Сегодня объявили лонг «Большой книги», а я в этом сезоне почему-то сильно интересуюсь премиями. Пока читаю лонг Международного букера, Women’s Prize и иностранной номинации Ясной Поляны, почему бы не составить себе новых планов на чтение и не проставить галочки рядом с прочитанным!
Полный список можно найти по ссылке, а моё избранное поделится на несколько рубрик
Прочитала-написала:
▫️Лужбина Анна – сборник рассказов «Юркие люди»
▫️Манойло Екатерина – роман «Ветер уносит мёртвые листья»
▫️Тюльбашева Светлана – роман «Лес»
Буквально в процессе чтения/ лежат на прикроватной тумбочке и смотрят на меня с укором:
▫️Благова Даша – роман «Течения»
▫️Вагнер Яна – роман «Тоннель»
▫️Секисов Антон – роман «Комната Вагинова»
▫️ Шалашова Александра – роман «Камни поют»
Недавно (или прямо сегодня) добавила в свой список на будущее:
▫️Авакян-Ржевский Сергей – роман «Дорога Сурена»
▫️Алексеева Надя – роман «Полунощница»
▫️Побяржина Хелена – роман «Другие ноты»
▫️Сорока Вера – роман «Питерские монстры»
▫️ Яковлева Юлия – роман «Поэты и джентльмены»
Рада, что в списке много молодых авторов, много авторов, чьим творчеством я интересуюсь. Есть и опытные титулованные писатели, но их, я уверена, поклонники прочитают и без всяких списков.
Поздравляю всех авторов длинного списка с таким успехом, а нам, читателям, желаю побольше книжек, побольше новых списков интересного и прекрасного, а не новых списков снятого с продажи и изъятого с библиотечных полок. Пусть будет больше книг!❤️
Полный список можно найти по ссылке, а моё избранное поделится на несколько рубрик
Прочитала-написала:
▫️Лужбина Анна – сборник рассказов «Юркие люди»
▫️Манойло Екатерина – роман «Ветер уносит мёртвые листья»
▫️Тюльбашева Светлана – роман «Лес»
Буквально в процессе чтения/ лежат на прикроватной тумбочке и смотрят на меня с укором:
▫️Благова Даша – роман «Течения»
▫️Вагнер Яна – роман «Тоннель»
▫️Секисов Антон – роман «Комната Вагинова»
▫️ Шалашова Александра – роман «Камни поют»
Недавно (или прямо сегодня) добавила в свой список на будущее:
▫️Авакян-Ржевский Сергей – роман «Дорога Сурена»
▫️Алексеева Надя – роман «Полунощница»
▫️Побяржина Хелена – роман «Другие ноты»
▫️Сорока Вера – роман «Питерские монстры»
▫️ Яковлева Юлия – роман «Поэты и джентльмены»
Рада, что в списке много молодых авторов, много авторов, чьим творчеством я интересуюсь. Есть и опытные титулованные писатели, но их, я уверена, поклонники прочитают и без всяких списков.
Поздравляю всех авторов длинного списка с таким успехом, а нам, читателям, желаю побольше книжек, побольше новых списков интересного и прекрасного, а не новых списков снятого с продажи и изъятого с библиотечных полок. Пусть будет больше книг!❤️
Telegram
Премия «Большая книга»
Длинный список XIX сезона
Национальной литературной премии «Большая книга»⚡️🤩
▫️Авакян-Ржевский Сергей – роман «Дорога Сурена»
▫️Аксёнов Василий – сборник «Флегонт, Февруса и другие»
▫️Алексеева Надя – роман «Полунощница»
▫️Батурина Евгения – роман…
Национальной литературной премии «Большая книга»⚡️🤩
▫️Авакян-Ржевский Сергей – роман «Дорога Сурена»
▫️Аксёнов Василий – сборник «Флегонт, Февруса и другие»
▫️Алексеева Надя – роман «Полунощница»
▫️Батурина Евгения – роман…
“Семейный лексикон”, Наталия Гинзбург @izdaniya
Мне очень хотелось прочитать эту книгу еще с тех пор, как увидела ее в издательском плане Подписных.
Это не роман, а семейные мемуары, которые, впрочем, читаются не хуже романа. Большая итальянская семья становится все больше, и все было бы отлично, но есть нюанс: у семьи еврейская фамилия, а времена к такому неблагосклонны:
“[Отец] пришел к выводу, что с фашизмом ничего, абсолютно ничего нельзя поделать.
Мать, напротив, по натуре была оптимисткой и все время ждала какого-нибудь неожиданного переворота. [...]
– Пойду посмотрю, как там фашизм – еще не рухнул? – говорила она по утрам, собираясь на улицу. – А то, может, Муссолини уже спихнули.”
Гинзбург разворачивает жизнь своей семьи как панораму жизни современной ей Италии, которая всеми силами пыталась “спихнуть” фашизм, и в то же время просто жить свою жизнь: покупать платья, приглашать друзей на ужин, ходить в горы, жениться и выходить замуж, искать дело по душе.
“Семейный лексикон” не похож на классическую биографию, но это и отнюдь не автофикшен: Гинзбург пишет свою семью широкими мазками, через бытовые эпизоды, любимые словечки и поговорки, которые сложились в их собственный семейный лексикон, который скреплял их через годы, куда бы ни забросила их судьба. И начинается, и заканчивается этот текст в (казалось бы) случайном месте, на случайной сцене, уютной домашней шутливой перепалке.
Интересно, что Гинзбург не ставит себя в центр повествования. Она описывает историю семьи с того времени, когда она была еще совсем ребенком, и ее восприятие и постепенное взросление, разумеется, окрашивает тон текста. Что-то она помнит только по рассказам, что-то вспоминает уже сама. Но это не мучительная попытка найти свои корни или рассказать миру о своих травмах. Скорее, это добрый и теплый способ увековечить на страницах тех людей, которых унесло ужасное трудное время, и о которых не хотелось бы забыть ни за что. Хоть многие из героев “Семейного лексикона” – сами по себе известные великие люди, для Наталии они были случайными гостями, друзьями родителей или братьев и сестер, ее коллегами и знакомыми, подругами детства.
А вы уже прочитали мемуары Гинзбург? Есть еще старое издание с другим названием, видела его на канале Хелены Побяржиной.
Мне очень хотелось прочитать эту книгу еще с тех пор, как увидела ее в издательском плане Подписных.
Это не роман, а семейные мемуары, которые, впрочем, читаются не хуже романа. Большая итальянская семья становится все больше, и все было бы отлично, но есть нюанс: у семьи еврейская фамилия, а времена к такому неблагосклонны:
“[Отец] пришел к выводу, что с фашизмом ничего, абсолютно ничего нельзя поделать.
Мать, напротив, по натуре была оптимисткой и все время ждала какого-нибудь неожиданного переворота. [...]
– Пойду посмотрю, как там фашизм – еще не рухнул? – говорила она по утрам, собираясь на улицу. – А то, может, Муссолини уже спихнули.”
Гинзбург разворачивает жизнь своей семьи как панораму жизни современной ей Италии, которая всеми силами пыталась “спихнуть” фашизм, и в то же время просто жить свою жизнь: покупать платья, приглашать друзей на ужин, ходить в горы, жениться и выходить замуж, искать дело по душе.
“Семейный лексикон” не похож на классическую биографию, но это и отнюдь не автофикшен: Гинзбург пишет свою семью широкими мазками, через бытовые эпизоды, любимые словечки и поговорки, которые сложились в их собственный семейный лексикон, который скреплял их через годы, куда бы ни забросила их судьба. И начинается, и заканчивается этот текст в (казалось бы) случайном месте, на случайной сцене, уютной домашней шутливой перепалке.
Интересно, что Гинзбург не ставит себя в центр повествования. Она описывает историю семьи с того времени, когда она была еще совсем ребенком, и ее восприятие и постепенное взросление, разумеется, окрашивает тон текста. Что-то она помнит только по рассказам, что-то вспоминает уже сама. Но это не мучительная попытка найти свои корни или рассказать миру о своих травмах. Скорее, это добрый и теплый способ увековечить на страницах тех людей, которых унесло ужасное трудное время, и о которых не хотелось бы забыть ни за что. Хоть многие из героев “Семейного лексикона” – сами по себе известные великие люди, для Наталии они были случайными гостями, друзьями родителей или братьев и сестер, ее коллегами и знакомыми, подругами детства.
