МАЙ 1609 года в Борисоглебском монастыре: Смута, Иринарх Затворник и игумен Петр
Замечательные документы из истории Смуты были опубликованы на конференции «История и культура Ростовской земли» в 1999 году - Тюменцев И.О., Тюменцева Н.Е. Жители Ростовского уезда и воры в 1608-1611 гг. По материалам русского архива Я. Сапеги // История и культура Ростовской земли. 1999. Ростов, 2000. С. 53–73.
Например, вот эта челобитная от мая 1609 года:
«Май 1609 г. Челобитная игумена Ростовского Борисоглебского монастыря Петра с братиею Яну Сапеге с просьбой защитить их от произвола ратных людей и облегчить налоги.
Государю гетману пану Петру Павловичю Сопеге Кошителяновичю
Киевскаму старосте Усвяцькаму и Керепецкаму бьют челомъ и плачютьца Растовского уезда Борисоглебского монастыря с устья государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича всея Руси богомольцы и твои государевы игумен Петр з братею.
В нынешнем, государь, в 117 году по твоему государеву указу и по уложенюю имал с нас твой государев пан Олександр Ламъпицкий на тебя государя кормы всякие столовые и конские, да по государеву указу и по твоему государь платили Василью Орлову да пану Лазовскаму данные и подможные деньги, да пану Микулаю Езъдовскому платили за твой государев столовый корм деньгами з Борисоглебские вотчины, а ныне, государь, твой государев пан Олекъсандр Лампицкий на нас корм доправил по-прежнему, и впредь, государь взяти не с ково: вотчинка запустела от ратных и от загонных людей и от татар от романовских и юртовских.
А романовские, государь, татаровя з женами и детьми стояли сево дни в Борисоглебском монастыре, и, что было в селех и в деревнях крестян пограбили, и пасекли многих и села и деревни подыжгли. А тотарове романовские стоят в наших кельях, а мы, царские и твои нищие богомольцы, скитаемся в черных службах и по моныстырю из келей повысланы вон.
И монастырь и вотчинка разорена и ограблена до основания. А государевы ратные люди паны и казаки приеждают в монастырь по вся дни писать не дать по ся места.
И достальные государевы крестянишка розбрелиса розно: жены и дети емьлют на постелю. А рать государева стоит в Борисоглебском монастыре от велика дни и по ся места иные, государь, корму твоего государева имати не на ком потому, что стало пусто.
Да с Углеча, государь, прислан царевич Шихим Махметевич и Шарьмаханской, а с ним пятьдесят человек, а кормим, государь, его монастырем. А нынеча, государь, на нас правит воевода Матвей Иванович Плещеев з двусот вытей по полтине с выти, а у нас, государь, изкони не бывало двухсот вытей.
Великий государь, пан Ян Петр Павлович Сапега Каштелянович Киевский староста Усвяцький и Керепецький покажи, государь, милости не вели нас, нищых государевых и своих государевых богомольцов на правеже замучити и вели, государь, колготити и вели, государь, с жива взяти, чтобы мы нищые царские и твои государевы богомольцы з голоду не померьли и рознь не розбрелися!
Государь смилуйся, пожалуй!»
Замечательные документы из истории Смуты были опубликованы на конференции «История и культура Ростовской земли» в 1999 году - Тюменцев И.О., Тюменцева Н.Е. Жители Ростовского уезда и воры в 1608-1611 гг. По материалам русского архива Я. Сапеги // История и культура Ростовской земли. 1999. Ростов, 2000. С. 53–73.
Например, вот эта челобитная от мая 1609 года:
«Май 1609 г. Челобитная игумена Ростовского Борисоглебского монастыря Петра с братиею Яну Сапеге с просьбой защитить их от произвола ратных людей и облегчить налоги.
Государю гетману пану Петру Павловичю Сопеге Кошителяновичю
Киевскаму старосте Усвяцькаму и Керепецкаму бьют челомъ и плачютьца Растовского уезда Борисоглебского монастыря с устья государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича всея Руси богомольцы и твои государевы игумен Петр з братею.
В нынешнем, государь, в 117 году по твоему государеву указу и по уложенюю имал с нас твой государев пан Олександр Ламъпицкий на тебя государя кормы всякие столовые и конские, да по государеву указу и по твоему государь платили Василью Орлову да пану Лазовскаму данные и подможные деньги, да пану Микулаю Езъдовскому платили за твой государев столовый корм деньгами з Борисоглебские вотчины, а ныне, государь, твой государев пан Олекъсандр Лампицкий на нас корм доправил по-прежнему, и впредь, государь взяти не с ково: вотчинка запустела от ратных и от загонных людей и от татар от романовских и юртовских.
А романовские, государь, татаровя з женами и детьми стояли сево дни в Борисоглебском монастыре, и, что было в селех и в деревнях крестян пограбили, и пасекли многих и села и деревни подыжгли. А тотарове романовские стоят в наших кельях, а мы, царские и твои нищие богомольцы, скитаемся в черных службах и по моныстырю из келей повысланы вон.
И монастырь и вотчинка разорена и ограблена до основания. А государевы ратные люди паны и казаки приеждают в монастырь по вся дни писать не дать по ся места.
И достальные государевы крестянишка розбрелиса розно: жены и дети емьлют на постелю. А рать государева стоит в Борисоглебском монастыре от велика дни и по ся места иные, государь, корму твоего государева имати не на ком потому, что стало пусто.
Да с Углеча, государь, прислан царевич Шихим Махметевич и Шарьмаханской, а с ним пятьдесят человек, а кормим, государь, его монастырем. А нынеча, государь, на нас правит воевода Матвей Иванович Плещеев з двусот вытей по полтине с выти, а у нас, государь, изкони не бывало двухсот вытей.
Великий государь, пан Ян Петр Павлович Сапега Каштелянович Киевский староста Усвяцький и Керепецький покажи, государь, милости не вели нас, нищых государевых и своих государевых богомольцов на правеже замучити и вели, государь, колготити и вели, государь, с жива взяти, чтобы мы нищые царские и твои государевы богомольцы з голоду не померьли и рознь не розбрелися!
Государь смилуйся, пожалуй!»
КРЕСТЬЯНСКОЕ ЗАСТОЛЬЕ
Старинная моя статья, первая публикация ее была в незапамятные времена в интернет-журнале «Школа Жизни»
Старинная моя статья, первая публикация ее была в незапамятные времена в интернет-журнале «Школа Жизни»
Telegraph
Как питались русские крестьяне?
Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870-1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, например…
КОЛОКОЛЬНЫЕ ДРАЗНИЛКИ
О ростовских звонах краеведы (вроде - Тюнина?) публиковали стишки, созвучные ритму работы звонарей. «Пошехонский» том материалов Этнографического бюро сообщает о наличии таких же нескладушек о звонах в Пошехонье и окрестностях - они связываются с конкретным тамошним звонарем:
«…В конце пятидесятых годов умер в д. Новинка крестьянин Локотков, который хорошо вызванивал, что говорят колокола в каждой церкви-приходе от Пошехонья по дороге к Черновцу на расстоянии в 2 версты. Всех церквей-приходов на этом расстоянии было двенадцать. Придет ли Локотков в праздник в гости, на свадьбу, на пирушку и в кабак, — просят Локоткова, чтобы он позвонил.
Локотков звонил, приговаривая стихи, которые были сложены другим лицом. В этих стихах слышится язык крестьян, но не лишенный в то время общей обработки. Локотков умел хорошо вызванивать, что говорят колокола, начиная с большого и кончая маленькими, вписывая слова о каждом приходе, начиная с первого от г. Пошехонья.
I. Вот и Князево село, все крапивой заросло.
Подгородный в нем народ - настоящий слепород.
В Пошехонье каждый день побывать для них не лень.
В нем и бабы, мужики посещают кабаки.
II. В селе Старом хлам и лом,
Будто плачет каждый дом.
В селе Старом мучат даром барщиной.
Народ от работ - урод».
III. На горе, как на подкове, стоит церковь в Ермакове.
С виду в нем народ — простец,
А в нутро взгляни — хитрец.
Колокольца их не звонки, у попа зато две женки.
IV. Вверх за Маткомой рекой Воскресенье за горой.
Приход людный и богатый, в нем и попичек пузатый
От доходов сладко спит, брюшко гладит и растит.
V. Афанасьево в лесу, будто шишечка в носу,
Там и звоны — пустозвоны,
Слушает их лес да Господь с небес.
VI. Вдоль Ильинского села путь-дорога пролегла,
В нем народец простоватый, но приземистый, пузатый.
VII. Благовещенье в Скобе и с воды
К нам несут и везут.
Х. Сер Егорьевский приход, небогатый в нем народ.
И молиться-то ленивы, колокольца их фальшивы.
XI. Санниковское село в ручей смотрит, как в зело,
А народец в нем — бахвалы, что ни дом, то коновалы.
Хотя по виду красивы, на словах они все лживы.
XII. Спас на Мяксе стоит браво, с горы смотрит величаво,
В нем недельные базары, но плохие там товары.
В нем торгуют торгаши, наторгуют на шиши».
#РЗ_этнография
О ростовских звонах краеведы (вроде - Тюнина?) публиковали стишки, созвучные ритму работы звонарей. «Пошехонский» том материалов Этнографического бюро сообщает о наличии таких же нескладушек о звонах в Пошехонье и окрестностях - они связываются с конкретным тамошним звонарем:
«…В конце пятидесятых годов умер в д. Новинка крестьянин Локотков, который хорошо вызванивал, что говорят колокола в каждой церкви-приходе от Пошехонья по дороге к Черновцу на расстоянии в 2 версты. Всех церквей-приходов на этом расстоянии было двенадцать. Придет ли Локотков в праздник в гости, на свадьбу, на пирушку и в кабак, — просят Локоткова, чтобы он позвонил.
Локотков звонил, приговаривая стихи, которые были сложены другим лицом. В этих стихах слышится язык крестьян, но не лишенный в то время общей обработки. Локотков умел хорошо вызванивать, что говорят колокола, начиная с большого и кончая маленькими, вписывая слова о каждом приходе, начиная с первого от г. Пошехонья.
I. Вот и Князево село, все крапивой заросло.
Подгородный в нем народ - настоящий слепород.
В Пошехонье каждый день побывать для них не лень.
В нем и бабы, мужики посещают кабаки.
II. В селе Старом хлам и лом,
Будто плачет каждый дом.
В селе Старом мучат даром барщиной.
Народ от работ - урод».
III. На горе, как на подкове, стоит церковь в Ермакове.
С виду в нем народ — простец,
А в нутро взгляни — хитрец.
Колокольца их не звонки, у попа зато две женки.
IV. Вверх за Маткомой рекой Воскресенье за горой.
Приход людный и богатый, в нем и попичек пузатый
От доходов сладко спит, брюшко гладит и растит.
V. Афанасьево в лесу, будто шишечка в носу,
Там и звоны — пустозвоны,
Слушает их лес да Господь с небес.
VI. Вдоль Ильинского села путь-дорога пролегла,
В нем народец простоватый, но приземистый, пузатый.
VII. Благовещенье в Скобе и с воды
К нам несут и везут.
Х. Сер Егорьевский приход, небогатый в нем народ.
И молиться-то ленивы, колокольца их фальшивы.
XI. Санниковское село в ручей смотрит, как в зело,
А народец в нем — бахвалы, что ни дом, то коновалы.
Хотя по виду красивы, на словах они все лживы.
XII. Спас на Мяксе стоит браво, с горы смотрит величаво,
В нем недельные базары, но плохие там товары.
В нем торгуют торгаши, наторгуют на шиши».
#РЗ_этнография
НЕУНЫВАЮЩИЕ ПОШЕХОНЦЫ
«Пошехонская легенда-былина» из второго тома Материалов Этнографического бюро князя Тенишева «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы»
#РЗ_этнография
«Пошехонская легенда-былина» из второго тома Материалов Этнографического бюро князя Тенишева «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы»
#РЗ_этнография
Telegraph
Неунывающие пошехонцы
«Пошехонская легенда-былина» из второго тома Материалов Этнографического бюро князя Тенишева «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы»
РОСТОВСКАЯ ТОРГОВЛЯ в XVIII веке
Что такое была Ростовская ярмарка в XVIII веке, как она работала, какие товары благодаря ей перемещались?
«Ведомость» 1784 года (подана в городовой магистрат городским старостой Никитой Кононовым, выборными купецким Иваном Поповым и мещанским Григорием Говядиновым) сообщает на сей счет:
«В Ростове торговля разными товарами состоит у здешних купцов:
прозументами, кружевами золотными, серебряными и мишурными разных сортов: суровыми, шелковыми, шерстяными, бумажными и нитяными;
сахаром и протчими, овощными и москательными,
разными виноградными винами, аглицким пивом,
хрустальной, глиняной и деревянной посудой,
писчею и хлопчатою бумагой,
щетинами,
мехами заячьими,
холстом, льном, пряжею,
воском, свечами восковыми и сальными,
мясом, салом,
разною рыбою: свежая и коренная астраханская, казанская, саратовская, уральская,
икрою свежею и соленою мешочною,
клеем,
и здешнею свежею рыбою,
маслом коровьим и постным,
медом, мылом,
разных сортов кожами и кожаною сбруею,
дехтем,
разным хлебом зернистым и мукою, просом и крупами,
семенем льняным и конопляным,
булками, калачами, пряниками,
рогожами, лаптями,
железными гвоздями и разного из железа протчею мелочью,
и разными огородными овощами,
по примеру на шестьдесят тысяч рублей.
