FAQ History
13.5K subscribers
1.69K photos
57 videos
1.13K links
Рассказываем о наиболее интересных исторических фактах (XVIII - XX вв.), параллелях и наших наблюдениях.

Периодически не обходясь без иронии 😎

Стикеры: https://yangx.top/AddStickers/FAQhistory
Сотрудничество: @historyfaq_bot
Админ: @FAQhistoryAdmin
加入频道
«Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крестик», или «Последствия пирушки» — картина русского художника Павла Федотова (1815—1852), датированная 1846 годом.

Утро после пирушки в честь получения первого ордена: на полу — остатки ужина, трубка разбита, струны гитары порваны, на газете «Ведомости» — колбаса, а на заднем плане пытается проснуться вчерашний гость.

Чиновник — с наградой на халате и в карикатурной позе античного героя — хвастается кухарке (несмотря на то что он получил лишь орден Святого Станислава, младшую из наград Российской империи). В ответ та насмешливо указывает на единственные сапоги хозяина, стоптанные и требующие чистки.

Округлив­шийся живот кухарки объясняет мораль Федотова: «Где завелась дурная связь, там и в великий праздник — грязь». FAQhistory
Ермолова хоронили в простом солдатском гробу

1861 г. В апреле (23-го числа по новому стилю) умер полководец Алексей Ермолов. В духовном завещании он сделал следующие распоряжения о своем погребении:

«Завещаю похоронить меня как можно проще. Прошу сделать гроб простой, деревянный, по образцу солдатского, выкрашенный желтою краскою. Панихиду обо мне отслужить одному священнику. Не хотел бы я ни военных почестей, ни несения за мною орденов, но как это не зависит от меня, то предоставляю на этот счет распорядиться, кому следует.

Желаю, чтобы меня похоронили в Орле, возле моей матери и сестры; свезти меня туда на простых дрогах без балдахина, на паре лошадей; за мною поедут дети, да Николай мой, а через Москву, вероятно, не откажутся стащить меня старые товарищи артиллеристы».

Москва провожала генерала двое суток, а жители Орла по прибытии тела на Родину устроили ему грандиозную панихиду. Площадь перед Троицкой церковью, где шло отпевание Ермолова, и все прилегающие улицы были заполонены людьми. В Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, во всех магазинах были выставлены его портреты.

Ермолов похоронен в Орле. На одной из стен могильного склепа была вделана доска с простой надписью: «Алексей Петрович Ермолов, скончался 11 апреля 1861 года». FAQhistory
Эмигрантский юмор (парижский журнал «Иллюстрированная Россия», 1927 год). FAQhistory
Почему мы говорим «Пока!» при прощании

В XIX веке и начале XX века слово «пока» в качестве наречия входило в состав других формул прощания .

Например, Иван Гончаров писал в 1856 году «прощайте пока» — в смысле «я прощаюсь с вами не навсегда, а до тех пор, пока мы не увидимся». Другими такими формулами было «пока будь здоров» — то есть «будь здоров все то время, на которое мы расстаемся», «пока всего доброго», «пока жму руку» и т. д.

«Пока!» как самостоятельный знак прощания появляется примерно во время Первой мировой войны и не сразу становится привычным.

Лингвист Дмитрий Сичинава рассказывает, что советский Толковый словарь Ушакова, изданный во второй половине 1930-х, отмечал это значение как «фамильяр­ное». А для покинувших Россию эмигрантов самостоятельное «пока» было яв­ным и очень неприятным советизмом. FAQhistory
Постановочный фоторепортаж с Крымской войны

В 1854 году Англия вступила в Крымскую войну. Население было недовольно войной: она затянулась, англичане несли потери, газеты нападали на военное руководство. Чтобы повысить престиж военных, склонить на их сторону общественное мнение и подогреть патриотизм, к армии прикомандировали фотографа Роджера Фентона.

Самый знаменитый снимок Фентон назвал «Долиной смертной тени». Однако на самом деле фотографий было две. Они были сделаны с одной позиции, неподалеку от Севастополя. На одном снимке ядра лежат в канаве у дороги, на другом ими усыпана сама дорога.

На разницу между фотографиями обратили внимание ужи в конце XX века, и с тех пор исследователи спорят, какой кадр был сделан первым. Считается, что Фентон разложил ядра из канавы на дороге, чтобы подчеркнуть опасность, поэтому многие обвиняют фотографа в том, что для выразитель­ности он сделал постановочные кадры.

Принципы военного фоторепортажа тогда были куда свободнее сегодняшних. Чуть позже, во время восстания индийских сипаев в 1857 году и Гражданской войны в США, фотографы не будут считать зазорным даже художественно разложить трупы для удачного кадра.

Несмотря на все эти споры, «Долина смертной тени» — одна (то есть две) из самых известных военных фотографий. FAQhistory
Когда британский король положил глаз на Феликса Юсупова

Князь Феликс Юсупов любил переодеваться в женские наряды: это была его страсть с детства. Однажды он в ресторане он в качестве «француженки-певички с последними парижскими куплетами» дал семь концертов.

Другой курьезный случай произошел в Париже, Феликс вспоминал: «Однажды на костюмированный бал в Оперу мы решили явиться парой: надели – брат домино, я – женское платье. До начала маскарада мы пошли в театр Де Капюсин.

Устроились в первом ряду партера. Вскоре я заметил, что пожилой субъект из литерной ложи настойчиво меня лорнирует. В антракте, когда зажегся свет, я увидел, что это король Эдуард VII.