А вы уже прочитали мемуары Гинзбург? Есть еще старое издание с другим названием, видела его на канале Хелены Побяржиной.
Из недавнего прочитанного - авторы из разных стран. О каком сегодня рассказать?
Final Results
16%
Россия
28%
Япония
16%
Великобритания
2%
США
25%
Чили
12%
Франция
“Жизнь на продажу” и “После банкета”, Юкио Мисима
За последнее время я прочитала два компактных романа Мисимы и возлюбила его творчество еще сильнее. Теперь я пытаюсь вспомнить, почему мне так не понравилась “Исповедь маски”, ведь “Жажда любви”, “Дом Кёко” и вот эти два романа мне понравились чрезвычайно. Тем не менее, возвращаться к “Исповеди” я не тороплюсь: меня ждет целая стопка романов Мисимы, которые я еще не читала.
“Жизнь на продажу”
Главный герой – молод и не отягощен особенными проблемами, но в какой-то момент он понимает, что жизнь не имеет смысла, и можно было бы с ней покончить, но ему в голову приходит чуть более удачная мысль. Зачем расставаться с жизнью просто так, если ее можно… продать? Раз уж он все равно решил умереть, можно предоставить свои последние дни в распоряжение заказчика, и если это будет стоить ему жизни, что ж, на то и расчет!
Как только жизнь перестает быть ценностью, логика и мышление героя меняются. В конце концов, страх становится практически бессмысленной эмоцией: ведь самый большой страх – это потерять жизнь, а это стало его целью, так чего бояться? Роман напомнил мне этим фильм с Джимом Керри “Всегда говори да”, где герой получает совет соглашаться на все, что предложит ему жизнь, и это приводит его в странные ситуации и показывает, как разнообразен может быть опыт. В фильме, конечно, кое-что оказывается немного не тем, чем казалось, но и у Мисимы роман не похож на добрую комедию.
Ценность жизни для ее обладателя – это вопрос и житейский, и философский. Но интересно, сколько стоит чужая жизнь для разных категорий людей. Мисима пишет, казалось бы, бодренький шпионский триллер (он и так может?! да!), но вместе с тем он рассказывает очень много о современной ему Японии, показывает целую панораму типажей, но делает это так ярко и лаконично, как может только он. События романа часто слегка выпадают из рамок правдоподобного, но это лишь украшает роман: он будто смеется сам над собой, над своей абсурдной завязкой, над тем, с какой готовностью заказчики откликались на мутноватое объявление о продаже жизни, и над тем, что любой, кто не вписывается в общепринятые нормы, не вызывает доверия, ведь нарушил ожидаемые и прогнозируемые причинно-следственные связи, а значит, стал опасным.
“После банкета”
Здесь, как и в “Жажде любви”, мы встречаем сильную и страстную героиню, которая знает, чего хочет от жизни. Она владеет успешным рестораном, имеет некоторые полезные знакомства, но она так долго выбиралась из грязи в князи, а действительно значительного статуса в обществе так и не обрела. Она, кажется, смирилась с этим и не искала ни социального лифта, ни любви, но вот пришел Он, буря, страсть, безумие (японских пенсионеров), и они женаты.
Но есть нюанс: новобрачный – бывший политик, и его партия вновь призвала его и уговорила участвовать в выборах. Героиня бросается в предвыборную гонку с такой же страстью, с которой управляла своим детищем, любимым рестораном. И вот вопрос: как уживутся в жизни отдельно взятой женщины поздний брак с очень традиционным и упрямым мужчиной, участие (иногда и без его ведома) в его политической жизни и управление рестораном, которому благоволят чиновники из конкурирующей партии?
Вот это Мисима, вот это молодец! Тут и бизнес-вуман, и политика, и попытки взобраться по социальной лестнице, и тема позднего брака, когда полностью сложившиеся и совершенно автономные люди так или иначе приспосабливаются друг к другу (угадайте, кто приспосабливается, а кто угрюмо смотрит и ждет, что его мысли прочитают?). В любви и на войне все средства хороши, а бизнес и политика приобретают черты то ли страстного романа, то ли кровопролитной бойни. И на каждом шагу героиня выбирает, жертвует, предает – но мужа или самое себя?
П.С.: В посте выше были такие страсти по Японии! Обязательно на днях соберу в отдельную подборку то, что писала о японских авторах и книгах, действие которых происходит в Японии. Видимо, пришла пора хештегов!
Так что: #япония #мисима
За последнее время я прочитала два компактных романа Мисимы и возлюбила его творчество еще сильнее. Теперь я пытаюсь вспомнить, почему мне так не понравилась “Исповедь маски”, ведь “Жажда любви”, “Дом Кёко” и вот эти два романа мне понравились чрезвычайно. Тем не менее, возвращаться к “Исповеди” я не тороплюсь: меня ждет целая стопка романов Мисимы, которые я еще не читала.
“Жизнь на продажу”
Главный герой – молод и не отягощен особенными проблемами, но в какой-то момент он понимает, что жизнь не имеет смысла, и можно было бы с ней покончить, но ему в голову приходит чуть более удачная мысль. Зачем расставаться с жизнью просто так, если ее можно… продать? Раз уж он все равно решил умереть, можно предоставить свои последние дни в распоряжение заказчика, и если это будет стоить ему жизни, что ж, на то и расчет!
Как только жизнь перестает быть ценностью, логика и мышление героя меняются. В конце концов, страх становится практически бессмысленной эмоцией: ведь самый большой страх – это потерять жизнь, а это стало его целью, так чего бояться? Роман напомнил мне этим фильм с Джимом Керри “Всегда говори да”, где герой получает совет соглашаться на все, что предложит ему жизнь, и это приводит его в странные ситуации и показывает, как разнообразен может быть опыт. В фильме, конечно, кое-что оказывается немного не тем, чем казалось, но и у Мисимы роман не похож на добрую комедию.
Ценность жизни для ее обладателя – это вопрос и житейский, и философский. Но интересно, сколько стоит чужая жизнь для разных категорий людей. Мисима пишет, казалось бы, бодренький шпионский триллер (он и так может?! да!), но вместе с тем он рассказывает очень много о современной ему Японии, показывает целую панораму типажей, но делает это так ярко и лаконично, как может только он. События романа часто слегка выпадают из рамок правдоподобного, но это лишь украшает роман: он будто смеется сам над собой, над своей абсурдной завязкой, над тем, с какой готовностью заказчики откликались на мутноватое объявление о продаже жизни, и над тем, что любой, кто не вписывается в общепринятые нормы, не вызывает доверия, ведь нарушил ожидаемые и прогнозируемые причинно-следственные связи, а значит, стал опасным.
“После банкета”
Здесь, как и в “Жажде любви”, мы встречаем сильную и страстную героиню, которая знает, чего хочет от жизни. Она владеет успешным рестораном, имеет некоторые полезные знакомства, но она так долго выбиралась из грязи в князи, а действительно значительного статуса в обществе так и не обрела. Она, кажется, смирилась с этим и не искала ни социального лифта, ни любви, но вот пришел Он, буря, страсть, безумие (японских пенсионеров), и они женаты.
Но есть нюанс: новобрачный – бывший политик, и его партия вновь призвала его и уговорила участвовать в выборах. Героиня бросается в предвыборную гонку с такой же страстью, с которой управляла своим детищем, любимым рестораном. И вот вопрос: как уживутся в жизни отдельно взятой женщины поздний брак с очень традиционным и упрямым мужчиной, участие (иногда и без его ведома) в его политической жизни и управление рестораном, которому благоволят чиновники из конкурирующей партии?
Вот это Мисима, вот это молодец! Тут и бизнес-вуман, и политика, и попытки взобраться по социальной лестнице, и тема позднего брака, когда полностью сложившиеся и совершенно автономные люди так или иначе приспосабливаются друг к другу (угадайте, кто приспосабливается, а кто угрюмо смотрит и ждет, что его мысли прочитают?). В любви и на войне все средства хороши, а бизнес и политика приобретают черты то ли страстного романа, то ли кровопролитной бойни. И на каждом шагу героиня выбирает, жертвует, предает – но мужа или самое себя?
П.С.: В посте выше были такие страсти по Японии! Обязательно на днях соберу в отдельную подборку то, что писала о японских авторах и книгах, действие которых происходит в Японии. Видимо, пришла пора хештегов!