Оные товары и съестные припасы [купцы] получают покупкою из городов:
прозументы, кружева, овощные и москательные, виноградные вина, аглицкое пиво, хрустальную и глиняную и серебряную посуду, бумагу пишую, хлопчатую и железо из Санктпетербурга, Москвы, Астрахани, Оренбурга и Ярославля.
Рыбу, икру и клей из Астрахани, Казани, Саратова и Уральска.
Воск, масло, сало, мед, мыло, щетины, кожи и конскую сбрую, деготь, рогожи, лапти из Москвы, Тулы, Калуги, Казани, Арзамаса.
Из Суздаля разный хлеб, просо, крупы,
из тех же городов Арзамаса, Суздаля, Юрьев Польского и Саранска холст, лен, пряжу...
не по малой части все оные товары покупаются на бывшей в Ростове каждогодно на второй неделе Великого поста ярмарке.
Купцы из Ростова отвозят товары из покупных:
рыбу свежую и коренную, астраханскую, казанскую и уральскую икру свежую и соленую мешочную.
Клей, воск, мед, масло коровье и постное, сало, мыло, щетину, бумагу хлопчатую, холст, лен, пряжу, по примеру на 50 000 руб. в Санкт-Петербург, Москву, Курск, Харьков и протчие города.
И частию оным и прочим вышезначущим товаром продажа происходит в Ростове.
Да свои здесь производимые фабричные нитяные ткани, разные полотна, флотские равендушные, сурик, белила и купорос синий по примеру на 10 000 руб. в Санкт-Петербург, Москву, Оренбург,
частью сурик белила и купорос в Ярославль».
Цитата взята из статьи: Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. Торгово-предпринимательская деятельность ростовского купечества в конце XVIII — начале XIX в. (по маклерским книгам) - в сборнике: Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XIX вв. : сборник материалов Третьей международной научной конференции (г. Коломна, 24–26 сентября 2013 г.). Коломна, 2015. Т. 1 : XVI–XVIII вв.
Что такое была Ростовская ярмарка в XVIII веке, как она работала, какие товары благодаря ей перемещались?
«Ведомость» 1784 года (подана в городовой магистрат городским старостой Никитой Кононовым, выборными купецким Иваном Поповым и мещанским Григорием Говядиновым) сообщает на сей счет:
«В Ростове торговля разными товарами состоит у здешних купцов:
прозументами, кружевами золотными, серебряными и мишурными разных сортов: суровыми, шелковыми, шерстяными, бумажными и нитяными;
сахаром и протчими, овощными и москательными,
разными виноградными винами, аглицким пивом,
хрустальной, глиняной и деревянной посудой,
писчею и хлопчатою бумагой,
щетинами,
мехами заячьими,
холстом, льном, пряжею,
воском, свечами восковыми и сальными,
мясом, салом,
разною рыбою: свежая и коренная астраханская, казанская, саратовская, уральская,
икрою свежею и соленою мешочною,
клеем,
и здешнею свежею рыбою,
маслом коровьим и постным,
медом, мылом,
разных сортов кожами и кожаною сбруею,
дехтем,
разным хлебом зернистым и мукою, просом и крупами,
семенем льняным и конопляным,
булками, калачами, пряниками,
рогожами, лаптями,
железными гвоздями и разного из железа протчею мелочью,
и разными огородными овощами,
по примеру на шестьдесят тысяч рублей.
Оные товары и съестные припасы [купцы] получают покупкою из городов:
прозументы, кружева, овощные и москательные, виноградные вина, аглицкое пиво, хрустальную и глиняную и серебряную посуду, бумагу пишую, хлопчатую и железо из Санктпетербурга, Москвы, Астрахани, Оренбурга и Ярославля.
Рыбу, икру и клей из Астрахани, Казани, Саратова и Уральска.
Воск, масло, сало, мед, мыло, щетины, кожи и конскую сбрую, деготь, рогожи, лапти из Москвы, Тулы, Калуги, Казани, Арзамаса.
Из Суздаля разный хлеб, просо, крупы,
из тех же городов Арзамаса, Суздаля, Юрьев Польского и Саранска холст, лен, пряжу...
не по малой части все оные товары покупаются на бывшей в Ростове каждогодно на второй неделе Великого поста ярмарке.
Купцы из Ростова отвозят товары из покупных:
рыбу свежую и коренную, астраханскую, казанскую и уральскую икру свежую и соленую мешочную.
Клей, воск, мед, масло коровье и постное, сало, мыло, щетину, бумагу хлопчатую, холст, лен, пряжу, по примеру на 50 000 руб. в Санкт-Петербург, Москву, Курск, Харьков и протчие города.
И частию оным и прочим вышезначущим товаром продажа происходит в Ростове.
Да свои здесь производимые фабричные нитяные ткани, разные полотна, флотские равендушные, сурик, белила и купорос синий по примеру на 10 000 руб. в Санкт-Петербург, Москву, Оренбург,
частью сурик белила и купорос в Ярославль».
Цитата взята из статьи: Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. Торгово-предпринимательская деятельность ростовского купечества в конце XVIII — начале XIX в. (по маклерским книгам) - в сборнике: Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XIX вв. : сборник материалов Третьей международной научной конференции (г. Коломна, 24–26 сентября 2013 г.). Коломна, 2015. Т. 1 : XVI–XVIII вв.
ДОХОД ОТ ЯРМАРКИ
Все о той же ярмарке - но о временах позднейших: 19 век, начало 20-го, отсюда:
Доход от ярмарки: и слава, и деньги: Из прошлого местного самоуправления
«…То, что Ростов издавна славился своей ярмаркой — общеизвестно. То, что Ростовская ярмарка имела миллионные обороты, числясь среди крупнейших ярмарочных торжищ Российской империи — общее место. Как и то, что проведение ярмарки в Великий пост обусловлено было необходимостью для купеческого люда совместить торговые дела с паломничеством к Ростовским святыням. «Сборная ярмарка», «Сбор» - вот, так сказать, официального именование этого великопостного события в ростовской жизни.
Но уже во второй половине прошлого века местные торговые люди стали бить тревогу: снижаются обороты ярмарки, уменьшается ее значение в российской экономике, падают городские доходы от ярмарки.
