Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
25.2K subscribers
1.19K photos
176 videos
16 files
3.09K links
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)

Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной.

Регистрация в РКН: https://clck.ru/3FqPyX
加入频道
Колл-центры — версия псевдоцерковная
(twimc, да простят меня те читатели, которых не прямо касается этот пост)

С лета прошлого года стали происходить обзвоны архиереев, священников, игумений будто бы от моего имени, а в продвинутой версии — будто бы от меня (с размещением моей фотографии на аватарке в ватсаппе) с преподанием различных указаний, которые, в итоге, сводятся к просьбе перевести деньги по тому или иному поводу. Также обзвоны осуществлялись от лица других архиереев, работающих в центральном церковном аппарате.

Управление делами Московской Патриархии осуществляло неоднократные рассылки относительно мошеннического характера подобных обзвонов.

Вынужден ещё раз на это обратить внимание всех, кого это может затронуть, поскольку буквально в последние дни такие обзвоны весьма участились.

Дорогие владыки, отцы, братья и сёстры,

Во-первых, сотрудники Управления делами Московской Патриархии никогда не осуществляют телефонных звонков с просьбой перечислить куда-либо денежные средства.

Во-вторых, мои контактные данные, номера телефонов, с которых я звоню или пишу, являются неизменными уже много лет. Если вам позвонили с неизвестного вам номера, лучше перепроверьте у меня по известным вам номерам. Если же вы не располагаете моими контактными данными, перепроверьте у известных вам общих знакомых или же позвоните на официальный номер Управления делами Московской Патриархии.
Россию «почти удалось превратить в пугало для большинства представителей нынешнего поколения, сызмальства не перестававшего слышать постоянно повторяемый припев. И множество зрелых умов нашего времени без колебаний опустилось до младенчески простодушного слабоумия, чтобы доставить себе удовольствие видеть в России какого-то людоеда XIX века».

Это слова Ф.И. Тютчева из письма доктору Густаву Кольбу, редактору «Всеобщей газеты». Написано это письмо было в 1844 г., после публикации книги маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году» как одно из опровержений.

Дело не в том, что Тютчев очень современен, а в том, что образ России остается неизменным на протяжении столетий. Мы нужны Западу именно такими людоедскими людоедами. Что в XIX веке, что в нынешнем.
Forwarded from Афанасьев Z
Один мой друг, прекрасно знакомый как с российскими, так и с грузинскими общественно-политическими процессами, как-то поделился со мной удивительной по глубине мыслью.

Он рассказал мне о словах Святейшего Патриарха всея Грузии Илии II. Его спросили о том, почему между Россией и Грузией такие тяжёлые отношения - ведь мы братья по Вере, нас столько связывает. На это он ответил: "Нам сильно позавидовали". Он объяснил это не экономическими или военно-политическими процессами, а сразу ушел вглубь: в духовную плоскость. И как это метко!

Добавить сюда стоит еще и то, что война идет сейчас не с чужеродным племенем и часто не с иноверцами. В Малороссии мы воюем с братьями, да, сбившимися с пути, но близкими по крови и по Вере.

Я вижу в этом какую-то могущественную злую волю: постсоветская Россия оказалась в прямом конфликте с единокровными братьями и единоверцами, а на свои земли пускает куда более далекие от русского народы. Не верится в совпадения.

"Кто-то позавидовал".
Сегодня в Киево-Печерской Лавре.

Тысячи людей в молитвенном стоянии за святыню, которую у них отбирают.

И единственный голос на всю планету в защиту этих людей и Лавры - это голос того, кого в некоторых частях Украинской Церкви решили не поминать - голос ее Патриарха.

Самый авторитетный православный иерарх в мире и отец самой большой на планете Православной Церкви - Патриарх Кирилл обратился ко всем религиозным лидерам.

Он напомнил, что Лавра -  первый русский монастырь. И за свою тысячелетнюю историю монахов из нее гнали лишь дважды: большевики и  нынешние киевские власти.

И, как и тогда, у монахов забирают цветущий  построенный их трудом райский сад, чтобы превратить его в помои.

