Впрочем, вспомним Пушкина:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Forwarded from Семинариум
Признаюсь, люблю заморские словечки. Порой они очень точно и емко рисуют то или иное явление, без многословных объяснений. Как писал Пушкин в «Евгении Онегине», «du comme il faut… (Шишков, прости, не знаю, как перевести)». И впрямь, «комильфо» - это и «соответственно ситуации», и «как подобает», и «приличный», и в то же время шире и точнее. Как ни пытался адмирал Шишков привести все заимствования к русским вариантам, но далеко не всегда это получалось, а потому «мокроступы» не вытеснили «калош», а «тротуары» не стали «топталищами».
Иногда даже хорошо, что какой-нибудь «пирсинг» или «каминг-аут» именуются не по-русски – туда им и дорога. Недавно с большим интересом изучал «Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности». Знать это надо. Но нас не газлайтишь.
Другое дело, что в речи российских официальных лиц, да и просто публичных людей (хотел сказать «спикеров», но вовремя исправился), довольно странно слышать сплошные «треки», «кластеры», «компетенции» и прочие «коллаборации». Почему, например, замечательный новый федеральный университет в Крыму должен быть именно «креативных индустрий», а не, скажем, «творческих профессий»?
Как мы знаем, в начале XIX века всё высшее общество в России изъяснялось исключительно по-французски, и самый русский роман, «Война и мир» Льва Толстого, начинается словами: «Et bien, mon prince». Нужна была Отечественная война 1812 года, чтобы ситуация радикально изменилась. (Кстати, примерно с этого же времени преподавание в семинариях постепенно переходит с латинского на русский.)
Между прочим, в Великобритании или во Франции очень строго следят за чистотой национального языка. Заимствования из французского или, соответственно, английского случаются, но их жестко регулируют, не позволяя переходить рамки дозволенного. Если уж мы так любим всё иностранное, нам есть чему поучиться у заграницы.
Иногда даже хорошо, что какой-нибудь «пирсинг» или «каминг-аут» именуются не по-русски – туда им и дорога. Недавно с большим интересом изучал «Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности». Знать это надо. Но нас не газлайтишь.
Другое дело, что в речи российских официальных лиц, да и просто публичных людей (хотел сказать «спикеров», но вовремя исправился), довольно странно слышать сплошные «треки», «кластеры», «компетенции» и прочие «коллаборации». Почему, например, замечательный новый федеральный университет в Крыму должен быть именно «креативных индустрий», а не, скажем, «творческих профессий»?
Как мы знаем, в начале XIX века всё высшее общество в России изъяснялось исключительно по-французски, и самый русский роман, «Война и мир» Льва Толстого, начинается словами: «Et bien, mon prince». Нужна была Отечественная война 1812 года, чтобы ситуация радикально изменилась. (Кстати, примерно с этого же времени преподавание в семинариях постепенно переходит с латинского на русский.)
Между прочим, в Великобритании или во Франции очень строго следят за чистотой национального языка. Заимствования из французского или, соответственно, английского случаются, но их жестко регулируют, не позволяя переходить рамки дозволенного. Если уж мы так любим всё иностранное, нам есть чему поучиться у заграницы.
Forwarded from Священное и мирское
«Внятного консенсуса о чем и про что эта война до сих пор нет».
Консенсус есть о смысловом ядре операции — это защита русских Донбасса. Это много раз проговорено на всех уровнях. Не встречал среди сторонников СВО, кто бы этого не понимал или не принимал.
А дальше люди — каждый в своем информационном пузыре! — по своему вкусу, исходя изчьих-то постов в телеге текущей ситуаций наслаивают или отслаивают дополнительные смыслы: денацификация, декоммунизация, антиглобализм, традиция против постмодерна, имперские амбиции, рождение нации, ирредента, экономические интересы, русский национализм против нерусского национализма, хартленд против атлантизма, евразийское братство народов, великое исправление имен, et tutti quanti. «Час Z» каждого застал со своим багажом знаний, опыта и чаяний, и каждый видит, что ему нравится.
Реальность сложна, ее надо препарировать с разных сторон и разным понятийным аппаратом. Без душного догматизма и без фантазерства.
Консенсус есть о смысловом ядре операции — это защита русских Донбасса. Это много раз проговорено на всех уровнях. Не встречал среди сторонников СВО, кто бы этого не понимал или не принимал.
А дальше люди — каждый в своем информационном пузыре! — по своему вкусу, исходя из
Реальность сложна, ее надо препарировать с разных сторон и разным понятийным аппаратом. Без душного догматизма и без фантазерства.
Telegram
Лаконские щенки
Схожее складывается впечатление. Близится год с начала СВО, а более-менее внятного консенсуса о чем и про что эта война до сих пор нет: ни на уровне власти, ни на уровне общества. Так чувствую, общаясь с разными людьми: и «сложными», и «простыми». Боюсь,…
Forwarded from Коробов-Латынцев | Автор жив
Мои дорогие товарищи Андрей Иванов и Никита Сюндюков делятся своими мнениями о возможной интерпретации СВО и характере этой войны. Вставлю и свои пять копеек, поскольку последние восемь месяцев только об этом я и мыслю, пишу, говорю, и вся кровь моего мозга пропиталась этими думами.