Назывались многие причины этого явления. Среди объективных было и приличное времени совершенствование товарообмена, и (что особо отмечали) устройство железнодорожной сети, обеспечивавшей быстрое и регулярное перемещение товаров по России. Но были и причины субъективные: недостатки в организации ярмарки. Их устранение могло бы дать стабильный рост прихода денег в городскую казну.
Вопрос о падении доходности для города ярмарки поднимался на заседаниях ростовского городской думы практически с начала ее существования. со времени формирования думы по Городовому положению 1870 г. В одном из заседаний думы 1881 г. особо подчеркивалось: «хотя ростовская ярмарка не развивается, оставаясь более 10 лет в одном и том же положении, но и в этом положении занимает такие значительные размеры, при которых может доставлять городу гораздо более доходов, нежели сколько оных поступает в действительности…».
В течение первых десяти лет местная дума приняла ряд документов, которые на многие годы вперед обеспечили и жизнеспособность самой ярмарки, и стабильность городских доходов с нее. В частности, очень тщательно готовилось решение от 20 января 1882 года. Оно упорядочило деятельность ярмарочного комитета, утвердило новые таксы на сдачу помещений и мест для торговли, приняло правила устройства временных балаганов для торговли, для сдачи их с торгов в аренду.
Участники заседания — в большинстве своем купцы и мещане, занимавшиеся торговлей — принимали правила и таксы, заботясь и о том, чтобы «торговле стеснения не было», и о том, чтобы «публики» ничто не мешало путешествовать по ярмарочным рядам. А также о том, чтобы никто не смог уклониться от уплаты положенных правилами сборов — то есть о выгоде города.
И выгоду Ростов от ярмарки получал. Вплоть до революции ярмарка оставалась одним из значительных доходных пунктов в отчетах Ростовской городской управы. Сдача земли под застройку временными ярмарочными помещениями, отдача в аренду лавок в общественных зданиях, сборы за место для торговли — все это приносило городу деньги, позволяло год от года увеличивать субсидии и на здравоохранение, и на народное образование, на благоустройство, содержание богаделен…
А кроме того, поддержание жизнеспособности Ростовской ярмарки работало на престиж города. Ведь статус Ростова тогда, в общем-то был довольно незначителен: всего лишь уездный городишко. Но из общего ряда подобных Ростов выделяло его древнее прошлое, его святыни, его ярмарка. И раз в году к этой крапинке на карте России устремлялись по шоссейным и железным дорогам товары, съезжались люди. Раз в году население уездного городка на несколько недель многократно увеличивалось. С устройством в Ростове музея поездка сюда в ярмарочные дни стала весьма привлекательной не только для людей, занятых торговлей, но и для интересующихся историей России, ее культурой.
Даже в годы первой мировой войны ярмарка сохраняла свой размах и значение — и в торговле, и в увеселениях. Послереволюционная разруха прервала на некоторое время традицию — но уже с 1922 года делались попытки традицию возродить, вновь устраивались ярмарки в обычные для Ростова дни Великого поста. Попытки такие предпринимались вплоть до 30—40 годов…»
Все о той же ярмарке - но о временах позднейших: 19 век, начало 20-го, отсюда:
Доход от ярмарки: и слава, и деньги: Из прошлого местного самоуправления
«…То, что Ростов издавна славился своей ярмаркой — общеизвестно. То, что Ростовская ярмарка имела миллионные обороты, числясь среди крупнейших ярмарочных торжищ Российской империи — общее место. Как и то, что проведение ярмарки в Великий пост обусловлено было необходимостью для купеческого люда совместить торговые дела с паломничеством к Ростовским святыням. «Сборная ярмарка», «Сбор» - вот, так сказать, официального именование этого великопостного события в ростовской жизни.
Но уже во второй половине прошлого века местные торговые люди стали бить тревогу: снижаются обороты ярмарки, уменьшается ее значение в российской экономике, падают городские доходы от ярмарки.
Назывались многие причины этого явления. Среди объективных было и приличное времени совершенствование товарообмена, и (что особо отмечали) устройство железнодорожной сети, обеспечивавшей быстрое и регулярное перемещение товаров по России. Но были и причины субъективные: недостатки в организации ярмарки. Их устранение могло бы дать стабильный рост прихода денег в городскую казну.
Вопрос о падении доходности для города ярмарки поднимался на заседаниях ростовского городской думы практически с начала ее существования. со времени формирования думы по Городовому положению 1870 г. В одном из заседаний думы 1881 г. особо подчеркивалось: «хотя ростовская ярмарка не развивается, оставаясь более 10 лет в одном и том же положении, но и в этом положении занимает такие значительные размеры, при которых может доставлять городу гораздо более доходов, нежели сколько оных поступает в действительности…».
В течение первых десяти лет местная дума приняла ряд документов, которые на многие годы вперед обеспечили и жизнеспособность самой ярмарки, и стабильность городских доходов с нее. В частности, очень тщательно готовилось решение от 20 января 1882 года. Оно упорядочило деятельность ярмарочного комитета, утвердило новые таксы на сдачу помещений и мест для торговли, приняло правила устройства временных балаганов для торговли, для сдачи их с торгов в аренду.
Участники заседания — в большинстве своем купцы и мещане, занимавшиеся торговлей — принимали правила и таксы, заботясь и о том, чтобы «торговле стеснения не было», и о том, чтобы «публики» ничто не мешало путешествовать по ярмарочным рядам. А также о том, чтобы никто не смог уклониться от уплаты положенных правилами сборов — то есть о выгоде города.
И выгоду Ростов от ярмарки получал. Вплоть до революции ярмарка оставалась одним из значительных доходных пунктов в отчетах Ростовской городской управы. Сдача земли под застройку временными ярмарочными помещениями, отдача в аренду лавок в общественных зданиях, сборы за место для торговли — все это приносило городу деньги, позволяло год от года увеличивать субсидии и на здравоохранение, и на народное образование, на благоустройство, содержание богаделен…
А кроме того, поддержание жизнеспособности Ростовской ярмарки работало на престиж города. Ведь статус Ростова тогда, в общем-то был довольно незначителен: всего лишь уездный городишко. Но из общего ряда подобных Ростов выделяло его древнее прошлое, его святыни, его ярмарка. И раз в году к этой крапинке на карте России устремлялись по шоссейным и железным дорогам товары, съезжались люди. Раз в году население уездного городка на несколько недель многократно увеличивалось. С устройством в Ростове музея поездка сюда в ярмарочные дни стала весьма привлекательной не только для людей, занятых торговлей, но и для интересующихся историей России, ее культурой.