Так что: #япония #мисима
#япония
За время ведения этого канала и соавторства литературного подкаста Стивен КНИГ @stephenknigpodcast я успела прочитать несколько книг японских авторов. Когда я листала канал в поисках постов, я изрядно утомилась, поэтому теперь буду использовать хештеги!
Первым в списке будет Юкио Мисима #мисима
◽️Сначала немного о самом авторе (ютуб): Юкио Мисима - загадочный и противоречивый
◽️Дальше о романе “Жажда любви”: мой пост и эпизод подкаста "Доминируй, властвуй, люби!"
И посты о других романах автора:
◽️“Дом Кёко”
◽️“Жизнь на продажу” и “После банкета”
Дальше любимая Крейзи Саяка и посты о ее трех книжках, переведенных на русский #мурата
◽️"Человек-комбини", краткое содержание
◽️“Земляноиды”
◽️“Церемония жизни”
Теперь время хонкаку-детективов и мастера жанра Содзи Симады #симада #детектив
◽️О “Токийском Зодиаке” рассказываю в эпизоде подкаста "Об одном триллере и трех детективах"
◽️О “Доме кривых стен” снимала небольшое видео на ютуб: Адвент календарь от подкаста Стивен Книг - день 20
◽️О “Двойнике с лунной дамбы” писала пост на канале
Другие романы японских авторов:
◽️“Догра Магра”, Юмэно Кюсаку #кюсаку
◽️“Канцтовары Цубаки”, Ито Огава #итоогава
◽️“Там, где в дымке холмы”, Кадзуо Исигуро (автор британский, но действие происходит в Японии) #исигуро
◽️“Одна заживу, сама с собой”, Тисако Вакатакэ – есть пост на канале, а еще обсуждали в отличнейшем эпизоде подкаста "Одиночество - с(к)ука? Отвечает Тисако Вакатакэ"
◽️“Любимое уравнение профессора”, Ёко Огава #ёкоогава
◽️"Мелкий снег" Дзюнъитиро Танидзаки – в мини-эпизоде нашего подкаста от Анны #танидзаки
◽️“Нора”, Хироко Оямада #оямада
Сборники рассказов #рассказы
◽️ Один из самых интересных для меня эпизодов подкаста мы посвятили рассказам Акутагавы: Поиск истины. «В чаще» и «Ворота Расемон» #акутагава
◽️“Люди тут у нас”, Хироми Каваками #каваками
◽️"Красная птица" Детская литература Японии
Сюда не вошли посты из моего профиля в запрещенной сети, но, если есть желание, найти мою страничку легко – называется она так же, я ее пока больше не веду. Надеюсь, вам будет интересно вернуться к моим (и нашим) не самым новым материалам, поделиться мыслями, пополнить свой список чтения и подбросить что-нибудь в мой.
За время ведения этого канала и соавторства литературного подкаста Стивен КНИГ @stephenknigpodcast я успела прочитать несколько книг японских авторов. Когда я листала канал в поисках постов, я изрядно утомилась, поэтому теперь буду использовать хештеги!
Первым в списке будет Юкио Мисима #мисима
◽️Сначала немного о самом авторе (ютуб): Юкио Мисима - загадочный и противоречивый
◽️Дальше о романе “Жажда любви”: мой пост и эпизод подкаста "Доминируй, властвуй, люби!"
И посты о других романах автора:
◽️“Дом Кёко”
◽️“Жизнь на продажу” и “После банкета”
Дальше любимая Крейзи Саяка и посты о ее трех книжках, переведенных на русский #мурата
◽️"Человек-комбини", краткое содержание
◽️“Земляноиды”
◽️“Церемония жизни”
Теперь время хонкаку-детективов и мастера жанра Содзи Симады #симада #детектив
◽️О “Токийском Зодиаке” рассказываю в эпизоде подкаста "Об одном триллере и трех детективах"
◽️О “Доме кривых стен” снимала небольшое видео на ютуб: Адвент календарь от подкаста Стивен Книг - день 20
◽️О “Двойнике с лунной дамбы” писала пост на канале
Другие романы японских авторов:
◽️“Догра Магра”, Юмэно Кюсаку #кюсаку
◽️“Канцтовары Цубаки”, Ито Огава #итоогава
◽️“Там, где в дымке холмы”, Кадзуо Исигуро (автор британский, но действие происходит в Японии) #исигуро
◽️“Одна заживу, сама с собой”, Тисако Вакатакэ – есть пост на канале, а еще обсуждали в отличнейшем эпизоде подкаста "Одиночество - с(к)ука? Отвечает Тисако Вакатакэ"
◽️“Любимое уравнение профессора”, Ёко Огава #ёкоогава
◽️"Мелкий снег" Дзюнъитиро Танидзаки – в мини-эпизоде нашего подкаста от Анны #танидзаки
◽️“Нора”, Хироко Оямада #оямада
Сборники рассказов #рассказы
◽️ Один из самых интересных для меня эпизодов подкаста мы посвятили рассказам Акутагавы: Поиск истины. «В чаще» и «Ворота Расемон» #акутагава
◽️“Люди тут у нас”, Хироми Каваками #каваками
◽️"Красная птица" Детская литература Японии
Сюда не вошли посты из моего профиля в запрещенной сети, но, если есть желание, найти мою страничку легко – называется она так же, я ее пока больше не веду. Надеюсь, вам будет интересно вернуться к моим (и нашим) не самым новым материалам, поделиться мыслями, пополнить свой список чтения и подбросить что-нибудь в мой.
YouTube
Юкио Мисима - загадочный и противоречивый
В дополнение к нашему выпуску о романе Юкио Мисимы "Жажда любви" - https://www.youtube.com/watch?v=72DLizrUJ8A - поговорим еще немного о многогранной и многоликой персоне одного из самых известных японских писателей.
О нас на сайте https://stephenknig.ru…
О нас на сайте https://stephenknig.ru…
#накупила
Апрель подарил мне больше книг, чем я успела прочитать (количественно), в отличие от февраля и марта. Весеннее безумие вступает в свои права, ну и у меня скоро день рождения, почему бы заранее не начать покупать для себя подарки?
Так подумала я и накупила себе красивых изданий Мисимы, тем более, что у меня случился какой-то мисимный запой, начинаю третью книжку автора подряд. А в комплект к сборнику “Люди тут у нас” импульсивно купила “Портфель учителя” (ладно, не совсем импульсивно, а после прекрасного отзыва Тани на канале Постоянная читательница).
Еще на меня сошла лавина книг Сорокина: благодаря Лизе (ведет великолепный канал Язык приготовила, и вместо обещанной в розыгрыше “Манараги” прислалак ней в довесок еще две крутые оранжевые книги и модные закладки) и из-за запрета третьей части трилогии про доктора Гарина (которую я не покажу, но она у меня теперь есть: купила, пока было можно).
Разумеется, была ярмарка non/fictioN, которая порадовала и переизданием “Сестромама”, и старыми номерами “Иностранной литературы”, и “Макунаимой” (кто там просил Бразилию? будет!), и “Семейным лексиконом”, и даже внезапно рассказами Натальи Мещаниновой, которые я уже и не чаяла встретить. Кажется, все читали их, кроме меня. Еще я познакомилась с крутым издательством “Спорт-марафон”, и их открытки и закладки – это что-то гениальное!!! А до их прекрасных книг я еще доберусь, в спортзал я уже вернулась.
Так как покупать книги и читать их – это два разных хобби, то о прочитанном будет другой пост. Тут – только покупки, подарки, неистовая радость потребительства. А что удивительного накупили вы?
Апрель подарил мне больше книг, чем я успела прочитать (количественно), в отличие от февраля и марта. Весеннее безумие вступает в свои права, ну и у меня скоро день рождения, почему бы заранее не начать покупать для себя подарки?
Так подумала я и накупила себе красивых изданий Мисимы, тем более, что у меня случился какой-то мисимный запой, начинаю третью книжку автора подряд. А в комплект к сборнику “Люди тут у нас” импульсивно купила “Портфель учителя” (ладно, не совсем импульсивно, а после прекрасного отзыва Тани на канале Постоянная читательница).
Еще на меня сошла лавина книг Сорокина: благодаря Лизе (ведет великолепный канал Язык приготовила, и вместо обещанной в розыгрыше “Манараги” прислалак ней в довесок еще две крутые оранжевые книги и модные закладки) и из-за запрета третьей части трилогии про доктора Гарина (которую я не покажу, но она у меня теперь есть: купила, пока было можно).