Брат выходил курить в фойе и, вернувшись, со смехом рассказал, что к нему подошел напыщенный тип: прошу, дескать, от имени его величества сообщить, как зовут вашу прелестную спутницу!». FAQhistory
Когда для мобилизованных нет ни оружия, ни формы, ни офицеров

1918 г. В июне в Самаре был образован эсеровский Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). Опираясь на чехословацкие войска и немногочисленные русские формирования, Комуч в июле-августе овладел Казанью, Симбирском, Уфой и Средним Поволжьем.

8 июня было объявлено о
создании в Поволжье Народной армии. Первоначально армия строилась на добровольной основе. Однако, удалось набрать немногим более 10 тыс. добровольцев. Поэтому 30 июня была объявлена мобилизация, не всех мужчин, а только 1897-1898 гг. рождения. Однако мобилизация провалилась.

Член Комуча Прокопий Климушкин сетовал, что мобилизованных было нечем вооружить: «Обучение новобранцев производилось с палками. Это обстоятельство вызывало среди них явное недовольство. «Зачем же нас созвали, — говорили они, — если нет винтовок. Что мы будем делать, если на нас нападут большевики; не палками же отбиваться от них»?

Помимо этого, в некоторых уездных городах не оказалось ни обмундирования, ни инструкторского состава для обучения новобранцев. Стянув призывных в уездные пункты, воинские начальники в некоторых уездах буквально не знали, что с ними делать — не было ни помещения (большевики все уничтожили), ни обмундирования, ни офицерского состава. Продержав новобранцев в городе иногда два-три дня, Военное Ведомство снова распускало их по домам... Наш военный штаб оказался в этом отношении ниже всякой критики».

В итоге, к осени с трудом удалось довести состав армии до 30 тыс. человек. Вскоре Народная армия была разгромлена. FAQhistory
Эротическая переписка Александра II и княжны Долгоруковой

Александр II (он родился в этот день ровно 205 лет назад) состоял в связи с княжной Екатериной Долгоруковой с 1866 года, а в 1880 году, после смерти императрицы Марии Александровны, заключил с любовницей морганатический брак. Почти с самого начала этих отношений и до дня свадьбы пара ежедневно обменивалась письмами весьма фривольного содержания.

Как и у многих любовников у них был собственный придуманный язык. Например, фраза «я хочу оказаться у тебя дома» не имеет отношения к планированию визита, а является предложением заняться сексом.

Самое известное слово в лексиконе пары — bingerle. Историк Юлия Сафронова отмечает, что его происхождение оста­ется загадкой, так как во французском языке, на котором в основном велась переписка, нет однокоренных слов. Чаще всего оно употреблялось во множе­ственном числе — bingerles — и обозначало любовные ласки. Bingerle в единственном числе Александр называл пенис. Например, он писал из действующей армии в 1877 году: «Mon bingerle fait ses compliments»  («Мой бингерле передает комплименты»).

Александр использовал и другие эвфемизмы: «…твоя бусинька хочет вернуться к своей раковинке. Ах, ужас! Ну да конечно, мы очень рады этой новой выдумке, и она останется навсегда нашим секретом»;
 
«Проснулся опять с твоею собственною палкою, которая ужасно просилась в свою раковинку. Ты ее, верно, пожалеешь, потому что у тебя дома то же происходит». FAQhistory
Винтовочная пуля, 1929 год.

Польский художник Адам Бунш как подданный Австро-Венгрии участвовал в Первой Мировой войне. Позже, уже как гражданин независимой Польши, - в Советско-польской.

Кто-то видит в этой картине мощный антивоенный посыл - легкое касание пули прерывает жизнь. Кто-то же обращает внимание на итальянскую форму убитого. Италия воевала против австрийцев, а значит, возможно, Бунш изобразил врага, которого убивает прекрасная девушка. FAQhistory
Когда оловянные солдатики помогли освободить целую страну

Во время освободительной войны Нидерландов против Испании в 1566-1609 гг. вождём борьбы стал принц Мориц в 1585 году в 17-ти летнем возрасте избранный штатгальтером, т.е. главой исполнительной власти Республики Соединённых Провинций, вместо своего убитого отца Вильгельма Оранского.

Вместе с соратниками он задумал модернизировать свою армию, обучив её по новым принципам тактике и боевым порядкам. Сначала они с помощью оловянных солдатиков проигрывали разные тактические схемы и боевые построения, переставляя фигурки на столе. И лишь после отработки всех перестроений и составления соответствующих для их выполнения команд, они начинали обучение настоящих солдат.

Историк Михаил Преснухин отмечает, что в результате была разработана совершенно новая схема тактических боевых построений, ставшая предвозвестником общепринятой впоследствии линейной тактики.

Реформированная армия сумела добиться перелома в войне с Испанией – самой могущественной и богатой страной тогдашней Европы. Проведя несколько молниеносных кампаний, Мориц нанёс испанцам ряд тяжёлых поражений, что и вынудило в итоге Испанию пойти на заключение перемирия, тем самым фактически признав независимость Нидерландов. FAQhistory

Илл. Говерт Флинк. «Рота капитана Альберта Баса и лейтенанта Лукаса Коньина» (1645)
Икона, давшая отчество четырем императрицам и одному императору

В 1613 году Феодоровской иконой Божией Матери был благословлен при избрании на царство Михаил Романов, первый царь династии. С тех пор образ стал одной из главных святынь Романовых.

Многие жены императоров и великих князей при переходе в православие по традиции (хотя, далеко не всегда) получали отчество «Фёдоровна» в честь родовой иконы. Обладательницами этого отчества, в частности, были:

- Мария Федоровна (супруга Павла I),
- Александра Федоровна (супруга Николая I),
- Мария Федоровна (супруга Александра III),
- Александра Федоровна (супруга Николая II).

Кроме того, отчество «Федорович» в честь святого образа в 1742 году получил внук Петра I Карл Петер Ульрих. Позже великий князь Петр Фёдорович стал императором Петром III. FAQhistory