На самом деле, «защита русских Донбасса» хотя и является конвенциональным моментом при интерпретации СВО для всех, кто старается осмыслить этот феномен, но все ж таки не может выступать смысловым ядром. Иначе бы и споров не было. Только лишь защита русских Донбасса не может быть ядром («причиной») глобального конфликта, каковым и является тот конфликт, который развертывается на наших глазах и составной частью которого является СВО. Реальность сложна, и если мы говорим о реальности (каковой сейчас является война), а не о политических лозунгах, пусть даже они предельно внятны и привлекательны, то нужно определиться не только со смысловым ядром (как «причине»), но с исходными принципами, которые лежат в основании онтологии войны как таковой. «Защитить русских Донбасса» — это причина нравственная, и наше государство продемонстрировало, что оно может руководствоваться высокими этическими принципами, что оно способно начать справедливую войну (прямо по теории ТСВ). Но одной этики для государства, как мы знаем, недостаточно, нужна онтология. А онтология войны как таковой всегда одна. Поэтому всякая конкретная война ставит вопрос о войне как таковой. если мы определимся с онтологией войны, то в состоянии будем дать комплексную интерпретацию нашей войны на Украине и за Украину (и не только).
На самом деле, «защита русских Донбасса» хотя и является конвенциональным моментом при интерпретации СВО для всех, кто старается осмыслить этот феномен, но все ж таки не может выступать смысловым ядром. Иначе бы и споров не было. Только лишь защита русских Донбасса не может быть ядром («причиной») глобального конфликта, каковым и является тот конфликт, который развертывается на наших глазах и составной частью которого является СВО. Реальность сложна, и если мы говорим о реальности (каковой сейчас является война), а не о политических лозунгах, пусть даже они предельно внятны и привлекательны, то нужно определиться не только со смысловым ядром (как «причине»), но с исходными принципами, которые лежат в основании онтологии войны как таковой. «Защитить русских Донбасса» — это причина нравственная, и наше государство продемонстрировало, что оно может руководствоваться высокими этическими принципами, что оно способно начать справедливую войну (прямо по теории ТСВ). Но одной этики для государства, как мы знаем, недостаточно, нужна онтология. А онтология войны как таковой всегда одна. Поэтому всякая конкретная война ставит вопрос о войне как таковой. если мы определимся с онтологией войны, то в состоянии будем дать комплексную интерпретацию нашей войны на Украине и за Украину (и не только).
Telegram
Священное и мирское
«Внятного консенсуса о чем и про что эта война до сих пор нет».
Консенсус есть о смысловом ядре операции — это защита русских Донбасса. Это много раз проговорено на всех уровнях. Не встречал среди сторонников СВО, кто бы этого не понимал или не принимал.…
Консенсус есть о смысловом ядре операции — это защита русских Донбасса. Это много раз проговорено на всех уровнях. Не встречал среди сторонников СВО, кто бы этого не понимал или не принимал.…
Forwarded from Marina Akhmedova
Русская Православная Церковь выступает против введения уголовного наказания за мужеложество - не за каждый грех нужно уголовно наказывать. Я читаю это в новостях, и больше всего хочется видеть людей, которым в голову вообще приходит возможность уголовного наказания за это. На всякий случай, у нас есть ещё грехи, например, смертные. Гордыня, чревоугодие, жадность, гнев, зависть, прелюбодеяние. Давайте начнём и за них уголовно наказывать. И ещё на всякий случай - ценности, даже традиционные, это не то, что можно артикулировать. Они - как сон, который тебе кажется очень важным, когда снится, и перестаёт таким быть, когда ты его пытаешься рассказать. Потому что слово изречённое - есть ложь.
Forwarded from Уголок переводчика
Рабочее, записи
=====
Вчера, 2 ноября, в Центре фундаментальной социологии НИУ ВШЭ прошел великолепный доклад Владимира Башкова «Политическая теология и социология религии: приближение к границе». Я рад предоставить всем, кто его слышал, а также всем, кому это вчера не удалось, возможность услышать его снова. Теперь - в записи, на YouTube-канале ЦФС. Оставайтесь с нами!
https://www.youtube.com/watch?v=PUFnHHob8VA
=====
Вчера, 2 ноября, в Центре фундаментальной социологии НИУ ВШЭ прошел великолепный доклад Владимира Башкова «Политическая теология и социология религии: приближение к границе». Я рад предоставить всем, кто его слышал, а также всем, кому это вчера не удалось, возможность услышать его снова. Теперь - в записи, на YouTube-канале ЦФС. Оставайтесь с нами!
https://www.youtube.com/watch?v=PUFnHHob8VA
YouTube
Башков, В.В. «Политическая теология и социология религии: приближение к границе»
Доклад Владимира Башкова, прозвучавший на заседании НИГ "Практическая философия" ШФиК ФГН НИУ ВШЭ 2 ноября 2022 года.
Александр дал очень хороший очерк того, что творится и творилось в наших головах и душах. Обратите внимание на политико-теологическую метафору света: свет есть то, что раздвигает границы.
https://yangx.top/bovdunov/1833
https://yangx.top/bovdunov/1833
Telegram
Bovdunov
Война и мир и свет
Никита Сюндюков пишет, что «более-менее внятного консенсуса о чем и про что эта война до сих пор нет: ни на уровне власти, ни на уровне общества». Схожее ощущение.
Лишь немногие открыто могут говорить, как Александр Гельевич Дугин о…
Никита Сюндюков пишет, что «более-менее внятного консенсуса о чем и про что эта война до сих пор нет: ни на уровне власти, ни на уровне общества». Схожее ощущение.