Гонения для Церкви - трагедия,  но в целом это постоянная часть ее истории.

Настоящая трагедия Украинской Церкви - в Ее внутренней расколотости, умело срежисированной сатанинскими властями Киева.

Это они понудили Церковь объявить, что она не будет поминать Патриарха Кирилла.

Но это посеяло смуту.
Одни поминать продолжают, другие поверили пропаганде о "ереси русского мира", о "Святейшем, благословляющем летящие на мирные города калибры" и, оставаясьтвнутри Церкви, оказались, как бы вне Неё, неся смуту, доносы и ад в сердцах.

Киевские власти действовали, зная страшный евангельский закон: "поражу Пастыря и рассеятся овцы" (Мф. 26:31)

И рассеялись.
Расправиться с такой расколотой Церковью проще. Храмы один за другим передают раскольникам.

Лавра - последний бастион.

И трагическая ирония судьбы, что единственный сильный голос в мире, который звучит сейчас в ее защиту - это голос отвергнутого частью (к счастью только частью) Украинского епископата отца.

Голос этот в мире не услышат. Вернее, услышат, но заткнут уши, опустят глаза.

И за это прогремит уже голос Самого Бога.
В Его каре.
Сбудется пророчество, затонет Киев через время после того, как Лавру покинут последние настоящие монахи.

Увидите. Сбудется. Закрепите этот пост.

И вспомните это человеческое море киевских исповедников, когда Киев превратится в море настоящее.
Во всех лентах про американский "Оскар". Возмущения и огорчения.

Вспомню один из любимых афоризмов: much ado about nothing.

Да, когда-то американская кинематографическая продукция была эталоном. Тому время ушло.
И не является ли идолопоклонством в прямом и переносном смысле придание столь великой значимости какой-то статуэтки? Сами согласились со статусом идола, сами возмущаемся его падению с Олимпа.

Наверное всё-таки нынче у нас есть более значимые темы для обсуждения?
"Вот Украина своего антихриста уже дождалась"
(с) мудрая жена одного знакомого священника
Принял вчера участие в учредительном конгрессе Международного движения русофилов.

Кулуарно обсуждал с некоторыми участниками переезд в Россию французов, американцев, немцев, и проч. людей, настроенных на сохранение христианского мира, христианской цивилизации.

Подумалось, что русофильство нужно начать с себя. Чтобы русские люди любили и ценили своё Отечество, свою историю, культуру, язык, защищали духовно-нравственные идеалы, на которых построена наша цивилизации. Чтобы благородство, воспитанность и порядочность были желанными для каждого качествами. Чтобы сыны и дочери нашего Отечества стремились развивать науку, открывать новое в искусстве (нет, новое — это не всякие «постмодерны»).

Чтобы укреплялись в вере в Бога.

Чтобы, по выражению одной собеседницы, всё это было «модно», было «трендом». Чтобы молодёжь хотела жить именно так. Чтобы это было само собой разумеющимся восприятием для каждого русского человека.

Без такого самовосприятия что мы предложим русофилам со всего мира? Тем паче тем, кто были бы готовы присоединиться к нашему Отечеству? Музей? Музеем можно любоваться, можно размышлять над его экспонатами, но музей едва ли можно любить. И жить в музее нельзя.
https://yangx.top/prichodru/18581

Ровно 10 лет тому назад мы запустили в открытом доступе портал, посвященный текущей жизни Церкви в её многообразии. Не официальным или громким мероприятиям, которые и так присутствовали в информационном поле, а будничной жизни приходов. Так и назвали: портал "Приходы".

С тех пор и плывём.

Поздравляю весь коллектив и отдельно бессменного главного редактора Е.Е.Жуковскую.

