Около года назад в одном тг-канале, обучающем украинскому языку, наткнулся на смешной казус. Вот щас выкладываю скрин. Так бывает, когда дилетант пытается вписаться в нишу "розмовляйте рідною солов'їною мовою" в рамках тренда последних двух лет и привлечь подписоту, чтобы потом зарабатывать на рекламе, но при этом сам не так чтобы владеет державною. Вот и я прочел пост и впал в ступор: я же всегда считал, что "Чахлик Невмирущий" — это что-то из детского фольклора. Не, это не неологизм вроде "вподобайка" (т.е. "лайк"), а именно что довольно забавная древняя шутка (и таких псевдоукраинских слов довольно много, можно в интернете посмотреть). Боже, а что теперь: Змей Горыныч в украинском станет "Вужиком Вогнепальним", гинекология — "піхвознавством" (а гинеколог — "піхвозаглядачем"), а зажигалка — "спалахуйкой"? А есть же еще киндер-сюрприз — "яйко-сподівайко", зеркало — "пикогляд" и многие другие. В общем, чей-то пранк вышел из-под контроля, да так, что его даже вроде бы носители языка всерьез воспринимают.
Читал в Фейсбуке о Совеге. Увидел критический комментарий одной костромской дамы. В общем, кратко прокомментирую тезисы костромички:
— Могу лишь посочувствовать человеку, который не видит красоту в суровой севернорусской природе и сельской архитектуре;
— Была церковь в Великове, да ныне разрушена. А для кого и на что сейчас строить хотя бы часовню в вымирающем субрегионе?
— Наличие в предках совеган новгородских ушкуйников, казаков и беглых бунтовщиков Степана Разина — это лишь полулегендарное предположение, данных маловато. И да, а что в этом плохого?
— Вокруг каждого из нас много гадюк, но на Совеге они хотя бы на виду. А то, что среди болот живут — так от вашей токсичности отгородились. И от болот, кстати, пользы больше, чем от многих;
— Так очевидно же, что Совега — не Костромское Заволжье, а Верхнее Посухонье, историческая и этнографическая Вологодчина. Совегане и внешне отличаются;
— Вот и ясны корни моей неприветливости. Это все гены. Советую ездить на южные моря, там приветливее. Зачем себя мучить?
— Могу лишь посочувствовать человеку, который не видит красоту в суровой севернорусской природе и сельской архитектуре;
— Была церковь в Великове, да ныне разрушена. А для кого и на что сейчас строить хотя бы часовню в вымирающем субрегионе?
— Наличие в предках совеган новгородских ушкуйников, казаков и беглых бунтовщиков Степана Разина — это лишь полулегендарное предположение, данных маловато. И да, а что в этом плохого?
— Вокруг каждого из нас много гадюк, но на Совеге они хотя бы на виду. А то, что среди болот живут — так от вашей токсичности отгородились. И от болот, кстати, пользы больше, чем от многих;
— Так очевидно же, что Совега — не Костромское Заволжье, а Верхнее Посухонье, историческая и этнографическая Вологодчина. Совегане и внешне отличаются;
— Вот и ясны корни моей неприветливости. Это все гены. Советую ездить на южные моря, там приветливее. Зачем себя мучить?
Нарушу собственное правило и репостну. И как я сам не догадался до этого мема?!
Forwarded from Мерянский меметический фронт / Мерӓн мем
Кстати об упомянутом выше "противостоянии" костромичей и совеган на почве отличий (противоречия не такие, конечно, чтобы Вологда ввела войска в Совегу в попытках отжать у Костромы "утраченные вологодские земли"). Моя кареглазая и темноволосая галичская бабушка называла моего совеганского деда, Василия, "белоглазым".
Опубликую-таки фото совеганского деда, который называл меня "Брянским лесом" (т.е. "дремучим"), когда я где-то косячил (например, не мог в свои 5 лет одеяло в пододеяльник заправить. Это занятие было для меня настоящей пыткой). Очень остроумное и удачное прозвище, учитывая мое происхождение по отцу. Я его даже за основу названия своего канальчика взял.
Опубликую-таки фото совеганского деда, который называл меня "Брянским лесом" (т.е. "дремучим"), когда я где-то косячил (например, не мог в свои 5 лет одеяло в пододеяльник заправить. Это занятие было для меня настоящей пыткой). Очень остроумное и удачное прозвище, учитывая мое происхождение по отцу. Я его даже за основу названия своего канальчика взял.