Лишь немногие открыто могут говорить, как Александр Гельевич Дугин о…
Начинаем. Я выступлю с докладом о христианском материализме.
https://www.youtube.com/watch?v=6gBicc4DiDY
https://www.youtube.com/watch?v=6gBicc4DiDY
YouTube
Философский Собор. Седьмое заседание. Историософия русского пути. Часть2
В роковые для мира минуты мы на второй части заседания продолжаем говорить о русской историософии, вспоминать ключевые историософские вопросы о смысле и назначении истории, о ее движущих силах, о миссии России в мировой истории.
На заседании собора выступят:…
На заседании собора выступят:…
Дон Жуан, по мысли Кьеркегора, воспринимает живую женщину как некоторую переменную в отношении к вечной идее женщины. Потому он и меняет женщин как перчатки: ведь действительные перчатки изнашиваются, перестают быть перчатками как таковыми и становятся клочками материи; в то время как идея перчатки сохраняется, перемещаясь в конкретном опыте от одной перчатки к другой.
То же и женщины в сознании Дон Жуана. Он ищет связи с идеальной женщиной, то есть с женщиной как таковой, а находит лишь ее вариации, случайные выражения этого идеала в лице и теле конкретной женщины. Причём срок удержания идеала в конкретной живой женщине короток: для кого-то менее чувствительного ко всему прекрасному и высокому он насчитывает с десяток лет, но для Дон Жуана — всего одну ночь, после которой конкретная женщина теряет в себе полноту идеальной женщины, которая, среди прочего, подразумевает непокорность, недоступность.
Живая женщина, как и все живое, склонна к изменению, и, следовательно, к утрате своего тождества. Идея же всегда хранит самотождественность, она, как и schoolgirl, всегда stays the same.
Дон Жуан подобен идеализму в этом своём стремлении к совершенной самотождественности. Он не приемлет материи, даже если он и вступает в контакт с материей, то в ней, или, вернее, за ней он видит идею, только ее, упуская самое своеобразие и богатство материи. Дон Жуана, как идеалиста, живое не интересует; вернее, оно интересует его постольку, поскольку может быть проводником холодного света идеального.
Дон Жуан страдает пристрастием к мертвецам. Он ищет их воскресения в случайности жизни, но и в самой жизни его интересует прежде всего смерть.
То же и женщины в сознании Дон Жуана. Он ищет связи с идеальной женщиной, то есть с женщиной как таковой, а находит лишь ее вариации, случайные выражения этого идеала в лице и теле конкретной женщины. Причём срок удержания идеала в конкретной живой женщине короток: для кого-то менее чувствительного ко всему прекрасному и высокому он насчитывает с десяток лет, но для Дон Жуана — всего одну ночь, после которой конкретная женщина теряет в себе полноту идеальной женщины, которая, среди прочего, подразумевает непокорность, недоступность.
Живая женщина, как и все живое, склонна к изменению, и, следовательно, к утрате своего тождества. Идея же всегда хранит самотождественность, она, как и schoolgirl, всегда stays the same.
Дон Жуан подобен идеализму в этом своём стремлении к совершенной самотождественности. Он не приемлет материи, даже если он и вступает в контакт с материей, то в ней, или, вернее, за ней он видит идею, только ее, упуская самое своеобразие и богатство материи. Дон Жуана, как идеалиста, живое не интересует; вернее, оно интересует его постольку, поскольку может быть проводником холодного света идеального.
Дон Жуан страдает пристрастием к мертвецам. Он ищет их воскресения в случайности жизни, но и в самой жизни его интересует прежде всего смерть.
Очень точные слова о. Александра Шмемана о той богословской свободе, которую позволяли себе Булгаков и Бердяев, и о том, как эта свобода не то что бы ложна, но избыточна, суетлива, поскольку не соответствует общему и для богословия, и для философии принципу экономии мышления:
"Если, употребляя его же [Булгакова] слова, “софийный” опыт его не только глубоко-православен, но, как я сказал уже в начале, являет что-то самое важное, самое глубинное в опыте Церкви, то “София”, как философски-богословское “оформление” этого опыта не нужна, и не нужна, прежде всего, самому богословию о. Сергия. Она воспринимается, как это ни звучит странно, как какой-то чуждый и именно надуманный элемент в его писаниях, как объяснение и «оправдание» того (почитание Божией Матери и Иоанна Предтечи, Богочеловечества и эсхатологии и т. д.), что не только в таком объяснении не нуждается, но что сам же о. Сергий уже и явил и объяснил. Ибо все то, о чем он пишет, что составляет тему и вдохновение всего его творчества: светлый и пасхальный космизм православия, тайна Богочеловечества, верность Православия “добро зело” творческого акта, победное ожидание и предвкушение Царства Христова, все это не “нуждается” в Софии или в “душе мира”, как не нуждается православная интуиция свободы в “изначальной свободе” Бердяева. Для всего этого “достаточно” пресветлой и радостной тайны Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Духа".
Шмеман Александр, протоиерей. Три образа. – Вестник РСХД. – 1971. – № 101–102.