Ниже перепечатаю текст четырёхлетней давности, в котором рассказывал, почему произошло создание портала.
Инсайдов не обещаю, но рассказать, как задумывался портал "Приходы" @prichodru могу. Несколько лет назад, на очередной волне медийного бичевания недостатков отдельных клириков и явлений в приходской жизни, в разговорах с несколькими друзьями речь зашла о том, что - да, конечно, недостатки есть и глупо было бы это игнорировать, но ведь ежедневная жизнь Церкви состоит вовсе не из них. Каждый день во всех приходах протекает обычная жизнь труженников - архиереев, священников и мирян, которые делают много хорошего. В то же время епархиальные и приходские сайты либо мало об этом рассказывают, ограничиваясь официозом, либо рассказывают, но это остается незамеченным. Из ярких порталов, регулярно рассказывавших о хорошем внутри церковной жизни, назову, наверное, только Нескучный сад (увы, завершивший свое существование) и Милосердие.ру, тематика которых была преимущественно социально-благотворительной. К слову сказать, с тех пор медийная работа епархиальных и приходских сайтах изменилась сильно к лучшему. Эти размышления наложились на мою вовлеченность в развитие конкурса "Православная инициатива", который как раз был (и есть) о "хороших историях" (по выражению одного весьма уважаемого мною светского руководителя) - проектном развитии малых дел епархиями, приходами, монастырями, православными общественными объединениями или сотрудничавшими с ними светскими организациями. Портал "Приходы" стал проектом группы единомышленников, поддержанной тогда управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Варсонофием, направленный на то, чтобы рассказывать о "хороших историях" на ... конечно же ... приходах Русской Православной Церкви. За истекшие годы портал собрал, быть может, не очень большую, но крепкую аудиторию (сегодня совокупно по всем ресурсам у "Приходов" свыше 25 тыс. подписчиков). Сделали бы больше, если бы на то были ресурсы. Финансовые ресурсы, прежде всего, потому как авторам, интервьюверам, фотографам надо платить - всякий качественный труд должен быть оплачен.
Едва ли "хорошие истории" - это то, что будет часто привлекать внимание больших медиа. Хотя, как кажется, уже стало общим местом, что читатель все больше ищет "хороших историй", потому как "интриги-скандалы-расследования" и кликбейт уже его утомили.
Так вот, Церковь - это жизнь. В первую очередь жизнь тАинственная, богослужебная, молитвенная. Но и жизнь общественная. И наибольшая часть этой общественной жизни и есть хорошая история. А грустные и неприятные истории тоже есть, куда уж без них. Но о них найдется кому рассказать. И они - другая (слава Богу сегодня уже наименьшая) часть моей работы. Что-нибудь однажды о ней расскажу.
https://ria.ru/20230314/monakhi-1857903077.html

Власти Украины уже прямым текстом говорят монахам Киево-Печерской Лавры: переходите в раскол и у вас всё будет хорошо. Из Библии мы знаем, что столь же успокоительными были льстивые речи змея к Еве. И результат нам хорошо известен.

Впрочем уверенности в своей способности подтолкнуть к греху уговорами у властей нет. Поэтому припасён аргумент гонителей: «В состав комиссии по ревизии включены представители как СБУ, так и МВД».

Тем временем угрозы нависают и над второй святыней Малой Руси — Почаевской Лаврой.
Forwarded from Стихи Полины Орынянской (Полина Орынянская)
***

По жести крыш, по нерву этих дней,
по чёрным паутинам леса голого,
по боли и усталости моей
колотит дождь. Я задираю голову –

и ни просвета… Но уже не тьма:
там, впереди, меж стылыми деревьями,
белёсо разливается туман.
На ветках каплям тесно и серебряно.

До края, до медвежьего угла
дождём зерно небесное посеяно.
Весна. Дожившим – веры и тепла.
Ушедшим – память, свет и воскресение.


© Полина Орынянская, 2023
Дал вчера комментарий РИА Новости по поводу ситуации с Киево-Печерской Лаврой.

https://ria.ru/20230316/monastyri-1858188502.html

В редакции почему-то решили внести уточнение «УПЦ», хотя имел в виду я именно Православную Церковь, Православие в целом.

В остальном приведено верно.

"Думаю, что нынешние власти Украины в бесовском омрачении сердец ненавистью к Православной Церкви (УПЦ – ред.) готовы пойти на любые шаги, чтобы причинить ей вред и попытаться склонить её чад к отречению от неё. Не сомневаюсь, что будут последовательные нападки на все главные святыни Малой Руси", - сказал епископ Савва.

