Ростов Великий и Ростовская земля
906 subscribers
2.47K photos
29 videos
3 files
963 links
🌳🏰 Тематика:
📜 Ростовская земля от древних времен до сегодня
🔍 всякое археологическое и этнографическое
📚 история и историки
加入频道
АГАШКА, АРИНКА, АВЕРЬЯНОВКА И… ОГРОФЕНКА

Народ осваивает понятия, присваивая им особые названия. Из перечисленных в заголовке к человеческому имени отнести была попытка лишь относительно агашки.

Мол, агашка – манера росписи дулевского фарфора (этакие размашистые, чуть ли пальцем писанные розы) – от того, что мастериц с именем Агафья было много. Пусть версия останется на совести ее автора (авторов).

Занятно вот что. Где б еще искать агашек, как не в #госкаталог? Глянула туда - и обнаружила сервизы по проекту Лепорской (Эрмитаж, Тульское муз объединение и Останкино-Кусково) и чайные пары с агашками в Тотемском музее. А также матрешки в Волжском музейно-выставочном комплексе. На фото – предмет из Тульского МО.

Замечу лишь, что в ярославских землях такого понятия не существовало. И нет - в музейных собраниях области я не увидела.

А вот аринка в районах области зафиксирована. Аринка, как оказалось, всего лишь – «платок небольшого размера фабричного производства; бывает разного цвета и с каймами» (Г. Мельниченко, конечно).

Аверьяновка – не что иное как валериановка, валериановые капли! Ну, как услышали – так и запомнили.

Огрофенка же, как поясняет Г. Мельниченко, – «то же, что девья красота». Каковая есть «украшенная елочка, с которой приходят к невесте (сговорёнке) ее подруги».

#РЗ_этнография
РОСТОВ — НАШ И НЕ НАШ

О работе Ростовского научного краеведческого общества

Ростовская газета «Большевистский путь» 16 декабря 1930 разоблачала музейное вредительство:

«Может быть, вы слышали о существовании Ростовского научного краеведческого общества. Если вы не слышали - можете быть спокойны, оно (общество) "существует"...

Остановимся на некоторых разделах работы общества, граничащих не только с бездеятельностью, но и кое с чем другим.

По вине Правления общества книга "Октябрьская революция в Ростове", предназначенная к выпуску, провалялась на складе типографии больше четырех месяцев. Мало того, общество отказывалось от печатания этой работы, имеющей, безусловно, краеведческий интерес. Потребовался нажим соответствующих организаций...

В результате этого на первом плане церковно-монастырский Ростов, с его Успенским собором, звонницей, самуиловым корпусом. Это не наш Ростов. За подобную белиберду должно ответить общество, мало занимающееся настоящей краеведческой работой...

Выводы... В дни, когда страна читает приговор над вредителями Промпартии, нам необходимо проверить научную работу в районе. Наука должна быть поставлена на службу социалистического строительства.

И если общество не способно этого сделать - надо с ним также поступить, как хирург поступает с отростками слепой кишки, когда она тревожит организм».

#РЗ_музей
ОКАЗЫВАЕТСЯ!
В Ростове таки за объектами культурного наследия присматривают и ухаживают!

#РЗ_ОКН
МЕСЯЦЕСЛОВ

19 июня - память преподобного Паисия Угличского, основателя Угличского Покровского монастыря. Монастырь затоплен.
Святой - в соборе Ростово-Ярославских святых.
На фото - икона святого Паисия с монастырем в собрании Угличского музея

#госкаталог
#РЗ_месяцеслов
ПОЛЬСКО-НЕМЕЦКИЙ МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ в Ярославле

Из статьи: Кищенков М. С. Европейские диаспоры в годы Первой мировой войны на территории Ярославской губернии // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 1: Гуманитарные науки. С. 329-333 – цитирую:

«…Появление в губернии значительного числа лиц польской национальности, находившихся до войны [I Мировая война] в состоянии конфликта с российским правительством (представители польской общественности требовали автономии Польши, что было неприемлемо для властей Российской империи), не осталось незамеченным для полицейских структур.

Несмотря на попытку найти в лице польской диаспоры союзников в борьбе с Германией, власти предпочитали держать беженцев под контролем и пресекать возможные оппозиционные и антиправительственные настроения.
В связи с этим достаточно острым был вопрос о национальной самоидентификации оказавшихся в Ярославской губернии представителей национальных диаспор и о взаимодействии между их представителями.