"Если, употребляя его же [Булгакова] слова, “софийный” опыт его не только глубоко-православен, но, как я сказал уже в начале, являет что-то самое важное, самое глубинное в опыте Церкви, то “София”, как философски-богословское “оформление” этого опыта не нужна, и не нужна, прежде всего, самому богословию о. Сергия. Она воспринимается, как это ни звучит странно, как какой-то чуждый и именно надуманный элемент в его писаниях, как объяснение и «оправдание» того (почитание Божией Матери и Иоанна Предтечи, Богочеловечества и эсхатологии и т. д.), что не только в таком объяснении не нуждается, но что сам же о. Сергий уже и явил и объяснил. Ибо все то, о чем он пишет, что составляет тему и вдохновение всего его творчества: светлый и пасхальный космизм православия, тайна Богочеловечества, верность Православия “добро зело” творческого акта, победное ожидание и предвкушение Царства Христова, все это не “нуждается” в Софии или в “душе мира”, как не нуждается православная интуиция свободы в “изначальной свободе” Бердяева. Для всего этого “достаточно” пресветлой и радостной тайны Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Духа".
Шмеман Александр, протоиерей. Три образа. – Вестник РСХД. – 1971. – № 101–102.
Если у вас выдался свободный вечер, можете занять его просмотром нашей вдумчивой беседы о Достоевском. Беседуем я и Игорь Евлампиев, профессор СПбГУ по кафедре русской философии, а Николай Арутюнов руководит процессом.
Видео прекрасно снято и смонтировано и достойно, на мой взгляд, гораздо большего количества просмотров, чем есть ныне.
Вот примерный перечень вопросов, которые мы поднимаем:
▫Каков особый характер русской религиозности?
▪Оправдано ли русское сострадание к униженным и оскорбленным?
▫Действительно ли потребность к страданию является ключевой характеристикой русского народа?
▪Откуда в нас эта потребность в бунте?
▫Почему Достоевский — а вслед за ним и множество русских философов — изображали русского человека как существо двойственное, мечущееся между началом ангельским и началом бесовским? Как это проявляется сегодня, и проявляется ли?
▪Какие надежды Достоевский возлагал на русского мужика? Оправдались ли они?
▫Русский нигилизм и желание «оголиться» (Бобок) — это предшественники новой этики?
▪Русские люди, о которых писал Достоевский — есть ли они сегодня?
Видео прекрасно снято и смонтировано и достойно, на мой взгляд, гораздо большего количества просмотров, чем есть ныне.
Вот примерный перечень вопросов, которые мы поднимаем:
▫Каков особый характер русской религиозности?
▪Оправдано ли русское сострадание к униженным и оскорбленным?
▫Действительно ли потребность к страданию является ключевой характеристикой русского народа?
▪Откуда в нас эта потребность в бунте?
▫Почему Достоевский — а вслед за ним и множество русских философов — изображали русского человека как существо двойственное, мечущееся между началом ангельским и началом бесовским? Как это проявляется сегодня, и проявляется ли?
▪Какие надежды Достоевский возлагал на русского мужика? Оправдались ли они?
▫Русский нигилизм и желание «оголиться» (Бобок) — это предшественники новой этики?
▪Русские люди, о которых писал Достоевский — есть ли они сегодня?
YouTube
Достоевский против современного мира. Игорь Евлампиев & Никита Сюндюков
Оставить пожертвование: https://solsevera.ru/donats
Либо переводом на карту 2202 2023 0779 2394 (Николай Владимирович А.)
Либо переводом на карту 2202 2023 0779 2394 (Николай Владимирович А.)
Forwarded from Теология памяти
Шмеман вообще очень много брюзжал на русских философов, и в этом был наследником Флоровского, с его «Путями русского богословия», в которых отец Георгий с высоты своего «неопатристического православия» раздал люлей буквально всем русским мыслителям. А чего такого уж великого написали сами Шмеман и Флоровский? Не был ли их уход в богословие бегством от мира во всей его сложности? В результате они создали в своих статьях некий идеальный образ Церкви, которого в реальности то и не найти, а всё остальное посчитали лишним. При этом Флоровский и его последователи были уверены, или делали вид, что православное богословие еще в эпоху святых отцов уже решило все проблемы, которые на Западе были только поставлены. Ну, в частности, проблему личности.
И потом люди, начитавшиеся их книжек, благодаря искажению, которое выдавали неопатристические «розовые очки», разбивали себе лбы о реальную Церковь. Я знаю нескольких православных читателей «Дневников» Шмемана (проповедей Антония Сурожского, книжек Флоровского и пр., всё это шло «джентльменским набором» в либеральном православии нулевых), которые стали атеистами, именно потому, что сформированный по книжкам образ церковности не соответствовал суровым реалиям. Среди читателей Флоренского и Булгакова такой процент явно меньше. Я сам давно не такой уж ортодокс, и у меня нет никакого желания обличать кого-то в ереси. Но Шмеман, разочаровавшийся если не во всём, то в очень многом, позиционировавший полное неприятие национального начала в Церкви, считавший, что в православии идолопоклонство перед Византией и Русью, мракобесие, триумфализм и прочее вытеснили истинную веру в Христа, - не может быть богословским ориентиром. Он критик, но не созидатель. Фактически то, что он проповедовал, это - радикальное реформаторство от выгоревшего и уставшего священника. Понять его я очень даже понимаю. Но чему можно научиться у Шмемана? Ругая православную культуру за формализм, он сам стал поклонником секулярной американской культуры. Но масштабы его личности, как религиозного мыслителя, и личности отца Сергия просто несопоставимы.