Разумеется, была ярмарка non/fictioN, которая порадовала и переизданием “Сестромама”, и старыми номерами “Иностранной литературы”, и “Макунаимой” (кто там просил Бразилию? будет!), и “Семейным лексиконом”, и даже внезапно рассказами Натальи Мещаниновой, которые я уже и не чаяла встретить. Кажется, все читали их, кроме меня. Еще я познакомилась с крутым издательством “Спорт-марафон”, и их открытки и закладки – это что-то гениальное!!! А до их прекрасных книг я еще доберусь, в спортзал я уже вернулась.
Так как покупать книги и читать их – это два разных хобби, то о прочитанном будет другой пост. Тут – только покупки, подарки, неистовая радость потребительства. А что удивительного накупили вы?
#начитала в апреле одиннадцать разномастных книг. Три написаны на русском, четыре – на английском; три в переводе на русский, одна – на английский. Среди апрельских книг – целых три нехудожественных, для меня это очень много. Вот список:
◽️“Словно мы злодеи”, М.Л. Рио #темнаяакадемия #сша
◽️“Lovers at the Museum”, Isabel Allende #рассказы #альенде #чили
◽️“The Virgin in the Garden”, A. S. Byatt
◽️“Blurb Your Enthusiasm: A Cracking Compendium of Book Blurbs, Writing Tips, Literary Folklore and Publishing Secrets”, Louise Willder #нонфик
◽️“Simpatía”, Rodrigo Blanco Calderón #венесуэла
◽️“Knife: Meditations After an Attempted Murder”, Salman Rushdie #нонфик #рушди
◽️“Семейный лексикон”, Наталия Гинзбург #нонфик #италия
◽️“Тоннель”, Яна Вагнер
◽️“После банкета”, Юкио Мисима #япония #мисима
◽️“Манарага”, Владимир Сорокин
◽️“Течения”, Даша Благова
Если вы такое тоже читали, буду рада вашим впечатлениям! Чем порадовал вас читательский апрель?
П.С. Я начала играть с хештегами буквально два дня назад, и, чтобы не проиграть, теперь расставляю их щедро: прошлые посты редактировать не хочу, но на канале появятся подборки того, что можно было бы собрать хештегом, если бы они у меня были раньше. Сейчас по ключевым словам или именам можно поискать по каналу при помощи поиска в верхнем правом меню.
◽️“Словно мы злодеи”, М.Л. Рио #темнаяакадемия #сша
◽️“Lovers at the Museum”, Isabel Allende #рассказы #альенде #чили
◽️“The Virgin in the Garden”, A. S. Byatt
◽️“Blurb Your Enthusiasm: A Cracking Compendium of Book Blurbs, Writing Tips, Literary Folklore and Publishing Secrets”, Louise Willder #нонфик
◽️“Simpatía”, Rodrigo Blanco Calderón #венесуэла
◽️“Knife: Meditations After an Attempted Murder”, Salman Rushdie #нонфик #рушди
◽️“Семейный лексикон”, Наталия Гинзбург #нонфик #италия
◽️“Тоннель”, Яна Вагнер
◽️“После банкета”, Юкио Мисима #япония #мисима
◽️“Манарага”, Владимир Сорокин
◽️“Течения”, Даша Благова
Если вы такое тоже читали, буду рада вашим впечатлениям! Чем порадовал вас читательский апрель?
П.С. Я начала играть с хештегами буквально два дня назад, и, чтобы не проиграть, теперь расставляю их щедро: прошлые посты редактировать не хочу, но на канале появятся подборки того, что можно было бы собрать хештегом, если бы они у меня были раньше. Сейчас по ключевым словам или именам можно поискать по каналу при помощи поиска в верхнем правом меню.
#дайджест апрельского книжного телеграма получился у меня таким:
Максим Мамлыга анонсировал мегадайджест Билли, и это то, чего мы все так долго ждали! Если вас интересует масштабная сводка новинок, можно больше ее не искать: вы ее нашли!
Яна написала отзыв о “Тоннеле”, пока я сижу и формулирую. Как и во всех остальных отзывах об этом романе, где-то я согласна, а где-то поспорила бы.
Лена прочитала роман “Элена знает”, который я так сильно полюбила, и рассказывает о нем великолепно и проникновенно.
Стас пишет о “Зоопарке на краю света”, который попал в лонг Ясной Поляны. Я с интересом смотрю на зарубежную номинацию и хочу прочитать там всё.
Ася радует новой порцией баек о Фриках Фиолетовой ветки, моя любимая рубрика!
Полина длинно и по существу пишет о том, правда ли книги современных авторов классные, или она продвигает их чисто по дружбе. Скандалы, интриги, расследования, не пропустите!
Леночка пишет о романе “Возраст согласия”, о котором я подумываю с момента его выхода, а теперь точно знаю, что мне такое надо!
Таня прочитала “Полубрата”!!! Таня – молодец, к тому же написала так, что я уже почти перестала откладывать! Почти…
Дина прочитала “Йеллоуфейс”, мою любимую книгу прошлого года, по которой я готовлю доклад для конференции.
Наде эта книжка Куанг тоже понравилась, хоть и не абсолютно.
А у Галины Юзефович вышла видеоподборка во главе с этой чудесной новинкой – книги о писателях.
Настя рассказывает про “Ночную сучку”, мое недавнее открытие и любовь.
Юля, как обычно, уже прочитала то, что я только планирую: и Канемана, и обе части Фрикономики. Читайте ее пост, и будем хотеть вместе.
Ира затаилась на целый месяц, а в май ворвалась красиво: с винной книжной подборкой! Чтение, которое опьяняет! (Бадум-тсс)
Кристина написала про “Церемонию жизни”, и я сразу захотела перечитать. Что, вероятно, и сделаю, хотя бы кусками.
У Тани случился камбэк на ютуб, для меня это настоящий праздник!
Давайте в комментариях устроим великолепие!!! Присылайте ссылку на ваш самый-самый интересный апрельский пост, если вы ведете канал, а если не ведете, – то самый интересный апрельский пост, который вы отправили в сохраненки. Всё, конечно, о книжечках, друзья! Чтобы мы с вами точно-точно ничего не пропустили!
Максим Мамлыга анонсировал мегадайджест Билли, и это то, чего мы все так долго ждали! Если вас интересует масштабная сводка новинок, можно больше ее не искать: вы ее нашли!
Яна написала отзыв о “Тоннеле”, пока я сижу и формулирую. Как и во всех остальных отзывах об этом романе, где-то я согласна, а где-то поспорила бы.
Лена прочитала роман “Элена знает”, который я так сильно полюбила, и рассказывает о нем великолепно и проникновенно.
Стас пишет о “Зоопарке на краю света”, который попал в лонг Ясной Поляны. Я с интересом смотрю на зарубежную номинацию и хочу прочитать там всё.
Ася радует новой порцией баек о Фриках Фиолетовой ветки, моя любимая рубрика!
Полина длинно и по существу пишет о том, правда ли книги современных авторов классные, или она продвигает их чисто по дружбе. Скандалы, интриги, расследования, не пропустите!
Леночка пишет о романе “Возраст согласия”, о котором я подумываю с момента его выхода, а теперь точно знаю, что мне такое надо!
Таня прочитала “Полубрата”!!! Таня – молодец, к тому же написала так, что я уже почти перестала откладывать! Почти…
Дина прочитала “Йеллоуфейс”, мою любимую книгу прошлого года, по которой я готовлю доклад для конференции.
Наде эта книжка Куанг тоже понравилась, хоть и не абсолютно.
А у Галины Юзефович вышла видеоподборка во главе с этой чудесной новинкой – книги о писателях.
Настя рассказывает про “Ночную сучку”, мое недавнее открытие и любовь.
Юля, как обычно, уже прочитала то, что я только планирую: и Канемана, и обе части Фрикономики. Читайте ее пост, и будем хотеть вместе.
Ира затаилась на целый месяц, а в май ворвалась красиво: с винной книжной подборкой! Чтение, которое опьяняет! (Бадум-тсс)
Кристина написала про “Церемонию жизни”, и я сразу захотела перечитать. Что, вероятно, и сделаю, хотя бы кусками.
У Тани случился камбэк на ютуб, для меня это настоящий праздник!
Давайте в комментариях устроим великолепие!!! Присылайте ссылку на ваш самый-самый интересный апрельский пост, если вы ведете канал, а если не ведете, – то самый интересный апрельский пост, который вы отправили в сохраненки. Всё, конечно, о книжечках, друзья! Чтобы мы с вами точно-точно ничего не пропустили!
Несколько убегающих мыслей:
🌸 Дослушала вторую часть "Квартета Фредерики" Байетт, и хочется бросить всё и начать слушать третью: Байетт пишет настолько мощно на всех уровнях, что устоять невозможно. Это и идеальный язык, и идеальная композиция, и идеальный символизм, и просто захватывающая супер интересная история. Молчать не могу, а писать как будто рано: нужно закончить квартет, потому что я еще не всё понимаю и сначала должна найти ответы и завязать оставленные ниточки — сюжетные, концептуальные, композиционные, даже чисто стилистические.
🌸 Думала, что даже и открывать не буду, но понадобилось для дела: перевод "Йеллоуфейс" и правда чудовищен. И дело даже не (только) в косноязычии или незнании реалий: переводчик уже на третьей странице компрометирует героиню так, что это может поменять взгляд на весь последующий текст. По возможности избегайте — или читайте по диагонали. Я правда стараюсь не придираться к коллегам (хоть я и не играю, а тренирую), но тут сломалась. Я не знаю, зачем так делать, ведь очевидные глупости соседствуют на страницах с удачными и техничными переводческими решениями (но их затмевает внезапная самодеятельность). И тоже молчать не смогла, а внятно писать как будто рано: я еще на третьей странице😅
🌸 Дослушала вторую часть "Квартета Фредерики" Байетт, и хочется бросить всё и начать слушать третью: Байетт пишет настолько мощно на всех уровнях, что устоять невозможно. Это и идеальный язык, и идеальная композиция, и идеальный символизм, и просто захватывающая супер интересная история. Молчать не могу, а писать как будто рано: нужно закончить квартет, потому что я еще не всё понимаю и сначала должна найти ответы и завязать оставленные ниточки — сюжетные, концептуальные, композиционные, даже чисто стилистические.
🌸 Думала, что даже и открывать не буду, но понадобилось для дела: перевод "Йеллоуфейс" и правда чудовищен. И дело даже не (только) в косноязычии или незнании реалий: переводчик уже на третьей странице компрометирует героиню так, что это может поменять взгляд на весь последующий текст. По возможности избегайте — или читайте по диагонали. Я правда стараюсь не придираться к коллегам (хоть я и не играю, а тренирую), но тут сломалась. Я не знаю, зачем так делать, ведь очевидные глупости соседствуют на страницах с удачными и техничными переводческими решениями (но их затмевает внезапная самодеятельность). И тоже молчать не смогла, а внятно писать как будто рано: я еще на третьей странице
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
30 апреля умер Пол Остер. Эта утрата оказалась неожиданно опустошительной для меня: роман “Baumgartner” вдруг из his latest novel превратился в his last.
Меня к Остеру привет букеровский шорт 2017 года, где его роман 4321 был самым выдающимся по объему, и я храбро нырнула в эту огромную книжку, а вынырнула уже преданной поклонницей автора. Это один из немногих писателей, чьи книги я хочу собрать для себя в бумаге все. 4321 был сувениром из поездки, другие книги – подарки и внезапные результаты поиска на авито.
“Баумгартнер” стал десятой книгой, которую я прочитала у автора (на фото не хватает книжки с его перепиской с Кутзее, о которой я вспомнила уже после того, как сделала фото, “Travels in the Scriptorium”, который сейчас в добрых руках подруги, и “Sunset Park”, который я слушала в аудио), и для меня каждая встреча с Остером – яркое и трепетное переживание.
На русском точно видела четыре книги: “4321”, “Бруклинские глупости”, “Ночь оракула”, “Нью-Йоркскую трилогию”, об остальном не знаю. Ниже собрала то, что писала и говорила об Остере на канале и в подкасте, в запрещенной сети можно найти более старые записи, мой профиль называется так же.
◽️“The Brooklyn Follies” / “Бруклинские глупости”
◽️“Travels in the Scriptorium”
◽️“The Red Notebook” #нонфик
◽️“Here and Now: Letters (2008-2011)” by Paul Auster and J.M. Coetzee #нонфик
◽️“Oracle Night” / “Ночь оракула” – статья и подкаст
◽️“Baumgartner”
#полостер #сша
Меня к Остеру привет букеровский шорт 2017 года, где его роман 4321 был самым выдающимся по объему, и я храбро нырнула в эту огромную книжку, а вынырнула уже преданной поклонницей автора. Это один из немногих писателей, чьи книги я хочу собрать для себя в бумаге все. 4321 был сувениром из поездки, другие книги – подарки и внезапные результаты поиска на авито.
“Баумгартнер” стал десятой книгой, которую я прочитала у автора (на фото не хватает книжки с его перепиской с Кутзее, о которой я вспомнила уже после того, как сделала фото, “Travels in the Scriptorium”, который сейчас в добрых руках подруги, и “Sunset Park”, который я слушала в аудио), и для меня каждая встреча с Остером – яркое и трепетное переживание.
На русском точно видела четыре книги: “4321”, “Бруклинские глупости”, “Ночь оракула”, “Нью-Йоркскую трилогию”, об остальном не знаю. Ниже собрала то, что писала и говорила об Остере на канале и в подкасте, в запрещенной сети можно найти более старые записи, мой профиль называется так же.
◽️“The Brooklyn Follies” / “Бруклинские глупости”
◽️“Travels in the Scriptorium”
◽️“The Red Notebook” #нонфик
◽️“Here and Now: Letters (2008-2011)” by Paul Auster and J.M. Coetzee #нонфик
◽️“Oracle Night” / “Ночь оракула” – статья и подкаст
◽️“Baumgartner”
#полостер #сша
Пару суматошных дедлайновых дней назад объявили длинный список современной русскоязычной прозы 22 сезона премии «Ясная Поляна», и я вновь принимаюсь подсчитывать прочитанное и подбивать планы. Из 21 произведения (полный список вот тут) я читала совсем немного:
◽️Екатерина Манойло «Ветер уносит мертвые листья». Альпина.Проза, 2024
◽️Светлана Павлова «Голод». Редакция Елены Шубиной, 2023
◽️Иван Шипнигов «Непонятный роман». Редакция Елены Шубиной, 2024
В моих планах уже прочно обосновались несколько книг:
◽️Надя Алексеева «Полунощница». Редакция Елены Шубиной, 2024
◽️Антон Секисов «Комната Вагинова». Букмейт/Альпина.Проза, 2024
Ну и сегодня я добавлю себе на прочтение, пожалуй, вот что (сомневалась, читать ли, но теперь склоняюсь все же прочитать):
◽️Мария Лебедева «Там темно». Редакция Елены Шубиной, 2024
Будем делать ставки на победителей? У вас уже есть фавориты лонглиста? Как вам вообще нравится эта подборка?
◽️Екатерина Манойло «Ветер уносит мертвые листья». Альпина.Проза, 2024
◽️Светлана Павлова «Голод». Редакция Елены Шубиной, 2023
◽️Иван Шипнигов «Непонятный роман». Редакция Елены Шубиной, 2024
В моих планах уже прочно обосновались несколько книг:
◽️Надя Алексеева «Полунощница». Редакция Елены Шубиной, 2024
◽️Антон Секисов «Комната Вагинова». Букмейт/Альпина.Проза, 2024
Ну и сегодня я добавлю себе на прочтение, пожалуй, вот что (сомневалась, читать ли, но теперь склоняюсь все же прочитать):
◽️Мария Лебедева «Там темно». Редакция Елены Шубиной, 2024
Будем делать ставки на победителей? У вас уже есть фавориты лонглиста? Как вам вообще нравится эта подборка?
Telegram
Книги на Поляне
Объявлен длинный список современной русскоязычной прозы 22 сезона премии «Ясная Поляна» — самый короткий за всю историю номинации🌾
Сегодня соучредители литературной премии «Ясная Поляна», музей-усадьба Л. Н. Толстого и компания Samsung Electronics, объявили…
Сегодня соучредители литературной премии «Ясная Поляна», музей-усадьба Л. Н. Толстого и компания Samsung Electronics, объявили…
🌸Всегда люблю, когда появляется повод перезнакомить разных хороших людей с общими интересами🌸
🌸Сегодня Лада @bookzabor собрала вместе тех, кто любит книжки, читает книжки, пишет (про) книжки, и мне хочется, чтобы с нашей веселой компанией познакомились и вы, хотя я уверена, многих вы уже знаете🌸
🌸Вот здесь каналы, с которыми я хочу сегодня вас познакомить. А если вы уже на кого-то подписаны, или прямо сейчас неожиданно нашли то, что искали, обязательно напишите мне об этом🌸
🌸Сегодня Лада @bookzabor собрала вместе тех, кто любит книжки, читает книжки, пишет (про) книжки, и мне хочется, чтобы с нашей веселой компанией познакомились и вы, хотя я уверена, многих вы уже знаете🌸
🌸Вот здесь каналы, с которыми я хочу сегодня вас познакомить. А если вы уже на кого-то подписаны, или прямо сейчас неожиданно нашли то, что искали, обязательно напишите мне об этом🌸
Telegram
Книговедение
Лада Кулинич invites you to add the folder “Книговедение”, which includes 20 chats.
“Trust”, Hernan Diaz
“Доверие”, Эрнан Диаз
Роман вошел в лонг Букеровской премии в 2022 году, а в 2024 – в мое сердечко! Не так много романов я читаю взахлеб, немногие книги я удостаиваю титула Просто Очень Интересная Книжка, и вот тут именно она.
Роман состоит из четырех частей:
роман о некоем финансовом магнате и его жене за авторством малоизвестного писателя;
неоконченная рукопись автобиографии того же финансового магната;
мемуары писательницы, которая была гострайтером неоконченной автобиографии магната;
часть дневников жены финансового магната.
Как видно из структуры романа, центральное место отводится финансовому дельцу, который растил свое состояние, прослыл легендой, женился, стал сказочно богат, а потом умерла его жена, дела пошли на спад (по мнению злых языков, разумеется), а потом, не оставив наследника, умер и он сам. Это обманчивое впечатление: книга незатейливо но в то же время интересно играет в перевертышей, и каждая следующая часть как будто бы призвана полностью менять наше представление о том, что было в предыдущей. Но все чуть прозрачнее и чуть проще, чем кажется поначалу, но оттого не менее занимательно.
Первая часть романа подражает Драйзеру и Голсуорси, но сделана намного спокойнее и нейтральнее, как будто выкрутив контрастность стиля на минимум. Персонажи описаны как-то робко, практически нет диалогов, и все это повествование видится как один большой пролог к тому, что будет дальше. Кажется, как будто не очень старательный романист очень лениво облек в художественную форму факты биографии, присыпав их кучками клише.
Вторая часть же с порога бьет наотмашь уже другим сортом клише: благородная автобиография благородного мужа, самоотверженно занятого благородным делом на благо семьи, нации, государства и вообще всех, кого только можно. Максимально респектабельная и благопристойная жизнь описана максимально респектабельно и благопристойно. Примерно на каждой странице прыскаешь со смеху: это такая откровенная поделка, чтобы потешить самолюбие, это настолько плохо, что даже хорошо. Здесь бросаются в глаза значительные фактические расхождения с фикционализированной биографией из первой части, и становится очевидно, чего боится финансист, о чем хочет умолчать, какие пятна своей жизни жаждет подправить. Неужели, раз богач так боится какой-то книжки, в ней всё правда? А может, это еще и не вся правда?
Третья часть, казалось бы, призвана ответить на эти вопросы. Писательница, которая работала над автобиографией в качестве гострайтера, общалась с финансистом, наблюдала его лично, проводила с ним много времени и могла составить ясное мнение о том, каков он на самом деле. Но он нанял ее уже на склоне лет, незадолго до собственной смерти. Надо ли говорить, что он не горел желанием рассказывать ей о своей подноготной, а напротив, выдавал ей сильно отредактированную версию событий? Но писательница через много лет все же возвращается в дом, который уже стал музеем, чтобы поискать для себя ответ на самый главный вопрос: кем была на самом деле жена финансиста, образ которой он подверг такой значительной редактуре в так и не законченной автобиографии.
Четвертая часть дает ответы на те вопросы, которые начали мучить внимательного читателя еще с первой части. Это дневники загадочной жены, которая как будто обрела множественные личности в множественных повествованиях, но тут она очищается от взглядов других людей и говорит сама. Она раскрывает нам самый главный поворот сюжета, о котором мы, читатели, и так давно уже догадались, но как же приятно бывает подтвердить свою догадку, когда ты уже к этому готов!
Прекрасная книга, в которой нет ни одного лишнего слова, замечательное захватывающее чтение!
#букер #сша #диаз
“Доверие”, Эрнан Диаз
Роман вошел в лонг Букеровской премии в 2022 году, а в 2024 – в мое сердечко! Не так много романов я читаю взахлеб, немногие книги я удостаиваю титула Просто Очень Интересная Книжка, и вот тут именно она.
Роман состоит из четырех частей:
роман о некоем финансовом магнате и его жене за авторством малоизвестного писателя;
неоконченная рукопись автобиографии того же финансового магната;
мемуары писательницы, которая была гострайтером неоконченной автобиографии магната;
часть дневников жены финансового магната.
Как видно из структуры романа, центральное место отводится финансовому дельцу, который растил свое состояние, прослыл легендой, женился, стал сказочно богат, а потом умерла его жена, дела пошли на спад (по мнению злых языков, разумеется), а потом, не оставив наследника, умер и он сам. Это обманчивое впечатление: книга незатейливо но в то же время интересно играет в перевертышей, и каждая следующая часть как будто бы призвана полностью менять наше представление о том, что было в предыдущей. Но все чуть прозрачнее и чуть проще, чем кажется поначалу, но оттого не менее занимательно.
Первая часть романа подражает Драйзеру и Голсуорси, но сделана намного спокойнее и нейтральнее, как будто выкрутив контрастность стиля на минимум. Персонажи описаны как-то робко, практически нет диалогов, и все это повествование видится как один большой пролог к тому, что будет дальше. Кажется, как будто не очень старательный романист очень лениво облек в художественную форму факты биографии, присыпав их кучками клише.
Вторая часть же с порога бьет наотмашь уже другим сортом клише: благородная автобиография благородного мужа, самоотверженно занятого благородным делом на благо семьи, нации, государства и вообще всех, кого только можно. Максимально респектабельная и благопристойная жизнь описана максимально респектабельно и благопристойно. Примерно на каждой странице прыскаешь со смеху: это такая откровенная поделка, чтобы потешить самолюбие, это настолько плохо, что даже хорошо. Здесь бросаются в глаза значительные фактические расхождения с фикционализированной биографией из первой части, и становится очевидно, чего боится финансист, о чем хочет умолчать, какие пятна своей жизни жаждет подправить. Неужели, раз богач так боится какой-то книжки, в ней всё правда? А может, это еще и не вся правда?
Третья часть, казалось бы, призвана ответить на эти вопросы. Писательница, которая работала над автобиографией в качестве гострайтера, общалась с финансистом, наблюдала его лично, проводила с ним много времени и могла составить ясное мнение о том, каков он на самом деле. Но он нанял ее уже на склоне лет, незадолго до собственной смерти. Надо ли говорить, что он не горел желанием рассказывать ей о своей подноготной, а напротив, выдавал ей сильно отредактированную версию событий? Но писательница через много лет все же возвращается в дом, который уже стал музеем, чтобы поискать для себя ответ на самый главный вопрос: кем была на самом деле жена финансиста, образ которой он подверг такой значительной редактуре в так и не законченной автобиографии.
Четвертая часть дает ответы на те вопросы, которые начали мучить внимательного читателя еще с первой части. Это дневники загадочной жены, которая как будто обрела множественные личности в множественных повествованиях, но тут она очищается от взглядов других людей и говорит сама. Она раскрывает нам самый главный поворот сюжета, о котором мы, читатели, и так давно уже догадались, но как же приятно бывает подтвердить свою догадку, когда ты уже к этому готов!
Прекрасная книга, в которой нет ни одного лишнего слова, замечательное захватывающее чтение!
#букер #сша #диаз
“Тоннель”, Яна Вагнер @shubinabooks
Эту книгу читали или слушали весной все, кто следит за книжными обновками, и я не стала исключением: после “Кто не спрятался” я практически сразу взялась за “Тоннель”, уже зная, что Яна Вагнер умеет занять персонажей в закрытом пространстве так, чтобы они не скучали. И мне скучать тоже не пришлось.
Летним воскресным вечером один из автомобильных тоннелей под Москвой-рекой вдруг заблокировался дверями с обеих сторон. Люди оказались отрезаны от внешнего мира без связи и информации: почему, надолго ли, придет ли помощь, что делать и кто виноват. Как водится, люди находят и причины (в своей голове), и виноватых (там же), и не всегда могут оставаться людьми.
Яна Вагнер собирает в тоннеле автомобилистов всех сортов и видов, определяя их через их транспортное средство или род занятий, имен мы практически не знаем, и так получается нечто вроде ковчега. В тоннеле собираются представители разных слоев общества, разных национальностей, разного достатка, разных взглядов, разного статуса – от преступника до чиновника. Но перед стальной дверью все равны, выйти не может никто, и все одинаково хотят домой, по делам, а после ночи – есть и пить.
Вместо романа-катастрофы Вагнер предлагает что-то вроде социального романа. Чем это не “Повелитель мух” с ограниченным пространством и ограниченными ресурсами, где для всеобщего – или не очень общего – блага ресурсами кто-то должен распорядиться, и вообще основать новую иерархию и все это возглавить? А может быть, вообще возглавлять никого не надо, и люди самостоятельно способны организоваться в горизонтальные структуры (простите мой французский) и прекрасно помочь друг другу? И вообще, как действовать, если все привычные модели поведения оказываются нефункциональны, неадекватны ситуации, если каждый час подбрасывает какую-то новую неожиданную задачу?
Каждый герой решает эту задачу по-своему, но что интересно, у каждого оказывается какая-то неожиданная оборотная сторона. Привычные нам стереотипные герои, ходячие примитивные типажи, вдруг будто снимают маску и показывают совсем другое лицо. Каждый персонаж, запертый в тоннеле, должен будет посмотреть самому себе в глаза и сделать судьбоносный выбор, каждый в итоге сделает шаг, который бы никогда не сделал в обычной жизни, столкнется с версией себя, о которой, возможно, не имел ни малейшего понятия – или давно успел забыть.
Мне понравилось наблюдать за динамикой взаимоотношений персонажей, но весь роман я провела в раздраженном напряжении. В критической ситуации эти обычные и на первый взгляд вполне адекватные люди принимали наиболее неадекватные решения, вели себя как обезумевшая толпа, порой просто теряли остатки разума. В какой-то момент это уже показалось мне неправдоподобно бесчеловечным – и к героям, и к читателю. Я устала от романа, перевалив за середину, но все же дочитала до конца: и о боже мой, эта концовка! Я видела мнения о ее неоднозначности, но их я не разделяю: финал вполне определенный, и Яна Вагнер совсем не обманула, когда в своих интервью заявляла, что дает читателю надежду.
Читали “Тоннель”? Или только собираетесь?
#россия #янавагнер
Эту книгу читали или слушали весной все, кто следит за книжными обновками, и я не стала исключением: после “Кто не спрятался” я практически сразу взялась за “Тоннель”, уже зная, что Яна Вагнер умеет занять персонажей в закрытом пространстве так, чтобы они не скучали. И мне скучать тоже не пришлось.
Летним воскресным вечером один из автомобильных тоннелей под Москвой-рекой вдруг заблокировался дверями с обеих сторон. Люди оказались отрезаны от внешнего мира без связи и информации: почему, надолго ли, придет ли помощь, что делать и кто виноват. Как водится, люди находят и причины (в своей голове), и виноватых (там же), и не всегда могут оставаться людьми.
Яна Вагнер собирает в тоннеле автомобилистов всех сортов и видов, определяя их через их транспортное средство или род занятий, имен мы практически не знаем, и так получается нечто вроде ковчега. В тоннеле собираются представители разных слоев общества, разных национальностей, разного достатка, разных взглядов, разного статуса – от преступника до чиновника. Но перед стальной дверью все равны, выйти не может никто, и все одинаково хотят домой, по делам, а после ночи – есть и пить.
Вместо романа-катастрофы Вагнер предлагает что-то вроде социального романа. Чем это не “Повелитель мух” с ограниченным пространством и ограниченными ресурсами, где для всеобщего – или не очень общего – блага ресурсами кто-то должен распорядиться, и вообще основать новую иерархию и все это возглавить? А может быть, вообще возглавлять никого не надо, и люди самостоятельно способны организоваться в горизонтальные структуры (простите мой французский) и прекрасно помочь друг другу? И вообще, как действовать, если все привычные модели поведения оказываются нефункциональны, неадекватны ситуации, если каждый час подбрасывает какую-то новую неожиданную задачу?
Каждый герой решает эту задачу по-своему, но что интересно, у каждого оказывается какая-то неожиданная оборотная сторона. Привычные нам стереотипные герои, ходячие примитивные типажи, вдруг будто снимают маску и показывают совсем другое лицо. Каждый персонаж, запертый в тоннеле, должен будет посмотреть самому себе в глаза и сделать судьбоносный выбор, каждый в итоге сделает шаг, который бы никогда не сделал в обычной жизни, столкнется с версией себя, о которой, возможно, не имел ни малейшего понятия – или давно успел забыть.
Мне понравилось наблюдать за динамикой взаимоотношений персонажей, но весь роман я провела в раздраженном напряжении. В критической ситуации эти обычные и на первый взгляд вполне адекватные люди принимали наиболее неадекватные решения, вели себя как обезумевшая толпа, порой просто теряли остатки разума. В какой-то момент это уже показалось мне неправдоподобно бесчеловечным – и к героям, и к читателю. Я устала от романа, перевалив за середину, но все же дочитала до конца: и о боже мой, эта концовка! Я видела мнения о ее неоднозначности, но их я не разделяю: финал вполне определенный, и Яна Вагнер совсем не обманула, когда в своих интервью заявляла, что дает читателю надежду.
Читали “Тоннель”? Или только собираетесь?
#россия #янавагнер
“Расшифровка”, Май Цзя @inspiria_books
Как простой мальчик из деревни может стать одним из топовых расшифровщиков секретных кодов для китайских спецслужб?
Жун Цзиньчжэнь в детстве носил прозвище Червяк, жил с приемным отцом-иностранцем и любил считать муравьев, в трагический момент жизни изобрел умножение, а потом чуть не покинул Китай.
Конечно, это был не совсем простой мальчик из деревни. Книга расскажет о его семье, образованных и талантливых родственниках, которые занимали видные посты в университете; о сложной и странной судьбе его рода, которая и привела к тому, что мальчик оказался вдали от родных и даже без имени. А главное – о том, что человеческая благодарность за заботу и тепло может быть безграничной и бесконечной; о том, что не каждый человек может стать таким, как все; о том, что истинный талант может и прославить, и погубить.
Если ждать от этой книги шпионского триллера, можно знатно разочароваться. Скорее, это биография, которая начинается за пару поколений до рождения героя, а заканчивается его тетрадями и дневниками. Это полудокументальное свидетельство неравнодушного человека, который хотел, чтобы историю Жун Цзиньчжэня не забыли.
Кажется, что Жун Цзиньчжэня вела судьба, что у него не было шанса самостоятельно распорядиться своей жизнью. С одной стороны, кажется, что такому человеку даже повезло, что его незаурядный талант получил сначала развитие, а потом и применение. Но с другой, если бы не череда случайностей, сделал ли бы он сам тот же выбор? Или он хотел совсем другой жизни? Смог бы он сохранить свой разум и волю?
#китай
Как простой мальчик из деревни может стать одним из топовых расшифровщиков секретных кодов для китайских спецслужб?
Жун Цзиньчжэнь в детстве носил прозвище Червяк, жил с приемным отцом-иностранцем и любил считать муравьев, в трагический момент жизни изобрел умножение, а потом чуть не покинул Китай.
Конечно, это был не совсем простой мальчик из деревни. Книга расскажет о его семье, образованных и талантливых родственниках, которые занимали видные посты в университете; о сложной и странной судьбе его рода, которая и привела к тому, что мальчик оказался вдали от родных и даже без имени. А главное – о том, что человеческая благодарность за заботу и тепло может быть безграничной и бесконечной; о том, что не каждый человек может стать таким, как все; о том, что истинный талант может и прославить, и погубить.
Если ждать от этой книги шпионского триллера, можно знатно разочароваться. Скорее, это биография, которая начинается за пару поколений до рождения героя, а заканчивается его тетрадями и дневниками. Это полудокументальное свидетельство неравнодушного человека, который хотел, чтобы историю Жун Цзиньчжэня не забыли.
Кажется, что Жун Цзиньчжэня вела судьба, что у него не было шанса самостоятельно распорядиться своей жизнью. С одной стороны, кажется, что такому человеку даже повезло, что его незаурядный талант получил сначала развитие, а потом и применение. Но с другой, если бы не череда случайностей, сделал ли бы он сам тот же выбор? Или он хотел совсем другой жизни? Смог бы он сохранить свой разум и волю?
#китай
“Lanny” by Max Porter (2020)
Ланни – удивительный мальчик. Он тонко чувствует прекрасное, облекает свои ощущения в слова, берет уроки живописи и скульптуры у живущего по соседству известного художника. При этом он не нелюдим: в школе у него хорошие оценки и много друзей.
Однажды Ланни не пришел домой, и все жители деревни, куда семья Ланни переехала не так давно, живо откликнулась на эту трагедию.
Я прочитала эту книжку в деньрожденной поездке и рассказываю о ней подробнее на нашем коллективном канале о книгах, которые (пока) не вышли на русском языке, Не перевелись ещё.
Ланни – удивительный мальчик. Он тонко чувствует прекрасное, облекает свои ощущения в слова, берет уроки живописи и скульптуры у живущего по соседству известного художника. При этом он не нелюдим: в школе у него хорошие оценки и много друзей.
Однажды Ланни не пришел домой, и все жители деревни, куда семья Ланни переехала не так давно, живо откликнулась на эту трагедию.
Я прочитала эту книжку в деньрожденной поездке и рассказываю о ней подробнее на нашем коллективном канале о книгах, которые (пока) не вышли на русском языке, Не перевелись ещё.
“Течения”, Даша Благова @alpinaproza
Я одновременно подходила к этому роману с высокими ожиданиями – и много не ждала. Первый роман Благовой я пропустила, а вот второй очень захотелось прочитать: профдеформация требует, чтобы романы про студентов не проходили мимо меня.
Хорошая девочка Настя из южного города поступила в столичный вуз – и началось! Как отличница из провинции будет чувствовать себя среди студентов в Москве, как будет строить отношения со своей малой родиной, через какие сложности будут проходить те, кто ее окружает, и какой выбор ей предстоит сделать – а потом делать снова и снова. Все это было для меня и бесконечно далеко (я не училась в Москве, не жила в общежитии, не работала во время учебы, училась я пораньше, чем героиня, да и вообще я не из небольшого южного города, и мои родители всегда были рядом), и бесконечно близко (я тоже попала из деревенской школы в вуз в городе, не особенно хорошо понимала, как вообще жить эту взрослую жизнь, кто мои настоящие друзья, как понять, кто я такая теперь – когда я больше не звезда своей небольшой школы).
Настя мечется между попытками достичь всех своих целей и найти настоящих подруг. Пытается одновременно выгрызть себе немножко маминой любви, которой так много уходило старшей сестре, и в то же время не беспокоить маму, которой так много себя приходится отдавать той самой сестре. Хочет не потерять лицо перед однокурсницами и перед новой очень крутой подругой, и в то же время как-то не вылететь из университета и не умереть с голоду. Сложно, это все очень сложно, особенно когда ты просто первокурсница, а вокруг тебя к тому же творится история, и ты совсем не понимаешь, какое отношение это имеет к тебе, если ты просто хочешь получить образование и найти хорошую работу в Москве. Работу в журналистике.
Если говорить совсем честно, меня чуть не отвратила от чтения первая глава романа. Это флешфорвард куда-то в середину романа, близко к самому тяжелому периоду в жизни героини, когда она была совсем у дна, от которого ей предстояло оттолкнуться. Эта мрачная интроспекция меня несколько напугала: я пока еще не знакома с героиней, не готова ей сопереживать, у меня нет к ней никаких чувств – и вот я уже знаю, как она страдает от своей родинки над губой, что чувствует во время секса, как бродит по пустынным коридорам.
Но продравшись через это мрачное интро, я оказалась в начале очень живой, внятной и эмоциональной истории. Настя готовится ехать в Москву, ее старшая сестра готовится рожать ребенка, все стоят на пороге важных изменений, а потом все начинает случаться, и случается, и случается, и случается…
Мне очень-очень понравился этот прекрасный и бесконечно реальный роман о самом важном периоде в жизни каждого человека. Ты меняешься так неистово, так бурно, что каждое встречное или боковое течение в твоей жизни может унести тебя в самом неожиданном направлении, и с этим почти – почти! – ничего нельзя сделать. Почти. Для меня это важная книга, во-первых, потому что я нашла несколько неожиданных точек соприкосновения с героиней (чей опыт настолько сильно отличается от моего). И во-вторых, потому что я с неотвратимой регулярностью вижу этих растерянных ошалевших первокурсников и пытаюсь протянуть им руку, которая, возможно, поможет им прийти к самим себе.
Я одновременно подходила к этому роману с высокими ожиданиями – и много не ждала. Первый роман Благовой я пропустила, а вот второй очень захотелось прочитать: профдеформация требует, чтобы романы про студентов не проходили мимо меня.
Хорошая девочка Настя из южного города поступила в столичный вуз – и началось! Как отличница из провинции будет чувствовать себя среди студентов в Москве, как будет строить отношения со своей малой родиной, через какие сложности будут проходить те, кто ее окружает, и какой выбор ей предстоит сделать – а потом делать снова и снова. Все это было для меня и бесконечно далеко (я не училась в Москве, не жила в общежитии, не работала во время учебы, училась я пораньше, чем героиня, да и вообще я не из небольшого южного города, и мои родители всегда были рядом), и бесконечно близко (я тоже попала из деревенской школы в вуз в городе, не особенно хорошо понимала, как вообще жить эту взрослую жизнь, кто мои настоящие друзья, как понять, кто я такая теперь – когда я больше не звезда своей небольшой школы).
Настя мечется между попытками достичь всех своих целей и найти настоящих подруг. Пытается одновременно выгрызть себе немножко маминой любви, которой так много уходило старшей сестре, и в то же время не беспокоить маму, которой так много себя приходится отдавать той самой сестре. Хочет не потерять лицо перед однокурсницами и перед новой очень крутой подругой, и в то же время как-то не вылететь из университета и не умереть с голоду. Сложно, это все очень сложно, особенно когда ты просто первокурсница, а вокруг тебя к тому же творится история, и ты совсем не понимаешь, какое отношение это имеет к тебе, если ты просто хочешь получить образование и найти хорошую работу в Москве. Работу в журналистике.
Если говорить совсем честно, меня чуть не отвратила от чтения первая глава романа. Это флешфорвард куда-то в середину романа, близко к самому тяжелому периоду в жизни героини, когда она была совсем у дна, от которого ей предстояло оттолкнуться. Эта мрачная интроспекция меня несколько напугала: я пока еще не знакома с героиней, не готова ей сопереживать, у меня нет к ней никаких чувств – и вот я уже знаю, как она страдает от своей родинки над губой, что чувствует во время секса, как бродит по пустынным коридорам.
Но продравшись через это мрачное интро, я оказалась в начале очень живой, внятной и эмоциональной истории. Настя готовится ехать в Москву, ее старшая сестра готовится рожать ребенка, все стоят на пороге важных изменений, а потом все начинает случаться, и случается, и случается, и случается…
Мне очень-очень понравился этот прекрасный и бесконечно реальный роман о самом важном периоде в жизни каждого человека. Ты меняешься так неистово, так бурно, что каждое встречное или боковое течение в твоей жизни может унести тебя в самом неожиданном направлении, и с этим почти – почти! – ничего нельзя сделать. Почти. Для меня это важная книга, во-первых, потому что я нашла несколько неожиданных точек соприкосновения с героиней (чей опыт настолько сильно отличается от моего). И во-вторых, потому что я с неотвратимой регулярностью вижу этих растерянных ошалевших первокурсников и пытаюсь протянуть им руку, которая, возможно, поможет им прийти к самим себе.