Так, беженцы из Польши Сигизмунд и Ян Гурские находились в контакте с семейством Каатц. Я. Гурский, студент Демидовского юридического лицея, планировал жениться на дочери Р. Каатца, Марии Каатц, и само семейство Каатц не возражало против этого брака. Но один из близких к Каатцам ярославский немец А. фон Свейковский резко выступил против данного брака, так как Я. Гурский якобы хочет жениться исключительно из материальных соображений и рассчитывает на богатое приданое.

В беседах с семейством Каатц А. фон Свейковский неоднократно высказывал свои предположения, однако не смог добиться положительного для себя результата: брак между Гурским и дочерью Р. Каатца был все-таки заключен. Это привело к конфликту фон Свейковского с семейством Гурских и отчасти послужило поводом для доноса С. Гурского в жандармское управление о русофобских высказываниях и взглядах А. фон Свейковского.

В данном деле интересен факт обострения проблемы национальной самоидентификации.

Жандармы, расследуя донос С. Гурского, отмечали, что А. фон Свейковский «считал себя коренным немцем, а во время войны стал выдавать себя за поляка», ведя в польской среде разговоры о том, что «поляков может спасти только Германия», и упрекая поляков в том, что они «зря связались с русскими», так как войну с Германией и Австро-Венгрией Россия неизбежно проиграет.

Однако попытка войти в доверие к польской диаспоре А. Свейковскому не удалась, и он был отправлен полицейскими властями в ссылку за русофобские высказывания…»

#РЗ_этнография
РОСТОВСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: конец XIX - начало XX века

Из статьи: Пуневский Я.В. Благотворительная деятельность купечества уездных городов Ярославской губернии в конце XIX – начале XX века // Бизнес. Общество. Власть. 2023. № 1. С. 133-137

«...Одним из наиболее важных объектов благотворительности ростовского купечества было учреждение храмов. Среди наиболее значимых жертвователей на эти цели следует отметить А.И. Хлебникова, Я.Я. и С.Я. Кайдаловых, И.И. Голова, И.И. Балашова, А.П. и И.А. Веснина, И.А. Титова и многих других.

Другой сферой вложения благотворительных капиталов ростовского купечества было общественное призрение. Например, в 1898 г. купцом И.Е. Куприяновым был открыт детский приют на пожертвование в сумме 30 тыс. руб.

При городской управе находились довольно существенные благотворительные капиталы на нужды общественного призрения, которые состояли из пожертвований купцов. Предприниматели Д.А. Мальгин и И.К. Мясников пожертвовали городу свои дома. В доме И.М. Плешанова находились различные учебные заведения, находившиеся в ведении городского самоуправления.

Одно из самых значительных пожертвований сделал А.Л. Кекин. Здание мужской гимназии, построенное в 1910 г. благодаря капиталам А.Л. Кекина, обошлось городскому бюджету в 399 тыс. руб. Отметим, что завещание А.Л. Кекина не было его единственным пожертвованием. Еще в 1886 г. на его деньги в Ростове был устроен водопровод.

Итак, значительная сумма пожертвования позволила обустроить гимназию по высшему разряду. В частности, вскоре после строительства в гимназии появилась своя электрическая станция и система биологической очистки сточных вод...

Делопроизводственная документация ростовской городской управы свидетельствует о том, что наследство А.Л. Кекина состояло из 5-ти имений, которые давали годовую доходность 187 994 руб. Учитывая расходы по их содержанию, чистая доходность имений А.Л. Кекина для городской управы составляла чуть более 40 тыс. руб. в год. Эта сумма вполне позволяла ростовскому городскому самоуправлению содержать мужскую гимназию, названную в честь А.Л. Кекина, без пособий от городского самоуправления и казны.

В 1898 г. купец Н.Д. Кострулин устроил телефонную связь, а в 1903 г. было открыто соединение с Ярославлем. В 1906 г. он передал ее в собственность города. Он же в 1902 г. устроил в Ростове конную железную дорогу...»

#РЗ_Ростов
ВЕРХ И НИЗ по-ярославски

Листая словарь Г. Мельниченко, все время удивляюсь, насколько народ изобретателен в экономии усилий для присвоения названий тем или иным явлениям. Попалась на глаза страница в словаре, объединяющая слова с корнем верх-

Во-первых, верхом называли и чердак над жилой частью дома, и деревянный настил над двором, и потолок, и крытый ток. Зафиксированы следующие варианты использования - и попробуйте без словаря разберитесь, о чем в каждом случае речь:

Рябину положи на верх.
Слазить на верх, развесить белье.
С верьху спускалась, оступилась и ногу сломала.
Сегодня под верхом лен колотить будем.
Бабы, убирайте быстрей лен под верх, а то сейчас будет дождь.