Ну и потом. Как раз софийность позволяют Флоренскому и Булгакову выстроить свою теодицею. И их богословие оно не только богословие, но и икономия, то есть богословие, которое пытается дать ответы не только на богословские, но и на секулярные вопросы. Вот сейчас мы оказались в трагической и сложной ситуации. Может ли нам чем-то помочь в ней чтение книжек Шмемана? А вот Булгаков на эти темы писал, и именно благодаря софийности у него есть, что нам сказать и по поводу войны, и по поводу мира. Тот же Флоровский в результате разрыва с евразийством спрятался от истории, провозгласив её алогичность. Вопросы политической теологиия, истории, экономики, культуры не могут быть поставлены в рамках «неопатристического синтеза». Спрятавшись в домике из святых отцов, эта традиция оставляет эти вопросы просто без ответа. Поэтому и в современном западном богословии особый интерес вызывает именно Соловьев, Достоевский, Булгаков, Флоренский, Бердяев со всей их «лишней» сложностью и противоречивостью. Сторонники «неопатристического синтеза» поторопились похоронить софиологию.
https://yangx.top/hungryphil/1699
И потом люди, начитавшиеся их книжек, благодаря искажению, которое выдавали неопатристические «розовые очки», разбивали себе лбы о реальную Церковь. Я знаю нескольких православных читателей «Дневников» Шмемана (проповедей Антония Сурожского, книжек Флоровского и пр., всё это шло «джентльменским набором» в либеральном православии нулевых), которые стали атеистами, именно потому, что сформированный по книжкам образ церковности не соответствовал суровым реалиям. Среди читателей Флоренского и Булгакова такой процент явно меньше. Я сам давно не такой уж ортодокс, и у меня нет никакого желания обличать кого-то в ереси. Но Шмеман, разочаровавшийся если не во всём, то в очень многом, позиционировавший полное неприятие национального начала в Церкви, считавший, что в православии идолопоклонство перед Византией и Русью, мракобесие, триумфализм и прочее вытеснили истинную веру в Христа, - не может быть богословским ориентиром. Он критик, но не созидатель. Фактически то, что он проповедовал, это - радикальное реформаторство от выгоревшего и уставшего священника. Понять его я очень даже понимаю. Но чему можно научиться у Шмемана? Ругая православную культуру за формализм, он сам стал поклонником секулярной американской культуры. Но масштабы его личности, как религиозного мыслителя, и личности отца Сергия просто несопоставимы.
Ну и потом. Как раз софийность позволяют Флоренскому и Булгакову выстроить свою теодицею. И их богословие оно не только богословие, но и икономия, то есть богословие, которое пытается дать ответы не только на богословские, но и на секулярные вопросы. Вот сейчас мы оказались в трагической и сложной ситуации. Может ли нам чем-то помочь в ней чтение книжек Шмемана? А вот Булгаков на эти темы писал, и именно благодаря софийности у него есть, что нам сказать и по поводу войны, и по поводу мира. Тот же Флоровский в результате разрыва с евразийством спрятался от истории, провозгласив её алогичность. Вопросы политической теологиия, истории, экономики, культуры не могут быть поставлены в рамках «неопатристического синтеза». Спрятавшись в домике из святых отцов, эта традиция оставляет эти вопросы просто без ответа. Поэтому и в современном западном богословии особый интерес вызывает именно Соловьев, Достоевский, Булгаков, Флоренский, Бердяев со всей их «лишней» сложностью и противоречивостью. Сторонники «неопатристического синтеза» поторопились похоронить софиологию.
https://yangx.top/hungryphil/1699
Telegram
Лаконские щенки
Очень точные слова о. Александра Шмемана о той богословской свободе, которую позволяли себе Булгаков и Бердяев, и о том, как эта свобода не то что бы ложна, но избыточна, суетлива, поскольку не соответствует общему и для богословия, и для философии принципу…
В этот четверг к нам в РХГА приезжает профессор Есаулов с лекцией о работе оппозиции Закона и Благодати в русской культуре.
Иван Андреевич — живой классик, уверен, что лет через -цать его работы будут изучать не только филологи, но и философы, как сейчас изучают Бахтина. А вы знаете как это бывает с классиками: если посчастливится послушать его лекцию вживую, затем будешь вспоминать об этом всю жизнь. Не упустите шанс!
Регистрация вот.
Иван Андреевич — живой классик, уверен, что лет через -цать его работы будут изучать не только филологи, но и философы, как сейчас изучают Бахтина. А вы знаете как это бывает с классиками: если посчастливится послушать его лекцию вживую, затем будешь вспоминать об этом всю жизнь. Не упустите шанс!
Регистрация вот.
В речи по освящению Главного храма Росгвардии Патриарх Кирилл говорит, что ныне уже не только Церковь, но вместе с ней и русский народ стали «столпом и утверждением истины». Здесь в общих чертах воспроизводится известный тезис русской философии, который можно найти, например, на страницах «Братьев Карамазовых», в главе «Буди, буди!»:
«Не церковь обращается в государство, поймите это. То Рим и его мечта. То третье диаволово искушение! А напротив, государство обращается в церковь, восходит до церкви и становится церковью на всей земле, что совершенно уже противоположно и ультрамонтанству, и Риму, и вашему толкованию, и есть лишь великое предназначение православия на земле. От Востока звезда сия воссияет».
Повторюсь, что тезис воспроизводится именно в общих чертах: у Святейшего не государство стало Церковью, но сам русский народ. Но народ-то у нас государствообразующий, так что позволим себе совершить эту небольшую подмену понятий, отождествив народ и государство.
