, и чу́дна дела́ Твоя́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Перевод: Ныне земля Русская предстоит Богу и плод святого Крещения Ему приносит. Ангелы, радуясь, прославляют, и все святые с Богородицей, ликуя, поют: «Христос воцарился, Христос прославился. Велик Ты, Господи, и удивительны дела Твои, Боже наш, слава Тебе».
Перед нами стоит выбор пути жизни или пути смерти

Типичной для нескольких самых древних (и чуть менее, но всё же древних) послеапостольских христианских текстов является тема «двух путей» (иногда эти сочинения так и называют: «литература двух путей»): есть путь жизни и есть пусть смерти. Это образ из книги пророка Иеремии: «так говорит Господь: вот Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти».

В некоторых из упомянутых текстов употребляется именно это выражение, а в одном сформулировано немного иначе: «Два пути учения и власти, один – света, другой – тьмы. Но велико различие между этими двумя путями. На одном поставлены светоносные ангелы Божии, на другом ангелы сатаны».

Именно эта идея отражена в величании (одном из самых «ходовых» церковных песнопений), посвящённом святому равноапостольному князю Владимиру: «Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю землю Русскую святым крещением просветившаго».

Низвергнув идолов, святой Владимир отринул путь учения и власти смерти и тьмы. Просветив всю землю Русскую крещение, он принял путь учения и власти жизни и света.

Путь учения и власти жизни и света или путь учения и власти смерти и тьмы. На этом перепутье и мы всегда, а особенно сейчас находимся. Мы: Россия, великие россияне, русские. И не надо думать, что вот мы уже окончательно и бесповоротно на «светлой стороне». Мы всё ещё балансируем на грани, хотя пока что со светлой стороны этой грани (чуть позже размещу глубокие размышления Святейшего Патриарха по этому поводу).

Мы всё ещё способны пойти по пути идолов «красивой жизни» и зарабатывания-консюмеризма и, ради этого, по пути на словах поддержки, а на деле разрушения семьи и детей; по пути пренебрежения нашими устоями, нашей русскости, нашей веры. Пути смерти и тьмы.

Мы можем пойти по пути князя Владимира, по пути предуказанном нам Богом; по пути веры, державности и русскости; по пути солидарности, справедливости и достоинства. Пути и защиты и созидания в труде нашего Отечества и нашего русского народа. По пути любви, иногда до того, чтобы положить душу за ближнего. Пути жизни и света.

Не стоит тут кивать на государственных мужей, дескать: а они что? Пусть организуют!

Должны, конечно.

Но не кто-то другой, а каждый из нас, каждый день выбирает путь жизни или путь смерти во всех своих действиях. Поступил ли я справедливо? Был ли солидарен с ближним? Проявил ли веру? Созидал ли я или трудился только ради удовлетворения сиюминутной прихоти? Не прятался ли от ока Божия? Берёг ли на своём маленьком уровне дарованное мне Богом Отечество или же пренебрегал им?

Пока есть на то возможность, пока Бог терпит наши ошибочные выборы.

Помогай нам святой князь Владимир.