Даже в годы первой мировой войны ярмарка сохраняла свой размах и значение — и в торговле, и в увеселениях. Послереволюционная разруха прервала на некоторое время традицию — но уже с 1922 года делались попытки традицию возродить, вновь устраивались ярмарки в обычные для Ростова дни Великого поста. Попытки такие предпринимались вплоть до 30—40 годов…»
Blogspot
Доход от ярмарки: и слава, и деньги: Из прошлого местного самоуправления
То, что Ростов издавна славился своей ярмаркой — общеизвестно. То, что Ростовская ярмарка имела миллионные обороты, числясь среди крупнейш...
В ЛАГЕРЬ: Музей истории города в Ярославле тему изучил и представил
VK Видео
Пионерский лагерь
Watch Пионерский лагерь 4 min 13 s from 31 May 2024 online in HD for free in the VK catalog without signing up! Views: 16. Likes: 1.
РОСТОВ 1614 года «ВЕЛИКОЕ НЕПОГОДЬЕ И ГРЯЗИ»
В 1619 году, 24 октября царь Михаил Федорович отцу своему, патриарху Филарету сообщал «об облегчении болезни матери его, инокини Марфы»:
«Высокопрестолнейшему и превысочайшему отцу отцем и учителю Христовых велений и апостолских преданий, кормчию Христова карабля, во пристанище спасения невлаемо той направляющу, великому государю отцу нашему, святейшему Филарету Никитичю, Божиею милостию патриарху Московскому и всеа Русии, сын вашего по плоти благородия, изряднее же и по духу присвоения, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии челом бьет.
Писали есмя к тебе ко государю, что мы из села Великово пошли Октября в 22 день, и того же дни пришли в Ростов на вечер поздо; и для великово непогодья и грязей, произволили есмя в Ростове дневати.
А Божиею, государь, милостию и вашими святыми молитвами, государыне нашей матери, великой старице иноке Марфе Ивановне от болезни облехченье есть.
А из Ростова, государь, пошли есмя Октября в 24 день, в неделю; а идем, государь, мешкатно для того, что дозжи и снеги идут безпрестанно и грязи немерные, поспешить никоими мерами нелзе.
Молим же крайнее ваше святителство, да принесеши ко всемогущему Богу о нас и о матери нашей, государыне великой старице иноке Марфе Ивановне, честныя ваша молитвы, яко да твоих ради ходатайств сподобит нас Бог видети святолепное ваше лице и в веселии целовати руку вашу и в радости стопам вашим поклонитися и челом ударити».
Отсюда взято
В 1619 году, 24 октября царь Михаил Федорович отцу своему, патриарху Филарету сообщал «об облегчении болезни матери его, инокини Марфы»:
«Высокопрестолнейшему и превысочайшему отцу отцем и учителю Христовых велений и апостолских преданий, кормчию Христова карабля, во пристанище спасения невлаемо той направляющу, великому государю отцу нашему, святейшему Филарету Никитичю, Божиею милостию патриарху Московскому и всеа Русии, сын вашего по плоти благородия, изряднее же и по духу присвоения, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии челом бьет.
Писали есмя к тебе ко государю, что мы из села Великово пошли Октября в 22 день, и того же дни пришли в Ростов на вечер поздо; и для великово непогодья и грязей, произволили есмя в Ростове дневати.
А Божиею, государь, милостию и вашими святыми молитвами, государыне нашей матери, великой старице иноке Марфе Ивановне от болезни облехченье есть.
А из Ростова, государь, пошли есмя Октября в 24 день, в неделю; а идем, государь, мешкатно для того, что дозжи и снеги идут безпрестанно и грязи немерные, поспешить никоими мерами нелзе.
Молим же крайнее ваше святителство, да принесеши ко всемогущему Богу о нас и о матери нашей, государыне великой старице иноке Марфе Ивановне, честныя ваша молитвы, яко да твоих ради ходатайств сподобит нас Бог видети святолепное ваше лице и в веселии целовати руку вашу и в радости стопам вашим поклонитися и челом ударити».
Отсюда взято
КАК В РОСТОВЕ НЕВЕСТ ДЛЯ ГРОЗНОГО ЦАРЯ НЕ НАШЛОСЬ
ОТПИСЬ КН. Ф. С. МЕЗЕЦКОГО И ДЬЯКА Д. ГОРИНА ИВАНУ IV С ИЗЛОЖЕНИЕМ ХОДА СМОТРА НЕВЕСТ В РОСТОВЕ И РОСТОВСКОМ УЕЗДЕ
Около 31 декабря 1546 г.
Государю великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии [холопи] твои Федорец Мезетцкой да Митька Горин челом бьют. Ве[лено], государь, нам, приехав в Ростов свои государевы грамоты роз[ослать] в Ростовской уезд ко князем и к детем боярским, [а на]завтрее, государь, велел еси розослати нам свои грамоты в Ростовской уезд.
И мы, государь, по твоему государеву наказу твои государевы грамоты в Ростовской уезд ко князем и к детем боярским розослали, а назавтрее, государь, в Ростовской ж уезд розослали есмя свои грамоты по твоему ж государеву наказу.
И которых есмя, государь, розсыльщиков с твоими государевыми грамотами и своими грамотами посылали, и те, государь, розсылыцики все к нам в Ростов съехались.
И после того есмя, государь, жили в Ростове неделю, и к нам, государь, из Ростовского уезду не бывал никаков человек.
А сказали, государь, нам — у князя у Петра да у князя у Ивана у Яновых их дочери. И у тех есмя, государь, смотрили. Да и у владычних есмя, государь, детей боярских и у городцких людей смотрили ж.
И велел еси, государь, из Ростова мне, холопу своему Федорцу, отпустити к себе на Москву диака своего Дмитрея Горина. И мне, государь, холопу твоему государеву, диака твоего из Ростова отпустити было к тебе, ко государю не с чем.
А нынеча есмя, государь, по твоему государеву наказу поехали в Ярославль.
На обороте вверху: — [Г]рамоты присыльные о девках; в середине — Государю великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии; Лета 7055 декабря 31 д[ень] з Доможиром с Витовтовым.
ЦГАДА, ф. 135, отд. IV, рубр. II, № 5, л. 55. Подлинник.
Цитируется публикация отсюда. Там же - прочее по теме.
ОТПИСЬ КН. Ф. С. МЕЗЕЦКОГО И ДЬЯКА Д. ГОРИНА ИВАНУ IV С ИЗЛОЖЕНИЕМ ХОДА СМОТРА НЕВЕСТ В РОСТОВЕ И РОСТОВСКОМ УЕЗДЕ
Около 31 декабря 1546 г.
Государю великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии [холопи] твои Федорец Мезетцкой да Митька Горин челом бьют. Ве[лено], государь, нам, приехав в Ростов свои государевы грамоты роз[ослать] в Ростовской уезд ко князем и к детем боярским, [а на]завтрее, государь, велел еси розослати нам свои грамоты в Ростовской уезд.