И вот если мы себе это позволим, то перед нами вырисовывается очень интересная линия философской преемственности. Государство и образующий его народ возрастают до Церкви, становясь «столпом и утверждением истины». Это Достоевский и Соловьев. Но то, что утверждает нечто, самим жестом утверждения сдерживает противостоящее этому нечто, т.е. ничто. Здесь уже, понятно, задействован дискурс катехона.
Дальнейшая задача Церкви-государства-народа-катехона — распространить истину по всему свету, реализовать подлинное всеединство (Соловьев), преобразовать сдерживаемое ничто в утверждаемое нечто (Шестов). Как это сделать? Путем вочеловечивания природы (Булгаков) и космоса (Федоров), снятия с них греховного морока, обнаружения их светоносности (опять Соловьев).
Но ведь и человеку нужно освободиться от этого морока, прежде всего — от морока индивидуации, обособления. Это преодоление себя и одновременно обретение подлинного себя возможно только в Церкви как модели универсума, как в Теле Христовом (Хомяков, Киреевский). Следовательно, очеловечивание природы и космоса равно её воцерковление.
Но поскольку задачу Церкви утверждения истины переняли на себя народ и государство, а границы России, как известно, нигде не заканчиваются, то… То тут уже для русской идеи и звезды не будут пределом.
«Не церковь обращается в государство, поймите это. То Рим и его мечта. То третье диаволово искушение! А напротив, государство обращается в церковь, восходит до церкви и становится церковью на всей земле, что совершенно уже противоположно и ультрамонтанству, и Риму, и вашему толкованию, и есть лишь великое предназначение православия на земле. От Востока звезда сия воссияет».
Повторюсь, что тезис воспроизводится именно в общих чертах: у Святейшего не государство стало Церковью, но сам русский народ. Но народ-то у нас государствообразующий, так что позволим себе совершить эту небольшую подмену понятий, отождествив народ и государство.
И вот если мы себе это позволим, то перед нами вырисовывается очень интересная линия философской преемственности. Государство и образующий его народ возрастают до Церкви, становясь «столпом и утверждением истины». Это Достоевский и Соловьев. Но то, что утверждает нечто, самим жестом утверждения сдерживает противостоящее этому нечто, т.е. ничто. Здесь уже, понятно, задействован дискурс катехона.
Дальнейшая задача Церкви-государства-народа-катехона — распространить истину по всему свету, реализовать подлинное всеединство (Соловьев), преобразовать сдерживаемое ничто в утверждаемое нечто (Шестов). Как это сделать? Путем вочеловечивания природы (Булгаков) и космоса (Федоров), снятия с них греховного морока, обнаружения их светоносности (опять Соловьев).
Но ведь и человеку нужно освободиться от этого морока, прежде всего — от морока индивидуации, обособления. Это преодоление себя и одновременно обретение подлинного себя возможно только в Церкви как модели универсума, как в Теле Христовом (Хомяков, Киреевский). Следовательно, очеловечивание природы и космоса равно её воцерковление.
Но поскольку задачу Церкви утверждения истины переняли на себя народ и государство, а границы России, как известно, нигде не заканчиваются, то… То тут уже для русской идеи и звезды не будут пределом.
Колеров, простите, имеет право так писать, поскольку является виднейшим исследователем и большим знатоком русской философии.
Чего, увы, не скажешь о большинстве наших достойных патриотов, у которых знание русской мысли одними Ильиным с Леонтьевым и ограничивается. За возрождение России ратуют, а Россию не знают и знать не хотят.
https://yangx.top/SonOfMonarchy/8162
Чего, увы, не скажешь о большинстве наших достойных патриотов, у которых знание русской мысли одними Ильиным с Леонтьевым и ограничивается. За возрождение России ратуют, а Россию не знают и знать не хотят.
https://yangx.top/SonOfMonarchy/8162
Telegram
Сыны Монархии
Угадайте чья цитата?
"Гений Иван Ильин. Иван Ильин, раздутый его провинциальными фанатами, то есть фанатами его людоедской риторики, а не мысли, даже в своих фашистских и нацистских симпатиях - крайний маргинал (его даже сами нацисты из-за его нарциссизма…
"Гений Иван Ильин. Иван Ильин, раздутый его провинциальными фанатами, то есть фанатами его людоедской риторики, а не мысли, даже в своих фашистских и нацистских симпатиях - крайний маргинал (его даже сами нацисты из-за его нарциссизма…
Forwarded from Коробов-Латынцев | Автор жив
На самом деле, прежде чем делать такие резкие суждения и пытаться наехать на Модеста Алексеевича Колерова, посоветовал бы уважаемому автору тг-канала «Сыны монархии» сперва поинтересоваться, кто такой М.А. Колеров, что он сделал для истории русской философии, открыть, например, сборники «Исследования по истории русской философии», которые многие годы издает М.А., ну и в конце-концов просто подробнее разобраться с историей рейдерского захвата РЕГНУМа (какую бы, как пишет Катруся, замечательную патриотку во главе агенства ни поставили, можно же было по-человечески все сделать, а не тупо отжимать, согласитесь). Я всегда говорю: надобно быть в пределах своих компетенций, иначе рискуешь сказать глупость. Вот ув. автор тг-канала «Сыны монархии» (человека я не считаю глупым, канал то и дело у меня на горизонте появляется, и есть там интересные посты) как-то, кажется,всерьез считает, что Ильин у нас единственный «величайший русский философ» (а кто не любит Ильина — из патриотом выписывается автоматически ), и не понимает, как в этих философских «величиях» все непросто. Все-таки советую ув.автору просмотреть пару-тройку сборников «Исследований...», там в том числе есть и статьи М.А. Колерова, в том числе и про Ильина, в том числе и про взаимоотношения Ильина с нацистами, в том числе и про попытки Ильина посотрудничать с евразийскими издательствами из финансовых интересов, и про многое-многое другое всякое разное, касающееся и достоинств, и ошибок философа. Русская философия — сложная штука, а история русской философии и подавно. Давайте оставаться в пределах своих компетенций, коллеги. И если уж говорить об Ильине, то говорить всерьез. В философии, как-никак, принято за базар отвечать
Telegram
Лаконские щенки
Колеров, простите, имеет право так писать, поскольку является виднейшим исследователем и большим знатоком русской философии.