В материал не вошли мои слова о том, что, если кто-то из монахов соблазнится тем путём, который предлагает власть, то станет дважды предателем: своей Церкви и своей монашеской братии (добавлю здесь, что, если даже все нынешние монахи соблазнятся, то станут предателями своей почившей братии: тех, кто хранил верность церковному единству).
Год назад уже писал о том, что некоторая доля наших сограждан, особенно в крупных городах, не приняла вступление России в длившиеся уже 8 лет военные действия, потому что это нарушало их комфорт.

Тут и первоначальное опасение не случившейся гиперинфляции; и скорбь о всё-таки случившемся снижении уровня жизни (не очень большом супротив ожиданий); позднее — недовольство утратой возможности закупаться брендами недружественных стран; сожаление о заграничных отпусках и поездках; для кого-то — потеря части инвестированных накоплений. Частично речь идёт и нежелании понести неизбежный в военное время психологический дискомфорт, когда растёт напряжение, неспокойствие, с терактами появляются переживания по поводу личной безопасности в тылу. Не каждый хочет предпринимать усилия, чтобы справляться с усталостью от длящегося напряжения.

И.А.Ильин пишет по этому поводу: «Духовная естественность и нравственная незатрудненность в отказе от жизни недоступны тем, кто – сознательно или бессознательно – полагает центр тяжести в своем личном удовлетворении и благополучии. Если в жизни я занят более всего собою, то смерть, ликвидирующая мое эмпирическое существование, повергает меня в растерянность и бледный страх: как отдам я мою жизнь, если моя жизнь есть для меня самое главное? Или, если в жизни я занят более всего моим богатством, то как отдам я мою жизнь: мое имущество перестанет тогда быть моим имуществом».

Значимость желаний и устремлений человека — замечает Ильин — поверяется тем, готов ли он умереть за эти желания и устремления. Со всей очевидностью стремление к комфорту —это не то, ради чего можно умереть, поскольку смерть упраздняет саму комфортную жизнь («умираю, так хочу устриц» является очевидной ложью).

«Война учит нас проверять нашу жизнь, ее достоинство, ее качество, ее верность, ее правоту – поставляя ее перед необходимостью защищать дело ее до конца. <…> Война, как ничто другое, ставит этот вопрос с потрясающей силой и вкладывает в него простой и глубокий ответ: “жить сто́ит только тем, за что сто́ит и умереть”. Ибо смысл войны в том, что она зовет каждого восстать и защищать до смерти то, чем он жил доселе, что́ он любил и чему служил».

Ильин применяет Евангельскую максиму — «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6, 21) — к любви к Отечеству земному. Важно, при этом, помнить, что приведённые слова Спасителя обращают нас к небесному сокровищу. Однако в нашем случае любовь к Отечеству сочетается (должна сочетаться) с верностью к Богу, а потому противоречия тут нет.

«Во всех этих порывах одно всегда имеется налицо: горящее чувство, что без этого, защищаемого мною предмета, мне самому нет жизни. Если это погибнет, то я не могу жить; конец этого – есть мой конец».

Иван Ильин подчеркивает,: при таком восприятии своих целей, при такой любви к своему Отечеству и народу исчезает само понятие «жертва» — «отдача себя, и, может быть, даже больше, чем себя: любимых людей (мужа, детей, друзей)». Добавлю по поводу последнего: не от пренебрежения к любимым людям, а потому что они составляют единое с Отечеством, разделяют устремление к нему.

«Нет долга, но ость добрая воля, своя охота. Нет жертвы, но свободная легкая отдача себя <…> Нет колебаний, но целостное, нераздвоенное решение, непосредственное и незаметное. Тогда человек твердо знает и чувствует, что иначе нельзя; что иначе он не может и не хочет; и не может иначе хотеть; и не хочет иначе мочь. Смерть есть конец его, но не его дела».