И мы, государь, по твоему государеву наказу твои государевы грамоты в Ростовской уезд ко князем и к детем боярским розослали, а назавтрее, государь, в Ростовской ж уезд розослали есмя свои грамоты по твоему ж государеву наказу.
И которых есмя, государь, розсыльщиков с твоими государевыми грамотами и своими грамотами посылали, и те, государь, розсылыцики все к нам в Ростов съехались.
И после того есмя, государь, жили в Ростове неделю, и к нам, государь, из Ростовского уезду не бывал никаков человек.
А сказали, государь, нам — у князя у Петра да у князя у Ивана у Яновых их дочери. И у тех есмя, государь, смотрили. Да и у владычних есмя, государь, детей боярских и у городцких людей смотрили ж.
И велел еси, государь, из Ростова мне, холопу своему Федорцу, отпустити к себе на Москву диака своего Дмитрея Горина. И мне, государь, холопу твоему государеву, диака твоего из Ростова отпустити было к тебе, ко государю не с чем.
А нынеча есмя, государь, по твоему государеву наказу поехали в Ярославль.
На обороте вверху: — [Г]рамоты присыльные о девках; в середине — Государю великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии; Лета 7055 декабря 31 д[ень] з Доможиром с Витовтовым.
ЦГАДА, ф. 135, отд. IV, рубр. II, № 5, л. 55. Подлинник.
Цитируется публикация отсюда. Там же - прочее по теме.
МЁДЫ ДЛЯ ЦАРСКОГО СТОЛА
В Описании России неизвестного англичанина служившего зиму 1557—1558 годов при царском дворе нашелся список «некоторых сортов напитков, употребляемых в России, обыкновенно подаваемых при Царском дворе»:
«Первый и употребительнейший мед приготовляется из сока и жидкости ягоды, называемой в России Малина (Malieno), удивительно сладкой на вкус, темно-красного цвета; эту ягоду я видел в Париже.
Второй сорт — называется Вишневый, приготовляется из ягоды того же имени, похожей на черный кружевник; по цвету и вкусу этот напиток походит на красное французское вино.
Третий сорт — Смородиновка (Amarodina a Smorodina) — из небольшой ягоды, очень похожей на мелкий виноград; растет эта ягода по России в большом изобилии.
Четвертый — Черемуха, приготовляется из дикой черной вишни.
Пятый — из меду, воды и других примесей.
Есть еще тонкий напиток из кореньев березы; его пьют люди знатные в Апреле, Мае и Июне, три весенние месяца, после этих месяцев сок дерева высыхает, и нельзя уже иметь его».
В Описании России неизвестного англичанина служившего зиму 1557—1558 годов при царском дворе нашелся список «некоторых сортов напитков, употребляемых в России, обыкновенно подаваемых при Царском дворе»:
«Первый и употребительнейший мед приготовляется из сока и жидкости ягоды, называемой в России Малина (Malieno), удивительно сладкой на вкус, темно-красного цвета; эту ягоду я видел в Париже.
Второй сорт — называется Вишневый, приготовляется из ягоды того же имени, похожей на черный кружевник; по цвету и вкусу этот напиток походит на красное французское вино.
Третий сорт — Смородиновка (Amarodina a Smorodina) — из небольшой ягоды, очень похожей на мелкий виноград; растет эта ягода по России в большом изобилии.
Четвертый — Черемуха, приготовляется из дикой черной вишни.
Пятый — из меду, воды и других примесей.
Есть еще тонкий напиток из кореньев березы; его пьют люди знатные в Апреле, Мае и Июне, три весенние месяца, после этих месяцев сок дерева высыхает, и нельзя уже иметь его».
МЕД МАЛИННЫЙ…
Не отпускает тема меда с малиной! Век спустя после неизвестного англичанина ее рассмотрел Адам Олеарий - снабдив нас, потомков, рецептом!
«…Для питья у простонародья служит квас, который можно сравнивать с нашим слабым пивом или кофентом, а также пиво, мед и водка. Водка у всех обязательно служит началом обеда, а затем во время еды подаются и другие напитки. У самых знатных лиц, наравне с хорошим пивом, подаются за столом также испанское, ренское и французское вино, разных родов меды и двойная водка.
У них имеется и хорошее пиво, которое в особенности немцы у них умеют очень хорошо варить и заготовлять весною.
У них устроены приспособленные для этой цели ледники, в которых они снизу кладут снег и лед, а поверх их ряд бочек, затем опять слой снега и опять бочки, и т. д. Потом все сверху закрывается соломою и досками, так как у ледника нет крыши. Для пользования они постепенно отрывают одну бочку за другою. Вследствие этого они имеют возможность получать пиво в течение всего лета — у них довольно жаркого — свежим и вкусным.
Вино получают они через Архангельск в свою страну; русские, предпочитающие хорошую водку, любят его гораздо меньше, чем немцы.
Великолепный и очень вкусный мед они варят из малины, ежевики, вишен и др. Малинный мед казался нам приятнее всех других по своему запаху и вкусу.
Меня учили варить его следующим образом: прежде всего, спелая малина кладется в бочку, на нее наливают воды и оставляют в таком состоянии день или два, пока вкус и краска не перейдут с малины на воду; затем эту воду сливают с малины и примешивают к ней чистого (или отделенного от воска) пчелиного меду, считая на кувшин пчелиного меду 2 или 3 кувшина водки, смотря по тому, предпочитают ли сладкий или крепкий мед.
Затем бросают сюда кусочек поджаренного хлеба, на который намазано немного нижних или верховых дрожжей; когда начнется брожение, хлеб вынимают, чтобы мед не получил его вкуса, а затем дают бродить еще 4 или 5 дней.
Некоторые, желая придать меду вкус и запах пряностей, вешают [в бочку] завернутые в лоскуток материи гвоздику, кардамон и корицу. Когда мед стоит в теплом месте, то он не перестает бродить даже и через 8 дней; поэтому необходимо переставить бочку, после того как мед уже бродил известное время, в холодное место и оттянуть его от дрожжей.
Некоторые иногда наливают плохую водку в малину, затем мешают ее и, дав постоять сутки, сливают настойку и смешивают ее с медом; говорят, получается при этом очень приятный напиток. Так как водка теряет свое действие и смешивается с малинным соком, то, как говорят, ее вкус уже более не ощущается в этом напитке…»
Не отпускает тема меда с малиной! Век спустя после неизвестного англичанина ее рассмотрел Адам Олеарий - снабдив нас, потомков, рецептом!