Во-вторых, верх – сливки, отстой на молоке:
Молоко сливаем в кринки и даем от стояться верху.
Бери смолянки большие с верхом, там верх толстый.
Подайте мне к чаю верху.
Сними верьх с кринок и поставь в печку.


В-третьих, в-четвертых…

В эту словарную группу входят и термины с использованием слова во множественном числе, притом с вариантами: верха/верхи. Опять же это могут быть и те же сливки, точнее – пленка на сливках, и тропка, которая идет рядом с дорогой, но несколько выше ее, либо более высокие места в распутицу: Они шли верхами. А еще, в форме наречия – слово верхами могло означать – очень полно: Смотри-ка, набрали грибов-то, верхами.

Прилагательные от верх – верхний/ая:

- крышка – часть хомута.
- мост – сени на втором этаже дома.
- рундук – настил из досок во дворе (перед спуском с лестницы).
- сарай – двускатный навес на четырех столбах над током для молотьбы в ненастную погоду.
- угол – почетный передний угол в деревенской избе, обычно под иконами.

С тем же корнем и почти тем же смыслом:

Верхник – открытый круглый пирог из кислого теста (единственное слово, в котором верх – это отсутствие на пироге тестяного «верха»!)
Верхник – фартук
Верхница – верхнее продольное основание телеги
Верховка – прибылая вода с
верховьев рек вследствие разлива, ветров, дождей – и макушка головы.

А также: верховка –
низенькая поярковая шляпа с тульей раструбом: Валяют они (катальщики)... и ярославскую верховку, такую же низенькую, но с тульей раструбом. Фото – отсюда

Очень полезно, что в этой группе слов зафиксированы были вариации произношения: ощущаете разницу между верх, верхь и верьх?

Про низ будет отдельный разговор!

#РЗ_словарь
ИСЦЕЛЕНИЕ

В собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника – типографской печати «Сказание какие святые от каких болезней исцеляют и когда память их бывает», с широкой датировкой всем XIX веком. #госкаталог
#РЗ_этнография
О НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ: Иван Билибин

Очерк «Народное творчество Севера» Иван Билибин опубликовал в 1904 году: Мир искусства. СПб., 1904. Т. 12. С. 303—318. Цитирую оттуда текст, который вполне характеризует те процессы, которые наблюдаем и сейчас в сфере производства массового музейного и около музейного сувенира:

«…Народное творчество кончилось. Это значит, что народ перестал быть автором дальнейшего развития своих узоров и рукоделий. Это творчество могло развиваться только на почве замкнутости и значительной отрешенности от окружающего.

Но крестьяне в свободные долгие зимние вечера и теперь занимаются рукодельем, но уж более не творят. И тут-то и надо явиться к ним на помощь, вырвать из их рук пошлые рукодельные приложения к разным «Нивам», которые бабы вымолили на подержание у местной матушки или лавочницы, и дать им их же деревенские старые образцы и дальнейшую художественную разработку их, втолковав им, что это-то и красиво; но бабы, по большей части, не верят и упорно вышивают по канве розаны и попугаев.

К сожалению, художники наши еще мало занимаются разработкой орнаментальных и декоративных мотивов. Таких помощников поддержания правильного народного ручного труда очень мало; один, два и обчелся. Из молодежи большинство черпает свои историко-этнографические познания из мест, подобных бутафорской в академии художеств, стремясь писать громадные никому ненужные полотна на исторические темы.

В губернских городах земская постановка художественной помощи крестьянскому рукоделью поставлена ниже всякой критики. Отношение часто бывает открыто недоброжелательное, так как и эти руководители думают, что какой-нибудь великолепный свой старинный узор есть отсталость и регресс, а попугай из «Нивы» культурность и прогресс, а не пошлость, как оно есть на самом деле…»
НИЗУ-НИЗОВЫЙ КУПЕЦ?

В общем понятие «низ» в прямом смысле говорит о положении описываемого явления, тэкскэть, ниже наблюдателя, в переносном – имеет внятный отрицательный намек. Продолжая тему, листаем академический словарь русских народных говоров, изучаем низ-низа-низы-низбины.