Сегодня, в Международный день рек (спасибо админам тг-каналов тематики "local history" за подсказку) решил вспомнить какую-нибудь личную историю, связанную с реками, с которыми связан происхождением или местом жительства. Но так получилось, что в каких-то случаях уже все здесь ранее написал, а в каких-то личных историй не имел вовсе. И тогда я решил все-таки напрячь память и вспомнить что-нибудь из детства, которое усиленно пытаюсь забыть из-за травмирующего опыта взросления. Потому речь пойдет о том, как я самостоятельно научился плавать. То есть напишу о реке Протве, притоке Оки, в Среднем (или Верхнем?) Поочье на границе Калужской и Московской областей, где я вырос в обычном селе.
В начальной школе у нас после окончания учебного года в течение месяца был еще своего рода дневной летний лагерь на базе школы. И вот то ли после 2-го, то ли после 3-го класса мы всем скопом пошли на речку отдыхать. Но так получилось, что меня никто никогда плавать не учил, посему я и не умел (что логично). А сверстники умели и прекрасно это демонстрировали. Было жутко обидно, но признаться, что я не умею плавать, я не мог, а то засмеют. Потому, когда меня звали переплыть речку и посигать с дерева рыбкой, я отнекивался, ссылаясь на то, что это, дескать, неинтересно (на самом деле я чуть ли не лопался от зависти). И вот стоял я по пояс в воде и наблюдал, как пацаны переплывают речку, потом прыгают рыбкой с выступающих из воды коряг, потом бомбочкой с дерева... И тут у меня случился приступ "слабоумия и отваги". Я не считал себя хуже других, а так как в нашем селе на 400 жителей не было ни кружков, ни секций, ни соответствующей инфраструктуры, ни денег, ни зачастую отцов, мне приходилось всему учиться самому: так я сам научился играть в футбол, ездить на велосипеде и практически сам — читать еще до школы. А позже еще и играть в настольный теннис, когда нам в школу цельный стол и две ракетки завезли. И я рассчитал, что если я просто пойду на глубину и попробую выплыть, то в случае неудачи меня течением вынесет в район брода метрах в 30-ти вниз по течению и я не успею захлебнуться. Ну и пошел. Оказалось, что ближе к середине реки был резкий обрыв, и я через несколько шагов, зайдя по шею в район течения, вдруг провалился с головой под воду, не успев даже задержать дыхание. Открыл под водой глаза, посмотрел наверх и понял, что если сейчас не начну усиленно грести, то могу успеть наглотаться воды раньше, чем меня снесет на мель. И начал грести под водой по-собачьи, как делали сверстники. И, о чудо, всплыл. Даже испугаться не успел. Поплыл по течению до брода, там вышел на сушу и как ни в чем не бывало вернулся на пляж и просто пошел снова в воду, чтобы переплыть реку. Сначала собачкой, а с середины реки поплыл псевдо-лягушкой. Сказал пацанам, что решил все-таки с ними попрыгать, и минут через 5 уже нырял рыбкой и бомбой с дерева. Звучит сказочно, но так оно и есть, мой лучший друг был свидетелем и, вероятно, тоже до сих пор не подозревает, что буквально за 10 минут до момента, как я до них доплыл, я еще не умел плавать, а несколько минут назад чуть не утонул. Выводов не будет, потому что мой жизненный опыт дает понять, что принцип just do it работает только там, где социальные взаимодействия не играют роли и все зависит от тебя. Чаще же мне пришлось сталкиваться с тем, что моя отвага играла со мной злую шутку, так как мои интересы противоречили интересам "более статусных" людей или групп, из-за чего меня просто стигматизировали. Общество работает немножко по-другому.
P.S. Через год приехавший из Орловщины одноклассник на этом же месте научил меня рыбачить с удочкой. Удочки мы делали сами из орешника. Именно в Протве я выловил первого пескаря, первого ерша, первого голавля, подлещика, плотву и даже одного щуренка.