Этот порыв объединяет людей, казалось бы, совершенно разных по своим интересам, образованию и воспитанию, социальной принадлежности, бытовым устремлениям и желаниям: «Война <...> противопоставила нашему мелкому повседневному "здесь" – некое великое "там" и потрясла нас этим «там» до корня. <…> Оказалось, что все имеют общий предмет любви и забот. Оказалось, что есть пункт, в котором моя любовь, мое волнение, моя боль, мое усилие, горят о том же, о чем горят другие люди, чужие мне. Но, если так, то они мне уже не чужие...»

*Цитаты из работы И.А.Ильина «Духовный смысл войны», 1915, вычитаны в хрестоматии «Русская философия войны».
Forwarded from V Z - ВЗГЛЯД.РУ
Без русского мира нет и России
(Андрей Полонский, специально для газеты ВЗГЛЯД)

Выступая на авиационном заводе в столице Бурятии Улан-Удэ, Владимир Путин сформулировал чрезвычайно важный для понимания сути СВО тезис:

«Для нас это борьба за наших людей, которые проживают на этих территориях. Они такие же, как мы. Они – это часть нас, как же их можно бросить? <...> Мы – многонациональная страна, но все-таки это Русский мир».

Разумеется, Русский мир не исчерпывается ни Российской Федерацией, ни даже Донбассом и другими новыми регионами. Само понятие гораздо шире, чем территория, оно связано прежде всего с историческим наследием нашей страны, а не только с государством. Его естественная часть – те русские и считающими себя русскими люди, которые ощущают неразрывную связь с Россией-страной, Россией-цивилизацией, для которых Россия становится личным выбором. Дело тут не упирается, разумеется, в какое-то определенное географическое пространство – постсоветское, постимперское и так далее.

Но тут же у проблемы Русского мира открывается другая, более практическая сторона. Дело в том, что Российская Федерация – перед русскими людьми, родившимися за ее границами – в неоплатном долгу. За тридцать лет, прошедших с 1991 года, наше государство их много раз оставляло, бросало на произвол судьбы, приносило в жертву сиюминутным политическим и экономическим интересам.

Русские люди, вернувшись в Россию, годами вынуждены были стоять в общей очереди на получение не то, что гражданства – вида на жительство, выпускники русского филфака из Алма-Аты и Ташкента сдавали экзамен по русскому языку преподавателям, значительно уступавшим им в профессионализме. И так далее. Такая злая ерунда местами продолжается и по сей день.

Так что вывод здесь опять-таки прост. Если мы, как формулирует Владимир Владимирович Путин, наконец провозглашаем «борьбу за русский мир» одной из наших основных и судьбоносных целей, прежде всего мы должны начать со своего государства, со своей страны, со своего общества, Наша страна должна окончательно стать Россией. То есть настоящим родным домом для русских, русскоязычных, тех, кому до и после 1991 года не выпало счастья родиться в границах РФ. Государство призвано быть радушным для своих, внимательным к своим, без бюрократической чепухи. А соотечественники – испытывать к соотечественникам естественное чувство солидарности.

И тогда понятие «Русский мир» проявит себя как основание и сила, о которой говорит президент.
Москва и мечеть

Вчера Божественная литургия, совершенная Патриаршим викарием епископом Пантелеимоном в храме на Святом озере, собрала до 1000 человек. Учитывая обилие храмов в Москве, — это очень много для воскресного дня, хотя бы даже Крестопоклонного.

По мере изучения ситуации всё более проясняется, что речь идёт о попытке строительства мечети для иностранных граждан, которые, как это считается, приехали в Россию, чтобы поработать на стройках (не только, но в первую очередь). По крайней мере именно о таких целях упомянутой попытки говорит один из ведущих исламоведов, дружащий со многими выдающимися представителями российского ислама, — Р.А. Силантьев.

Не получается ли, что мы пригласили (зачем — отдельный вопрос, о том ниже) этих людей, чтобы они нам что-то построили и заработали для своих семей, а вместо этого они строят для себя? Или иначе: приезжают ли гости из Средней Азии чтобы поработать или же чтобы оккупировать нашу страну?

Отдельный вопрос, на который никак не нахожу внятного ответа: чем русский рабочий хуже импортированного? Если отстраниться от старательно многие годы разгоняемую легенду «русский мужик способен только пить»? Против этой легенды хотя бы тысячи работяг высокотехнологичных заводов, которые мы, к примеру, всей страной наблюдаем при съёмках посещений таковых заводов Главой Государства Российского?