В первой группе видим низ в таких значениях (с примерами употребления):

Низ – низина; территория, прилегающая к реке: Они низом подались. Кто на низу живут, у тех всегда и капуста и помидоры свои. Они живут на низу, в старой хате. По низам у нас покосы. В людях-то низы, картошки-то вот какие, а у нас бугор, ничего не растет. Болотистое место.
- низ – книзу: Ну зелье под низ отбивают, свирепку, траву какую.

- низА – низовье: На баржах дручок сплавляли в низа.
- низЫ: Низкий заливной луг. Сено на низах скошено. Косют низы - луга так называют зле реки.

Те же низы – название южной части России или северного зарубежья , куда люди уходили на заработки: Идем на низы - на заработки, деньгу зашибать, лопатой счастье загребать. Поехал на низ. В низ, в немецку сторону, в шведскую сторону. Так выражают поморы направление своего пути, идучи Северным океаном в Норвегию или на о. Новую землю.

А еще низы – подвальное помещение пли нижний атаж жилого дома: В низах у нас окна не прорублены. На верхах кватиранты живут. Низы под соленьем занимаем.

Особенности произношения:

Низбенный – низкий: Низбенный дом-от.
Низбина – низина: Болото, а то низбина.
Низевать – промышлять в низовьях: Ниже ловили пустоверцы, выше — с марицы, усть-чилемы низевали.
Низевой – нижний, низовой: Низевая Печора не - Нижняя Печора.
Низедь – низина: Коровы-те пасутся ноне на низеди.
Низом – снизу: Низом вода пошла из чану-то.

Выраженьица кстати пришлись: Ha низ послали березки считать – означало ссылку в Сибирь.

Низко заезжать – свататься к бедной девушке: «Если “прожитошному, естешному” мужику приглянулась у бедняка “баская девка, казистая, хороший товар”, то он низко заезжает».

И почти частушечно:

Полюбил ей паренек,
Низу-низовый купец,
Разудалый молодец
– мы ведь понимаем, что молодец то был из ушлых богатеев?

Запала в душу трава СВИРЕПКА.

#РЗ_словарь
«ОТ ЦВЕТА К СВЕТУ» в ГМИИ
Сегодня в ГМИИ имени Пушкина завершается выставка к 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга. Завершающий зал выставки посвящен недавно погибшей Анне Чудецкой, хранительнице фонда Вейсберга в Отделе личных коллекций ГМИИ.
В сообщении на странице ГМЗРК отмечен вклад искусствоведа Александра Доминяка, благодаря которому работы Вейсберга обогатили собрание «Ростовского кремля».
По сложившейся в телеграме традиции предлагаем вашему вниманию подборку каналов историко-культурной, этнографической и краеведческой направленности, с большинством авторов которых дискутируем, дополняем и порой репостим друг друга:

Ростовская земля. [club55810383|@zalesje]
О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике Северо-Восточной Руси — свежо, весело и без понтов;

Ростов Великий и Ростовская земля. @gmz_RK
Блог музейщиков Музея-заповедника «Ростовский кремль».Региональная история, культурное наследие Ростовской земли;

Sevprostor. @severprostor
Заполярная пастораль. Русская и финно-угорская этнография, история, народная кухня на материале Русского Севера;

Меряфутурист (Меряния). [club168175911|@merjanin]
Изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая;

Криватроп. @kriwatrop
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии Верхнеднепровья и Верхнеочья. Сакральная география, изыскания, традиция, походы и экспедиции;

Встреча Руси и Чуди. @rusichud
Языковая история Севера – о том, что в нём русское, а что чудское;

Чертог Медведя. @bjornens_palats
Авторский канал о Швеции, викингах и путешествиях. Автор живёт в Стокгольме и делится уникальным контентом из Скандинавии и не только;

Байки дядюшки Огневита. @ognevit_tales
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей беларуской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки. А еще немного птиц и другой живности;

Череповецкая губерния. [club40110439|@cherepovesi]
Череповесь, Череповской край и Русский Север в прошлом, настоящем и будущем;

Пока горит солнце. @pokagoritsolnce
Канал о народной культуре центральных и южных великорусов преимущественно на примере традиций Рязанского края;

Дёржанская Карелия. @djorzhakarjala
Канал, посвящённый истории и культуре дёржанских (зубцовских) карел. Эта небольшая диалектная группа, оторванная от остальных тверских карел, более двух веков существовала практически в полной изоляции;

Цирк, пельменная и синагога [id212656043|@rossiyshka]
Сюр и невыносимая легкость бытия в Костроме и области. Авторский ироничный канал на стыке фотографии, иронии и краеведения;