Чего, увы, не скажешь о большинстве наших достойных патриотов, у которых знание русской мысли одними Ильиным с Леонтьевым и ограничивается.…
Чего, увы, не скажешь о большинстве наших достойных патриотов, у которых знание русской мысли одними Ильиным с Леонтьевым и ограничивается.…
Forwarded from Bovdunov
1. Немного о русской идее. Всё больше прихожу к мысли главная русская идея - это поиск русской идеи. Уже столько всего высказано, столько предложено, и всё равно любой разговор и любая дискуссия заканчиваются заявлениями, что её надо искать. Но ничто не удовлетворяет. То, что русские философы никак её не могут найти, более ста лет до посинения спорят о частностях и мелочах, говорит лишь том, что для них она по настоящему важна. Она - Истина. Русская идея - это истина и поиск - вечно неудовлетворённый поиск истины, которая настолько совершенна, что апофатична, неопределима до конца.
2. Этот поиск - пространство человеческой экспансии и свободы. Рвущийся в запределье в ареопагитовскому Сверх-Богу русский традиционализм или к последним пределам материи русский космизм - характерные симптомы. Русское странничество - ещё одна форма этого поиска. Как писал кардинал Томас Шпидлик в своей "Русской идее" странничество в России соединяло в себе "два аспекта, часто противопоставляемых друг другу: с одной стороны, открытие того, что встреча с Богом выходит за рамки нашего маленького мира обычного опыта; а с другой, в процессе странничества открываются более широкие горизонты вселенной для более насыщенной встречи с Промыслом".
3. Если вертикальное измерение русской идеи - это порыв к истине, то горизонтальное - преобразование мира. Русское пространство - антропогенно, это преобразованная природа. Земледелец расчищает лес под пашню, делает дикое домашним. Русская шатровая архитектура (удивительно, что это отметил только Е. Холмогоров) пронизана "иосифлянской эститикой". где главное желание "охватить весь мир, сделать всю жизнь единой космической литургией". И что-то очень похожее писал о православной, хотя и нерусской эстетике Лучиан Блага (речь о наружных фресках в румынских храмах):"Смысл наружных фресок в том, чтобы раскрыть стены между природой и церковью. Природа и церковь начинают сливаться воедино".
4. В русском космизме, да даже у Булгакова и Соловьёва эта забота о мире и его преобразовании в церковь принимает формы преодоления природы как косности, её преобразования, высвобождения заложенного в ней "человеческого" (отцы-мертвецы). Где-то здесь проходит грань между ортодоксией и гетеродоксией: благословить всё Творение - не равно освобождению, погребенного в материю "человеческого" (да и человеческого ли). В последнем больше гностического гнушения природой, стремлением её изничтожить, оставив лишь освобожденное человеческое, ноосферу Вернадского (отрицание пола у Фёдорова как симптом). Но даже в гетеродоксальных версиях русских космистов звучит послание прямо противоположное модным западным философским тенденциям (ооо, dark enlightment)- где вместо преображения человеком космоса, последний предстаёт полем деятельности безжизненных сил, а человеческая цивилизация - лишь инструмент в их руках.
Поиск Истины предполагает её наличие. Очеловечивание космоса - наличие человека. С той стороны в глобальном идейном конфликте упраздняется как человек, так и Истина. Endkampf.
2. Этот поиск - пространство человеческой экспансии и свободы. Рвущийся в запределье в ареопагитовскому Сверх-Богу русский традиционализм или к последним пределам материи русский космизм - характерные симптомы. Русское странничество - ещё одна форма этого поиска. Как писал кардинал Томас Шпидлик в своей "Русской идее" странничество в России соединяло в себе "два аспекта, часто противопоставляемых друг другу: с одной стороны, открытие того, что встреча с Богом выходит за рамки нашего маленького мира обычного опыта; а с другой, в процессе странничества открываются более широкие горизонты вселенной для более насыщенной встречи с Промыслом".
3. Если вертикальное измерение русской идеи - это порыв к истине, то горизонтальное - преобразование мира. Русское пространство - антропогенно, это преобразованная природа. Земледелец расчищает лес под пашню, делает дикое домашним. Русская шатровая архитектура (удивительно, что это отметил только Е. Холмогоров) пронизана "иосифлянской эститикой". где главное желание "охватить весь мир, сделать всю жизнь единой космической литургией". И что-то очень похожее писал о православной, хотя и нерусской эстетике Лучиан Блага (речь о наружных фресках в румынских храмах):"Смысл наружных фресок в том, чтобы раскрыть стены между природой и церковью. Природа и церковь начинают сливаться воедино".