Не устану цитировать Святейшего Патриарха Кирилла: «Появление в значительном количестве носителей иных обычаев может серьезно изменить жизнь нашего народа, в том числе нести угрозу сохранению его духовных основ и традиций — как это было, к примеру, в Косово. В связи с этим многие справедливо задаются вопросами: какие ценности, какой уклад жизни несут мигранты? Как они относятся к коренному населению нашей страны, к святыням нашего многосоставного народа, к нашей истории и нашим традициям? Не пора ли говорить о необходимости не только количественного сбережения народа, но и заботы о сохранении его идентичности?»

О немаловажной особенности нынешней ситуации пишет Андрей Афанасьев: местные жители далеки от какого-либо разжигания межнациональной или межрелигиозной розни (я бы даже добавил от себя, что такую рознь разжигают инициаторы проекта). Местные жители «предлагают на этом месте устроить парк памяти героев всех войн: православных, мусульман, буддистов — всех граждан нашей страны. <…> Идею поддерживают и мусульмане, проживающие в этом районе».

В завершение подчеркну: дело не только в том, что в настоящей ситуации проект носит откровенно провокационный характер в связи с локацией — Святым озером. Дело в том, что проект сам по себе провокативен.

Русские татары, башкиры и прочие наши мусульманские братья и сёстры по Отечеству имеют в Москве замечательные мечети: не так давно перестроенную соборную мечеть на проспекте Мира, историческую мечеть на Большой Татарской…

Где наши братья живут в России в большинстве или в равном с православными числе имеются красивейшие мусульманские доминанты: Сердце Чечни в Грозном или Кул-Шариф в Казани.

А Москва всё же — кто бы что не пытался по этому поводу сказать — Православный Первопрестольный град (и не важно, что престол не занят).

Не надо выворачивать Россию наизнанку и сеять между нами рознь.

Дисклеймер

—————————————

Текущая ситуация на Святом озере
- на канале местных жителей: https://yangx.top/svyatoeozero
- на канале Русской общины https://yangx.top/obshina_ru
К слову сказать позавчерашний мой комментарий РИА Новости.

https://ria.ru/20230318/koran-1858830473.html

Глумление украинских военнослужащих над Кораном неприемлемо и говорит о моральной деградации и утрате ими человеческого достоинства, сказал РИА Новости замуправделами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов).

"Лично я, конечно же, считаю подобные действия неприемлемыми и свидетельствующими о глубоком нравственном падении, можно даже сказать — утрате человеческого достоинства их совершителей", – сказал епископ агентству.
Об ожидании, посте и России

Великим Постом на буднях (в среду, пятницу и некоторые даты) совершается особенная служба, именуемая Литургией Преждеосвященных Даров. Подробно рассказывать о ней не буду (почитать, можно по ссылке тут). Здесь скажу, что, если изначально это была Литургия, совершаемая вечером, позднее — перенесенная на утреннее время, то сегодня — она всё в большем числа храмов вновь хотя бы через раз совершается по вечерам (история вопроса по ссылке тут).

Смысл такого богослужения — в вечернем Причащении Святых Христовых Таин, а, поскольку Причастие предполагает полное воздержание от еды и питья — в более длительной, в том числе физической подготовке, аскезе (по второй ссылке выше говорится и о некоторых послаблениях, но я все же рекомендую придерживаться именно строгой практики — может быть только выпить стакан воды утром, по пробуждении).

Это история об ожидании. Причащение предполагает не только физическую подготовку в виде воздержания от пищи (по нашим временам — и курения тоже, кстати, что для кого-то будет ещё труднее), но также подготовку молитвой, сосредоточением на вечном, расположением себя к этой особенной встрече с Богом.

В условиях, когда Литургия совершается в обычный будний день, когда в этот день работаешь и общаешься с людьми в обычном «режиме», трудно, но нужно, понудить себя «отвлекаться» именно на главное — на заботу о своей душе. Нужно заставить себя напрячься, что, кстати, дается тем более нелегко на фоне физического воздержания. В общем-то к этому надо себя понуждать каждый день — не только в день вечернего Причащения, но в этот день особенно.