Дом Смодора - Центр визуального наследия @smodor_space
История реставрации дома галичского фотографа Михаила Смодора в реальном времени. Фотограф и реставратор взялись восстанавливать историческое пространство и исследовать фотоархивы деревенских фотографов.
Ростов Великий и Ростовская земля pinned «По сложившейся в телеграме традиции предлагаем вашему вниманию подборку каналов историко-культурной, этнографической и краеведческой направленности, с большинством авторов которых дискутируем, дополняем и порой репостим друг друга: Ростовская земля. [cl…»
«ПЕЧЫРАЯСЬ!»
Уже несколько дней на улицах деревень Койгородской волости ежедневно можно наблюдать странное шествие. Идут парни или девицы, одетые в шубы с вывороченной вверх шерстью; лица у них вымазаны сажей, в руках у них пучки крапивы. Маленькие дети, играющие на улице, и подростки, исполняющие обязанности нянек, завидя ряженых, с плачем и с криками «печыраясь, печыраясь!» (крапивники по-зырянски) бегут по домам. Ряженые хватают запоздавших и плачущих от испуга детей и секут их крапивой.
Пройдя по всей деревне и постегав порядком детей и подростков лет 12-15, ряженые скрываются.
Такие картины повторяются ежегодно с половины июня до половины июля каждый день. Объясняют такой обычай различно. Одни говорят, что «печыраясь» ходят по распоряжению властей и следят, чтобы дети не ходили в озимые поля и не сбивали цвет ржи; другие говорят, что «печыраясь» ходят и запрещают крестьянам работать (?!). Очевидно, какое-то распоряжение властей было неправильно понято. Но если этот обычай возник из неправильно понятого распоряжения властей, то пора бы обратить на это внимание и объяснить не понятое, а то зачем же позволять бить и пугать детей? Местная интеллигенция считает этот обычай сохранившимся от языческих времен и утратившим в настоящее время всякий смысл. Не пора ли во имя любви к детям искоренить его?
«Северный край». 1903. № 168

@pylgazet
ПОРЕЧСКИЕ ЦВЕТЫ

В 2017 году в нашем блоге Александр Морозов публиковал воспоминания Наталии Борисовны Ждановой/Пыховой. Цитирую оттуда о цветочных растениях, преимущественно - уличных:

«…На окнах обязательная герань, столетник, спаржа и жасмин, который цвел зимой маленькими белыми цветочками. Позднее появились гортензии, зимовавшие под кроватью и цветок «декабрист». Фикусы были в каждом доме, так сказать собиратели пыли.

Раз уже пошла речь о цветах, надо упомянуть и об уличных цветах. Ноготки, елочки бордюрные, анютины глазки и дикие кустовые розы - основной нехитрый набор, который красовался в палисадниках.

Позднее местное население узнало и более диковинные цветы. И все благодаря заводскому садовнику Николаю Ивановичу. В его обязанности входило выращивать цветочную рассаду для заводской территории и клубной. Это был очень вежливый, спокойный и приветливый человек. Мы, дети, с любопытством смотрели, как он поливал рассаду цветов и заботливо укрывал ее матами, сделанными из тростника. А это особое искусство поречан.

Мы стали потихоньку ему помогать. Он не возражал, только всегда просил быть аккуратными, что мы и делали.

В мае начинали рассаду раскладывать по ящичкам и развозить на места посадки. Мы, конечно, помогали с особым рвением, т.к. нам разрешалось самим сажать цветы в клумбы и поливать. Поливали мы ее до тех пор, пока она не укоренится. Слабые и поломанные растения Николай Иванович разрешал брать домой.

Вот тогда-то около домов и появились астры, львиный зев, маргаритки, циннии и другие доселе невиданные цветы. С клумб цветов никто не рвал. Наоборот, осенью собирали семена, чтобы развести новый сорт около дома.

Немного воспоминаний о нашей улице. Это была улица, которую асфальтировали первую. Там люди со всего поселка шли на работу и с работы, а также в школу, расположенную в бывшем барском доме. Все дома были аккуратно побелены и покрашены. У каждого дома палисадник с цветами. Улицу у дома мели вениками.