«…Для питья у простонародья служит квас, который можно сравнивать с нашим слабым пивом или кофентом, а также пиво, мед и водка. Водка у всех обязательно служит началом обеда, а затем во время еды подаются и другие напитки. У самых знатных лиц, наравне с хорошим пивом, подаются за столом также испанское, ренское и французское вино, разных родов меды и двойная водка.
У них имеется и хорошее пиво, которое в особенности немцы у них умеют очень хорошо варить и заготовлять весною.
У них устроены приспособленные для этой цели ледники, в которых они снизу кладут снег и лед, а поверх их ряд бочек, затем опять слой снега и опять бочки, и т. д. Потом все сверху закрывается соломою и досками, так как у ледника нет крыши. Для пользования они постепенно отрывают одну бочку за другою. Вследствие этого они имеют возможность получать пиво в течение всего лета — у них довольно жаркого — свежим и вкусным.
Вино получают они через Архангельск в свою страну; русские, предпочитающие хорошую водку, любят его гораздо меньше, чем немцы.
Великолепный и очень вкусный мед они варят из малины, ежевики, вишен и др. Малинный мед казался нам приятнее всех других по своему запаху и вкусу.
Меня учили варить его следующим образом: прежде всего, спелая малина кладется в бочку, на нее наливают воды и оставляют в таком состоянии день или два, пока вкус и краска не перейдут с малины на воду; затем эту воду сливают с малины и примешивают к ней чистого (или отделенного от воска) пчелиного меду, считая на кувшин пчелиного меду 2 или 3 кувшина водки, смотря по тому, предпочитают ли сладкий или крепкий мед.
Затем бросают сюда кусочек поджаренного хлеба, на который намазано немного нижних или верховых дрожжей; когда начнется брожение, хлеб вынимают, чтобы мед не получил его вкуса, а затем дают бродить еще 4 или 5 дней.
Некоторые, желая придать меду вкус и запах пряностей, вешают [в бочку] завернутые в лоскуток материи гвоздику, кардамон и корицу. Когда мед стоит в теплом месте, то он не перестает бродить даже и через 8 дней; поэтому необходимо переставить бочку, после того как мед уже бродил известное время, в холодное место и оттянуть его от дрожжей.
Некоторые иногда наливают плохую водку в малину, затем мешают ее и, дав постоять сутки, сливают настойку и смешивают ее с медом; говорят, получается при этом очень приятный напиток. Так как водка теряет свое действие и смешивается с малинным соком, то, как говорят, ее вкус уже более не ощущается в этом напитке…»
Telegram
Ростов Великий и Ростовская земля
МЁДЫ ДЛЯ ЦАРСКОГО СТОЛА
В Описании России неизвестного англичанина служившего зиму 1557—1558 годов при царском дворе нашелся список «некоторых сортов напитков, употребляемых в России, обыкновенно подаваемых при Царском дворе»:
«Первый и употребительнейший…
В Описании России неизвестного англичанина служившего зиму 1557—1558 годов при царском дворе нашелся список «некоторых сортов напитков, употребляемых в России, обыкновенно подаваемых при Царском дворе»:
«Первый и употребительнейший…
ЧТОБ ЩЕКИ ГОРЕЛИ
Став жертвой благоустройства, попробовала узнать, что в Древней Руси против синяков применяли - ради срочной поправки внешности. Насчет синяков не нашла - нашла нечто о бодяге/бадяге:
«В сей стране находится в Москве реке много бодяги ([Sроngiа fluviаtilis]), которую простыя бабы собирают в России, сушат и обыкновенно употребляют к натиранию щек вместо румян.
Здесь ростет она, так как и во всех тихотекущих реках, с толстыми прямо стоящими ветвями. Напротив того в быстрых реках обыкновенно простирается долгими подобно сетке переплетенными ветвями.
Никогда я ни здесь, ниже в других местах у сего растения не приметил ни малейшаго чувства или движения, которое бы могло доказать, что оно есть животное.
Однако запах, когда оное жгут, изъявляет несколько животнаго, которое надлежало бы изследовать точными химическими опытами; ибо еще не учинено довольнаго раздробления сей речной губки или бодяги посредством химии».
Петр Симон Паллас, «ФИЗИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАЗНЫМ ПРОВИНЦИЯМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ БЫВШЕЕ В 1768 И 1769 ГОДУ».
Став жертвой благоустройства, попробовала узнать, что в Древней Руси против синяков применяли - ради срочной поправки внешности. Насчет синяков не нашла - нашла нечто о бодяге/бадяге:
«В сей стране находится в Москве реке много бодяги ([Sроngiа fluviаtilis]), которую простыя бабы собирают в России, сушат и обыкновенно употребляют к натиранию щек вместо румян.
Здесь ростет она, так как и во всех тихотекущих реках, с толстыми прямо стоящими ветвями. Напротив того в быстрых реках обыкновенно простирается долгими подобно сетке переплетенными ветвями.
Никогда я ни здесь, ниже в других местах у сего растения не приметил ни малейшаго чувства или движения, которое бы могло доказать, что оно есть животное.
Однако запах, когда оное жгут, изъявляет несколько животнаго, которое надлежало бы изследовать точными химическими опытами; ибо еще не учинено довольнаго раздробления сей речной губки или бодяги посредством химии».
Петр Симон Паллас, «ФИЗИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАЗНЫМ ПРОВИНЦИЯМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ БЫВШЕЕ В 1768 И 1769 ГОДУ».
ТРАДИЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ МОГИЛ: Выговские обычаи
В Эрмитаже издана книжка - каталог выставки, проходившей 18 октября 2023 – 31 марта 2024. Беру оттуда две картинки:
- икона-эпитафия «Распятие с предстоящими» с надписью об умершем
- фотография «намогильничка», для которого изготовлялась такая «икона-эпитафия»
«Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа : каталог выставки» / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2023. – 560 с. : ил. ISBN 978-5-907653-31-3
#РЗ_этнография
В Эрмитаже издана книжка - каталог выставки, проходившей 18 октября 2023 – 31 марта 2024. Беру оттуда две картинки:
- икона-эпитафия «Распятие с предстоящими» с надписью об умершем
- фотография «намогильничка», для которого изготовлялась такая «икона-эпитафия»
«Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа : каталог выставки» / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2023. – 560 с. : ил. ISBN 978-5-907653-31-3
#РЗ_этнография
ПОЧАЙПИТЬ: ЧАШКИ БИТЬ, растопив пятиалтынный…
В книжке Николая Полякова «Москвичи дома, в гостях и на улице» вдруг находим утверждение о Москве как чайной столице. Оказывается, по-московски (на 1858 год, когда книга вышла) чай пить - это:
чайничать;
чаи гонять;
на теплые воды;
растопить пятиалтынный;
под машину;
путешествие на кривую лестницу…
Что-то очевидно, а для чего-то объяснения не придумать, правда?