4. В русском космизме, да даже у Булгакова и Соловьёва эта забота о мире и его преобразовании в церковь принимает формы преодоления природы как косности, её преобразования, высвобождения заложенного в ней "человеческого" (отцы-мертвецы). Где-то здесь проходит грань между ортодоксией и гетеродоксией: благословить всё Творение - не равно освобождению, погребенного в материю "человеческого" (да и человеческого ли). В последнем больше гностического гнушения природой, стремлением её изничтожить, оставив лишь освобожденное человеческое, ноосферу Вернадского (отрицание пола у Фёдорова как симптом). Но даже в гетеродоксальных версиях русских космистов звучит послание прямо противоположное модным западным философским тенденциям (ооо, dark enlightment)- где вместо преображения человеком космоса, последний предстаёт полем деятельности безжизненных сил, а человеческая цивилизация - лишь инструмент в их руках.
Поиск Истины предполагает её наличие. Очеловечивание космоса - наличие человека. С той стороны в глобальном идейном конфликте упраздняется как человек, так и Истина. Endkampf.
Telegram
Лаконские щенки
В речи по освящению Главного храма Росгвардии Патриарх Кирилл говорит, что ныне уже не только Церковь, но вместе с ней и русский народ стали «столпом и утверждением истины». Здесь в общих чертах воспроизводится известный тезис русской философии, который можно…
С одной стороны, мы знаем, что нынешний западный гуманизм замешан на мульти-всем. Множественность идентичностей, возможность быть панком, рэпером, готом, аниме-принцессой. Множественность гендеров, которая позволяет тебе найти вот ровно ту бесконечно узкую нишу сексуального влечения, которую ты почитаешь отвечающей своим желаниям. Наконец, множественность культур: каждый народ обладает замечательным своеобразием, и это нужно подчеркивать, уважать и всячески лелеять.
Это то, что в теории. А что на практике?
А на практике мы, на мой взгляд, получаем максимально унифицированный облик человека. Прежде всего, обозначенные «множественности» оказываются не более чем рюшечками. Да, кафе у нас с, скажем, индонезийской спецификой, но мы с удовольствием подадим вам лавандовый раф. Да, мы уважаем все культуры, но не будете вы же ходить как ряженый в народном облачении по улице, вместо этого можно элементик какой-то этнический добавить к образу, браслетик там, или шапочку интересного кроя. Да, у нас множество гендеров, но на самом деле только один — агендерность, то есть утверждение некоторого единого, общего, комфортного пола для всех.
Иными словами, все «многообразие» во избежание возможного конфликта между этими «много» так или иначе подводится под общий знаменатель нейтральности. Самый образцовый пример этой нейтральности — стиль «нормкор», который немножко нашумел в интернете лет 8 назад, затем ушел с повестки дня, но на самом деле определил то, как выглядит все нынешнее (мое) поколение лавандового рафа. Минимализм, бесформенные одежды, спокойные, нейтральные цвета, кофейни с белыми стенами, стульчиками из икеа, собачками корги на полу и бесконечными, бесконечными авокадо-тостами, а в довесок музыка из лифтов в наушниках, подаваемая в качестве самого лютого авангарда.
Эта нормкор-эстетика, основанная на взаимоуважении, «экологичности» отношений, где все смягчено, где не допущено ничего резкого, провокативного, агрессивного, очень напоминает эстетику антиутопий, где человечество загнало себя в какой-нибудь стеклянный куб, все интерьеры окрасило в единый цвет и само себя одело в униформу того же цвета.
Вот такая диалектика новозападного гуманизма: от мнимой множественности к подлинному Единству.
Это то, что в теории. А что на практике?
А на практике мы, на мой взгляд, получаем максимально унифицированный облик человека. Прежде всего, обозначенные «множественности» оказываются не более чем рюшечками. Да, кафе у нас с, скажем, индонезийской спецификой, но мы с удовольствием подадим вам лавандовый раф. Да, мы уважаем все культуры, но не будете вы же ходить как ряженый в народном облачении по улице, вместо этого можно элементик какой-то этнический добавить к образу, браслетик там, или шапочку интересного кроя. Да, у нас множество гендеров, но на самом деле только один — агендерность, то есть утверждение некоторого единого, общего, комфортного пола для всех.
Иными словами, все «многообразие» во избежание возможного конфликта между этими «много» так или иначе подводится под общий знаменатель нейтральности. Самый образцовый пример этой нейтральности — стиль «нормкор», который немножко нашумел в интернете лет 8 назад, затем ушел с повестки дня, но на самом деле определил то, как выглядит все нынешнее (мое) поколение лавандового рафа. Минимализм, бесформенные одежды, спокойные, нейтральные цвета, кофейни с белыми стенами, стульчиками из икеа, собачками корги на полу и бесконечными, бесконечными авокадо-тостами, а в довесок музыка из лифтов в наушниках, подаваемая в качестве самого лютого авангарда.
Эта нормкор-эстетика, основанная на взаимоуважении, «экологичности» отношений, где все смягчено, где не допущено ничего резкого, провокативного, агрессивного, очень напоминает эстетику антиутопий, где человечество загнало себя в какой-нибудь стеклянный куб, все интерьеры окрасило в единый цвет и само себя одело в униформу того же цвета.
Вот такая диалектика новозападного гуманизма: от мнимой множественности к подлинному Единству.