В начальной школе у нас после окончания учебного года в течение месяца был еще своего рода дневной летний лагерь на базе школы. И вот то ли после 2-го, то ли после 3-го класса мы всем скопом пошли на речку отдыхать. Но так получилось, что меня никто никогда плавать не учил, посему я и не умел (что логично). А сверстники умели и прекрасно это демонстрировали. Было жутко обидно, но признаться, что я не умею плавать, я не мог, а то засмеют. Потому, когда меня звали переплыть речку и посигать с дерева рыбкой, я отнекивался, ссылаясь на то, что это, дескать, неинтересно (на самом деле я чуть ли не лопался от зависти). И вот стоял я по пояс в воде и наблюдал, как пацаны переплывают речку, потом прыгают рыбкой с выступающих из воды коряг, потом бомбочкой с дерева... И тут у меня случился приступ "слабоумия и отваги". Я не считал себя хуже других, а так как в нашем селе на 400 жителей не было ни кружков, ни секций, ни соответствующей инфраструктуры, ни денег, ни зачастую отцов, мне приходилось всему учиться самому: так я сам научился играть в футбол, ездить на велосипеде и практически сам — читать еще до школы. А позже еще и играть в настольный теннис, когда нам в школу цельный стол и две ракетки завезли. И я рассчитал, что если я просто пойду на глубину и попробую выплыть, то в случае неудачи меня течением вынесет в район брода метрах в 30-ти вниз по течению и я не успею захлебнуться. Ну и пошел. Оказалось, что ближе к середине реки был резкий обрыв, и я через несколько шагов, зайдя по шею в район течения, вдруг провалился с головой под воду, не успев даже задержать дыхание. Открыл под водой глаза, посмотрел наверх и понял, что если сейчас не начну усиленно грести, то могу успеть наглотаться воды раньше, чем меня снесет на мель. И начал грести под водой по-собачьи, как делали сверстники. И, о чудо, всплыл. Даже испугаться не успел. Поплыл по течению до брода, там вышел на сушу и как ни в чем не бывало вернулся на пляж и просто пошел снова в воду, чтобы переплыть реку. Сначала собачкой, а с середины реки поплыл псевдо-лягушкой. Сказал пацанам, что решил все-таки с ними попрыгать, и минут через 5 уже нырял рыбкой и бомбой с дерева. Звучит сказочно, но так оно и есть, мой лучший друг был свидетелем и, вероятно, тоже до сих пор не подозревает, что буквально за 10 минут до момента, как я до них доплыл, я еще не умел плавать, а несколько минут назад чуть не утонул. Выводов не будет, потому что мой жизненный опыт дает понять, что принцип just do it работает только там, где социальные взаимодействия не играют роли и все зависит от тебя. Чаще же мне пришлось сталкиваться с тем, что моя отвага играла со мной злую шутку, так как мои интересы противоречили интересам "более статусных" людей или групп, из-за чего меня просто стигматизировали. Общество работает немножко по-другому.
P.S. Через год приехавший из Орловщины одноклассник на этом же месте научил меня рыбачить с удочкой. Удочки мы делали сами из орешника. Именно в Протве я выловил первого пескаря, первого ерша, первого голавля, подлещика, плотву и даже одного щуренка.
Абсолютно все: "Снова он пишет про свою Совегу. Да мы уже поняли, что это бассейн Северной Двины, а не Верхневолжье, и что сам одноименный субрегион — часть Русского Севера".
Тем временем я: "Все-все, я понял, что всем уже надоело. Так вот, сегодня тогда хочу рассказать о реке Водопойнице. В общем, эта маленькая речка длиной всего 14 км — приток Совеги и, что логично, тоже является частью Северодвинского бассейна...".
Тем временем я: "Все-все, я понял, что всем уже надоело. Так вот, сегодня тогда хочу рассказать о реке Водопойнице. В общем, эта маленькая речка длиной всего 14 км — приток Совеги и, что логично, тоже является частью Северодвинского бассейна...".
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
Пост о том, как в течение советского периода у нас стиралась связь с дореволюционной Великороссией. В качестве наглядного примера приведу Пошехонье — историческую область по берегам Шексны по маршруту "оз. Белое — Череповец — Рыбинск". При советской власти не только буквально смыли сердце Пошехонья с его "Китеж-градами" вроде Мологи водами Рыбинского водохранилища, но и изъяли у нас из памяти исторический образ Пошехонской Руси. Честно признаюсь, но с этим словом у меня в первую очередь ассоциируется отнюдь не образ гордого Русского Севера, не бытовавшие на Руси грубоватые фольклорно-литературные сатирические образы пошехонцев, не образ крепостничества в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, не затопленная пресловутым "водограбилищем" родина художника В.В. Верещагина и хирурга Н.М. Амосова и даже не знаменитые на весь мир творения великого русского фотографа, одного из пионеров цветной фотографии С.М. Прокудина-Горского. А лишь советская марка сыра (справедливости ради, Пошехонский сыр — мой любимый).
Подводя промежуточный итог "речной" теме. В общем, в контексте Совеги я говорил о том, что это регион Посухонья. А в предыдущем посте речь шла о Пошехонье. На всякий случай справка: это разные регионы. Один — по реке Сухоне, а другой — по Шексне (Шехоне). Пусть они и соседствуют. Вологда — Посухонье, а Череповец — уже Пошехонье. Они даже к разным водным системам относятся: Сухона — к беломорскому, а Шексна — к каспийскому.
* на самом деле пост был ради мемеса, потому что я в школе их постоянно путал.
* на самом деле пост был ради мемеса, потому что я в школе их постоянно путал.
Предвкушая вероятные до*бы ментов до пришедших завтра на избирательные участки к полудню (ведь вся преступность уже побеждена), хотел бы начать серию постов (из трех постов), когда менты под надуманными предлогами цеплялись ко мне.
Так вот, обладая стандартной для европейской части России внешностью и будучи нормальным человеком, я обычно не привлекаю внимание охранки. У меня даже никогда не было приводов, хотя я с 18-ти лет вполне осознанный правачок (но умненький, поэтому не привлекающий внимание даже знакомых. Мне, как любому уважающему себя правачку, не хватает только еврейской тянки). Но было три случая, когда даже я попадал под "ориентировки". Правда, не по подозрению в преступлении, а по подозрению в мыслепреступлении, потому что бывают случаи, когда рандомные парни со славянской внешностью кажутся особой угрозой одному трусливому карапузу, но на законных основаниях он ничего сделать не может. В общем, после Манежки, Болотной и прочих уличных акций кое-кто почувствовал угрозу своей власти. И потому начал расправляться со всеми неугодными, что продолжает делать до сих пор. В первую очередь с теми, кто имеет полное право на власть в своей стране и потенциальный ресурс для ее достижения в виде 80% государствообразующего населения — а именно с русскими правыми. Потому 2013-й год стал лебединой песнью организованного русского движа, который после 2014-го загнали под шконку под дружное улюлюкание нынешних либерал-эмигрантов со статусом "иноагентов" (вот же ирония судьбы, правда?). Летом 2013-го мне было 20 лет и я, будучи студентом СПбГУ, подрабатывал на заводе под Питером. Я же деревенский и не искал легких заработков типа офиком, считал, что заработанные деньги я должен почувствовать своими руками. Там я познакомился с парнем-ровесником с совпадающими со мной умеренными правыми взглядами (он сейчас довольно уважаемый человек, благородным делом занят, как настоящий приличный русский человек). В это же время вБаку-на-Неве Петербурге стала популярной позже прикрытая акция "Русская зачистка", когда правые гражданские активисты ходили и проверяли нелегальных продаванов гнилых овощей, паленой алкашки и вонючей шавухи на законность осуществляемой ими деятельности. В общем, позарились на золотую жилу для монополистов в уличной торговле — диаспор (в основном гейдаров) и крышующих их ментов (в основном степашек). Они не могли такого стерпеть. Лично я ни разу не поучаствовал в подобной уличной акции, хотя планировал (на заводе работать тяжеловато), но искренне поддержал тех, кто здорово спугнул контингент знаменитого "Народного" недалеко от моего дома (почитайте, смешная история была, после этого там хотя бы визуально все в порядок привели. Я там был всего раз до реорганизации и поклялся, что лучше умру с голода, чем туда еще раз приду). Так вот один раз в день проведения такой акции в моем районе я иду такой из магазина домой. И тут мне навстречу машинка с мигалками (та самая, от вида которой ты не чувствуешь себя защищенным, а впадаешь в панику), оттуда выходят 4 (!) бравых молодца и требуют у меня документы. А у меня как раз временный паспорт с собой был, так как менял. Я, как положено, спрашиваю их документы и основание для проверки, на что они мне такие: А ВДРУГ ВЫ НЕЛЕГАЛЬНЫЙ МИГРАНТ ИЗ УКРАИНЫ? Еле сдержался, чтобы не заржать. То есть эти бравые заSHITники реально держат нас за идиотов. В общем, не стал качать права, показал свой недопашпарт и пошел домой, даже не подозревая, что буквально через полгода наша любимая страна пойдет по пути саморазрушения... Ну а кто позор России, я давно уяснил.
Так вот, обладая стандартной для европейской части России внешностью и будучи нормальным человеком, я обычно не привлекаю внимание охранки. У меня даже никогда не было приводов, хотя я с 18-ти лет вполне осознанный правачок (но умненький, поэтому не привлекающий внимание даже знакомых. Мне, как любому уважающему себя правачку, не хватает только еврейской тянки). Но было три случая, когда даже я попадал под "ориентировки". Правда, не по подозрению в преступлении, а по подозрению в мыслепреступлении, потому что бывают случаи, когда рандомные парни со славянской внешностью кажутся особой угрозой одному трусливому карапузу, но на законных основаниях он ничего сделать не может. В общем, после Манежки, Болотной и прочих уличных акций кое-кто почувствовал угрозу своей власти. И потому начал расправляться со всеми неугодными, что продолжает делать до сих пор. В первую очередь с теми, кто имеет полное право на власть в своей стране и потенциальный ресурс для ее достижения в виде 80% государствообразующего населения — а именно с русскими правыми. Потому 2013-й год стал лебединой песнью организованного русского движа, который после 2014-го загнали под шконку под дружное улюлюкание нынешних либерал-эмигрантов со статусом "иноагентов" (вот же ирония судьбы, правда?). Летом 2013-го мне было 20 лет и я, будучи студентом СПбГУ, подрабатывал на заводе под Питером. Я же деревенский и не искал легких заработков типа офиком, считал, что заработанные деньги я должен почувствовать своими руками. Там я познакомился с парнем-ровесником с совпадающими со мной умеренными правыми взглядами (он сейчас довольно уважаемый человек, благородным делом занят, как настоящий приличный русский человек). В это же время в
Впервые в жизни пошел на президентские "выборы". До этого участвовал в выборах три раза — на думских в 2011-м против Едра, в 2019-м на губернаторских в СПб против мерзкого усатого бакинца и в 2020-м против поправок. В общем, пошел к 12:00. Ожидал худшего, но между 12:03 и 12:26 на участке были замечены до 200 человек и очередь только росла. Причем самые разные возрастные группы: и бабушки с дедами, и молодые катлеты вроде меня, и альтушки с Госуслуг, и молодые соевые парочки, и офисные милфы, и даже скуфы. Не видел только многонациональных "соотечественников" из всех этих мифических "666 народов РФ", которые миллионами штурмуют МФЦ в поисках наших пособий и пенсий сразу по приезде в нашу щедрую страну по программам замещения переселения. Из ментов насчитал всего троих (я их мог бы лично отвести к двум разливайкам паленки в радиусе 500 м, где они были бы более полезны, но что-то подсказывает, что это бесполезно). Никого не вязали, не провоцировали, но досматривали как в аэропорту.
Будет Русь свободной, будет!
Будет Русь свободной, будет!
Немного доделал присланный другом мем по поводу привычной в течение последних трех месяцев ситуации с результатами Ньюкасла.
#NewcastleUnited
#NewcastleUnited
Вчера 94 года исполнилось украинской поэтессе Лине Костенко. И я решил воспользоваться поводом приплести Стародубщину. Ведь у Лины Васильевны есть трогательное стихотворение о старых дубах, а дуб не только широко представлен в традиционной культуре и геральдике, но и является одним из символов запорожского казачества, к коему мы имели непосредственное отношение. Кстати, во время второй Малороссийской коллегии было подготовлено несколько проектов герба Малороссии, один из них привожу (источник: Шпунтов А.В. Гербы, эмблемы и символы Стародубья. Тверь, 2003). На нем изображены эмблемы земель пяти древних княжеств в межах Левобережной Украины: Киевского, Переяславского, Стародубского, Новгород-Северского и Черниговского (трое последних — с нашей Северщины).
Старі дуби, спасибі вам за осінь,
за відлітання радості і птиць.
Ще, певно, я затуркана не зовсім,
що чую шурхіт княжих багряниць.
Моя княгине! Ти ідеш вмирати,
піднівши вгору стомлене лице.
Я плачу, й можу сліз не витирати.
Старі дуби, спасибі вам за це.
Старі дуби, спасибі вам за осінь,
за відлітання радості і птиць.
Ще, певно, я затуркана не зовсім,
що чую шурхіт княжих багряниць.
Моя княгине! Ти ідеш вмирати,
піднівши вгору стомлене лице.
Я плачу, й можу сліз не витирати.
Старі дуби, спасибі вам за це.