«Москвич не имеет обыкновения приглашать на водку; он приглашает на чай; несмотря на то, что, пригласив вас пить чай, в самом-то деле разумеет что-нибудь другое, только не чай, а чай — это так, деликатное приглашение на водку и т. п., в некотором роде благовидный предлог, эгида, под которою укрываются москвичи.
В Москве редко просят на водку, всегда на чай, даже и те, которые никогда не пьют его. Впрочем, люди, живущие в Москве и не употребляющие чая, точно такая же редкость, как белые соловьи.
Москвичи — любители и, должно отдать полную справедливость, знатоки в чае.
Чай в Москве имеет два разряда: к первому принадлежит домашний, ко второму — чай в заведениях. Превосходство остается на стороне последнего.
Московский житель сколько дома ни пьет чаю, а пригласи его в заведение, хоть и не хочет пить, хоть и по горло сыт, а непременно пойдет.
У каждого москвича, любителя чая, есть свое, избранное какое-нибудь заведение, которое он посещает постоянно и где принимают его с уважением, в полном значении этого слова. Москвич любит уважение.
Любитель чая, москвич, приходя в заведение, тотчас обращается к хозяину или приказчику, которые уж, разумеется, знакомы ему; он просит их собрать ему чаю получше. С затхлицой — это значит, что чай должен быть из первосортных.
Крестьяне же, приезжающие в Москву, и вообще ремесленники, приходя в заведение, так же точно просят собрать им чайку — почаистее. Это значит, что чай, требуемый ими, должен наливать густо, как пиво. Крестьянин на затхлому не обращает внимания, ему было бы густо.
Впрочем, и крестьяне, и ремесленники ходят в тот только трактир, где их принимают с уважением, то есть подают густой чай, от которого хоть и вяжет немного рот, да что до этого, было бы чаисто и с уважением.
Так, например, на базаре, в торговый день, сойдутся два-три мужика, один приехал с молоком, другой с соломой; солома не продается, да и молоко с рук нейдет; солома плоха, молоко тоже никуда не гоже, солому не покупают, да и молоко обегают, что делать — застой.
«Пойдем-ка, сват, — говорит один другому, — с горя чайку попьем». И, говоря это, сваты отправляются в известное им по уважению заведение и, заказав подать себе пары три знатного чаю, принимаются распивать его, рассуждая о домашнем житье-бытье. Наконец, чай уже спили, и осталась одна вода, тут они обращаются к половому:
«Слышь-ка-сь, дружище, дай, брат, нам кувшинчик молочка». Молоко подано, и наши мужички снова выпивают несколько чайников воды и, наконец, просят еще молока: «Ну-ко, любезный, принеси нам на чашку». Это значит, что молока должно быть подано около полукувшина; за этим следует окончание попойки чая.
Мужички выходят из трактира... Время уже довольно, базар кончился; солома осталась не проданной, молоко прокисло, солнышком пригрело больно. Хозяин соломы рассудил, что может продать ее и в другой раз, дело не к спеху, да и солома вещь нужная, и поехал домой; а хозяин молока отправился продавать его по улицам…»
#РЗ_этнография
В книжке Николая Полякова «Москвичи дома, в гостях и на улице» вдруг находим утверждение о Москве как чайной столице. Оказывается, по-московски (на 1858 год, когда книга вышла) чай пить - это:
чайничать;
чаи гонять;
на теплые воды;
растопить пятиалтынный;
под машину;
путешествие на кривую лестницу…
Что-то очевидно, а для чего-то объяснения не придумать, правда?
«Москвич не имеет обыкновения приглашать на водку; он приглашает на чай; несмотря на то, что, пригласив вас пить чай, в самом-то деле разумеет что-нибудь другое, только не чай, а чай — это так, деликатное приглашение на водку и т. п., в некотором роде благовидный предлог, эгида, под которою укрываются москвичи.
В Москве редко просят на водку, всегда на чай, даже и те, которые никогда не пьют его. Впрочем, люди, живущие в Москве и не употребляющие чая, точно такая же редкость, как белые соловьи.
Москвичи — любители и, должно отдать полную справедливость, знатоки в чае.
Чай в Москве имеет два разряда: к первому принадлежит домашний, ко второму — чай в заведениях. Превосходство остается на стороне последнего.
Московский житель сколько дома ни пьет чаю, а пригласи его в заведение, хоть и не хочет пить, хоть и по горло сыт, а непременно пойдет.
У каждого москвича, любителя чая, есть свое, избранное какое-нибудь заведение, которое он посещает постоянно и где принимают его с уважением, в полном значении этого слова. Москвич любит уважение.
Любитель чая, москвич, приходя в заведение, тотчас обращается к хозяину или приказчику, которые уж, разумеется, знакомы ему; он просит их собрать ему чаю получше. С затхлицой — это значит, что чай должен быть из первосортных.
Крестьяне же, приезжающие в Москву, и вообще ремесленники, приходя в заведение, так же точно просят собрать им чайку — почаистее. Это значит, что чай, требуемый ими, должен наливать густо, как пиво. Крестьянин на затхлому не обращает внимания, ему было бы густо.
Впрочем, и крестьяне, и ремесленники ходят в тот только трактир, где их принимают с уважением, то есть подают густой чай, от которого хоть и вяжет немного рот, да что до этого, было бы чаисто и с уважением.
Так, например, на базаре, в торговый день, сойдутся два-три мужика, один приехал с молоком, другой с соломой; солома не продается, да и молоко с рук нейдет; солома плоха, молоко тоже никуда не гоже, солому не покупают, да и молоко обегают, что делать — застой.
«Пойдем-ка, сват, — говорит один другому, — с горя чайку попьем». И, говоря это, сваты отправляются в известное им по уважению заведение и, заказав подать себе пары три знатного чаю, принимаются распивать его, рассуждая о домашнем житье-бытье. Наконец, чай уже спили, и осталась одна вода, тут они обращаются к половому:
«Слышь-ка-сь, дружище, дай, брат, нам кувшинчик молочка». Молоко подано, и наши мужички снова выпивают несколько чайников воды и, наконец, просят еще молока: «Ну-ко, любезный, принеси нам на чашку». Это значит, что молока должно быть подано около полукувшина; за этим следует окончание попойки чая.
Мужички выходят из трактира... Время уже довольно, базар кончился; солома осталась не проданной, молоко прокисло, солнышком пригрело больно. Хозяин соломы рассудил, что может продать ее и в другой раз, дело не к спеху, да и солома вещь нужная, и поехал домой; а хозяин молока отправился продавать его по улицам…»
#РЗ_этнография
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM