После смерти неаполитанского короля Фернандо I в 1494 году претензии на престол Неаполя заявил французский король Карл VIII, приходившийся родственником монархам Анжуйской династии (правившей в Неаполитанском королевстве в 1266—1442 годах). Эти претензии были поддержаны герцогом Миланским Лодовико Моро, а также папой Александром VI, конфликтовавшим с Неаполем. Французские войска вторглись в Италию, подчинили Флоренцию и, практически не встречая сопротивления, в 1495 году заняли Неаполь.
Захватив город, солдаты, по большей части наемники, через некоторое время стали жаловаться на лихорадку и появление чрезвычайно болезненных язв в области гениталий. Болезнь распространялась быстро, и через некоторое время войска Карла вынуждены были покинуть Неаполь, а затем и Италию (хотя на то были и военно-политические причины). Эпидемия вышла за пределы Неаполя и, согласно подсчетам некоторых историков, в течение нескольких лет захватила 1/20 населения Европы. Эпидемия распространилась на Францию, Италию, Германию, Швейцарию, а затем проникла в Австрию, Венгрию, Польшу, что привело к гибели более чем 5 миллионов человек.
Долгое время новое заболевание не имело устоявшегося названия. Жители разных регионов обвиняли чужаков из ближних и дальних стран. Так как оно было впервые зафиксировано в Неаполе и быстро распространилось на север по мере продвижения армии, первым общепринятым названием стало — «неаполитанская болезнь».
Но неаполитанцы предпочитали называть ее галльской или французской болезнью. По мере продвижения по Европе множились и наименования. В Польше ее называли немецкой болезнью, в России — польской хворью, в странах восточной Азии — голландской или португальской болезнью, а в Турции — христианской болезнью, ибо в Османскую империю она пришла, как считалось, из соседних христианских стран. Позднее в Монголии ее называли китайской болезнью или китайской язвой, т.к. недуг передавался преимущественно через китайских солдат и купцов.
Общепринятое название болезни пришло из неожиданного источника. В 1530 году вышла в свет поэма веронского врача и астролога Джироламо Фракасторо (1478–1553) под названием «Syphilis sive morbus Gallicus» («Сифилис, или Французская болезнь»). В ней рассказывается о пастухе Сифилусе, жившем на недавно открытом острове Испаньола (Гаити). Он прогневал богов и был за это наказан ужасным недугом. Но когда Сифилус раскаялся, богиня Юнона послала с небес семена дерева, которое должно было положить конец его страданиям.
Итак, автор поэмы считает, что новая болезнь, как и средство ее лечения, зародились в землях Нового Света; она является следствием кары богов за неподобающее поведение; туземцы лечатся от нее отваром коры гваякового дерева. Эти три вывода легли в основу первоначальных представлений о новой болезни.
Кроме того, появление нового заболевания четко совпало по времени с эпохой Великих географических открытий, поэтому логично было думать, что оно было занесено в Европу из Нового Света. К тому же в армии Карла были бывшие испанские матросы, которые участвовали в экспедиции Христофора Колумба и побывали на острове Гаити, откуда после знакомства с местными аборигенами и принесли заразу. Активные международные контакты позволяли местным болезням быстрее распространяться. Далее эпидемия шла по Евразии с запада на восток и по торговым путям достигла Индии. Поначалу исследователи считали, что экспедиция Васко да Гамы принесла сифилис в Азию, но последние данные показывают, что сифилис присутствовал в Китае уже между 656 и 1147 годами. Следы сифилиса обнаружены и в скелетах английских монахов 14 века, очевидно, нарушивших обет безбрачия. Так что европейцам вряд ли стоит винить во всем Америку.
Захватив город, солдаты, по большей части наемники, через некоторое время стали жаловаться на лихорадку и появление чрезвычайно болезненных язв в области гениталий. Болезнь распространялась быстро, и через некоторое время войска Карла вынуждены были покинуть Неаполь, а затем и Италию (хотя на то были и военно-политические причины). Эпидемия вышла за пределы Неаполя и, согласно подсчетам некоторых историков, в течение нескольких лет захватила 1/20 населения Европы. Эпидемия распространилась на Францию, Италию, Германию, Швейцарию, а затем проникла в Австрию, Венгрию, Польшу, что привело к гибели более чем 5 миллионов человек.
Долгое время новое заболевание не имело устоявшегося названия. Жители разных регионов обвиняли чужаков из ближних и дальних стран. Так как оно было впервые зафиксировано в Неаполе и быстро распространилось на север по мере продвижения армии, первым общепринятым названием стало — «неаполитанская болезнь».
Но неаполитанцы предпочитали называть ее галльской или французской болезнью. По мере продвижения по Европе множились и наименования. В Польше ее называли немецкой болезнью, в России — польской хворью, в странах восточной Азии — голландской или португальской болезнью, а в Турции — христианской болезнью, ибо в Османскую империю она пришла, как считалось, из соседних христианских стран. Позднее в Монголии ее называли китайской болезнью или китайской язвой, т.к. недуг передавался преимущественно через китайских солдат и купцов.
Общепринятое название болезни пришло из неожиданного источника. В 1530 году вышла в свет поэма веронского врача и астролога Джироламо Фракасторо (1478–1553) под названием «Syphilis sive morbus Gallicus» («Сифилис, или Французская болезнь»). В ней рассказывается о пастухе Сифилусе, жившем на недавно открытом острове Испаньола (Гаити). Он прогневал богов и был за это наказан ужасным недугом. Но когда Сифилус раскаялся, богиня Юнона послала с небес семена дерева, которое должно было положить конец его страданиям.
Итак, автор поэмы считает, что новая болезнь, как и средство ее лечения, зародились в землях Нового Света; она является следствием кары богов за неподобающее поведение; туземцы лечатся от нее отваром коры гваякового дерева. Эти три вывода легли в основу первоначальных представлений о новой болезни.
Кроме того, появление нового заболевания четко совпало по времени с эпохой Великих географических открытий, поэтому логично было думать, что оно было занесено в Европу из Нового Света. К тому же в армии Карла были бывшие испанские матросы, которые участвовали в экспедиции Христофора Колумба и побывали на острове Гаити, откуда после знакомства с местными аборигенами и принесли заразу. Активные международные контакты позволяли местным болезням быстрее распространяться. Далее эпидемия шла по Евразии с запада на восток и по торговым путям достигла Индии. Поначалу исследователи считали, что экспедиция Васко да Гамы принесла сифилис в Азию, но последние данные показывают, что сифилис присутствовал в Китае уже между 656 и 1147 годами. Следы сифилиса обнаружены и в скелетах английских монахов 14 века, очевидно, нарушивших обет безбрачия. Так что европейцам вряд ли стоит винить во всем Америку.
Этрусская булла V века до н. э. с изображением Дедала, мифического ремесленника, который, спасаясь от плена, сделал крылья для себя и своего сына Икара. По трагической случайности Икар подлетел слишком близко к солнцу, и воск, скреплявший его крылья, растаял.
Булла - это полая подвеска, в которой обычно хранились духи или амулет. Эта была наполнена лабданумом - липкой коричневой смолой, получаемой из одного из видов каменной розы, которая до сих пор используется для приготовления некоторых духов и вермутов. В древние времена ее собирали с бороды и бедер коз, пасущихся на кустах рок-розы, используя своеобразные грабли с кожаными ремешками вместо зубьев.
Эта ароматическая смола была настолько любима египтянами, что известный египтолог Перси Эдвард Ньюберри предположил, что фальшивая борода, которую носили Осирис и фараоны, возможно, первоначально представляла собой "козью бороду, напитанную лабданумом", и что скипетр Осириса на самом деле был инструментом для сбора вещества с коз.
Булла - это полая подвеска, в которой обычно хранились духи или амулет. Эта была наполнена лабданумом - липкой коричневой смолой, получаемой из одного из видов каменной розы, которая до сих пор используется для приготовления некоторых духов и вермутов. В древние времена ее собирали с бороды и бедер коз, пасущихся на кустах рок-розы, используя своеобразные грабли с кожаными ремешками вместо зубьев.
Эта ароматическая смола была настолько любима египтянами, что известный египтолог Перси Эдвард Ньюберри предположил, что фальшивая борода, которую носили Осирис и фараоны, возможно, первоначально представляла собой "козью бороду, напитанную лабданумом", и что скипетр Осириса на самом деле был инструментом для сбора вещества с коз.
Археологи сделали захватывающее открытие, раскопав гробницу возрастом 4 000 лет, принадлежавшую Иди, единственной дочери Джефаихапи, известного правителя Египта эпохи Среднего царства. Гробница была найдена на глубине 50 футов под землей, рядом с впечатляющим захоронением ее отца в Асьюте. Останки Иди были захоронены в двух изысканно украшенных гробах, один вложен в другой. Несмотря на многовековой износ и предшествующее разграбление, гробница демонстрирует потрясающее количество сложных деталей, украшенных иероглифами, которые определяют ее как "хозяйку дома". Это необыкновенное открытие подчеркивает часто упускаемые из виду достижения Египта эпохи Среднего царства и дает представление о богатом культурном и художественном наследии этой эпохи.
Древние персидские ветряные мельницы в Наштифане (Иран), датируемые более чем тысячелетием, замечательны и как исторические реликвии, и как действующие сооружения сегодня. Построенные из натуральных материалов, таких как дерево и тростник, эти ветряные мельницы с вертикальной осью используют энергию ветра для измельчения зерна, демонстрируя устойчивые инженерные методы, применявшиеся в давние времена. Сохранившаяся функциональность этих ветряных мельниц является свидетельством изобретательности ранних технологий, отражающих глубокое понимание мира природы и умный метод использования возобновляемой энергии задолго до наступления промышленной эры.
Археологи обнаружили древние города Амазонки недалеко от Анд, где проживало около 10 000 человек в период с 500 г. до н. э. по 600 г. н. э. Обследование с помощью LIDAR выявила взаимосвязанные поселения с более чем 6000 земляных курганов, широкими дорогами шириной до 10 метров, сельскохозяйственными
Блеск микенской металлообработки
Микенская цивилизация, процветавшая на материковой части Греции примерно с 1750 по 1050 год до нашей эры, является свидетельством выдающихся достижений древнегреческих обществ. Эта сложная и уникальная эллинская культура, характеризующаяся дворцовыми городами, городским планированием, художественными творениями и письменностью, восхищает ученых и историков. Одним из самых ярких наследий микенцев являются их потрясающие бронзовые кинжалы, дающие интригующее представление о мастерстве и военном искусстве этой исключительной цивилизации.
Микенская цивилизация, процветавшая на материковой части Греции примерно с 1750 по 1050 год до нашей эры, является свидетельством выдающихся достижений древнегреческих обществ. Эта сложная и уникальная эллинская культура, характеризующаяся дворцовыми городами, городским планированием, художественными творениями и письменностью, восхищает ученых и историков. Одним из самых ярких наследий микенцев являются их потрясающие бронзовые кинжалы, дающие интригующее представление о мастерстве и военном искусстве этой исключительной цивилизации.
Бронзовый шлем гладиатора Мирмилло, найденный в конце XIX века во время раскопок знаменитого Флавиева амфитеатра, который в Риме принято называть Колизеем. Этот выдающийся образец древнего мастерства не только позволяет заглянуть в царство римских гладиаторских боев, но и служит конкретным символом творчества и художественного мастерства, присущих Римской империи.
Уникальная чаша из золотого рубиново-красного стекла в форме раковины
Создана алхимиком XVII века Иоганном Кункелем. Глубокий красный цвет был получен добавлением золота, методом, разработанным Кункелем.
Чаша датируется примерно 1685 годом и является одной из около 20 известных ранних работ мастера. Ее форма, стиль и гравировка уникальны.
Создана алхимиком XVII века Иоганном Кункелем. Глубокий красный цвет был получен добавлением золота, методом, разработанным Кункелем.
Чаша датируется примерно 1685 годом и является одной из около 20 известных ранних работ мастера. Ее форма, стиль и гравировка уникальны.