По канаве росла трава-мурава, подорожник и растение, которое мы назвали «просвирками» и ели. Видно, это было с войны заведено, в голодные годы ели всё, что было съедобным. Удивительно, но крапивы и лопухов около домов не было…»
РОСТОВСКИЕ БЕЛОРУСЫ

В 2009 году на конференции «История и культура Ростовской земли» Ирина и Алексей Киселевы сделали доклад «Этнолокальная группа белорусов в Ростовском районе» (опубл. в сборнике материалов конференции в 2010 году).
Цитирую оттуда фрагменты:


«…В начале ХХ в. «сельцо» Заречье (447 десятин земли) принадлежало потомственной дворянке Екатерине Михайловне Губастовой. К 1910 г. большая часть земель была запущена. В поместье находилось два дома: двухэтажный кирпичный и одноэтажный деревянный, сад с акациями, липовая аллея, пруд, выложенный кирпичом.

В настоящее время урочище «Старое Заречье» представляет собой возвышенность, ограниченную шоссейной дорогой с юга и р. Сарой с севера и востока.

Наиболее раннее упоминание о белорусах в регионе относится к январю 1910 г. Будущие основатели Заречья (всего 19 фамилий) являлись выходцами из 11 деревень 5 волостей Лепельского уезда Витебской губернии…

…Основная причина отъезда белорусов в центральную Россию - малоземелье.
«Повсюду висели объявления с приглашением крестьян в
Ярославскую губернию на вечное поселение».

Информанты упоминали о
так называемых «розглядах»: «посылали от деревни избранных... пять-шесть мужиков. Они ехали, год жили в какой-то местности, испытывали погодные условия, в общем, всё на свете. И потом приезжали и говорили: вот так и так.

Они... ехали в Щёлково под Москву... Потом ездили в Сибирь, но им там тем более не понравилось: их там съела гнус, мошкара... В числе «розглядов» называли «деда Наума» и Павла Кузьмича Клопа. О последнем рассказывали, что белорусы «сердились на него, потому что он им-то место выбрал здесь: ведь у нас кругом болота, участки дальше не распашешь. Он, говорят, нас в болотину сунул»…

…Сначала белорусы жили в двухэтажном доме и работали на помещицу. Вскоре она продала им свое имение и уехала в г. Сергиев посад . Для покупки поместья приехавшим крестьянам была выделена государственная ссуда в размере 55 000 руб. сроком на 50 лет. С утверждением Советской власти и отменой прежних денежных отношений выплаты были прекращены.

Из-за недостатка пахотной земли в 1,5 км к югу от «старого» Заречья было основано «новое» Заречье. При расчистке участков из выкорчеванного леса строились дома.

Землю для постройки распределяли по жребию, каждый должен был самостоятельно обрабатывать свой участок: «Мать рассказывала, была полянка, и такая красивая, цветочки росли голубенькие какие-то и всё прочее. И за это место между мужиками шла целая война. Дело дошло до кольев. А потом бились, бились. Кто кого одолеет. Потом догадались жребий бросить. И по жребию досталось это место дедушке материному отцу»…

…Говоря о 1930-х гг., информанты прежде всего вспоминают о коллективизации и раскулачивании: «В колхоз загоняли, сундуки грабили, скот забирали... Так скот не гоняли в деревню, в лесу где-то доили». В 1931 г. в д. Заречье был образован колхоз «Белорусский труженик».
Из его первых председателей упоминались Петр Петрович Грак», Василий Фомич Северин (1940-1942 гг.), Петр Фомич Северин (1943-1944 гг.), при котором колхоз достиг своего расцвета.

Часть сообщений посвящена истории Заречья в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Часто упоминающийся эпизод - бомбежка деревни немецкими самолетами: «А рядом сосны стояли.
Была такая легенда, будто немцы приняли это за заводские трубы...
Маскировка четкая, сидели с керосином. А он [житель] почему-то не закрыл окошки, и якобы вот он летел, дело вечером было, он взял, опустил на этот свет из окошка ночью зимой эти зажигалки, и одна зажигалка... угодила прямо в дом... и оба дома одного хозяина, и спалил». В ходе боевых действий из жителей Заречья и хуторов погибло 16 человек…»

Интересно, что на сайте архивной службы Яробласти 2.06.2024 была опубликована статья о «Белорусском труженике» в Заречье - без упоминания работы Киселевых. А зря: историография темы публикации вес придает.
Ростов Великий и Ростовская земля pinned «РОСТОВСКИЕ БЕЛОРУСЫ В 2009 году на конференции «История и культура Ростовской земли» Ирина и Алексей Киселевы сделали доклад «Этнолокальная группа белорусов в Ростовском районе» (опубл. в сборнике материалов конференции в 2010 году). Цитирую оттуда фрагменты:…»