Если же смотреть шире, то это история нашего ожидания встречи с Богом в вечности.

Как часто бывает по нынешним временам, мысли переносятся на жизнь нашего сражающегося Отечества. Мы сегодня тоже живём в ожидании: да, временного события, но столь для всех нас важного.

Конечно, если Великим Постом цель наших ожиданий очевидна и блага: Причащение, достижение Пасхи, то здесь ожидание сопряжено с опасениями: а если поражение и разгром нашего народа? Впрочем, грех, отпадение от Бога — это тоже одно из возможных завершений ожидания встречи с Ним. Как следствие нашего не-действия в направлении к Нему.

В том ожидании, которым мы сегодня живём, для большинства вовсе не исчезают бытовые заботы и труды (есть те, на фронте, для кого почти исчезают). Но как важно, чтобы они перемежались с обращением к труду над желаемой целью — победой. Чтобы мы не переставали пребывать в напряжении.

В завершение — последняя ремарка. В этом году первая вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров совершалась 8 марта. Казалось бы: день совершенно свободный (для большинства), не надо отвлекаться на рабочие заботы, можно сосредоточиться только на подготовке к Причащению. Но нет. Праздность одолевает. Ожидание-подготовка может оказаться насмарку.

Эта беда случится, если пустить на самотёк жизнь Отечества. Если жить так, как будто задача жизни — синекура.
Чудесная донельзя новость, если правдива (по нынешним временам какой только дичи не найдешь): начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова предложила снижать оплату НДФЛ для мигрантов в зависимости от уровня владения русским языком.

https://tass.ru/obschestvo/17343919

В связи с этим готов сообщить госпоже Казаковой как минимум десяток имён русских людей, которым не то что скидки с налогов давать можно, но даже приплачивать только за то, сколь изящно они владеют русским языком.

Окромя грустной иронии, переведём всё же с чиновного на русский: закон, обязывающий мигрантов приезжать в Россию уже зная русский язык, не соблюдается (риторическим является вопрошание, чья ж тут ответственность), и требовать его соблюдения от мигрантов мы не будем, а будем их упрашивать и поощрять, с ущербом государственной казне, а следовательно благополучию народа России, за то, что они соизволят закон соблюдать.

Впрочем, если даже вышеприведенный пересказ информагентством неточен, факт несоблюдения требований к знанию русского языка при въезде мигрантов в Россию остаётся фактом. Сомнительно ведь, что многочисленные профаны во владении русским языком, которых мы ежедневно наблюдаем на улицах крупных городов, материализуются в России минуя границу.

Оставлю правовую оценку правоведам.

Вижу здесь глубокое неуважение к одной из основ самобытности, культуры и истории нашего народа — к русскому языку. Конституционно, между прочим, речь идёт о «языке государствообразующего народа» — злосчастный эвфемизм, скрывающий имя этого народа, но всё же определяющий его значение и значение его языка для России.

Язык — это одна из основ нашего духа. Не случайно в Священном Писании одно из именований Бога — Слово: «Καὶ Θεòς ἦν ὁ λόγος». Сколько важно значение слова, если Сам Бог так именуется!

Понижение языкового уровня народа, например до общего распространения вульгарной или хотя бы даже примитивной речи, является и следствием, и причиной духовной — в самом широком смысле — деградации. Повышение же языкового уровня способствует развитию и процветанию (не в одиночку, конечно, но в том числе), поскольку язык — это средство познания, формирования мысли. Язык имеет великое влияние и на нравственность.

«Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (книга Притчей Соломоновых, 18, 22).

Главному управлению по вопросам миграции, думается мне, следовало бы доступными для полицейского ведомства методами насаждать трепетное и священное благоговение перед русским языком у желающих приехать поработать (не говоря даже о том, чтобы жить) в Россию. Сие же достигается не упрашиванием, а жёстким увязыванием открытия навесного замка на границе с явным и недвусмысленным проявлением упомянутого благоговения.